Сочинение на тему да и как можно обманывать друга

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению по заданному тексту. Вашему вниманию предлагается отрывок из произведения русской писательницы В. А. Осеевой-Хмелёвой (слайд № 1).

3. Слово учителя.

С доброй улыбкой и щемящей грустью пишет В. А. Осеева о ваших ровесниках – 15-летних подростках. И это не случайно. Юность – дорогая, невозвратная пора ожиданий, пора надежд, когда кажется, что весь мир у твоих ног и всё тебе по плечу. Юность – это бескорыстная дружба и первое признание в любви. Радости и огорчения, сомнения и открытия. Юность – это пора взросления, пора размышлений о жизни и о себе. Разными дорогами уходят люди из юности, разные испытания выпадают им во взрослой жизни, но воспоминания о крылатой поре живут всегда в их сердцах (слайды № 3 – 8).

4. Чтение текста учащимися.

(1) В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3) Ни в лес, ни в поле, ни по узенькой тропке среди моря колосьев ржи. (4) Ничего этого больше не будет! (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(11) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12) И обманывать их бесполезно. (13) Да и как можно обманывать друга?

(14) Много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15) Но ведь всё это было другое. (16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(21) Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22) Не говори ему ничего, - сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23) Слышишь меня.

– (24) Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25) Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26) Нас было трое друзей. (27) А теперь должно быть двое! (28) И из нас троих нельзя обмануть никого!

5. Аналитическая работа над текстом.

1) Словарная работа (выступают заранее подготовленные ученики).

Боль – 1. Ощущение страдания. Физическая боль. Душевная боль.

Душа – 1. Внутренний, психический мир человека. Радостно на душе. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа.

Обида – 1. Несправедливо причинённое огорчение, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды.

Жертва – 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо. 2. Добровольный отказ от кого-нибудь или чего-нибудь в чью-нибудь пользу. Принести себя в жертву. 3. О ком-нибудь страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы пожара.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Поступить по совести. Люди с чистой совестью.

Сердце – 1. Центральный орган кровеносной системы. 2. перен. Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. Доброе сердце. 3. перен. Важнейшее место чего-нибудь. Москва – сердце нашей Родины.

Тревога – 1. Беспокойство, волнение. Быть в тревоге. 2. Шум, переполох, суматоха. На улице тревога.

Торжество – 1. Большое празднество в честь какого-либо события. 2. Чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю. В голосе звучит торжество.

Задача – 1. Вычисление. 2. Сложный вопрос, проблема, требующие разрешения. Жизненно важная задача.

Удар – 1. Резкий толчок. 2. Стремительное нападение. 3. Тяжёлое потрясение. Испытать удар судьбы.

2) Какова тема текста? (Тема текста – дружба).

3) Найдите ключевые слова. (Динка, Андрей (Хохолок), Лёня, друг, велосипед).

  1. Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Хохолком.
  2. Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.
  3. Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.
  4. Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком (слайд № 9)

5) В чём Динка должна была признаться Андрею? (Она должна была признаться в том, что уже выросла, что из двух ребят ей больше всего нравится Лёня и она хочет быть с ним. Андрей третий лишний).

6) Докажите, что расставание с другом – сложное испытание для повзрослевшей Динки. Как об этом пишет автор? (16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого).

7) Почему Динка дорожит отношениями с Андреем? (Андрей был настоящим другом. Он хорошо понимал Динку и любил делать для неё приятное. Она доверяла ему свои тайны).

9) Как по-другому могла поступить героиня? (Динка могла оставить всё, как есть: по-прежнему встречаться с ребятами. Но тогда бы ей пришлось обманывать Андрея, чтобы быть вдвоём с Лёней).

10) Могла ли пойти на это Динка? (Нет. Она не хотела лгать Андрею. Ей было совестно).

11) Как об этом пишет автор? (11) она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…(12) И обманывать их бесполезно. Да и как можно обманывать друга?)

12) Как к переживаниям подруги относится Лёня? Выберите правильный ответ.

  1. Лёня привык руководить поступками и чувствами Динки, и ему не хотелось, чтобы она переживала из-за пустяков.
  2. Лёня воспринимал переживания Динки как свои собственные.
  3. Лёне неприятно было, что Динка так ждёт появления Хохолка.
  4. Лёню беспокоило, что Динка могла принять решение не в его пользу (слайд № 10)

14) Какое окончательное решение принимает героиня? (Она решила рассказать Андрею правду: (28) Из нас троих нельзя обмануть никого!)

15) Какое высказывание отражает основную мысль текста? Выберите правильный ответ.

  1. Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).
  2. Порой легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. (Ф. Ларошфуко).
  3. Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения её порой приходится сносить и обиды (Цицерон).
  4. Ложь, если она приносит счастье другим, важнее любой правды (С. Цвейг) (слайд № 11).

Слово учителя. Главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями. Обманывая тех, кто нас любит, мы предаём их, обрекаем на страдания, а себя – на угрызения совести. Поэтому, принимая важное в жизни решение, мы должны прислушиваться к голосу совести и поступать так, чтобы не причинять боль другим.

6. Работа над композицией сочинения-рассуждения.

2) Вспомним, из каких частей состоит сочинение-рассуждение.

Тезис (основное положение, которое нужно доказать) – аргументы (доказательства) – вывод (слайд № 12).

3) Вначале напишем небольшое вступление, в котором раскроем тему текста и сформулируем тезис.

Тема текста – дружба. Без неё трудно представить нашу жизнь. Дружба дарит нам радость общения и поддерживает в тяжёлую минуту. Она делает нас добрее и чище. Поэтому права Динка, которая дорожит друзьями и считает, что их нельзя обманывать.

4) Приведём аргументы. Для этого используем вводные слова, которые указывают на порядок мыслей и их связь.

5) Вывод.

Таким образом, автор убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.

7) Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по заданному тексту, используя материалы урока (слайд № 13).


Без рубрики


Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)*

Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.

Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки (предложения 6, 11), но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих (предложения 25-28).

Данная фраза принадлежит девочке Динке. Она считает, что друга нельзя обманывать ни при каких обстоятельствах, потому что друг – это близкий человек, который доверяет тебе и который не заслуживает лжи. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.

Когда Динка осознала, что к одному из своих друзей она испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга,

Андрея, и что тот обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. С одной стороны, она понимала, что для Хохолка эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и поэтому испытывала огромные душевные муки предложения 6, 11. , но, с другой стороны, девочка не могла обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Поэтому, когда Лёня попросил Динку ничего не говорить Андрею, она твёрдо решила, несмотря на свою боль и страх, сказать ему правду, как бы тяжело это ни было для всех троих предложения 25-28. .

Таким образом, Динка – очень честный и порядочный человек, который заслуживает

уважения. 162 слова.

1. В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 3. Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. 4. Ничего этого больше не будет! 5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

11. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… 12. И обманывать их бесполезно. 13. Да и как можно обманывать друга?

14. Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. 15. Но ведь всё это было другое. 16. А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. 17. Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

21. Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– 22. Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – 23. Слышишь меня.

– 24. Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – 25. Я, конечно, всё понимаю, Лёня… 26. Нас было трое друзей. 27. А теперь должно быть двое! 28. И из нас троих нельзя обмануть никого! По В. Осеевой.


На данной странице для школьников 9-го класса, мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019 по Русскому языку. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на основном экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению. Основной учебник для подготовки сочинений: Цыбулько ОГЭ 2019 Русский язык. 36 вариантов.

Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.2


Сочинение ОГЭ 15.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс


Сочинение ОГЭ 15.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас


Сочинение ОГЭ 15.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Задание 15 № 3283

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Да и как можно обманывать друга? . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Как можно понять смысл этой фразы?
Истолковать её, по-моему, можно так. Динка – честный и совестливый человек. Она понимает, что
необходимо сделать непростой выбор, пожертвовать одним другом ради другого. И этот выбор даётся ей
очень трудно.

Докажем это, обратясь к тексту.

Во-первых, мы видим, что на душе у девушки тревожно. Но она волнуется не за себя, а за друга
детства Хохолка (предложение № 7).

Таким образом, мы понимаем, что героиня страдает от того, что её придётся нанести другу удар, но
обмануть Андрея она не может.

(11)Одно толь­ко вос­по­ми­на­ние об этом не­стер­пи­мо му­чи­ло Динку, она ви­де­ла перед собой зна­ко­мые глаза и хо­ро­шо знала: эти умные глаза чи­та­ют в её душе. (12)И об­ма­ны­вать их бес­по­лез­но. (13)Да и как можно об­ма­ны­вать друга?

(14)Ко­неч­но, много мел­ких вы­кру­чи­ва­ний, много дет­ско­го вра­нья лежит на со­ве­сти преж­ней Динки. (15)Но ведь всё это было дру­гое.

(16)А Динка росла, и жизнь ста­ви­ла за­да­чи всё труд­нее, серьёзнее. (17)Эти за­да­чи тре­бо­ва­ли сме­лых ре­ше­ний, но ещё ни разу они не тре­бо­ва­ли от Динки такой жерт­вы — от­ка­зать­ся от од­но­го ради дру­го­го.

(21)Про­сле­див оста­но­вив­ший­ся взгляд Динки, Лёня уви­дел въез­жа­ю­щий с до­ро­ги ве­ло­си­пед.

– (22)Не го­во­ри ему ни­че­го, — сжи­мая хо­лод­ную руку по­дру­ги, быст­ро ска­зал Лёня. — (23)Слы­шишь меня.

– (24)Слышу, — про­шеп­та­ла Динка, и губы её дрог­ну­ли. — (25)Я, ко­неч­но, всё по­ни­маю, Лёня. (26)Нас было трое дру­зей. (27)А те­перь долж­но быть двое! (28)И из нас троих нель­зя об­ма­нуть ни­ко­го!



Сочинение ОГЭ 15.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс


Сочинение ОГЭ 15.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас


Сочинение ОГЭ 15.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас

Читайте также: