Счастье есть дело судьбы ума и характера сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Более полувека тому назад совсем юная и никому еще не известная Марина Цветаева высказала непоколебимую уверенность:

Разбросанным в пыли по магазинам

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Прошли годы трудной жизни и напряженной творческой работы – и гордая уверенность обернулась полным неверием:

“Мне в современности и в будущем – места нет”.

Это, конечно, отчасти полемическая крайность, отчасти добросовестное заблуждение, в известной мере объяснимое одиночеством и растерянностью

Судьба художника не сводится к его личной судьбе: художник уходит – искусство остается. Сама Цветаева сказала гораздо точнее: “…во мне нового ничего нет, кроме моей поэтической отзывчивости на новое звучание воздуха”. Благодаря этой отзывчивости большой поэт, фатально пытавшийся противопоставить себя своему веку, в конечном итоге оказался неотделим от искусства этого века.

Наследие поэтессы велико. Тринадцать изданных ею книжек и множество вышедших посмертно. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики,

семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиофафическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

Обширное наследие это неравноценно. Есть в нем и то, что пережило свое время или было продиктовано соображениями случайными, злобой давно минувших событий. Но без лучших стихов и поэм Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное представление о русской литературе XX века.

Умом поэтесса не была обижена, характер ее был противоречив, а судьба к ней была жестока.

Стихи она начала писать с шести лет , печататься – в шестнадцать, а два года спустя, еще не сняв гимназическую форму, тайком от семьи выпустила довольно объемистый сборник – “Вечерний альбом” Изданный небольшим тиражом, он не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда прилавки. Его заметили и одобрили такие взыскательные и влиятельные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Брюсов противопоставлял Цветаеву другому тогдашнему дебютанту – Илье Эренбургу. “Если Эренбург, – писал он, – постоянно вращается в условном мире, созданном им самим, в мире рыцарей, капелланов, трубадуров, то стихи Цветаевой, напротив, всегда отправляются от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого”.

Особенно поддержал Цветаеву при вхождении ее ъ литературу М. Волошин, который адресовал ей стихи, где писал:

К вам душа так радостно влекома…

О, какая веет благодать

От страниц “Вечернего альбома”!

Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: “…она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовь к душевному косноязычью, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок”.

Однажды Цветаева обмолвилась по чисто литературному поводу: “Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – жизнь”. Замечательная обмолвка!

Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что “чувство собственности” у нее “ограничивается детьми и тетрадями”. Она хорошо знала себе цену как поэту , но ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу .

И при всем том она была очень жизнестойкой . Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто – непомерные.

Правда, Цветаева писала и о смерти – особенно в ранних стихах. . Но из этого не стоит делать поспешных выводов, связывая то, что было данью литературной моде, и ее отчаянный уход в небытие после возвращения из эмиграции на родину.

Мало сказать, что жизнь не баловала Цветаеву – она преследовала ее с редким ожесточением. Поэтесса всегда была обездолена и страшно одинока. Ощущение своего “сиротства” и “круглого одиночества” было для нее проклятием, источником неутихающей душевной боли.

Но не в ее природе было жаловаться, а тем более – упиваться собственным страданием. “Русского страдания мне дороже гетевская радость”, – упрямо твердила она вопреки всем ударам судьбы. Свою муку она прятала под броней гордыни и презрительного равнодушия. На самом же деле люто тосковала по простому человеческому счастью: “Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею!”

Еще тяжелее пришлось ей в эмиграции. Она не приняла мышиную возню множества партий и фракций, не стала ввязываться в политические свары. По-видимому, она нисколько не погрешила против истины, когда жаловалась в 1935 году: “Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии. У меня же нет никаких средств, кроме писания.

Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером живем, то есть просто умираем с голоду”.

Тем не менее вера в свои силы ее не оставляла: “Не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь еще в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов – не дам”.

Ценой громадных усилий Цветаева сохранила свою личность на чужой и враждебной ее идеалам земле. Зато она избавилась от снобизма и эстетства, познала истинную цену жизни и искусства, живя в мире, где то и другое часто оказывалось несовместимым. В своем трактате “Искусство при свете совести” она изучила старый и всегда новый вопрос: что важнее – человек или художник, и ответила: “Быть человеком всегда важнее, потому что он нужнее”.

Рассказ о поэзии неотделим от личности поэта. Слова Карамзина можно толковать более широко, чем они воспринимаются, будучи вырваны из контекста. Личность Марины Цветаевой многопланова и выразительна. Ее счастье было в ее творчестве, в стихах, в которых нет ни одного проходного слова, где каждое забито, как гвоздь, по самую шляпку, в которых вольный, неукротимый женский характер возникает буквально из ничего – из одной интонации:

На свете есть немало книг, которые способны сподвигнуть человека на какое-либо дело, немало писателей, раскрывших в своих произведениях тайны бытия, или, хотя бы, попытавшихся это сделать. И практически каждое произведение мировой литературы говорит о том, что такое счастье.

Поиском счастья у Некрасова занимаются те, кто счастливым, по мнению автора, быть не мог – крестьяне. Они обращаются к помещикам, духовенству. Везде, казалось бы, есть все предпосылки, чтобы быть счастливым. И помещики, и попы имеют деньги, власть, освобождены от тяжелого изнуряющего труда… Но счастья нет!

Так значит, счастье не в деньгах и довольстве? А в чем оно?

Как же быть? Значит, счастье в деньгах?

Как же быть? Значит, счастье в любви?

А вспомним господ Головлевых из романа Салтыкова-Щедрина. Мать Иудушки посвятила себя семье. Но была ли она счастлива?

И можно привести массу подобных примеров, массу случаев, когда хорошее для одних оборачивается горем для других.

Так что получается: что либо счастья нет, либо… я чего-то не понимаю…

А ведь все просто, как все гениальное. Ошибка счастьеискательства как цели жизни состоит в том, что мы ищем универсальный рецепт, одну единственную правду! А это невозможно!! Нельзя быть одинаково счастливыми.

Для одного счастье – семья и дети (Наташа и Пьер Безуховы, Николай Петрович Кирсанов и Фенечка), для других – любовь (Ленский), для третьих – самопожертвование или служение обществу (Сонечка Мармеладова, Базаров), для четвертых – богатство или власть (Чичиков, Органчик). И самое главное, что и этого бывает недостаточно, недостаточно для счастья только одного аспекта. Человек постоянно стремится к чему-то большему, лучшему.

Да и вообще, счастье – это не эмоция, а состояние души, по-моему, не соотносящееся с внешними обстоятельствами. Если ты делаешь то, что тебе действительно хочется, следуешь своей судьбе, никому при этом не вредя – ты счастливый человек.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Но ведь счастье это не всегда жена, состояние, устроенный дом и постоянное движение. Счастьем может быть самый простой, ленивый, но такой желанный покой.

Обломовка… вот рай земной для Ильи Ильича Обломова. Жизнь он проводил преимущественно в постели, подремывая и мечтая о возвращении с женой в ту самую Обломовку, где он мог бы спокойно прожить свой век.

Чем объяснить разные судьбы людей? Различными характерами и стремлениями. У каждого свое счастье, к которому он будет стремиться, прикладывая все возможные силы не только воли и духа, но и всей своей сущности.

Ум человека всегда подсказывает выход из различных жизненных ситуаций; характер помогает перенести несчастья и потери, выстоять и не сломаться; а судьба все же управляет нами… вряд ли с этим можно поспорить. Счастье можно построить, заработать и выстрадать. Счастье можно найти в чем угодно. Важно лишь правильно распорядиться тем, чем наградила тебя природа и жизнь.

Похожие сочинения

Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому. смотреть целиком

И.А.Гончаров написал сравнительно мало произведений, и "Обломов" - одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является. смотреть целиком

Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое "обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”. смотреть целиком

Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так­же важным средством в худо­жественном освоении мира. Обращение к пространст­венно-временной организации романа поможет луч­ше разобраться в идейно-художественной структуре. смотреть целиком

Термин “композиция” часто подменяют синонимическими словами “структура”, “архитектоника”, “конструкция” и нередко отождествляют с сюжетом и фабулой. Честно говоря, композиция не имеет однозначного толкования, под композицией иногда понимают и чисто внешнюю. смотреть целиком

Перед нами была просыпавшаяся Россия.. А. Герцен Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста Захаров!), постепенно опускается. смотреть целиком

В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны три истории любви: Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Ольга и Штольц. Все они по-разному относятся к любви, у них разные цели в жизни, разные взгляды на саму жизнь, но в них есть нечто общее - умение. смотреть целиком

На свете есть немало книг, которые способны сподвигнуть человека на какое-либо дело, немало писателей, раскрывших в своих произведениях тайны бытия, или, хотя бы, попытавшихся это сделать. И практически каждое произведение мировой литературы говорит о том, что такое счастье.

Каждая эпоха имеет свои неповторимые особенности в трактовке вопросов человечества: что такое любовь, счастье, дружба. Вот и 19 век не стал исключением. Именно в это время в русской литературе появилось произведение, темой которого стали поиски счастья — поэма Некрасова

Поиском счастья у Некрасова занимаются те, кто счастливым, по мнению автора, быть не мог — крестьяне. Они обращаются к помещикам, духовенству. Везде, казалось бы, есть все предпосылки, чтобы быть счастливым. И помещики, и попы имеют деньги, власть, освобождены от тяжелого изнуряющего труда… Но счастья нет!

Так значит, счастье не в деньгах и довольстве? А в чем оно?

Вспомним Чичикова из романа «Мертвые

Как же быть? Значит, счастье в деньгах?

Как же быть? Значит, счастье в любви?

А вспомним господ Головлевых из романа Салтыкова-Щедрина. Мать Иудушки посвятила себя семье. Но была ли она счастлива?

И можно привести массу подобных примеров, массу случаев, когда хорошее для одних оборачивается горем для других.

Так что получается: что либо счастья нет, либо… я чего-то не понимаю…

А ведь все просто, как все гениальное. Ошибка счастьеискательства как цели жизни состоит в том, что мы ищем универсальный рецепт, одну единственную правду! А это невозможно. Нельзя быть одинаково счастливыми.

Для одного счастье — семья и дети (Наташа и Пьер Безуховы, Николай Петрович Кирсанов и Фенечка), для других — любовь (Ленский), для третьих — самопожертвование или служение обществу (Сонечка Мармеладова, Базаров), для четвертых — богатство или власть (Чичиков, Органчик). И самое главное, что и этого бывает недостаточно, недостаточно для счастья только одного аспекта. Человек постоянно стремится к чему-то большему, лучшему.

Да и вообще, счастье — это не эмоция, а состояние души, по-моему, не соотносящееся с внешними обстоятельствами. Если ты делаешь то, что тебе действительно хочется, следуешь своей судьбе, никому при этом не вредя — ты счастливый человек.

Читайте также: