Сочинение авиценны по медицине

Обновлено: 05.07.2024

Рассмотрение вклада Авиценны в развитие медицины и фармации. Средневековые методы лечение болезней. Исследование этапов развития лекарствоведения. Научная и практическая деятельность Авиценны. Виды химических веществ и минералов с точки зрения медицины.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.10.2016
Размер файла 56,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Вклад в науку

5. Алхимия или химия

Фармация - научно-практическая отрасль, изучающая вопросы поиска, получения, хранения, изготовления и отпуска Лекарственных средств.

Особое значение трудов великого восточного ученого, определяет актуальность данной работы. Без знаний истории и особенностей фармации, невозможно представить себе грамотного специалиста в области фармакологии.

Целью данного реферата является рассмотрение вкладов Авиценны в развитие медицины и фармации.

Основными задачами для раскрытия данной цели являются следующие моменты:

-философские взгляды Ибн-Сины

-канон врачебной науки

-уровень знаний в алхимии (химии)

-причины болезней (по Авиценне)

-методы лечение болезней

Абум Алим Хусемйн ибн Абдулламх ибн аль-Хамсан ибн Алим ибн Симна (перс. ЗИж Ъбн НУнд Ид ЪИПЗббе Ид УндЗэ -- Abы `Alо Husein ibn `Abdallвh ibn Sоnв), известный на Западе как Авицемнна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года-- Хамаданн, 18 июня 1037) -- средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира.

В 1015--1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

2. Вклад в науку

Ибн Сина был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

Он в своем мировоззрении отдавал предпочтение, как наблюдению, так и опыту, как в философских выступлениях, так и в медицине(применял нетрадиционные средства). За свободомыслие, представители православного ислама считали Авиценну еретиком и безбожником.

Как подлинный ученый - энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, “физика” (т. е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др. Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30 в степени 8. По содержанию их можно разделить (за исключением “Канона”) условно на три группы:

1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы;

2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;

3) труды по лекарствоведению. Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является “Канон врачебной науки”.

Примерами из дошедших до нас трактатов, могут являться:

Тщательно рассматриваются отдельные болезни и способы их лечения.

Описываются общие болезни тела, лечение различных лихорадок, вопросы, связанные с хирургией.

Во второй книге приводятся и малозначительные снадобья, однако большинство препаратов выдержали испытание временем и применяются в медицине и фармации до сих пор. Кроме того, некоторые лекарственные средства Ибн Сина ввел в фармацию впервые. Среди них александрийский лист, камфара, ревень и др.

Существовали лекарственные формы для лизания. Применяли сиропы и сгущенные соки. Разница между ними заключалась в том, что сгущенные соки готовили посредством выжимания, а сиропы варили. От современных сиропов они отличались тем, что в них не добавлялся сахар, играющий роль консервирующего средства. Сиропы готовили из плодов, пряностей, душистых растений, уксуса и вина. Заслуживает внимания характеристика виноградного сиропа и старого перебродившего вина. В них усматривалось вредное действие на нервную систему, делалось предостережение старикам.

В седьмой статье описаны способы приготовления различных варений, в том числе из овощей (морковь, репа) и лепестков красной розы. Из фруктов большое распространение имели яблоки, сливы и айва. Варенья готовили на сахаре и на меду. Нередко к ним добавляли разнообразные пряности и соль.

Промежуточное положение между порошками и лекарственными кашками занимали лепешечки. Готовились они впрок на срок до четырех лет. Некоторые ингредиенты растворяли, другие растирали, смешивали, сушили в тени, обычно на опрокинутом сите для лучшей циркуляции воздуха. Камфарные лепешечки применяли в качестве жаропонижающего средства, из полыни -- для возбуждения аппетита, анисовые -- как смягчающие. Состав лепешечек был очень разнообразен как по входящим ингредиентам, так и по способам приготовления. В книге дано свыше 60 прописей, которые употреблялись еще античными врачами. До нас дошли немногие из них: лепешечки ипекакуаны, мятные, содовые и сантонина. Основное их достоинство, благодаря которому они длительное время удерживались в фармации -- это их легкая распадаемость во рту. Длительное время лепешечки включались и в российские фармакопеи и исключены были только из VIII издания Фармакопеи СССР.

Пилюли во времена Ибн-Сины готовили примерно так же, как и лепешечки. В состав их входили средства, обладающие горьким вкусом. Действие пилюль сохранялось до одного года, а пилюль с опием -- до двух лет.

Отвары готовили кипячением до удаления части воды. Специальная статья в книге посвящена маслам. Они получались перегонкой на слабом огне в котлах с двойным дном. В состав лекарственных масел входило множество душистых растений. Но были масла, которые изготавливали холодным способом на солнце или в тени (касатиковое, полынное). До нас дошло масло белены, но готовилось оно не из листьев, а из семян растения.

В одиннадцатой статье описаны пластыри и повязки. В пластыри входили цинка окись, оливковое масло, различные смолы, ярь-медянка, льняное семя и др. Пластыри применяли как рассасывающее и отвлекающее средство. Один из пластырей назывался апостольским. Он состоял из двенадцати ингредиентов, по числу апостолов. Эта деталь позволяет проследить влияние христианства на быт восточных народов.

Лекарственные повязки применяли при болях. В состав их входили болиголов, ароник и другие растения. Назначение их было такое же, что и современных компрессов.

химмаса (одна горошина) -- 0,25 г;

бакилла (конский боб) -- 1,416 г;

бундука (лесной орех) -- 4,25 г;

милака (ложка) для сухих лекарств -- 7,225 г;

милака для меда и лекарственных кашек -- 17,0 г;

кутули -- 208,25 г;

куз -- 1530,0 г; и т. д.

5. Алхимия или Химия

авиценна фармация болезнь лекарствоведение

Данный реферат посвящен роли Авиценны в развитии фармации. В процессе его написания я изучил литературу которая содержит в себе информацию о знаменитом философе и враче.

Я убедился в том, великим среди арабских ученых и врачей был Ибн-Сина (Авиценна), (980-1037). Огромную роль в развитии медицины сыграла его научная и практическая деятельность (Канон врачебной науки). Ибн Сина принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины и его известного современника Абу Райхана Беруни завоевали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке.

Творчесво Авиценны занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул “шейх-ар-раис” (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Философские и естественно-научные сочинения Ибн Сины пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы, не смотря на то, что основное его философское произведение “Книга исцеления” было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя “Канон врачебной науки” многократно переводился на многие европейские языки.

Роль Авиценны в развитии человеческой культуры настолько значительна ,что в 1980 году по решению ЮНЕСКО весь мир отмечал тысячелетие со дня рождения.

1) Учебник Семенченко история медицины и фармации;

2) Егоров, В.А. История фармации, учебное пособие для студентовфармацевтических вузов;

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.
Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.
Авиценна





Согласно этой книге Авиценна родился около 980 г. н. э. в Афсане, деревне неподалеку от Бухары, в семье Ситары и Абдуллы. Мать его была уроженкой Бухары, а отец из города Балх в Афганистане. Мальчик обладал незаурядным умом и способностями к наукам. К десяти годам он знал наизусть Коран, а к четырнадцати превосходил своего учителя по элементарной логике.

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Медицина, по его собственным словам, гораздо понятнее, чем метафизика или математика. Ему удается найти новые пути в лечении заболеваний. А вскоре в Бухаре он помогает султану, когда с последним случается припадок.

За это юноше разрешают пользоваться библиотекой династии Саманидов. Для Авиценны словно открылся огромный мир – труды выдающихся ученых, огромный кладезь всевозможной информации. К сожалению, враги династии сжигают библиотеку, обвиняя в поджоге Авиценну. Юноша снова возвращается в дом к своему отцу и начинает писать первые книги.

Его ранние работы посвящены вопросам логики, этики и метафизики. Он пишет на арабском и персидском языках. После смерти отца Авиценна отправляется в Ургенч – город на территории современного Туркменистана. Там он работает у местного визиря, но в поисках пропитания вынужден постоянно переходить с одного места на другое.


Во времена раннего Средневековья арабская медицина была очень широко распространена, чему способствовали военные завоевания и образование огромного государства (Багдадский и Кордовский халифаты).

В халифатах создавались образовательные учреждения, в том числе и медицинские, и большое количество больниц. Но была одна область медицины, которая оставалась под запретом - хирургия. Согласно мусульманским традициям, операции на живом человеке и даже на его мертвом теле были фактически запрещены.


Клинический опыт Авиценна имел огромный. Самую большую группу заболеваний того времени составляли ранения. Войны и вооруженные конфликты не заканчивались никогда. Авиценна придерживался двух главных принципов лечения ран: сначала нужно препятствовать нагноению, а при кровоизлиянии в ткани при помощи тепла и мягчительных средств добиться нагноения с последующим его вскрытием.

Авиценна разделял раны на поверхностные и глубокие, отравленные и проникающие. Лечение таких ран было различным. Чаще всего ему приходилось сталкиваться с ранениями, осложненными нагноением.

Поэтому так детально описал он клиническую картину, течение и методы лечения гнойных ран. Большое место в хирургической практике Авиценны занимало лечение различных травм, прежде всего вывихов и переломов.

Ему принадлежит оригинальный способ вправления вывиха бедра, отличающийся от классических способов Гиппократа. При переломах он применял вытяжение органа с приданием ему прежнего положения и накладывал компрессы и повязки.

Основным в лечении переломов было своевременное и правильное сопоставление отломков и надежная фиксация до образования мозоли. Авиценна очень часто и успешно применял метод дренирования.

Подобно греко-арабской, персидская медицина основана на идее о том, что тело человека наполнено четырьмя основными веществами, которые называются гумором, – жидкостями тела: слизью (балгам), кровью (дамба), желтой желчью (сафра) и черной желчью (сауда). Эти четыре вещества определяют физические и психологические особенности каждого человека и лежат в основе его темперамента (мизадж). Темпераменты определяются такими понятиями, как тепло, холод, сухость и влажность.

Считается, что темперамент закладывается еще в утробе матери, и доминирующий гумор наследуется от родителей. Каждый человек должен выбирать образ жизни, соответствующий его темпераменту.


Первая книга посвящена физиологии, патологии и гигиене. В ней излагается теоретическая медицина, дается ее определение, затем речь идет о болезнях – их причинах и проявлениях. Завершается книга советами о сохранении здоровья и о способах лечения. Вторая книга посвящена описаниям лекарств. Авиценна приводит названия 785 средств растительного, животного и минерального происхождения. Третья книга рассматривает отдельные болезни и способы их лечения. Четвертая книга содержит описания общих болезней тела. Освещает вопросы, связанные с хирургией и лечением различных лихорадок. Пятая книга посвящена фармакологии и содержит составы и способы приготовления комплексных лекарств.







Мечеть Джама Масджид расположена в южном Мумбаи, в исторической части города. Она считается самой старой и большой мусульманской обителью города. Первый камень Джама Масджид заложили в 1770 году. Мечеть значительно расширили в 1874 году. В этот же период при ней открылась школа, где мусульманская молодежь могла получить светское и религиозное образование.



Библиотека Джама Масджид в Мумбаи

В 1890-х гг. к мечети была добавлена библиотека с редкими печатными изданиями и рукописями. В библиотеке хранятся ценные книги на арабском, персидском (фарси), урду и английском языках. С 2012 года началась реновация драгоценной и редкой коллекции рукописей в библиотеке путем очистки, фумигации, оцифровки и переплета. Сегодня эта коллекция полностью оцифрована.



Выдержки из Канона на языке урду, 1897 год, 250 страниц.

Вернемся к жизни Авиценны. После того, как он снискал себе славу и признание своими трудами, он оседает в Рае – городе неподалеку от современного Тегерана. Здесь Авиценна закончит около трех десятков своих трудов. Из-за разногласий при дворе, он отправляется на юг в Хамадан, где становится фельдшером, а потом и визирем при правителе Шамс аль-Дауле. Но снова вспыхивают дворцовые споры, и Авиценна оказывается в тюрьме.

После побега и многочисленных неурядиц, он оказывается при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Авиценна снова проявил себя как искусный лекарь и вскоре занял пост главного советника по вопросам литературы и науки.


Имя Абу Али ибн Сины (Авиценна) прочно вошло в историю мировой культуры. Он внес богатейший вклад непреходящей ценности в развитие общественной мысли человечества, мировой цивилизации.

По решению ЮНЕСКО в 1980 г. широко отмечено 1000-летие со дня рождения Ибн Сины. Научное наследие Ибн Сины огромно, но наиболее ярко талант Ибн Сины раскрылся в области философии и медицины.

Цель работы – изучить основные понятия, касающиеся фармации Ибн Сины.

Задачи курсовой работы – рассмотреть основные этапы жизненного пути Авиценны, изучить его духовное и медицинское наследие, а также особенности учения Ибн Сины о назначении и применении лекарств.

1. Жизненный путь Ибн-Сины

Духовная и материальная культура народов Средней Азии и Ирана того времени развивалась на базе местных традиций, обогащенных культурными достижениями других народов. Значительное развитие при саманидах получила литература и поэзия. Создавали свои произведения мастер сатиры Шахид Балхи, лирик Хосравани, поэт Дакики (ум. 977), Фирдоуси, поэтесса Рабиа, слагал стихи Рудаки (860–940) и др.

Однако годы жизни и творчества Ибн Сины хронологически совпали со временем, которое в политическом отношении отмечено в истории Средней Азии и Ирана особым драматизмом. Саманидское государство, охватывавшее в пору своего расцвета практически всю Среднюю Азию, значительную часть Афганистана и Ирана, быстро клонилось к упадку. Его сотрясали крестьянские восстания и феодальные смуты. Крупные феодалы лишь формально считались подданными сидевшего на Бухарском престоле саманида Абул Касыма Нуха (976–999), фактически они действовали как самостоятельные правители.

В Хорасане усиливалось давление со стороны Бундов. В этой обстановке всеобщей разрухи с северо-востока на Саманидское государство началось наступление объединившихся тюркских племен во главе династии, получившей в исторической литературе название Илеков, или Караханидов. После окончательного падения династии саманидов (999) Караханидское государство охватило Семиречье, долину Зарафшана и прилегающие области, а также Восточный Туркестан. Южная часть Средней Азии находилась под властью Газне-видского государства, достигшего наибольшего расцвета при султане Махмуде Газневи (970–1030). Его владения, простиравшиеся на огромной территории включали Афганистан, часть северной Индии восточный и часть западного Ирана, юг Средней Азии и Хорезма. В Хорезме в конце X– начале XI в. правила династия мамунидов. В 1017 г. Хорезм был присоединен к Газневидскому государству.

Такова социально-политическая и культурная обстановка, в которой пришлось жить и творить Ибн Сине.

Биография Ибн Сины[1] , составленная им самим и продолженная его учеником Абу Убайдом Джузджани, дошла до нас в четырех редакциях: Абул Хасана Байхаки (ум. около 1160), Кифти (ум 1172) Усайбии (ум. 1203) и Ибн Халликана (1256–1274).

Ибн Сина родился 16 августа 980 г. в селении Афшана близ Бухары. Отец его Абдуллах, уроженец города Балха, переехал в Бухару во времена правления Нуха ибн Мансура Самани. Мать Ибн Сины, Сита-рабану, была из Афшаны, которое в X в. было небольшим, но сильно укрепленным селением, славившимся еженедельным базаром. По-видимому, уровень культурной жизни в ней был высок. Отец Ибн Сины занимал видное место среди знати Афшаны. В семье было двое сыновей: Хусейн (собственное имя Ибн Сины) и Махмуд – младший брат Ибн Сины. В 986 г. семья Абдуллаха переезжает в Бухару, где Ибн Сину отдают в школу.

Бухара в X в. была не только одним из многолюдных торговых городов своего времени, но и крупнейшим культурным центром Востока, «где можно было встретить представителей и сторонников всех течений тогдашней интеллектуальной жизни: от самых правоверных (следовательно, реакционных) мусульманских верований до самых крайних шиитских воззрений, от философских течений, в той или иной ^мере связанных с исламом, до самых нигилистических теорий, ересей и толков, ничего общего фактически с исламом не имевших. Все это диспутировало между собою, волновалось и доходило до ожесточенных, даже кровавых столкновений на идеологической почве.

Таким образом, годы, проведенные Ибн Синой в Бухаре, оказались благоприятными для самостоятельного изучения наук. Он довольно рано оказался подготовленным к большой творческой деятельности. В молодом ученом уже пробудился мыслитель-энциклопедист.

Но относительно спокойная научная и творческая деятельность Ибн Сины была нарушена. В конце X в. политическая обстановка в стране осложнилась. После того как Илек-хан Наср занял Бухару (999), в ней на несколько лет установилась анархия, никто не мог быть спокоен ни за свое имущество, ни за свою жизнь. Ибн Сине пришлось покинуть Бухару и в 1002 г. переехать в столицу Хорезма – Гургандж. Там его принял под свое покровительство Хорезмшах Али ибн Мамун и назначил (месячное) жалованье.

В период правления Мамуна Гургандж переживал пору расцвета. Он был одним из узловых пунктов торговых путей, ведущих из приволжских областей, городов Мавераннахра, Китая, Индии и др Оживленную торговлю население Гурганджа вело и с соседними племенами

Научные диспуты и беседы с виднейшими представителями среднеазиатской культуры и науки помогли Ибн Сине углубить свои знания по ряду областей науки, особенно по медицине.

Ибн Сина использовал все ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философское учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религии научные познания, основанные на опыте и логических доказательствах.

Определенный интерес представляют работы Ибн Сины по психологии. В этом вопросе он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными частями головного мозга.

Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.

Ибн Сина с успехом занимался и другими науками. Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, и ему приписываются несколько химических работ. Ибн Сина во многом содействовал последующему развитию химии, главным образом благодаря критике основного принципа алхимии, а именно, возможности превращения неблагородных металлов в благородные.

В области геологии он высказал оригинальную, близкую современной научной теории точку зрения на горообразование. По его мнению, горы образовались в результате 2 факторов: 1 – поднятие земной коры во время сильных землетрясений, 2 – действие потока воды, которая в поисках пути делает большие углубления в долинах и этим самым обусловливает образование больших возвышенностей.

Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707–17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.

1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы;

2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;

3) труды по лекарствоведению.

2. Наследие Ибн-Сины и его влияние на последующее развитие науки

ибн сина доктор медицина

Ибн Сина обогатил сокровищницу человеческих знаний многими передовыми для того времени идеями и оказал громадное влияние на последующее развитие восточной и западноевропейской прогрессивной философии, медицины и других наук. Наследие Ибн Сины в течение многих веков привлекало внимание исследователей разных стран мира.

Большое внимание Ибн Сина уделяет постановке правильного школьного воспитания, обращая серьезное внимание на личность воспитателя, участвующего в формировании характера будущего гражданина. По его мнению, в школе должны преподавать только хорошие учителя. Учитель должен быть мужественным, честным и сердечным человеком, хорошо знающим методы воспитания и правила морали. Нельзя допускать, чтобы ребенок учился в одиночку. Дети должны общаться друг с другом, заимствовать друг у друга хорошие манеры.

Ибн Сина понимал великую эстетическую силу подлинной красоты. Он возвеличивал музыку как искусство, способное облагораживать человека, поднимать его дух. Ибн Сина устанавливает зависимость эмоционального состояния человека от определенных свойств исполняемой музыки. По его мнению, звуки, соединенные в гармоничную композицию, могут возвысить душу человека, поднять ее от слабости к силе, и наоборот, музыка, лишенная гармоничности, способна привести человека в состояние душевного упадка.

Наиболее богатое творческое наследие Ибн Сина оставил в области медицины. Общее число медицинских сочинений Ибн Сины, по данным различных источников, равно 55. Считается, что 31 из них бесспорно написано Ибн Синой, 12 относят к сочинениям приписываемым Ибн Сине, 12 описываются как сочинения, приписываемые Ибн Сине, не дошедшие до нас или не включенные в специальные каталоги как явные апокрифы.

3. Фармация Ибн-Сины

Знание свойств и действия лекарств рассматривается как важное предварительное условие их приготовления и практического использования.

Условия, выдвигаемые Ибн Синой, показывают глубокое понимание им законов фармакодинамики, и что путь для нахождения истины был ему достаточно ясен. Многообразие условий, мотивировки, выдвигаемые для обоснования каждого условия, раскрывают ход мысли ученого. Высказывания Ибн Сины, помогающие понять систему его клинического мышления, во многом сохраняют значение до настоящего времени.

Ибн Сина выдвигает три основных правила лечения при помощи лекарства.

Ибн Сина правильно представлял, что введенные в организм лекарственные вещества раньше, чем успевают оказать свое действие претерпевают ряд изменений, в частности инактивируются задерживаются в различных органах и вследствие этого оказывают различный терапевтический эффект в зависимости от пути его введения в организм.

Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменения действия лекарства при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современному учению о дисперсности лекарственных средств и повышении их всасывательной способности в связи с увеличенной поверхностью препарата.

Историческое значение правил выбора и назначения лекарств Ибн Сины, прогрессивный характер их становятся еще более очевидными, если вспомнить что до Ибн Сины и после него лечебные назначения делали, руководствуясь сновидениями, или эффект лекарства связывали с волей бога, а назначение лекарства сопровождали астрологическими рассуждениями.

Среди многочисленных терапевтических примеров Ибн Сины значительное место занимает наружное применение лекарств. Исследователи истории медицины наружное применение лекарств считают отличительной особенностью лечебной практики медицины Востока по сравнению с античной.

Кроме того, в состав некоторых лекарственных повязок входят средства, обладающие свойством снижать восприятие боли (амом и др.). Многие из лекарственных средств в недавнем прошлом (50–60 лет назад), а некоторые в настоящее время широко применяются в медицинской практике, в том числе в виде наружного кожно-раздражающего средства.

Все эфирные масла хорошо всасываются кожей, оказывают раздражающее действие на пути введения и при выделении, расслабляют гладкую мускулатуру, в той или иной степени действуют антисептически Всасываясь в кровь, эфирные масла возбуждают центральную нервную систему особенно дыхательный и сосудодвигательный центры. Они обладают также жаропонижающим и анальгезирующим свойствами. Не останавливаясь на теориях, объясняющих механизм действия кожно-раздражающих веществ и влияния раздражения кожи на состояние внутренних органов, отметим, что раздражение кожных рецепторов в ряде случаев оказывает весьма благотворное влияние на течение воспалительных процессов во внутренних органах.

Н.П. Кравков в руководстве по фармакологии отмечал, что благотворное влияние раздражения кожи, даже незначительного участка, на болезненные процессы (например, воспалительные, ревматические, невралгические) в отдаленных от места раздражения органах и тканях не вызывает сомнений. Н.П. Кравков считал, что его можно объяснить рефлекторным влиянием местного раздражения кожи на отдаленные органы.

Согласно учению Ибн Сины кровопускание можно делать и с правой и с левой стороны тела – это определяется целью, которая преследуется при кровоизвлечении. Так, при пневмонии Ибн Сина рекомендует вначале кровопускание делать на стороне тела, противоположной воспалению. При этом, по представлению Ибн Сины, оно должно способствовать ослаблению воспаления в пораженном органе путем отлива, отвлечения крови из пораженного органа в другое место. Но через несколько дней у того же больного следует сделать повторное кровопускание, но уже с целью извлечения патологически измененного вещества (крови), но не с целью отвлечения и ослабления воспаления[9] .

Таким образом, ценным в учении Ибн Сины следует считать то, что к лечению он подходит не с позиций голого эмпиризма, а старается обосновать его с точки зрения особенностей анатомического строения и функции органа, общей патологии и патогенеза заболевания.

В первой книге дается систематическое изложение общих вопросов врачебной науки Она состоит из четырех частей: в первой приведены определение понятий медицины, задачи медицины, анатомия и физиология; во второй – учение о причинах, проявлениях, классификации болезней симптоматологии, семиотике, общей диагностике; в третьей – о сохранении здоровья (общая и частная гигиена); в четвертой – об общих способах лечения (общая терапия).

В книге освещаются основные вопросы учения о ядах (токсикология), разбираются кожные заболевания и вопросы сохранения красоты тела (косметика). Ибн Сина предлагает лекарства для укрепления волос (с указанием, как их окрашивать), средства против загара и раздражения кожи, рекомендует средства от излишней полноты и худобы.

Книга пятая представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления и применения лекарств сложного состава. Состоит из двух статей (или глав): о сложных лекарствах, включаемых в фармакопеи; испытанные лекарства для каждого отдельного заболевания.

Список литературы

3. Авиценна в зарубежных изданиях. Указатель литературы. Ташкент, 1980

4. Азимджанова С.А. Изучение наследия Ибн Сины в Узбекистане. – Ташкент, 1987.

8. Арзуметов Ю.С. Ибн Сина о методах приготовления лекарств. – Медицинский журнал Узбекистана, 1968.

10.Арзуметов Ю.С. Ибн Сина – врач, энциклопедист и некоторые основы его учения о здоровье и болезни. М., 1980.

11.Аскаров А.А. Абу Али ибн Сина как терапевт. Ташкент, 1954

12.Ахмедов Б.А. Эпоха Ибн Сины. – В кн.: Абу Али ибн Сина к 1000-летию со дня рождения. – Ташкент, 1980.

13.Борисов А.Я. Авиценна как врач и философ. Изд. АН СССР, отд. обществ, наук, 1948, №1–2.

14.Вахабова Б. Рукописи произведений Ибн Сины в собрании института востоковедения АН УзССР. – Ташкент: Фан, 1982.

15.Вороновский Д.Г. Канон медицинских знаний Ибн Сины. – В кн.: Ибн Сина. Материалы научной сессии АН УзССР, Ташкент, 1953.

17.Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII–XII вв. М., 2001.

18.Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1990.

19.Завадовский Ю.Н. Абу Али ибн Сина. Жизнь и творчество. По таджикско-персидским и арабским источникам. Душанбе, 1980.

20.Ибн Сина. Материалы научной сессии Ан УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины. Ташкент, 1953.

21.История медицины (Материалы к курсу истории медицины). Под ред. Б.Д. Петрова. М., 1954, т. 1.

[1] Болтаев М. Н. Абу Али ибн Сина, М., 1980.

[2] Ибн-Сина. Жизнеописание, М., с. 48.

[3] Ибн-Сина. Жизнеописание, М., с. 50-52.

[4] Завадовский Ю. Н. Абу Али ибн Сина. Жизнь и творчество. По таджикско-персидским и арабским источникам. Душанбе, 1980

[5] Азимджанова С. А. Изучение наследия Ибн Сины. Ташкент, 1989.

[6] Абу Али Ибн Сина Канон врачебной науки, Ташкент. Издательство “Фан”, 1994.

[7] Абу Али Ибн Сина Канон врачебной науки, Ташкент. Издательство “Фан”, 1994.

[8] Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки, Ташкент. Издательство “Фан”, 1994.

[9] Арзуметов Ю. С. Ибн Сина о методах приготовления лекарств. — Медицинский журнал Узбекистана, 1968.


В статье рассматриваются значение и роль медицины в жизни великого врача Абу Али ибн Сины, а также его самые значимые работы посвященные медицине.

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварство я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Великий мыслитель, философ, глава мудрецов, учёный-энциклопедист, написавший более 450 произведений (242 из которых сохранились до наших дней) по 12 различным направлениям науки как: философия, религия, толкование, 43 по медицине, 19 по логике, 26 по психологии, 23 по физике, 7 по астрономии, 1 по математике, 1 по музыке, 2 по химии, 4 по литературе, 8 переписки с учёными, Абу Али Хусайн ибн Абдуллох ибн Хасан ибн Али (Авиценна) родился и вырос в Бухаре в селении Афшана (980–1037). Этого великого человека история помнит как учёного оставившего значимый след в развитии и становлении ряда наук. Много публикаций посвящены жизненному пути и работам мыслителя, которые основаны на оставленную им автобиографию и научное наследие.

Данная статья посвящается рассмотрению основных трудов ибн Сины по медицине и влияние медицинской науки на его жизнь, также её роль и место в его судьбе.

В 1015–1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

Ибн Сина писал в своих трудах о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию. Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и помогает людям.

Проанализировав жизнь ибн Сины, мы можем придти к заключению, что медицина в жизни Авиценны играла ключевую роль до конца его дней, то вознося его на вершину славы и власти или кидая в тёмные темницы. Жил он и в роскоши и в нищете, но, ни на один день не прекращал творческой и научной работы, даже когда его имущество не один раз было разграблено, и погибла его библиотека. В связи со своей деятельностью Авиценна до самой смерти скитался по чужбине из одного города в другой и не смог вернуться на родину. Он побывал у властителей Хорезма, Абиверда, Нишапура, Туса, Гургана, Рея, Хамадана, Исфагана, но везде посвящал себя медицине.

1. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980.

Основные термины (генерируются автоматически): врачебная наука, Бухарская библиотека, медицина, Бухара, Европа, Исфахан, Канон, Китаб, медицинская наука, научная деятельность.

Читайте также: