Я странен а не странен кто ж тот кто на всех глупцов похож сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения, автору необходимо “оживить” не только главных героев, но и наиболее полно связать перипетии их судеб со второстепенными персонажами. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, стоящая на рубеже классицизма и реализма и лаконично соединившая в себе черты обоих стилей, является уникальным образцом для подражания, ибо только Грибоедов сумел собрать вместе столько ярких, самостоятельных героев, в которых легко узнаются самые разнообразные человеческие типы.
Безусловно, центральной фигурой в комедии является “человек новой формации” Александр Андреевич Чацкий. Рыцарь без страха и упрека, он наделен Грибоедовым всеми положительными, по мнению автора, чертами. Чацкий молод, умен, европейски образован, честен, благороден, придерживается прогрессивных, либеральных взглядов. Он остер на язык и не упускает случая на протяжении всего действия комедии отпустить колкую шутку или упрек в адрес тех или иных героев:

Ну что ваш батюшка? все
Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Ваш батюшка отпрыгал ли свой век.
А тетушка? все девушкой,
Минервой ? Все фрейлиной Екатерины
Первой? Воспитанниц и мосек полон дом.
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например.

Чацкий крайне отрицательно относится ко всем устоям и обычаям “фамусовского общества” и не скрывает этого. Напротив, он всячески пытается продемонстрировать свою неприязнь, не гнушаясь даже “метанием бисера перед свиньями”:

Что нового покажет мне Москва ?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Ах! к воспитанъю перейдем.
Что нынче, также, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле.
. Здесь нынче тон таков
На съездах на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенъе языков:
Французского с нижегородским ?

При всей своей желчности Чацкий пылок и не лишен романтических настроений. Его чувства к Софье, несмотря на недружелюбно-повышенный тон всех бесед двух героев, на самом деле чисты и искренни:

Она! она сама!
Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи.
Явилась!Нет ее!Неужели в виденъи?
Не впрямь ли я сошел с ума.

Но основное назначение Чацкого — служить искрой, из которой возгорится пламя свободы. И. А. Гончаров определилподобный человеческий тип как “сеятель того, что пожинают другие”, “провозвестник новой зари”. Герой не понят решительно никем, он фактически жертвует собой, но эта жертва суть фундамент, на котором достойные сыны отечества возведут здание истинной справедливости.
Главный оппонент Чацкого, имя которого уже стало нарицательным, обозначая недалекость и косность, застой и гипертрофированный консерватизм, “самый знаменитый москвич всей русской литературы”, Павел Афанасьевич Фамусов, основной заботой считает всяческое укрепление своего статуса в социальных кругах Москвы. Для этого он наносит различные визиты вежливости:

К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
В четверг я зван на погребенье.
. А может, в пятницу, а может, и в субботу Ядолженувдовы,удокторши,креститъ.
старается прослыть радушным и гостеприимным:

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно ? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать — изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно для иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для всех ровнехонько, про всех готов обед.

дочь желает выдать замуж исключительно с материальной выгодой, даже вопреки ее собственному желанию:

Ах, матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара.

Фамусов олицетворяет собой тот тип людей, которые ко всему подходят с эгоистическим расчетом. Они свято верят в то, что, подобно планетам, вращающимся вокруг Солнца, весь окружающий мир существует для них и из-за них. И подобное положение дел ни в коем случае не должно нарушаться. Всякие попытки привнести что-то новое воспринимаются негативно и подозрительно. В устоявшихся барских традициях Фамусов видит основу своей стабильности; угроза же ей, по мнению героя, исходит от учения и книг:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
. Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь!

Дочь Фамусова Софья Павловна остается и по сей день наиболее спорной и неоднозначной фигурой в комедии. Она не менее умна, чем Чацкий, что и не удивительно, — ведь они росли и воспитывались вместе. Но Софья противостоит главному герою от начала и до конца. Она, конечно, принадлежит к “фамусовскому обществу”, но в ней нет той заразы, которая проникла в тела и души “страстных к чинам” обитателей Москвы. Софья хитра и изворотлива (достаточно вспомнить, как ловко она обвела вокруг пальца своего папашу, заставшего ее с Молчаливым), однако ее обморок, причиною которого послужил упавший с лошади Молчалин, был обескураживающе правдоподобным:

Ах! Боже мой!упал, убился!

а нахлынувшую горечь и обиду от предательства Молчалина она изливала яростно и смело:

Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете.

Отстаньте, говорю, сейчас
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас.

Софью Грибоедов наделил чертами настоящей женщины, совмещающей в себе несовместимое. Именно такие женщиныспособны принимать решения в моменты, по выражению Ю. Н. Тынянова, “мужского упадка” в общественной жизни. Олицетворением подлости и беспринципности в комедии является, без сомнения, Алексей Степанович Молчалин. Главные его качества — “умеренность и аккуратность” — суть лишь благовидное внешнее прикрытие. Истинная же начинка Мол-чалина — изворотливость, хитрость, умение найти ключ к каждому “нужному” человеку. Его ложная скромность крайне опасна. Он не довольствуется малым. За три года отсутствия Чацкого Молчалин, безвестный, безродный тверской мещанин, стал секретарем московского “туза”, получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным Софьи. Он незаменим в фа-мусовском доме, незаменим в “фамусовском обществе”:

Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет.

Молчалин заимел подобные жизненные ценности неслучайно. За несколько мгновений до финального разоблачения он дает важное признание:

Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Способным жертвовать собой во имя всеобщего блага и справедливости людям Грибоедов противопоставляет тип людей-карьеристов, для которых главная цель в жизни — забраться как можно выше по служебной лестнице. И эта цель, по мнению таких людей, оправдывает любые средства.
Второстепенные персонажи комедии ничуть не уступают главным героям в способности представлять разные человеческие типы. Скотодумство и тупая страсть к чинам соединились в образе полковника Сергея Сергеевича Скалозуба:

А форменные есть отлички:
В мундирах выпушки, погончики, петлички.

Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,
Об них как истинный философ я сужу;
Мне только бы досталось в генералы.

Резкую перемену сильного телом, но слабого духом человека олицетворяет собой новоявленный “подкаблучник” Платон Михайлович Горич:

. Как видишь, брат:
Московский житель и женат.
На флейте я твержу дуэт
А-молъный.
Теперь, брат, я не тот.

Пустота и бесполезность мыльного пузыря с радужной оболочкой нашли отражение в фигуре Репетилова, старающегося завоевать уважение нелепым самобичеванием:

Не любишь ты меня, естественное дело:
С другими я и так, и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

Зови меня вандалом:
Я это имя заслужил.

Гости на балу — точнейший фотоснимок консервативного сборища лицемерных и алчных представителей высшего света.
Без сомнения, главная идея “Горя от ума” — противопоставление двух антагонистических мировоззрений, старого и нового, “глупого” и “умного”. Однако высказывание А. С. Грибоедова о собственном произведении можно трактовать по-разному. Многие из героев обладают умом, каждый— своим собственным, уникальным, характерным для данного человеческого типа. Они же совершают и глупые поступки. Ценность грибоедовской комедии заключается именно в противоречивости, в необходимости собственного переосмысления проблемы, поданной читателю под острым соусом социально-нравственного конфликта. Наверное, ближе всех к истине был А. С. Пушкин, написавший, что единственным умным героем, на которого приходится двадцать пять глупцов, в “Горе от ума” является сам А. С. Грибоедов.

Теперь можно приступать к написанию сочинения. Но, если вы не читали произведение, то это сделать сложно, поэтому мы предлагаем несколько творений своими словами по образу главного персонажа комедии. Читайте далее.

Все окружение Фамусов судит только по состоянию и чинам. Чацкий же противопоставлен им. Он говорит, что гнаться за репутацией глупо, что нужно ценить ни сословие, ни обеспеченность человека, а его внутренние качества. Конечно же, героя никто не слушает – мало того, его считают не вполне здоровым психически.

Одиночкой остается Чацкий и в любовных отношениях. Он питает чувства к Софье, но ей гораздо ближе Молчалин. Герой испытывает потрясение – оказывается, что любимая девушка придерживается тех же ложных ценностей, что и все остальные. Возлюбленная судит так же поверхностно, не ценит ум и нравственность, а идет тем же путем, что и общество. Это путь к деградации. А вот такие люди, как Чацкий способны привести социум к прогрессу.

Цитаты к сочинению:

Краткая характеристика Чацкого:

В этом тексте раскрыт образ героя. Напишите изложение, сожмите текст кратко:

Образ Чацкого восходит сразу к нескольким известным лицам. Это известные люди того времени, многие из которых были декабристами и друзьями Пушкина. Они протестуют не только против имеющейся политической системы, но и против системы образования, состоящей из пансионов и лицеев.

Некоторые источники считают, что фамилии Чацкий и Чаадаев созвучны. Потому, последний может быть его прототипом. Автор очень близок с героем, соответственно в нем прослеживаются черты самого Грибоедова.

Софья про образ Чацкого: отношения героев

Софья про образ чацкого

Софья про образ Чацкого

Софья необходима, как персонаж в комедии, чтобы полностью раскрыть образ Чацкого. Какие были отношения у героев? Софья про образ Чацкого:

До поездки Чацкого за границу, молодые люди были близки. Однако сама Софья признавалась служанке, что отношения базируются на привычке. Это привычка находиться рядом, поскольку они вместе росли. Взглядов Чацкого она не разделяет, не хочет меняться и менять привычный уклад. Мало того, отъезд героя она расценивает как побег. В ее понимании, если человек любит, то он никогда так далеко не уедет.

Тот факт, что девушка влюбляется в Молчалина, говорит о том, что она воспринимает Чацкого не как мужчину, а как друга детства. Хоть последний и поныне влюблен в нее. Софья не отрицает, что в былые времена подростковая влюбленность, возможно, и имела место, но сейчас у нее другие приоритеты.

Вместо того, чтобы поддерживать героя в борьбе с ненавистным им обществом, Софья часто упрекает его. Она полагает, что молодой человек черств по отношению к окружающим. Считает, что он ядовит, как змея. Она не дает Чацкому посторонних надежд и держит на дистанции, не отвечая взаимностью, поскольку мечтает о будущем с Молчалиным. Приехав к Софье, Чацкий оказывается оклеветанным ею. Он надеялся, что счастье близко, но впоследствии понял, что был слеп. Герою очень обидно, что Софья забыла то, что было прежде, предала их чувства. Отношения заканчиваются.

Образ Чацкого и Молчалина: сочинение

Образ чацкого и молчалина

Образ Чацкого и Молчалина

Возможно, именно поэтому, как жених он кажется Софье более перспективным. Что же касается Чацкого, она видит в его порывах лишь демагогию и ей сложно представить, как этот человек смог бы заботиться о семье и детях, если бы получит ее взаимность.

Молчалин оправдывает свою фамилию – даже, если его что-то не устраивает, он всегда отмалчивается. И в этом также отличие от Чацкого, который молчать не любит и всегда готов высказать свое мнение или недовольство происходящим.

Молчалина можно назвать подхалимом и приживалой. Этот человек достигает целей любыми средствами. А вот у Чацкого есть принципы, которыми он никогда не поступится.
Стоит сказать, что если Софья любит Молчалина искренне, то он лишь притворяется, чтобы продвинуться по службе. Также он обманывает и Лизу, хочет купить ее расположение. А вот Чацкий любит девушку искренне и предан ей до конца жизни. Почему же Чацкий не служит? Он не видит необходимости. Раз в обществе поощряются такие, как Молчалин, значит они и достигнут высот. А ему и пытаться нечего.

Теперь о манере общения:

  • Чацкий говорит красноречиво.
  • Он грамотен.
  • Знает языки.
  • Имеет свое мнение.
  • А вот Молчалин своими устами выражает чужое, угодное кому-то мнение, лишенное уникальности и личных мыслей.

Молчалин нужен в творении и сравним с Чацким, поскольку автору требовались два кардинально разных персонажа. Один из которых отображает людей нового поколения, а другой – представителя поколения, ценности которого уже давно должны отойти в прошлое.

Критик считает, что Чацкий схож во взглядах с Евгением Онегиным и Печориным. Однако уверен в том, что он умнее их. Да и искренности в нем больше. Если Печорин с Онегиным понимали неправильность общества, но ничего не делали, то Чацкий стремится бороться за свои идеалы и стремится восстановить справедливость.

В отношениях с Софьей, Гончаров поддерживает главного героя. Он верит в то, что это искренняя любовь.

Как в образе Чацкого соотносятся черты драматического персонажа и роль главного участника комедии?

Образ чацкого

Образ Чацкого

Творение объединяет и сочетает в себе такие компоненты, как поучительное название, комические роли и искрометный юмор. Чацкий смешон как незадачливый любовник, Софья – как поверхностная девица. Фамусов – как отец, которого все обводят вокруг пальца. Лиза кажется служанкой, что намного умнее господ. Все это говорит о комедийных чертах произведения. Как еще в образе Чацкого соотносятся черты драматического персонажа и роль главного участника комедии? Ответ:

Но наряду с комичностью присутствует и трагизм – молодой человек, даже будучи доведенным до белого каления, понимает, что его никто и никогда не поддержит. Именно поэтому смеяться над главным персонажем не хочется.

К слову, Чацкий и сам пытается юморить – по крайней мере, это выражается в немного колких шутках в адрес Фамусова и ему подобных. Особенно искрометными замечания героя становятся, когда кто-то задевает его убеждения.

Сочинение — вчерашний день?

В этой статье представлено сочинение-рассуждение на тему "Что мне нравится в Печорине и за что я его осуждаю" по произведению "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова. Его написала обычная школьница, вдохновленная своим любимым учителем русского языка и литературы – настоящим мастером своего дела, который учит своих учеников устно и письменно излагать собственные мысли. И ребята стараются делать это грамотно, а при написании сочинения руководствуются развернутым планом, который помогает им анализировать и систематизировать учебный материал.

В наше время не нужно писать сочинения! Сочинение — вчерашний день! Сочинение себя изжило! Похожие ошибочные и вредные лозунги сейчас слышны повсюду. Но радует то, что настоящие учителя-профессионалы и просто думающие люди с ними категорически не согласны. Многие известные личности, рассказывая о себе и своем творчестве, о своей профессии, указывают на то, что интеллектуальное развитие человека возможно только при вдумчивом чтении с последующим анализом прочитанного, изложенным часто в письменной форме. А это не что иное как сочинение-рассуждение. Оно помогает кратко и четко излагать мысли. Подчиняясь принципу ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ, можно гармонично развить свой мозг. Руководствуясь этим принципом, любой специалист отточит свое мастерство. Развитие мозга в том, чтобы получать информацию и, преобразуя, отдавать.

Теперь и обещанное сочинение. Приятного чтения, дорогие друзья.

"В идеях Печорина много ложного,
в ощущениях его есть искажения;
но все это выкупается его богатой натурой"
(В.Г.Белинский)


I. Вступление . "Печорин – герой произведения, в котором поднята проблема судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья".
II. Основная часть . Печорин – герой и жертва своего времени, личность незаурядная и трагическая.

1. Жажда деятельности и риска, невозможность найти применение своим силам и способностям, противоречивость натуры – источник постоянных страданий и бедствий героя.
2. Печорин – "самый любопытный предмет своих наблюдений", духовное богатство натуры героя и неудовлетворенность собой и жизнью.
3. Равнодушие, неспособность к настоящей любви, к дружбе, жестокость, индивидуализм и эгоизм, а вместе с тем здравомыслие, сострадание, благородство, искренность – вот черты характера Печорина.
4. Отсутствие цели и смысла жизни, бесполезность существования и разочарованность собой и жизнью – главные причины пороков и трагизма Печорина.

III. Заключение . Печорин – это сложная и противоречивая личность, способная вызвать как восхищение, так сочувствие и осуждение.

"Печорин - герой произведения, в котором поднята проблема судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья". Эпоха безвременья – "время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований", период общественного и культурного застоя. Именно на это время пришелся расцвет образа "лишнего человека" в русской литературе, образа человека с огромнейшей силой и способностями, но, к сожалению, не нашедшим места для реализации. Молодой человек эпохи безвременья – это представитель "потерянного поколения", который часто не имеет ни цели, ни смысла жизни. Разочарованность жизнью, отсутствие высоких общественных идеалов объединяют многих мыслящих людей того времени. Печорин представляет дворянскую молодежь, вступившую на жизненный путь именно в этот исторический период. И его также можно отнести к "лишним". "Герой относится к тем умным и энергичным людям, которые не могут найти применение своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале жизненного поприща".

От представителей его поколения Печорина отличает тяга к неизведанному, смелость, ясный ум и воля. Постоянно одолевает Печорина жажда деятельности, риска. Он страдает от невозможности найти применение своим силам и энергии. "Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях." Печорин осуждает свое поколение, которое не верит в себя и мирится с безысходностью. Он понимает, что безверие парализуют разум и волю человека, и отказывается подчиниться предсказанной общей судьбе. И ему, с таким умом и горячим сердцем, особенно трудно в этот период. Ведь Печорин насквозь противоречив. Противоречивы почти все его действия, поступки, взгляды на жизнь. Он понимает, в чем кроется источник всех бедствий, что главное противоречие его жизни – способность к действию и ничтожность действия. И это наш герой глубоко чувствует и переживает. Из-за собственной исключительности положение Печорина становится трагическим. Поэтому Печорин – герой и жертва своего времени одновременно, и это вызывает уважение и сочувствие читателя.

Печорина постоянно тревожат задаваемые самому себе вопросы. "Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений". В исповеди Печорин откровенно признается в своих истинных недостатках, в дневнике беспощадно выставляет напоказ собственные слабости и пороки. И это достойно восхищения героем! Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Да, действительно оригинальная личность, единственная в своем роде! Недаром Максим Максимыч, судя Печорина по его поступкам, называет этого человека "странным, незаурядным, необыкновенным". Грибоедовский Чацкий произносил: "Я странен, а не странен кто ж. Тот, кто на всех глупцов похож?" И Печорин, конечно же, не глуп. Он хорошо образован, талантлив, принадлежит к высшему Петербургскому обществу. Но юность его прошла в "удовольствиях, которые можно достать за деньги", и они ему очень скоро надоели и опротивели. Также стала невыносимой и светская жизнь со всеми ее обольщениями, интригами, лицемерием, шутовством. Печорин начал читать, учиться и вскоре убедился, что в этом обществе благородство, знания, цель не смогут дать никаких плодов, тем более счастья, удовлетворенности собой, жизнью. "Жизнь обесценилась в его глазах, и его одолели скука, тоска – верные спутники разочарования". Это и заставило нашего героя путешествовать. Хотя, возможно, имея такой сильный характер, ясный острый ум и незаурядные аналитические способности, Печорин мог бы попытаться изменить свою жизнь к лучшему, принести какую-то пользу обществу. Бездействие нашего героя в этом направлении может пробудить в душе читателя как сочувствие, так и осуждение.

Вызывают осуждение равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его жестокость, индивидуализм и эгоизм. Личные желания Печорина и его стремления превыше всего. Он не считается с интересами окружающих его людей. От желания чем-либо заняться Печорин ставит перед собой цели, которые достигаются любыми средствами. Но эти цели мелки и эгоистичны. В своих личных целях "толкает на преступление Касбича и Азамата, губит Бэллу только потому, что она имела несчастье понравиться ему", вторгается в жизнь честных контрабандистов, насильно влюбляет в себя бедную Мэри. Это, конечно же, непростительно. Но можно, в какой-то мере, оправдать его. Печорин сам признается, что его душа испорчена светом. Эгоизм - результат влияния светского общества. А разве нет здравомыслия, с которым совершаются злополучные поступки? Печорин говорит негодующему Максиму Максимовичу о Бэлле: "Ведь вы добрый человек. А если отдадим дочь этому дикарю, он ее зарежет или продаст". Затем признается, что и сам не менее несчастлив тех людей, причиною несчастья которых он является. Печорин сознает, что для них это плохое утешение, говорит, что достоин большего сожаления, нежели Бэлла, которую погубил. Нельзя винить Печорина в том, что он так быстро охладел к Бэлле. Разве любовь черкешенки не была любовью полудикого существа, которое не могло духовно увлечь Печорина и в естественной любви которого он не мог найти своего удовлетворения. Замечательны по этому поводу слова Белинского: "Любовь Бэллы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил за раз, не оставив в нем ни капли, а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его. " Да, жесток Печорин и по отношению к Максиму Максимовичу и княжне, но не переживает ли он этого глубоко сам? За этой жестокостью кроются постоянная тоска, грусть, неудовлетворенность собой и жизнью, скептицизм, обреченность на такое существование. Видя разочарованного и огорченного Максима Максимовича, Печорин обнимает его и пытается успокоить. Вид измученной Мери вызывает в нем сострадание. Наступил момент, когда Печорин чуть было не бросился к ногам Мери из жалости к ней. А сколько в нем искренности и благородства. Печорин мог бы лицемерить по отношению к Максиму Максимовичу, мог бы надругаться над княжной. Конечно, мысль о том, что княжна проведет всю ночь без сна, прольет немало слез, доставляет Печорину наслаждение. Это в высшей степени жестокость! Но ведь презирает же Печорин себя за это! Каков последний обличительный монолог в свой адрес! Разве Печорин не просит княжну возненавидеть себя? Не говорит, что не заслуживает ее любви? Человек, постоянно пребывающий в подавленном состоянии, полный скорби, печали, все время неудовлетворенный собой, озлобленный на весь мир, - может ли он не иметь пороков, тепло и дружески относиться к людям? Насколько глубока разочарованность, насколько велика грусть! "Глаза Печорина, которые "не смеялись, когда он сам смеялся", - признак постоянной, глубокой грусти".

Постепенно, благодаря автору, мы переходим от поступков, которые вначале совершает наш герой, к их причинам. Обратимся к "истории души человеческой". Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему "было назначение высокое", позволяют предположить, что Печорин мечтал о судьбе человека, способного играть великую роль в жизни народов. Он сожалеет, что "в один прегадкий вечер имел несчастье родиться". В душе зреет отвращение к представителям "водяного общества" - мелким завистникам, интриганам, среди которых он вынужден жить. Для Печорина, по его словам, жить - значит бороться, быть всегда настороже, угадывать намерения врагов, которых он очень любит, ибо их наличие – единственная отрада в постылой жизни. Ему нравится разрушать их заговоры, замыслы. Когда возникает конфликт с "водяным обществом", Печорин торжествует: "Судьба сама заботится о том, чтобы мне не было скучно". Но если уже начнется скрытая борьба, то Печорин будет беспощаден. Он приложит к этому весь свой пылкий, острый ум, храбрость, волю и хитрость. Вот такую борьбу он называет жизнью! Для Печорина человек - эксперимент. Он постоянно изучает его. Печорин умен и ум его озлобленный, практический. "Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою", - признается Печорин. А какой наш герой тонкий психолог! Ему известно, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Печорин прекрасно разбирается в людях, видит их внутренний мир, знает, чем они "дышат". Вся жизнь его прошла в борьбе со светским обществом.

Печорин не родился "нравственным калекой". Природа наделила его острым умом, глубоким, отзывчивым сердцем, твердой волей. В том, что он стал "нравственным калекой", в большей степени виноваты общество и социальные условия, в которых родился и жил герой. Прекрасное объяснение дает своим действиям, поступкам сам Печорин: "все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. " Печорин - глубоко поэтическая натура. "Он чувствует поэзию, знает литературу, искусство". Разочарованный, страдающий герой тянется к природе, которая дает ему истинное эстетическое наслаждение. Он любит природу, понимает ее, ощущает тягу ко всему светлому и прекрасному, что встречается на его пути. Он безупречно честен наедине с собой, умен и способен к самосовершенствованию, при определенных обстоятельствах может обрести душевное равновесие и способность любить. "Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви". Печорин великодушен, способен поддаться доброму чувству, быть благородным, но он тратит свои силы на поступки, которые приносят страдания окружающим. Печорин увлекает читателя жаждой жизни, умением критически оценить свои поступки, хотя его равнодушие, эгоизм и циничность по отношению к окружающим трудно принять. Печорин, безусловно, личность сложная и противоречивая, вызывающая как восхищение, так сочувствие и осуждение. Белинский, к примеру, защищает Печорина и фактически оправдывает его: "Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблескивает что-то великое. "

Много ли таких молодых людей 30-х годов? Все это позволяет заключить, что Печорин, несомненно, герой своего времени.

Один здравомыслящий человек на 25 глупцов

Конец всех видимых грез

Наиболее важным для понимания смысла всего произведения является последний монолог Чацкого. Анализ именно этого эпизода помогает читателю проследить, насколько изменилось мировоззрение персонажа к финальной сцене. Бал в доме Фамусова становится заключительной сценой, где окончательно разрушаются все надежды и мечты всех главных героев.


В развязке основные и скрытые ранее качества героев обличаются. Несмотря на то что Чацкий славится своим умом и воспитанием, он все же, как влюбленный глупец, прячется за колонной, чтобы удостовериться в своей догадке. Именно с этого ракурса он видит всю ужасность происходящей сцены между Лизой, Софьей и Молчалиным.

Не в силах вынести удивления тем, что такая необыкновенная девушка могла предпочесть ему настолько низкого и пустого человека, Чацкий выскакивает из своего укрытия. К этому времени также подходит сам Фамусов со свитой, который ненароком выдает, что Софья и есть источник слухов о сумасшествии юноши.

Именно в этот момент происходит самый известный монолог героя. Сначала Чацкий немного растерян от осознания сразу двух неприятных истин о его возлюбленной: Софья действительно влюблена в Молчалина и она же и распустила о нем столь неприглядные сплетни. Эти события оказали необычайное влияние на отверженного парня.

Чацкий считает себя виноватым в том, что мог рассчитывать на счастье с такой глупой девушкой. Он делает справедливый упрек Софье в том, что она сразу не рассказала ему всей правды о своих чувствах. Кроме того, Александр советует девушке образумиться и помириться с Молчалиным, ведь он так похож на будущего тестя и прекрасно подойдет на роль услужливого и послушного мужа.

Здесь читатель может отметить параллель, которую Чацкий провел, сравнив Алексея с Платоном Михайловичем. С ним Александр познакомился в полку, где знал его как здорового, крепкого мужчину, который мог с утра в любую погоду скакать на коне. И лишь прошел год со дня его женитьбы, как он превратился в беспомощного ребенка, которого во всем опекает и от всего оберегает жена.

Юноша произносит свою реплику и в отношении Фамусова, в доме которого он когда-то вырос. Высказав все, что он думал и понимая невозможность находиться более среди этих людей, Чацкий садится в карету и уезжает навсегда из Москвы в надежде, что сможет еще найти место, где будет счастлив.

Сочинение на тему а судьи кто в комедии горе от ума

Противостояние обществу

Анализ монолога Чацкого говорит о том, насколько сложно человеку прижиться в обществе, в котором царят другие настроения и идеи. Грибоедов в своей комедии предупредил читателей об изменениях, произошедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать со своими речами на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы конспирируются, перестраивают деятельность обществ в соответствии с новыми правилами.

Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.

Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.

Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.

В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит).

Читайте также: