Сочинение по ярмарке тщеславия

Обновлено: 30.06.2024

Обоснование социально-бытовой проблематики романа Теккерея "Ярмарка тщеславия". Влияние авантюрного, нравоописательного и исторического типов проблематики на содержание романа. Композиция, структура образов и реалистические детали романа Теккерея.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.11.2016
Размер файла 126,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Композиция романа имеет два плана, или линии. Один план произведения -- линия Эмилии Седли, которая по рождению принадлежит к кругам буржуазии. Другой план - линия Ребекки Шарп, которая по рождению не относится к привилегированным слоям общества, но стремится войти в аристократические сферы. Подобная композиционная двуплановость дала Теккерею возможность отобразить всю панораму английской жизни.

В отношении композиции произведения Теккерея являются важным достижением английского реализма. В первые была проведена связь между частной жизнью героев и жизнью социальною, показана взаимообусловленность этих линий, их влияние на личностное развитие персонажей.

Итак, как уже говорилось, в романе две основные сюжетные линии. Одна из них связана с судьбой Эмилии Седли, дочерью богатого эсквайра, другая - с судьбой остроумной и решительной Ребекки Шарп, дочерью художника и танцовщицы. Их жизни тесно переплетены: знакомятся они в пансионе, после выхода из него, Бекки некоторое время гостит у Эмилии, затем их пути расходятся, чтобы снова сойтись.

Характер Бекки решен в манере преувеличения и шаржа, причем рисует его Теккерей, подчеркивая, эту гиперболизацию. Образ Бекки - дочери бедных родителей, ставшей, по словам автора, взрослой уже с восьмилетнего возраста, - гипербола с начала и до конца. Гиперболически показана ее беззастенчивая погоня за теми жизненными благами, которые она намерена отвоевать, сражаясь с неблагоприятными для нее обстоятельствами. Можно с уверенностью сказать, что образ Бекки собирательный, он вмещает в себя обобщение всего показанного в произведении: власть денег, циничная неприкрытая охота за обогащением, удачей в спекуляции, стремление добиться высокого положения в обществе, идя прямо по головам. Исходя из этого, она воспринимается как реалистический символ всего показанного. В рисунке образа Бекки Теккерей перекликается с другим великим реалистом XIX века Бальзаком, сказавшим устами Вотрена: "Нет добродетелей, есть только обстоятельства".

Финал романа соединяет все сюжетные линии. Ребекка показывает Эмилии письмо, в котором Джордж незадолго до своей гибели предлагал Ребекке бежать с ним. Эмилия, убедившись в неверности мужа, которому она была предана и после его гибели, выходит замуж за Доббина. Ребекка, оставленная мужем, завлекает в свои сети брата Эмилии Джозефа Седли, а когда и он, и муж умирают, вольготно живет на средства, выделяемые ей сыном, который при этом не хочет видеть мать.

Детализация становится у Теккерея иронической: часы старика Осборна, украшенные скульптурой, изображающей жертвоприношение Ифигении, не только раскрывают безвкусицу пышной и тяжеловесной обстановки угрюмого и богатого дома, но и подспудно намекает жертвоприношения современности, которые свершится в этих стенах этого дома. В этом доме разбилось счастье дочери Осборна Марии, здесь была разорвана старшим Осборном помолвка единственного сына Джорджа с Эмилией после банкротства ее отца; здесь он, наконец, отрекся от сына, когда тот вопреки отцовской воле женился на ней.

Повествуя о судьбах двух героинь, Теккерей имеет перед собой образец романа нравоописательного. Характеры Бекки и Эмилии тесно связаны с той средой, с теми условиями, в которых они живут. Автор проявляет заботу о том, чтобы, при их относительной условности, характеры героев не производили впечатления надуманных, неправдоподобных, а были искусно изображены и органично вписаны в социально-историческую действительность первой трети XIX в., поскольку судьба каждого человека тесно вплетена в историю, в судьбу нации.

Триумф Наполеона в романе влечет за собой разорение и крах семьи Седли; битва при Ватерлоо уносит жизнь Джорджа Осборна. А для Бекки крупная финансовая удача (спекуляция лошадьми) связана со всеобщей паникой в Брюсселе во время битвы при Ватерлоо.

Сатирическое мастерство Теккерея-художника и писателя проявилось в создании групповых портретов и массовых сцен. Перед нами разные семьи, разные социальные среды - семейство Питта Кроули, аристократические особняки, в которые попадает Бекки, военно-чиновничья среда в Брюсселе и Лондоне, буржуазия из Сити, частные пансионы и учебные заведения. Лондон и Брюссель, гостиная Осборнов и Седли, рейнские сады, немецкая опера. К концу книги панорама жизни героев расширяется и как бы заставляет героев обратить внимание на собственные судьбы, что-то изменить в них. Так происходит с Эмилией и Доббином, которые, наконец, обретают счастье после того, как Эмилия узнала от Бекки о неверности горячо любимого ею мужа и рассталась со своим жестоким и неверным идолом.

Авторские комментарии служат раскрытию сатирического замысла романа.Теккерей мастер сатирической иронии. И контраст между тем, что думают о себе и друг о друге его герои, и тем, что знает о них всеведущий автор, позволяет ему представить их во всем им присущем человеческом ничтожестве.

Жанр произведения можно определить как роман-хронику, поскольку действие растягивается на десятилетие, в течении которого автор показывает нам огромную картину жизни современного ему общества.

Композиция двуплановая: две основные сюжетные линии судьбы Эмилии Седли и Ребекки Шарп.

Персонажи несут на себе отпечаток типичности, но они не однозначны, могут изменяться, расти нравственно. Реалистическая деталь играет огромную роль в характеристиках персонажей, и в повествовании в целом, придает произведению правдивость, к которой стремился автор.

Итак, проанализировав все составляющие романа: композицию, систему образов, стилистические особенности названия и подзаголовка, тематику, - можно сделать вывод. Проблематика романа относится к социально-бытовому типу, не смотря на то, что в романе ощущается влияние других типов проблематики: авантюрного, нравоописательного, воспитания, исторического.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблематика данного романа относится к социально-бытовому типу, не смотря на то, что в романе ощущается влияние других типов проблематики: авантюрного, нравоописательного, воспитания, исторического.

Композиция двуплановая: две основные сюжетные линии судьбы Эмилии Седли и Ребекки Шарп.

Персонажи несут на себе отпечаток типичности, но они не однозначны, могут изменяться, расти нравственно. Реалистическая деталь играет огромную роль в характеристиках персонажей, и в повествовании в целом, придает произведению правдивость, к которой стремился автор.

Список использованных источников

1. Thackeray W.M. Vanity Fan. / W.M. Thackeray. London: Wordsworth classics, 2001. 1100p.

2. Теккерей, У.М. Ярмарка тщеславия: роман без героя. /У.М. Теккерей. М.: Худож. лит., 1983. 734 с.

1. Dodds W. Thackeray; a critical portrait. N.Y.: Russell and Russell, 1963. 257 p.

2. Алексеев, М. П. Английская литература: Очерки и исследования / М. П. Алексеев. Ленинград: Наука. 1991. 460 с.

3. Аникин, Г. В. История английской литературы / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. Москва: Высшая школа, 1985. 431 с.

4. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. / М. Бахтин. М.: Наука, 1972.

5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. / С.П. Белокурова- СПб.: Паритет, 2006.

6. Вахрушев В. С. Жанр и стиль "Ярмарки тщеславия" У. Теккерея / В.С. Вахрушев//Взаимодействие методов, жанров и литератур. Ижевск, 1981. С. 47-59.

7. Вахрушев В. С. Творчество Теккерея./ В.С. Вахрушев. Саратов, 1984. 148 с.

8. Гениева Е. Ю. Уильям Мейкпис Теккерей (1811 -1863)/Е.Ю. Гениева//История зарубежной литературы. М., 1983. Ч. 2. С. 255-274.

9. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение/В.М. Жирмунский// О Теккерее, его отрицательном отношении к романтизму. Л.: Наука, 1979., с. 146.

10. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения./А.Б. Есин- 3-е изд.М.: Флинта, Наука, 2000. 248 с.

11. Ивашева В. В. За щитом скептицизма: У. М. Теккерей, 1811 - 1863//Ивашева В. В. Английский реалистический роман в его современном звучании. М., 1974. С. 193-263.

12. Ивашева В. В. Творчество Теккерея./В.В. Ивашева. М.: Наука, 1959.

13. Ивашева В. В. 'Геккерей-сатирик./В.В. Ивашева. М.: Наука, 1958.

15. Ивашева, В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании /В. В. Ивашева. М.: Художественная литература, 1974. 460 с.

16. История всемирной литературы: в 9 томах /глав. ред. Г. П. Бердников. Том 1-9. М.: Наука, 1983-91. 581 с.

17. История зарубежной литературы XIX века: учебное пособие для вузов / под ред. Н. А. Соловьевой. М.: Высшая школа; Академия, 2000. 559 с.

18. Клименко Е. И. Английская литература первой половины XIX века./Е.И. Клименко. Л.: Наука, 1971, с. 131.

19. Луков, В. А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие /В. А. Луков. М.: Академия, 2005. 512 с.

20. Михальская, Н. П. История английской литературы: учебник для студентов вузов / Н. П. Михальская. М.: Академия, 2007. 480 с.

21. Проскурнин, Б. М. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза: учебное пособие / Б. М. Проскурнин, Р. Ф. Яшенькина. М.: Флинта; Наука, 2006. 416 с.

22. Урнов, М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (XIX - начало XX века) / М. В. Урнов. М.: Наука, 1970. 431 с.

23. Шайтанов И. О. Послесловие/ И.О. Шайтанов // Теккерей У. М. Ярмарка тщеславия: В 2 т. М.: Наука, 1986. Т. 2. С. 580.

Англия стала первой классической буржуазной страной[1] , и потому, совершенно закономерно, что в 30 – 40-е годы девятнадцатого века ни в одной другой европейской стране различие между богатыми и бедными не чувствовалось так остро, как в Англии. В промышленности мелкое производство вытеснялось крупным, и мелкие производители превращались в наемных рабочих крупного предпринимателя.

Французская революция испугала английскую аристократию, и в начале века эта аристократия стала еще крепче держаться за свои права, традиции, предрассудки. Избирательная система была построена в Англии таким образом и на таких началах, что бедняки были практически лишены возможности иметь своего представителя в парламенте. Таким образом, тяжелое экономическое положение народных масс закреплялось и политическим бесправием.

Следствием этих политических и экономических причин стала мощная борьба за реформы, которая развернулась в Англии в первые десятилетия девятнадцатого века. Ее вдохновителем был утопист Роберт Оуэн. Он, веря в совершенство человеческой личности, полагал, что достаточно указать на несправедливость, как богатые поймут ложность своего положения и станут сторонниками равенства и убежденными противниками угнетения. Его идея, его пафос определяли духовный климат эпохи. Он дал мощный толчок социальному брожению, столь сильному в эти десятилетия.

В 1838 году была опубликована знаменитая хартия, положившая начало важнейшему социально-реалистическому движению девятнадцатого века – чартизму. Чартистское движение просуществовало в стране в течение двух девятилетий.

1.1 Особенности изображения буржуазного общества в романе

Теккереем создана целая галерея образов аристократов. Это многочисленные члены семейства Кроули: помещик Питт Кроули, невежественный и грубый, его сыновья и его брат – Бьют Кроули, обладательница огромного состояния престарелая мисс Кроули, в ожидании наследства которой грызутся ее родственники. Ради денег каждый из Кроули готов перегрызть горло своему конкуренту. Корыстные интересы и низменные страсти делают близких людей врагами.

В ряду аристократических снобов находится маркиз Стайн. Этот умудренный жизненным опытом престарелый вельможа, циничный и умный, являет собой образец развращенного до мозга костей богача. Это человек с темным прошлым и воровскими замашками. Но он сумел приобрести себе титул и огромное состояние, женился на знатной аристократке и считается столпом общества. Размеры состояния маркиза Стайна соответствуют степени его подлости.

1.2 Панорама жизни в романе

Родившись в Индии, Теккерей был отправлен в Англию на попечение деда. В молодости Уильям совершил путешествие по Европе. Жил в Германии, посетил Италию, занимался живописью во Франции. Из Парижа он посылал свои статьи о французских писателях и художниках, о судебных процессах и парижских нравах. По поручению журналов или издательств отправлялся в Ирландию, Бельгию, Соединенные Штаты, на Ближний восток.

Литературному творчеству Теккерея предшествовал большой журналистский опыт, возможность наблюдать жизнь народа в различных точках земного шара. Именно эти наблюдения были включены автором в содержание романа и также являются его отличительной особенностью.

1.3 Философская линия и художественный историзм в романе

2.1 Образ автора в системе образов и сатира в романе

К 1847 году Теккерей уже определил социальное и нравственное пространство для художественного освоения, и выработал сам способ изображения – сатирическое осмеяние порока при строжайшем и безоговорочном следовании природе, правде[6] .

Для усиления сатирического эффекта Теккерей использовал новаторский прием включения в систему образов романа образа автора, наблюдающего за происходящим и комментирующего события, поступки, суждения действующих лиц. Авторский комментарий, звучащая в нем ирония помогает выявить все смешное, уродливое, нелепое и жалкое, что происходит на сцене театра марионеток, усиливает сатирические звучание романа.

Это особенно отчетливо видно при осмыслении многозначной метафоры кукол и Кукольника. На первый взгляд создается впечатление, что этот шут-моралист обладает полнотой всезнания, вольно распоряжается выходами героев-кукол, умудрен жизненным опытом, что от его скептического взгляда не могут укрыться никакие тайные побуждения или душевные противоречия его актеров. Однако это не совсем так. Чтобы узнать мысли, побуждения своих героев, Кукольник, в известной мере, должен стать как бы одним из них, а для этого ему необходимо отделиться от автора. Этот Кукольник, не просто, прервав повествование, комментирует происходящее, высказывает то или иное суждение о характере, поведении персонажа, он подслушивает чужую речь, втиснувшись в карету, узнает чужие секреты, заглядывая через плечо в записку, которую читает Бекки. Иными словами, автор допускает, что герои свободны от его авторской воли, что им дано право самораскрытия пред читателем.

В этом смысле интересна и трансформация авторских отступлений в романе. Их немало в тексте: в отступлениях как бы происходят раздвоение автора на всезнающего повествователя и на участника той же вселенской ярмарки тщеславия, против которого, как против любого персонажа романа. может быть обращено острие сатиры.

Скептицизм Теккерея объективно оказался основой и причиной многих его творческих открытий. Люди – пленники среды, игрушки в руках обстоятельств. Недаром столь важна в романе многозначная метафора куклы. Однако такая позиция и такой взгляд на мир заставляли Теккерея напряженнее искать правду – социальную, психологическую и эстетическую,– не позволяли ему отказываться от нее даже в угоду идеалу, который был так существен в художественных идейных и философских поисках многих его современников и коллег по перу[10] .

Так, например, в сатирико-ироническом плане написаны Теккереем батальные сцены и предшествующие им эпизоды. Таковы картины увеселительных балов и бесконечных развлечений, которым предаются оказавшиеся в Брюсселе знатные господа и дамы накануне решительной битвы. Таково, в сущности, и лаконичное описание самой битвы, а также едко-насмешливые замечания о военачальниках.

Такой широкий взгляд на личность требовал привлечения новых средств в раскрытии характера, используя детали окружения, предметы быта. Детализация становиться у Теккерея иронической: часы старика Осборна, украшенные скульптурой, изображающей жертвоприношение Ифигении, не только раскрывают безвкусицу пышной и тяжеловесной обстановки угрюмого и богатого дома, но и содержат намек на будущие драматические события, которым суждено свершиться в этих стенах.

Кроме осмысления имен и иронической детализации в арсенале Теккерея-сатирика имеются и такие приемы, как сатирические сравнения, речевые характеристики, ироничная защита с несостоятельной аргументацией. Важную роль играет раскрытие внутренней сущности человека через его поступки.

Желчь и иронию Теккерея Введенский заменял легкой, забавной шуткой, вписывал в его произведения увлекательные пассажи или опускал те, которые казались ему скучными. Так нарушалось художественное единство прозы писателя, сюжеты которого – не детективно-увлекательные, но психологические по своей сути – особенно страдали от любого механического ущемления.

2.2 Роман без героя

Он не стремится к преувеличениям, избегает приема гиперболизации. Он не склонен изображать человека ни отъявленным злодеем, ни существом идеальным. Для него важно раскрыть сложность взаимодействия различных начал в характере человека, понять причины, заставляющие его совершать тот или иной поступок. Теккерей был убежден, что человек – это смесь героического и смешного, благородного и низкого, что человеческая природа бесконечно сложна, а долг честного писателя, заботящегося об истине, не создавать увлекательные истории на потребу толпе, но в меру сил и отпущенного таланта показывать человека во всей его противоречивости, сложности, неповторимости.

Подобная эстетика, эстетика полутонов, порожденная новым взглядом на человека, была тогда еще в будущем. Ее начнут разрабатывать в конце девятнадцатого столетия, освоят в начале двадцатого.

Это – новый тип романа в английской литературе девятнадцатого века, где переплетаются многие сюжетные линии, и нет традиционной интриги и развязки.

Сюжетным центром книги автор делает одну из вечных тем мировой литературы – историю двух женщин, подруг и соперниц. Эмилия и Ребекка – эти две девочки изначально разные, и на протяжении всего повествования автором постоянно подчеркивается различие между ними.

2.4 Писатель-художник Теккерей

Внимание Теккерея-иллюстратора сосредоточено не на портрете, а на жизненных ситуациях, в которые попадают персонажи романа, например: сэр Питт, стоящий на коленях перед своей гувернанткой; паническое бегство Джозефа Седли из Брюсселя; опустившаяся Бекки за игорным столом и т.д. Важное композиционное значение имеют изображения паяца, марионеток, напоминающие о кукольной драме.

1. Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. – М.: Книга, 1979. – 160с.

2. История всемирной литературы в 9 томах. Том 6. – М.: Наука, 1989. – 880с.

3. История всемирной литературы в 9 томах. Том 7. – М.: Наука, 1990. – 830с.

4. Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. Том 7. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 1008 с.

7. Теккерей У.М. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. – М.: Книжная палата, 1989. – 488 с.

[1] История всемирной литературы в 9 томах. Т.6. – М.: Наука, 1989. – С.117.

[3] Винтрих Д. Приключения знаменитых книг. – М.: Книга, 1979. – С. 61.

[5] История всемирной литературы в 9 томах. Т. 6. – М.: Наука, 1989. – C. 136.

[6] История всемирной литературы в 9 томах. Т.6. – М.: Наука, 1989. – C. 135.

[10] История всемирной литературы в 9 томах. Т.6. – М.: Наука, 1989. – С. 138.

[11] История всемирной литературы в 9 томах. Т.6. – М.: Наука, 1989. – С. 136.

[12] Винтрих Д. Приключения знаменитых книг. – М.: Книга, 1979. – С.64.

[13] Уильям Мейкпис Теккерей. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания / Сост. Е.Ю. Гениева – М.: Книжная палата, 1989. – С.260.

[14] Уильям Мейкпис Теккерей. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания / Сост. Е.Ю. Гениева – М.: Книжная палата, 1989. – С.363.

[16] История всемирной литературы в 9 томах. Т. 6. – М.: Наука, 1989. – С. 135.

[17] Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. Т. 7. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – С. 441.

[19] История всемирной литературы в 9 томах. Т.6. – М.: Наука, 1989. – С. 135.

[20] Уильям Мейкпис Теккерей. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания / Сост. Е.Ю. Гениева – М.: Книжная палата, 1989. – С. 332.

[22] Уильям Мейкпис Теккерей. Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания / Сост. Е.Ю. Гениева – М.: Книжная палата, 1989. – С. 36.

[24] Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. – М.: Книга, 1979. – С. 69.

[25] История всемирной литературы в 9 томах. Т.7. – М.: Наука, 1990. – С. 344.

Теккерей назвал “Ярмарку тщеславия” романом без героя, рассуждая, что в современном мире есть только один герой – деньги. Той же мысли подчинена в конечном счете и структура романа: в нем нет сюжета в общепринятом смысле слова, и действие развертывается в соответствии с ходом самой жизни – как будничная хроника, намеренно несколько отодвинутая в прошлое. Точнее даже говорить о двух хрониках, положенных в основу повествования: параллельно в нем развертывается два действия, в одном персонажи – помещики-землевладельцы (как Кроули)

и столичные аристократы (как Стайн), в другом – банкиры – и коммерсанты, биржевики и дельцы Сити (как Осборн и Седли). Развертывая параллельно две хроники, Теккерей не противопоставлял, а скорее сопоставлял, добиваясь у читающего ощущения внутренней связи – единства сил, движущих всеми людьми вне зависимости от их принадлежности к той или другой общественной среде.

Он хочет подчеркнуть: формы поведения могут быть разными, но суть всюду одна.

Счастье Эмилии Седли зависит от положения дел ее отца на бирже, а Родон Кроули возлагает надежды на наследство богатой старой тетки. Старый Осборн в своих

поступках руководствуется теми же принципами, что и маркиз Стайн, и в основе отношения к вещам того и другого, как бы различны они ни были, всегда в конечном итоге – расчет и денежный интерес.

Теккерей не делит своих персонажей на злых и добрых. На том “базаре житейской суеты”, который стремился показать писатель, большинство людей злы, некоторые смешны, а добрые, если они порой и встречаются, одурачены или растоптаны злыми. Теккерей любил делить всех людей на мошенников и одураченных (rogues and dupes), иными словами, на тех, что “живут по законам ярмарки”, и тех, кого они вводят в заблуждение или так или иначе одурачивают (как доброго идеалиста Доббина). Сатира на всех участников этой грустной комедии (как одураченных, так и дурачащих) пропитана скептицизмом, поскольку Теккерей внушает читателю свой основной философский принцип – “такова жизнь”.

Острота обличения в “Ярмарке тщеславия” определяется тем, что наиболее омерзительные автору персонажи романа (и их прототипы в жизни) – это те, кто, живя по законам буржуазного общества, пользуется его полным одобрением.

Так, маркиз Стайн – знатная особа и крупный политический деятель – по своему моральному облику одна из наиболее отталкивающих фигур в романе. Уважаемый всеми делец Осборн проявляет полнейшее бездушие к разорившемуся Седли, которому обязан в прошлом своим богатством и благополучием… Порядочным человеком в понимании Теккерея мог остаться только тот, чьи интересы лежали за пределами власти денег.

Но таких людей было мало, и если он их и встречал, то чаще всего они оказывались одураченными, как Доббин, много лет гнавшийся за ложным идеалом.

Эмилия Седли, долго воспринимавшаяся Доббином как совершенство, рисуется Теккереем с тонкой и скрытой иронией. Ее образ – пародия на положительных героинь Диккенса и других авторов английского романа XIX века, воплощавших добродетель. Верность памяти Джорджа Осборна, ветреника и обманщика, показывает не только неумение Эмилии разбираться в людях, но и большую ограниченность.

Особое место в художественной системе романа занимает образ Бекки Шарп, недаром принимаемой порой за героиню книги. Характер Бекки решен в старой манере писателя – манере преувеличения и шаржа, причем рисует его Теккерей, подчеркивая. эту гиперболизацию. Бекки – обобщение всего того, что показано в романе во многих повторяющихся аспектах, – власти денег, циничной откровенности в охоте за различными формами удачи и обогащения.

В этом смысле она воспринимается как реалистический символ всего показанного.

На протяжении романа Бекки плачет один только раз, и слезы ее пролиты по поводу того, что она просчиталась, выйдя замуж за молодого Родона Кроули, тогда как, подождав немного, могла бы стать женой овдовевшего старого баронета – жадного, скупого и мелочного сэра Питера Кроули. Образ Бекки – дочери бедных родителей, ставшей, по словам автора, взрослой уже с восьмилетнего возраста, – гипербола с начала и до конца. Гиперболически показана ее беззастенчивая погоня за теми жизненными благами, которые она намерена отвоевать, сражаясь с неблагоприятными для нее обстоятельствами.

При этом следует отметить, что Теккерей не судит недобрую и совершенно беззастенчивую молодую авантюристку. “Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов годового дохода”, – рассуждает Ребекка. Поведение Бекки Шарп в доме Седли, а потом Кроули он объясняет отсутствием маменьки: о Бекки некому позаботиться так, как заботятся о других девушках, устраивая их благополучие путем выгодного брака. Свое счастье Бекки пытается строить сама, причем ее представления о счастье ничем не отличаются от тех, что царят вокруг нее.

В рисунке образа Бекки Теккерей перекликается с другим великим реалистом XIX века Бальзаком, сказавшим устами Вотрена: “Нет добродетелей, есть только обстоятельства”. “Ярмарка тщеславия” написана в своеобразной манере. Показывая нравы современной Англии и всем характером своего изображения подчеркивая свое отношение к ним, Теккерей не довольствовался одним повествованием и его драматизацией в диалоге. Роман пронизан авторским комментарием и авторскими рассуждениями о жизни и людях.

Эти отступления чаще всего непосредственно связаны с текстом романа, но зачастую уводят читателя в мир авторской философии. Как правило, они лиричны по своей интонации.

“Ярмарка тщеславия” прославила имя Теккерея во всех цивилизованных странах мира, но английская критика долго не могла примириться с этим необычным произведением литературного искусства. Все в нем было “не по правилам”: не было счастливого конца, не было героя, не было пылких чувств и неиссякаемых слез… А когда начинала плакать Эмилия, даже преданный ей Доббин вспоминал об открывшемся кране водопровода.

И все же гениальное произведение сломало предрассудки консервативной критики, смертельно испугавшейся нарушенного стереотипа.

Англия, начало XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами — состоянием, титулами, чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит денно и нощно…

Две юных девицы покидают пансион мисс Пинкертон. Эмилия Седли, дочь состоятельного эсквайра, являет собой образец чисто английской, несколько пресной миловидности и добродетели.

Что ж делать, ведь у бедняжки нет ни любящих родителей, ни состояния, ни титула — всего того, что питает добродетель более счастливых сверстниц.

К несчастью, в дело вмешивается случай и мистер Джордж Осборн, жених Эмилии, в результате чего надежды юной интриганки рушатся, а Джозеф спасается бегством.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Однако неунывающая Бекки`В совершенстве владеет искусством, которое еще не раз пригодится ей в жизни, — искусством жить более или менее припеваючи, не имея ни гроша наличных денег. Она не теряет надежды занять более блестящее место в обществе и согласна потерпеть, а Родон, страстно и слепо влюбленный в жену, превращается в счастливого и покорного супруга.

А Джордж милостиво позволяет себя любить, не отказываясь от чисто холостяцких увеселений и не балуя невесту особым вниманием.

Но тут в дело вмешивается капитан Доббин, верный друг Джорджа, честный и великодушный человек, который уже давно горячо любит Эмилию, не решаясь в том признаться даже самому себе. Он уговаривает Джорджа, не чуждого благородных порывов, жениться на Эмилии вопреки воле отца. Не стоит и говорить о том, что отец отказывается от Джорджа и лишает его наследства.

Обе опальные четы встречаются в Брюсселе, куда выступает полк Джорджа и Доббина и прибывает генерал гвардии Тафто с адъютантом Родоном Кроули. Полк с восторгом принимает Эмилию, но ее подруга вращается в куда более блестящем обществе. Где бы ни появилась Ребекка, она всегда окружена толпой знатных поклонников. В их число попадает и Джордж Осборн. Кокетство Бекки и собственное тщеславие заводят его настолько далеко, что на балу он передает ей букет с письмом, в котором умоляет бежать с ним. (Разумеется, та никогда и не собиралась совершать ничего подобного.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Она-то знает цену Джорджу.) Но в тот же день войска Наполеона переходят Самбру, и Джордж, полный невысказанного раскаяния, прощается с женой. Прощается, чтобы через несколько дней погибнуть в битве при Ватерлоо.

А Бекки и Родон после Ватерлоо проводят три года в Париже. Ребекка пользуется бешеным успехом, она допущена в самое высшее общество, французы не столь разборчивы, как англичане. Впрочем, она не собирается оставаться во Франции на всю жизнь. Все семейство (в Париже у Бекки и Родона рождается сын) возвращается в Лондон, где чета Кроули живет, как всегда, в кредит, раздавая обещания всем и не платя никому.

И вот Ребекка снова появляется в Королевском Кроули и снова умудряется очаровать всех. Чего ей только не приходится для этого делать! Даже изображать любовь к сыну, к которому она на самом деле не питает ни малейшей привязанности.

Блистательное шествие Бекки по Ярмарке Тщеславия кончается катастрофой. Родон уличает ее если не в измене, то в предательстве, пытается вызвать на дуэль лорда Стайна и в конце концов покидает Англию, чтобы занять пост губернатора острова Ковентри (выхлопотанный для него все тем же лордом Стайном). Ребекка исчезает, а Родон Кроули-младший остается на попечении дяди и его жены, которая заменяет ему мать.

А что же Эмилия? Смерть мужа едва ли не стоила ей жизни, ее спасло только рождение сына, которого она боготворит, как боготворила мужа. Долгое время она живет с родителями, стойко переносит бедность и лишения и находит отраду в маленьком Джорджи.

Но старый Джон Осборн, пораженный сходством внука с покойным сыном, предлагает забрать мальчика и воспитать его как джентльмена. Бедная Эмилия расстается с сыном ради его блага и после смерти матери находит утешение в том, чтобы скрашивать последние дни старика отца. Но как раз в то время, когда Ребекка терпит сокрушительный крах, Фортуна поворачивается лицом к Эмилии. Из Индии возвращается майор Доббин вместе с ее братом Джозефом, который клянется, что отныне его родные не будут знать нужды. Как замирает преданное сердце майора, когда он подходит к дому, где живет миссис Осборн, какое счастье охватывает его, когда он узнает, что она не вышла замуж. Правда, и ему надеяться особенно не на что. Эмилия по-прежнему словно не замечает бескорыстной, преданной любви Добби-на, по-прежнему не видит его выдающихся достоинств.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

История подходит к концу.

Однако воплощение связанного с Д. замысла, который состоял в попытке обозначить за ярмарочной суетой мир реальных человеческих ценностей, оказалось вызывающе нетрафаретным. Д. — персонаж, полностью лишенный притягательности внешнего облика или самоочевидной героики поведения, подчас навевающий чувство скуки своей подчеркнутой ординарностью, которая сказывается в неизменном прозаизме взятых им на себя обязательств, в самом его мышлении и в характере поступков.

Всегда остававшаяся для Теккерея актуальной полемика с героизацией исключительного, к которой прибегали романтики, и с эстетикой, сложившейся на этом фундаменте, особенно наглядно проступает в его трактовке Д. как символа истинно здоровых начал жизни.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также: