Сочинение на тему человек биосоциальное существо

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность . Человек, как разумное существо, производящее материальные средства производства, существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменения самого человека. Философские споры о природе человека имеет многовековую историю. Наиболее часто природу человека называют двойственной, а самого человека определяют, как биосоциальное существо, обладающее мышлением, членораздельной речью, сознанием. Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид – Homo sapiens. Определяющим условием перевоплощением в человека был труд, который возможен лишь в коллективе. Труд повлек за собой формирование новых человеческих качеств (язык, мышление) лишь в обществе, в общении между людьми.

Исходя из обозначенной актуальности поставим цель , состоящую в определении взаимодействия биологических и социальных свойств человека.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач : 1.Выявить изменения биологических свойств человека в процессе эволюции. 2. Определить социальные свойства человека и проанализировать влияние биологических свойств на становление личности. 3. Определить соотношение биологических и социальных свойств.

Далее рассмотрим обозначенные задачи более подробно:

В процессе исторического развития меняются социальные запросы на биологические особенности организма. Можно полагать, что на основе одного и того же биологического организма, можно создать различные типы личности в процессе образования и воспитания. Однако, совершенно различные биологические черты и задатки являются востребованными в различные исторические промежутки времени. Для примера, в наше время, время компьютерных технологий, востребованы интеллектуальные и творческие способности, а в эпоху доиндустриального общества ценились физические способности. Этот пример показывает, что социальное начало человека хоть и зависит от биологического, но также определяет развитие и содержание исторического процесса, а это означает, что природа человека целостна и социальна.

На сегодня я - студентка Высшей школы экономики, г. Москва, по специальности "Реклама и связи с общественностью" Департамента интегрированных коммуникаций, выпускница МАОУ гимназия №23, г. Челябинск.

четверг, 18 октября 2012 г.

Человек как биосоциальное существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо. Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным. Состояние его здоровья во многом зависит от условий жизни, в том числе от природной среды. Человеческая психика, охватывающая совокупность наших внутренних состояний, явлений внутреннего мира (ощущения, переживания, эмоции и т. д.), тоже имеет биологическую основу. Так в чем же тогда заключается отличие человека от животного?

1. Теоретическая база по теме "Человек как биосоциальное существо"

2. Эссе на тему: "Человек вне общества - или бог, или зверь" (Аристотель).


Выбранное мною для рассмотрения высказывание известного древнегреческого ученого и мыслителя Аристотеля можно отнести к такой науке, как философия. Термин "философия" состоит из двух греческих слов: "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Философия — наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.

По моему мнению, общая тема, затронутая Аристотелем в его высказывании - взаимосвязь человека и общества и их взаимодействие друг с другом. Несомненно, человек - это биосоциальное существо, а значит, в нем изначально заложены два начала - человек как биологическое существо, часть природы, и человек как социальное существо, часть общества. Этим человек и отличается от животных. Ведь с точки зрения биологии, он является высшей ступенью развития живых организмов на Земле, что проявляется в его анатомии и физиологии. А примеры проявления его социальной сущности мы можем видеть через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и т.д. Именно этот факт является аргументом в пользу второй части данного высказывания о том, что вне общества человек может считать себя "богом" среди других живых существ.

Действительно, тема взаимодействия человека и общества весьма многогранна. Человек не может жить и развиваться вне социума, т.к. неразрывно связан с ним. Как мы знаем, общество в широком смысле - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Благодаря данному определению, мы можем сразу понять, что обозначает термин "биосоциальное существо".

Я считаю, что своем высказывании Аристотель рассуждает о том, как поведет себя человек, находясь вне общества. Станет ли он подобен "зверю", т.е. возобладает ли в нем природное начало, или же он подчинит себе природу, став "богом", т.е. высшим существом на Земле.

Безусловно, человек и общество неотделимы от природы, т.к. они являются ее продолжением. Однако природа не может оказать такого влияния на развитие человека, его сознания, как общество. Именно благодаря ему в людях развиваются такие качества, как нравственность и духовность.
Аристотель в своем высказывании, по моему мнению, поднимает очень важный вопрос, который является важным для философов и ученых со всего мира на протяжении долгих столетий. Какую же модель поведения выберет для себя человек, находясь вне привычной для него среды, вне общества? Философ предлагает два основных пути: низший, т.е. путь "зверя", и высший, путь просвещения и созидания, или путь "бога и творца".

С высказыванием Аристотеля трудно не согласиться. Человек вне общества по-настоящему может превратиться в зверя, чему существует множество примеров. Наверное, каждый ребенок знает "Книгу Джунглей" Р.Киплинга и ее главного персонажа, мальчика Маугли, воспитанного волками. Но эту историю нельзя назвать абсолютной выдумкой, ведь есть много примеров из жизни, иллюстрирующих ее. Так, подобный случай произошел с девочкой, воспитывающейся в неблагополучной семье. В 1992 года в Одесский интернат для детей с дефектами развития привезли непонятное существо. В медицинской карточке значилось, что это девочка восьми лет, звали ее Оксана. Родом девочка-собака была из села Новая Благовещенка, что в Херсонской области. Она ходила на четвереньках, легко запрыгивала на кровать и на стол, никого к себе не подпускала, скаля зубы и рыча. Оказалось, что родители не обращали внимание на ребенка, совершенно не заботились о ее потребностях. Тогда она решила поселиться в будке со своей собакой, которая заботилась о ней, и жила там несколько лет. Что же произошло с ней в результате? Она стала вести себя так же, как собака, и это неудивительно. Более того, когда ее поместили в лечебное заведение, к другим детям, оказалось, что восьмилетняя девочка находится на той же ступени развития, что и трехлетний ребенок. Этот пример доказывает основную мысль Аристотеля: человеком рождаются, а личностью, обладающую сознанием, целями и принципами, становятся. Конечно, никто из нас не может стать богом в прямом смысле этого слова. Я думаю, Аристотель подразумевает, что вне общества человек может пойти либо по пути "зверя", который был описан выше, либо по пути "бога" как существа, находящегося на высшей стадии развития, способного подчинять себе окружающий мир, быть творцом культуры. Существует огромное количество примеров того, как люди, отказываясь от социального бытия в пользу добровольного отшельничества, не превращались в диких зверей, а наоборот, становились моральными авторитетами и примерами для подражания. Все мы знаем о тибетских монахах, которые покидают общество, становятся отшельниками и посвящают свою жизнь взращиванию в себе высоких духовных качеств, таких как смирение, умиротворение, чистота сознания, великодушие, доброта и мудрость. Однако жизнь вне социума - тяжелое испытания для человека, особенно если учесть, что он является биосоциальным существом, и далеко не все могут его пройти. Многие люди попросту теряют рассудок, вырвавшись из привычного им социального окружения. Именно поэтому я могу сделать вывод, что жизнь человека как личности немыслима без общества, ведь именно благодаря ему он развивается и приобретает все те черты, что отличают людей от животных.

111

Человек — это биосоциальное существо, которому характерны как свойства, передающиеся по наследству, обусловленные природой, так и появившиеся в результат социализации, жизни в обществе.

На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности , характерные для человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности , характерные для животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности , характерные и для человека, и для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Смысл данного высказывания состоит в том, что любой поступок, любое действие человека так или иначе влияет не только на его личную жизнь, но и на судьбу всего общества в целом. Эти поступки впоследствии могут обернуться различными последствиями для других людей, вплоть до всего человечества.

Я согласен с автором этого утверждения, поскольку тоже считаю: так как человек в своей жизнедеятельности неизбежно взаимодействует со своим социумом, любые его действия отражаются как на нём самом, так и на этом обществе.

Владимир Соловьёв

Рассмотрим это утверждение великого русского философа с точки зрения теории. Человек – это биосоциальное живое существо, обладающее сознанием, мышлением и связной речью, а также умением создавать орудия и применять их для удовлетворения своих потребностей. Обществом называется обособленная от природы, но прочно с ней связанная часть материального мира. Она представляет собой совокупность людей, взаимодействующих друг с другом. Люди эти объединены исторически сложившимися формами взаимодействия; способами производства материальных благ на определённой ступени исторического развития; производственными отношениями. Целью называется предмет сознательного либо бессознательного стремления субъекта; определённый конечный результат, на который специально нацеливается деятельность.

Яркий пример из истории – личность Адольфа Гитлера. Этот радикальный политик имел крайне правые, реакционные взгляды и убеждения. Многие из них были немыслимыми и бесчеловечными. Однако они попали на благодатную почву, и народ Германии, а также некоторых других стран Европы, поддержал Гитлера. Диктатор сделал всё, чтобы его даже самые смелые и нездоровые фантазии воплотились в жизнь. Это привело, в конечном итоге, к миллионам жертв.

Из этих рассуждений я хотел бы вывод, что каждый человек, будь он рядовым рабочим или президентом, вносит свой посильный вклад в жизнь общества, и этот вклад влияет на жизнь остальных людей. Поэтому нужно предпринимать лишь осознанные и обдуманные действия, чтобы их последствия были положительными, а не негативными.

Читайте также: