Сочинение на тему благонравие

Обновлено: 05.07.2024

Изложил в тринадцати словах касательно исправления дурных нравов христиан на основании главнейших заповедей Ветхого и Нового Заветов и впервые издал незабвенный и мудрейший монах Никодим Святогорец в Венеции в 1803 году

Содержание

Как злые портят словеса обычаи благие

(То говорит в науку нам апостол, дивный Павел),

Так христиан по всей земле обычаи презлые

Слова прекрасные сии, других подобных лучше, –

Их Благонравие сие содержит всечестное

Благочестивых христиан, составленное ныне, –

Во благо изменяют и предивно улучшают,

Облагораживают их, и дивно образуют.

Коль хочешь ты, христианин, свои дурные нравы

Переменить, к которым ты привык, приобучился, –

Усердно книгу изучай вот эту постоянно,

И то, что хочешь, обретешь, и в краткий срок при этом!

Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809), без сомнения, был одним из величайших греческих церковных писателей эпохи турецкого владычества. Он прожил сравнительно краткую жизнь 1 , но эта жизнь была исполнена непрестанных трудов во имя просвещения греческих христиан в духе Православной Церкви.

Однако все остальные труды преподобного Никодима Святогорца (за исключением отдельных пассажей, но таковых всегда весьма немного) написаны языком нарочито простым, ориентированным на широкие круги греческих христиан.

В своем предисловии преподобный Никодим с предельной ясностью излагает те принципы, которыми он руководствовался при составлении этой книги. Приведем несколько отрывков в нашем переводе.

Олег Родионов, кандидат исторических наук

Обращение преподобных Никодима к читателям

(Приводится с незначительными сокращениями)

Не стыжусь громогласно проповедовать, что я не обучен риторическому искусству и свойственной тому дивной силе убеждения. Но если я когда-либо и обучался ему, будучи еще отроком, со временем оно утекло из моей памяти и изгладилось. Отчего я особенно принялся обучаться сокровенной во Христе жизни, отринув всякое заключающееся в словах честолюбие, и слова, которые имел (если когда-то и имел), принося, как некую жертву и ничтожнейший дар Тому, от Кого, и чрез Кого, и к Кому слова всех – Предвечному Слову. И если бы было для меня позволительно, я сказал бы о моих Словах то, что изрек Григорий Богослов, которому я недостоин даже развязать ремень сандалий:

Над сим я трудился много и долгое время.

Но все сии познания, повергнув долу,

положил я к стопам Христовым 24 .

И поистине, такое всенародное искусство, каковым является риторика, как ее называет премудрый Синесий Киренский 25 , требует, чтобы занимающиеся им были мужами общественными. А мужу монашествующему, и грубому, и избегающему многолюдности народных толп, каков я, оно вовсе не свойственно. Отчего и Слова эти, которые мое бессилие трудолюбиво составило, ныне дерзновенно представляемые на рассмотрение миру, не украшены риторическими фигурами, не имеют вступлений искусных и величественных, не изобилуют изящными повествованиями, не украшаются четырехчленными и закругленными периодами, не гордятся великолепием так называемых фигур мысли и слова, не вызывают волнения, не богаты красивыми переходами, и просто сказать, не изукрашены цветами и различными красотами риторических лугов, благодаря которым слушатели чествуют ритора рукоплесканиями и похвалами. Но они выходят в свет типографским способом некрасивыми, нериторическими, облаченными в подобные рубищу и изодранные одежды, каковые носит и наша собственная грубость и пустыня.

Ведь жизнь и вера, нравы и догматы – всё это, говорю, является причиной одно для другого и сопутствует друг другу, так что если кто имеет одно из этого, по необходимости должен иметь и другое, как сказал Григорий Богослов в мыслях, написанных элегическими двустишиями:

Для меня равно худы – и негодная жизнь и негодное слово.

Если имеешь одно, будешь иметь то и другое 32 .

Итак, читая и получая пользу от этих Слов, не забывайте, прошу [вас], братья, молить Господа о прощении грехов того, кто совершил этот труд, того, кто побудил его к этому, и того, кто издал [книгу] типографским способом.

Желаю вам здравия!

До нас дошло лишь предисловие к этому собранию. До сих пор продолжаются споры, можно ли отождествить отдельные найденные позднее рукописи с подготовительными материалами к этому изданию. См.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 924–925.

См.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 929–930.

Благолюбие. Т. 1–4. М.: Издательство Братства во имя Святой Троицы, 2009.

Ср.: Νικολοπουλοϲ Π. Вιβλιογϱαφικη επιστασια τωυ εκδοσεων Νικοδημου του Аγιοϱειτου του Аγιοϱειτου. Σ. 406.

Νικοδημου Ϻπιλαληϲ (εκδ). О πϱоωτοτνποϲ Вιοϲ τον Αγοϱειτον (1749–1809). Σ.19 (§ 17, Евфимий), 30 (§ 4, Онуфрий). См. также: Νικολοπουλοϲ Π. Вιβλιογϱαφικη επιστασια τωυ εκδοσεων Νικοδημου του Аγιοϱειτου του Аγιοϱειτου. Σ . 527.

Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. С. 324.

Феоклит Дионисиатский. мон. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. С. 320–321, 324.

Nικοδημοϲ Аγιορειτηϲ . Χϱηστοηθεα τωυ Χϱιοτιαυων. Ενετιησιν, 1803. Σ. ζ–η.

Ср.: Citterio Е. Nicodemo Agiorita. P. 931.

См.: Ibidem. P. 961.

Ср.: Γεωργιοϲ Ϻεταλληνοϲ, πρωτοπρεσβ . Η δυναμικη του Λιαφωτισμου στη δϱαση των Κολλυβαδωυ // Ο Εϱανιοτης. 21 (1997). Σ. 198.

Νικοδημοϲ Ϻπιλαληϲ (εκδ.) . О ποωτοτυποϲ Bιοϲ του Νικοδημου του Аγιοϱειτον .Σ .21 (§ 20).

Georges Marnеllos, archipretre. Saint Nicodeme l’Hagiorite. P. 84.

О споре монаха Феоклита Дионисиатского с Христосом Яннарасом см.: Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке. С. 48–49.

Приводится полностью в книге: Θεοκλητοϲ Διονυσιατηϲ, μον. О Аγιϲ Νικοδημοϲ о Аγιοϱειτηϲ και Νεονικολαιτικη σχολη. Гονυμενισσα, 2002. Σ. 198–214.

См. особенно: Ibidem. Σ. 200–204.

Ibidem. Е. 201–203.

Слово о царстве, 1. Ср.: Синезий Киренский. Трактаты и гимны. СПб., 2012. С. 51. Синесий, епископ Киренский (370/375–413/414 гг.) – христианский богослов, философ и поэт.

Беседа 17-я на Евангелие от Матфея.

Слово 43, Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской / Свт. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. С. 601.

Письмо 130 (135). К Диодору, пресвитеру Антиохийскому.

Беседа 4-я на Послание к Титу.

Мысли, писанные двустишиями / Сет. Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 2. С. 98.

Беседа 15-я. О вере.

Источник: Благонравие христиан. – Пер. с греч.: Козлов А. Ф.; свящ. Дмитрий Диденко: свящ. Георгий Видякин; Шахов Ю.А.; свящ. Анатолий Чуряков; Самойленко Т.И.; Рудавин Д. А.; Чепель Д.С.; Щербаков В.И.; Желтов О.В. – Издательство Братства во имя Святой Троицы . Москва, 2016. ISBN 978–5-9907531–0-5

Этот образ резко контрастирует со всеми другими действующими лицами пьесы. Особенно заметны различности между Стародумом и Простаковой в вопросах воспитания детей. Простакова пытается дать образование своему сыну, на самом деле вовсе им не интересуясь. Она выбирает ему преподавателей, далеких от наук, которым они обучают. Простакова не верит в силу ума. Она исполняет все прихоти своего сына, видит в нем неразумного ребенка.

Стародум же считает науку важною составляющею в плане полного образования человека. Он воспитывал в Софье, в первую очередь, честность, доброту, уважение и любовь к людям. Стародум считается с мнением Софьи, понимает, что она уже не ребенок и вправе сама решать за себя. Когда у нее появляется много женихов, дядя дает ей право выбирать, но не оставляет племянницу без мудрых указаний и установок.

Простакова учит Митрофана тому, что самое главное в этой жизни – это деньги. Благодаря им можно заполучить в руки полную власть и подчинить себе всех крестьян. Для Стародума же деньги не важны в этой жизни. Он честным путем заработал их в Сибири, исключительно ради того, чтобы обеспечить себе спокойную старость и хорошее будущее Софьи. Он даже говорит о том, что большие деньги молодежи ни к чему, ведь они портят молодых людей.

Мудро Стародум поступает и в вопросе женитьбы Софьи. Он видит насквозь грубого Скотинина, прекрасно знает о намерениях Простаковой и ее невоспитанного, глупого сына Митрофана. Поэтому дядя советует девушке умного и честного Милона, который, в общем-то, и так ей уже приглянулся. Для Стародума самое важное в этой жизни – благонравие. Он выражает мысль о том, что умному можно простить непросвещенность в некоторых вопросах, но простить честному подлость невозможно.

Стародум уверен, что потомков дворян должно воспитывать государство, иначе с них не будет проку. Сам же он был воспитан в честной семье. Родители заложили в него основы, которые позже помогли ему вырасти в достойную личность. Он очень ответственный и любит свою родину, готов не словами, а делами подтверждать подлинность испытываемых чувств. Стародум по-прежнему ориентируется на приоритеты старого мира и в то же время он высоко ценит роль образования в становлении человека как личности.

Еще одним из положительных качеств Стародума является его прямолинейность. Он не стеснялся говорить правду в лицо, тем более его раздражало лицемерие Простаковых. Этот дворянин никогда не опускался до их уровня и вел себя, как и подобает настоящему дворянину, даже с такими людьми, к которым он испытывал презрение.

Стародум – классический образ русской литературы. Этот образ символизирует мудрость поколений, которой, по словам Фонвизина, так недостает современному обществу.

Анализ Афоризмов

Стародума стоит отметить по одной простой причине. Он является сплошь положительным персонажем данной комедии, в которой так много присутствует отрицательных героев. С помощью ряда отрицательных персонажей автор неплохо раскрыл основных социальные проблемы общества – дикость дворянства по отношению к крепостным, ошибки в воспитании детей и отношения в семье. Поэтому Стародум играет важную роль в комедии. В роли положительного персонажа он привносит доброту, честность и искренность в общество, состоящее сплошь из отрицательных героев.

Стародум весьма емко охарактеризовал принципы современного общества с помощью своих ярких изречений. Сам же он не поддерживает норм и правил поведения окружающих его людей. Фонвизин в этой комедии определил главным героем Митрофана, но именно благодаря Стародуму автор раскрыл сущность общества того времени, что определяет главную мысль произведения. Вкупе с комедийными вставками этот шедевр Фонвизина приятен и понятен для читателя, поэтому и пользуется такой популярностью.

Ответ или решение 1

Стародум

Стародум приходится старейшим из действующих героев пьесы, он обладает великой мудростью. Продолжительное время герой провел в Сибири, где честным трудом старался заработать денег. Но персонажа нельзя назвать алчным, материальные блага для него не главное, а самое главное в человеке, по мнению Стародума, является нравственная сторона, честность. Поэтому старый Стародум решает завещать своё наследство единственной племяннице Софии. Только для начала необходимо найти ей жениха, не богатого, а именно добропорядочного.

Софья долго время живет в доме Простаковых, где её опекают, пока отсутствует дядя. Но девушка не просто так проживает в доме Простаковых, они её приняли исключительно из корыстных помыслов, жадности и алчности. Неожиданно приезжая в их дом, Стародум сразу это определяет в неестественном гостеприимстве, в их действиях. Сам же, герой привык быть честным с самим собой и с людьми, которые его окружают.

Стоит отметить, что Фонвизин дает своему главному герою говорящую фамилию. Стародум означает человека, который живет по старым устоям, по которым сам воспитывался. В Сибирь он подался, в своё время, чтоб не лицезреть, как здесь лгут люди друг другу, воруют и лицемерят. Он искренне верит, что чрезмерное денежное состояние сильно портит молодежь. Своих отпрысков необходимо воспитывать, чтобы они любили трудиться, имели чувство долга и ответственность.

Стародум старается вести себя учтиво и сдержанно, даже с людьми, которые не достойны этого. Он считает, что никогда не нужно опускаться до их уровня. Не стоит никогда терять время на перевоспитание взрослых людей, ведь каждый должен воспитывать себя сам.

Можно с точностью отметить, что Стародум как персонаж является самым главным в пьесе. Автор высказывает свою позицию на происходящее, делится с читателями своим мнением через Стародума.

Читая пьесу страницу за страницей, нужно прислушиваться к тому, что говорит Стародум, к его политическим взглядам, нравственным вопросам и педагогическим методикам. Именно этот герой передает основную мысль комедии, насмехаясь над глупыми и тщеславными Простаковыми, которые являются недостойными людьми.

Как рисовал себе Стародум идеал государства и человека? Ответ на этот вопрос дают его рассуждения. В них затрагиваются три основные темы: политика, мораль и воспитание.

Афоризмы Стародума

Благодаря своему честному сердцу, образованности и нравственному воспитанию, он провозглашает принципы государственного устройства, где все законы управления будут разумны и справедливы.

Интересно и то, что афоризмы Стародума достойны восхищения, ведь он говорит очень правильные вещи, например, что без души самая просвещеннейшая умница становится жалкой тварью. Он не устает повторять, что воспитание настоящего дворянина – это дело государства. И сюда должно включаться воспитание сердца и ума. При этом он ставит воспитание сердца на первое место.

Характеристика Стародума свидетельствует о том, что он прямолинеен, простодушен и проницателен. Все прогнившее семейство Простаковых он видит насквозь и в глаза говорит все, что о них думает.


А‘узу билляхи мина-щ-щайтани-р-раджим. Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим.

Т.е. если мы будем подчиняться и следовать Пророку (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям), мы будем подчиняться Аллаху Тааля, потому что Пророк (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям) нам принес то, что передано от Всевышнего Аллаха Тааля. Поэтому он является для нас образцом, и немного хочется поговорить о его качествах.

Коран – калам Аллаха, речь Аллаха. То в чем Довольство Аллаха в Коране, то было довольством Пророка (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям), в чем был гнев Аллаха в Коране, который он нам дал, это было ненавистно и Пророку (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям).

Даже родственники, даже братья и сестры, даже с родителями портят отношения из-за, каких то слов сказанных.

Благонравие заключается в том, чтобы мы наоборот поддерживали связь с теми, кто с нами хочет порвать отношения. Пророк (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям) говорит, что бы мы прощали тому, кто с нами поступил не справедливо.

Если, как учит нас Пророк (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям), мы в себе начнем менять это отношение, воспитывать это в себе, то наступит день, когда мы поймем, что в нас есть хороший нрав.

Мы, в своем поведении, не стоим даже ногтя Пророка (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям), потому что мы из одного слова можем проклинать друг друга. Да упасет Аллах от таких качеств.

Мы не можем абсолютно быть такими как пророки, но они пример для нас, мы следуем за ними, если мы хотя бы 1% от их качеств переймем себе, это уже хорошо будет.

К сожалению, если есть где то недопонимание, мы готовы в туже секунду все высказать друг другу. Но порой, все, что в сердце скопилось, мы не преодолеваем, и говорим все, что придет на язык. А слова хуже, чем тот же удар. Синяк пройдет и забудется. А словом ударить, слово в сердце войдет и крутится там как червяк, точит и не дает покоя. И вызывает отвращение по отношению друг к другу.

Когда мы зло делаем, оно и в этом мире к нам возвращается. Что же в Ахирате нас ждет?

Понаблюдайте, задумайтесь, те у кого есть дети, если вы сейчас ими не довольны, чего им ждать в Ахирате?

Поймите, на сколько, важно, это довольство, и прощение друг друга. Аллах, прощает нам те грехи при покаянии, которые есть между Ним и нами, но не прощает нам грехи те, что между людьми, пока мы друг у друга не попросим прощение. Т.е. если я навредила кому то, то сначала, я должна у того кому навредила просить прощение и только после этого просить прощения у Аллаха. И Аллах не прощает, пока не простит, тот, кому мы навредили.

Нам надо быть осторожными в своих словах и поступках. Дай Аллах, нам следовать словам Аллаха, словам Пророка (салля Ллаху ‘алейхи ва саллям), относиться друг к другу хорошо, доброжелательно, любить друг друга ради Аллаха, а не из-за корыстных целей. И чтобы мы прощали друг друга. Если мы будем милостивы к тем, кто на земле, то те, кто на Небесах будут Милостивы к нам. Т.е. и ангелы тоже будут проявлять милость к нам.

Читайте также: