Сочинение по творчеству шухова

Обновлено: 01.07.2024

Прототип и история Шухова

Абсолютно невиновного человека осудили и отправили в ссылку. Ивану Денисовичу приходится терпеть тяжёлую и несправедливую лагерную жизнь, но при этом он не теряет свой оптимизм и доброту. Дома у главного персонажа осталась жена и две дочки.

Характеристика и портрет героя

полноценную картину для представления:

  • на момент рассказа главному герою 40 лет;
  • у него выпала часть зубов из-за цинги;
  • всегда выбритая голова и длинная борода;
  • одежда ничем не отличается от других заключённых, вся в заплатках.

человек сдержанный, умный, местами хитрый

Работа для Ивана Денисовича стала методом отвлечения от всего происходящего. Он старается взять любую работу. Герой поддерживает дружеские отношения со своими сокамерниками и другими заключёнными, но при этом не пресмыкается перед ними.

За годы, проведённые в лагере, Шухов понял, что в этих местах порой нужно использовать хитрость и смекалку.

Он хорошо общается с Цезарем Марковичем, которому часто из дома присылают посылки с различной едой и вещами. Если он ему в чём-то поможет, то что-нибудь да и перепадёт из еды.

Анализ рассказа один день ивана денисовича солженицына

Также главному герою всегда нравился ручной труд

Образ народа в произведении

Александр Солженицын не стал заострять всё внимание в произведении только на главном герое. В своей повести он описал читателю образ всех людей, которые попали под натиск сталинской репрессии. Бо́льшая часть заключённых в лагере были осуждены за то, чего они не делали. К сожалению, слушать бы их никто не стал. Народу давалось только 2 варианта на выбор: смерть или ссылка. Именно поэтому лучше было признаться в несовершенном и жить, чем сразу же пойти на казнь.

Автор выбрал самого обычного мужчину

Главный герой благодаря своим внутренним качествам и трудолюбию мог бы в своём родном селе чего-то добиться и содержать семью в достатке, но ему приходится 10 долгих лет выносить тяготы лагерной жизни за несовершенное преступление.

трудности и несправедливость во времена сталинской репрессии

В сочинении по этой повести можно раскрыть проблематику несправедливости и взаимовыручки.

Примеры похожих учебных работ

Краткий пересказ — Один день Ивана Денисовича (Солженицын А. И.)

. В этот день Шухову везет. Он обманывает повара и получает две дополнительные тарелки каши. Заключенный, который командует бригадой, пока нет Тюрина, отдает одну миску Ивану Денисовичу. Шухов съедает .

Судьба человека в тоталитарном государстве (по рассказу А.И. Солженицина «Один день .

. советские люди осудили писателя, не зная его произведений. Пожалуй, никто из современников Солженицына в Советском Союзе не осмелился в те . никто придумать. Шухова постигла та же судьба, что и миллионы других людей, воевавших за Родину, но по окончанию .

. я пишу - у меня отсрочка", - признавался сам Солженицын. И он со всей серьезностью подходит к делу всей своей жизни . направлено на благо человечества, всей своей жизнью он старается "отработать" для людей годы жизни, подаренные ему Богом. До .

Один день Ивана Денисовича

. время пытался подработать. В течение дня герой там, где все: «…надо, чтоб . со стороны. Возможно, этим объясняется жизнестойкость Шухова, его высокая приспособляемость к нечеловеческим . списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Один .

На протяжении всего срока Шухов пытался выжить, дотянуть до освобождения. Но герой Солженицына ни разу не совершил такого поступка, от которого перестал бы себя уважать. Он не доносил на сокамерников, не облизывал посуду, не пытался увильнуть от работы, притворяясь больным, как это делали многие из лагерных заключённых. Он сумел сохранить человеческое лицо, не озлобился на жизнь, не унижался перед другими. Шухов не пресмыкался перед теми, кто его сильнее, но умел налаживать с ними выгодные отношения.

Годы заключения прошли для героя быстро и незаметно благодаря его особому отношению к труду. Шухов умел и любил трудиться. В ежедневной работе он видел не рутинную обязанность, а возможность применить свои способности и навыки. К работе относился добросовестно, по-хозяйски. Его умелые руки нередко приносили ему в лагере дополнительный паёк. Одному Иван Денисович шил тёплую телогрейку, другому мастерил удобные тапочки. Так он и хорошие отношения налаживал, и кое-какие продукты из чужих посылок получал. Работа не была герою в тягость, он получал от неё удовольствие.

Иван Денисович – собирательный образ. В нём есть черты самого автора, тоже прошедшего через жернова репрессий. Солженицын показал в его лице простого русского труженика и солдата, который в мирное время приносил стране пользу, в военное – защищал её, а потом пострадал ни за что. Шухов олицетворяет сильный духом русский народ, способный вынести любые невзгоды и тягости. Главное достоинство героя Солженицына – его способность сохранить человеческий облик в ужасных условиях и умение сохранить веру в светлое будущее.

Сочинение 2

Солженицын в своих произведениях использует собственный опыт и тщательно описывает существование заключенных. Одной из наиболее известных книг в этом смысле является Один день Ивана Денисовича, где повествование ведется через главного героя – Ивана Денисовича Шухова.

Этот человек во многом является своеобразным эталоном и идеалом поведения в трудной ситуации. Суровые условия не меняют Шухова и он остается человеком. Иван Денисович не обладает какими-то высокими интеллектуальными качествами, не много размышляет о нравственности и морали, но при этом вполне способен точно оценивать различные ситуации и выбирать поведение, которое наиболее соответствует человеческому облику.

На мой взгляд, автор специально взял именно простого человека, а не интеллигента или аристократа, который подвергается репрессиям. Этим Солженицын хотел указать на возможность быть настоящим героем даже для простых людей.

В отличие от многих других (в частности от соседей по бараку) Иван Денисович продолжает придерживаться некоторого внутреннего стержня и идеала, который не всегда выгоден с практической стороны, но соответствует убеждениям. Помимо этого Шухов является образцом внутреннего достоинства, которое позволяет выглядеть оптимальным образом, даже в трудных условиях. При этом Шухов не хочет выглядеть, он просто хочет оставаться нормальным человеком и в нем просто существует простой и оптимистичный характер человека из народа.

Именно такие люди позволили стране противостоять фашистам и именно такие люди потом и страдали за собственное рвение защитить страну и помочь остальным. Герой этой повести тут является характерным примером, ведь он мог фактически оставаться лечиться, однако, снова отправляется на фронт, где из-за немецкого лагеря в итоге и выглядит предателем. Такие люди сильные и отважные не нужны власти, таких людей всегда опасаются, так как они следуют собственной чести и поэтому в итоге никогда никому не подчиняются в действительности, а подчиняются только собственной совести.

Солженицын предлагает нам образ простого героизма, который доступен каждому. Ведь было немало таких людей, которые ежедневно совершали свой подвиг, ради торжества добра и справедливости и остались безвестными.

Также читают:

Картинка к сочинению Иван Денисович Шухов в повести Один день Ивана Денисовича Солженицына

Популярные сегодня темы

Лето – самое удивительное время. Почти каждый год мы семьей уезжаем на отдых в разные удивительные места. Но иногда родители очень заняты и меня отправляют к бабушке в деревню. Но я всегда радуюсь этому.

Распутин написал повесть в 1974 году. История ее создания интересна тем, что в планах писателя было написание совсем другой повести на тему стройки коммунизма. В то время у него совершенно не было денег на жизнь

Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель.

Иван Петрович Шухов родился 6 августа 1906 г. в стани­це Пресновской Северо-Казахстанекой области. Его отец Петр Семенович был гуртоправом. С большой любовью и сердечной бла­годарностью вспоминал Иван Петрович своих родителей: "Всем, что во мне есть хорошего — в человеке и литераторе, обязан я сво­им неграмотным родителям, в первую очередь моей матери Ульяне Ивановне. Будучи совершенно неграмотной, она знала уйму рус­ских народных сказок, поговорок, прибасок, песен. И всем с боль­шой душевной теплотой истинно русской женщины делилась со мной — последним ребенком из десяти моих старших братьев и двух сестер. ".

Мальчик много ездил с отцом но ка­захской степи, яркие детские впечатления навсегда остались в его сердце. Позднее он писал своему другу и земляку Сабиту Муканову: "Как ты с полным основанием можешь сказать, что рос и воспитывал­ся наполовину в казахской, наполовину в русской среде, так и я могу сказать о себе, что детство мое прошло в степной стороне, среди русских казаков и среди казахов. И это не могло не сказаться в дальнейшем на всем моем творчестве”. Степь своего детства с мерцанием тягучих марев над ковыльными волнами, с белыми, как ки­

пень, юртами кочевых аулов, с березовыми колками и тихими лесными опушками, щедро осыпанными багровой ягодой, Шухов запечатлел в автобиографических "Пресновских станицах”, пове­стях и романах, романтических новеллах.

И. П. Шухов получил образование в Петропавловском пе­дагогическом техникуме, затем учился на рабфаке в Омске и в Литературном институте в Москве. С конца 20-х годов будущий писатель работает журналистом: ". к литературе я пришел из газе­ты". В течение 11 лет Шухов руководил работой Республиканского литературно-художественного журнала "Простор”, который в 60— 70-х годах был значительным явлением культурной жизни стра­ны, имел массового читателя и дал путевку в жизнь десяткам та­лантливых казахстанских писателей и поэтов.

Впечатления детства и юности, атакже жизненный опыт, накоп­ленный во время журналистских поездок, вылились в два первых романа —"Горькая линия” и "Ненависть”, опубликованных в 1931 г. Романы молодого писателя были высоко оценены М. Горьким и впоследствии неоднократно переиздавались. В 1935 г. выходит в свет роман "Родина", а в 1940 г. — "Действующая армия”. После Великой Отечественной войны одна за другой публикуются но­вые книги: "Облик дня”, "Покорители целины”, "Золотое дно”, "Степные будни”, "Родина и чужбина”, "Дни и ночи Америки”.

Наряду с литературной и журналистской деятельностью И. И. Шухов занимался переводами на русский язык произведе­ний М. Ауэзова, Г. Мусрепова, С. Муканова, Г. Мустафина. У него было много друзей среди казахских писателей, но самой тесной была дружба с земляком и соседом Габитом Мусреповым, который писал в воспоминаниях о Шухове: "Частенько под разными пред­логами (а го и боа них) навещали мы друг друга, лет пятнадцать живя рядышком дверь в дверь. Если же говорить фигурально, "дверь в дверь мы жили гораздо дольше — на протяжении не­скольких десятилетий, начиная с нашей давней зоревой (слово Ивана Петровича) юности. И родились, можно сказать, по сосед­ству — он в Пресновке, я в ауле неподалеку от другой станицы — Пресногорьковской. И в ранние годы свои видели одни и те же ко­выльные просторы, чистые озера да березовые перелески, дышали воздухом Северного Казахстана, настоянным на вольном степном разнотравье. Но как бы ни были милы нам уголки земли, где мы появились на свет и сделали первые шаги, дороги жизни позвали нас вдаль, в большие шумные города, к книгам и просвещению, чтобы свести вместе — возмужавших, успевших немало узнать, повидать и кое-что сделать в литературе”.

Писатель, журналист, переводчик И. П. Шухов внес большой вклад в развитие литературы, публицистики, культуры родного края, его произведения оставили заметный след в истории русской литературы Казахстана.

Ю. Казаков, поздравляя Шухова с 60-летием, написал: "Благодарю Вас за Ваше слово, за Ваше дело и за Ваш талант. И в эти дни я еще хочу попечалиться вместе с Вами, что Вы, навер­ное, не все дали людям из того, что могли бы дать. Все мы долж­ники, все мы, по прекрасному выражению Пастернака, "вечности заложники у времени в плену”, но, по различным жизненным об­стоятельствам, как часто мы не все и не то делаем, что должны бы делать. Но и того, что Вы сделали — Ваших прекрасных романов, которые пережили уже не одно десятилетие, и Вашей настоящей работы, — всего этого вполне достаточно, чтобы юбилей Ваш был веселым и гордым. Вы можете смело сказать каждому: "Попробуй- ка с мое. ”.

Героическая романтика в произведениях о гражданской вой­не. Начало 30-х годов было плодотворным периодом в творчестве И. Шухова. Героика гражданской войны, романтика и пафос со­ставили идейное содержание цикла его новелл.

В новелле "Последняя песня" противопоставлены два персона­жа, представители противоборствующих лагерей: казачин ата­ман, пресытившийся властью, видом крови, и старый акын, про­живший долгую жизнь и прославившийся на всю степь своими песнями. Атаман заставляет акына петь, цинично заявляя: Он может выпеть себе жизнь”. А старый певец исполняет неведомо откуда ему известный, где-то услышанный "Интернационал", сто- нвший ему жизни. В рассказе сила духа акына и в его лице всего народа противопоставлена жестокой силе сибирской контррево­люции.

"Рассказ о девичьих косах" также построен по принципу антитезы и описывает один из эпизодов гражданской войны. Несмотря на остроту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтиче­скими зарисовками и романтическими отступлениями: "На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым кизячных ко­стров, и притворно недоступны, как счастье. Они струятся из на­кипи черных волос, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зачарованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук пово­да, улыбался во сне и слагал расточительные песни. "

В степи было неспокойно, кипела борьба. Однажды на один из аулов, когда в нем не было мужчин, обрушилась "стая казачьих пик”. И есаул сказал: "Мне надоело их тлить и вешать”, приказав отрезать косы у девушек. "И косы звенели тускнеющей чешуей монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впи­ваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги. ”

Повествование завершается тем, что мужчины аула возвра­щаются и вешают инициатора расправы на аркане из девичьих кос. Рассказ написан в форме ритмизированной прозы.

В новеллах И. Шухова о гражданской войне нет батальных сцен, не раскрываются суть, движущие силы, причины войны, так как это не исторические новеллы, а романтические. Противники, будь то казачий атаман, есаул, старый певец или девушка-казашка, выписаны в условно-романтической манере как типичные пред­ставители противоборствующих сил. В отдельных эпизодах рас­крывается дух народа, его вера в победу, ненависть к жестокому врагу, стремящемуся покорить степняков на их родной земле.

Новеллы И. Шухова, как и все его последующие произведения, проникнуты любовью к Казахстану, сопереживанием судьбам от­дельных людей и всего народа: "И в эту ночь мгла задыхалась на бездорожье, птицы врастали в гнезда, и умнейшие псы скорбели под арбами. В эту ночь на аул мятежников, на аул моей возлюблен­ной стремительно падала беда; она падала, как аркан на непокор­ную голову ревнивой кобылицы, и темнела скорбь, предугаданная по звездам”. Эти строки написаны русским писателем, для которо­го казахская земля и ее народ стали родными.

Атаман поворачивал квадратную голову безмолвно и медли­тельно, как слепой беркут. Он скучал в седле под плоским степ­ным небом — днем, а ночью его томили кошмары. Он просыпался в холодном поту, и в глазах его, скуля и изнемогая от бессилия, извивался перед обнаженной киргизкой станичный идиот Вирий.

Атаману мерещился полдень, воспаленный от горького запаха трав, от терпких и знойных сквозняков, пронзивших степи.

Желтая женщина, дряблая, как выветренный войлок, стояла перед Вирием, поникнув. Дурак ощупывал ее бесплодное тело и протяжно выл, припадая на колени. Он царапал тонкими длин­ными пальцами заскорблую землю и по-звериному разбрасывал ее от тоски и безумия.

Казаки сидели в седлах прямо и тупо, как пики. Они, стиснув зубы, выжидающе смотрели на атамана. Они не смели улыбаться, ибо молчал атаман.

Атаман Анненков стоял, широко разбросав сухие, обтянутые диагоналем ноги, раскрыв пустоцветные свои глаза, и плоская тень его напряженно маячила у ног поруганной женщины. Злая затея казаков не тронула его, жестокая пытка не утолила его скор­би, и вахмистр Ли-О-Чан, белобрысый китаец, прикончил старуху щедрым взмахом выгнутой сабли при великом безмолвии всего эскадрона.

Дурак размазал грязные слезы по веснушчатому яйцеобразно­му лицу и, положив три пальца в рот, стал высвистывать импрови­зированный танец, хитро передергивая корпусом.

— Скушина ево, — прошептал вахмистр, косясь на атамана. — Новая ему игра нала.

— Киятры бы представить, — воздохнул казак Лукашкин. — Я могу живьем лягушек и другую тварь глотать.

— Братцы! — по-бабьи всплеснул руками приказный Афоня Крутиков. — Там азията застали. Собачья словесность! Ну, песни играет — душа в небеси просится.

Атаман, очнувшись, спросил:

— Я его могу знать?

— Не могу знать. — выкатил слезящиеся глаза Афоня.

Я ею знаю, — утвердительно кивнул атаман. — Он пел на байге под Каркаралами, и степные патриархи прослезились над его песней. Ведите его — я буду слушать. Он может выпеть себе жизнь.

И певца привели. То был по-степному гибкий и стройный ста­рик, в открытых глазах которого теплилось много скорбного вел и- чия и томительного покоя. Аул, в котором был настигнут певец, оказался родиной неуловимого предводителя казахских повстан­цев Кожахмета Кургаева. Эскадрон анненковцев поднял на инки жалкие кровли непокорных и целые сутки с ужасающей медли­тельностью уничтожал покинутые семьи мятежников.

Но прославленный сочинитель буйных и расточительных, как огонь, песен, победитель двенадцати степных певцов, величе­ственно тихий старик по имени Котур-Таг был оставлен смертель­ной сотней для скучающего атамана.

Котур-Таг стоял перед Анненковым, прижав свою тощую домб­ру к обнаженной груди, пепельной от загара. Он смотрел воспален­но большими глазами в неподвижное лицо атамана, скрестив на домбре женственно тонкие руки. Он смотрел не мигая, все теснее и крепче прижимая домбру к груди, раскаленной набухающей где- то под сердцем страстной и неумолимой песней; она покривила, эта песня, тонкие его запекшиеся губы, готовые к взрыву.

Но Анненков исступленно смотрел на босые ноги Котур-Тага и беспомощно молчал, истязая в руках малиновый стек. Потом он качнулся и сказал, захлебываясь придушенным шепотом:

- Пой мне. пой о моих орлах, ежели жить охота. ной, от­кусил на своем мизинце ноготь атаман. И казаки обнажили ехидные клинки, сомкнув шеренгу.

Тогда Котур-Тага охватило мгновенное просветление. Он под­нял на вытянутых руках домбру, ликующе ударил пострунам, и в горле его заклокотал сумбурный хор торжествующих звуков; они стремительно поднялись и напряженно затрепетали, разрастаясь в бунтующий гул птичьих оркестров. Гибкое тело старика пружи­нилось, становилось прямее, словно росло, и было похоже, что вот он вдруг поднимается над частоколом всадников, вспыхнет и по­гаснет в непостижимом разливе песни.

Атаман стоял, ошалело мигая, изогнув над головой стек вопросительным знаком. Потом, неестественно изогнувшись, он стал нащупывать хрупкими, как пергамент, пальцами уплывав­шую за спину кобуру маузера.

Котур-Таг пел "Интернационал”.

РАССКАЗ О ДЕВИЧЬИХ КОСАХ

На моей родине удушливые косы девушек тяжелы, как дым ки- зячных костров, и притворно недоступны, как счастье. Они стру­ятся из накипи черных волос, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зача­рованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук повода, улыбался во сне и слагал расточительные песни.

Мне шел двенадцатый год. Я был мал ростом, дерзок в замыс­лах и скуп в откровениях. Я носил маленькие казачьи погоны, де­ревянную шпагу и мечтал о похищении есаульского иноходца.

Мне шел двенадцатый год. В колонизаторских крепостях и редутах моей родины безумствовали воинские сотни атаманов, адмирал Колчак легко менял английские краги, развлекался на фронте артиллерийской стрельбой по аулам под звуки полковых оркестров, исполняющих популярные английские песенки. А в степях, пепельных от гнева и гулких от пустынности, ликовали слепые ветры и глухо свистели арканы киргизских мятежников.

И однажды наступила ночь, когда в ауле Кабе, в ауле моей воз­любленной, не жгли костров, не слушали мудрых советов старей­шин и не ждали с новостью гостя, ибо мужчины покинули юрты, доверясь безучастной ночи и дикой судьбе.

И в эту ночь мгла задыхалась на бездорожье, птицы врастали в гнезда, и умнейшие псы скорбели под арбами.

В эту ночь на аул мятежников, на аул Кабе, на аул моей воз­любленной, стремительно падала беда; она падала, как аркан на непокорную голову ревнивой кобылицы, и темнела скорбь, преду­гаданная но звездам.

Дикая стая казачьих пик чертила мглу, и ныли стремена с над­рывным отчаянием — это повис над степью карательный эскадрон анненковских сабель.

Месяц со звоном упал в камыши, и всадники спешились в на­стигнутом ауле.

Но юрты были прохладны от кислого сумрака и безмолвны от страха. Предательские пятна карманных фонарей ложились на плоские лица женщин. Тогда есаул Губа собрал вахмистров и ска­зал, глотая слюну:

Мне надоело их тлить и вешать, братцы. С нами бог, и при­думал веселую кару для желтых девок. Отхватим их убийствен­ные косы по саму репицу — это будет шальной подарок атаману.

— Рады стараться, — прыснули вахмистеры. И, обнажив клинки, ввели в юрту, где есаул Губа жевал чайные выварки, пер­вую девушку. Она была тонка, как таволга, легка, как осока.

Шкура ты, — сказал есаул, выплевывая чайные выварки. — Где твой отец?

— Бельмсйм, — разомкнулись бескровные губы девушки. Бельмейм. капитан. - и в глазах у нее косо затрепетали ослепи­тельные крылья есаульских погонов.

— Не бойся, громом тебя убей, сказал самый высокий и са- мый глупый казак из сотни.

Есаул приблизился к девушке и, привстав на цыпочки, поднял на пухлой ладони ее тяжелую косу. Девушка дрогнула и пригну­лась. Потом она запрокинула голову и, увидев в дымоходе юрты мглистую звезду, упала на колени.

Капитан! - пропела она, сжимая в комок свое легкое птичье

Но есаул поднял клинок, и она уронила на вытянутые руки свою поруганную облегченную голову.

— Убийственно, — сказал есаул, отбрасывая косу на войлок и глотая слюну, крикнул:

Сек он косы необычайно искусно — одним скупым взмахом и брезгливо откидывал их наотмашь с таким чувством, точно они жгли ему руки.

И косы звенели тускнеющей чешуей монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги.

— Братцы, — сказал есаул, промахнувшись, — с нами бог — острая шашка, секи нм под самую репицу.

И он опустился на циновку, глотая чайные выварки.

Когда в юрту втащили за волосы самую маленькую и самую хрупкую из девиц, есаул вздрогнул и поперхнулся. Над аулом взорвался гортанный вой, в дымоходе полопались спелые звезды, и земля вздыбилась, опрокинув кибитку. Есаул поднял клинок и присел, ослепленный тупым ударом но темени.

. Очнулся он в юрте, горькой от очага и гулкой от безмолвия.

Вокруг скрещенных мечей костра сидели степные люди. Скуластые лица их были сурово темны и неподвижны. Тяжелые отрепья их одежд пылали скорбью и гневом. И есаул Губа, глотая слюну, впервые увидел тех, за кем гонялся он с эскадроном смер­ти, испепелив ковмли и подняв на пики восемнадцать мятежных аулов. Он смотрел на отцов поруганных дочерей, и слюна высыха­ла у него во рту, и губы его покривились в безнадежной улыбке.

— Убийственно, — прошептал есаул и умолк, пораженный пес­ней.

Она поднялась над юртой, неукротимая, как смерть, и торже­ствующая, как рождение. Гортанные вопли сплетались в смерч тоски, отчаяния, ненависти и мести.

Есаул втянул воробьиную голову в костлявые плечи и прику­сил язык. В горьком сумраке юрты он увидел девушек с обнажен­ными головами. Он разомкнул тяжелые губы и узнал ту первую,

коса которой согрела его ладонь и пахнула на него великим теплом непобедимой плоти. Она сидела к нему спиной, и есаул видел, как волнующе легки и нетерпеливы были ее движения.

— Кызымка, — прошептал он и вспотел от страха, разгадав вдруг все: ее движения, беспощадно молчаливых людей, замкнув­ших костер, и негодующую над его головой песню.

Двенадцать поруганных девичьих голов плели из своих кос ар­кан, неумолимый, как правда. Они плели и пели, пели и плели, а есаул потел, упиваясь их пыткой. Л песня кружилась над ним, исступленно засыпая и, наконец, смолкла.

Тогда есаул почувствовал, как степные люди повернули к нему свои плоские лица, и из девичьего круга, тихого, как заговор, медленно поднялась та первая, коса которой все еще грела ладонь есаула. Она бесшумно приблизилась к нему, и есаул ощутил про­хладу шумной одежды. Он поднял на нее пустые глаза и дрогнул от ее медлительного и торжествующего движения.

— Капитан, — пропела она и опустила на его голову глухой ар­кан, мгновенно замкнувшийся над ним в тугую спираль безысход­ного отчаяния.

— Канчал базар? — спросил он ее со степным акцентом и, по­перхнувшись бранью, судорожно цепляясь пальцами за пустые ножны, слепо сам полез в петлю.

Аркан из двенадцати девичьих кос оказался крепким.

1.Расскажите о жизни и творчество И. П. Шухова.

2. В чем заключается своеобразие ранних новелл И. П. Шухова?

3. Определите тему и идею рассказа "Последняя песня".

4. Каковы способы создания образа старого музыканта?

5. Какой прием лежит в основе сюжета и композиции рассказа "Послед­няя песня"? В каких из прочитанных вами произведений русской лите­ратуры XVIII — начала XIX в. использовался данный прием?

6. Каким образом в "Рассказе о девичьих косах” интерпретируется поня­тие символа?

7. Каковы приемы создания образа атамана и казаков в новеллах писате­ ля?

8. В чем заключается своеобразие пейзажных зарисовок в новеллах И. П. Шухова?

9. Что такое ритмическая проза ?

10. Как используются особенности ритмической прозы в новеллах

1. Расскажите о жанре новеллы. Чем новелла отличается от рассказа?

2. Найдите в произведениях И. II. Шухова описания степи. Какие краски, -гона, звуки передаются в пейзажных картинах?

3. Прочитайте и рабочей тетради хронологическую таблицу "Жизнь и пюрчсство И. II. Шухова”. Что нового о писателе вы узнали из нее?

4. Расскажите о дружбе Шухова с казахскими писателями. Подготовьте доклад на тему "Иван Шухов и Сабит Муканон".

5. Каково значение творчества И. П. Шухова в истории русской литерату­ры Казахстана?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Поднятый из казахстанской глубинки силой своего таланта, поддержанного в моло.

Поднятый из казахстанской глубинки силой своего таланта, поддержанного в молодые журналистские годы Павлом Бажовым, а с написанием первого романа и Максимом Горьким, уже в начале тридцатых годов Шухов создал лучшие свои произведения, которые назывались рядом с шолоховскими. Творчество писателя привлекало внимание читателей и исследователей литературы, отмечавших народность и своеобычие языка, яркость созданных в произведениях И. Шухова образов.

Иван Петрович Шухов 1906 - 1977

Иван Петрович Шухов 1906 - 1977

Детство Иван Петрович Шухов родился 31 июля 1906 года в станице Пресновка. Ег.

ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ СТАНИЦЫ ПРЕСНОВСКОЙ КАРТА РАЙОНА

ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ СТАНИЦЫ ПРЕСНОВСКОЙ КАРТА РАЙОНА

Иван Шухов с другом Андреем Кияницей

Иван Шухов с другом Андреем Кияницей


Иван Петрович Шухов получил образование в Петропавловском педагогическом техн.

«Милый, благословенный край. Хорошо, что бог наградил меня чувством сыновней.

Впечатления детства, юности и жизненный опыт, накопленный во время журналистс.

Жизнь и творчество После Великой Отечественной войны одна за другой публикуют.

У Ивана Петровича было много друзей среди казахских писателей, но самой тесно.

Новый прилив творческих сил вызвала в Шухове целинная эпопея. Иван Петрович с.

Названы в честь Шухова и носят его имя Улица Шухова в Петропавловске, Казахс.

Названы в честь Шухова и носят его имя Улица Шухова в Петропавловске, Казахстан. На этой улице находится памятник писателю, установленный в честь 100-летия со дня его рождения. Школа-гимназия имени И.П.Шухова в селе Пресновка на родине писателя. Средняя школа №53 в г. Алматы. Улица имени И.П.Шухова в г. Алматы.

«Художник необычайно могучего дарования, он жил только литературой, а остальн.

Благоуханная шуховская проза, воспевающая неброскую, захватывающую сердце сте.

Благоуханная шуховская проза, воспевающая неброскую, захватывающую сердце степную красоту, извечный трудовой уклад жизни под мирным, просторным небом, и сегодня понятна, близка, будит лучшие человеческие чувства. А потому произведения писателя из прошлого века могут и должны быть востребованы в новом веке… Иван ЩЕГОЛИХИН

Краткое описание документа:

Ковыльная степь, просторная и бесконечная, стала родной землей для целой плеяды замечательных русских поэтов и писателей, среди которых особое место занимает творчество Ивана Петровича Шухова.

Поднятый из казахстанской глубинки силой своего таланта, Шухов был поддержан в молодые журналистские годы Павлом Бажовым, а с написанием первого романа и Максимом Горьким.

В начале тридцатых годов Иван Петрович создал лучшие свои произведения, которые признавались наряду с шолоховскими. Творчество писателя привлекало внимание читателей и исследователей литературы, отмечавших народность и своеобычие языка, яркость созданных в произведениях И. Шухова образов.

Сочинение: А. И. СОЛЖЕНИЦЫН

Главным героем повести "Один день Ивана Денисови­ча" А. Солженицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для мно­гих русских людей XX века. Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяином в маленькой де­ревне. Когда пришла война, Шухов ушел на фронт и чест­но воевал. Получил ранение, но не долечился, поспешив вернуться на свое место на фронт. На долю Ивана Денисо­вича выпал и немецкий плен, из которого он бежал, но попал в результате в советский лагерь.

Суровые условия страшного мира, огороженного ко­лючей проволокой, не смогли сломить внутреннего до­стоинства Шухова, хотя многие из его соседей по бараку давно потеряли человеческий облик. Превратившись из защитника Родины в зека Щ-854, Иван Денисович продолжает жить по тем нравственным законам, кото­рые сложились в крепкий и оптимистичный крестьян­ский характер.
[sms]

Мало радостей в расписанном по минутам распорядке дня заключенных лагеря. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, который оставляет по­луголодными даже самых тощих, изнурительная работа, постоянные проверки, "шпионы", полное бесправие зеков, беспредел конвойных и надзирателей. И все же Иван Денисович находит в себе силы не унижаться из-за лиш­ней пайки, из-за сигареты, которые всегда готов заработать честным трудом. Не желает Шухов и превратиться в до­носчика ради улучшения собственной участи — сам он презирает таких людей. Развитое чувство собственного до­стоинства не позволяет ему вылизывать тарелку или по­прошайничать — суровые законы лагеря безжалостны к слабакам.

Вера в себя и нежелание жить за чужой счет заставля­ют Шухова отказаться даже от посылок, какие могла бы ему высылать жена. Он понимал, "чего те передачи стоят, и знал, что десять лет с семьи их не потянешь".

Доброта и милосердие — одно из основных качеств Ивана Денисовича. Он с пониманием относится к заклю­ченным, которые не умеют или не хотят приспособиться к лагерным законам, в результате чего терпят лишние муче­ния или упускают выгоду. Некоторых из этих людей Иван Денисович уважает, но больше — жалеет, стараясь при возможности помочь и облегчить их участь.

Совестливость и честность перед собой не дают Шухову симулировать болезнь, как делают многие заключенные, пытаясь избежать работы. Даже почувствовав серьезное недомогание и придя в санчасть, Шухов ощущает себя ви­новатым, будто обманывает кого-то.

Иван Денисович ценит и любит жизнь, но понимает, что он не в состоянии изменить порядки в лагере, неспра­ведливость в мире.

Многовековая крестьянская мудрость учит Шухова: "Кряхти да гнись. А упрешься — переломишься", — но, смиряясь, этот человек никогда не будет жить на коленях и пресмыкаться перед власть имущими.

Трепетное и уважительное отношение к хлебу выдают в образе главного героя истинного крестьянина. За восемь лет лагерной жизни Шухов так и не отучился снимать шапку перед едой даже в самый лютый мороз. А для того чтобы носить при себе оставленные "про запас" остатки пайки хлеба, заботливо завернутые в чистую тряпочку, Иван Денисович специально нашил на телогрейку потайной внут­ренний карманчик.

Любовь к труду наполняет кажущуюся однообразной жизнь Шухова особым смыслом, приносит радость, позво­ляет выжить. Не уважая работы бестолковой и по при­нуждению, Иван Денисович в то же время готов взяться за любое дело, проявляя себя ловким и умелым каменщи­ком, сапожником, печником. Ему под силу из обломка по­лотна ножовки выточить ножик, сшить тапочки или чех­лы под рукавицы. Приработок честным трудом не только доставляет Шухову удовольствие, но и дает возможность заработать сигареты или добавку к пайке.

Даже во время работы на этапе, когда нужно было быстро сложить стену, Иван Денисович настолько вошел в азарт, что забыл о лютом холоде и о том, что работает по принуждению. Бережливый и хозяйственный, он не может допустить, чтобы пропал цемент или чтобы работа была брошена на середине. Именно в труде герой обре­тает внутреннюю свободу и остается непокоренным страш- ными условиями лагеря и мрачной монотонностью убо­гого быта. Шухов даже способен чувствовать себя сча­стливым из-за того, что завершающийся день прошел удачно и не принес никаких неожиданных неприятнос­тей. Именно такие люди, по мнению писателя, и решают в конечном счете судьбу страны, несут заряд народной нравственности и духовности.[/sms]

Читайте также: