Сочинение на стихотворение лермонтова кавказ

Обновлено: 02.07.2024

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кавказ.
История создания – стихотворение было написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.

Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.

Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

Жанр – стихотворение (пейзажная лирика). Благодаря тому, что полная версия стихотворения не публикуется, оно относится к пейзажной, а не гражданской лирике, (в первоначальном варианте – в последней строфе поэт сокрушается о свободе: личной, творческой, народной).

Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).

Эпитеты – “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “веселым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.

Метафоры – “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.

Сравнение – “играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

Судьба Михаила Лермонтова тесно связана с Кавказом. Будущий поэт рос очень слабым и болезненным ребенком, он рано потерял мать и, оставшись на попечении бабушки, каждое лето ездил на лечение в Кисловодск.

утопающими в снегу горными вершинами и чистым воздухом, а в роли военного, которому предстоит отстаивать интересы своей родины.

Уже в 15 лет Лермонтов мечтает о подвигах, его привлекает слава Наполеона, которого, несмотря на громкое поражение, будущих поэт считает великим полководцем. И он гордится тем, что именно Россия смогла остановить триумфальное шествие этого военного гения по всему миру, заставив его признать мощь и силу духа русских солдат, которых французский военачальник считал дикарями. При этом Лермонтов отдает себе отчет, что «великое земное различно с мыслями людей. И если бы наполеону удалось завоевать весь мир, он бы навсегда остался в истории одним из самых гениальных полководцев. Но, увы, в сознании людей он — злодей и безумец, который потерпел свое самое сокрушительное поражение именно в горах. Мысли о Наполеоне на юного поэта навевают кавказские горы, грозные и безмятежные одновременно.

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Анализ стихотворения Лермонтова “Бой”

Стихотворение “Бой” датируется 1832 годом, относясь к раннему периоду творчества Лермонтова. В нем поэт представляет читателям фантастическую картину битвы “сыновей небес”. Существует довольно распространенная версия, что на создание произведения Михаила Юрьевича вдохновила гроза. Фактически Лермонтов метафорически описывал явление природы – устрашающее и завораживающее одновременно. При помощи средств художественной выразительности ему удалось вывести обычную пейзажную зарисовку на бытийный уровень.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”.

Пушкинские
метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему: первая строфа посвящена теме расставания с Кавказом, вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери, а третью – воспоминаниям о первой детской любви. Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу.

В основе композиции лежит передача внутреннего душевного состояния автора, поэтому повествование ведется от первого лица. Воспоминания о красоте кавказской природы оживляют в душе поэта самые сокровенные переживания, связанные со смертью матери и по-детски трогательным первым чувством. Именно поэтому стихотворение глубоко лирично и очень нежно, а замедленный ритм и напевные интонации придают ему удивительную музыкальность.

Южная природа навевает Лермонтову образ матери, которую он практически не знал:

В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час, Та степь повторяла мне памятный глас

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; мужская рифма придает произведению упругость.

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Эта местность для Александра Сергеевича полна воспоминаний. За пару лет до написания стихотворения, он находился в ссылке. И вот, спустя время, он вернулся, чтобы почувствовать настоящую свободу, которая ярко описана в строфах стихотворения. Он подробно описывает увиденное, которое можно осмотреть только с вершины горы. Поэт гармонично подбирает эпитеты к каждой увиденной мелочи описания природы, замечает каждую деталь. Читая стихотворение, перед глазами появляется четкая картина пейзажа. Иногда кажется, что здесь описано больше деталей, чем, если бы это была художественная картина.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Пушкин мастерски описывает каждую деталь красивой природы Кавказа. Особое внимание уделяет бурным горным рекам Арагве и Тереку. Он в них находит что-то близкое, подходящее ему по душе. Терек бьется о берега, лижет утесы голодными волнами, но, несмотря на его мощь, ему не выбраться с каменных берегов. В этом сравнении есть что-то близкое с самим поэтом. Пушкин четко выразил и описал, что, чем выше склон, тем скуднее растительный мир. С набором высоты растения все менее красивые, в основном сухие кустарники. Он упомянул всех животных и растений, которые можно встретить на склонах гор. Природа описана как нечто великое по сравнению с человеком.

Нельзя не упомянуть о том, как поэт описывает людей. Он, употребляя всего пару слов, дает понять род деятельности человека. В стихотворении Пушкин упомянул пастыря и наездника, но четко дал понять, что эти люди занимаются здесь нелегкой работой, чтобы прокормить семью.

Вначале он описывает красоты кавказских гор. Пишет о том, какие там зеленые травы, благоухающие цветы. Это великолепие находится у подножия и в самом начале горы. Если же подниматься выше, то вниманию путника предстают сухие кустарники между большими камнями. На самой верхушке лишь одни голые камни, да снег.

Затем поэт пишет о Тереке, сравнивая его с разъяренным молодым зверем. Он как будто рвется на свободу, но ему никак не удается выйти из своих берегов. По горам гуляют овцы и пастухи, они на свободе, а Тереку приходится томиться между двух берегов. Он как запертый в клетке зверь, который когда-нибудь вырвется на свободу. В небе летит орел, он, как и лирический герой, видит все со стороны, с высоты своего полета.

На написание стихотворения Пушкина вдохновила поездка на Кавказ

в 1829 году. Прогулка в горах вызвала у него восторг и даже не примечательные утёсы, и тощий мох вызывают у него восхищение. Но это и не удивительно ведь многие знают, что у Пушкина был талант видеть необыкновенное в самых обычных вещах.

С первых строчек стихотворения Пушкин переносит нас на кавказскую вершину, откуда видно всё, что происходит внизу. Параллельно с нами, на другой вершине, сидит орёл, который символизирует желания поэта: орёл взлетает и парит неподвижно в воздухе. Он свободен. Пушкин

Поражает также мастерство великого поэта в том, что он всего за десяток строчек сумел описать и непростую жизнь кавказцев, и их занятия, и неповторимые красоты природу Кавказа:

Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

Невооружённым глазом видно, что Пушкин

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: Теснят его грозно немые громады.

Смысл стиха для нас, современных людей, заключается в том, что если у вас есть цель, нужно идти к ней, бороться за неё и возможны и вы, как и Александр Сергеевич Пушкин

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кавказ.
История создания – стихотворение было написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.

Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.

Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

Жанр – стихотворение (пейзажная лирика). Благодаря тому, что полная версия стихотворения не публикуется, оно относится к пейзажной, а не гражданской лирике, (в первоначальном варианте – в последней строфе поэт сокрушается о свободе: личной, творческой, народной).

Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).

Эпитеты – “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “веселым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.

Метафоры – “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.

Сравнение – “играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

Лермонтов в стихотворении отразил свои мысли, свое отношение к Кавказу и воспоминания. Он восхищался природой Кавказа, впрочем, как и Пушкин. Спустя годы поэт не забыл ту девочку, которая стала для него первой любовью. Он помнит и хранит в сердце детские переживания и эмоции.

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

12 декабря 2015

Поэт много своих стихов посвятил природе Кавказа. Он посетил горы еще в детстве, и они запали Лермонтову глубоко в душу. Великолепие и возвышенность природы, люди со своим характером горцев. Если их помнить вечно, надо хотя бы единожды побывать там, так говорил поэт в своем произведении о Кавказских горах.

Написал автор его в 1830 г. В этом произведении три строфы-пятистишья, и в каждой свое направление озвучено. В первой части стихотворения описывается расставание с Кавказом. Вторая часть произведения описывает маму о том, какой она была. А заключительная часть посвящена первой любви, которая была еще в детстве. Главная мысль стихотворения – это понятие души поэта и его настоящая любовь к Кавказу.

Рассказывается все от первого лица, потому что в нем идет передача внутреннего мира поэта, его состояние души. Вспоминая пейзажи гор, Лермонтов воспроизводит в памяти те моменты, соединенные тесно с кончиной матери, с его памятью о детских переживаниях. Произведение наполнено лирикой, его ритм схож с песенным напевом, когда говорится о том, как в младенчестве была потеряна мать.

Лермонтов уверен в том, что только при соприкосновении с пейзажами Кавказа, у человека формируется характер. В нем присутствует гордость, вольность.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

История создания

После возвращения А. С. Пушкина из южной ссылки наблюдение за ним не прекратилось. Несмотря на шестилетнее изгнание из родного края, тема свободы для него все так же оставалась актуальной. В 1828 году поэт подал прошение на перевод в действующие войска Кавказа, но царь ему отказал.


Пребывая среди дикой и вольной природы Кавказа, Александр Сергеевич остро чувствует человеческую потребность в свободе. Она свойственна и самому поэту, и притесненным правящим слоем черкесам. Несмотря на то что у произведения печальный исход, в повествовании ощущается сила стремления к заветной свободе. После прочтения этого стихотворения остается ощущение, что у лирического героя все получится: он противостоит всем препятствиям и вырвется из плена гнетущего строя.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”.

Пушкинские
метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Тематическое направление

Анализ показывает, что в центре повествования находится природа южного края. Большое внимание уделяется мелочам окружающего мира далекой страны, которые не всегда замечаются человеком. Изысканность юга подтверждается образами:

  • орла в небе;
  • утесами;
  • рощами;
  • птицами;
  • и даже оленями.

Но в жизни, как и в природе, есть свои нюансы. Суровые человеческие законы исключают романтику, оставляя только повседневную рутину. Людям предназначен свирепый труд, который необходим для пропитания и выживания. Кавказ — щедрый край, но кавказцам приходится платить за плодородную землю ежедневной борьбой с величественными горами. Образы людей созданы мастерством поэта, который не акцентирует внимания на их внешнем виде и роде деятельности.

Автор выделяет тему природных стихий. Синие реки вызывают чувство гордости и уважения, однако вместе с этим поэт описывает и беспомощность народа перед их течением. Лирический персонаж всеми силами пытается противостоять силе природы, но понимает, что все его попытки бессмысленны.

Александр Сергеевич сравнивает себя с потоком реки, которая вынуждена ограничиваться берегами, поскольку сам творец не может вырваться из установленных рамок цензуры и показать себя и свой талант полностью. Различие между ними заключается в том, что мощь течения реки разрушительна, в то время как поэт называет свою силу созидательной, способной изменить мировоззрение людей.

Однако, согласно тексту стихотворения, поэт уверен в том, что его мечты несбыточны, поскольку его препятствие — силы самой природы. Ее мудрость и беспощадность неподвластны никому. Это полностью соответствует внутреннему состоянию творца, все попытки которого противостоять окружающему строю не увенчались успехом.

Жанр и размер стихотворения

Творение Александра Пушкина относят к жанру лирического стихотворения. Литературоведы традиционно полагают, что произведение в большей степени наполнено характерными чертами пейзажной лирики, однако нет сомнений, что в нем имеется и философский подтекст. В черновом варианте имеется еще одно четверостишие, не вошедшее в публикацию. Оно указывает на его гражданскую направленность.

Стихотворение представлено в четырёхстопном амфибрахии с использованием смешанной рифмы.

Раннее стихотворение “Кавказ”, созданное шестнадцатилетним М. Лермонтовым в 1830 году, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому краю – он трижды бывал там на отдыхе со своей бабушкой, Е. А. Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе особенно запомнилось ему знакомство с девятилетней девочкой летом 1825 года.

Впервые стихотворение “Кавказ” было опубликовано уже после гибели поэта – в 1845 году оно вышло в журнале “Библиотека для чтения”.

состоит из Трех строф-пятистиший, каждая из которых раскрывает свою Поэтическую тему : первая строфа посвящена теме расставания с Кавказом, вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери, а третью – воспоминаниям о первой детской любви. Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу.

В основе композиции лежит передача внутреннего душевного состояния автора, поэтому повествование ведется от первого лица. Воспоминания о красоте кавказской природы оживляют в душе поэта самые сокровенные переживания, связанные со смертью

матери и по-детски трогательным первым чувством. Именно поэтому стихотворение глубоко лирично и очень нежно, а замедленный ритм и напевные интонации придают ему удивительную музыкальность.

Южная природа навевает Лермонтову образ матери, которую он практически не знал:

В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час, Та степь повторяла мне памятный глас

Стихотворный размер – Четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; Мужская рифма придает произведению упругость.

Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя: произведение насыщено Метафорами (“на заре моих дней”, “пять лет пронеслось”), Олицетворениями (“степь повторяла”, “сердце лепечет”), Эпитетами (“розовый час”, “сладкая песня”, “божественных глаз”), сравнениями (“как сладкую песню отчизны моей”).

Лермонтов использует Рефрен “Люблю я Кавказ!”, усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение Обращений (“Я счастлив был с вами, ущелия гор”, “О южные горы”) свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу. Использование Инверсии (“отчизны моей”, “люблю я”, “розовый вечера час”) усиливает выразительность произведения.

Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: “Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз”.

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ) - 08.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Кто в утро зимнее, когда валит… - 01.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ) - 21.11.2021

Михаил Лермонтов

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Дата создания: 1829 г.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Михаил Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова

Судьба Михаила Лермонтова тесно связана с Кавказом. Будущий поэт рос очень слабым и болезненным ребенком, он рано потерял мать и, оставшись на попечении бабушки, каждое лето ездил на лечение в Кисловодск.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

p, blockquote 10,1,0,0,0 -->

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Уже в 15 лет Лермонтов мечтает о подвигах, его привлекает слава Наполеона, которого, несмотря на громкое поражение, будущих поэт считает великим полководцем. И он гордится тем, что именно Россия смогла остановить триумфальное шествие этого военного гения по всему миру, заставив его признать мощь и силу духа русских солдат, которых французский военачальник считал дикарями. При этом Лермонтов отдает себе отчет, что «великое земное различно с мыслями людей. И если бы наполеону удалось завоевать весь мир, он бы навсегда остался в истории одним из самых гениальных полководцев. Но, увы, в сознании людей он – злодей и безумец, который потерпел свое самое сокрушительное поражение именно в горах. Мысли о Наполеоне на юного поэта навевают кавказские горы, грозные и безмятежные одновременно.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Михаил Лермонтов

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 15,0,0,1,0 -->

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Читайте также: