Сочинение на основе анализа источника проект

Обновлено: 28.06.2024

В этой статье мы поговорим о 6 задании ЕГЭ-2022 на анализ исторического источника .

☑ о важном изменении в этом задании в ЕГЭ-2022;

☑ на что нужно обратить внимание при подготовке.

Также мы подробно разберем пример выполнения этого задания.

✅ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

☑ В задании предлагается текст и 6 высказываний к нему , из которых нужно выбрать верные.

☑ Максимальный балл за это задание - 2 первичных балла .

✅ВАЖНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ЕГЭ-2022

❕ Если раньше в задании нужно было выбрать 3 верных высказывания из 6 предложенных, то теперь число верных высказываний не оговаривается.

❔ Сколько может быть верных высказываний?

✅ ПРИМЕР ЗАДАНИЯ

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.

2) Князем, который упомянут в отрывке, был Иван Калита.

3) Автор отмечает, что при князе, упомянутом в отрывке, Рязань и Тверь полностью потеряли свою независимость.

4) Князь, который упомянут в отрывке, правил в XIV в.

5) В ходе упоминаемой в тексте Куликовской битвы ордынские войска возглавлял хан Ахмат.

6) В тексте отмечается ведущая роль князя в сплочении Руси против внешней угрозы.

✅ ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ УСПЕШНО ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ?

Вам потребуется:

☑ Умение определять время, исторического деятеля, о котором говорится в тексте, иногда - автора текста.

☑ Умение выделять информацию, прямо содержащуюся в историческом источнике.

☑ Знание исторической информации, связанной с рассматриваемым отрывком.

Как подготовиться к выполнению этого задания?

☑ Помните, что основа успеха - это ваши знания по истории. Знание - сила. 💪

☑ Работая с историческим источником, задавайте себе такие вопросы: "Когда он был написан?", "О каких событиях, которые мне известны, рассказывает исторический источник?", "Какие главные мысли автора этого источника?".

☑ Обратите внимание, что в текстах, предлагаемых на ЕГЭ, обязательно есть подсказки (я их называю "зацепки"), позволяющие понять, о каком времени говорится, о каком историческом деятеле. Начните прежде всего с поиска этих "зацепок".

☑ 6 задание, как и другие задания на анализ исторического источника, требуют регулярной практики. Отведите время для решения таких заданий.

✅ РАЗБОР ЗАДАНИЯ-ПРИМЕРА

Итак, разберем теперь пример задания, который я привел выше. Главный вопрос, на который нужно ответить в самом начале, - о каком князе идет речь? Ищем "зацепки".

В тексте о нем говорится немало. Сказано, что он первым поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества. Также мы узнаем, что он правил 30 лет, а также что Куликовская битва и разорение Руси Тохтамышем произошли в период его правления. Если мы соберем все "зацепки" вместе, то нам не составит труда сказать, что речь идет о Дмитрии Донском . Соответственно, век, о котором говорится, - это XIV век (Дмитрий Донской правил в XIV веке).

Теперь обратимся к суждениям, предложенным в тексте задания.

1) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.

Это вопрос на знания. Такое право сбора дани на самом деле получил не Дмитрий Донской, а Иван Калита. Поэтому высказывание неверно.

2) Князем, который упомянут в отрывке, был Иван Калита.

Нет. Как мы выяснили, это Дмитрий Донской. Высказывание неверно.

3) Автор отмечает, что при князе, упомянутом в отрывке, Рязань и Тверь полностью потеряли свою независимость.

Поищем ответ в тексте. В тексте говорится, что "Рязанское и Тверское княжества еще сохраняли свое обособленное положение". Это значит, что они еще не потеряли полностью свою независимость. Следовательно, высказывание неверно.

4) Князь, который упомянут в отрывке, правил в XIV в.

Как мы уже выяснили, это верно . Дмитрий Донской правил в 1359 - 1389 гг.

5) В ходе упоминаемой в тексте Куликовской битвы ордынские войска возглавлял хан Ахмат.

Нет, это не верно . В Куликовской битве ордынские войска возглавлял Мамай.

6) В тексте отмечается ведущая роль князя в сплочении Руси против внешней угрозы.

Да, это верно . В тексте говорится, что князь первым поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества, ему удалось объединить большое число русских воинов.

Материал подготовил автор канала "Люблю историю!" Олег Зеленский.

Если вам понравился материал, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это полный текст или отрывок? Если это отрывок, кто его приготовил? Чем руководствовался человек, выбиравший отрывок?

Это оригинальный текст или перевод?

Содержание текста

Каково содержание текста? Посмотри, на какие части делится текст? Предложи свои названия для основных частей текста. Выдели самые важные слова, самые важные имена, самые важные события, упоминаемые в тексте. Если ты встретишь слова, имена и события, которые тебе неизвестны, спроси учителя. Помни, что во многих книгах есть оглавление, именные указатели, таблицы, которые могут помочь тебе разобраться в смысле текста.

Насколько достоверна информация, содержащаяся в тексте?

Субъективность текста

Все тексты в той или мере субъективны. Автор видит со своей собственной точки зрения. К тому же разные люди часто по-разному объясняют факты. Субъективность может быть неосознанной, но часто источники пишутся с определенной целью. Автор хочет добиться чего-то от кого-то или защитить себя, свою семью, своих близких и т.д..от обвинений, он может пропагандировать какие-то идеи и.т.д. Субъективность часто может быть выявлена через анализ используемых прилагательных, или же отобранных для описания событий.

Для этого важно найти ответ на следующие вопросы:

Были ли у автора особые намерения? Если были, то какие?

Является ли автор хорошим наблюдателем? Понимает ли он то, что видит?

Есть ли у автора особые симпатии или антипатии?

Каким языком автор ведет рассказ?

Является ли автор выразителем определенных взглядов или же он исключение – единственный человек, разделяющий подобное мнение?

Является ли данный источник единственным, описывающим это событие? Если существуют другие, то описывают ли они его также или по-другому? Если по-другому, то в чем заключается разница и как ее можно объяснить?

Использование источников, для изучения мышления людей

Важно понять, что, если источник субъективен и даже лжив, он может быть использован для решения другой задачи: тот факт, что этот текст был написан, уже важен сам по себе. Если, например, автор субъективно описывает других людей, это может свидетельствовать об отношении к этим людям его самого и ему подобных. Если автор дает осознанно искаженное описание событий, это является доказательством его желания сформировать определенное впечатление у читателя.

Вопросы к позднейшим интерпретациям

Историки по-своему интерпретируют источники. Они не могут делать это объективно – на них оказывает влияние время, в которое они живут и их надежды на будущее. Они могут также писать исторические книги с определенными намерениями.

Поэтому, при чтении книг, надо задавать следующие вопросы:

Кто написал эту книгу? Когда и где?

Это оригинальный текст или перевод?

На каком материале строит автор свои рассуждения?

Каково квалификация автора?

Какой это тип книги? Школьный учебник? Книга, написанная для широкой публики? Книга, рассчитанная прежде всего на ее чтение другими историками?

С какой целью была написана книга? Насколько она субъективна?

Каковы взгляды автора на историческое развитие?

Упоминает ли автор в своей книге взгляды и интерпретации фактов, отличающиеся от его собственных?

СХЕМА РАБОТЫ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ

Описание иллюстрации

Люди. Кто они? Их количество, возраст, одежда и т.д. Их взаимоотношения.

Пейзажи, вещи, растения, животные. Как показаны отношения между человеком и природой? Гармоничны они или нет?

Пространство изображения. Где мы? На открытом воздухе / в помещении. Можно ли выделить в изображении первый, средний и задний планы?

Формы и линии. Какие линии преобладают? Вертикальные / горизонтальные / диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, четырехугольники, круги.

Цветовые и световые эффекты. Какие части изображения выделены при помощи резкого освещения или контрастности?

Движение. Обратите особое внимание на контрасты: застывшее положение / движение, вверх / вниз.

Положение зрителя. Взгляд червя / нормальная точка зрения / обзор с птичьего полета.

Композиция. Сбалансировано ли изображение? Если да, то, каким образом это было сделано? На чем, прежде всего, сосредотачивается наше внимание? Как этот эффект достигается?

Интерпретация / послание

Кто люди, изображенные на иллюстрации? Иногда это легко определить, в других случаях надо внимательно их рассмотреть и идентифицировать их при помощи различных символов.

Изображенный сюжет. Что происходит?

Символы и знаки. Точное описание того, что происходит, часто предполагает объяснение различных символов и знаков. Речь идет не только непосредственно о символах, но так же и о том, что можно узнать по выражению лиц персонажей, движениям, жестам, их положению на изображении, их размерам, соотношению света и тени, и использованию цветов.

Кто выполнил это изображение, и на кого оно рассчитано? Было ли это изображение заказано художнику? Если да, то кем? Или же идея полностью принадлежит автору? Каковы были его намерения – спровоцировать зрителей, вызвать жалость, убедить в чем-либо, произвести впечатление?

СХЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ УЧЕНИКАМ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИЛИ ОЦЕНИВАТЬ ИСТОЧНИКИ, ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ КАК ДЛЯ КЛАССНОЙ РАБОТЫ, ТАК И ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО

Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

Для всех типов исторических источников

Является ли источник: Письменным?

Предметом или артефактом?

Является ли источник первичным или вторичным?

Кто и зачем создал его?

Определите цель, с которой он был создан?

В каком историческом контексте он был создан?

Какую информацию он содержит?

На какие исторические вопросы он может помочь ответить?

Что источник НЕ может мне сказать?

Существуют ли другие источники, которые мне потребуется изучить для того, чтобы понять смысл этого источника?

Лжив ли источник или же объективен?

Какие чувства он демонстрирует?

Насколько этому источнику можно доверять?

Насколько этот источник полезен для историка?

Когда вы впервые знакомитесь с источником, сделайте это внимательно: спросите себя:

Кто? Что? Где? Чей? Как? Почему?

Анализ источника состоит из 3 частей:

Что он рассказывает вам о прошлом?

Что вы НЕ знаете?

Содержит ли он сокращения, слова, имена, упоминания о событиях, о которых вы НЕ слышали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Анализ исторического сочинения.

Дата выступления: 31.10.2017г.

Благодарный, 2017

Высочкина Ольга Сергеевна, учитель истории

Анализ исторического сочинения. Методика подготовки к написанию исторического сочинения (задание 25).

Единый экзамен по истории традиционно представляет собой популярное и в то же время трудное испытание для выпускников школ. По официальным данным, в 2017 году ЕГЭ по истории сдавало около 110 тысяч выпускников, или ок. 17% от всех выпускников 1 . Процессы, связанные с реформированием системы ЕГЭ, внесением изменений в контрольно-измерительные материалы и перманентным реформированием российской системы образования в целом находят отражение в результатах подготовки абитуриентов. В 2015 году в ЕГЭ по истории были внесены существенные изменения, которые требуют от учеников и учителей серьезно пересмотреть методику подготовки, нововведением явилось задание 25 (написание исторического сочинения), ранее финальным заданием была характеристика исторической личности.

По целому ряду причин выполнение задания 25 является наиболее сложным этапом в экзаменационной работе. Неслучайно на его выполнение отводится около 80 минут экзаменационного времени 2 (фактически - треть от 235 минут). Задание 25 оценивается по 7 различным критериям (4 из которых относятся к высокому уровню сложности): 1) указание событий (явлении, процессов); 2) исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории; 3) причинно-следственные связи; 4) оценка значения периода для истории России; 5) использование исторической терминологии; 6) наличие/отсутствие фактических ошибок; 7) форма изложения.

Сочинение требует от выпускника выполнения блоков заданий:

Указание не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Описание двух исторических личностей, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами) и характеристика (с использованием исторических фактов) роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Указание не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории;

Оценка значения выбранного периода для истории России на основе использования исторических фактов и (или) мнений историков.

При изложении материала необходимо использовать исторические термины и понятия, относящиеся к данному периоду.

Максимальный первичный балл за работу – 53, максимально возможный балл за написание исторического сочинения – 11. Таким образом, успешное выполнение задания 25 является обязательным элементом для учащихся, которым необходимо получить высокий балл по истории (20% баллов обеспечивается успешным написанием исторического сочинения).

Объем исторического сочинения может быть различным, четких критериев, официальных требований по этому вопросу не существуют. Итоговое количество получаемых баллов не связано с объемом работы.

Главным критерием оценки успешности выполнения задания 25 является раскрытие темы. Тема может быть раскрыта в сочинении объемом 1 страница и не раскрыта в сочинении объемом 5 страниц.

Наличие грамматических ошибок не влияет на результат. Ошибки такого рода, не искажающие смысл, экспертами во внимание приниматься не будут.

Если выпускник написал 2 сочинения по 2-м периодам, стоит знать и помнить, что проверяться экспертами будет 1-ое сочинение, а второе – нет! Следовательно, если вдруг случится подобная ситуация, первое сочинение необходимо зачеркнуть…, но! лучше написать одно сочинение и по правилам!

Теперь перейдем к рассмотрению каждого из критериев.

Критерий № 1.

Выпускнику необходимо указать два события (явления, процесса). Здесь достаточно написать два события (не вызывающие сомнений у выпускника), которые хронологически подходят к выбранному периоду. Можно указать больше событий, однако излишне увлекаться не стоит, чтобы не сделать ненужных ошибок. Пример: выпускник пишет работу по периоду 1801-1812 гг. В качестве двух событий могут быть выбраны как события во внутренней, так и внешней политике. Время 1801-1812 гг. во внутренней политике императора Александра I традиционно рассматривается как период либеральных преобразований. Соответственно, в качестве двух событий во внутренней политике могут быть использованы проявления реформистского курса: указ о вольных хлебопашцах 1803 года и создание Государственного совета (1810 год). Датировка двух событий является желательной. Тем не менее, если выпускник не помнит точных дат, это не должно становиться препятствием: в сочинении указываются два явления, главное – чтобы они действительно попадали в указанные хронологические рамки.

Выполнение первого критерия обеспечивает получение 2 баллов (из 11 максимальных по заданию 25 в целом). Причем, достаточно просто указать 2 события, не расписывая их (базовый уровень сложности)!

Критерий № 2.

Второй обязательный пункт в успешном выполнении задания 25 – указание двух (не менее) исторических личностей. При выполнении этой части задания ученикам могут пригодиться навыки в написании исторического портрета (бывшее задание 40, которое являлось аналогом исторического сочинения до 2015 года). Схожесть этой части задания 25 с бывшим заданием 40 проявляется по следующим пунктам: персонаж, даты, деятельность, ее оценка. Крайне важно не просто перечислить значимых современников, а показать их роль в событиях на основе исторических фактов. Одна из потенциальных ошибок здесь – простое перечисление двух исторических деятелей. Другая возможная ошибка – сравнение деятельности двух правителей. Например, описывая период 1801-1812 гг., использовать вместе с Александром I правившего вслед за ним Николая I неправильно, так как описание значимой деятельности второго будет явно за рамками периода.

Что касается роли 2-х названных исторических личностей, акцент на указании конкретных действий, конкретные действия всегда носят единичный характер и непосредственное проявление личной активности исторических деятелей.

2. Сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили флаг над рейхстагом , как официальный символ победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов… (Кстати, в этом предложении указаны 2 исторические личности и их роль, следовательно за это предложение уже выставляется 2 балла).

4. Г. Жуков подписал акт о безоговорочной капитуляции и принял капитуляцию Германии… установивший перемирие на направленных против Германии фронтах Второй мировой войны , обязавший германские вооружённые силы к прекращению боевых действий и разоружению с недопущением уничтожения или повреждения военной техники, фактически означавший выход Германии из войны.

Успешная работа по второму критерию дает выпускнику 2 балла.

Критерий № 3.

Качественное выполнение третьей части задания 25 обеспечивает выпускнику 2 балла.

Критерий № 4.

Однако для выпускников на современном этапе выполнение задания с использованием мнения историка представляет большие затруднения. Причина этого затруднения – недостаточная проработка историографии по различным периодам в школьных учебниках, на уроках истории и в ходе индивидуальной подготовки к сдаче ЕГЭ.

Выполнение четвертой части оценивается в 1 балл.

Критерий № 5.

Альтернативным вариантом успешного решения этой части задания 25 является использование универсальных исторических терминов, либо понятий, охватывающих более широкий исторический период. Например, описывая роль Государственного совета, необходимо указать, что это был законосовещательный орган власти. Термин широкого хронологического значения, который может быть использован при описании внешней политики России в этот период – восточный вопрос . При описании внешней политики рекомендуется использование дипломатической и военной терминологии: контрибуция, аннексия, блокада, коалиция и т.п. – это то, что касается выбранного периода мною вначале доклада.

Что касается количества терминов: если 1 термин употреблён корректно – это уже 1 балл (максимум), даже если остальные 5 неправильно употреблены выпускником по тексту сочинения, за эти 5 неправильных терминов, выпускник потеряет балл в критерии К6 – фактические ошибки.

Выполнение этой части исторического сочинения оценивается в 1 балл.

В историческом сочинении не должно быть фактических ошибок. При наличии одной фактической ошибки выпускник получает 1 балл, двух и более – 0 баллов. Рекомендация по этому критерию состоит в том, что выпускнику необходимо внимательно использовать факты в своем сочинении, опираясь на информацию, в которой есть уверенность.

Максимальный балл за выполнение 6 критерия – 2.

Как и критерий 6, последняя часть обеспечивает получение баллов только при условии успешного выполнения первых четырех частей задания (не менее 4 баллов). Материал должен быть изложен связно, логически выстроен, в нем не должно быть внутренних противоречий.

Соответствие работы 7 критерию дает 1 балл.

Таким образом, успешное выполнение творческой части ЕГЭ по истории требует от выпускников серьезной подготовки, изучения материала учебника и дополнительной литературы, знакомства с историографией вопроса, наличия умения логически выстраивать текст исторического сочинения.

Примерный алгоритм написания исторического сочинения.

1. Определите время жизни исторического деятеля.

1.1.Назовите время жизни /деятельности (годы, десятилетия века, период, годы правления) исторической личности.

1.2.Поясните, кто или что повлияло на становление личности, ее взглядов (очень кратко).

1.3.Охарактеризуйте исторические условия, в которых происходила деятельность исторической личности (кратко).

2.1.Сформулируйте направления, цели и задачи деятельности (возможно по сферам общественной жизни).

2.2.Назовите способы, методы, формы осуществления поставленных задач на каждом направлении (конкретные факты). Если необходимо, раскройте связи и противоречия личности — в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

2.3.Покажите итоги и результаты деятельности на каждом направлении (конкретные факты, можно по сферам общественной жизни).

Схема поможет учащимся правильно проанализировать исторический источник.

Состоит из 16 пунктов и коментариев к ним.

ВложениеРазмер
1. Общие сведения (автор, название, выходные данные). Рекомендации Необходимо правильно записывать общие сведения, а также 58 КБ

Предварительный просмотр:

1. Общие сведения (автор, название, выходные данные).

Необходимо правильно записывать общие сведения, а также знать о том, что автором документа может быть не только физическое лицо, но и юридическое. Пример: Соловьев А.А. Проблемы истории России. - М.: Прогресс, 1996.

2. Вид документа.

Существует множество видов документа: учебники, научные работы, статьи из периодической печати (газет и журналов), письма, речи политических деятелей, юридические документы, статистика, литературные произведения (художественная литература), предметы частных или государственных коллекций, географические карты, фотографии, видео- и аудиоматериалы и т.д. (документы могут быть не только в печатном виде, хотя представленная схема в основном предназначена для печатных материалов; кроме того, при анализе каждого из видов печатных документов могут изменяться положения схемы). Как источник документ может быть первичным или вторичным.

3. Историческая обстановка.

Историческая обстановка может рассматриваться в двух направлениях: отражение событий, о которых идет речь в документе или отражение времени, когда создавался данный документ (в случаях, когда рассматриваемые в документе события и написание самого документа не совпадают во времени).

Адресат документа - к кому обращен данный документ и на кого он рассчитан (это может помочь при выяснении его целей и задач). 5. Цели и задачи документа.

5. Цели и задачи документа.

Можно не разделять цели и задачи, хотя цели носят стратегический, а задачи – тактический характер. Они могут подразделяться на официальные и фактические, главные и побочные).

В фактологическую часть документа включаются указываемые даты, географические ориентиры, статистические сведения и т.п., что является основой для краткого конспектирования документа. Следует разделить факты на правдивые, вымышленные и сомнительные. Необходимо отличать факты от субъективных мнений и суждений.

7. Основные понятия.

Используемые в документе понятия нужно разделить на знакомые и неизвестные, а также попытаться дать краткие определения знакомым понятиям. Также можно провести работу по установлению иерархии понятий.

8. Затронутые проблемы.

Умение выделить проблему является важным при работе с документом, оно позволяет развивать абстрактное мышление и выйти на уровень синтеза изучаемого материала. Например, проблема войны и мира, преступности, справедливости, экономической жизни, международных отношений и т.п.

9. Основные идеи (выводы, главные мысли).

В данном пункте необходимо сформулировать свои мысли и выводы по поводу прочитанного.

10. Вопросы к документу или автору.

Умение задавать вопросы показывает самостоятельность работы над документом, а также нестандартность мышления. Вопросы могут быть уточняющими или полемическими.

11. Система ценностей (или идеология), отраженная в документе.

Среди некоторых ценностных систем можно выделить следующие: либеральные, коммунистические, социал-демократические, религиозные, консервативные, националистические, гуманистические, милитаристские.

12. Стилистические особенности.

Данный пункт является способом установления связи с литературой.

13. Уровень эмоциональности

Эмоциональный фон в значительной степени влияет на объективность автора документа.

14. Возможные сравнения с другими документами.

Особенно интересно проводить сравнение нескольких документов, рассматривающих одну и ту же проблему с различных позиций.

15. Историческое значение документа.

Необходимо уметь видеть место данного документа и его значение. Значение может быть как для современников, так и для историков или исследователей, для профессионалов и аналитиков или для простых людей.

16. Основные части, на которые можно разбить документ.

Работа с документом иногда может подразумевать его деление на несколько частей, что позволяет четче выделить основные проблемы, затронутые в нем. Виды документов для изучения исторических

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники)

Технологическая карта урока истории в 5 классе.


Материалы для анализа исторических источников

Данный материал - фрагменты различных исторических источников, могут быть использованы в качестве текущего контроля знаний, а также для подготовки к заданиям творческого характера ГИА И ЕГЭ по и.

Методическая разработка урока для 5 класса Тема: Монеты, как главный исторический источник. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ.

Статья "Выявление стратегии анализа исторического источника для развития критического мышления учащихся"

Данная статья разработана на основе добровольного эксперимента с учащимися 8 класса. Итогом работы является разработка стратегии анализа исторического источника в помощь отстающим ученикам. Прим.


Анализ исторических карт, схем

Анализ исторических карт, схем.Рассмотрите схему и выполните задания Напишите имя монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.Напишите фамилию русского полковод.


Анализ текстовых исторических источников

Анализ текстовых исторических источниковПрочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками. «Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников.

Эссе по истории считается действительно сложной умственной работой, которая требует определенных знаний и умений. Так, очень важно иметь хорошие навыки аналитики, а также способность запоминать и систематизировать большие объемы информации.

Предлагаем вам ознакомиться со статьей, благодаря которой вы поймете, как писать эссе по истории таким образом, чтобы оно соответствовало всем общепринятым нормам и правилам.

Особенности эссе по истории

Поскольку эссе является разновидностью сочинения на определенную тему, оно способствует развитию творческих способностей учащегося. Благодаря описанию своего собственного оценочного мнения касательно того или иного исторического события человек учится вырабатывать свой взгляд на вещи и открыто заявлять о нем.

История

Сочинение по истории не только показывает уровень знаний учащегося, но и его способность обрабатывать большое количество информации, систематизируя ее в единое целое. Предоставляя информацию в свободной форме, человек лучше понимает значение результатов различных явлений и событий прошлого.

Критерии оценки эссе

Структура эссе

  • описание более 2 исторических событий или явлений;
  • определение причин и связи конкретных явлений в выбранный период истории;
  • информацию о важных персонах того времени и их значении для развития будущего;
  • оценку значимости конкретного периода в истории;
  • правильное и уместное использование понятий и их определений.

Из чего состоит эссе по истории

Перед тем, как написать историческое сочинение, важно определиться с периодом, который будет в нем освещаться. Начать свое эссе лучше всего с характеристики этого периода, разбора его особенностей и специфики. Завершающим этапом этой части будет подбор конкретных фактов с указанием точных дат и имен.

924

Исторические факты

В момент отбора фактов очень важно не просто перечислить какие-то события, а обозначить самые главные явления, которые в полной мере раскроют специфику периода. При этом вы должны понимать, что существуют как сугубо исторические, так и научно-исторические факты.

Первые действительно имели место в определенный промежуток времени. Они обладают объективностью, временными рамками и пространственным обозначением. Научно-исторические факты – это в первую очередь умозаключения историков и ученых, которые были сделаны на основе анализа определенных источников информации.

Оценочные знания

Для того, чтобы предоставить определенную оценку описываемому периоду, важно обладать знаниями о различных версиях описания исторических событий и фактов, а также знать, какие существуют точки зрения на этот счет.

При оценивании таких знаний в эссе по истории (шаблон вы сможете увидеть ниже) берется во внимание глубина раскрытия вопроса, а также сила предоставляемых аргументов и фактов.

Характеристика исторической личности

Даже если вы предоставите развернутое описание какой-то конкретной исторической персоны, этого будет недостаточно для высокой оценки ваших стараний. Задание, представленное в эссе, подразумевает описание роли исторической личности в конкретном периоде ее деятельности, а также подкрепление всего написанного достоверными фактами.

Если серьезно отнестись к этому требованию, ваше эссе будет оценено на гораздо более высокий балл.

Причинно-следственные связи

Любые явления, которые когда-либо имели место, вызваны какими-то другими событиями, а также влекут за собой новые происшествия. Определение таких причинно-следственных связей является еще одним из важных критериев оценки исторического сочинения.

Вы должны уметь анализировать предоставленные факты, а также делать на их основе соответственные выводы. При этом также очень важно выстраивать все события в хронологической и логической последовательности.

Пример эссе по истории

Алгоритм написания эссе по истории

  1. Выберите определенный период, которому хотите посвятить сочинение.
  2. Дайте название выбранному периоду и постарайтесь раскрыть его специфику.
  3. Проанализируйте все события, которые происходили в обозначенный период времени. Выделите наиболее важные и второстепенные из них.
  4. Не забудьте указать всех исторических личностей, относящихся к выбранному периоду. Обратите внимание на то, какое они имели влияние на ход исторических событий.
  5. Выявите причины, которые спровоцировали то или иное явление.
  6. Подберите подходящие понятия и раскройте их значение.
  7. Определите исторические факты, которые послужат доказательством предоставленной информации.
  8. Систематизируйте все и составьте план вашего эссе.
  9. Напишите сочинение, проверьте его и исправьте имеющиеся ошибки.

Как написать эссе по истории правильно

  • выбирайте для освещения только тот период, который вы знаете лучше остальных;
  • чтобы ваше эссе было структурированным и логическим, составьте подробный план своего изложения;
  • обязательно разбивайте работу на несколько абзацев – так ее будет легче читать и понимать;
  • предоставляйте как можно больше фактов и как можно меньше лишней информации, без которой вполне можно обойтись;
  • используйте только те понятия, в значении которых вы полностью уверены;
  • важно также помнить, что для написания действительно хорошего эссе очень важна регулярная практика.

Пример и план эссе по истории

924

  1. В 1-м абзаце вам необходимо доказать, что выбранный исторический период действительно важен, подтвердив это несколькими достоверными фактами;
  2. 2-й абзац предназначен для раскрытия роли определенных исторических личностей в анализируемом периоде;
  3. Причинно-следственные связи явлений описываются в 3-м абзаце;
  4. В 4-м абзаце необходимо дать итоговую оценку выбранному историческому периоду.

Например, вы хотите описать период раздробленности Киевской Руси (1125-1237 гг.) и в начале свой работы обозначаете, почему это государство было таким важным для последующего развития истории (торговля с другими государствами, упадок власти князя).

Дальше следуют ключевые события, среди которых можно указать поход Андрея Боголюбского на Киев или первое письменное упоминание города Москвы. Теперь остается только рассказать о том, какие результаты имели эти события (установка Золотых ворот и назначение Москвы столицей), а также подвести итоги всего описанного.

Теперь вы знаете, как написать эссе по истории так, чтобы оно обязательно получило высокую оценку. Однако для того, чтобы еще лучше разбираться в этом вопросе, важно изучать примеры таких работ и постоянно практиковаться в их написании. В этом случае вы быстро разовьете все необходимые навыки.


Читайте также: