В жизни я знал только одного подлинного гения сочинение

Обновлено: 30.06.2024

(1) С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. (2)И к Пушкину как к человеку. (3)Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.

(4) Вот, очевидно, почему меня так задел один давний разговор, случайный летний разговор на берегу моря.

(5) Мы гуляли с Н., одним из лучших наших физиков, и говорили об истории создания атомной бомбы, о трагедии Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму.

— (6)Злодейство всегда каким-то образом связано с гением, — сказал Н., — оно следует за ним, как Сальери за Моцартом.

— (7)Как чёрный человек, — поправил кто-то.

— (8)Нет, чёрный человек — это не злодейство, — сказал Н. — (9)Это что-то другое — судьба, рок; Моцарт ведь исполняет заказ чёрного человека, он пишет реквием, он не боится… (10)А я говорю о злодействе.

(11) Я уже не помню точно фраз и не хочу сочинять диалог, спорили о том, кто Сальери для Пушкина. (12)Противник, злодей, которого он ненавидит, разоблачает, или же это воплощение иного отношения к искусству? (13)Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (14)А что если для Пушкина Моцарт и Сальери — это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал.

(15)От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности. (16)Неожиданным было, как много сложных проблем пробуждает маленькая пушкинская трагедия. (17)И то, как много можно понять из неё о нравственных требованиях Пушкина, о его отношении к искусству…

(18)3лодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (19)3лодейством был немецкий мотоциклист. (20)В блестящей чёрной коже, в чёрном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному просёлку. (21)Мы лежали в кювете. (22)Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда нёсся грохочущий чёрный мотоцикл. (23)Винтовка дрожала в моих руках… (24)Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери. (25)Это пришло куда позже — тогда, на войне, надо было стрелять…

(26)Я возвращаюсь к началу: я учился трудному искусству читать Пушкина. (27)Простота его стихов обманчива. (28)Иногда мне казалось, что я нашёл ответ, но всякий раз новые вопросы озадачивали меня.

(29)Могут ли гении совершать злодейства? (30)Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? (31)Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (32)Что же злодейство доказывает, что Сальери не гений? (33)И опять: что такое гений?

(44) Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством.

(45) Моцарт наиболее чисто олицетворяет тот дар, который ненавистен Сальери.

(46) Проще всего было объяснить ненависть завистью. (47)О зависти твердит сам Сальери.

(48)Но разве Сальери лишь завистник? (49)Он смолоду признаёт чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними, понимая прошлые свои заблуждения.

(50) Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь.

(51) Может ли человек стать гением.

(52) Стать, достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (53)Сальери считал, что да, может.

(54) Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремлённая, в каком-то смысле идеальная прямая.

(55) Таким представлялся мне идеал учёного. (56)Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь.

(57)Сальери одержим. (58)Но идея у него особая — стать творцом. (59)Способность творить ему не была дана — он добывал её, вырабатывал…

(60) Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта.

(65)Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (66)Грань тут неуловима. (67) Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим. (68) Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба страстно любят искусство, могут ценить его, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу.

(69) До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба — и Моцарт, и Сальери — были равноправные сыновья гармонии.

(70) Но теперь гений отделился, яд разделил их.

(71) Отравленное вино расторгло союз. (72)Последняя реакция, последнее средство отделить подлинный гений от мнимого — это нравственное испытание. (73)3лодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. (74)Маска сорвана.

(75)Сущность открывается и самому Сальери. (76)Вместе с ядом начинает действовать и логическая схема: гений для Моцарта не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно, он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений…

(77)Нравственное начало становится пробой гения. (78)И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт это нравственное начало.

(79)Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (80)Остаётся злодейство, но торжествует гений.

* Даниил Александрович Гранин(1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

Может ли человек стать гением благодаря упорному труду и стараниям? Эта проблема очень часто встречается в искусстве, она интересует многих из нас. Даниил Александрович Гранин, советский и российский писатель, тоже не остался равнодушным к ней. Он приглашает нас порассуждать над этим вопросом в своем тексте.

Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль, которую хотел донести до нас автор: гений дается от природы и соединяется с исключительной красотой личности, поэтому вряд ли можно стать гениальным, даже упорно работая над собой.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Я считаю, что гениальные люди – это люди уникальные, исключительные. Они имеют природный дар творить, но и наряду с этим они не способны на зло, зависть, ненависть, человечество ценит их за нравственность, мораль, чистые побуждения.

Таким образом, гении олицетворяют настоящий дар, совершенство. Такие люди вместе с талантом соединяют в себе доброту, щедрость, открытость, красоту личности. Даже усердно работая над собой, вряд ли можно стать гением.

Лекция, реферат. - Подлинный гений - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

- Долгожданная встреча
- Встреча старых друзей
- Шаляпин в гостях у Горького
- Воспоминания о Шаляпине
- Толстые и тонкие
- Толстые и тонкие – вариант
- Вдохновение
- Чайковский и природа
- Лапти
- Лапти – вторая версия
- Солнечные лучи
- Огненные краски хохломы
- Полет самого счастливого человека на Земле
- Самый счастливый человек на Земле
- Исповедь
- Исповедь – вторая версия
- Деревянная сказка
- Деревянная сказка – вторая версия
- Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре
- Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре – вторая версия
- Меценатская деятельность П.М. Третьякова
- Меценат и его галерея
- Чудный храм
- Летящий белый лебедь
- Анна Ахматова
- Анна Ахматова – вторая версия
- Способный студент
- Способный студент – вторая версия
- Скрипучие половицы
- Скрипучие половицы – вторая версия
- Чудо-кузнец
- Искусный кузнец
- Многоликий Куприн
- Трудолюбивый непоседа
- Полуправда
- Полуправда – вторая версия
- Приносящие счастье
- Счастливые цветы
- Стог — это архитектурное сооружение
- Искусство метать стога
- Твардовский
- Твардовский – вторая версия
- Подвиг художника
- Подвиг художника – вторая версия
- О милосердии
- О милосердии – вторая версия
- Покос
- Как в молодости
- Музыка
- Музыка – вторая версия
- Весенний остров
- Весенний остров – вторая версия
- Дядя Гиляй
- Дядя Гиляй – вторая версия
- Красота родной природы
- Вечная красота природы
- Легенда о Коломне
- Легенда о Коломне – вторая версия
- Переводчик
- Переводчик – вторая версия
- И прахом своим.
- И прахом своим. – вторая версия
- Любовь, уважение, знание.
- Любовь, уважение, знание. – вторая версия
- Потерянная любовь
- Упущенный шанс
- Работа над картиной
- Художник и его картина
- Весна в селе
- Весна
- Чтобы боль каждого.
- Чтобы боль каждого… - вторая версия
- Граф Брюс
- Выдающийся Брюс
- Видение
- Видение – вторая версия
- Дорога домой
- Дорога домой – вторая версия
- В гостях у медведя
- В гостях у Собакевича
- Скромный Рахманинов
- Скромный благодетель
- Умение слушать
- Случай на концерте
- Путь таланта
- Путь таланта – вторая версия
- Святые места
- Святые места – вторая версия
- Рождение стиха
- Рождение стиха – вторая версия
- Герои Бородина
- Герои Бородина – вторая версия
- Москвич Пушкин
- Москвич Пушкин – вторая версия
- Дурак
- Дурак – вторая версия
- Подлинный гений
- Концерт гения
- Талицкая сказка
- Радующая сердце сказка
- О бережном отношении к траве
- Воздух и трава
- В работе над собой
- Внутренняя борьба Ландау
- И очень просто.
- Московский булочник
- Анна Павлова
- Анна Павлова – вторая версия
- Один день Горького
- Горький в работе
- Мать
- Мать – вторая версия
- Русь колокольная
- Колокол в России
- Учитель
- Учитель - вторая версия
- Народные художники-самоучки
- Богатая глушь
- Благоденствующая красивость
- Коронный номер
- Бим возвращает надежду
- Хороший человек
- Святой города Смоленска
- Доктор-святой
- Москва вчера, сегодня, завтра
- Это мой город
- Капля смелости Юрия Гагарина
- Такой же, как все
- Дымковские улыбки
- Мастера Вятки
- Вдохновение Пушкиным
- Александра Федоровна


Похожие работы:


Воспользоваться поиском

(1) С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. (2)И к Пушкину как к человеку. (3)Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.

(4) Вот, очевидно, почему меня так задел один давний разговор, случайный летний разговор на берегу моря.

(5) Мы гуляли с Н., одним из лучших наших физиков, и говорили об истории создания атомной бомбы, о трагедии Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму.

— (б)Злодейство всегда каким-то образом связано с гением, — сказал Н., — оно следует за ним, как Сальери за Моцартом.

— (7)Как чёрный человек, — поправил кто-то.

— (8)Нет, чёрный человек — это не злодейство, — сказал Н. — (9)Это что-то другое — судьба, рок; Моцарт ведь исполняет заказ чёрного человека, он пишет реквием, он не боится. (10)А я говорю о злодействе.

(11) Я уже не помню точно фраз и не хочу сочинять диалог, спорили о том, кто Сальери для Пушкина. (12)Противник, злодей, которого он ненавидит, разоблачает, или же это воплощение иного отношения к искусству? (13)Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (14)А что если для Пушкина Моцарт и Сальери — это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал.

(15)От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности. (16)Неожиданным было, как много сложных проблем пробуждает маленькая пушкинская трагедия. (17)И то, как много можно понять из неё о нравственных требованиях Пушкина, о его отношении к искусству.

(18)3лодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (19)3лодейством был немецкий мотоциклист. (20)В блестящей чёрной коже, в чёрном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному просёлку. (21)Мы лежали в кювете. (22)Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда нёсся грохочущий чёрный мотоцикл. (23)Винтовка

дрожала в моих руках. (24)Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери.

(25)Это пришло куда позже — тогда, на войне, надо было стрелять.

(26)Я возвращаюсь к началу: я учился трудному искусству читать Пушкина.

(27)Простота его стихов обманчива. (28)Иногда мне казалось, что я нашёл ответ, но всякий раз новые вопросы озадачивали меня.

(29)Могут ли гении совершать злодейства? (30)Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? (31)Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (32)Что же злодейство доказывает, что Сальери не гений? (33)И опять: что такое гений?

(44) Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством.

(45) Моцарт наиболее чисто олицетворяет тот дар, который ненавистен Сальери.

(46) Проще всего было объяснить ненависть завистью. (47)0 зависти твердит сам Сальери.

(48)Но разве Сальери лишь завистник? (49)Он смолоду признаёт чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними, понимая прошлые свои заблуждения.

(50) Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь.

(51) Может ли человек стать гением.

(52) Стать, достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (53)Сальери считал, что да, может.

(54) Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремлённая, в каком-то смысле идеальная прямая.

(55) Таким представлялся мне идеал учёного. (56)Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь.

(57)Сальери одержим. (58)Но идея у него особая — стать творцом. (59)Способность творить ему не была дана — он добывал её, вырабатывал.

(60) Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта.

(65)Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (66)Грань тут неуловима.

(67) Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим.

(68) Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба страстно любят искусство, могут ценить его, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу.

(69) До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба — и Моцарт, и Сальери — были равноправные сыновья гармонии.

(70) Но теперь гений отделился, яд разделил их.

(71) Отравленное вино расторгло союз. (72)Последняя реакция, последнее средство отделить подлинный гений от мнимого — это нравственное испытание. (73)3лодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. (74)Маска сорвана.

(75)Сущность открывается и самому Сальери. (76)Вместе с ядом начинает действовать и логическая схема: гений для Моцарта не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно, он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений.

(77)Нравственное начало становится пробой гения. (78)И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт это нравственное начало.

(79)Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (80)Остаётся злодейство, но торжествует гений.

* Даниил Александрович Гранин(1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

Примерный круг проблем:

1. Совместимы ли гений и злодейство в представлении Пушкина? Могут ли гении совершать злодейства?
2. Может ли открытие быть нравственным или безнравственным? Исчерпывается ли нравственная оценка личности изобретателя признанием гениальности его открытия?
3. Почему Сальери ненавидит Моцарта?
4. Что такое гений?
5. Может ли человек стать гениальным только благодаря упорному труду?

С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку. Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.

(1)С годами меня всё чаще тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. (2)И к Пушкину как к человеку. (З)Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.

(4) Вот, очевидно, почему меня так задел один давний разговор, случайный летний разговор на берегу моря.

(5) Мы гуляли с Н., одним из лучших наших физиков, и говорили об истории создания атомной бомбы, о трагедии Эйнштейна, подтолкнувшего создание бомбы и бессильного предотвратить Хиросиму.

— (6)Злодейство всегда каким-то образом связано с гением, — сказал Н., — оно следует за ним, как Сальери за Моцартом.

— (7)Как чёрный человек, — поправил кто-то.

— (8)Нет, чёрный человек — это не злодейство, — сказал Н. — (9)Это что-то другое — судьба, рок; Моцарт ведь исполняет заказ чёрного человека, он пишет реквием, он не боится. (10)А я говорю о злодействе.

(П)Я уже не помню точно фраз и не хочу сочинять диалог, спорили о том, кто Сальери для Пушкина. (12)Противник, злодей, которого он ненавидит, разоблачает, или же это воплощение иного отношения к искусству? (13)Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (14)А что если для Пушкина Моцарт и Сальери — это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал.

(15)От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности. (16)Неожиданным было, как много сложных проблем пробуждает маленькая пушкинская трагедия. (17)11 то, как много можно понять из нес о нравственных требованиях Пушкина, о его отношении к искусству.

(18)Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (19)Злодейством был немецкий мотоциклист. (20)В блестящей чёрной коже, в чёрном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному просёлку. (21)Мы лежали в кювете. (22)Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда нёсся грохочущий чёрный мотоцикл. (23)Винтовка дрожала в моих руках. (24разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери.

(25)Это пришло куда позже — тогда, на войне, надо было стрелять.

(26)Я возвращаюсь к началу: я учился трудному искусству читать Пушкина.

(27)Простота его стихов обманчива. (28)Иногда мне казалось, что я нашёл ответ, но всякий раз новые вопросы озадачивали меня.

(29)Могут ли гении совершать злодейства? (ЗО)Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? (31)Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (32)Что же злодейство доказывает, что Сальери не гений? (33)И опять: что такое гений?

(44) Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно, без усилия изливается абсолютным совершенством.

(45) Моцарт наиболее чисто олицетворяет тот дар, который ненавистен Сальери.

(46) Проще всего было объяснить ненависть завистью. (47)0 зависти твердит сам Сальери.

(48)Но разве Сальери лишь завистник? (49)Он смолоду признаёт чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними, понимая прошлые свои заблуждения.

(50) Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь.

(51) Может ли человек стать гением.

(52) Стать, достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (53)Сальери считал, что да, может.

(54) Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремлённая, в каком-то смысле идеальная прямая.

(55) Таким представлялся мне идеал учёного. (56)Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь.

(57)Сальери одержим. (58)Но идея у него особая — стать творцом. (59)Способность творить ему не была дана — он добывал её, вырабатывал.

(60) Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта.

(65)Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (66)Грань тут неуловима.

(67) Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим.

(68) Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба страстно любят искусство, могут ценить его, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу.

(69) До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба — и Моцарт, и Сальери — были равноправные сыновья гармонии.

(70) Но теперь гений отделился, яд разделил их.

(71)Отравленное вино расторгло союз. (72)Последняя реакция, последнее средство отделить подлинный гений от мнимого — это нравственное испытание. (73)Злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. (74)Маска сорвана.

(75)Сущность открывается и самому Сальери. (76)Вместе с ядом начинает действовать и логическая схема: гений для Моцарта не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно, он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений.

(77)Нравственное начало становится пробой гения. (78)И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт это нравственное начало.

(79)Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (80)Остаётся злодейство, но торжествует гений.

(По Д. А. Гранину)

Могут ли гении совершать злодейства? Этот вопрос волновал многих философов, поэтов и писателей. Возможно ли сочетание безнравственности и таланта? Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему совместимости гениальности и злодейства.

Второй аргумент противопоставлен первому. Автор подчёркивает, чем настоящий творец отличается от обыкновенного мастера. По его мнению, гением можно стать, ведь это не то, что даётся от природы, но для этого необходимо иметь нравственное начало.

Итогом размышлений Д.А. Гранина становится такая позиция: гений и злодейство несовместимы. Даже самый талантливый человек, совершающий преступление, не может считаться гениальным.

Искусство Серебряного века

Искусство Серебряного века

Искусство Серебряного века запись закреплена

Несколько лет спустя я пришел к Шаляпину по газетному делу,
в его громадную квартиру на авеню д-Эйло, неподалеку от Трокадеро. Слуга ввел меня в кабинет , где над камином висел кустодиевский портрет Шаляпина во весь рост, в шубе нараспашку , на фоне
ярмарки . Кабинет был уставлен тяжелыми старинными креслами,
обитыми гобеленами: на креслах были набросаны французские и
английские газеты. На стенах много картин , стояли витрины с
какими-то кубками, статуэтками, шкатулками , — я тогда еще не знал
о страсти Федор а Ивановича к приобретению антикварных вещей.
И тут же в кабинете стояли два громадных дорожных сундука с
пароходными и отельными наклейками — Шаляпин только что
вернулся из Лондона и не успел распаковаться .

Его звали. И полпред Красин, с которым Шаляпин иногда встречался за границей, и Алексей Толстой и, в особенности, Горький. Федор Иванович отвечал уклончиво: подписаны контракты, занят, да и впустят ли?
По свидетельству Е. Пешковой, Максим Горький обратился с этим
вопросом к самому Сталину .
— Что же, — ответил Сталин, — двери открыты, милости просим . . .
Приглашение это было немедленно Федору Ивановичу передано,
но он не пожелал им воспользоваться.

И после смерти Шаляпина долго не прекращался спор о том, думал ли он когда-нибудь серьезно о возвращении в Советскую Россию?
Вот что рассказала мне как-то за обедом у общих друзей вдова
покойного Мари я Валентиновна:
— Федор Иванович в гневе бывал страшен . . . Так вот, живи он в Советской России, он не выдержал бы. Бутылкой мог убить.
Бывали у него в Москве таки е страшные припадки гнева. Однажды какой-то комиссар в театр е нача л доказывать, как много, дескать , советская власть делает для искусства. Федор Иванович вдруг
вспылил :
— Да какая же это власть? Г . . а не власть! Что она в искусстве понимает?!
В те времена это еще могло сойти ему с рук . А другой ра з какой - то советский сановник начал поучать Федора Ивановича , ка к надо
понимать пролетарское искусство. Шаляпин побелел, встал, взглянул на него и загремел :
— Ты кого учишь , сукин ты сын! Я царя Бориса понимаю, а твоего пролетарского искусства понять не могу? Вон отсюда, пока я тебя с лестницы не сбросил!
И Мария Валентиновна заключила:
— По России Шаляпин тосковал. Но вернуться в Советскую Россию никогда не собирался .

Читайте также: