Сочинение на морально этическую тему по заданному тексту урок в 11 классе

Обновлено: 04.07.2024

Шаг 5. (1 абзац из двух предложений (тезис) Написать на черновике вступление
Клише: Значение слова … я понимаю так: … - это…
Своё понимание значения слова … я раскрою на примере текста ( инициалы и фамилия автора автора)

Шаг 6. (2 абзац, 1-й пример-аргумент из текста)
Своими словами передать мыль автора, содержание той части текста, которая подтверждает тезис. Указать номера предложений
Клише:1) Так герой (героиня)рассказа…..

Шаг 8. Сформулировать вывод (4 абз., возврат к понятию.)
Клише: Таким образом, … в жизни человека играет важную роль, ведь если каждый из нас будет …, то и общество в целом изменится в лучшую сторону.

Шаг 9. Проверить орфографию, пунктуацию, речь и грамматику. Сосчитать количество слов (объём сочинения: не менее 70 слов).

Шаг 10. Разборчивым почерком переписать на бланк.

Требования к тексту: смысловая цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность.

! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !
- Запишите один из вариантов вступления.
- Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.

1. Продолжить работу по развитию языковой компетенции.

2. Совершенствовать умение создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

1. Способствовать закреплению умения работать над сочинением-рассуждением

2. Помочь учащимся в выборе материала.

1. Развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

  1. Активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач,
  2. Воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

1.Осмысление собственной познавательной деятельности и мотивов работы на уроке.

Тип урока: урок подготовки к ЕГЭ, сбор рабочего материала для сочинения-рассуждения на духовно-нравственную тему.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: выразительное чтение, беседа, анализ текста.

Оборудование: тексты писем Д.С.Лихачева, раздаточный материал для подготовки к сочинению-рассуждению

Почему? Вспомните, как необходимо использовать тексты для аргументации

2. Мотивационная часть.

-Ребята, проверяя ваши работы по блоку С, точнее, аргументацию выбранной проблемы, обратила внимание на то, что не все умеют оперировать текстом книги

-Вы заинтересованы в том, чтобы точно и конкретно знать содержание текстов писем Д.С.Лихачева?

- Можно ли говорить об актуальности этой работы сегодня.

3. Актуализация знаний.

- В чем необходимость и важность?

4. Определение темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока.

-Определите цели урока.

-Подготовка к сочинению-рассуждению будет построена на основе текстов писем Д.С.Лихачева, которые требуют проникновения. Они написаны для того, чтобы показать, какими моральными и нравственными качествами должен обладать духовно красивый человек.

-Книга учит нас, обратите внимание, что нужно делать, чтобы всегда быть нравственно чистым, добрым человеком.

-Сумеете ли вы это показать, услышите ли голос автора, зависит от вас, от вашей работы.

6. Повторение по алгоритму написания сочинения:

-Назвать абзацное членение текста.

-Вспомнить этапы работы по тексту, используя раздаточный материал (каждый ученик отрабатывает по 2 этапа алгоритма)

-Беседа по вопросам:

1.Чем заинтересовал вас текст письма?

2. На какие моменты текста вы обратили внимание?

3. Выделите проблемы, определяющие характер рассуждений автора.

4. О каких духовно-нравственных качествах человека идет речь в тексте?

5. Каким, по-вашему, должен быть духовно красивый человек?

Обоснуйте свое мнение выдержками из текста.

8. Работа над вступлением.

-Проверка работ учащихся.

9. Выявление умения определять проблемы текста

- На какие проблемы вы обратили внимание? Обосновать по тексту.

10.Самостоятельная работа по комментированию проблемы.

11.Проверка работ и обсуждение составленных комментарий.

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Что интересного вы сегодня узнали?

- Можете ли сказать, что познакомились еще с одним произведением , которое поможет вам в работе над текстом?

13. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

14. Домашнее задание.

-Дописать сочинение по письму 2.

-Прочитать тексты писем 7 и 26.

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Письмо двадцать шестое

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.


Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"
Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение.

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе.

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только ч.


Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно".


Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка".

  • Организационный момент – 1 минута.
  • Проверка домашнего задания – 10 минут.
  • Подготовка учащихся к усвоению новых знаний – 10 минут.
  • Усвоение новых знаний и способов действий – 10 минут.
  • Первичная проверка понимания материала – 5 минут.
  • Обобщение и повторения орфографии, пунктуации, лексики – 5 минут.
  • Домашнее задание и комментарий к его выполнению – 1 минута.
  • Итоги урока, выводы, комментированное выставление оценок – 1 минута.
  • Рефлексия – 2 минуты.

1. Организационный момент

  • один из учащихся выразительно читает текст Б. Бим-Бада (Приложение 1);
  • другой доказывает, что исследованный материал – текст;
  • третий аргументирует принадлежность текста к публицистическому стилю;
  • четвертый, используя словарь терминов, определяет жанр текста;
  • пятый называет 2-3 языковых средства, найденных в тексте, которые помогают автору передать собственные мысли, убедить читателя, и объясняет роль этих средств в формировании основных проблем, поднятых автором в анализируемом материале.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

– Так в чем же убедил вас автор данного текста, над чем заставил задуматься?

Прослушивание сочинения с опорой на презентацию (Приложение 2), оформление тезисов в тетрадях.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

1) опираясь на уже знакомые учащимся критерии К1 – К6 (при необходимости их можно еще раз перечитать, так как они есть на каждой парте в распечатке), анализируем устное сочинение одноклассника, высказывая конструктивную критику;

А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 10-13 предложения подтверждают суждение, высказанное в 9 предложении текста.
2) Предложения 29-30 содержат описательный фрагмент.
3) В 15-16 предложениях текста представлено рассуждение.
4) Предложение 5 содержит иллюстрацию высказанного в предложении 4 суждения.

А30. Укажите предложение, в котором используются синонимы.

1) 5 2) 7 3) 14 4) 27

1) сравнение
2) термин
3) парцелляция
4) цитирование
5) риторический вопрос;
6) эпитет
7) вопросно-ответная форма изложения
8) ряд однородных членов
9) гипербола

Вывод формулируется и записывается в тетрадь как комментарий к сформулированной проблеме;

5) подбор материала к отображению позиции автора: обменявшись тетрадями с домашними заготовками, учащиеся находят совпадения в предположениях, выясняют, какие мысли наиболее часто встречаются, делают коллективный вывод: воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков (предложения 14, 19, 20, 21, 29); человеку необходимо не только крепкое здоровье, но и такие качества, как доброта и терпимость (предложение 5);

5. Этап первичной проверки понимания текста и практики применения знаний: учащимся предлагается самостоятельно сформулировать и записать второй аргумент (пример из истории, культуры, личного опыта), озвучить его и провести самоанализ соответствия аргумента записанному ранее коллективному тексту сочинения.

6. Этап обобщения и повторения орфографии, пунктуации, лексики:

7. Домашнее задание: взяв за образец сочинение, созданное по тексту Б. Бим-Бада на уроке, написать собственное, заменив шаблонные фразы синонимичными, подобрав собственные аргументы.

8. Итоги урока, выводы, комментированное выставление оценок за работу, рекомендации по дальнейшему совершенствованию приемов работы над заданием части С ЕГЭ.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ на тему:

Сочинение – рассуждение на морально-нравственную тему с использованием рассказа Б.Житкова

Цели урока:1.воспитание в учащихся чувства ответственности за совершённое действие, за собственный выбор в реальной жизненной ситуации;2.совершенствование навыка разноаспектного анализа художественного текста ( со стороны содержания, проблематики, идейной направленности) 3.закрепление умения создания письменного монологического высказывания с использованием фрагментов исходного текста.

- Нам сегодня предстоит очень интересная работа: написать сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему, поэтому сначала давайте выясним, какие же нравственные ценности вы считаете главными, определяющими?

- Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. (Зачитывают кластеры)

- Любовь, честь, долг, ответственность, свобода, достоинство.

- Молодцы, одной из важнейших ценностей является свобода. Вся история жизни наших предков – это история борьбы за свободу. Ничто человек не ценит так дорого, как свободу, в том числе и свободу выбора. Сделать нужный выбор в определённой ситуации не всегда просто, ведь не секрет, что в одних и тех же условиях разные люди поступают по-разному.

Скоро вы уйдёте из школы, поступив в выбранные учебные заведения, уйдёте из дома, но жизнь не перестанет ставить вас в ситуацию выбора.

Утро. Пора идти на лекцию, но очень хочется спать… Как поступить? Пожалеть себя или подчиниться обстоятельствам? А какие последствия будет иметь поступок?

Читать рассказ мы с вами будем вместе.

Опорные слова: солнечный день, манёвры, всё удалось, вздрогнул, сколько времени? Советую лечь, только трое.

Сопоставим ваши версии с текстом. Чтение первой части.

Был ясный солнечный день. Эскадра, состоявшая из двух дивизионных миноносцев и дивизиона подводных лодок, вышла на манёвры в море. Сигнальщики во все глаза наблюдали в бинокли, чтобы не пропустить сигнала. Подводные лодки шли, выставив спины, как морские чудовища. Сегодня всем было весело, даже кочегары чувствовали весёлое напряжение.

Подводной лодкой №17 командовал лейтенант Якушев. Он хорошо знал своё судно и надеялся, что погрузится вторым. № 11 всегда погружался так, как будто его какая-нибудь рука сразу топила – за ним не угнаться, ну, а другим он спуску не даст. Команда как один. Всем хотелось не дать промашки.

- Есть! – вдруг закричал мичман. Капитан ещё не договорил команды, как всё сделалось само собой. Вот уже близко крейсер. Надо только подойти как можно ближе и выпустить мину, …конечно, учебную. Кажется, всё удалось. №17 взял курс и пошёл обратно, к порту.

Лейтенант сохранял спокойствие, хотя его разбирало веселье удачи, но он сдерживался, чтобы казаться солиднее.

_Что произошло дальше? Ваши версии?

Проверим ваши варианты. Чтение второй части.

Перископ убран, рулями дали уклон лодке вниз и потом стали подниматься. В это время ход лодки замедлился. Все пошатнулись вперёд. Лейтенант вздрогнул. Минёр вопросительно посмотрел на лейтенанта.

- Сели на мель? Так ведь?- спросил он. Лейтенант соображал. Как он теперь раскаивался, что решил, поддавшись весёлости на этот мальчишеский поступок?!

Он приказал выкачать воду из всех цистерн. Вся команда понимала, что дело плохо, и сосредоточенно исполняла приказания. Лейтенант смотрел на приборы. Приборы показывали ту же глубину.

- Мы ещё больше закапываемся, — проворчал мрачно механик. Лейтенант ничего не ответил. Все ждали и смотрели на него. Он чувствовал эти взгляды и напряжённое ожидание, и это мешало ему спокойно соображать. Он повернулся и ушёл в свою каюту, приказав остановить мотор.

Как вы думаете, что произойдёт дальше? Чтение третьей части.

А весь экипаж собрался возле рулевого управления.

-Сколько времени? – спросил минёр.

Четыре часа, — сказал мичман, но так напряжённо спокойно, что все поняли, как он боится.

- Ну, ещё на час, — …начал было механик. Он хотел сказать, что воздуху хватит на час, но спохватился, боясь взволновать команду. Но все и так понимали, что если не найдут, не вытащат, не спасут, то вот этот час им и осталось жить.

-Ведь мы через час задохнёмся. Эй, вы – раздражённо сказал механик по-английски и дёрнул мичмана за руку, — пойдите и скажите капитану, что остаётся час. Идите сейчас же.

В это время сам капитан показался в проходе. Он был бледен, как бумага. Только чёрные глаза горели, в них билась боль и решимость.

-Я пришёл вам сказать, что я виноват во всём. И не по оплошности, а по шалости, не надо было. Затем круто развернулся и пошёл назад. Мичман побежал вслед за ним.

- Капитан, не беспокойтесь…- начал было он. Но в лице капитана не было беспокойства.

- Вот возьмите, — сказал он, протягивая судовой журнал, и пишите дальше.

Я советую людям лечь и не двигаться. Берегите воздух.

-Что же будет дальше? Чтение четвёртой части.

Мичман сел за стол, раскрыл журнал.

«…20 июня 1912 года в 2 часа 40 минут, — прочёл он, — я лейтенант Якушев, командир подводной лодки № 17, из мальчишеской шалости поднырнул под пароход, чем погубил 13 человек экипажа. Для спасения пытался… Затем шло описание действий, которые предпринял лейтенант и замечание, что команда вела себя геройски, не упрекнув его и не выйдя из повиновения.

Тут запись прервалась неровным росчерком внизу.

Мы подощли к финалу рассказа. Попробуйте его спрогнозировать.

А наверху два миноносца тащили по дну проволочный канат, концы которого были прикреплены к их кормам. Канат выдернул лодку из её липкого гнезда. Спешно заработали мастеровые. Врачи бросились спасать: всё уже было готово. Не привели в себя только троих.

Итак, рассказ закончен.

-О чём же он? Какие проблемы поднимает автор в произведении?

-О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать?

- Какой важный нравственный закон нарушил командир лодки?

- Почему никто не отговорил командира от легкомысленного и пагубного для всех шага?

- Лейтенант совершил зло непреднамеренно, можно ли оправдать зло, если оно совершено непреднамеренно?

- Какие выводы из рассказа для себя сделали вы?

Виноградов Николай, 11 кла сс

А ведь этого можно было избежать, если бы командир лодки не поддался минутной слабости, мальчишеской шалости, которая и подтолкнула на необдуманный поступок.

Полное осознание того, что произошло, пришло к лейтенанту, когда было поздно, слишком поздно…Когда лейтенанту пришлось сделать выбор второй раз, уже осознанно. Вряд ли этот поступок можно назвать героическим. Ведь из-за его шалости, легкомыслия погибли три подводника, три молодые жизни. Чьи-то три сына. Три, возможно, брата, любимых и любящих человека. Но всё-таки, в первую очередь, трое из его команды, которая верила своему командиру, уважала, беспрекословно подчинялась.

Он всё понял, но слишком поздно.

Кустов Алексей, 10 класс

Был ясный солнечный день. Эскадра, состоявшая из двух дивизионных миноносцев и дивизиона подводных лодок, вышла на манёвры в море. Сигнальщики во все глаза наблюдали в бинокли, чтобы не пропустить сигнала. Подводные лодки шли, выставив спины, как морские чудовища. Сегодня всем было весело, даже кочегары чувствовали весёлое напряжение. Подводной лодкой №17 командовал лейтенант Якушев. Он хорошо знал своё судно и надеялся, что погрузится вторым. № 11 всегда погружался так, как будто его какая-нибудь рука сразу топила – за ним не угнаться, ну, а другим он спуску не даст. Команда как один. Всем хотелось не дать промашки.

- Есть! – вдруг закричал мичман. Капитан ещё не договорил команды, как всё сделалось само собой. Вот уже близко крейсер. Надо только подойти как можно ближе и выпустить мину, …конечно, учебную. Кажется, всё удалось. №17 взял курс и пошёл обратно, к порту.

Перископ убран, рулями дали уклон лодке вниз и потом стали подниматься. В это время ход лодки замедлился. Все пошатнулись вперёд. Лейтенант вздрогнул. Минёр вопросительно посмотрел на лейтенанта.

- Сели на мель? Так ведь?- спросил он. Лейтенант соображал. Как он теперь раскаивался, что решил, поддавшись весёлости на этот мальчишеский поступок?! Он приказал выкачать воду из всех цистерн. Вся команда понимала, что дело плохо, и сосредоточенно исполняла приказания. Лейтенант смотрел на приборы. Приборы показывали ту же глубину.

- Мы ещё больше закапываемся, — проворчал мрачно механик. Лейтенант ничего не ответил. Все ждали и смотрели на него. Он чувствовал эти взгляды и напряжённое ожидание, и это мешало ему спокойно соображать. Он повернулся и ушёл в свою каюту, приказав остановить мотор.

-Сколько времени? – спросил минёр.

Четыре часа, — сказал мичман, но так напряжённо спокойно, что все поняли, как он боится.

- Ну, ещё на час, — …начал было механик. Он хотел сказать, что воздуху хватит на час, но спохватился, боясь взволновать команду. Но все и так понимали, что если не найдут, не вытащат, не спасут, то вот этот час им и осталось жить.

-Ведь мы через час задохнёмся. Эй, вы – раздражённо сказал механик по-английски и дёрнул мичмана за руку, — пойдите и скажите капитану, что остаётся час. Идите сейчас же.

В это время сам капитан показался в проходе. Он был бледен, как бумага. Только чёрные глаза горели, в них билась боль и решимость.

-Я пришёл вам сказать, что я виноват во всём. И не по оплошности, а по шалости, не надо было. Затем круто развернулся и пошёл назад. Мичман побежал вслед за ним.

- Капитан, не беспокойтесь…- начал было он. Но в лице капитана не было беспокойства.

- Вот возьмите, — сказал он, протягивая судовой журнал, и пишите дальше.

- Я советую людям лечь и не двигаться. Берегите воздух.

Мичман сел за стол, раскрыл журнал.

Тут запись прервалась неровным росчерком внизу.А наверху два миноносца тащили по дну проволочный канат, концы которого были прикреплены к их кормам. Канат выдернул лодку из её липкого гнезда. Спешно заработали мастеровые. Врачи бросились спасать: всё уже было готово. Не привели в себя только троих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Организационный момент. Настрой на урок.

Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки ГИА.

- Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой

(Ученики выстраивают названия частей в их строгом соответствии: Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция (автора)– Позиция (собственная) – Аргумент – Аргумент - Вывод).

-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности, их соотношение есть соотношение вопроса и ответа.

Где вопрос – это…. (проблема), а ответ – это…. (позиция автора).

-Какие проблемы могут подниматься в предложенном тексте для анализа? Сочинения по каким проблемам мы уже писали? (проблема долга, чести, любви к Родине, бережного отношения к языку).

-Обычно такие серьезные проблемы предлагают к решению известные писатели, философы, научные деятели.

-Конечно, могут. Предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка падонкафф. (Орфография автора.)

Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.

«Мария, превед Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит. Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот".

Феерический Мегамачо

-Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Согласитесь, эти мысли Мегамачо могут быть облечены в более достойную форму и ещё могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.

- Ответ на какой вопрос он ищет? Почему?

- Мы еще вернемся к этому тексту. Но все же для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе.

Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет по-своему.

Работа в группах.

-Приступаем к чтению, анализу текста, а также заполнению рабочих материалов.

- Я прочту текст Натальи Долининой – вы отметьте те строки, которые отражают позицию автора по данному вопросу. (Текст прилагается)

Вопросы к группам:

- Сформулируйте проблему текста.

Проблема определения ревности (Что такое ревность?).

Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).

Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).

Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).

Об отрицательном последствии ревностных чувств для человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.

-На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).Это и будет комментарий по тексту.

-Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах.

! Один от каждой группы читает, что получилось.

- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.

Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).

Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).

Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).

С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20).

- Пропишите позицию автора, опираясь на текст.

Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой.

-Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет.

!Один от каждой группы читает, что получилось.

-Ваша задача – продумать аргументы своего сочинения - рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, т.к. можно использовать произведения русских классиков о любви.

Итог урока.

Класс отвечает на вопросы учителя:

- Назовите два определения ЛЮБВИ.

- Три действия, которые она, по-вашему, совершает.

- А теперь фразу – ваше отношение к Любви.

- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью – только одно слово.

У нас получился синквейн.

Читается синквейн. Пример читаю свой. (

- Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.

- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?

- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела на личные размышления?

- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в конце своего сочинения? Что такое любовь и ревность?

Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить.

- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-рассуждение.

-Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.

-Благодарю вас за плодотворную работу.

Рабочие материалы _____________________________________

(Фамилия, Имя учащегося, класс)

В тексте поднимается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте.

КОММЕНТАРИЙ

Клише 1 (публицистический стиль)

Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых, говорит о… (ссылается на…)

- Во-вторых, ______(Ф.И.О. автора) отмечает (описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает, и т.д.), что …

- Автор убеждён в том, что…

- ______(Ф.И.О. автора) приводит нас к выводу…

Клише 2 (художественный стиль)

-Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем)…

-Не случайно писатель изображает (кого, что)…

-Иллюстрацией по проблеме текста также может служить поступок героя, свидетельствующий о …

-Автор осуждает/одобряет … Автор сочувствует (кому)…

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?).

Выражая свою точку зрения, автор.

Утверждение автора, что . , бесспорно.

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме … , хочу отметить, что…

Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…

В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).

Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса).

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении…

У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) … В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример:…

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Читайте также: