Сочинение в гостях у меотов

Обновлено: 19.05.2024

Эта тема родилась по двум причинам.
Первая - выход статьи Марты, про историю Краснодарского водохранилища.
Вторая - гуляющие по многим форумам легенды, заблуждения и враки о находках, связанные с размывами берегов, земля которых хранит следы былых веков.
Одна из народностей, долго и широко жившая на месте нынешнего "моря" носит название Меоты.
Кто они?
Меотами принято называть и считать предков адыгов. Это коренное население Северо-Западного Кавказа, их культура сложилась в Закубанье в VIII - первой половине VII веков до нашей эры.
История меотских племен охватывает более тысячелетия. Впервые меоты упоминались у древнегреческих авторов уже в VI веке.
Меоты занимали бассейн нижнего и среднего течения реки Кубань, расселялись до Ставропольского плато, Восточного Приазовья, Закубанья, Таманский полуостров и Черноморское побережье. Вот какой это был расселенный народ!
Были у них связи с крупнейшими государствами древнего Востока, Урарту, Ассирией и с Малой Азией.
Народ воинов, народ скотоводов и земледельцев.
Вот, вкратце о Меотах. Тема обширная, и интересная. Можно развивать и дополнять.

Теперь о археологии, а именно о раскопках на берегах водохранилища, проделанным археологическим отрядом Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника в 1986 году.
Чем они интересны?
А тем, что проводились они на размывах около села Казазово (Краснодарцам - название очень известное), и еще тем, что раскопок, как таковых не было, а имел место визуальный осмотр и сбор артефактов с поверхности земли.


В ходе этих работ экспедицией был собран подъемный материал, позволяющий говорить здесь о наличии протомеотского грунтового могильника. Раскопки не проводились, сотрудники ограничились сбором вещей, обнаруженных на поверхности почвы после спада воды в водохранилище. Эти находки, компактно расположенные, позволили точно локализовать памятник.


До сооружения водохранилища, здесь располагались какие-то хозпостройки, от которых сохранились остатки фундаментов. В центральной части этой возвышенности, и был собран подъемный материал, представляющий инвентарь размытых водой погребений.

Коллекция найденных вещей состояла из бронзовых литых принадлежностей конской узды, и обломков каменных боевых топоров.



1 - удила, 2 - псалии, 3- кольцо уздечной сбруи, 4-13 уздечные бляхи, 14-17 - фрагменты боевых молотов и топоров. (1-13 - бронза, 14-17 - камень).


Вот какие места, с богатейшей историей народов, скрывают теперь воды Краснодарского моря.
В статье использованы материалы из различных книг, археологическая часть - из Майкопского издания "Меоты - предки Адыгов", 1989 год. НИИ ЭЯЛИ.

Ко Дню археолога портал Юга.ру решил выяснить, кто такие меоты и как им жилось на территории современного Краснодара больше 2 тыс. лет назад.

227 лет, которые исполняются Краснодару в этом году, не самая весомая дата для города. Но все меняется, если копнуть глубже историю того места, где ныне раскинулся южный мегаполис. 2 тыс. 500 лет назад здесь жили меоты. Они оставили пять городищ и сотни захоронений, которые теперь сокрыты под современными домами и улицами. А еще — множество тайн, время от времени будоражащих публику.

Открытия и закрытия

Дикие и цивилизованные, меоты появлялись в греческих и римских хрониках до VI века н. э. А потом исчезли и забылись на 1 тыс. 200 лет. Повторно ученые их открыли в 1870-х годах, но догадались об этом не сразу.

Синдский воин. Известняковая скульптура, I век н.э. © Общественное достояние

Человеческие останки, найденные при раскопках возле хутора Ленина © Фото с сайта wikimedia.org (CC BY-SA 3.0)

 © Фото с сайта wikimedia.org (CC BY-SA 3.0)

Неузнанные герои

Уже в 1930-х годах историк и археолог, профессор Краснодарского пединститута (будущего КубГУ) Николай Захаров впервые сопоставил данные древних письменных источников с археологическими находками, сделанными к тому времени на территории нашего города, и предположил, что они принадлежали легендарным меотам.

Никита Анфимов © Фото из архива музея имени Фелицына

Кто, где, когда

Жили меоты на восточном побережье Азовского моря, по берегам реки Кубани и ее притоков и вдоль Черного моря. Их укрепленные поселения — городища — многокилометровыми цепочками тянулись вдоль рек по территории современного Краснодарского края, Республики Адыгея и Абхазии, а также были в Ростовской области.

Городища возводились в труднодоступных местах: среди болот, на мысах рек. Защищали поселения от непрошеных гостей затопленными водой рвами и крутыми земляными валами с высокими стенами из бревен. Внутри окруженной территории строили небольшие овальные саманные дома, крытые соломой, камышом, а позже — привозной греческой черепицей. В домах напротив входа сооружали небольшие глиняные печи, где готовили еду и грелись, и домашние алтари для жертв богам. А неподалеку от жилищ копали ямы глубиной 2—2,5 метра: их внутренние поверхности обмазывали глиной, высушивали и превращали в хранилище зерна и других продуктов.

Развалины городищ и многочисленные погребения, которые располагались за внешним рвом, — те самые улики, что позволили воссоздать историю людей, живших за 2 тыс. 500 лет до нас.

Полевые исследования Краснодарской археологической экспедиции НИИ археологии КубГУ © Фото с сайта КубГУ, kubsu.ru

Полевые исследования Краснодарской археологической экспедиции НИИ археологии КубГУ © Фото с сайта КубГУ, kubsu.ru

Полевые исследования Краснодарской археологической экспедиции НИИ археологии КубГУ © Фото с сайта КубГУ, kubsu.ru

Полевые исследования Краснодарской археологической экспедиции НИИ археологии КубГУ © Фото с сайта КубГУ, kubsu.ru

Занятия и интересы

Местные земли уже в древности давали неплохие урожаи. Меоты выращивали пшеницу мягких сортов, ячмень, рожь, просо, чечевицу и лен. Торговали зерном с Западом через торговый пост (эмпорий), возведенный греками на месте, где ныне стоит станица Елизаветинская. Они разводили коров, коней, свиней и птицу. В реках и на побережье морей неводами ловили рыбу: сазана, судака, осетровых.

А еще меоты периодически ходили в походы, возглавляемые вождями, которых греки называли басилевсами (царями). Воевали они против соседних племен, греков с римлянами, не брезговали заговорами в международных масштабах. Жизнь меотов была богата событиями, жаль, что записей об этом они не оставили.

На мировой (по меркам Античности) сцене ярко засияли по крайней мере двое меотов. В 389—388 гг. до н. э. это сделала Тиргатао, бывшая супруга Гекатея, который был ставленником боспорского царя Сатира I в Синдском царстве (столицей его был Лабрис — Семибратнее городище, остатки которого открыты археологами у современной станицы Варениковской). По политическим соображениям Гекатей предал супругу, а та склонила свое племя к войне против обидчиков, и весьма успешно. Легенду о царице и сейчас вам расскажут местные экскурсоводы.

Второй местный герой, отметившийся в истории, — предводитель меотского племени дандариев Олтак. Он поддержал царя Понтийского царства, владевшего и Боспором, злейшего врага римлян Митридата Евпатора в войне против Рима и пытался убить римского главнокомандующего Лукулла в 70-х годах до н. э. Неудачно, но для истории хватило.

Крючки для ловли рыбы из Елизаветинского городища © Иллюстрация из книги Н. Анфимова

Язык меотов

Не оставили они записей по той причине, что, очевидно, не имели письменности. Впрочем, все, что касается языка меотов, — тема жарких споров не только на страницах научных сборников, но и в соцсетях.

В меотских городищах (в том числе и в расположенных на территории Краснодара) археологи находили глиняные плитки. Прямоугольные, некоторые со скругленными углами, длиной 14–16 см, шириной 9–10 см и толщиной до 1,5 см. Большинство плиток гладкие, но есть и со знаками, похожими на символ солнца, а иные — с точками, вдавленными ямками и черточками, в которых можно предположить буквы.

Предполагают, что предметы эти служили амулетами, тамгами (знаками рода) или даже письмами. Меотская письменность? Пока есть только догадки. Все-таки больше оснований видеть в них культовые предметы, как считают археологи.

О верованиях меотов тоже известно лишь в общих чертах. Они верили в загробное существование — отсюда миски с едой, орудия труда, украшения и оружие, которые клали в погребения вместе с умершими. А также, очевидно, поклонялись божествам плодородия, о чем свидетельствуют найденные статуэтки, схематично изображавшие мать-природу: с небольшой головой, едва намеченными руками, завидной грудью и широким туловищем. Еще одно доказательство — небольшие сосуды в виде двух или трех слепленных вместе чашек, которые использовались для подношения зерна, и высокие курильницы на ножках, которые в иных культурах свидетельствовали о жертвах высшим покровителям.

Места памяти

1 тыс. 200 лет забытья не шутка, а потому потребуются годы, чтобы понять, кем были меоты. Каждый год на Кубани проводятся археологические раскопки, которые шаг за шагом помогают восстановить эту картину.

Среди ведущих археологов, посвящавших свое время разгадке тайн меотов за последние десятилетия, — Александр Ждановский, Иван Марченко и Наталья Лимберис, Владимир Эрлих, Николай Шевченко, Александр Берлизов, Михаил Лунев. Они открывают новые меотские памятники в окрестностях Краснодара, которые постепенно входят в черту города, — в поселке Пашковском, на хуторе Ленина и в станице Елизаветинской.

Но те, что были в самом городе, пожалуй, утеряны навсегда. Осталась лишь часть экспонатов в музее им. Е. Д. Фелицына и в московских археологических фондах. И записи ученых прошлого. В них значится, что на территории нынешнего Краснодара было найдено пять городищ меотов.

Городищами археологи называют древние поселения, имеющие какие-либо укрепления, оборонительные сооружения — валы, рвы, стены и т. п.

Город и городища

Самое крупное — в начале ул. Ставропольской за железнодорожными путями и на территории нынешнего завода им. Седина. В 1927 году при строительстве Краснодарской районной электростанции там обнаружилось поселение, где меоты жили почти 700 лет: с IV в. до н. э. до III в. н. э. Из редких находок — дорогая греческая чернолаковая посуда и бронзовый перстень с изображением на щитке бога Гермеса: меоты активно торговали с греками.

Второе городище — совсем рядом, в Горпарке. Оно протянулось на 215 м по возвышенности, которую и сейчас видно в этом районе. В ноябре 1930 года там было затеяно строительство артезианской скважины, но научных раскопок не велось: максимум, что было сделано, — собраны осколки керамики. Городище так и осталось неизученным. Но места захоронений живших на этом месте меотов раскопать удалось: раскопки велись после того, как в разные годы при строительстве там были найдены могилы древних людей в 1920-х и 2000-х годах.

Третье — на Дубинке, в районе мясокомбината. Этому памятнику повезло: первые научные раскопки городища провели в 1879 году столичный археолог Вильям Беренштам и основатель нашего музея Евгений Фелицын. Раскопки проходили в 5 км от Екатеринодара: в черту города этот район вошел значительно позже. А более полувека спустя там работал Никита Анфимов. Из удивительных открытий — ручка сосуда в виде слона.

В 1926 году здесь, на берегу Кубани, где нашли городище на Дубинке, произошел обвал грунта, и местные жители нашли два крупных глиняных сосуда — пифоса, которые ныне можно видеть в экспозиции краевого археологического музея.

Четвертый памятник меотов — городище на юге от мясокомбината, где в русле реки Кубани добывали глину. Городище не раскопано, и вряд ли современным ученым это когда-либо удастся: пласты, где могли быть строения, срыты еще в довоенные годы, а территория засажена деревьями и застроена. Но о нем известно, что существовало оно в I—II вв. н. э. Здесь находили те самые загадочные плитки с отметками, керамические детали ткацких станков и квадратную бронзовую бусину, украшенную по краям припаянными шариками.

Закрытия и открытия

Владислав Улитин

Владислав Улитин

археолог, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений КубГУ

«В настоящий момент нам известно, что племен меотов было больше, чем упоминалось античными авторами. Сложность их идентификации в том, что для составления полной и достаточно точной картины расселения меотских племен пока недостаточно ни имеющихся археологических находок, ни известных нам данных письменных источников.

Кроме того, например, на меотскую культуру большое влияние оказывали скифы: исследователи предполагают, что представители скифской знати могли возглавлять на ранних этапах какие-то из меотских земледельческих племен. Иногда понять принадлежность того или иного памятника с точностью до 100% невозможно: отсюда и споры о находках профессора Веселовского, которые длятся почти век, являются ли ранние знаменитые курганы Закубанья скифскими или же их можно связать с меотами и их участием в переднеазиатских походах.

Пока нет единого мнения и о том, почему в середине III века н. э. меоты "исчезают" с Правобережья Кубани. По разным версиям, этому способствовало опустошительное нашествие готов или других не менее воинственных завоевателей — аланов. Некоторые ученые считают, что спасшиеся от нашествия меоты осели на новых территориях и стали предками адыгов, но абсолютно убедительных доказательств этому нет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МАЙКОПСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Республиканский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

Меоты – предки адыгов

Подготовила:

Столбенко Анна Анатольевна

учащаяся 7 класса МБОУ СОШ №6, 385782

Майкопский район, ст. Курджипская, ул. Ленина, 145,

Домашний адрес: 385782

ст. Курджипская, ул. Крупской, 51

Руководитель:

Чеботарёва Людмила Александровна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №6 ст.Курджипской

Список использованных источников и литературы………………. 10

Более двух с половиной тысяч лет назад степи берегов Черного и Азовского морей населяли многочисленные и воинствующие народы. Кто они, как выглядели, откуда пришли? На все эти и другие вопросы сейчас может дать ответ археология. Древние жители этой земли бесследно растворились среди новых кочевников, нашествия которых, как волны, перекатывались через Северное Причерноморье. До нас дошли лишь немые свидетели минувшего — одинокие могильники, холмы, курганы и древние поселения с остатками крепостных стен, домов и рвов.

На этой исторической территории и находится моя родная станица Курджипская. Расположена она в 22 км к югу от города Майкопа, на берегах реки Курджипс, левом притоке реки Белой. Станица основана 17 апреля 1863 г выше расположения адыгского аула Даур-хабль.

В нашей станице много красивых мест особенно на реке. Однажды гуляя, по берегу реки после сильного дождя я увидела, что из земли что-то торчит. Я осторожно раскопала землю и достала небольшой сосуд похожий на кружечку (см. Приложение 1). Я очень заинтересовалась, откуда он. Наши старожилы рассказали мне, что именно в этом месте мальчишки находили осколки горшков, частицы кинжалов и даже человеческие кости. По всем описаниям это было похоже на древний могильник. Я решила исследовать к какому же времени примерно относится этот сосуд.

Актуальность темы:

Я считаю, что наука археология очень важная наука, именно эта наука восстанавливает прошлое по крупицам. Моя находка и подвигла меня на выбор темы моего исследования. Какой народ проживал на этой территории? Чем занимался? Какой у них был общественный строй? Изучение древней культуры имеет сегодня большое значение для истории Кавказа и поэтому публикации новых археологических материалов пользуются большим успехом у историков. Широко за пределами Адыгеи известен Курджипский курган предметы, найденные в нем, хранятся в Эрмитаже, а вот об этом захоронении я нигде не читала.

Новизна данной исследовательской работы заключается в том, что это первое подробное описание данного сосуда и примерного времени его происхождения.

Цель работы: на основании имеющихся источников определить временные рамки, к которому относится сосуд из могильника.

Задачи работы:

определить временные рамки найденного сосуда;

проследить развитие экономики и социальных отношений в данное время;

повысить интерес к древнейшей культуре.

Методы исследования: изучение археологических материалов и отчетов, изучение монографий и статей по археологии, работа со специалистами - археологами.

Общая характеристика источников:

Основная часть

С эпохи раннего железа, благодаря древнегреческим и восточным письменным источникам, нам становятся известными названия племен и народностей, населявших степи Северного Причерноморья и Северо-Западный Кавказ. В степной полосе античные авторы называют киммерийцев, затем скифов и их восточных соседей - савроматов. Коренным населением Восточного Приазовья, Прикубанья и Закубанья (Адыгеи) были племена меотов, на Черноморском побережье Кавказа родственные им племена керкетов, торетов, ахеев, зихов. Термин "меоты" собирательный, объединяющий целый ряд более мелких племен. П. У. Аутлев, исходя из материалов нартского эпоса, считает, что слово "меоты" в его полной форме "Мэутхъох" означало "море, которое мутнее". Предложенная интерпретация названия Азовского моря, как пишет П. У. Аутлев, проливает некоторый свет на вопрос о происхождении этнического наименования "меоты" и топонимического Мэутхъох. 1

Меоты – коренное население Северо-Западного Кавказа, их культура сложилась в Закубанье в VIII – первой половине VII вв. до н.э. Большинство кавказоведов относит меотов к кавказским племенам. Изучение языков, топонимики и ономастики Северо-Западного Кавказа дает основание отнести древнее меотское население к адыго-кабардинскому этническому массиву, что согласуется и с археологическими памятниками, свидетельствующими о глубокой самобытности сложения и развития меотской культуры и ее связи с последующими культурами средневековых адыгов.

История меотских племен охватывает более тысячелетия и разделяется на несколько этапов, позволяющих проследить развитие их экономики и социальных отношений.

Впервые меоты и синды упоминаются у древнегреческих авторов VI-V вв. до н. э. Более полные и обстоятельные сведения по истории, географии и этнографии Северо-Западного Кавказа имеются в труде греческого географа Страбона (жил на рубеже нашей эры). У Страбона имеется перечисление многочисленных меотских племен, причем к числу меотов он относит и синдов, а также племена Кавказского побережья. Кроме античных авторов, название меотских племен сохранили нам посвятительные надписи с территории Боспорского государства. Среднее и нижнее течение реки Кубани, Восточное Приазовье, Таманский полуостров и Закубанье занимали оседлые земледельческие племена, объединяемые общим названием — меоты. 2

Изучив достаточно специальной литературы и прочитав несколько археологических отчетов, я пришла к выводу, что моя находка очень похожа на находки, найденные в Ново-Вочепшийском могильнике ( см.Приложение 2). Мне не хватало лишь подтверждения специалистов в области археологии. Тогда я со своим преподавателем обратилась к Почешхову Нурбию Аслановичу декану исторического факультета АГУ, сотрудники факультета любезно помогли детализировать мою находку. Ловпаче Нурбий Газизович детализировал находку, найденную мною к V – VII вв. Преподаватели университета посоветовали мне прочесть литературу, которая помогла бы мне в написании данной работы.

Нашествие аланских кочевников в I - II вв. вынудило меотов уходить в Закубанье, где они совместно с жившими здесь другими меотскими племенами и племенами Черноморского побережья заложили основы в формирование будущего черкесского (адыгского) народа. 3

В эту эпоху предки современных адыгов приобрели навыки добычи и обработки железа. Это сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню лесов, изготовление орудий труда и оружия. Примитивный мотыжный способ обработки полей уступил место плужной технике, выращенное зерно убирали с помощью железных серпов. Но молотьбу производили примитивно: домашнюю скотину гоняли по току, и она вытаптывала зерно из спелых колосьев. Ведущей хлебной культурой становится просо.

Другой ведущей отраслью хозяйства было животноводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и свиней. Возросло значение коневодства, особенно в степных районах Северо-западного Кавказа. По-прежнему имели место рыбная ловля и охота, о чём говорят находки бронзовых фигурок оленя, медведя, кабана, горного козла и птиц.

На новые ступени поднялось ремесленное производство. Кузнецы усовершенствовали искусство древнейших кавказских металлургов: железные изделия – оружие и орудия труда – изготовлялись сыродутным способом. 4 В качестве печей служили земляные ямы, в нижней части которых имелись проходы для притока воздуха. После разогрева костром ямы загружали смесью руды и древесного угля. Так выплавлялось железо. Кузнецы производили доспехи, части конского убора, украшения из бронзы; ювелиры – высокохудожественные золотые и серебряные изделия.

Мастера керамических дел прочно владели искусством изготовления посуды на гончарном круге. Широко было распространено ткацкое дело, которое имело домашний характер (изготовлялись шерстяные ткани). 5

Хотя хозяйство меотов и синдов носило натуральный характер, но всё, же обменные и торговые связи расширялись. Торговые караваны из Меотии и Синдии устремлялись на северо-запад – в области восточной Европы, к берегам Днепра и Дуная. 6 Вывозили зерно, в особенности пшеницу, продукты животноводства, рыбу, изделия из бронзы и кожи. Ввозили расписную керамику, дорогие украшения из золота, оливковое масло, вино, оружие и пряности. Торгово-меновые связи поддерживались и со странами Закавказья, Передней и Малой Азии, Ближнего Востока (В курганах найдены урартийские мечи, стеклянные бусы из Финикии, Сирии и Египта). 7

В этот же период зарождаются основные элементы мужского костюма, ставшего позднее общекавказским: черкеска, бешмет, ноговицы, пояс. Несмотря на все трудности и опасности, меоты сохранили свою этническую самостоятельность, свой язык и особенности своей древней культуры.

Особо следует рассмотреть погребальные ритуалы. Погребенные лежат либо вытянуто (большинство) на спине, либо в скорченном положении на боку. Они сопровождались разнообразными лепными сосудами типа корчаг, ковшей и горшками. Выделяется группа захоронений воинов с конями, точнее, со шкурой коня с оставленными при ней головой и нижними частями ног с копытами. Здесь же с ними обычно находятся удила и псалии, бляхи конского убора. 8 Из оружия чаще всего встречались железные наконечники стрел и копья, железные ножи, топоры-секиры, а также биметаллические кинжалы.

Информация о том, что я пишу данную работу, стала известна в школе. И вскоре Лемешева Светлана ученица 6 класса принесла два наконечника стрел которые она вместе с отцом нашла в этом же месте ( см.Приложение 3). Теперь сомнений не осталось, что это было захоронение воина. Если меот умирал, не успев совершить возмездие, это должны были сделать его родственники. Считали, что меот не может войти в "царство мертвых", пока жив его враг. На всех без исключения его родных это накладывало особые обязательства, ведь благополучное вхождение умершего "в страну мертвых" было их самой главной задачей во время ритуала захоронения. 9 Жаль, что остальные реликвии были так безвозвратно утеряны.

В IV — V вв. меоты, как и Боспор в целом, испытали на себе натиск тюркских кочевых племен, в частности, гуннов. 10 Гунны разгромили алан и вытеснили их к горам и предгорьям Центрального Кавказа, а затем подвергли уничтожению часть городов и селений Боспорского царства. Политическая роль меотов на Северо-Западном Кавказе сошла, на нет, а их этническое название в V веке исчезает. Как и этнонимы синдов, керкетов, гениохов, ахеян и целого ряда других племен. На смену им приходит одно большое название – Зихия (зихи), возвышение которой началось еще с I века н.э. именно они, по мнению отечественных и иностранных ученых, начинают играть основную роль в объединительном процессе древнечеркеских (адыгских) племен. 11 Со временем их территория значительно расширилась. Но это уже история совершенно других племен.

Трагедия – или величие – горского народа заключалось в том, что он никогда в своей истории не признавал над собой иноземной власти. Отсюда – вечная борьба за самосохранение. Меоты никогда в своей истории не вели завоевательных войн с целью захвата чужих земель – только оборонительные. Поэтому так и интересна жизнь этих племен. Именно археология как одна из вспомогательных исторических дисциплин и проливает свет на судьбу этого народа.

В своем исследовании я нашла ответы на поставленные задачи. С помощью экспертов определила временные рамки найденных предметов. Смогла проследить экономическую и социальную жизнь меотов. Я горжусь что живу в очень красивом месте ( см.Приложение 4,5), но теперь я достоверно знаю что станица Курджипская уникальна еще и тем что здесь жили племена поистине великие. Храбрость, ум, замечательная красота: природа дала им все, и чем я особенно восхищалась в их характере – это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы.

Кто такие меоты, откуда пришли на Дон? А может вовсе, и не приходили, а жили здесь изначально? Так или иначе, но таинственные меоты жили на Дону с конца прошлой эры и начала нашей эры. Они жили примерно в то же время, что и сарматы. Они были либо союзниками, либо деловыми партнёрами. Как предполагают учёные, после разгрома Боспорским царём непокорных поселений Танаиса, воинственных меотов пересилили сюда для поддержки власти империи.

Родина меотов.

Захоронения таинственных меотов

Согласно последним исследованиям меоты это представители оседлой северокавказской культуры. Их родина Адыгея. Именно здесь, возможно научились обрабатывать медь, сплавлять бронзу и железо. Что в древности сделало данный регион металло-литейным центром. Меоты собирательное название, так в античные времена называлось Азовское море - Меотское озеро. На самом деле это были племена досхи, синды, дандарии.

Есть небольшой спор в происхождение меотов. Одни утверждают, что данная культура ведёт начало с ямной культуры и является реликтовой нашего региона. Другие, говорят о родственных взаимосвязях и племенами древних индусов. Возможно, что две гипотезы и являются истиной. Ведь на большом протяжение времени ирано-язычные племена приходили в европейскую степь и вливались в культуру и родственные связи аборигенных племён.

Религия и таинственность.

Как и многие другие развитые античные культуры, таинственные меоты имели разветвлённую систему богов. Но в большинстве случаев они поклонялись силам природы, животным, были и боги ремёсел. Своим богам они приносили жертвы. Одним из ярких примеров меотского городища является Кобякова крепость. По легенде на нём древние люди поклонялись страшному зверю и не волку и не собаке, кровожадному чудовищу.

Глиняные чаши меотов

Их ритуалы были сложными и до мелочи детальными. К тому же они специально уродовали, удлиняли, растягивая кости черепа, чтобы подчеркнуть своё преимущество и отличие от остальных представителей человечества. Черепа обматывались материалом у юношей и через время становились вытянутыми.

Ярким ритуальным признаком в захоронениях, было наличием под головой покойника бронзовой или глиняной чаши.

Чем занимались.

Племена меотов вели осёдлый образ жизни. У них было сильно развито растениеводство и животноводство, развивались всевозможные ремёсла. Следует так же заметить, что меоты были отличными рыболовами. На развалинах древних поселениях находят большое количество костей рыб, причём не малых размеров.

Можно предположить, что меоты проживавшие на территории древней Ростовской области являлись носителями языческих культов. Среди остальных племён северокавказского населения, они несли религиозное знание, имели главенствующую роль в общественной жизни, в частности были жрецами.

Читайте также: