Петр 1 сочинение по литературе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя школа № 1

Образ Петра I в произведениях русской литературы XVIII -начала XIX веков

Научно-исследовательская работа по литературе

ученица 7 а класса

Пайкова Елена Юрьевна,

учитель русского языка

Подготовка к исследованию……………………………………….5 1.1 Петр 1 как историческая личность …………………………..5

Подбор художественных текстов……………………………..5

Образ Петра 1 в творчестве поэтов и писателей середины 18 века …………………………………………..6

2.2 Образ Петра 1 в творчестве поэтов и писателей второй половины 18 века …………………………………………13

Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина ………………17

Список использованной литературы…………………………………24

Тема: Образ Петра I в произведениях русской литературы XVIII -начала XIX веков.

Актуальность выбранной темы: Ведущей темой при изучении произведений художественной литературы в 7 классе является историческая тема. Одна из задач учащихся – научиться анализировать информацию, представленную авторами в текстах, оценивать степень её достоверности и собственное отношение автора к тому или иному событию и историческому персонажу. Образ первого российского императора Петра I занимает важное место в литературе XVIII - XIX веков, но мы видим его только в достаточно известных произведениях. Я решила посмотреть, как менялось восприятие данной личности в творчестве писателей и поэтов с течением времени.

Объект исследования: художественные произведения

Предмет исследования: образ Петра I в произведениях середины XVIII - начала XIX веков

Цель НИР: рассмотреть, как интерпретировали образ Петра I русские писатели и поэты XVIII - начала XIX веков

Задачи: 1) изучить исторические сведения о личности Петра 1 и времени его правления, о развитии России в период XVIII - начала XIX веков;

2) познакомиться с художественными произведениями авторов XVIII - начала XIX веков, где присутствует образ Петра 1;

3) рассмотреть, какую оценку дают авторы личности Петра 1 и с помощью каких художественных средств это выражается.

Методы исследования:

чтение и сравнительно-исторический анализ произведений художественной литературы;

наблюдение и сравнение образа Петра 1 в произведениях разных авторов;

обобщение и систематизация полученных данных.

Теоретическая значимость: Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный теоретический материал является важным с точки зрения понимания причин, влияющих на выбор тем, жанров художественных произведений в конкретный временной промежуток.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать полученные знания и умения в дальнейшей работе на уроках литературы и истории.

Подготовка к исследованию

1.1 Петр 1 как историческая личность

Петр I - величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю российскую жизнь. Главным итогом политики Петра I стало превращение страны в мощную военную державу, без учета интересов которой баланс расстановки политических сил в Европе отныне не мог быть достигнут. Успехи в Северной войне (1700—1721), ставшие возможными благодаря созданию новой регулярной армии и морского флота, обеспечили выход России к Балтийскому побережью. Тем самым открылись пути для свободного развития торговых и экономических связей с Западной Европой. Строительство Петербурга с последующим перенесением туда столицы русского государства ознаменовало собой необратимость проводимых преобразований. На протяжении 1-й четверти XVIII в. качественно изменились структура административного управления страной и порядок судопроизводства. Система приказов уступила место коллегиям, а место Боярской думы занял Сенат. Введением Священного Синода и уничтожением института патриаршества в 1721 г. Петр I окончательно отстранил церковь от вмешательства в прерогативы светской власти. Тем самым церковь в итоге оказалась полностью лишенной того влияния, которое она имела ранее в культурно-идеологической сфере. Страна покрывается сетью мануфактур. Коренным образом меняется и ситуация в сфере образования: в Москве и Петербурге создаются светские учебные заведения, подготавливающие кадры для флота, армии и промышленности. Активная посылка молодых дворян для учебы за границу сочетается с не менее активной политикой привлечения в Россию специалистов из Европы. Открытие в Петербурге в год смерти Петра I Академии наук как бы увенчало титанические усилия монарха по распространению в стране просвещения.

Сознание наличия в деятельности Петра положительных исторических тенденций нашло свое яркое отражение в том, что тема Петра 1 - его жизни, его деятельности – стала ведущей на весь 18 век для историков, поэтов, живописцев, скульпторов, что она органически вошла в народное искусство.

1.2 Подбор художественных текстов

Выяснив, что Петр I был интересной, сложной личностью и что это было особенно привлекательно для многих поэтов и писателей, я занялась подбором произведений, необходимых мне для анализа.

Следующий этап моей работы – это изучение литературного процесса середины XVIII века. Это время господства классицизма как литературного направления, когда утверждается культ науки, рассудка, просвещения. Литературное творчество становится более массовым, а главные герои – просвещенный монарх или идеальный гражданин. Здесь образ Петра 1 как нельзя лучше отвечает задачам литературы того времени: утверждение славы Российского государства, развитие идей просвещения, внедрение традиций античного искусства. С этой точки зрения наиболее интересны произведения М.В.Ломоносова и А.П.Сумарокова, в первую очередь их оды.

В конце века важными литературными авторами были Г.Державин, И.Дмитриев, Д.Фонвизин, А.Радищев и Н Карамзин. Главный герой произведений последней трети XVIII века – обычный человек, ищущий гармонии с природой, считающий, что нравственное совершенствование и чувствительность помогут построению идеального государства. Но осмысление роли исторических личностей и событий в развитии России не утратило своей актуальности. Петр 1 как литературный герой появляется в произведениях Державина, Радищева и Карамзина. Именно их я и взяла для дальнейшей работы.

Проведение исследования

Образ Петра 1 в творчестве поэтов и писателей середины 18 века

Красуйтесь многие народы:

Господь умножил Дом Петров.

Поля, леса, брега и воды!

Он жив, надежда и покров,

Он жив, во все страны взирает,

Свою Россию обновляет,

Полки, законы, корабли

Сам строит; правит и предводит,

Натуру духом превосходит —

Герой в морях и на земли.

О божеский залог! О племя!

Чем наша жизнь обновлена,

Возвращено Петрово время.

М.В.Ломоносов почитал Петра — великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа.

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних супостатов.

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, варварством попранну,

С собой возвысил до небес.

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на Российский флаг.

Для Ломоносова, как позднее и для Пушкина, Петр I – это и великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:

В стенах внезапно укрепленна

И зданьями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с онаго пути склонилась,

Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре I

…божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

« К тебе я вопию, премудрость бесконечна,

Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна

И полон ревности спешит в восторге дух

Петра Великого гласит вселенной вслух

И показать, как он превыше человека

Вижу будущие веки —

Дух мой в небо восхищен.

Русских стран играйте, реки!

Дальний океан смущен.

Там, где звери обитали,

Обитают Россы двесь.

Там, где птицы не летали,

Градами покрыт край весь.

Где снега вовек не тают,

Там науки процветают.

Разверзается мне боле

Высоты небесной вид.

Петр Великий к нам оттоле

Превеселым ликом зрит.

Зри, исполненны утехи

В мире, Петр, твои успехи!

Таким образом, мы видим, что в середине 18 века образ Петра 1 предстает несколько идеализированным, нет критических восприятий. Это связано с мировоззрением образованных людей в целом, с идеями просвещения, с преобладанием классицизма в литературе. В то время поэты воспевали монархов, потому что они олицетворяли государство, героев – потому что они служили государству, мир – потому что он способствовал процветанию государства.

2.2 Образ Петра 1 в творчестве поэтов и писателей второй половины 18 века

Отмеченные черты поэтического осмысления личности Петра I как царя-труженика после Ломоносова стали в одах XVIII в. общим местом. Их можно встретить и у того же А. П. Сумарокова, у А. А. Ржевского, у М. М. Хераскова. Своеобразно этот мотив разрабатывал Г. Р. Державин.

« Хотя смерть косу поднимает
Равно и на владык земных;
Но вечно память пребывает
В сердцах людских царей благих.

‎Твоя пребудет добродетель,
‎О, Петр! любезна всем векам;
‎Храни, храни всегда , Содетель,
‎Его в преемниках ты нам !

Оставя скипетр, трон, чертог,

Быв странником, в пыли и в поте,

Великий Петр, как некий бог,

Блистал величеством в работе.

Еще одна традиция художественно-публицистического осмысления фигуры Петра I в данную эпоху формируется во второй половине столетия, когда обозначились некоторые негативные стороны реформ Петра. Теперь в общественном мнении наблюдается склонность к критической переоценке отдельных сторон деятельности великого преобразователя и тех методов, которыми его реформы проводились. Подобное переосмысление сложившегося мифа происходило не без влияния новейших тенденций в европейской просветительской историографии 2-й половины XVIII в., когда упования на всесилие законодательного гения таких властителей, как Петр I, пошли на убыль. Непререкаемость авторитета Петра в глазах деятелей русской культуры продолжала оставаться незыблемой. Но в контексте споров о судьбах русского дворянства, о бездумной подражательности, охватившей верхние слои правящего сословия, об утрате самобытности отечественной культуры и нравов, отношение к отдельным аспектам политики Петра I теперь изменилось. Эти изменения отразились и во взглядах М. Н. Муравьева, и в высказываниях княгини Е. Р. Дашковой, и в сочинениях кн. М. М. Щербатова, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина.

В истории нашего отечества много ярких и неоднозначных личностей. Это Екатерина II, Павел, Петр III, Сперанский и многие другие. Но наиболее запоминающимся человеком из курса истории для многих стал Петр I.

Петр Великий сделал многое для нашей страны. И первое, о чем стоит упомянуть, - это создание флота. Перед Азовскими походами в 1695 году в России не строились военные корабли. В 1696 году выходит указ о создании флота. А в 1714 году российская эскадра одержала победу над шведами при Гангуте. Это, безусловно, большой прорыв для недавно созданного российского военного корабля.

В ходе Северной войны, длившейся с 1700 по 1721 год, Россия также одержала победу, которая была подтверждена Ништадтским миром. По заключению этого мирного договора к Российской империи были присоединены территории Карелии, Лифляндии, Эстляндии, то есть был получен выход к Балтийскому морю.

Также его политика способствовала развитию образования. Были открыты математическая, инженерная и артиллерийская школы. Петр издал указ об открытии Академии наук, однако смерть помешала ее открытию, этим занялась его жена Екатерина I. Также было введено обязательное обучение для дворян.

Стоит вспомнить и о создании северной столицы. На данный момент Санкт-Петербург посещают миллионы туристов ежегодно. Он поражает своей архитектурой, культурой и атмосферой. Но не стоит забывать, что этот город был построен благодаря труду русского народа. Существуют данные, что при создании города погибло около 200000 человек.

Несмотря на неудачи, Петр добился признания силы и мощи России другими государствами. Многие считают его диктатором, но я думаю, что Петр, ставя перед собой цель усиления империи, понимал, что это требует от его строгости, образованности и коренных реформ. Петр Великий любил Россию и сделал все для ее укрепления.

Вариант №2

Фигура неоднозначная и противоречивая. Царь, который всколыхнул спящую Россию от векового сна. Он вывел страну в первую десятку стран. Увеличил территорию государства. Показал соседям, кто главный от Буга до Тихого океана.

Заставил их считаться с лапотной Россией. Победил шведов. Это дало возможность России выйти в Атлантический океан. Не имея должного опыта постройки океанских кораблей, отправился в Европу учиться. И как простой плотник, учился строить корабли. Потом дома, в России строил верфи, и корабли. Равных, которым по ходовым качествам и выучке экипажа, не было в мире.

Заставил бояр брить бороды. Это ведь такой рассадник микробов. Но взамен ввёл в моду другой рассадник – парики. Принудительно заставил сажать картофель. Народ бунтовал, потому что ел не клубни, а зелёные ягодки. Научил мужиков курить. Это им понравилось. И носить европейское платье. Это им не понравилось.

Лил пушки из колоколов. Церкви это тоже не понравилось. Строил на Урале заводы, на который выплавляли сталь и чугун. России было чем торговать с соседями. Они охотно шли на службу к русскому царю. Он им платил такое жалованье, что у себя на родине им такое и не снилось. Детей отправлял учиться за границу.

Да уж не скажешь, что был примерным семьянином. Но в этом есть какая-то доля вины и его жены. Она и сын не любили его. И были противниками его реформ. Да, он пользовался успехом у женщин. Женщины любят победителей. Но если он с женой не мог обсудить свои дела и проблемы. Если мужчина не находит понимания в семье, он рано или поздно найдёт его на стороне.

Да, всё новое и прогрессивное всегда с трудом пробивает себе дорогу. Сдвинуть с места такую ржавую телегу, которой была Россия, под силу не каждому. Где кони уже старые, кучер спит на ходу. А седоки вместо того, что встать с телеги и помочь, наоборот, вставляют палки в колёса.

Но не ради себя и своей славы старался Пётр. Он видел Россию европейской страной с образованным культурным народом. Он хотел оставить после себя сильную державу. По-другому нельзя – сомнут и затопчут.

Провёл реформы в армии и на флоте. Человек огромного ума, труженик. Он сам водил армии в сражение. Причём, весьма успешно. Войска под его командованием победили одну из лучших армий в Европе – шведскую. И был плотником, столяром, разбирался в морском деле.

Такой царь в тот момент и нужен был России.

Петр 1 сочинение

Петр Алексеевич Романов родился 30 мая 1672 года. Его родителями были царь Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. В десятилетнем возрасте он был объявлен царем вместо своего сводного брата Ивана, сына первой жены царя Алексея. Но их старшая сестра Софья подняла восстание, использовав стрельцов. Петр был объявлен младшим царем, Иван старшим, а на самом деле в России правила Софья.

Петру пришлось жить в селе Преображенском под Москвой. Здесь он получал домашнее образование, выучил немецкий, латинский и греческий языки, образовал из своих ровесников два потешных полка — Преображенский и Семеновский. Сначала они использовались будущим царем для игр и отработки воинской стратегии, а после выросли в царскую гвардию. Там же он познакомился с Александром Меньшиковым, своим ближайшим другом и помощником.

После смерти Ивана в 1696 году Петр остался единоличным царем и правил до смерти в 1725 году.

Также Петр 1 доказал, что российская армия может воевать и побеждать. Он провел перевооружение, используя ресурсы Урала.

Он изучал европейские языки, заключал торговые и мирные союзы, ввел европейские законы на территории России, лично изучил множество профессий и даже участвовал в постройке первого российского флота.

За время его правления были введены не относящиеся к церкви школы, были открыты первые в стране университеты, медицинская академия, первый музей, Морская академия, артиллерийская и инженерная школы, на Урале были заложены металлургические заводы. Используя уральские ресурсы, царь Петр 1 расширил путем войн российскую территорию, присоединил к стране народы как на западе, так и на востоке страны, разгромил шведскую армию.

Петр 1 умер в 1725 году и был похоронен в основанном им Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости.

Петр 1

Интересным случаем из моей жизни я считаю поездку в Бахчисарай. Там очень красивая местность. Есть там и степь и горы. Бахчисарай – это культурный и исторический город.

И так, для начала давайте разберёмся, что же такое аргумент? Аргумент – это некое доказательство, которое ты должен ясно объяснить, пояснить и как уже понятно доказать. Из жизненного опыта можно проводить очень много ситуаций.

Казань - столица Татарстана, республики, входящей в состав Российской Федерации. Этот огромный город раскинулся по левобережью Волги в месте слияния её с рекой Казанкой. Он имеет древнее происхождение, и всегда был столицей или центром:

Личность русского царя Петра I и время его правления привлекали внимание многих литераторов.

Алексей Толстой называет роман в честь главного героя. Все события связаны с личностью Петра Первого. Автор сосредотачивает внимание читателя на роли этого царя в становлении новой России.

Образ героя раскрывается постепенно в течение времени. В первой части романа показаны детские годы Петра. Его становление на трон после Федора Алексеевича было скорее счастливой случайностью. Выбор был между двумя младшими братьями предыдущего царя.

Люди видят Петра впервые в образе мальчика в пестром кафтане. Даже одним нарядом наследник контрастировал с общей нищетой населения. Петр приходит ко власти во времена неразберихи и бедности.

Герой в первой части – еще несформированная личность. Один из первых эпизодов – смотрины наследника на требование стрельцов-бунтарей. Петр здесь еще всего лишь напуганный ребенок. Смешно смотрится на нем съехавшая набок мономаховая шапка.

На протяжении романа наблюдаем динамику образа Петра Первого. После описания раннего детства следуют эпизоды, где уже Петр - отрок лет двенадцати. Его голос глуховат, а немигающие глаза похожи на совиные. В этих эпизодах появляется важный герой – Алексашка Меньшиков, который в будущем станет фаворитом царя.

А пока что Алексашка обучает подростка Петра ловкости и хитрости.

Еще будучи юношей с еле-еле пробивающимися усиками над верхней губой, Петр дает отпор родственникам, которые тоже претендуют на престол. Он прерывает церковный обряд для того, чтобы вступить в пререкания со старшей сестрой. Уже сейчас в нем начинает формироваться сильная личность, которая не станет подстраиваться под привычные устои общества, а будет преобразовывать жизнь.

В произведении Алексей Толстой подчеркивает, что юные годы царя были довольно драматичными. Это связано с его постоянной борьбой за власть. В романе есть антагонист Петра – Голицын, который является фаворитом Софьи. В отличие от него, Петр обладает сильным деятельным характером. Он хочет как можно быстрее проявить свои качества. Первым новшеством царя стали потешные полки. Таким образом Петр продемонстрировал свою безграничную власть. И хотя вначале это казалось всего лишь потехой, после эти полки стали надежной опорой для царя.

В романе показана борьба Петра со старым устоем жизни в России, хранительницей которого была его сестра. Прогрессивные идеи нового царя поддерживают стрельцы и бояре.

Личность Петра Первого раскрыта разнопланово. Он одновременно прогрессивный политик и неограниченный во власти демонический монарх.

Произведение не было закончено писателем, но в нем образ Петра показан хорошо.

Такая личность как царь Петр I никого не оставит равнодушным. Как историки интересовались его жизнью, так и Толстой не оставил без внимания его образ. Словно пережив все то, что пережил Петр первый, Алексей Николаевич воплотил эти моменты в своем произведении.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В эпизоде, где Петр познакомился с Алексашкой, автор изображает его дружелюбным и любознательным мальчишкой. Фокус с щекой сплотил этих ребят на всю жизнь, и интерес к чему-то необычному и новому у царя не пропадал.

В подростковый период Толстой отправляет своего героя учиться морскому мастерству в Голландию. С помощью полученных умений Петр и создает первый в России морской флот, там самым открывая выход в море, что так было необходимо стране богатой большим количеством ресурсов. Такой пылкий ум и страсть к учебе не остались без награды, так же как и без ненависти людей.

В романе блестяще показан образ государя и образ его народа. Перемены, творящиеся в стране, задели каждого. И каждый сполна заплатил за них. Вспомним всех бояр, которые ненавидели Петра. Как царь заставлял их строить корабли, отдавать своих крестьян, да и элементарные принуждение брить бороды, кушать непонятный им картофель, курить. Все это, безусловно, нервировало и бесило все население страны. Но, тем не менее, Петр справлялся с этим недугом. Можно сказать, прекрасно справлялся. Пройдя через человеческие муки, он сделал невозможное: вывел государство из экономического, социального и духовного кризиса.

Несмотря на тот деспотизм, беспорядки и насилие нельзя оценивать деятельность Петра только как что-то негативное и отрицательное, что и делает сам писатель. Все видят и будут всегда понимать свойственную царю гениальность с оболочкой жестокости.

Толстой не оправдывает своего героя ни в чем. Он не представляет его более человечнее и гуманнее чем он есть. И это стоит отдельной благодарности. Мастерство писателя помогает видеть, как все пороки и все гениальные черты Петра I растут на наших глазах.

Читайте также: