Сочинение на чеченском языке про родину

Обновлено: 04.07.2024

Моя родина Чечня — это красивая многонациональная республика с самобытной культурой и удивительной природой. Здесь проживают чеченцы, русские, кумыки, ингуши и татары. И у каждого народа свои традиции. Официальных же языка в нашем регионе два — чеченский и русский.

Прежде всего Чечня славится своими живописными горными пейзажами. Принадлежащие к цепи Кавказских гор вершины величественно возвышаются над зелёными равнинами и степями. Среди скал, образуя водопады, струятся бурные реки — Терек, Сунжа, Аргун. В каменных недрах скрываются пещеры и таинственные озёра, такие как Кезеной-Ам — самое глубокое и красивое в нашей республике.

В горных районах много деревенских поселений. Есть здесь и древние заброшенные аулы, похожие на настоящие крепости с каменной кладкой, руинами оборонительных стен и боевых башен.

Такую картину в основном можно увидеть на юге республики. На севере Чечни рельеф становится более пологим, поэтому здесь привычной считается уже совсем другой уклад жизни. Так, в столице нашей республики городе Грозном имеется развитая инфраструктура. Здесь много современных зданий, в частности, небоскрёбов, красивых каменных мечетей и других культурных объектов.

Нравы в столице тоже более прогрессивные, нежели в других городах Чечни. Тем не менее, даже здесь люди чтут старинные традиции. Например, принимая гостей, хозяева дома считают себя обязанными подарить им приглянувшуюся вещь, поскольку того требуют установленные веками правила этикета.

В соответствии с ними, следуя по улице, женщина всегда идёт на шаг позади мужчины. Так он исполняет роль защитника, готовясь первым принять на себя опасность.

Много сохранилось у чеченцев и ритуалов, связанных с празднествами. Особое значение люди в нашей республике придают браку и свадебным обрядам. Само торжество всегда сопровождается весёлыми национальными танцами и песнями, соревнованиями по стрельбе и фехтованию, а также приготовлением национальных блюд: жижиг-галнаша, чепалгаша и сискала.

Я родилась в городе Грозном и до 11-ти лет проживала там. Я помню, как все дружно мы тогда жили, ведь там проживали люди разных национальностей. Но в силу некоторых обстоятельств мне с родителями пришлось переехать в Саратовскую область.


До сих пор не могу забыть те детские свои ощущения: уезжая каждый раз после каникул со слезами на глазах, я старалась запечатлеть в памяти каждый уголок моего родного города, моей Чечни. И хотя я была вместе со своими родными, я тосковала по дому, меня с безудержной силой тянуло в родимый край.

Летом, приезжая на родину, я чувствовала родной воздух, родную атмосферу - все вокруг было мне близко по духу, и душа моя летала от восторга.

С детства я гордилась тем, что я чеченка. Наверное, это чувство невозможно обрести, оно закладывается в тебя с рождения. Как настоящая чеченка, в душе я всегда радовалась, когда хоть один чеченец, где бы он ни был, добивался успехов, так как я безмерно горжусь своим народом.

Я описала все достопримечательности нашей столицы, которые мне были наиболее дороги и которыми, переполненная эмоциями, я гордилась. В этом сочинении я выразила всю свою любовь к родной земле и высказала этим, что моя Родина - лучше всех.

И она была права, ведь только человек, по воле судьбы оказавшийся вдали от своей родной земли, прочувствовав тоску по ней, может так ценить ее.

Через некоторое время мы вернулись в свой долгожданный город Грозный. Но началось смутное время, которое каждый чеченец был бы рад стереть из памяти. Началась война, город до неузнаваемости изменился, он виделся только в черных и серых красках - в цветах горя. Мне не хочется не то чтобы писать, даже вспоминать об этих ужасах, хотя это никогда не забудется, как кровоточащая рана.

До восстановления нашей Чечни, бывая в некоторых городах России, мое сердце обливалось кровью за наш Грозный, за всю нашу Чеченскую Республику: за его разрушенные дома, здания, улицы, за всю уничтоженную инфраструктуру.

Но теперь, оглядываясь назад, видишь, что наш сегодняшний Грозный не идет ни в какое сравнение ни с одним городом мира.

А я с гордостью слушала, а потом добавила, что наш Грозный начинают возрождать и что он становится лучше прежнего.

Тогда это были только начинания, я и представить не могла, что наша столица, наша республика так преобразятся, я даже не могла об этом мечтать. У меня не хватает слов, чтобы высказать те эмоции, тот восторг, которые меня переполняют за нашу Чечню, за наш народ, за нашего Главу Рамзана Кадырова!

Этому человеку, без лести, от чистого сердца я благодарна за его подвиг, который он совершил, возродив Чеченскую Республику, ведь иначе это никак не назовешь. Насколько сильно надо любить свою Родину и быть ее патриотом, чтобы за такой короткий промежуток времени поднять республику во всех сферах жизнедеятельности человека!

Достойный сын своего отца, он продолжил дело, начатое Ахмат-Хаджи Кадыровым - нашим первым Президентом. Ведь в самый тяжелый послевоенный период времени он смог сплотить весь народ, разрозненный во взглядах и направлениях воедино, указав всем чеченцам путь в светлое будущее, и далее делая особый акцент на подъеме культуры; ведь только подняв культуру, мы смогли преподнести всему Миру всю красоту чеченского народа, показать, что наш народ хочет, как и все люди - мира и быть свободными.

Про себя, в душе, свою жизнь я мысленно сравниваю с историей нашего города. До войны наш Грозный, наша республика жили спокойной, умеренной жизнью, имея свою культуру, соблюдая свой менталитет. Но внезапно началась война, как будто налетел огромный черный коршун и затмил наше безоблачное небо. И вся жизнь чеченцев перевернулась: нас хотели растоптать, унизить, стереть с лица земли, но мы не сломились, а встали, в прямом смысле этого слова, из пепла. Конечно же, все это далось нам огромной ценой потерь. Но теперь наша жизнь, наш Грозный, наша республика перевоплотились во всей своей красе на зависть всем. Благодаря ведению мудрой политики нашего первого Президента Ахмат-Хаджи и его сына Рамзана Кадыровых мы заслужили респектабельность во всем мире.

Точно также и моя жизнь. У меня была примерная, полноценная семья. Но по предначертанию судьбы в один день моя жизнь изменилась, и я осталась одна с маленькими детьми, с больным ребенком на руках, без средств к существованию и практически без ничего. Одна я знаю, чего мне пришлось пережить. Не хочется вдаваться в подробности тех тягот, которые встали на моем пути. Но несмотря на все перенесенные трудности, жизнь потихоньку налаживается, благодаря, в первую очередь, Аллаху, моим родным, которые поддержали меня в трудную минуту, и силе духа, которая заложена во мне, я с достоинством постаралась принять удары судьбы.

С тех пор прошло больше пяти лет, дети мои подросли, с возрастом мой сын чувствует себя намного лучше. И хотя со своей стороны у меня нет особых заслуг, но я стараюсь вести достойный образ жизни, подобающий мусульманке и воспитывать своих детей в этом духе. И я верю, что как кардинально изменилась жизнь Грозного, превратившись в красивую сказку, моя жизнь точно так же наладится. И я добьюсь той цели и тех задач, которые я себе поставила. Ведь я как истинная чеченка - дочь своего народа, очень сильна духом.

А в завершение я хочу сказать: как бы богаты ни были все языки мира, нет того подходящего определения, чтобы выразить все великолепие моей Чечни. Ведь наш лидер созидает для нас только самое лучшее, чего достоин весь чеченский народ за все перенесенные им тяготы.

И хоть у нашей столицы новый облик

Милана Даудова№13 (1946) 23 января 2013

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Короткое сочинение о герое чеченской защитнике родины.


С этим словом у представителей старшего поколения ассоциируется, конечно же, Великая Отечественная.

Еще несколько десятилетий эти выражения звучали достаточно часто.

Сегодня о той войне напоминают разве что монументы, ретроспективные показы советских фильмов да торжественное празднование Дня победы.

Для воинов - афганцев война — это, конечно же, тяжёлое испытание.

Память о ней еще свежа, ведь самым младшим из афганцев сегодня едва исполнилось сорок.

Наконец, самые молодые стали участниками чеченской войны.

Не стоит торопиться с обвинениями в адрес тех, кто принимал участие в несправедливых войнах.

Солдаты всегда остаются солдатами : они обязаны выполнять приказ командира.

Независимо от того, справедлива война или нет, здесь всегда есть место подвигу.

И подвигом вдвойне можно считать героизм гражданского населения во время войны.

Мой дядя, Кузьмин Сергей Александрович, тоже находился среди тех парней, которые волей судьбы оказались на войне.

Он родился 8 марта 1977 года в селе Берёзовка Железинского района Павлодарской области.

Окончил 11 классов средней школы.

Когда ему исполнилось 18 лет, его призвали в армию.

Это было 3 июня 1995 года.

В те годы он жил в селе Бабеж.

Сначала дядя попал служить в Нижний Новгород в состав воинской части №3671.

Там он прослужил 4 месяца.

А потом его отправили в командировку в Чечню.

Через некоторое время он оказался в Грозном.

Их лагерь располагался под мостом, где ранили генерал - полковника Романова.

Там они стояли 6 месяцев.

Сергей был наводчиком - оператором боевой машины пехоты.

Он помнит бой с боевиками, который длился три часа.

В результате этого боя контузило трёх человек, а одного ранило в ногу.

Дяде объявили благодарность, а пять бойцов представили к наградам.

Потом к его воинской части присоединились омские омоновцы.

Сергей принимал участие во многих боевых действиях.

Они навсегда останутся в его памяти.

Ведь в этих боях погибли его друзья.

И один из них Алексей Кондратьев, который был удостоен высокой государственной награды Российской Федерации – ордена Мужества посмертно.

28 сентября 1996 года дядя уволился в запас, а 3 октября он был дома, где его с нетерпением ждали родственники и друзья.

Дядя Серёжа неохотно рассказывает о тех военных событиях.

Прошли годы, а память до сих пор хранит то, что произошло в Грозном.

Вспоминаются взрывы, перестрелки с боевиками, письма родных, крепкая солдатская дружба.

Из Шербакульского района вместе с ним в Чечню попали 5 ребят, трое из которых так и не вернулись домой живыми.

Они погибли в боях с боевиками.

А среди тех, кто вернулся , мой дядя Серёжа.

Он очень добрый и отзывчивый человек, но иногда бывает грустным и неразговорчивым.

Я убежден, что война — пережиток прошлого, явление, которое должно исчезнуть в цивилизованном обществе будущего.

И образцы героизма, которые демонстрировали наши соотечественники несколько десятилетий назад , доказывают лишь то, что война противоречит здравому смыслу.

Но современные события показывают : здравый смысл присущ далеко не всем политикам и государственным деятелям.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быть чеченцем: Мир и война глазами школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Но, признаться, мы никак не могли надеяться, что в этом хоре когда-нибудь услышим голоса чеченских подростков. Конечно, тема войны в Чечне в той или иной форме присутствовала в работах российских конкурсантов, как присутствовала она в нашей жизни, но, скорее, в виде того отголоска, который оставляла эта война в российском обществе. Главным образом — в рассказах о судьбах отцов и старших братьев, физически и нравственно травмированных опытом участия в войне.

Но поразительным образом на конкурс 2003/2004 года из Чечни пришло 155 работ — в несколько раз больше, чем из многих других, несравненно более благополучных регионов, включая Москву и Петербург.

Разумеется, сочинения чеченских школьников отличаются от исследовательских работ их сверстников из России. Но главное отличие заключается не в степени научности и возможности использовать архивные документы, а в том, что очень часто это рассказ не о чужом, а о своем прошлом, о том, что их авторы пережили сами.

Две войны, на фоне которых прошла большая часть жизни 14-17-летних чеченских участников нашего конкурса, превратили их в важных исторических свидетелей. И свою, пусть короткую, память они рассматривают уже как часть общей национальной памяти.

О чем же пишут авторы работ, пришедших из Грозного и из других мест с печально известными названиями — Самашки, Гудермес, Аргун, Шали.

И хотя много было написано о том, что война в Чечне разрушила тейповые и родовые структуры, но в наших работах авторы постоянно апеллируют к истории рода — и какой бы мифологизированной эта родовая память ни была — это также несомненный способ сохранения идентичности. Память рода и подчеркнутая, декларируемая любовь к родине с клятвами верности ей — этим полны работы. Но пафос, который иногда нам кажется несколько театральным, для этих подростков естественен и чрезвычайно важен.

В многократно рассказываемых нам семейных историях — потому что чеченские истории — это прежде всего семейные истории (и не только потому, что нет других источников и нет других архивов) — главный стержень конечно же — депортация 44-го года. И коллективизация, и затронувший Чечню 37-й год — все это меркнет перед трагедией выселения, проводившегося в Чечне очень жестоко. Символом этой памяти становятся зверски сожженные жители деревни Хайбах.

Сегодняшний опыт этих подростков приводит их к тому, что разрыв между поколениями — проблема извечная и, безусловно, присутствующая в сочинениях российских школьников — здесь существует лишь в той мере, в какой люди старших поколений все-таки еще помнят мирную жизнь и к этой памяти обращаются.

Читать эти сочинения тяжело, иногда они монотонны, как бывает монотонен эпос или нарратив с бесконечными повторами и разными описаниями одного и того же: февраля 44-го года, января 95-го и осени 99-го… Какими короткими и обрывочными они бы ни были, они дают возможность задуматься над тем, что происходит там у них с временем историческим и как оно совпадает с нашим.

Что в общероссийской памяти депортация чеченского народа? В лучшем случае — лишь трагический эпизод в общем контексте сталинской эпохи. Но на самом-то деле у каждого народа время течет по-своему и в разные исторические периоды по-разному. То еле-еле, то летит. Своя история, свой язык и свое время. Беда только, что право на него нигде не записано. По часам чеченской памяти и Шамиль был совсем недавно, и 1870-й от 1996-го — рядом. Давно забыла Россия, как завоевывала Кавказ, вроде так давно это было, что как будто и не было. И то же самое и с депортацией — тоже ведь было очень давно, да и вернули их, вроде бы извинились, какое это имеет отношение к сегодняшнему дню? Но даже в наших школьных сочинениях видно, что их время совсем другое: получается — вчера выселили, сегодня утром позволили вернуться (не вернули, а позволили), днем стали бомбить. Но пока мы не поймем этой разницы исторического времени — перспективы совместного будущего довольно печальны. И уж во всяком случае с помощью кувалды перевести стрелки чеченских исторических часов невозможно.

Непонимание этой разницы в историческом времени имеет очень тяжелые и почти необратимые последствия, в конце концов приведшие и к тому, что в Чечне происходит сейчас. Не понимали и не осознавали, какой совсем не остывшей лавой является память — стоило с нее лишь содрать тонкую корку. И эти детские сочинения — яркий тому пример.

Читайте также: