Сочинение можно ли согласиться со словами мерцалова

Обновлено: 04.07.2024

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо.

Согласитесь, любому хочется надеется на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов. Называется он “Чудесный доктор”, написал его Александр Иванович Куприн в 1897 году. Мы будем читать этот рассказ и одновременно обсуждать его, чтобы в конце нашего разговора мы с вами могли ответить на очень важный вопрос:

– О каком чуде идет в рассказе?

– В какие чудеса надо верить людям?

II. Комментированное чтение и обсуждение рассказа А.Куприна “Чудесный доктор”.

1) Чтение учителем отрывка из рассказа с начала до слов “Старший мальчик первый оторвался…” и обсуждение.

Вопросы для обсуждения.

  1. Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот , с кем произошла эта история, и автор, передающий услышанное от другого. Такая форма построения текста называется “рассказ в рассказе”.)
  2. Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина? (Витрина представляла собой эффективную картину, настоящее изобилие разнообразных, диковинных красиво упакованных и разложенных продуктов; возбуждало “в одинаковой степени их умы и желудки”. )
  3. Доводилось ли вам когда-либо останавливаться у витрин магазина? Помните ощущения, которые вы испытывали в тот момент? Опишите устно, как выглядела поразившая вас витрина и что вы чувствовали, разглядывая ее.

2) Чтение фрагмента со слов “Старший мальчик первый оторвался…” до слов “– Ну? Что же. ” и обсуждение.

Вопросы для обсуждения.

  1. Как бы вы теперь ответили на вопрос: чем привлекла мальчиков витрина гастрономического магазина? (Такая витрина для них – диковина, окно в другую, кажущуюся радость, чудесной жизни, где все необычно, красиво, безмятежно, спокойно, сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.)
  2. Куда поспешили мальчики? (Скорее всего, домой после безрезультатной попытки выполнить поручение матери; они открыли “свою дверь”.)
  3. Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна “елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам”…)
  4. Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда.)
  5. 5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того печального, убогого места, в котором они живут.)

III. Обучение выразительному чтению по ролям отрывка со слов “Мальчики молчали…” до слов “…разогреть-то нечем…” и обсуждение.

Дети сначала читают фрагмент про себя, выясняют значение непонятных слов. Затем учитель выбирает чтецов на роли матери, Гриши – старшего брата, Володи – младшего брата и автора, и ученики читают текст по ролям.

IV. Беседа по вопросам.

  1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
  2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал? (Очевидно, что швейцар – жестокий и злобный человек; он старается выслужиться перед своим хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден и живет в постоянной нужде.)
  3. Можно ли согласиться с высказыванием И.Шевелева: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова?

V. Словарная работа:

Как вы понимаете, что означает слово “милосердие”? Подберите к нему синонимы. (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.)

VI. Чтение учителем отрывка “В это время в коридоре…” до слов “…гнали просителей с крыльца”.

VII. Самостоятельная работа.

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация. Подумайте и запишите свои рассуждения о том, можно ли помочь этим людям и каким вам представляется выход из этой ситуации.

IX. Объяснение домашнего задания.

1) Подготовьте ответ на вопрос: “Почему, по вашему мнению, мы лишь в середине рассказа узнаем о несчастьях семьи Мерцаловых?”

2) Дочитайте рассказ до конца.

Урок №2 (продолжение).

I. Проверка домашнего задания

Учащиеся обсуждают ответы на вопросы из домашнего задания. В ходе обсуждения выясняется, что такое непривычное место для начала истории (середина рассказа) неслучайно: оно позволяет удерживать внимание читателей и в то же время проясняет позицию самого автора рассказа, который, несомненно, сочувствует страданиям семьи Мерцаловых.

Познакомьтесь с вопросами, которые возникли у ваших сверстников после чтения этого эпизода рассказа. Отвечали на эти вопросы ребята по-разному:

– Незнакомец был врачом, ему было интересно заниматься с больными людьми.

– Он просто, когда учился, давал клятву Гиппократу и поэтому должен был обязательно помогать любому больному.

– Пирогов испытывал сострадание к тем, кому на самом деле было плохо, не только физически, но и душевно. Ведь Мерцалов – не болен: он оказался в безвыходной ситуации.

III. Словарная работа:

“Клятва Гиппократа” – приписываемый Гиппократу, древнегреческому врачу, текст, содержащий сжатые формулировки моральных норм поведения врача; эту клятву с давних пор дают будущие медики.

Ретроспекция – обращение к прошлому. (Прием, используемый автором в рассказе.)

  1. Расскажите близко к тексту, что же произошло после разговора в парке.
  2. Запомнили ли вы фамилию незнакомца в парке? Как вы думаете, почему он не захотел ее назвать?
  3. Говорит ли вам о чем-нибудь фамилия незнакомца – Пирогов?
  1. Как вы думаете, почему Александр Иванович Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? (Композиция этого произведения, задуманная как рассказ в рассказе, получает свою завершенность. Тем самым подчеркивает достоверность пересказанной Куприным истории.)
  2. О каком чуде идет речь в этом рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям. О чудесном умении с толком распорядиться помощью и т.п.)

VI. Работа с афоризмами и продолжение беседы с учениками.

Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.
И.Шевелев

Не успокаиваться в случае удачи, не приходить в отчаяние в беде.
Сенека

Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.
Гете

Как вы считаете, какой из них наиболее точно отражает основную мысль рассказа А.Куприна? Какой из афоризмов, звучавших на уроках по этой теме, вы хотели бы запомнить? Каким из них вы хотели бы поделиться с родными, друзьями?

Были ли в вашей жизни или в жизни вашей семьи действительно ситуации, в которых помощь и участие других людей оказались как раз вовремя? А приходилось ли вам или кому-то из членов вашей семьи самим оказывать подобную помощь? Расскажите об этом классу.

VII. Выводы: Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого совестливого человека. Довольно редкие примеры таких “чудес” в нашей реальной жизни хотя и оставляют надежду на поддержку со стороны окружающих, тем не менее подсказывают, что “главное – никогда не падать духом”, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

Сочинение по рассказу Александра Куприна " Чудесный доктор". Помогите мне написать сочинение на любую из 3 тем :

1 тема) Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что ". то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасало невозвратимо"?

2 тема) Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова ". главное - не падайте никогда духом"?

3 тема) В какие чудеса следует верить людям?

прошу напишите сочинение. мне надо до 2 февраля 2010 года (это будем вторник)))) )
НЕ давайте ссылок, а копируйте само сочинение в ответ.
и чтоб сочинение было не большое и не маленькое ( примерно в полторы тетрадной страницы! СОЧИНЕНИЕ ДЛЯ 5 класса. и НЕ отвечайте типо я незнаю!! ! и взамен НИЧЕГО НЕ ПРОСИТЬ! ---

тема) Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что ". то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасало невозвратимо"?

тема) Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что ". то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасало невозвратимо"?

тема) Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что ". то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасало невозвратимо"?

В какие чудеса следует верить человеку?
Во первых- чудо того, что все мы люди, что мы живем. Каждый из на -личность, и при том все мы разные. Одни хорошие, другие нет, но все мы люди. Во-вторых, для меня чудо-это то, что у меня есть мои друзья и близкие. У некоторых нет и просто знакомых, а у меня есть. С ними я провожу большую часть своего времени, ими я горжусь, и они гордятся мной. Третье чудо для меня- это все мои победы, награды, и моменты счастья. Без них моя жизнь была бы скучна и неразнообразна.
Я считаю, что у каждого человека в жизни есть своё большое чудо. Может быть даже и несколько. Но оно есть, просто для каждого человека оно своё.
"Чудесный доктор" -небольшое произведение, в котором повествуется о судьбе, поступках и мыслях героев в соответствии с евангельскими заповедями.

тема) Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что ". то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасало невозвратимо"?

Каждый человек должен использовать в своей жизни данное правило. Нужно быть уверенным в себе и своих силах, а также самим помогать другим людям. Так, каждый человек сможет совершить чудо. Ведь доктор подарил Машутке не только надежду, но и целую жизнь. Емельян Мерцалов не успел "упасть духом", поэтому получает помощь, будто от ангела, спустившегося с небес. Доктор действительно спас всю семью Мерцаловых. Нельзя поддаваться панике, предаваться пессимистическим настроениям, терять надежду и веру. Даже если ты все потерял, надо уметь жить. На свете есть люди злые и добрые. Люди, которые умеют чувствовать другую боль, умеют сострадать, есть всегда. Чаше всего людям нужны не деньги, а моральная поддержка. Хотя, если тебе нечего есть и негде жить, очень трудно оставаться человеком. Нельзя надеяться, что судьба подарит такого же чудесного доктора, как профессор Пирогов. Нельзя просто сидеть и ждать.

тема) Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что ". то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасало невозвратимо"?

я думаю , что да . Мы должны согласиться с этим мнением Пирогова , так как сейчас не то время чтобы падать духом . Если ослабеть и сдаться , то над тобой будут властвовать другие , преодолев тебя в чем то. Несмотря ни на что , в любой несчастной ситуации , в трудную минуту , неважно где ты и когда это происходит есть один способ к дальнейшему успеху - не сдаваться и не падать духом. Ты должен стать сильнее , обдумать ситуацию и действовать по ней , а не сложить руки к провалу

Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.

Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.

Остановился Васютка, только когда наступила ночь. Он разжёг костёр, и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно — Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается. Проснувшись, мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей, но жёлтой полосы лиственника, которая обычно окружала реку, не обнаружил. Тогда он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.

К вечеру Васютка начал замечать под ногами трявяные кочки, какие встречаются возле водоёмов. Однако вышел он не к Енисею, а к большому озеру, полному рыбы и непуганой дичи. Там он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег. Васютке было очень грустно и страшно. Он вспомнил свою школу, и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей. Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Утром мальчик пригляделся к рыбе, косяки которой стояли у берега, и понял, что она не озёрных, а речных видов. Это значило, что из озера должна вытекать речка, которая и приведёт его к Енисею.

В середине дня пошёл холодный осенний дождь. Васютка залез под развесистую пихту, съел драгоценную краюху хлеба, свернулся в клубок и задремал, а когда проснулся, уже смеркалось. Дождь ещё шёл. Мальчик развёл костёр, и тут услыхал далёкий гудок парохода — Енисей был где-то рядом. К реке он выбрался на следующий день. Пока он раздумывал, куда идти, вверх или вниз по течению, мимо него проплыл двухпалубный пассажирский теплоход. Напрасно Васютка махал руками и кричал — капитан принял его за местного жителя и не остановился.

На ночь Васютка устроился здесь же. Под утро он услышал звук, который могла издавать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. Мальчик бросил в костёр все припасённые дрова, начал кричать, стрелять из ружья, и его заметили. Капитаном бота оказался знакомым дядькой Колядой. Он и доставил Васютку к родным, которые уже пятый день искали его в тайге.

Помогите написать сочинение - миниатюру на тему : Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что ".

То великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо"?


Думаю, что можно.

Когда доктора умирают, то люди бывают забывают про то какой вклад они внесли в человечество.

Возможно доктора сделали, что то великое, но не успели этого показать другим людям, но их друзья или наоборот враги, воспользуются этим моментом и выдадут идею за свою.

То что придумал один человек, другому уже не понять, что он сделал.

Он поймет, но поймёт по - своему.


Характеристика Мерцалова из книги Чудесный доктор?

Характеристика Мерцалова из книги Чудесный доктор.


Куприн "Чудесный доктор"Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?

Куприн "Чудесный доктор"

Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “…то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?


Как повлияла встреча Мерцалова с чудесным доктором на их жизнь?

Как повлияла встреча Мерцалова с чудесным доктором на их жизнь?

Из рассказа чудесный доктор помогите плиз мне срочно нужно.


Два прилагательных о Мерцаловых к рассказу Чудесный доктор?

Два прилагательных о Мерцаловых к рассказу Чудесный доктор.


Пересказ чудесный доктор от лица Мерцалова?

Пересказ чудесный доктор от лица Мерцалова.


Какой жизненный совет дал чудесный доктор Мерцаловым?

Какой жизненный совет дал чудесный доктор Мерцаловым?


Краткий пересказ Чудесного доктора от лица Мерцалова?

Краткий пересказ Чудесного доктора от лица Мерцалова.


Прошу, напишите синквейн про мерцалова из "Чудесного доктора"?

Прошу, напишите синквейн про мерцалова из "Чудесного доктора".


В какой период жизни семьи Мерцаловых появляется чудесный доктор?

В какой период жизни семьи Мерцаловых появляется чудесный доктор?

Завтра кр а я не фига не знаю!


Можно ли согласиться со словами григория мерцалова : "?

Можно ли согласиться со словами григория мерцалова : ".

То великое, мощное и святое.

Что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо"?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Помогите написать сочинение - миниатюру на тему : Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что "?, относящийся к категории Литература. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Какая была царица? Почему погибла мачеха? У кого спрашивал Елисей о помощи найти царевну? Куда попала царевна? У кого она убиралась.


Пущину, Узник, Зимнее утро, Буря, Воевода, Красавица, Муза.


Сказка о царе салтане дубровский капитанская дочка.


Чи виникає у вас відчуття, що ви – самотня людина, відрізана від світу, нікому не потрібна і внутрішньо спустошена? Якщо так, то не впадайте у відчай. Одні люди люблять проводити багато годин на самоті, щоб поміркувати над своїм життям, зануритись ..


Сказка "Снежная королева" произвела на меня невероятное впечатление. Она детская и наивная, но сохранила в себе ту магию детства, которой нам всем так не хватает. Искушонный читатель, философ, профессор, клерк и все остальные высокие личности вздро..

В разработке представлена групповая работа шестиклассников на уроке.

ВложениеРазмер
a._i._kuprin._chudesnyy_doktor.doc 75 КБ
prezentatsiya_k_uroku_literatury_chudesnyy_doktor.ppt 606.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа

Цели урока : научить анализу прозаического произведения, формировать духовные ценности через проявление милосердия.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний
Предметные результаты : применять навык анализа эпического произведения; расширить теоретико-литературные представления.
Метапредметные результаты : развивать способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), умение работать индивидуально и в команде;
Личностные результаты : воспитывать интерес к предмету; ориентациюв системе моральных норм и ценностей; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание.

личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
регулятивные : учить целеполаганию и планированию своей деятельности; принятию решений в проблемных ситуациях.
познавательные: проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определять основную и второстепенную информацию; строить логические рассуждения, обсуждать проблемные вопросы
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество; умение выражать свои мысли

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: самостоятельная познавательная деятельность учащихся; словесный; наглядно-демонстрационный; практические методы (исследовательский, проблемно-поисковый, презентативный, рефлексивный).

Основные понятия : милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь , ответственность. индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение урока:

Интерактивное оборудование : проектор, компьютер, экран, презентация, фонограмма; ручки, тетради, раздаточный материал.

Структура и содержание урока

Наименование структурного элемента урока

Проверка готовности учащихся к уроку

Готовятся к уроку. Доклад дежурного

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся

Предлагает ответить на вопросы и определить цели урока, актуальность и значимость изучения темы.

Слушают, отвечают на вопросы.

Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия.

Помогает сформулировать цели и задачи урока, сообщает о форме проведения урока

Формулируют цели урока, записывают тему урока в тетрадь.

Подготовка к восприятию и нового материала

Предлагает ответить на вопросы:

1.Сколько рассказчиков в этом произведении?

2.Почему автор использует такое построение? Предлагает сделать в тетради необходимые записи.

Изучение нового материала

Организует диалог через реализацию домашнего задания. Ставит задачу: определить особенности рождественноского рассказа, организует анализ-исследование текста произведения

Делают доклад о о Рождественских традициях, отвечают на вопросы, работают с текстами, отвечают на вопросы, слушают, делают выводы

Предлагает аргументированно ответить на вопрос: о чем заставляет задуматься рассказ?Современен ли он? Предлагает поработать с афоризмами о добре, прокомментировать

Отвечают на вопрос, приводят аргументы.

Работают с высказываниями известных людей о добре, комментируют

Знакомит с понятием рефлексии, предлагает ответить на вопрос: насколько полезной и увлекательной была беседа на уроке? Просит подчеркнуть слова и фразы, характеризующие урок и работу на уроке

Отвечают на вопросы

Подведение итогов урока.

Подводит итоги, обращает внимание на достижение целей урока, оценивает творческий подход к выполнению домашнего задания, благодарит за урок.

Дают оценку урока: оценивают полезность урока

Сочинение-рассуждение на одну из тем: 1 . Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова : " . то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо"? 2. Как вы понимаете слова автора о том, что в чудесном докторе было "Великое, мощное и святое"?

Записывают домашнее задание

Эпиграф: Не опускайте руки никогда!
Тьма разгоняется лучами света…
Заметна будет всюду доброта –
Тому, чьё сердце добротой согрето.

А эпиграфом к уроку станут слова из стихотворения нашей современницы, Елены Воротниковой. Прочитайте их. Выделите ключевые слова.

Не опускайте руки никогда!
Тьма разгоняется лучами света…
Заметна будет всюду доброта –
Тому, чьё сердце добротой согрето.

- Как тема четверостишия связана с темой нашего урока?

- О чем сегодня на уроке мы будем говорить?

-Добро. Это слово станет ключевым на уроке. А как вы понимаете, что такое добро, доброта? Постарайтесь дать определение (высказывания учащихся, запись в тетрадь). Добро - качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро)

Милосердие - заботливое отношение к другому человеку.

Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.

II. Формулирование темы и целей урока.

- Что мы должны узнать, чему научиться и что понять на нашем уроке? (рассмотреть, как показаны в рассказе понятия доброты и милосердия; найти проблему в тексте, проанализировать рассказ, охарактеризовать главных героев, учиться доброму отношению к людям и т.п.)

- Вот мы и поставили цели и задачи нашего урока.

- Работать будем по группам.

- Какой эпитет внесен в название рассказа? Как вы понимаете значение слова чудесный?(удивительный, волшебный, необыкновенный, замечательный, великолепный)

- Познакомимся со словарным определением этого слова:

Чудесный – 1) Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение. 2) Чудный, очень хороший.

- Сегодня мы с вами должны найти ответ на важные вопросы:

О каком чуде идёт речь в рассказе? (Проблемный вопрос)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

- Композиция рассказа необычна.

- Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого.)

Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”.

  • Почему автор автор использует такое построение? (Чтобы убедить читателя в правдивости, реальности происходящего)

В 1897 году Александр Иванович Куприн создал рассказ “Чудесный доктор”, в котором затронул общечеловеческие проблемы гуманного отношения к человеку. Произведение было написано на основании реальной истории, которую Куприн услышал от одного преуспевающего банкира. Главным героем рассказа оказывается замечательный русский врач Николай Пирогов, который по сюжету помогает семье Мерцаловых. По воспоминаниям современников ученого Пирогова, его повседневная жизнь состояла из таких добрых дел. Ученый, врач Пирогов был очень добрым и отзывчивым человеком. В течение жизни Николай Пирогов сделал множество важных изобретений. В частности, именно он придумал гипсовую повязку. В качестве полевого хирурга он побывал на четырёх войнах, где спас не одну тысячу жизней. Малоизвестный факт: Николай Пирогов писал замечательные стихи, и вообще был талантливым поэтом. Если посчитать время действия рассказа - примерно 1870 год, то знаменитому хирургу в то время было около 60 лет.

IV. Изучение нового материала

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Кому из героев в рассказе Александра Ивановича Куприна свойственны замечательные качества, о которых мы говорили выше? Ответ поясните (ответы детей).

- С каким православным праздником он связан?(ответы учащихся)

- В какие чудеса хочется верить? Чего ожидаете?( я надеюсь на подарки , которые мне подарят и с нетерпением жду их).

-События рассказа происходят в рождественский сочельник, накануне Рождества.

Работа в тетрадях. Особенности рождественского рассказа:

1) приуроченность к Рождеству;

2) главный герой - ребенок;

3) движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу;

4) обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза;

5) назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

  • Как в рассказе Куприн показывает приближение праздника?

- Обратимся к тексту и вспомним, с какими героями автор знакомит нас в самом начале произведения.

Работа по группам.

  1. Могут ли Гриша и Володя надеяться на подарки в эти праздничные дни?
  2. Что мы узнали о семье мальчиков из описания их жилища?
  3. Как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?
  4. Какую роль играет эпизод с письмом в раскрытии главной мысли произведения?
  5. С помощью каких имен прилагательных автору удается передать проиворечие окружающего мира? Какой прием использует автор?

Вывод: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления (антитеза). Используя прием антитезы, Куприн показывает нам мир богатых, сытых и равнодушных людей, и на их фоне виднее бедность таких людей, как Мерцаловы.

- Что случилось с семьей Мерцаловых? Зачитайте. (В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостносыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим. Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания).

- Может ли такое произойти в наши дни? (Да, и сегодня немало семей, которые находятся в таком же положении, как и семья Мерцаловых).

- Скажите, ребята, какое чудо произошло в семье Мерцаловых после встречи с доктором? (в критическую минуту врач спасёт больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова не позволяют доктору проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи. В жилище Мерцаловых вернулась жизнь: топилась печь, раздували самовар, появилась еда. чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей. И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло).

V. Закрепление материала.

-О чем заставляет задуматься рассказ? Современен ли он?
(Вывод: 1. Рассказ Куприна учит вере в добро, учит состраданию и милосердию. Помогай ближнему, делись с ним, чем можешь и не жди благодарности. 2. В рассказе писатель открывает удивительную душу и золотое сердце великолепного человека).

- Рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

- Перед Вами листочки, на которых записаны высказывания известных людей о добре. Прочитайте и скажите, какое из них вы бы взяли эпиграфом к сегодняшнему уроку. Свой выбор поясните.

Афоризмы о добре

  1. Великие люди способны на великую доброту. (Сервантес, испанский писатель)
  2. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни (Л. Н. Толстой, русский писатель) .
  3. Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли (Вальтер Скотт,английский писатель).
  4. Лучшая порция жизни доброго человека - это его маленькие, безымянные, не запоминаемые акты доброты и любви (Уильям Вордсворт, английский поэт ).
  5. Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя (Конфуций (Кун-цзы),древний мыслитель и философ Китая).
  6. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен. (Ветхий Завет. Притчи Соломона. )

*Соломон - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства.

  1. Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Федор Михайлович Достоевский, русский писатель).

VI. Этап рефлексии:

Подчеркните слова и фразы, характеризующие урок и Вашу работу на уроке.

Узнал(а) больше, чем знал(а)

Мое настроение (напишите) _____________________________________________________

VII. Подведение итогов, выставление оценок за урок.

VIII.Творческое домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: 1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова : " . то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо"? 2. Как вы понимаете слова автора о том, что в чудесном докторе было "Великое, мощное и святое"?

- И закончить урок я хочу словами: «Если станет больно, тяжело, помните — не вечны эти муки! Что бы в жизни ни произошло, главное — не опускайте руки!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Не опускайте руки никогда! Тьма разгоняется лучами света… Заметна будет всюду доброта – Тому, чьё сердце добротой согрето . Елена Воротникова

Пирогов Николай Иванович 1810—1881 врач, профессор, основоположник военно-полевой хирургии

Живые Рождественские традиции В России православная церковь использует юлианский календарь, и поэтому Рождество Христово празднуют в ночь с 6 на 7 января . Вечер перед Рождество называется рождественским Сочельником, начинается одновременно с восходом первой звезды и знаменует окончание Рождественского поста.

В этот день до первой звезды есть запрещено. Звезда, которая восходит первой, символизирует Вифлеемскую. Именно она возвестила миру о рождении Спасителя, и она же вела волхвов на поклонение Христу.

Рождественские приметы Снегопад - хороший признак в Сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток. Если в ночь перед Рождеством ударит мороз – семья проживет год дружно, в любви и согласии

Особенности рождественского рассказа приуроченность к Рождеству; главный герой - ребенок; движение сюжета от безвыходной ситуации к счастливому финалу; обязательное условие в сюжете: превращение, метаморфоза; назидательность рассказа, наличие ярко выраженной морали.

Чудо Доктор Пирогов Пища Помощь словом Сюрприз Лекарство Поддержка

Cочинение-рассуждение 1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова : " . то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо "? 2. Как вы понимаете слова автора о том, что в чудесном докторе было "Великое, мощное и святое" ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание.


Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

предлагается два урока в 6 классе по данному рассказу.

". главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")


Урок литературы "По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор")
Урок внеклассного чтения по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"


Методическая разработка "Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"


Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения.

Читайте также: