Сочинение мой любимый герой сказки м ю лермонтова ашик кериб

Обновлено: 04.07.2024

Ашик-Кериб. Молодой, очень бедный, но талантливый певец. Честный и добрый. Иногда недоверчивый, но иногда слишком доверчивый. Став известным и богатым, чуть было не забывает Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери. Красивая и добрая дочь богатого бека. Преданная и верная, умеет хранить верность любимому, готова умереть, но не выйти замуж за нелюбимого.

Куршуд-бек. Завистливый и коварный, но по-своему честный и благородный.

Мать Ашик-Кериба. Старая женщина, которая ослепла от горя.

Сестра Ашик-Кериба. Добрая девушка.

Хадерилиаз. Святой заступник.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о любви простого музыканта и богатой девушки. О коварстве и верности, о самопожертвовании и о том, как талант везде пробивает себе дорогу.

Сюжет — краткое содержание

Молодой певец Ашик-Кериб и девушка Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность Ашик-Кериба мешает им быть вместе.

Ашик-Кериб обещает стать богатым и отправляется странствовать, а завистливыйКуршуд-бек говорит всем о его смерти.

Ашик-Кериб становится богатым и забывает о сроках возвращения, но Магуль-Мегери сумела напомнить о себе с помощью золотого блюда.

Святой Георгий, Хадерилиаз, помогает Ашик-Керибу и дает ему волшебную грязь.

Ашик-Кериб успевает расстроить свадьбу Магуль-Мегери, спасает девушку и возвращает зрение своей матери.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод встречи Ашик-Кериба и Хадарилиаза, когда Ашик-Кериб не верил всаднику и несколько раз называл совсем другие города, куда ему якобы нужно было попасть. И только оказавшись в этих городах, юноша поверил святому.

План произведения для пересказа

  • Любовь Ашик-Кериба и Магуль-Мегери.
  • Обещание Ашик-Кериба.
  • Предательство Куршуд-бека.
  • Горе матери.
  • Ашик-Кериб становится богатым.
  • Золотое блюдо.
  • Отчаяние Ашик-Кериба.
  • Встреча со святым Хадерилиазом.
  • Ашик-Кериб дома.
  • Ашик-Кериб на свадьбе.
  • Встреча влюбленных.
  • Судьба Куршуд-бека.

Главная мысль

Для настоящей любви нет преград, так же, как и для настоящего таланта.

Чему учит эта книга

Сказка учит верности и умению держать слово. Учит никогда не завидовать чужому счастью и не пытаться построить свое счастье на горе другого человека. Учит быть честным и добрым. Учит не забывать тех, кто помог тебе и прощать тех, кто тебя обидел.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта красивая восточная сказка за ее колорит и увлекательный сюжет. Мне очень понравилась Магуль-Мегери, которая хранила верность своему любимому семь долгих лет и никогда не забывала его. Она заслужила свое счастье. И мне понравилось, что в конце сказки счастливы оказались все, даже Куршуд-бек.

Новые слова и выражения

Сааз — струнный музыкальный инструмент.

Чапрой — занавеска, шторка.

Кериб — странник, бедняк.

Пословицы к произведению

Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.

Верный друг любит до смерти.

Влюбленному море по колено.

Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Была вина, да прощена.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №24 Литература 5А,Б класс Дата проведения: 03.12.2018г

1).создать условия для ознакомления детей с турецкой культурой: литературой, архитектурой, музыкой; совершенствование осознанного чтения;

2)развивать умение анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать, высказывать своё мнение;

3)воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения; воспитывать уважение к людям другой национальности.

УУД согласно КТП

Технологическая карта урока

I . Организационный момент.

психологического настроя на работу; организация обучения.

Количество жетонов за урок – ваша оценка. За нарушение дисциплины один жетон забирается. Помните о правилах работы в парах! Желаю успехов!

- Открываем тетради, оформляем работу: дата, классная работа. Оставьте строку для темы урока.

На ваших рабочих листах записаны фамилии писателей и названия произведений, созданных ими. Сопоставьте автора и произведение, соединив их стрелочкой.

А что общего между всеми этими произведениями? (относятся к одному жанру – литературная сказка.)

Что значит литературная сказка?

Проверка домашнего задания

Тест (см. Приложение)

А теперь проверьте друг друга, используя для этого ключ с ответами

4. Работа над содержанием и особенностями сказки.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.. Как бы вы сформулировали цель нашего урока, исходя из темы?

Беседа с учащимися:

Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой. Как вы думаете, почему? О каких национальных обычаях упоминается в тексте?

Почему история востока и Кавказа интересовала поэта?

Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Однажды поэт услышал сказку и на ее основе написал свою. Произошло это в 1837 году.

В каком городе происходит действие?

( В городе Тифлизе).

Ознакомьтесь в парах с краткой исторической справкой, рассказывающей об этом древнем городе. В каком государстве находится этот город? Какое его современное название? На берегах какой реки он расположен?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Выпишите из текста сказки названия других городов, которые там упоминаются.

А кто знает, что означает данное имя в переводе на русский язык?

Кериб-Ашик ("Ашик Кериб") — Смотри также Бедный балалаечник, вольный человек из Тифлиса; пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайке) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых- словарь литературный

. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает

В тексте сказке вам встретилось еще много и других восточных имен. Давайте проверим, насколько хорошо вы их запомнили?

Проверьте себя. Слайд 5.

Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны.

(Дети называют слова )

Словарик восточных слов.

Аян – Ага – знатный господин

Ашик – музыкант, балалаечник, народный певец.

Аллах – имя бога в Исламе

Газель – родственное антилопе полорогое млекопитающее.

Зарок – клятвенное завещание

Караван – сарай – постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Минарет – башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз – ежедневное пятикратное моление у мусульман

Оглан – юноша, парень, мальчик

Пророк – истолкователь воли божества, богов;

Паша – в старой Турции титул генералов

Сааз – струнный, щипковый музыкальный инструмент, распространённый среди народов Закавказья (турецкая балалайка

Салям – алейкум – здравствуйте

Хадерилиаз – Святой Георгий (человек на белом коне)

Чауши – слуги, сторож, рассыльный.

Попробуйте сами объяснить их значение и проверьте в словарике восточных слов.

Работа над планом сказки (если позволит время)

Давайте переставим местами названия частей сказки, чтобы получился план.

Бедность — препятствие женитьбе Ашика

волшебная помощь покровителя;

Появление соперника, обман

Обещание героя, расставание влюбленных

Ашик осуществляет задуманное

Найдите и зачитайте начальные строки каждой части.

Бедность — препятствие женитьбе Ашика;

Появление соперника, обман;

Ашик осуществляет задуманное;

Трудное испытание; волшебная помощь покровителя;

Н овые испытания;

Прослушайте фрагмент сказки.

Какое настроение создает музыка в этом отрывке?

Какой вы представляете Магуль-Мегери?

Какое чувство испытывает Ашик-Кериб?Почему?

Что стало причиной разлуки влюбленных? Зачитайте отрывок.

Итак, что же решил Ашик-Кериб? Как характеризует героя такое решение?

Кто отправился с ним в путь?

Что произошло с героями на реке?

Как вы оцениваете поступок Куршуд-Бека? В чем его подлость?

Давайте прочитаем по ролям диалог матери Ашик-Кериба и Магуль-Мегери после ужасной вести.

Какие чувства испытывают женщины?

Почему невеста не верит в гибель Ашика?

Что помогло Ашик-Керибу разбогатеть?

Как автор показывает,что он сомневается в том, что Ашик-Кериб забыл свою невесту?

С какой целью Магуль-Мегери посылает с купцом золотое блюдо?

Кто помог Ашик-Керибу вернуться домой?

Назовите художественные средства, используемые автором. Найдите их в тексте.

Итак, урок подошел к завершению. Обратимся к задачам урока:

Удалось ли нам их решить?

Данная сказка учит быть….

Данная сказка учит уважать культуру других народов…

Истинная любовь побеждает все препятствия…

Любить и не бояться никаких препятствий

Скажите, какое задание показалось вам самым интересным? Что вызвало затруднение?

Закрасьте звездочку таким образом:

Все понял(а) , было легко и интересно – красным

Временами затруднялся (лась) – зеленым

Ничего не понял – желтым

Познакомиться с произведением, ее героями.

Определить, что такое дружба, доброта, взаимопомощь и т.д.

Чему учит эта сказка?

- формулируют тему урока, сверяют с образцом;

- выстраивают по порядку задачи урока и сверяют с образцом;

корректируют тему и цели урока;

Ученики отвечают на проблемный вопрос , находят в тексте нужную информацию

Города, которые упоминаются в сказке.

Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (столица Грузии), Арзурум – Эрзурум,

Арзиньян – Эрджиньян, столица Турции Анкара, Халаф.

Ищут информацию в энциклопедии

Выдвигают гипотезы; их обоснование, овладевают новыми словами - старинными географическими названиями

овладевают новыми словами;

пробуют объяснить их значение, сверяют со словарем

аналитическая деятельность, смысловое чтение текста

дают эстетическую оценку музыкальному произведению

учатся рецензировать профессиональное чтение;

анализируют содержание прочитанного

дают нравственную оценку поступкам героев

развивают умения отвечать на проблемный вопрос, подбирать аргументацию

Работа в группах

анализ объектов с целью выделения признаков, синтез;

выбор оснований и критериев для сравнения;

сравнительный анализ рисунков;

Сейчас я проверю, насколько хорошо вам знакомо содержание текста. Для этого давайте выполним задания теста.

2. Каким был Ашик –Кериб?

В. Среднего достатка

3.Что пророк дал Ашик –Керибу ?

А Высокий рост и дар песен

Б. Высокое сердце и дар рисования

В. Высокое сердце и дар песен

4. С кем сравнивает автор Магуль –Мегери ?

А. С прекрасным солнцем за облаками

Б. С ангелом, живущим за звездами

В. С птицей красивых лесов

5. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?

6. На каком инструменте играл Ашик -Кериб?

7. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку

Магуль- Мегери?

А. Потому что был бедным

Б. Потому что был неграмотным

В. Потому что был богат

8. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу ?

А. Семь лет странствовать по свету.

Б. Шесть лет странствовать по свету.

В. Восемь лет странствовать по свету.

9 . Как обманул Куршуд-бек мать Ашик –Кериба?

А. Сказал,что Ашик бросил его

Б. Ашик утонул в реке

В. Ашика погрызли волки в лесу

10. Что делал Ашик-Кериб, переходя из деревни в деревню, из города в город?

Б. Пел и играл на саазе

В. Только играл на сазе

11. Что дала Магуль –Мегери купцу?

Б. Серебряное блюдо

В. Золотое блюдо

12. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?

13. Что случилось с матерью Ашик-Кериба после его исчезновения?

15. Что поклялась сделать Магуль –Мегери купцу?

Б. Выйти замуж за Куршуд-бека

В. Убить Куршуд-бека

Краткое содержание

Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

Основа задумки

Это произведение имеет 2 основных мысли:

В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

Части текста

В анализируемой турецкой сказке любовь считается главной движущей силой и смыслом жизни героев. Благодаря его чистой душе он получил в награду чудеса. Все действия, происходящие в сказке, закончились торжеством, которое устроил посланник свыше.

История создания

Лермонтов написал сказку в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. В восточных странах это произведение было популярным. Со временем автор представил его читателям в собственной фольклорной обработке.

Сегодня в школах на уроках русской литературы дети в 4 классе делают синквейн к сказке и пишут сочинения для лучшего усвоения. Этот прием выразительности состоит из разделов, например:

  • Ашик-Кериб.
  • Влюбленный, молодой.
  • Не сдается, работает, мечтает.
  • Во время вспоминает обещания.
  • Возвращение.

Синквейн всегда состоит из пяти нерифмованных строк. Такой способ разделения помогает кратко выразить тему, описать характеристику героя, раскрыть идею создания и провести резюмированные итоги всего рассказа.

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

Число страниц: 14

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Ашик-Кериб, Магуль-Мегери.

Второстепенные герои: Куршуд бек, Хадерилиаз, святой Георгий, мать Ашик-Кериба.

Характеристика главных героев:

Ашик-Кериб — бедный, но талантливый и с добрым сердцем.

Влюблённый и готовый на всё, ради своей любимой.

Отважный, справедливый и честный.

Магуль-Мегери — добрая, верная и преданная.

Не поверила в уловки Куршуд-бека.

Характеристика второстепенных героев:

Куршуд-бек — хитрый и ловкий.

Хадерилиаз — святой Георгий. Помог герою вовремя вернуться домой и вылечить мать.

Мать Ашик-Кериба — несчастная слепая женщина, ждала сына.

Бедный певец Ашик-Кериб встретил красавицу Магуль-Мегери и полюбил её.

Девушке тоже понравился певец.

Но гордость мешала Ашик-Керибу просить руки возлюбленной.

Куршуд-бек, тоже влюблённый в красавицу, следует за Ашик-Керибом, крадёт его вещи и рассказывает о смерти певца.

Мать героя слепнет от горя.

Однако, Ашик-Кериб жив, и хорошо устроился во дворце паши.

Он становится богат, но забывает о сроке возвращения.

Магуль-Мегери посылает с купцом золотое блюдо, чтобы напомнить любимому о себе.

Увидев блюдо, Ашик-Кериб спешит домой.

Он боится опоздать, но встречает святого Георгия.

Святой помогает герою оказаться дома вовремя и вылечить слепоту матери.

Ашик-Кериб женится на любимой девушке.

А прощёный им Куршуд-бек женится на сестре главного героя.

План сказки:

  1. Бедность певца.
  2. Гордость певца.
  3. Обман Куршуд-бека.
  4. Во дворце паши
  5. Золотое блюдо
  6. Обратный путь.
  7. Святой Георгий.
  8. Лечение матери.
  9. На свадьбе.

Главная мысль сказки состоит в том, что браки заключаются на небесах.

Основная идея автора заключается в том, что никакие невзгоды и препятствия не могут разлучить влюблённых.

Если людям суждено быть вместе, они всё равно поженятся.

Чему учит произведение

Сказка учит не сдаваться и не опускать руки.

Уметь преодолевать трудности, добиваться желаемого.

Учит верить только тому, что видишь своими глазами, и не доверять слухам.

Учит терпению и смирению. Учит уметь ждать.

Учит тому, что даже бедняки могут иметь гордость.

Прочитав эту сказку, я была увлечена романтической историей двух влюблённых.

Им пришлось вместе преодолеть различные трудности, прежде чем стать счастливыми.

Но все трудности забываются в момент победы.

Это очень интересная восточная легенда, в которой главными героями оказываются бедный и талантливый музыкант, и богатая красавица.

Герои по-разному идут к своему счастью.

Герой в странствиях добывает славу и золото.

Героиня стоически ждёт долгих семь лет, храня верность любимому.

Автору удалось создать красивую сказку, которая увлекает с первых строк.

В ней много поучительных моментов, на которые обязательно следует обратить внимание.

Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно уметь держать своё слово и помнить о сделанных обещаниях.

Ведь иногда, добившись чего-либо в жизни, человек забывает, что когда-то мечтал совсем про иное.

Пословицы к произведению:

  • Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
  • Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.
  • Давши слово, держи его.
  • Крепко верить – значит победить.
  • Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

Словарь неизвестных слов.

  • Сааз — музыкальный инструмент;
  • Чапра — виноградные выжимки;
  • Намаз — молитва.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Читайте также: