8 класс сочинение миниатюра сатирическое изображение помещиков

Обновлено: 01.06.2024

Художественная деталь – это прекрасный инструмент для передачи характера персонажа. Мы и сами в жизни обращаем внимание на детали, делаем по ним выводы. Хотя чаще, по-моему, не обращаем внимания на что-то важное, а после сокрушаемся, что можно было понять человека по одному какому-то элементу.

Оказывается, что Илья Манилов мало говорил, даже если это касалось дел, он больше мечтал… Одна из деталей, которая характеризует его, книга с закладкой на странице номер четырнадцать. Манилов как бы читает эту книгу, ведь он барин, образованный человек. Но вот только закладка эта не сдвинулась за годы. И книжка не меняется. Так и представляешь, зная уже немного характер персонажа, что он открывает книгу, наверняка, очень умную, каждый раз, как заново. Вздыхает, устраивается поудобней на веранде, читает первое слово на странице… А читал он его уже раз тысячу! И тут его мысли улетают в свои воздушные замки. Возможно, что через часок Манилов сладко засыпает.

То же самое с двумя креслами. Они обтянуты грубой рогожкой, ведь на них не хватило той очень дорогой материи, которой обтянута остальная мебель. Илья Юрьевич предупреждает гостей, что кресла ещё не готовы. Только вот делает он это уже несколько лет… Эта деталь опять говорит о мечтательности хозяина, его откладывании всего на потом.

Манилов – своеобразный персонаж. Мечтатель, почти философ… Чичиков, конечно, выслушивает все его воздушные проекты, поддакивает даже, но делает своё дело, то есть скупает души, хоть и мертвые.

образ манилова Мертвые души Гоголь

Одним из первых образов, высмеянных Гоголем, является Манилов. В принципе, человек он был неплохой — вежливый, добрый, обходительный, однако все эти качества у него трансформированы в нечто гротескное. Несмотря на свой высокий потенциал, Манилов за всю жизнь никому не принёс пользы. Всё его существование было наполнено пустяками и бессмыслицей.

Более подробно про образ Манилова читайте ЗДЕСЬ.

Прибедняющийся Плюшкин


Но наиболее странным является Плюшкин. Он похож был на старую ключницу, которая все время ворчит. Но Плюшкин был очень богат, в его хозяйстве насчитывалось около тысячи крестьян. Раньше дом процветал, но позже запустел. Это случилось после смерти его жены. Это бережливый помещик ранее, но сейчас он становится скрягой. Он собирал хлам, в его питании были одни сухари, а среди одежды только обноски. Чичиков со своим предложением обрадовал его. Плюшкин нашел в этом возможность подзаработать.

Гоголь описал разные образы помещиков, показывая, как черствеет душа и происходит деградация человека. Все начиналось Маниловым и закончилось Плюшкиным. Читатель четко видит картину, как угасает все человеческое в людях.

Образ Коробочки Гоголь Мертвые души

Далее речь идёт о Коробочке, небольшой помещице, которая только и делала, что вечно жаловалась на свои беды — неурожай и убытки. Но это вовсе не мешало предприимчивой старушке периодически потихоньку откладывать некую сумму в заветную заначку, устроенную в ящиках старинного комода.

Подробное описание образа Коробочки смотрите ТУТ

Бережливая Коробочка


После этого Чичиков отправился к Коробочке, Настасье Петровне. Эта вдова имеет определенные достоинства. Она отличается организованностью и умом, ее хозяйство процветает, у нее работают крестьяне, которые нацелены на результат и довольно воспитаны. Что касается характера хозяйки, то Коробочка запаслива и бережлива, но можно с точностью также сказать, что Настасья Петровна бестолкова, глупа, скупа одновременно. Она продала Чичикову “мертвые души”, но не хотела продешевить. У нее на хозяйстве было 18 крестьян, которых она быстро отдала. Как будто продавала крупу либо сало.

ноздрев мертвые души

Безумный Ноздрев


Собакевич помещик

Ещё один персонаж книги — Собакевич. Как и Коробочка, Собакевич предпочитает не грезить, подобно Манилову, и не вести развязный образ жизни, подобно Ноздрёву, а заниматься хозяйством. Узнав его поближе, Чичиков понял, что Собакевич на самом деле является пройдохой и хитрым пронырой, душу которого существующий крепостной режим прочно ожесточил и омертвил.

Собакевич — человек ограниченный, лишённый как амбиций, так и каких-либо духовных побуждений. Все его интересы сводятся к набиванию карманов и обильной еде. Даже сама мебель в доме помещика, как подметил Гоголь, призвана олицетворять своего хозяина — несуразная и чересчур громоздкая, совершенно лишённая эстетизма и красоты.

Добродушный Манилов


Первый, кто встречается на пути главного героя, — это Манилов. Он сладкий с доброй душой. На первый взгляд он идеальный, умеет представить себя и обладает слащавым тоном. Но на самом деле Манилов является ленивым, скучным типом, который не интересуется хозяйством. Он не знает, кто у него работает, сколько времени. Он читает книгу уже на протяжении 2 лет и все никак не может сдвинуться с одной страницы. Когда Чичиков хотел продать “мертвые души”, так помещик Манилов посчитал подобную сделку недействительной. Однако не может отказать главному герою и предоставляет ему список крестьянов, не взяв за это ни копейки.

Плюшкин Мертвые души Гоголь

Однако самой запоминающейся личностью в поэме является Плюшкин, имя которого стало нарицательным. В своё время, образ этого скупердяя-помещика гениально воплотил на экране великолепный Иннокентий Смоктуновский, которому как нельзя лучше удалось досконально передать все самые запоминающиеся черты характера Плюшкина — мелочность, пошлость, жадность, ничтожность.

Желание сэкономить на всём приобрело у помещика некий маниакальный размах. В каждом из гостей и соседей он видел исключительно врага, явившегося в этот мир, чтобы его ограбить. У несчастных крепостных, находящихся в поместье Плюшкина, была на всех одна пара сапог, и та находилась в доме хозяина, чтобы они не ходили по полу грязными ногами после улицы.

Плюшкин жил затворником, никогда не ходил в гости и терпеть не мог, если кто-нибудь заявлялся к нему. Личностная деградация довела помещика до того, что он выставил за порог дочь и проклял единственного сына. Плюшкин ничуть не заботился о здоровье своих крепостных — люди постоянно гибли у него от болезней, немалое количество находилось в бегах, так как мало кто мог выдержать те нечеловеческие условия жизни, которые имели место в поместье.

Несмотря на это, помещик был уверен, что все его крестьяне — это отъявленные лодыри и тунеядцы, которые только и думают о том, как бы ограбить своего хозяина. В главе, посвящённой Плюшкину, Гоголь описал тяжёлую долю большинства российских крепостных. Одни только внешний вид деревни, где они проживали, говорил о разорении, упадке и разрухе, царящих в обществе.

Подведем итог

Многие из читателей, закрыв последнюю страницу произведения, в очередной раз убедились в мастерстве Гоголя. Он, как никто другой, умел двумя-тремя росчерками пера описать черты характера того или иного человека. Сатира писателя была своевременна в девятнадцатом веке, но и является актуальной в современном обществе. Ведь сейчас нас окружают практически те же самые проблемы, с которыми безуспешно боролись веками — бюрократизм, лицемерие, жажда обогатиться за чужой счёт, скупердяйство и прочее. Все эти слабости всегда были присущи человеческой натуре и избавиться от них не получится, наверное, никогда. Во всяком случае, полностью искоренить их из нашей жизни, по всей видимости, будет невозможно.

Верный холоп Яков заботился о барине, даже когда у того отнялись ноги. Но барин забрил в солдаты единственного племянника Якова, польстившись на его невесту.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

Портрет

Для описания помещика Некрасов использует уменьшительно-ласкательные суффиксы и говорит о нём с пренебрежением: кругленький барин, усатенький и пузатенький, румяненький. Во рту у него сигарочка, а везёт его троечка.

Контраст рослых мужиков и приземистого барина должен вызывать у читателя улыбку.

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Помещик с ностальгией вспоминает былые времена (до отмены крепостного права), когда вся природа, крестьяне, поля и леса поклонялись барину и ему принадлежали. Дворянские дома спорили по красоте с церквями.

Жизнь помещика была сплошным праздником. Помещик держал множество слуг. Он занимался осенью псовой охотой – исконно русской потехой.

Помещик может без разбору бить крепостных (слово удар повторяется трижды, к нему три метафорических эпитета: искросыпительный, зубодробительный, скуловорррот).

При этом помещик утверждает, что карал любя, что заботился о мужиках, накрывал для них столы в помещичьем доме в праздник.

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Сначала главный герой решил посетить Манилова. Этот помещик – мужчина видный. Внешность у него привлекательная, а вот характер – неопределённый. Он хочет, чтобы его считали за человека культурного и образованного. Говорит мало, поскольку большую часть времени погружён в несбыточные мечты. Имеет слащавую речь. Хозяйством совершенно не интересуется. Во всех комнатах его дома чего-нибудь не достаёт. Например, в гостиной стоит шикарная мебель, обтянутая шёлковой тканью. Однако там же находятся и кресла, обитые рогожкой, поскольку красивой материи на них не хватило.

Заблудившись, П. И. Чичиков заезжает к помещице Коробочке. Её крестьяне приучены к порядку. Она бережлива, умеет хозяйничать, готова торговать всем подряд и знает цену деньгам. Но страдает жаждой накопительства. Продавая мёртвые души, Настасья Петровна боится продешевить.

С Ноздрёвым Павел Иванович встречается в трактире. Это – искатель приключений, драчун, игрок и пьяница. Говорит быстро, отрывисто. Часто перескакивает с одной темы на другую. Злоупотребляет бранными выражениями.

Он нагл, лжив, подл и бесчестен. По-хамски относится к людям. О псах заботится сильнее, чем о близких.

Потом Чичиков оказывается у Собакевича. Это тип злобного, жестокого и бездушного помещика-крепостника, стремящегося к наживе и не привыкшего упускать собственную выгоду. В его усадьбе всё добротное, однако несуразное. А самого хозяина писатель сравнивает с медведем.

2 вариант

Постараемся рассмотреть характер всех помещиков.

Ярким представителем среди помещиков Чичиков считал Ноздрёва. Он любит шумные компании, пьяные вечеринки, игры в карты, злачные места. Он проиграл своё имение, поэтому живёт в долгах. Постоянные скандалы и ругательства доставляют крепостным серьёзные неприятности. Он любит себя. Главной целью в жизни этого человека – постоянные гулянки, игра в карты и посещение злачных мест. Душа помещика мертва.

Также читают:

Картинка к сочинению Изображение помещиков в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Комедийное произведение горе от ума является одним из наиболее показательных вещей в вопросе смены поколений. В произведении хоть и через призму комедии, но ясно и отчётливо проглядывается поднятие вопроса несовместимости двух поколений

Шолохов любил и боготворил свою родную землю, свою Кубань с ее рекой Доном. Для писателя дороги были и люди, проживавшие там, поэтому описывая их в романе, он очень мягок, лиричен и по-своему чувствителен.

С чувством зависти каждый сталкивался не раз. Это неприятное, грызущее душу чувство совершенно не дарит никаких положительных эмоций. На работе повысили зарплату другому работнику, или в конкурсе красоты победила другая девушка.

КВН – это одна из популярнейших передач в нашей стране. Она пользуется популярностью уже много десятков лет, начиная свой путь еще в Советском Союзе. Клуб стал домом для многих команд из разных университетов нашей страны

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Сатирические портреты в поэме Гоголя часто воспринимаются как шаржи. Нелепость персонажей преувеличена, доведена до гротеска.

Чем вызван такой эффект? Я думаю, что, если всмотреться в каждого героя, мы поймём, что их наиболее яркие отрицательные черты ¾ продолжение положительных.

Слащавый Манилов. Разве в нём не были изначально заложены такие прекрасные качества, как развитое воображение, умение мечтать, желание, чтобы всё вокруг: и люди, и природа, и страна ¾ были идеальны? Чтобы люди становились верными друзьями с первой же встречи, а государство награждало бы их за это. Чтобы супруги сохраняли нежность отношений после десяти лет брака. Чиновники были душевными и благородными людьми, а помещик ¾ благодетелем своих крепостных. В какой-то момент всё это превращается в беспочвенную мечтательность, жизнь внутри своих грёз, неспособность к реальным делам.

Удаль, размах, решительность Ноздрёва удручают, когда оборачиваются глупой бесшабашностью, буйством, скандалами. Остаётся горько вздыхать, видя, как его стремление расшевелить всех, заинтересовать чем-то необыкновенным преобразуется в безудержное враньё, в умение устроить вокруг себя настоящий бедлам.

Богатырь Собакевич приобретает зверообразные черты, потому что его мощь и сила сосредоточены на заботе о собственном благе, охране своего мирка. А ведь в нём, больше чем в других персонажах, есть хорошее. С каким воодушевлением говорит он об уже умерших крестьянах: мастерах, работниках. Так может восхищаться чужим трудом только тот, кто искренно его уважает.

Хозяйственность Собакевича в случае с Коробочкой переходит в мелочную скупость и превращает её в ограниченное, вечно напуганное создание, живущее словно внутри сундука. И самый страшный пример деградации ¾ скряга Плюшкин, некогда рачительный хозяин.

Трансформацией человеческих качеств в ужасающие пороки порождено тяжёлое чувство, оставляемое нелепыми гоголевскими персонажами. Люди, наделённые изначально подлинно человеческими чертами, обращаются в отвратительные существа, смешные и жалкие, как сама их никчёмная жизнь.

Почему это происходит? Окружающая среда не даёт возможности развить лучшее в себе? Нет, ведь герои Гоголя ¾ дворяне, цвет общества. Им доступны все пути для развития. Я думаю, что у них нет настоящей цели в жизни. Их существование пусто, их качества нигде не применимы. Они деградируют, теряют всё человеческое, обращаются в карикатуру на самих себя. Вот почему так грустны смешные герои Гоголя.

Вариант 2

Абсолютное недопонимание практического момента жизни, не бережливость замечаем у помещика Манилова. Правление личного поместья он целиком доверил своему приказчику. Ему главное была добыча, он не интересовался как зовут крестьян и сколько еще осталось в живых. Дом его стоял отдельно от всех, вместо прекрасного сада, вокруг дома было несколько берез. В принципе и в деревне не наблюдалось какой-либо зелени. Про его непрактичности рассказывает и общая обстановка дома, потому что возле прекрасной мебели находилось пара старых стульев.

Однако весьма яркое изображение личности Манилова мы видим в его разговоре и в манере общения. После произношения его речи он сам заметил, что запутался и ковырнул лишь своей рукой в воздухе.

Помещик Ноздрев – шалун, любитель алкоголя и увлекался карточными играми. Он гуляка, забияка и обманщик. Хозяйство его в плохом состоянии. В хорошем положении лишь псарня. Финансы, получены от работы крестьян, он сразу проматывает, таким образом говорит о его моральном падении, не заинтересованность к обычным людям. Глубокое нравственное оскудение, утратил людское качество помещик Плюшкин.

Образ Плюшкина – вор, людей заставил глодать. Люди в тюрьме лучше жили чем его крепостные. Его люди умирали или сбегали из-за его отношения к всему происходящему. У Плюшкина работа остановилась, а привычный налог он все же собирал.

Изображение помещиков в Мертвых душах

Несколько интересных сочинений

В далекой сибирской тайге находится озеро. Местные старожилы прозвали его Васюткиным. Озеро маленькое, а потому на карте его нет. Открыл его тринадцатилетний подросток по имени Васютка.

В любой семье есть свои порядки, правила и традиции. И хотя все семьи отличаются друг от друга, одно остается неизменным – у каждого члена семьи должны быть свои обязанности

Величайший поэт своего времени – Афанасий Афанасьевич Фет, огромное внимание уделяет теме любви. Так, в своих произведениях, Фет представляет нам лирического героя

Уважаемый водитель, очень прошу не нарушать правила дорожного движения. Пристегивайте ремни безопасности, это может сохранить вам жизнь. Не садитесь пожалуйста за руль выпившим и будьте внимательны

Больше всего портрет Печорина раскрывается в главе Максим Максимыч. Внешний вид главного героя состоит из противоречий

Сатирическое изображение чиновничества и помещиков в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души

Мы напишем - Сатирическое изображение чиновничества и помещиков в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души. Подсказки школьнику

Кто не сделался прежде всего
Человеком, тот плохой гражданин.
В. Г. Белинский
В своей поэме Гоголь светом сатиры беспощадно бичует чиновников. Они как коллекция странных и неприятных насекомых, собранная автором. He очень привлекательный образ, но разве приятны сами чиновники? Если вспомнить, что все эти государственные мужи состоят на службе; если вспомнить, что Гоголь описал провинцию (где картина государства наиболее типична); если вспомнить, что Гоголя очень критиковали (что ярче всего показывает правдивость поэмы, несмотря на весь гротеск) за его произведение становится по-истине страшно за Россию, за то, в каком виде она существовала.

Рассмотрим поближе эту жутковатую коллекцию.
Россия всегда делилась современными критиками на две части: крестьянство, народ, и помещики с чиновниками. Сюда надо бы добавить третий слой, в то время еще нарождающийся; его представитель Чичиков. Он как бледная поганка, вырастающая на телах рушащихся в небытие помещиков.

Ho в самом ли деле помещичий и чиновничий слой был обречен? Ведь государство существовало, и вроде бы неплохо…
Что же представляет собой городское общество? В его описании Гоголь использовал один, но очень яркий образ: чиновники … мелькали и носились врозь и кучами тут и там, как носились мухи,… а воздушные эскадроны…, поднятые легким воздухом, взлетают смело, как полные хозяева… не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя… Одним сравнением Гоголь сразу показывает великую Пустоту, Пустоту с большой буквы, царящую в умах и душах чиновников.
Что же представляют из себя помещики и чиновники в отдельности? Начнем с государственных мужей, находящихся на службе, олицетворяющих государственную власть; от которых зависит жизнь народа.
Прокурор. Его молчаливость и серьезность, принимаемые всеми за признак большого ума, есть всего лишь свидетельство того, что ему просто нечего сказать. Видно, что он самый большой взяточник: весть о мертвых душах и волнения, связанные с ней, настолько потрясают его, что он, не выдержав огромного, всепоглощающего страха… умирает.
Вот председатель палаты. Он весьма рассудительный любезный человек. Все!

На этом его характеристика и заканчивается. Ничего не сказано ни об увлечениях, ни о склонностях этого человека говорить просто не о чем!
Почтмейстер немногим лучше остальных. Только на время карточной игры на его лице изображается мыслящая физиономия. В остальное время он речист.

Ho и о содержании речей ничего не сказано. Очевидно, за ненадобностью.
He следует думать, что между помещиками и чиновниками есть важные различия. И те, и другие наделены властью, приносящей деньги.
И у тех, и у других высокое положение в обществе. И у тех, и у других гнетущий вакуум в умах и душах. Они две стороны одной медали, точнее, фальшивой монеты с именем паразитизм. Городскую жизнь обитателей города мы уже видели.

Обратимся теперь к деревне.
Чичиков последовательно посещает в поэме четырех помещиков. Визит к Манилову показывает высшую степень пустоты и никчемности. Манилов, о котором можно сказать, что его хобби мечты превратилось в профессию, довел свое хозяйство до такого состояния, в котором все рушится от воздушной ветхости и шаткости.

О дальнейшей судьбе Мани ловки и имения можно догадаться: они будут заложены, если раньше не развалятся.
Коробочка и Плюшкин. Это две ипостаси одного и того же явления: бессмысленного и алчного накопительства. Эта алчность доведена до абсурда: Коробочка и Плюшкин различаются лишь величиной самого мелкого и никчемного предмета, притаскиваемого в дом, в сундуки, вообще внутрь.

И у Коробочки, и у Плюшкина полнейшая закрытость и изолированность от мира, у одной выражающаяся в глухом заборе и цепных собаках, в безвылазном сидении дома; у другого в мизантропизме, ненависти ко всем потенциальным расточителям, как следствие ко всем людям. Хозяйство Плюшкина уже разваленные останки; хозяйство Коробочки крепость, готовая заплесневеть и провалиться внутрь себя.
Собакевич крепкий хозяин. Похоже, что именно его хозяйство крепкое, хотя неотесанное, дубовое продержится дольше всех. Крестьяне живут относительно сытно… Хотя мы не знаем, так ли это о крестьянах Собакевича мы знаем только по их жилищам серым, но крепким избам.

Можно догадаться, что Собакевич держит своих крестьян в строгой дисциплине. Кто может гарантировать, что в какой-нибудь неурожайный год крестьяне не взбунтуются и не сметут Собакевича с его семейством и имением? Русский бунт будет тем более бессмыслен и беспощаден, что к нему наверняка присоединятся крестьяне из Маниловок, Вшивых Спесей и других сел.
И вот Чичиков, по должности чиновник, по намерениям помещик, по натуре лукавый раб, унижающийся перед нужным человеком. Приспособляясь, люди хотят сохранить себя, и в то же время теряют себя, сказал русский писатель-эссеист М. И. Пришвин. Это очень похоже на Чичикова. Глядя на те маски, под которыми скрывается Чичиков, еле-еле можно увидеть его истинное лицо подлеца и приспособленца.

Ho неудачи, преследующие его, есть неизбежное следствие его махинаций, направленных против людей.
Что же касается той обстановки, в которой появились такие уродливые персоналки, то они и формировали ее, подстраивали под себя. Среда же, затхлая и темная, делала все новых и новых чиновников и помещиков, служащих ей. Разорвать этот порочный круг могла только революция, в конце концов и свершившаяся уже после 1861 и 1905 годов.
Итак, где же будущее России, которому в конце концов предстоит взойти и цвести? Уже ясно, что это ни помещики, ни Чичиков, последний даже не имеет своего четкого лица, он, скорее, исключение; ни чиновники, подмявшие под себя власть и закон. Народ, русский народ, который поднимется, почувствовав, наконец, свободу, частью которого является и интеллигенция, и часть действительно по-хорошему цепких, деловых людей, это и есть Россия, мы и наше будущее.

Читайте также: