Прославление родины науки и просвещения в произведениях м в ломоносова сочинение

Обновлено: 17.05.2024

1. Необъятность Родины:

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою.

Когда на трон она вступила, Войне поставила конец.

3. Одна из основных заслуг Елисаветы — развитие отечественной науки:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!

Наука не только способствует процветанию России, но и приносит пользу каждому человеку:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.

Ода завершается гимном науке, призывом к молодому поколению дерзать во славу Российской земли.

Прославление Родины, мира, науки, просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.

Творчество Михаила Васильевича Ломоносова — яркий пример классицизма в русской литературе XVIII века. Основным жанром в его творчестве были оды — стихотворения восторженного характера в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. Этот жанр давал возможность соединить лирику и публицистику, высказаться поэтическим языком по вопросам, имеющим государственное значение.

Центральной в одах Ломоносова была тема Родины. Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных богатств. Например, в “Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”:

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, это упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема труд а занимает важное место в поэзии Ломоносова. В “Оде на взятие Хотина” 1739) Ломоносов показывает, что победу над Турцией одержал “в труде избранной наш народ”.

С темой труда в творчестве Ломоносова тесно связана тема науки, просвещения, которые способны облегчить “усердный труд”, обогатить народ не только материально, но и духовно.

В “Оде на день восшествия. ” поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.

Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы развивались науки и просвещение, России необходим мир. Ломоносов славит успехи русского оружия (“Ода на взятие Хотина”), но война, по его мнению, несет с собой разрушение, беды, плач народа:

Воззри на плач осиротевших, Воззри на слезы престаревших, Воззри на кровь рабов твоих.

“Возлюбленная тишина” для Ломоносова — это не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь “процветания” России.

Литературная деятельность М. В. Ломоносова проходила в ту эпоху, когда европейская литература находилась в максимальной или минимальной степени под влиянием классицизма. И, разумеется, поэт не мог до отдельной степени не покориться действию данного мощного стиля, его гражданской позиции, миропонимания, неподдельной веры в праведного совершенного государя. Однако он не был в глубоком значении художником-реалистом. Его творчеству далеко рационалистическое воззрение на реальность, на искусство, на слово, страх обнаружить выдумку.

не задавался целью представить то, что лицезрел кругом себя, он жаждал объявить грандиозные истины, обнаружившиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского

Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову “для решения стоявших перед ним задач”. Этот жанр, по словам А. В. Западова, “позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно”.

Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа.

Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были “сердца народов привлещи”.

Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической “Оды на взятие Хотина”, которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага.

Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, “плач осиротевших”, “слезы престаревших”, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл “возлюбленной тишиной”, “царей и царств земных отрадой”, и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира.

Возможно ль при твоей державе,

В Европе страшну зреть войну,

-обращался он в 1759 г. к Елизавете и просил ее “низвергнуть” “брань с концов земных”. Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г., предлагая:

Размножить миром нашу славу

И выше как военный звук

Поставить красоту наук.

У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и “драгой металл” Уральских гор, и сокровища, “какими хвалится Индия” – залог будущего благополучия русского народа.

Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, в оде 1750 г. он обратился к своим соотечественникам с призывом к творческим изысканиям, к научным открытиям, охватывающим все отрасли экономической жизни страны.

Ломоносов, как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., мечтал о культурном самоутверждении России в Европе, поэтому в его одах звучит также страстный призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке, сменить чужеземных ученых на этом поприще.

При этом Ломоносов не считал научную деятельность привилегией дворянства. Он был убежден, что талантливых людей, собственных Платонов и Невтонов, может рождать российская земля.

Кроме того, в своей разносторонней деятельности ученого-исследователя Ломоносов был противником “чистой” науки, поэтому и в одах воспевал науки как комплекс знаний, необходимый для практического применения. Механика должна заняться кораблестроением, созданием каналов, соединяющих “моря реками”, осушением болот, градостроительством. Химия, проникнув в “земное недро” России, должна открыть “драги сокровища”. География должна заняться составлением карт “Российского пространства света”, нанеся на них и грады, и села и т. д.

Ломоносов был искренне убежден в том, что именно занятия науками должны сделать человека счастливым. Так, в оде 1747 г. он заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.

Несмотря на то, что жанр оды Ломоносова, подчиненный общегосударственной и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником мира, неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания российского народа.

Гуковский, посвятивший большую часть своих научных исследований изучению литературно-общественной жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова. По его мнению, оценка “явилась великим и победным этапом развития русской культуры” не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России “блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им”.

1. Прославление мира как главного условия процветания государства.

2. Деятельность Петра – пример для Елисаветы Петровны.

3. Прославление науки и просвещения в оде.

4. Ломоносов – патриот России.

III. Творчество М. Ломоносова и современный читатель.

Михаил Васильевич Ломоносов был признанным мастером этого непростого жанра. Содержание од Ломоносова определялось его политическими убеждениями. Любимые темы – история России, преобразовательная деятельность Петра I, развитие отечественной науки.

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

М. В. Ломоносов – горячий патриот своего государства. С гордостью говорит он о своей державе, окидывая мысленным взором все ее пространство от приволжских и приднепровских степей до Амура, восхищаясь невиданным простором, неслыханными богатствами, блестящими перспективами:

И се Минерва ударяет

В верхи Рифейски копием;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что россам в руки предается

Драгой его металл из пор,

Которой там натура скрыла;

От блеску дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

Мы сказали бы просто: Урал богат полезными ископаемыми, в его недрах есть залежи драгоценных металлов. Эту же информацию Ломоносов подает как нечто необыкновенное, и причина этого не только в законах жанра, но и в неподдельном восхищении поэта величием и богатством своей державы.

Бесконечно далеки от нас времена М. В. Ломоносова. Его произведения не вписываются в XXI век. Трудно представить нашего современника, зачитывающегося одами эпохи классицизма. К творчеству М. В. Ломоносова мы обращаемся чаще всего при изучении истории, теории литературы, их чтение приносит пользу, но вряд ли способно удовлетворить наши эстетические запросы. И все же, когда вчитаешься в торжественные, подчас громоздкие строки, попадаешь под обаяние истинного таланта и задумываешься об уроках, которые преподали своим потомкам великие деятели прошлых веков, о вечных истинах.

Ломоносов стал реформатором русского стихосложения. Он разделил язык на "три рода речений". кпервым отнес слова церковнославянские и общеупотребительные; ко второй - малоупотребительные, но известные грамотным людям; к трет - слова живой разговорной речи. Тк сложились "три штиля " русской поэзии - высокий, посредственный и низкий. В тв-ве самого Ломоносова можно легко наийти произведения всех трех с "штилей".
Однако основ. жанром в поэтическом тв-ве М, ЛОмоносова был жанр ОДЫ.
Так "Ода на день восшествия на всероссийский престол государыни императрицы Елисаветы I" написана высоким "штилем" и прославляет дочь Петра Первого.
В 1747 г. , когда русск. правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших против франции, Ломоносов пишет свою знаменитую оду.
Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского гос-ва, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью россии, Ломоносов видел те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные воины, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народо, кот. он называл словом "тишина".
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирному времени, которое СПОСОБСТВУЕТ ПРОЦВЕТАНИЮ ГОСУДАРСТВА И БЛАГОПОЛУЧИЮ НАРОДА:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина. .
Что касается мирного процветания гос-ва, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России. ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ своего времени он считал РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАУК, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОВЛАДЕТЬ ЭТИМИ СОКРОВИЩАМИ. Кратко упомянув о царствовании Екатерины ПЕрвой, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь своего великого отца, ТАКУЮ ЖЕ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦУ НАУКИ И ИСКУССТВА. В 1747 г. Елизавета утвердила нов. устав и нов. штат АН, сумма средств на науку была увеличенга вдвое. И ПОЭТ СЛАВИТ ЕЕ КАК ПОБОРНИЦУ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
В оду вводится нов. тема - тема науки. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, он не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства.
В оде дается ОРАЗ РОССИИ с её необъятными просторами и огромными богатствами. ТАК ВОЗНИКАЕТ ТЕМА РОДИНЫ И СЛУЖЕНИЯ ЕЙ - ВЕДУЩАЯ В ТВ-ВЕ ЛОМОНОСОВА. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Ода завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Т. о. , в"Оде. 1747 года" нашли выражения просветительские идеалы поэта.

Кстати, к ответу Василия Алибобаева. Почитайте биографию и труды М. Ломоносова, может Вы тогда узнаете, какие открытия он сделал, чтобы в следующий раз не писать явные глупости.

Ломоносов был первым пиарщиком от науки. Ничего не открыв является признанным авторитетом в любой области тагдашней науки. Талантливый администратор, этого не отнять.

Литературная деятельность М. В. Ломоносова проходила в ту эпоху, когда европейская литература находилась в максимальной или минимальной степени под влиянием классицизма. И, разумеется, поэт не мог до отдельной степени не покориться действию данного мощного стиля, его гражданской позиции, миропонимания, неподдельной веры в праведного совершенного государя. Однако он не был в глубоком значении художником-реалистом. Его творчеству далеко рационалистическое воззрение на реальность, на искусство, на слово, страх обнаружить выдумку. Ломоносов

не задавался целью представить то, что лицезрел кругом себя, он жаждал объявить грандиозные истины, обнаружившиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского

времени в сознании лучших людей в середине 18 века.
Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову “для решения стоявших перед ним задач”. Этот жанр, по словам А. В. Западова, “позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно”.
Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были “сердца народов привлещи”.
Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической “Оды на взятие Хотина”, которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, “плач осиротевших”, “слезы престаревших”, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл “возлюбленной тишиной”, “царей и царств земных отрадой”, и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира.
Возможно ль при твоей державе,
В Европе страшну зреть войну,
-обращался он в 1759 г. к Елизавете и просил ее “низвергнуть” “брань с концов земных”. Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г., предлагая:
Размножить миром нашу славу
И выше как военный звук
Поставить красоту наук.
У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и “драгой металл” Уральских гор, и сокровища, “какими хвалится Индия” – залог будущего благополучия русского народа. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, в оде 1750 г. он обратился к своим соотечественникам с призывом к творческим изысканиям, к научным открытиям, охватывающим все отрасли экономической жизни страны.
Ломоносов, как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., мечтал о культурном самоутверждении России в Европе, поэтому в его одах звучит также страстный призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке, сменить чужеземных ученых на этом поприще.
При этом Ломоносов не считал научную деятельность привилегией дворянства. Он был убежден, что талантливых людей, собственных Платонов и Невтонов, может рождать российская земля.
Кроме того, в своей разносторонней деятельности ученого-исследователя Ломоносов был противником “чистой” науки, поэтому и в одах (например, в оде 1750 г.) воспевал науки как комплекс знаний, необходимый для практического применения. Механика должна заняться кораблестроением (“наполни воды кораблями”), созданием каналов, соединяющих “моря реками”, осушением болот, градостроительством. Химия, проникнув в “земное недро” России, должна открыть “драги сокровища”. География должна заняться составлением карт (собрать на малы чертежи) “Российского пространства света”, нанеся на них и грады, и села и т. д.
Ломоносов был искренне убежден в том, что именно занятия науками должны сделать человека счастливым. Так, в оде 1747 г. он заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.
Несмотря на то, что жанр оды Ломоносова, подчиненный общегосударственной и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником мира, неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания российского народа.
Гуковский, посвятивший большую часть своих научных исследований изучению литературно-общественной жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова. По его мнению, оценка “явилась великим и победным этапом развития русской культуры” не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России “блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им”.

Читайте также: