Как в поэзии державина проявляются принципы классицизма сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Российский только Марс, Потемкин.

. Полков, водимых им, орел

Над древним царством Митридата

Летает и темнит луну (С. 122).

Пускай Язон с Колхиды древней

Златое сбрил себе руно,

Крез завладел чужой деревней,

Марс откуп взял, — мне все равно. (С. 192).

Каждый из образов этого отрывка, как указывает сам Державин, следует понимать следующим образом: под Язоном подразумевается Потемкин, получавший большие доходы с завоеванного Крыма. Под Крезом — отец Платона Зубова, нечестным путем округливший свои владения, под Марсом — крупные военачальники Ю. В. Долгоруков и Н. И. Салтыков, содержавшие винные откупа.

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяножелт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером

Там щука пестрая — прекрасны! (С. 329).

Шекснинска стерлядь золотая,

Каймак и борщ уже стоят;

Вкрафинахвина, пунш, блистая

То льдом, то искрамиманят (С. 223).

Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII в. общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.

К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.

Блажен, кто менее зависит от людей,

Свободен от долгов и от хлопот приказных,

Не ищет при дворе ни злата, ни честей

И чужд сует разнообразных! (С. 326).

Возникает естественный вопрос, как согласовать эти факты с картинами помещичьего произвола, изображенными Фонвизиным и Радищевым. Кто из писателей более прав? Кто ближе к истине? Нет никаких оснований заподозрить Державина в умышленном приукрашивании крестьянской жизни. Он действительно был добрым человеком и гуманным помещиком, но то, что происходило в Званке, — исключение, а то, о чем писали Фонвизин и Радищев, — правило. Поэтому судить о положении крепостного крестьянина в России XVIII в. все-таки приходится не по стихотворению Державина, а по комедии Фонвизина и книге Радищева.

Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Григорьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической летописью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду “Фелица” (полное название – “Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице”), он добился широкого признания не только в высших кругах общества, но и у будущих поколений читателей.

Ода – один из жанров лирической поэзии,

широко распространившийся в пору господства литературного направления под названием “классицизм”. Термин “классицизм” произошел (от латинского слова classicus, что значит “образцовый”. В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу.

Окружающий мир не соответствует идеалу. Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно, и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление

То есть в первую очередь властители, цари.

В соответствии с требованиями классицизма выдающийся русский ученый и поэт Ломоносов разработал так называемую теорию “трех штилей”, разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновидность, которая называлась торжественной одой. Она была предназначена для воспевания и восхваления высших достижений человека, для выражения глубоких философских идей, а также для прославления лиц, стоящих на верхних общественных ступенях.

Ярким примером торжественной оды в поэзии Ломоносова может служить “Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла выразить собственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Ода Державина, написанная в 1782 году, имеет существенные художественные особенности, отличающие ее от классической ломоносовской торжественной оды. У Ломоносова императрица предстает перед читателем в своем “божественном” качестве – как помазанница Божия. И при этом лишена каких-либо индивидуальных, личностных черт.

Поэт воспевает императрицу, вознося хвалы ее государственным деяниям.

Державинский подход к адресату своего стихотворения более разносторонен. Называя Екатерину “богоподобной царевной”, поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к читателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выражений из повседневной речи.

Уже само название оды носит шутливый оттенок. Используя его, поэт как бы намекает монархине о том, что она и сама имеет отношение к литературному творчеству. Таким образом, наряду со всеми признаками классической оды, в стихотворении возникают элементы дружеского послания.

Екатерина, как известно, занималась сочинительством. Одним из ее литературных опытов стала “Сказка о царевиче Хлоре”, которую она написала для своего внука – будущего императора Александра Первого. Имя героини оды “Фелица”, что в переводе означает “счастливая”, также заимствовано поэтом из этой сказки.

Так в его произведении возникает игровой элемент, придающий некий не вполне официальный характер всей оде. Причем Державин не сомневается, что императрица не только не будет на него в обиде, но и по достоинству оценит такой диалог двух равноправных служителей муз. Из того же игрового ряда и именование себя и сановников Фелицы мурзами.

Для Державина тут присутствует и автобиографический момент, так как сам он вел свою родословную от татарского князя (мурзы) Багрима, служившего великому московскому князю Василию Темному.

Однако шутливый тон и игровое обрамление не лишают оду ее основного хвалебного смысла. Вероятно, именно поэтому императрица благосклонно отнеслась к шуточному характеру стихотворения. Однако особенность хвалы, и в этом отличие Державина от его предшественника Ломоносова, – в воспевании не только исторических заслуг Екатерины, но и ее личных человеческих достоинств.

Так, поэт подчеркивает неприхотливость императрицы в быту:

Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простаяБывает за твоим столом…

Не могли не понравиться державному адресату оды и строки, восхваляющие ее обращение с подданными:

…ты нимало не горда;Любезна и в делах, и в шутках, Приятна в дружбе и тверда…

Но еще больше ценит поэт справедливость и доброту царицы, а особенно то, что…

…Еще же говорят неложно, Что будто завсегда возможноТебе и правду говорить.

Разумеется, Державину, как человеку, близкому к придворным кругам, известны были не только добродетели, но и пороки Екатерины и ее “мурз”. Но даже просто сказать вслух об этом в те времена было опасным для жизни; да и сам жанр оды не предполагал никаких эпитетов, кроме хвалебных, панегирических.

Значение оды “Фелица” в истории русской литературы очень велико. Она стала первым произведением реалистического жанра, хотя и была облечена в шутливую аллегорическую форму.

Уверенность в долгой жизни своих произведений Державин выразил в стихотворении 1795 года “Памятник”, где так оценил свои заслуги перед русской литературой:

…Первый я дерзнул в забавном русском слогеО добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о БогеИ истину царям с улыбкой говорить.

Это произведение, представляющее собой переложение оды древнеримского поэта Горация, послужило образцом для знаменитого пушкинского стихотворения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.


Задание 5 № 183

5.2 Каким предстает образ автора-повествователя в баснях И. А. Крылова?

5.3 Как в поэзии Г. Р. Державина проявляются принципы классицизма?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 180


Задание 1 № 2131

1.2. Андрей Ерин потратил деньги на покупку совершенно бесполезного для него микроскопа. Конечно, он может показаться чудаком. Но если вдуматься, что значил микроскоп для столяра? Вроде, это просто неразумная трата денег. Но на самом деле микроскоп свидетельствует о том, что в голове Андрея Ерина созревает какая-то идея. По-видимому, Андрею тесно жить в рамках серой и унылой повседневности. Такая маленькая радость, как микроскоп, на самом деле была необходима человеку, уставшему от привычной и изрядно надоевшей суеты. В этом и заключается конфликт, лежащий в основе рассказа.

Комментарии к сочинениям.

5.2. Каким предстает образ автора-повествователя в баснях И. А. Кры-лова?

Таким образом, Крылов в своих баснях предстает перед нами как человек неравнодушный и к отдельным человеческим порокам, с которыми призывает активно бороться, так и к порокам социальным, политическим, против которых выступает в своих баснях.

5.3. Как в поэзии Г. Р. Державина проявляются принципы классицизма?

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Черты классицизма в поэзии по творчеству Гавриила Романовича Державина

Мы изучаем - Черты классицизма в поэзии по творчеству Гавриила Романовича Державина. Подсказки школьнику

По творчеству Гавриила Романовича Державина

В истории русской литературы восемнадцатого века Гаври­ил Романович Державин занимает особое место.

Знаменитый критик девятнадцатого столетия Виссарион Гри­горьевич Белинский назвал стихи Державина поэтической лето­писью царствования Екатерины Великой. Посвятив ей оду Фелица (полное название Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице), он добился широкого признания не только в высших кругах общества, но и у будущих поколений читателей.

Ода один из жанров лирической поэзии, широко распространившийся в пору господства литературного направления под названием классицизм. Термин классицизм произошел (от латинского слова classicus, что значит образцовый. В основе этого литературного направления лежали идеи просветителей, которые на первое место в жизни ставили достижения разума, а целью человеческой деятельности считали стремление к идеалу. Окружающий мир не соответствует идеалу.

Он должен быть преображен в нужном для писателя направлении. Соответственно, и героями произведений классицистов могли быть не рядовые люди, а те, в чьих деяниях это стремление к идеалу проявлялось наиболее ярко. То есть в первую очередь властители, цари.

В соответствии с требованиями классицизма выдающийся русский ученый и поэт Ломоносов разработал так называемую теорию трех штилей, разделив все литературные жанры на три разряда: высокие, средние и низкие. В области лирической поэзии высоким жанром стала ода, причем та ее разновид­ность, которая называлась торжественной одой. Она была предназначена для воспевания и восхваления высших достиже­ний человека, для выражения глубоких философских идей, а также для прославления лиц, стоящих на верхних обществен­ных ступенях.

Ярким примером торжественной оды в поэзии Ломоносо­ва может служить Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года. Форма торжественной оды была для поэта способом беседы с монархами и позволяла выразить соб­ственные представления об их предназначении, об их делах, направленных на благо Российского государства.

Ода Державина, написанная в 1782 году, имеет существен­ные художественные особенности, отличающие ее от класси­ческой ломоносовской торжественной оды. У Ломоносова императрица предстает перед читателем в своем божествен­ном качестве как помазанница Божия. И при этом лишена каких-либо индивидуальных, личностных черт.

Поэт воспевает императрицу, вознося хвалы ее государственным деяниям.

Державинский подход к адресату своего стихотворения более разносторонен. Называя Екатерину богоподобной ца­ревной, поэт в то же время изображает ее в разных ракурсах, что делает образ императрицы живым и приближенным к чи­тателю. Более того, ода Державина, при легкой сатирической направленности, отличается шутливым тоном, приближенным к обыденности материалом, обильным использованием выра­жений из повседневной речи.

Уже само название оды носит шутливый оттенок. Исполь­зуя его, поэт как бы намекает монархине о том, что она и сама имеет отношение к литературному творчеству. Таким образом, наряду со всеми признаками классической оды, в стихотворе­нии возникают элементы дружеского послания. Екатерина, как известно, занималась сочинительством.

Одним из ее лите­ратурных опытов стала Сказка о царевиче Хлоре, которую она написала для своего внука будущего императора Алексан­дра Первого. Имя героини оды Фелица, что в переводе озна­чает счастливая, также заимствовано поэтом из этой сказки. Так в его произведении возникает игровой элемент, придающий некий не вполне официальный характер всей оде. Причем Дер­жавин не сомневается, что императрица не только не будет на него в обиде, но и по достоинству оценит такой диалог двух рав­ноправных служителей муз.

Из того же игрового ряда и имено­вание себя и сановников Фелицы мурзами. Для Державина тут присутствует и автобиографический момент, так как сам он вел свою родословную от татарского князя (мурзы) Багрима, слу­жившего великому московскому князю Василию Темному.

Однако шутливый тон и игровое обрамление не лишают оду ее основного хвалебного смысла. Вероятно, именно поэто­му императрица благосклонно отнеслась к шуточному харак­теру стихотворения. Однако особенность хвалы, и в этом отли­чие Державина от его предшественника Ломоносова, в вос­певании не только исторических заслуг Екатерины, но и ее личных человеческих достоинств. Так, поэт подчеркивает не­прихотливость императрицы в быту:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая Бывает за твоим столом…

Не могли не понравиться державному адресату оды и стро­ки, восхваляющие ее обращение с подданными:

…ты нимало не горда;

Любезна и в делах, и в шутках,

Приятна в дружбе и тверда…

Но еще больше ценит поэт справедливость и доброту цари­цы, а особенно то, что…

…Еще же говорят неложно,

Что будто завсегда возможно Тебе и правду говорить.

Разумеется, Державину, как человеку, близкому к придвор­ным кругам, известны были не только добродетели, но и пороки Екатерины и ее мурз. Но даже просто сказать вслух об этом в те времена было опасным для жизни; да и сам жанр оды не предпо­лагал никаких эпитетов, кроме хвалебных, панегирических.

Значение оды Фелица в истории русской литературы очень велико. Она стала первым произведением реалистичес­кого жанра, хотя и была облечена в шутливую аллегорическую форму.

Уверенность в долгой жизни своих произведений Держа­вин выразил в стихотворении 1795 года Памятник, где так оценил свои заслуги перед русской литературой:

…Первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.

Это произведение, представляющее собой переложение оды древнеримского поэта Горация, послужило образцом для знаменитого пушкинского стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный….

В данной работе рассматриваются черты классицизма в произведениях поэтов XVIII и XIX веков М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

Классицизм – художественный метод, направление, существовавшее в литературе европейских стран в XVII-XIX веках, основанное на подражании античным образцам. У этого направления были свои строгие правила и принципы. Например, соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Герои четко делятся на отрицательных и положительных персонажей. Произведения должны иметь воспитательную направленность, то есть служить главной цели – быть полезными Отечеству в деле воспитания подрастающего поколения. Основным конфликтом в произведениях классицистов является конфликт между долгом и чувством. Примеры находим у таких авторов, как Д.И.Фонвизин и Г.Р.Державин.

Черты классицизма мы находим в поэзии М.В.Ломоносова, предложившего реформу стихосложения и воплотившего её в своём творчестве. Любимым жанром его была ода, положившая начало поэзии государственного служения, где героем может быть просвещённый монарх или другой идеальный человек, служивший общественному благу во имя процветания Отечества.

Восхваляя Елизавету, автор напоминает ей и россиянам о Петре I, великом реформаторе, просвещённом монархе, и призывает Елизавету быть покровительницей наук, ремёсел, чтобы освоить и использовать богатства России для благополучия и процветания государства.

Торжественность и монументальность оде придают метафоры, олицетворения, гипербола и другие средства художественной выразительности речи. Особенно характерны для стиля классической оды риторические вопросы, восклицания, обращения (О, вы, которых ожидает. ).
Данное произведение отличается высокой идейностью и особым пафосом: торжественным, гражданственно-патриотичным.

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.

Державин также посвящает свои оды Потёмкину, Зубову, другим государственным деятелям. Его поэзия, как и требовалось по канонам классицизма, имеет гражданскую направленность и служит интересам общества, государства.

Произведения М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина являются лучшими примерами русского классицизма, образцами литературного творчества российских поэтов XVIII, начала XIX веков.

Зоя, очень интересная и познавательная статья.

Лучше начинаешь понимать поэзию и литературу, когда сам пытаешься писать и видишь многообразие возможностей литературного выражения, лучше практически понимаешь направления литературного искусства. Вот когда весьма интересно вновь перечитать статьи об этих направлениях.

Мне очень понравилась Ваша статья о классицизме в русской поэзии, об общем и различном в творчестве двух ее сильных представителей - Ломоносова (воистину русского титана) и Державина. Ломоносов более лиричен, Державин же, следуя за Ломоносовым в этом жанре, вносит большую трезвость и реализм. Но общее - воспевание, благодарение, прославление творцов и творения. Жанр сей мне близок.

Зоя, статья интересна, полезна, понятно и структурированно представлена. Получил несказанное удовольствие от чтения.

С праздниками, Зоя.

Мира, удач и всяческих благ Вам.

Здравствуйте, Игорь!
Спасибо за поздравления и пожелания, и Вас с Праздниками Светлой Пасхи,
со всеми майскими Праздниками! Желаю Вам благополучия, удачи, любви и счастья!
За добрые слова я очень Вам благодарна, так как у нас с Вами
много общего в понимании русской классики.
С теплом и уважением

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: