У александра сергеевича пушкина много сказок поэм и стихов сочинение

Обновлено: 04.05.2024

Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. “Сказка о попе и о работнике его Балде” – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники.

Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые

поручения, например собрать оброк с чертей. “Сказка о попе и о работнике его Балде” при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840 году в журнале “Сын Отечества” с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. “Поп” был превращен в “купца Кузьму Остолопа”. Начиналась она так:

Жил-был купец Кузьма Остолоп, По прозванью Осиновый Лоб.

В “Сказке о рыбаке и рыбке” отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства:

В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он

вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:

“Что ты, баба, белены объелась?”

Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В черновых вариантах сказки можно проследить, как Пушкин ищет наиболее емкое слово, чтобы дать определение характера и поведения старухи дворянки: “Осердилась глупая старуха”, “Осердилась (сварливая) нахальная”… “Осердилась злая старуха…” “Я тебе госпожа, я дворянка, А ты мой оброч-ный крестьянин…” “Я дворянка, а ты мой крестьянин…”

В окончательном варианте сказки подчеркнуто тупое самодурство старухи, которая действует в соответствующей бытовой и социальной обстановке:

Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа: “Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою?” Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей затолкали, А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила; А народ-то над ним насмеялся: “Цоделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!”

Глядь: опять перед ним землянка;;

На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.

“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” написана в 1833 году. Напечатана впервые в 1834 году в журнале “Библиотека для чтения”. В ней особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок.

В “Сказке о мертвой царевне” положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.

Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству. Он использует постоянные эпитеты, народные суффиксы:

Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга. Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля.

В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что “всех милее, всех румяней и белее”, и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.

Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой “отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой”. Он близок к природе.

Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу и, наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние: Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: “Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море. Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее”.

Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор в самой композиции сказки, развернув народные обращения-заклинания в поэтическую картину.

“Сказка о мертвой царевне” написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:

Долго царь был неутешен. Но как быть? и он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой.

Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей “темный мир” в сказке. Мачеха “черной зависти полна”, “горда, ломлива, своенравна и ревнива”. Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: “Тут ее тоска взяла, и царица умерла”.

Коротко о главном

Книги А. С. Пушкина не нуждаются в представлении. Эти добрые и поучительные повествования в стихах уносят читателей то в Лукоморье, где ходит кот ученый, то к берегу синего моря, где обитает Золотая Рыбка.

Няня, Арина Родионовна

Все сказки, написанные Пушкиным, на самом деле являются народными. В детстве маленькому Саше их рассказывала его няня, Арина Родионовна.

Краткое содержание ее таково: старик и старуха проживают вдвоем недалеко от моря. Живут тем, что старик ловит в море рыбу неводом, старуха занимается домашним хозяйством. Обитают они в старой, вросшей в берег землянке. Каждый день старуха пилит старика из-за их бедности.

Однажды старик в очередной раз пошел к морю и закинул в него невод. И, вот чудо, в сеть попалась Золотая Рыбка. Она оказалась волшебной и пообещала старику за свое освобождение исполнить 3 его желания.

Старик оказался добр и некорыстен, отпустил рыбку обратно в море. Старуха на старика очень сильно рассердилась, что он отказался от этого предложения и велела взять у рыбки новое корыто вместо старого и разбитого.

И вот с этого и началась поучительная история.

Вернувшись домой, старик застал старуху у разбитого корыта, сидящую рядом со старой землянкой.

Все вернулось туда, где началось.

Старик в этой сказке является персонажем положительным. Он много и честно работает, стараясь содержать семью. Золотая Рыбка готова ему помогать. А отрицательный персонаж — старуха хочет все и сразу, ее желания растут не по дням, а по часам. Старик для нее, как и Золотая Рыбка лишь средство достижения цели.

Выводы, которые можно сделать, прочитав это произведение:

  • чтоб иметь различные блага и жить в достатке, нужно трудиться.
  • умей довольствоваться тем, что есть, радуйся каждому дню своей жизни, чтоб не остаться в конце у разбитого корыта.

В конце сказки царь Салтан приплывает на остров и встречает там царицу и своего сына, князя Гвидона. Добро побеждает зло. Хитрые и завистливые сестры вместе со сватьей бабой Бабарихой наказаны.

Сказки А. С. Пушкина красиво и ненавязчиво учат, что:

  1. Добро всегда побеждает, а зло непременно будет наказано.
  2. Жадность, зависть — это очень плохие попутчики человека в его жизни.
  3. Относитесь к людям с добром и они вернут вам его сторицей.

Некрасова Лена
В сказке А. С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" говорится о борьбе добра со злом. Добро несет в себе царевна, а зло - царица.
Не просто так царь женился на царице. Она была очень красивая, умная и хитрая. Но очень злая. Еще она была горда, ломлива, своенравна и ленива. А царевна тоже была очень красива и умна. Белолица, черноброва, кроткого нрава. Но был и недостаток: девушка была доверчива.
Царица все время строила беды царевне, потому что ревновала к ее красоте. Сначала она заставила Чернавку отвести царевну в лес, а еще дала царица отравленное яблоко, и на этот раз царевна попалась. И, наконец, добро победило зло. Елисей нашел царевну, и она ожила. И когда Елисей привел царевну в королевство, то тогда царица, увидев ее, умерла от зависти. И на следующий день сыграли свадьбу.
В хороших сказках добро всегда побеждает зло.

Ларионова Даша
В сказке А. С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" говорится о борьбе добра со злом! Царица была злая и поэтому она хотела быть самой красивой. А царевна была лучше ее, поэтому она решила убить царевну. Первый раз она хотела свести царевну в лес. Чернавка пошла отводить ее в лес на съедение волкам! Царевна была красивая: "белолица, черноброва, нраву кроткого такого, и жених сыскался ей - королевич Елисей". Но Чернавка ее любила и поэтому не стала ее связывать. Она отпустила девушку и пошла домой. Поэтому царица попыталась второй раз убить ее! Царевна тем временем набрела на дом, где жили семь богатырей. Она зашла в него, убрала. Там жил пес. Ее приняли как почетную гостью, и она осталась жить у них.
Царица переоделась в черницу и пошла к ней. Отдала яблоко и пошла прочь! Царевна отравилась! Как это узнали семь богатырей, не стали хоронить ее, а просто в пещере повесили хрустальный гроб и туда положили царевну. Королевич Елисей проделал огромный путь и нашел ее! Он ударился о гроб, и чары рассеялись! Он отвез ее домой, но как узнала это царица, не стерпела и от зависти умерла! Тотчас свадьбу учинили! Ведь добро побеждает зло!

Попова Даша
В сказке А. С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" говорится о борьбе добра со злом. Добро олицетворяет царевна, а зло - царица.
Царица очень красива, умна, бела, но тяжелый у нее характер. Она ломлива, своенравна, ревнива, горда. Царица полная истеричка. Когда она рассерживалась, царица бросала зеркальце, которое было дано ей в приданое. Царевна же - наоборот. Она была красивее, и характер был у нее другой. Царевна черноброва, кареглаза, тонка, стройна, белолица. Эта девушка была доверчива; у царевны был кроткий нрав. Она никогда не прекословила. Но царица строила против нее козни: завела царевну в лес на съедение волкам, дала ей отравленное яблоко. Но все-таки добро победило, и злая царица умерла.
В каждой сказке добро побеждает.

Чернова Мария
В сказке А. С.. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" говорится о борьбе добра и зла. Царевна - добро, а царица - зло.
Царица высока, стройна, бела, красива, но недостатки тоже есть: она ревнива, своенравна, ломлива и горда собой. Нервы тоже у царицы не в порядке Если зеркальце говорило ей не то, что она хотела услышать, то у царицы были самые настоящие истерики.
Царевна белолица, черноброва. Нрав кроткий у нее. Она доверчива, скромна, красива, добра, трудолюбива. Ей было пятнадцать лет.
И по злобе своей царица придумала две козни. Первая - царица приказала служанке завести царевну в лес на съедение волкам. Вторая - царица принесла уже сама яблоко отравленное, отдала царевне и в ответ хлеб получила. А царевна умерла.
Царевна спасла любовь Елисея. Дева ожила, а царица, как увидела живой соперницу свою, тут же умерла.
Эта сказка показывает, что добро побеждает зло.

Тарасова Кристина
В сказке А. С. Пушкина "Сказка о мертвой

спасибо у меня 5

Некрасова Лена
В сказке А. С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" говорится о борьбе добра со злом. Добро несет в себе царевна, а зло - царица.
Не просто так царь женился на царице. Она была очень красивая, умная и хитрая. Но очень злая. Еще она была горда, ломлива, своенравна и ленива. А царевна тоже была очень красива и умна. Белолица, черноброва, кроткого нрава. Но был и недостаток: девушка была доверчива.
Царица все время строила беды царевне, потому что ревновала к ее красоте. Сначала она заставила Чернавку отвести царевну в лес, а еще дала царица отравленное яблоко, и на этот раз царевна попалась. И, наконец, добро победило зло. Елисей нашел царевну, и она ожила. И когда Елисей привел царевну в королевство, то тогда царица, увидев ее, умерла от зависти. И на следующий день сыграли свадьбу.
В хороших сказках добро всегда побеждает зло.

Ларионова Даша
В сказке А. С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" говорится о борьбе добра со злом! Царица была злая и поэтому она хотела быть самой красивой. А царевна была лучше ее, поэтому она решила убить царевну. Первый раз она хотела свести царевну в лес. Чернавка пошла отводить ее в лес на съедение волкам! Царевна была красивая: "белолица, черноброва, нраву кроткого такого, и жених сыскался ей - королевич Елисей". Но Чернавка ее любила и поэтому не стала ее связывать. Она отпустила девушку и пошла домой. Поэтому царица попыталась второй раз убить ее! Царевна тем временем набрела на дом, где жили семь богатырей. Она зашла в него, убрала. Там жил пес. Ее приняли как почетную гостью, и она осталась жить у них.
Царица переоделась в черницу и пошла к ней. Отдала яблоко и пошла прочь! Царевна отравилась! Как это узнали семь богатырей, не стали хоронить ее, а просто в пещере повесили хрустальный гроб и туда положили царевну. Королевич Елисей проделал огромный путь и нашел ее! Он ударился о гроб, и чары рассеялись! Он отвез ее домой, но как узнала это царица, не стерпела и от зависти умерла! Тотчас свадьбу учинили! Ведь добро побеждает зло!

Попова Даша
В сказке А. С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" говорится о борьбе добра со злом. Добро олицетворяет царевна, а зло - царица.
Царица очень красива, умна, бела, но тяжелый у нее характер. Она ломлива, своенравна, ревнива, горда. Царица полная истеричка. Когда она рассерживалась, царица бросала зеркальце, которое было дано ей в приданое. Царевна же - наоборот. Она была красивее, и характер был у нее другой. Царевна черноброва, кареглаза, тонка, стройна, белолица. Эта девушка была доверчива; у царевны был кроткий нрав. Она никогда не прекословила. Но царица строила против нее козни: завела царевну в лес на съедение волкам, дала ей отравленное яблоко. Но все-таки добро победило, и злая царица умерла.
В каждой сказке добро побеждает.

Чернова Мария
В сказке А. С.. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" говорится о борьбе добра и зла. Царевна - добро, а царица - зло.
Царица высока, стройна, бела, красива, но недостатки тоже есть: она ревнива, своенравна, ломлива и горда собой. Нервы тоже у царицы не в порядке Если зеркальце говорило ей не то, что она хотела услышать, то у царицы были самые настоящие истерики.
Царевна белолица, черноброва. Нрав кроткий у нее. Она доверчива, скромна, красива, добра, трудолюбива. Ей было пятнадцать лет.
И по злобе своей царица придумала две козни. Первая - царица приказала служанке завести царевну в лес на съедение волкам. Вторая - царица принесла уже сама яблоко отравленное, отдала царевне и в ответ хлеб получила. А царевна умерла.
Царевна спасла любовь Елисея. Дева ожила, а царица, как увидела живой соперницу свою, тут же умерла.
Эта сказка показывает, что добро побеждает зло.

Тарасова Кристина
В сказке А. С. Пушкина "Сказка о мертвой

  • Список сказок
  • О попе и работнике Балде
  • Повествование о царе Салтане
  • О рыбаке и рыбке
  • О мёртвой царевне и семи богатырях
  • Сказка о золотом петушке
  • Общая мораль

Моя любимая сказка Пушкина

Список сказок

Пушкин написал множество произведений, среди которых есть поэмы, романы, драмы, стихотворения и проза. Сказок автор написал также несколько. Некоторые из них так и не были закончены:

  • о попе и работнике его Балде;
  • о царе Салтане;
  • о Золотой Рыбке; ;
  • о золотом петушке.

О попе и работнике Балде

Сказка о попе и работнике Балде

Сделка состоялась, и Балда стал работать. Свои обязанности он исполнял усердно, но когда год стал подходить к концу, поп решил избежать даже и такой незатратной для него платы и дал мужчине якобы невыполнимое задание. Однако Балда с ним справился, хотя для этого ему и пришлось хитростью получить оброк с чертей.

Попу ничего не осталось, как расплатиться с работником, а тот дал такие щелчки, что у хозяина вышибло ум. Из этой книги можно извлечь мысль, что жадность и желание обмануть другого никогда не приведёт ни к чему хорошему, а хитрость и ум всегда помогут найти выход из любой ситуации.

Повествование о царе Салтане

Однако сестрицы недовольны и оговаривают более удачливую девушку. Это приводит к тому, что царица вместе с новорождённым сыном оказывается запертой в бочке, брошенной в открытое море. Однако волшебный ребёнок растёт очень быстро и вскоре освобождает себя и мать. Далее он встречает царевну-Лебедь и освобождает её от Коршуна, за что в качестве благодарности получает целое царство.

Правление царевича Гвидона проходит честно и добро. Спустя время он обретает потерянного отца, и семья воссоединяется.

Таким образом, сказочник рассказывает о том, как важно быть добрым, смелым и решительным и не отчаиваться ни в каких ситуациях. Зависть и ложь других людей может принести много страданий, но нужно помнить, что с помощью любви и прощения преодолеваются все трудности. Однако даже самые добрые, мудрые и честные люди, как царь Салтан, могут ошибаться и быть слишком доверчивыми, поэтому решения нужно принимать, помня, что не все люди говорят правду.

О рыбаке и рыбке

Мой любимый герой сказок Пушкина — Золотая Рыбка. Об этом волшебном животном, умеющем выполнять любые желания, повествует соответствующая история. В ней главная героиня с помощью своей способности спасает собственную жизнь. Будучи пойманной в сети, она предлагает рыбаку исполнить его желание в обмен на свободу. Но добрый старик отпускает её просто так.

Сказка о рыбаке и рыбке

Однако на этом история не заканчивается. Жена рыбака, узнав о произошедшем, заставляет старика вновь искать волшебное существо, чтобы попросить о новом корыте. Когда желание исполняется, в женщине разыгрывается алчность, и она просит всё новых и новых подарков.

Не знающая меры старуха вскоре логично возвращается к первоначальной бедности. Это показывает, что чрезмерная властность и грубость, желание ничего не делать и жить в роскоши никогда не приведут ни к чему хорошему. Нужно довольствоваться тем, что есть, и ставить себе реальные задачи, иначе вмиг можно потерять все блага.

Жалко в этой ситуации только старика, который безропотно потакал желаниям своей жены, хоть в душе и противился им, ему было стыдно за свои просьбы. Но он смиренен и ничего не желает для себя, продолжая жить в нищете, даже когда его жена становится богатой.

О мёртвой царевне и семи богатырях

Больше всего среди сказок Пушкина мне нравится история, в которой царица, уверенная в том, что она одна должна быть самой красивой на свете, пытается избавиться от своей падчерицы, которая может выступить ей соперницей. Жестокая женщина приказывает служанке оставить девушку привязанной к дереву в лесу, чтобы её могли убить волки, но та не осмеливается на такой поступок и отпускает красавицу.

Девушка ищет укрытия в лесу и находит дом, где обитают семь богатырей. Мужчины сжаливаются над бедняжкой и принимают её к себе как сестру, но вскоре царица узнаёт, что её план не удался, и решается претворить его в жизнь снова.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

На этот раз она принимает облик старухи и угощает падчерицу отравленным яблоком, от которого она впадает в глубокий сон. Нашедшие девушку богатыри не могут её разбудить и с печалью оставляют её в хрустальном гробу в пещере.

Спасает красавицу принц, сила любви которого будит несчастную. Молодая пара женится, а злая царица умирает от собственной злобы и бессилия.

Эту сказку в творчестве Пушкина можно считать примером того, как зло и зависть по отношению к другим могут разрушить много жизней. Но также она даёт веру в то, что верность и добродетель победят любые неприятности.

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке — одна из самых необычных, потому что в ней главным героем является отрицательный персонаж. Это царь Дадон, который так привык к своей власти, что считает возможным делать всё, чего бы ему ни захотелось. Когда он был молод, он варварски нападал на соседские владения, но стал старым и ему было всё сложнее защищаться от ответных наступлений.

Сказка о золотом петушке

Ситуация справедливая, ведь он мог заключить мир ранее и спокойно доживать свой век, но в сложившейся ситуации нужно что-то делать, и Дадон придумал обратиться за помощью к звездочёту. Царь и мудрец пришли к соглашению, согласно которому первый получает золотого петушка, охраняющего государство, но обязуется выполнить любое желание старца.

Сначала всё было хорошо, но потом звездочёт потребовал расплаты в лице шамаханской царицы, а Дадон, не собиравшийся придерживаться клятвы, просто убил благодетеля. Однако недостойный и несправедливый поступок был тут же наказан. Волшебный петушок клюнул царя в голову, отчего он сразу умер.

Таким образом, петушок выступил в качестве высшей силы, творящей справедливость, а читатель понял, что любое обещание нужно выполнять, иначе последует наказание.

Общая мораль

Ученик пишет на уроке

Какую бы сказку для сочинения ни выбрал ребёнок, вывод по ней может быть общим. Если на уроке дать задание сделать конспект нескольких историй, ученики увидят, что тема добра и зла в произведениях Пушкина выражена очень ярко. Положительные герои, обладающие такими качествами, как мудрость, справедливость, доброжелательность, всегда одерживают верх над теми, в чьих характеристиках присутствует жадность, злость или зависть.

Вот почему сказки Пушкина любят дети. Произведения, которые он сочинил, привлекают тем, что дают чёткие ориентиры, как нужно поступать, чтобы в жизни всё сложилось хорошо, и заставляют задуматься над последствиями плохих поступков.

Читайте также: