Что такое богатырство сочинение

Обновлено: 04.07.2024

представляет собой один из важнейших элементов его культуры, ярко отражая присущие ему своеобразие, характерные черты мышления и дух.

В связи с этим очевиден потенциал для рассмотрения эпоса как феномена культуры, отражающего свойственные для определённого народа особенности.

Исследование русского эпоса с культурологической точки зрения послужит для развития культурологической науки и потенциально будет использовано для решения проблем духовной жизни современного российского общества.

За богатым пластом исследований, посвящённых русскому героическому эпосу – былинам и их главным героям – богатырям, возникает мысль о том, что возможно рассматривать богатырство, как некое качество, первоначально существовавшее только в рамках эпоса, но с течением времени перешедшее за его пределы и воплотившееся в новых областях русской культуры, сформировав таким образом глобальную, охватывающую их идею.

Структурные составляющие русской идеи богатырства воплощены в композиционном строе нашей работы, где осуществляется движение от осмысления самого первофеномена богатырства (глава первая) – через его акмеологическую структуру, характерологию и типизацию (глава вторая) – к последующему историческому развитию, возрождению, деградации и перспективе осмысления возможностей (глава третья).

В русской былине заключен архетипический мифологический потенциал и на
протяжении веков хранится историко-культурное наследие русского народа.
Герои классической русской былины представляют собой совершенно

разные образы, но они порождены единой культурной общностью.

Изучение былинного наследия является основой для понимания русской культуры и ее развития. Образы былин со временем видоизменяются под влиянием культурных особенностей, и уже в видоизмененном и адаптированном виде проникают в массовую культуру и искусство. Познание символов прошлого помогает найти ответы на сложные вопросы современности, касающихся восприятия и создания идеалов на основе богатырских образов и нравственного содержания былинного повествования. Запечатлённые в культуре народа, данные образы помогают самоопределению личности в современном мире, а также на глубинном уровне смыслов мифологем учат человека отношению к истории.

Герой былины представляет собой прежде всего образец для подражания в
рамках породившей его эпохи, но его действия – это нормы и правила,
адресованные и последующим поколениям. С давних времен русские богатыри

служили образцом, являлись примером для подражания. Обращение к богатырским образам, их разнообразное воплощение в культурном пространстве России стало традицией. Изначально героический эпос решал важную культурно-воспитательную задачу – формировал нравственно-интеллектуальные основания народного сознания, его представления о долге перед Родиной, воинской чести, напоминал новым поколениям о подвигах, совершенных их предками. Современной России на данном этапе развития необходимо обращение к национальному культурному наследию, которое способно укрепить духовную преемственность между поколениями.

1 Бердяев Н. Русская идея. YMCA-PRESS, Париж, 1971, С.254.

2 Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии. – Полн. собр. соч. В 13 томах. – М.,1954. – Т.5. – С.427.

Несмотря на активное использование образов богатырей в литературных, художественных, музыкальных произведениях, мы можем наблюдать, что в последнее время усиливаются негативные тенденции по утрате современной молодежью полноценных знаний об этой части наследия русской культуры. Она вытесняется у человека постиндустриального общества новой масс-культурой, ориентированной на принцип потребления и стремление к удовольствию. Псевдогерои масс-культуры подменяют собой традиционные образы богатырей, исторически вошедшие в контекст русского культурного пространства.

На современном этапе важную роль играет реабилитация нравственных
общечеловеческих ценностей, обеспечивающих достойное существование

современного общества в будущем: без полноценного восприятия духовных ценностей невозможно формирование нравственной сущности человека.

Исходя из вышесказанного, нам представляется необходимым рассмотреть укорененность данных образов (богатырей) во всей совокупности русской культуры и обосновать необходимость их активизации в современном культурном пространстве России.

Вышеизложенные положения доказывают актуальность избранной темы и перспективность дальнейшей разработки в данном направлении.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема зарождения русского героического эпоса и его взаимодействия с мифом рассматривалась в трудах В. М. Жирмунского (Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки), Е. М. Мелетинского (Происхождение героического эпоса : Ранние формы и архаические памятники), Т. А. Новичковой (Эпос и Миф), В. Я. Проппа (Русский героический эпос).

Кроме того, огромное значение в исследованиях мифотворчества имеют работы таких представителей структурно-семиотической философской традиции: Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова. В.В. Иванова,

Помимо этого, вопросам, связанным с богатырской тематикой, посвящён ряд современных диссертационных исследований.

Историко-типологическому и сопоставительному анализу образа богатыря в русском и башкирском героическом эпосе посвящена диссертационная работа Н.Г. Кульсарина 6 .

3 Долгов В.В. Представления об обществе в картине мира населения Древней Руси XI-XIII вв. : диссертация
. доктора исторических наук : 07.00.02 / Долгов Вадим Викторович.- Ижевск, 2008.- 616 с.

4 Рыльский Г.В. Трансформация былинных героев в культурной динамике : на материале отечественной
анимации : диссертация . кандидата культурологии : 24.00.01 / Рыльский Герман Витальевич.- Кострома,
2011.- 196 с.

5 Кулагин Д.Л. Мифологемы в смысловом контексте культуры (на материале русских сказок и былин):
диссертация . кандидата Философских наук: 24.00.01 / Кулагин Дмитрий Леонидович. - Ростов-на-Дону,
2017 – 156 с.

6 Кульсарин Н.Г. Образ богатыря в русском и башкирском героическом эпосе: диссертация … кандидата
филологических наук: 10.01.09 – Фольклористика / Кульсарин Нур Галинурович. – Уфа, 2014

Объект диссертационного исследования – героические начала русского эпоса.

Предмет исследования – феномен богатырства в русской культуре (состав, структура, смысловое наполнение).

Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих задач:

Изучить и проанализировать состояние проблемы представления о богатырстве как феномене русской культуры и изучения этого феномена в культурологии;

Выделить ключевые особенности, отличающие русского богатыря от героев западноевропейского эпоса, определив, таким образом, содержание их общих и противоположных качеств;

Выделить ряд вторичных образов, которые выступают преемниками богатырства от первичных образов богатырей (Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, Василия Буслаева);

Выделить женские образы в русских былинах, дать их культурологический анализ;

Теоретико-методологическая база исследования.

Методологическая база исследования.

В нашем исследовании был использован интегративный подход,

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Рассмотрена типология богатырства в русской культуре: Илья Муромец – воин-защитник (защита, сохранение), Микула Селянинович – пахарь-труженик (создание, преобразование), Василий Буслаев – бунтарь (вольница, разрушение).

Установлено, что в процессе развития русской культуры происходит трансформация форм воплощения богатырского образа, выступающего транслятором идеи богатырства.

Определена специфика, выявлены самобытные черты русского богатырства путём сравнения героев русских былин с героями западноевропейского эпоса.

Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование вносит определённый вклад в теорию и историю культуры, который состоит в

Впервые в культурологии богатырство становится предметом пристального теоретического рассмотрения, расширены представления о возможной области значений богатырства как феномена русской культуры.

Теоретическая значимость результатов диссертации заключается также в рассмотрении специфических черт богатырства. Результаты исследования способствуют углублению научных представлений в области теории и истории культуры о значении и роли богатырского эпоса в системе русской культуры.

Выводы, сделанные в диссертации, применяются при изучении русского эпоса, а также при анализе процессов его воплощения в иных формах отечественной культуры.

Этапы исследования.

На первом этапе (2014-2015) были определены тема и область исследования,
осуществлялась разработка понятийного аппарата исследования, проводилась
описание методологических оснований диссертационного исследования, изучение
философской, культурологической, исторической источниковой базы,

диссертационных исследований, близких по теме нашей диссертации.

Второй этап (2015-2016) включал написание положений, выносимых на защиту, их раскрытие в главах диссертаций, апробацию выделенных теоретических положений и их корректировку, написание текста статей, участие в конференциях различного уровня.

На третьем этапе (2016-2017) осуществлялась систематизация результатов диссертационного исследования, корректировка теоретических положений, написание выводов, оформление текста статей, окончательного текста диссертации и автореферата.

Личный вклад соискателя заключается в следующем:

В выделении и рассмотрении женских образов, их особенностей, описании основных ролей женских персонажей в былинных сюжетах, выделении специфики женского богатырства.

В сравнении русского и западноевропейского эпосов, выделении их общих и различных черт. Рассматриваются такие аспекты, как происхождение героев, мотивы, побудившие каждого из них к совершению подвигов. Анализируется, как Герои относятся к богатству, мести, как в эпосе представлены отношения между героем и правителем, как показатель места героя в иерархии эпического мира.

В установлении и описании форм воплощения и трансформации богатырских образов в русской культуре, существенной причастности к ним образа

Русского Солдата (Солдата-богатыря), выражающего этико-нравственный

потенциал русского народа, ярко проявившийся во время Первой мировой и Великой отечественной войн.

Соответствие диссертационного исследования паспорту специальности.

Диссертация соответствует следующим пунктам паспорта научной

специальности 24.00.01 – теория и история культуры, а именно:

9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; 15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества; 22. Культура и национальный характер.

Основные положения, выносимые на защиту:

Былинное богатырство в русской культуре представляет собой специфическую форму русской героики, основными признаками которой являются выражение народной силы, ориентация на сохранение, стабилизацию, определённый альтруизм, бескорыстие, духовное братство, приоритет служения родной земле и народу.

Представление о богатырстве в русской культуре менялось с течением времени, происходило расширение смыслового поля богатырства, т.к. оно принимало в себя новые значения и расширяло старые.

Сравнительный анализ героев русского и западноевропейского эпоса показал наличие у героев как общих, так и противоположных качеств.

В русской культуре существует ряд вторичных (переходных) образов, которые выступают преемниками богатырства от первичных образов богатырей (Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, Василия Буслаева). Для преемственности характерно купирование либо определённая трансформация набора характеристик, которыми обладал первичный образ. В качестве примера в исследовании рассматривается образ Русского Солдата (Солдата-богатыря) как вторичный по отношению к Илье-Муромцу по своим защитно-патриотическим функциям.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из 12 параграфов, заключения, библиографического списка,

включающего 132 наименования, 16 приложений. Объем диссертации составляет 155 страниц.

Аспект силы в структуре богатырства

Образ богатыря в сознании русского народа прочно связан с выдающимися физическими данными, а, следовательно, с гиперболизированными примерами их демонстрации, не ограничивающимися только сражениями с чудовищами или выходом в одиночку против целого вражеского войска.

Нужно отметить, что богатырская сила имела ситуативный характер. Она проявлялась в моменты наивысшего напряжения, в острых критических ситуациях, когда её проявление необходимо, например, для защиты Родины от врагов. В определенные моменты сила могла исчезать (плен у татар, заточение у князя и др.). Тем самым эпос по-своему подчеркивает вполне человеческую природу богатырей.

К силе, на наш взгляд, можно косвенно отнести и могучее здоровье богатырей. Так, В. М. Жирмунский отмечал, что в «архаических формах былин наличествует тенденция: сохранить герою физическое бессмертие38. В народном творчестве были широко распространены сюжеты, где богатырь, убитый своими коварными врагами, возвращался к жизни благодаря помощи либо своего чудесного коня, который приносит ему живой воды (или лечебного зелья), либо благодарного животного, как в волшебной сказке, либо иным способом.

В сниженном виде богатырство проявляется в демонстрации превосходящей норму силы, примеры подобного довольно часто встречаются в этнографических записях, сборниках легенд и преданий XIX - нач. XX века:

Три вершины русского богатырства (типология богатырства в русской культуре)

Мы считаем, что оптимальным решением было бы увеличение числа образов, с которыми связано богатырство, до трёх. К Илье Муромцу необходимо добавить Микулу Селяниновича и Василия Буслаева, каждый из которых, наравне с Ильёй, является значимым носителем русского богатырства.

При всей сложности, многослойности образа Илья рассматривается, прежде всего, как защитник. С учётом того, что на протяжении своей истории Россия не раз подвергалась вражеским вторжениям, которые грозили как территориальными потерями, так и утратой государственной независимости, становится ясно, почему образ Ильи как богатыря-защитника оказался наиболее ценным и транслируемым в русском культурном пространстве.

Несомненно, Илья Муромец – сильный и могучий защитник родной земли – традиционно воспринимается как вершина богатырства. Однако, как уже было сказано, было бы неправильно, на наш взгляд, рассматривать данного богатыря в качестве единственной его вершины и сводить весь спектр понимания богатырства к единственному образу.

Необходимо отметить, что в качестве символа былинного богатырства также может рассматриваться триада: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Несмотря на значимые различия между персонажами основной былинной триады, при рассмотрении их с точки зрения идеи богатырства, все они укладываются в единую парадигму религиозно-патриотической деятельности, включающей в себя защиту родной земли, охрану границ, борьбу с чудовищными врагами.

Илья Муромец в определённой мере мультифункциональный герой.

Русский солдат-богатырь (о формировании образа)

Во второй главе нами были обозначены три вершины русского богатырства (Илья Муромец, Микула Селянинович, Василий Буслаев). Однако, необходимо заметить, что обращение к данным образам ключевых богатырей в культуре не всегда происходит напрямую. На их основе в культуре формируются вторичные образы, занимающие промежуточное положение между образом богатыря и простого человека.

Богатырь воплощает в себе народные представления о высоких нравственных качествах, свойственных подлинному герою. В этом контексте, Русского Солдата можно рассматривать как образ, наследующий основные закреплённые за богатырём функции: он также выступает защитником родной земли от врага, но если богатырь – это отдельная, монументальная фигура, то солдат – часть коллективного, обретающая силу во множестве – сокрушающем неприятеля войске. Через создание синонимической связи между образами происходит возвышение, возвеличивание образа солдата, который уподобляется богатырю.

Очевидно, что образ былинного богатыря несёт в себе значительный этико-нравственный потенциал, что делает его крайне важным в военно-патриотической области культуры. Потому логично, что главной формой применения богатырского образа в истории военной культуры России стала прежде всего военная пропаганда.

Восприятие богатыря не только как символа силы, храбрости, мужества, но и как фигуры, способной на подвиги, т. е. великие свершения, превращало сравнение с богатырём в удобный инструмент для воодушевления. Богатырь как пример для подражания заставлял простого солдата воспрянуть духом, поверить в собственные силы, проявить себя героем в тяжелом сражении.

Главным условием победы на поле боя Суворов считал нравственный элемент – состояние души и психики своих солдат, потому умело использовал все средства, которые способствовали бы поднятию боевого духа солдат.

Далее, образ солдата-богатыря вновь стал востребован уже в годы Первой мировой войны, когда сравнение русских солдат с богатырями можно было встретить в выступлениях общественно-политических деятелей:

Трансформация понятия богатырство в современной отечественной культуре (профанация богатырской идеи)

Остановимся на проблеме смысловых искажений, связанных с непрямым восприятием былинных текстов.

Таким образом, знакомство с богатырскими образами в современной России для многих молодых людей впервые происходит опосредованно, не через былины, а через масс-медиа, зачастую ограничиваясь довольно небольшим уровнем знаний.

Богатыри стали символом воинского духа, любви к Отечеству, самой Руси. Но приходится констатировать, в последнее время имеют место негативные тенденции упрощения, искажения образов богатырей при их использовании в отечественной культуре. Такое эксплуатирование богатырских образов, испокон веков пробуждающих в сознании народа лучшие качества, можно проследить на примерах отечественной анимации, карикатуристики, и т.д.

Богатырские образы, представленные в работах Мельницы, поданы без эпической серьезности, характерной для мультфильмов, затрагивавших данную тематику во времена СССР.

Мультипликационный Алеша - глупец, который не знает к чему приложить свою богатырскую силу. Другими словами, Алеша в интерпретации современных отечественных аниматоров – недалкий увалень296. Сюжетная линия мультфильма представляет нам скорее карикатуру, чем образ былинного богатыря, который подвергается в данном произведении значительной деформации. Фокусируя внимание на самых слабых сторонах личности главного персонажа, современный автор, по сути, насмехается над героическим прошлым нашего отечества в угоду развлекательности, берущей верх над исторической правдой.297

Нужно отметить, что герои богатырского эпоса достаточно часто оказываются персонажами карикатуры, которая является частью современного изобразительного искусства. Среди многообразия примеров отметим работы Андрея Абрамова, Игоря Никитина, Михаила Ворожцова, Михаила Сигунова, Петра Малкова и Григория Андросова, Сергея Сиченко. В работах указанных авторов идет активное использование в карикатуре классических живописных богатырских образов.

В русской культуре с давних времен существует огромное количество различных былин, сказаний, легенд о добрых молодцах, которые выделяются среди других людей своей огромной силой. В современном мире таких персонажей назвали бы супергероями. Мы знаем огромное количество зарубежных супергероев, однако о своих былинных традиционно русских героях, к сожалению, мы знаем немного. Хотя многие писатели, художники создавали произведения, основываясь на образах этих персонажей.

Русский народ знает о трех могучих богатырях: Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. Естественно, в былинах и сказаниях образы этих героев преувеличены, но нельзя сказать о том, что эти герои не существовали в реальной жизни. Например, один из трех богатырей, который являлся самым известным богатырем на Руси, был Илья Муромец. В своей жизни он воевал, принял монашество, а после был причислен церковью к лику святых, и даже сейчас мощи Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской лавре. Как нам рассказывали в школе, один из самых известных богатырей был до 30 лет прикован к постели, но после он обрел свою истинную силу и стал великим воином. Он погиб, по мнению исследователей, на поле битвы: копье проткнуло ему сердце.

Еще одним богатырем является Добрыня Никитич. Он был так называемым воспитателем племянника князя Владимира, а когда Владимир стал князем, Добрыня был при нем регентом. Как рассказывает история, Добрыня Никитич тренировался в боевом искусстве, его множество раз испытывали: ставили против него сотни варяжских воинов, которых он с легкостью побеждал. Также Добрыню Никитича считают одним из основоположников христианства на Руси.

Алеша Попович – третий известный богатырь. Он был одним из лучших воинов своего времени. Алеша Попович служил в дружинах Ростовского и Киевского князя. Сам он родился в Ростове, и известно, что жил он в начале 13 века, а погиб в битве на реке Калке.

Писатели и художники часто приукрашивали многие качества русских витязей, поэтому люди стали считать, что богатыри – вымышленные персонажи. До сих пор ведутся споры, были ли это былинные выдуманные герои, либо же богатыри – действительно реальные люди.

В фольклорных и в авторских произведениях образы богатырей олицетворяли силу. Русский богатырь в одиночку мог победить полчища врагов, или троица богатырей могла спасти целое государство. Что касается силы, здесь имеется в виду не только физическая сила, но и духовная. Образы богатырей показывали силу духу, смелость и храбрость.

Для русского народы образы богатырей имели большое значение: это были примеры для подражания, это были истинные герои, которых уважали и ценили. Они становились народными героями, которые показывали, что русский народ испокон веков был силен и могуществен.

Образ богатыря в русской литературе

Образ богатыря в русской литературе – это воплощение национального героя, сильного, отважного, преданного Отчизне и народу. Богатыри всегда изображаются могучими, смелыми, их не страшит никакой враг. Они в нужный момент приходят на помощь и спасают людей от нечисти, различных чудовищ и злодеев. Богатырь – всегда положительный персонаж, воплощающий идею о непобедимости русского народа. Обычно это выходец из простого народа, наделённый высокими моральными качествами и физической силой.

Самым старшим и сильным богатырём в народе считается Илья Муромец. Вторым по мужеству и доблести идёт Добрыня Никитич. За ними следует молодой, но отважный Алёша Попович. Эти народные любимцы всегда выходят победителями из любых схваток. Все они наделены лучшими качествами защитников Родины. Много у них общего, но есть у богатырей и индивидуальные особенности.

Илья Муромец чаще всего выступает как защитник русской земли, её границ. Илья борется с захватчиками, освобождает родные земли от набегов. В мирной жизни богатырь помогает вдовам и сиротам. О народной любви к своему защитнику свидетельствуют многочисленные былины, песни и сказания о его подвигах. По описанию героя, его главными качествами были чувство собственного достоинства, богатырская удаль и честь. По преданию, сила пришла к богатырю только после того, как он просидел на печи тридцать лет. Но зато потом ему не было равных ни в одном сражении.

Не менее известен былинный герой из Рязани – Добрыня Никитич, верой и правдой служивший князю своему и всему народу. Богатырская сила Добрыни проявилась очень рано. Слава о нём разошлась по всей русской земле и дошла до Мурома. Решил тогда Илья Муромец проверить героя: так ли силён молодец, как о нём говорят? Сошлись богатыри в схватке, померились силою и побратались. От других богатырей Добрыня отличался дипломатическим талантом. Он выполнял личные поручения князя, был отличным стрелком и игроком на гуслях.

Самым молодым богатырём считается Алёша Попович, родом из Ростова. Он прославился тем, что часто сражался с различной нечистью. В одном из сражений его противником был Тугарин Змей. Богатырь одолел его. В образе Алёши Поповича сказители видели некоторое безрассудство, свойственное его возрасту. Чаще всего герой одерживал победу не силой, а с помощью хитрости и смекалки. Благодаря незаурядному уму он находил выход из самых сложных ситуаций.

В произведениях русского фольклора образы богатырей, которые имеют своих прототипов, стали собирательными. Народ вложил в них все качества, которые хотел бы видеть в своих защитниках. Богатыри олицетворяют надежду людей на то, что добро всегда победит, а зло будет наказано. Людям хотелось верить, что всегда будут самоотверженные герои, стоящие на страже их спокойной жизни.

Образы русских богатырей – это назидание молодому поколению, образец для подражания. Эти народные герои готовы были пожертвовать собой ради благополучия своей родины. При этом свои подвиги они совершали бескорыстно. В одном былинном сюжете говорится, что Илье Муромцу предлагали должность воеводы. Но он отказался. Богатыри не ради своей славы или выгоды стараются, для них главное – мирная жизнь соотечественников. Многие из них совершали не только боевые, но и трудовые подвиги: пахали землю, прокладывали дороги. Приносили пользу, как могли.

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина. леса дремучие

Прошли по ней сломалися.

А грудьИлья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной.

Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным

Что ж дальше? Дальше дрянь! Кабак. острог:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло каторга

И плети предварительно.

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он всего лишь игрушка в руках судьбы.

Проблема счастья и смысла жизни в поэме. В чем счастье Матрёны Тимофеевны?

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Они сказали: так….

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы

И труженицы вечные

Господь, прибавь им сил!

С таких трудов копейками

Живиться тяжело!

Женское счастье.

Молва идёт всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живёшь… Скажи по-божески,

В чём счастие твоё?

Портрет Матрёны Тимофеевны, созданный людьми соседнего села Наготино:

Не баба! доброумнее

И глаже – бабы нет.

Наши странники отправляются в Клин искать губернаторшу (так прозвали Матрёну Тимофеевну), идут полями, радуясь богатому урожаю. Неслучайно период жатвы совпадает со знакомством мужиков с Матрёной, хотя ей и некогда вести разговоры.

Как колокол серебряный,

Гудел громовый бас…

Гудел – и прямо за сердце

Хватал он наших странников:

Не русские слова,

А горе в них такое же,

Как в русской песне, слышалось,

Без берегу, без дна.

Песня сопровождает крестьянина всю его жизнь: с самого рождения младенца мать поет ему колыбельные песни. Песня помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все праздники и гулянья, провожает в последний путь. В ней выражает человек свои чувства, мысли, скорби и чаяния.

Песня слышится и за деревней: жнецы завершают работу в поле с последними лучами солнца.

До краю недалёко!

До краю дожнемся –

Мёду (горилки) напьёмся!

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький.

Да серп через плечо.

- Как вы думаете, почему? А как в тексте объясняется причина такого состояния героини?

, подумайте, отчего песня такая печальная.

- О чём поётся в песне?

Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками. А ведь герои только познакомились, значит, песни эти известны повсеместно, они, как и народная жизнь, везде одинаковы. И в большинстве своем – грустные.

Один из основных мотивов этих песен — противопоставление покинутого родного дома и ее нового дома, дома ее мужа. Все помыслы молодой жены — о ее далеком оставленном родном доме. В воображении она птицей прилетает домой. Но дома ее не узнают: она превратилась в старуху.

У родимой мамоньки

Не набравшись разуму.

Во чужую сторону,

Во большу семью.

Посылают по воду

К белому снежку,

О жизни героини в девичестве и замужестве.

Читайте также: