Сочинение мой любимый философ сократ

Обновлено: 02.07.2024

Сократ как мыслитель эпохи высокой классики Древней Греции и святой греческой мифологии. Основные моменты его жизни, роль семьи, внешность, анализ сведений о деятельности. Некоторые аспекты сократовской философии устами Платона. Особенности его взглядов.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2010
Размер файла 21,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сократ, его идеи и образ жизни

ВЫПОЛНИЛ: студентка гр. ТГВ31

Каримова Анастасия Владимировна

Сократ (470-469 - 399 до н. э.) - первый из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции. Он был воплощением эллинской мудрости, его называли святым греческой философии. Сделав философию своей специальностью, он тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам. То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Именно на основании их воспоминаний можно излагать взгляды Сократа. Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: его жизнь и смерть символически раскрывает природу философии.

Сократ происходил из простой и бедной семьи - был сыном каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты, а потому не получил в детстве и юности утонченного образования и воспитания, которое было обязательным для юношей из аристократических семей. Внешность Сократа все называли уродливой. Он был похож на Силена: небольшого роста, с большим животом, курносый, толстогубый, с толстой шеей и большой лысиной. Его облик никак не соответствовал идеалам того времени, и, что поражало более всего, внешность философа не соответствовала “красоте его души”. Он всегда был одет в старую, потрепанную одежду и всюду ходил босиком. Его равнодушие к жаре и холоду, голоду и жажде удивляло всех. Но все это лишь облагораживало умение Сократа господствовать над всем земным, над собой и показывало величие его духа. Внешний облик донесли до нас две гермы, имеющие надписи. На одной Сократ изображен с Сенекой, на другой, находящейся в Неаполе, он изображен один. На первом портрете философ предстает человеком жизнерадостным, даже несколько похотливым, однако за некрасивой внешностью ясно видна его мудрость. Второй портрет Сократа возник лишь после его смерти. Афиняне создали его, раскаявшись в том, что заставили его выпить чашу с ядом. На портрете несправедливо осужденный философ изображен таким, каким его воспринимали ученики. Художник не стал изображать внешнее уродство, желая подчеркнуть нравственную красоту человека. Ранний портрет Сократа изображает его нищим, нетребовательным и одиноким человеком, не понятым ни своей женой Ксантиппой, ни многими другими людьми. На позднем портрете перед нами - мудрец, который провозгласил: «Существует только один бог-знания, и только один дьявол-невежество”. Нам известны только головы Сократа. Попытка дополнить одну из статуй в Копенгагене головой философа не принесла ожидаемого результата. Однако в Британском музее находится статуэтка, изображающая внезапно остановившегося Сократа: вполне вероятно, что во время прогулки по рынку он встретил знакомого и решил начать с ним философскую беседу.

Сократ как объект изучения представляет значительные трудности. Бесспорно, что он был афинским гражданином, обладавшим небольшими средствами, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты. Достоверно известно, что в 399 году до н.э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен на афинский манер. Обвинителями Сократа были демократический политический деятель Анит, поэт-трагик Мелет и неизвестный ритор Ликон. Они утверждали, что Сократ виновен в том, что не поклоняется тем богам, которых признает государство, но вводит другие, новые божества и что он виновен в развращении молодежи, так как учил ее тому же самому. Ему дали выпить чашу с ядом. Но за пределами этих фактов сведения о Сократе приобретают спорный характер. Двое из учеников Сократа, Ксенофонт и Платон, написали о нем много, но рассказывают о нем весьма различные вещи.

Ксенофонт утверждает, что Сократ был весьма благочестив и что влияние его на юношество было вполне благотворным. Его идеи, далеко не являлись разрушительными, будучи скорее скучными и банальными. Он сообщает, что Сократ был постоянно занят вопросом о том, как добиться того, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям.

Платон написал "Апологию Сократа", из которой можно узнать о некоторых аспектах сократовской философии. "Апология Сократа" представляет собою оправдательную речь Сократа, произнесенную им на афинском суде в 399 году до н.э. Композиция включает в себя: речь после обвинения, предшествующая приговору. В ней Сократ критикует обвинителей за клевету. Он говорит, что не боится смерти, а боится малодушия и позора; что убийство его будет страшно для судей, потому что после смерти Сократа вряд ли найдется человек, который будет заставлять их стремиться к истине. Речь Сократа после общего обвинения. “Я говорю вам, тем, которые убили меня, что возмездие на вас придет немедленно же после моей смерти, гораздо более тяжелое, чем моя смерть, которой вы убиваете меня. ” Речь Сократа после смертного приговора. Те, кто голосовал за смертную казнь, - говорит Сократ - причинили зло себе, ибо их будут все обвинять, а его считать мудрецом. “Но вот уже и время уходить, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить. А кто из нас идет на лучшее дело, известно одному богу”. “Апология Сократа” дает ясное изображение человека определенного типа: человека уверенного в себе, великодушного, равнодушного к земному успеху, верящего, что им руководит божественный голос, и убежденного в том, что для добродетельной жизни самым важным условием является ясное мышление.

В “Пире” Платона постоянно подчеркивается умение Сократа господствовать над всеми плотскими страстями. Он редко пил вино, но когда пил, то мог перепить любого; но никто никогда не видел его пьяным. В любви, даже при самых сильных соблазнах, он оставался “платоническим”. В дуализме небесной души и земного тела он достиг полного господства души над телом. Решающим доказательством этого господства является его равнодушие к смерти.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия.

Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Мир представляется Сократу творением божества, ”столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение”. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. Сократ следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Сократ является, по существу, первым древнегреческим философом, кто отходит от натурфилософского истолкования мира и философски, то есть путем рассуждений и умозаключений, пытается найти истину, ответы на поставленные им самим и его предшественниками-философами вопросы. Особым удовольствием для Сократа была беседа с самодовольным человеком, который, вконец запутавшись в его каверзных вопросах, терял всю свою спесь. Сократ, впрочем, изображал себя простаком, неудачи оппонента приписывал себе, посмеиваясь над собеседником. Надо сказать, что этот метод - вопросно-ответный - был новым в современной Сократу философии. С его помощью можно было легко разбивать обывательские представления о мире и его устройстве. В отличие от натурфилософов, вопросы, задаваемые Сократом, касались в основном не природы, не наук и не богов, а были о человеческом сознании, душе, морали и назначении человеческой жизни, политики и эстетики. Сократ по сути первый обратился к человеку и его сущности. Он пытался выяснить, что есть добро и зло, справедливость и закон, прекрасное и безобразное.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался принципами: сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было привести к самопознанию (“познай самого себя”). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Познание самого себя, по Сократу, - это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, то есть это поиск знания и добродетели. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека. По Сократу, наука, а в более узком смысле - знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека не может считаться наукой. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше - к совершенному человеку и добродетельным отношения между людьми. Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Тремя основными добродетелями Сократ считал: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности) и справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих). Только “благородные люди” могут претендовать на знание. А “земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя. ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему. ”. Рабочему, ремесленнику, земледельцу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.

Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблимости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса.

По Ксенофонту, Сократ восторгается “самыми древними и самыми образованными государствами и народами”, потому что они “самые набожные”. Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источник жизненных потребностей для “ благородного господина”, лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. Сократ на стороне отсталой деревни - против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа.

Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел видеть в афинских гражданах людей храбрых, благоразумных, справедливых в отношениях к своим друзьям, но не к врагам. Гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и исполнять все религиозные обряды, изучать мир, небо, планеты.

“Сократический” метод, имевший своей задачей обнаружение “истины” путем беседы, спора, явился источником идеалистической “диалектики”. Диалектика Сократа - это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. Сократ впервые поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического” метода: “ирония” и “майевтика” - по форме, “индукция” и “определение” - по содержанию.

“Сократический” метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская “ирония”.

Однако Сократ ставил своей задачей не только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться “истины”. Поэтому продолжением и дополнением “иронии” служила “майевтика”, то есть такая форма беседы, при которой умение вести диалог означало умение задавать наводящие вопросы. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию “всеобщего” как основы истинной морали.

Основная задача “сократического” метода - найти “всеобщее” в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной “индукции” и “определения”.

“Индукция” и “определение” в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Индуктивное рассуждение предназначено для определения понятия, и это понятие должно выражать сущность или природу вещи, то есть чем в действительности она является. С полным основанием можно утверждать, что Сократ стоял у истоков формирования в философии общих понятий. Если “индукция” - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то “определение” - это установление родов и видов, их соотношения, “соподчинения”.

К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, то есть учением о целесообразности. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.

Одной из проблем, волнующих философа, была проблема религии. Сократ не был атеистом, как не был и благочестивым защитником существующего пантеизма.

Государство и общество, мораль, политика, право, проблемы войны и мира тоже занимали Сократа, хотя он сторонился любой общественной и государственной деятельности. Сократ не сочувствовал государственной системе, существовавшей в Греции, обществу с его нравами и обычаями погибающего полиса.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании тем, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.

Следует упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.

Список использованной литературы

1. А.Г. Спиркин. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 1999.- 816с.

2. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. Основы философии: Учебник.- М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА - М, 2006.- 480 с.

3. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник. Издание третье.- М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.- 608 с.

Подобные документы

Сократ - первый из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции, воплощение эллинской мудрости, святой греческой философии. Идеалистическое, религиозно-нравственное мировоззрение, враждебность материализму философии Сократа.

реферат [22,2 K], добавлен 05.11.2009

Проблема человека в древнегреческой философии. Образ жизни и учения софистов. Характеристика значения софистов в развитии мировоззрения древних греков. Исследование взглядов, жизненного пути и сочинений греческих философов Сократа, Платона и Аристотеля.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 12.01.2014

Философские идеи в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Натурфилософия в Древней Греции. Философские идеи Сократа. Философия Платона. Философская концепция Аристотеля. Древнерусская философия.

реферат [48,0 K], добавлен 26.09.2002

Сократ-великий античный мудрец стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе. В центре сократовской мысли-тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла.

реферат [35,8 K], добавлен 13.11.2008

Основополагающие проблемы в философии. Проблема истинности знания и критерии истины. Сравнение взглядов Сократа, Платона и Аристотеля. Метафизические сочинения Платона. Вопросы космологии Платона. Значение этики для Аристотеля. Синтез материи и формы.

реферат [33,7 K], добавлен 26.10.2011

Сократ — древнегреческий философ: биография, образ жизни, характер, нравственная философская позиция, принципы. Учение о месте и роли человека в природе и мире. Сократ о душе, добродетели, потребностях, знании. Суд над Сократом, смерть и бессмертие.

курсовая работа [420,7 K], добавлен 04.05.2012

Сократ - легендарный античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал мудрости. Его основные идеи: сущность человека, этические принципы, "сократический метод". Философия Аристотеля: критика идей Платона, учение о форме, проблемы государства и права.

Я бы хотел пойти в ученики к Сократу, потому что он один из величайших мудрецов древности. Мне нравится то, что он был храбрым воином и ценил науку больше денег, отказывался от подарков, продолжал ходить в старой одежде. Сократ погиб за свои убеждения, выпил яд. Я думаю, этим можно восхищаться. Я бы хотел быть последователем того, чье учение известно много времени спустя именно благодаря его ученикам.
Сам Сократ не записывал свои изречения, и о его философии мы можем узнать только со слов его учеников и современников. До нас дошли такие высказывания, как "Человеку невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр", "Я знаю, что я ничего не знаю". Сократ считал главным для человека умение определить границы своего знания и незнания, принять тот факт, что истина доступна очень немногим, но можно попытаться понять хотя бы что-то. Кроме того, мудрый человек должен быть не только знающим, но и нравственным.
Но чтобы быть чьим-то учеником, не обязательно нужно хотеть попасть в прошлое. Можно и сейчас думать так же, как человек, который жил почти две с половиной тысячи лет назад. Философия есть в нашей жизни, и каждому она хоть немного нужна. Это наука, которая позволяет понять мир, найти свое место в нем, ответить на вопросы "почему?" и "зачем?" И любой, кто иногда задумывается о своей жизни, - немного философ.

К какому древнегреческому философу я пошёл бы в ученики?
Я пошёл бы в ученики к Сократу. Сократ - самый знаменитый афинский мудрец и чудак. Жил Сократ бедно, ел, что попало. Мудрецом его объявил Дельфийский Аракул в Дельфийском храме. Сократ считал, что у него есть внутренний голос.Сократ излагал свои мысли в устной форме, никогда ничего не записывал, разговаривал с прохожими на улице. Его мысли дошли до нас с помощью его учеников, например: сочинение Платона " Воспоминания о Сократе". Позже после распада тридцати тиранов начался судебный процесс над Сократом. Сократа осудили за богохульство и развращении юношества и приговорён к смертной казни на законных основаниях. Сократа казнили через яд "Цикут". Последнее, что Сократ сказал перед смертью: " Принесите в жертву богу воздаровление."
Как говорилось ранее, что Сократ все свои мысли он излагал в устной форме, но с помощью своих учеников ( в частности Платона) до наших дней дошли несколько его изречений, таких как: " Я ем, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть", "Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре", "Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам", "Голод - лучшая приправа к пище", "Высшая мудрость - различать добро и зло".
На уроке по древнегреческим философам меня именно зацепил Сократ. Мне понравилась точка зрения Сократа, его мысли и изречения. Сократ отказался бежать из тюрьмы, хотя друзья говорили ему, что надо бежать, а потому что Сократ подчинялся закону и , конечно же, своей судьбе. За это мне больше всего понравился Сократ и я бы пошёл в его ученики.
Как по мне, так: "Философия - это жизнь, нет философии - нету жизни." Философия это не религия, не наука. Философия может дать ответы на вопросы, на которые не может ответить ни наука, ни религия." Философия нужна для того, чтобы познать истину души и самого себя."

К какому древнегреческому философу я пошел бы в ученики?

Дмитрий Пустовалов
Древние греки были очень талантливым, веселым народом. Они сочиняли великолепные легенды о героях, мифы, заложили основу философии, построили первые в мире театры, оставили потомкам замечательные произведения архитектуры, скульптуры и живописи. О всех достижениях Древней Греции можно долго писать, но в данный момент мой взгляд направлен на философию. Если была философия, то были и философы, такие как: Платон, Сократ, Зенон, Аристотель и т.д. Разумеется, у них были ученики, если бы я хотел стать учеником философа, я бы выбрал себе в учителя Аристотеля.
Почему я выбрал Аристотеля? Потому что я знаю это имя еще с детства, а выбирать между философами Древней Греции просто бессмысленно, ведь все философы по-своему хороши. Аристотель - древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343г. до н. э. — воспитатель Александра Македонского. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Философия - это не наука и не религия, это то, с чего все начиналось. Философия может дать ответ на тот вопрос, на который не может дать ответ наука. Она нужна, чтобы вселять в людей какую-то мысль.

С.Э.
Прежде чем добавлять свое сочинение, прочитайте, что уже написано до вас.
Напишите об основных идеях выбранного вами философа подробнее. Поразмышляйте над ними.

К какому древнегреческому философу я пошел бы в ученики?
Я бы хотела пойти в ученики к Сократу, потому что по мне Сократ был вдохновителем всех великих философских учений Греции, несмотря на то, что они не создавал учения и не писал ничего. Сократ ставил превыше всего деятельность разума. А не писал учения, для того чтобы его живая мысль передавалась умам, которые понесут ее другим умам. И узнали его учения только благодаря его ученикам.
Стоики, эпикурейцы, киники, все моралисты Греции происходят от Сократа- не только потому что развивают в различных направлениях теорию учителя, но также и потому, что они заимствуют у него позицию"Мудреца". Для меня Сократ вернул философию с небес на землю. И мне кажется этим можно восхищаться.
Из всех высказываний Сократа больше всего мне нравится "Я знаю, что ничего не знаю". Сократ считал, что человеку очень важно знать границы своих знаний и не знаний, ведь не каждому человеку это под силам.
Философия всегда присутствует в нашей жизни и может ответить на многие вопросы, ведь для этого она и существует. И на па следок хочу сказать, сто все мы в душе немного философы.

К какому древнегреческому философу я пошёл бы в учения ?
Я хотела бы пойти в учения к Диогену .В молодости Диогена изгнали из родного города вместе с отцом за подделку денег. Виной тому был оракул, который на вопрос Диогена стоит ли браться за фальшивомонетничество, ответил: "переоцени ценности". После этого случая Диоген подался в философы, став последователем Антисфена. Поселившись в Афинах и проповедуя аскетический образ жизни, он презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, причем вел себя довольно маргинально, вызывая временами у жителей то шок, то восхищение.
Я выбрала Диогена, потому что именно он низвел до крайности свои потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Например, летом он ложился на раскаленный песок, зимой же обнимал запорошенные снегом статуи. Жил он в большой глиняной круглой бочке (пифосе). Увидев, как один мальчик пьет воду из горсти, а другой ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, Диоген выбросил и чашку, и миску. Он приучал себя не только к физическим лишениям, но и к нравственным унижениям. Он просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам, ведь люди подают хромым и нищим и не подают философам, потому что знают, что хромыми и нищими они еще могут стать, а мудрецами – никогда.
Без способности к философии человекество стало бы похоже на гигантский муравейник, где каждый знает свое и только свое дело. А человека отличает то, что он склонен совать свой нос туда, куда не следует.

Сократ – один из наиболее известных и уважаемых философов Древней Греции, чьи идеи прошли сквозь две тысячи лет, но до сих пор поражают своей актуальностью.

Его имя слышали даже самые далекие от философских вопросов люди. Но что оно значит? Кем был Сократ и благодаря чему он стал популярен?

Знаменитый грек родился в 469 году до н.э. в Афинах в семье скульптора и повитухи. Никаких сочинений после себя Сократ не оставил и известен миру благодаря трудам своих учеников.

Ученый вёл маргинальный образ жизни, и странным образом, соединял в себе чудаковатый, юродивый характер с мудрым взглядом на жизнь и отчаянной отвагой.

Сократ участвовал в трёх военных кампаниях и отличился в ряде сражений, был женат и имел троих детей. Философ считался непобедимым спорщиком, искусным оратором и обладал множеством учеников.

Вместе с этим, афинский мудрец являлся бессребреником и паразитом (нахлебником). Круглый год он бродил в старой одежде босиком, питался милостыней, отказывался от дорогих подарков и приставал ко всем прохожим с философскими вопросами. Грек не обеспечивал свою семью, за что не редко оказывался бит супругой, богохульствовал и попирал существующие моральные принципы.

Тем не менее, Сократа уважали как его соотечественники, так и враги. В 399 году до н.э. во время сражения, будучи уже 70-летним стариком, он, вооруженный дубиной, бросился на спартанскую фалангу, чтобы защитить раненного афинского полководца Алкивиада. Спартанцы расступились перед ним.

Знаменитый афинянин считается первым философом в истории человечества. Именно он начал изучать внутреннюю природу человека, рассматривая её как отдельный мир. Ему же причисляется открытие новых методов философствования – диалектики и майевтики.

Диалектика – форма рефлексивного мышления, которая основывается на исследовании противоречий. С помощью диалектики ученик Сократа Платон доказал бессмертие души.

Майевтика – метод аргументации, который основывается на постановке последовательных вопросов. В ходе спора, вместо того, чтобы доказывать свою точку зрения, Сократ задавал собеседнику наводящие вопросы, отвечая на которые оппонент понимал своё заблуждение и "рождал истину".

Изучая личность, философ делал акцент на положительные качества человека, полагая, что изначально все люди на планете есть существа добрые и отзывчивые. Его мировоззрение легло в основу формирования этики и эстетики всего позднеантичного и средневекового общества.

К слову, средневековая Церковь называла Сократа языческим Иисусом Христом, который спас Древний Мир от невежества.

Мы попросили Виталия Котоборода, автора канала „ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ“ — ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ЛЮБОПЫТСТВУЮЩИХ , дополнить наш рассказ о Сократе:

Философ считал, что есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество. Богатство и знатность, по его мнению, не приносят никакого достоинства – напротив, приносят лишь дурное. Будучи в преклонном возрасте Сократ учился играть на лире: разве неприлично, говорил философ, узнавать то, чего не знал?

Внутренний голос

Вызывающее поведение и презрение к мнению толпы стоили Сократу жизни. Чаша терпения афинян была переполнена, когда он спас Алкивиада.

Сократ – древнегреческий философ, совершивший переворот в философии. Он пытался постичь устройство природы, мира и человека. Своим уникальным методом анализа понятий (майевтика, диалектика) он обратил внимание философов не только на постижение человеческой личности, но и на освоение теоретического знания, как ведущей формы мышления.

Биография Сократа насыщена многими интересными фактами. Наиболее увлекательные из них мы рассказывали в отдельной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сократа.

sokrat

Реконструкция внешности Сократа (Роберт Кубус)

Биография Сократа

Точная дата рождения Сократа неизвестна. Считается, что он появился на свет в 469 г. до н.э. в Афинах. Он рос и воспитывался в семье скульптора по имени Софрониск.

Мать Сократа, Фанарета, была повитухой. У философа также был старший брат Патрокл, которому глава семейства завещал основную часть своего наследства.

Детство и юность

Более того, в архаический период времени Сократа могли принести в жертву по обоюдному согласию народного собрания. Древние греки считали, что таким образом жертва способствовала разрешению проблем в обществе.

Повзрослев, Сократ получал знания у Дамона, Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая. Интересен факт, что при жизни мыслитель не написал ни одной книги.

По сути, биография Сократа представляет собой воспоминания его учеников и последователей, среди которых был и знаменитый Аристотель.

Помимо увлечения наукой и философией, Сократ принимал активное участие в защите своей родины. Он 3 раза участвовал в военных кампаниях, проявляя на поле боя завидную храбрость. Известен случай, когда он спас жизнь своему военачальнику Алкивиаду.

Философия Сократа

Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.

skulptura-sokrata

Скульптура Сократа

Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.

Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.

Ученики Сократа – Платон и Ксенофонт, по-разному описывали воззрения мыслителя на отношение к злу. Первый заявлял, что Сократ негативно относился к злу даже тогда, когда оно было направлено против врага. Второй же говорил, что Сократ допускал зло, если оно происходило с целью защиты.

Такие противоречивые трактовки высказываний объясняются манерой обучения, которая была присуща Сократу. Как правило, он общался с учениками посредством диалогов, поскольку именно при такой форме общения рождалась истина.

По этой причине, солдат Сократ разговаривал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примерах сражения с врагом. Платон же был мирным афинянином, поэтому философ выстраивал с ним совершенно иные диалоги, прибегая к другим примерам.

portret-sokrata

Портрет Сократа

Стоит заметить, что кроме диалогов, философия Сократа имела еще ряд значимых различий, среди которых:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий индукционным способом, от частного – к общему;
  • поиск истины с помощью майевтики – искусства извлечения скрытого в каждом человеке знания посредством наводящих вопросов.

Сократа считали одним из мудрейших людей, в то время как он сам, так не думал. До наших дней сохранилось знаменитое высказывание грека:

Сократ не стремился выставить глупцом человека или поставить его в затруднительное положение. Он лишь хотел вместе с собеседником отыскать истину. Таким образом он и его слушатели могли давать определения таким глубоким понятиям, как справедливость, честность, хитрость, зло, добро и многим другим.

Описать сократовский метод решился Аристотель, который был учеником Платона. Он заявил, что основной сократовский парадокс заключается в следующем:

Сократ пользовался большим авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. При этом, он не учил своих последователей красноречию или каким-либо ремеслам.

Философ побуждал своих учеников проявлять добродетель к людям, а особенно к своим близким.

sokrat-i-platon

Статуи Сократа и Платона

Любопытно, что Сократ не брал платы за свои поучения, чем вызывал недовольство у многих афинян. Это было связано в тем, что в то время детей обучали их родители. Однако, когда молодежь услышала о мудрости своего соотечественника, она устремилась получать знания именно у него.

Зрелые люди утверждали будто мыслитель настраивает молодежь против своих родителей, а также навязывает им пагубные идеи.

Еще одним моментом, который привел Сократа к смерти было обвинение в неблагочестии и поклонении другим богам. Он заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, поскольку зло происходит по причине незнания.

В то же время в душе каждого человека есть место добру, а каждой душе присущ демон-покровитель.

Личная жизнь

До 37-летнего возраста в биографии Сократа не происходило никаких громких событий. Когда к власти пришел Алкивиад, которого мыслитель спас во время боя со спартанцами, у жителей Афин был очередной повод для того, чтобы обвинить его.

До прихода полководца Алкивиада в Афинах процветала демократия, после которой был установлен режим диктатуры. Естественно многие греки были недовольны тем, что некогда Сократ спас полководцу жизнь.

Стоит заметить, что сам философ всегда стремился защищать несправедливо осужденных людей. По мере своих возможностей он также выступал против представителей действующей власти.

filosof-sokrat

Будучи уже в преклонном возрасте Сократ женился на Ксантиппе, от которой у него родилось несколько сыновей. Принято считать, что супруга равнодушно относилась к мудрости мужа, отличаясь скверным характером.

С одной стороны, Ксантиппу можно понять, весь Сократ почти не участвовал в жизни семьи, не работал и старался вести аскетичный образ жизни.

Он ходил по улицам в лохмотьях и рассуждал о разных истинах со своими собеседниками. Жена неоднократно оскорбляла супруга при людях и даже пускала в ход кулаки.

sokrat-i-ego-zhena-ksantippa

Сократ и его жена Ксантиппа

Смерть Сократа

О смерти великого философа нам также известно благодаря трудам Платона и Ксенофонта. Афиняне обвинили своего соотечественника в непризнании богов и развращении молодежи.

Сократ отказался от защитника заявив, что сам будет себя защищать. Он отверг все обвинения в свой адрес. Помимо этого, он отказался предложить штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по закону имел на это полное право.

Также Сократ запретил своим друзьям вносить за него залог. Он объяснял это тем, что уплата штрафа будет означать признание вины.

Незадолго до смерти друзья предлагали Сократу устроить побег, однако он наотрез от этого отказался. Он говорил, что смерть найдет его везде, поэтому убегать от нее нет смысла.

Мыслитель предпочел казнь, приняв яд. Сократ умер в 399 г. до н.э. в возрасте примерно 70 лет. Так не стало одного из величайших философов в истории человечества.

Фото Сократа

Читайте также: