Корень это центр слова его фокус сочинение рассуждение розенталь

Обновлено: 04.07.2024

Определение корня связано с выполнением ряда правил и с соблюдением их строгой последовательности. Полезно привести такое сравнение. Есть кукла матрёшка, она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому куклы должны быть разного размера: каждая последующая должна быть меньше предыдущей. Можно ли из матрёшки вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу, и только в предпоследней кукле окажется самая маленькая куколка.

Так и в слове. Сначала необходимо найти окончание, затем суффиксы и приставки, а часть слова, которая уже не делится, и будет корнем.

То, что мы правильно выделили суффикс –ниц-, подтверждают слова преподаватель –ниц-а, освободитель-ниц-а, писатель-ниц-а, имеющие точно такой суффикс.

В слове учитель тоже есть суффикс. Сравнивая это слово со словом учить, находим суффикс – тель, который присутствует также в словах преподава-тель, изобрета-тель, исполни-тель, освободи-тель.

В глаголе учить отделяем окончание –ть, остаётся учи-, эта часть слова больше не делится, следовательно, это и есть корень – неделимая часть слова, та самая маленькая куколка, которую мы вынули из матрёшки.

В любом учебнике, школьном или вузовском, описание русских частей речи начинается с имени существительного. Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепились в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё то, что его окружает.

Обозначение предметов и явлений действительности – одно из основных назначений языка. Именно существительные позволяют передать информацию о действующих лицах описываемой ситуации: Мальчики играют в мяч. Коту снится сон про горшок со сметаной. В былинах воспевают храбрость и удаль богатырей.

Система форм существительных кажется более простой по сравнению с системой прилагательного и тем более глагола. Два числа, шесть падежей; склонение обычно зависит от рода.

Существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена, рать-сила постепенно преобразуются в сочетания зелёная трава, каменная стена, сильная рать… И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар-птица, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, меч-самосек.

Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы знакомимся, изучая эту часть речи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

15.1 Сочинение – рассуждение по цитате о русском языке

НЕОБХОДИМО: 1. Раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату; 2. Раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале; 3. Привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 4. Соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

МОЖНО: 1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование; 2. писать работу в научном или публицистическом стиле; 3. начать сочинение с высказывания.

НЕЛЬЗЯ: 1. Писать сочинение без опоры на прочитанный текст; 2. Вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца: 1. Раскрытие смысла высказывания. 2. Пример 1. 3. Пример 2. 4. Вывод.

Дитмар Эльяшевич Розенталь: "Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому".

ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Раскрываем смысл высказывания своими словами.

Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что эмоционально-экспрессивные слова помогают говорящему выразить своё субъективное отношение к предмету речи. Докажем это на примерах из прочитанного текста. (27 слов)

ШАГ 2. Формулируем АРГУМЕНТЫ. Нужно не только найти предложения с экспрессивно окрашенными словами, но и указать их функцию. Предложение переписывать не обязательно, достаточно указать его номер.

Аргумент 1 В предложении 15 герой текста Лохматый, говоря о своём однокласснике, употребляет экспрессивно окрашенное слово "рожа", которое содержит резкую оценку и свидетельствует о негативном отношении Лохматого к Димке. (26 слов)

Аргумент 2 В предложении 40 тоже есть экспрессивно окрашенное слово - "дурочка". Его произносит героиня текста - Шмакова - в адрес Ленки Бессольцевой, которая отказалась участвовать в бойкоте против Димки Сомова. Этим словом девочка демонстрирует своё отношение к самой Ленке и к её поступку. (34 слов)

ШАГ 3 Формулируем ВЫВОД.

Таким образом, невозможно не согласиться с высказыванием Д.Э.Розенталя. (8 слов)

ШАБЛОН Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что __________________ ___________________________________________________________________________ . Докажем это на примерах из прочитанного текста. В предложении ___ герой текста ______________, говоря о _________________, употребляет экспрессивно окрашенное слово __________, которое содержит _______ ____________________ и свидетельствует о _____________________________________. В предложении ___ тоже есть экспрессивно окрашенное слово - ____________. Его произносит ___________________________ в адрес ___________________________, которая _____________________________________________________________________. Этим словом девочка демонстрирует ___________________________________________. Таким образом, ________________________________________________________.

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом"

Определим тему текста

Жестокость детей и горе матери, у которой вынули из шкатулки письма погибшего сына.

Какую задачу ставил перед собой писатель создавая данный текст?

Писатель стремился вызвать у читателей определённые чувства: сострадание к матери и неприятие жестокого поступка детей.

Какова авторская позиция?

Авторская позиция: Жестокий поступок, даже ради вроде бы благородного дела (создания в школе музея ко Дню Победы), не может быть оправдана.

О чём будем рассуждать?

1.С помощью слова можно не только описать происходящее, но и передать мысли героев. 2. Отношение автора к описываемым событиям.

Тропы и фигуры речи. 1. Градация ( пр.52). 2. Метафора ( пр. 53).

Заключение Итак, с уверенностью можно сказать,что с помощью слов(разговорных и употреблённых в переносном значении), автор ярко и образно передал своё отношние к описываемому событию, заставил нас, читателей, испытывать вместе с матерью её боль и тоску. И я в душе, как многие мои сверстники, осудил жестокий поступок детей.

Определение корня связано с выполнением ряда правил и с соблюдением их строгой последовательности. Полезно привести такое сравнение. Есть кукла матрёшка, она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому куклы должны быть разного размера: каждая последующая должна быть меньше предыдущей. Можно ли из матрёшки вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу, и только в предпоследней кукле окажется самая маленькая куколка.

Так и в слове. Сначала необходимо найти окончание, затем суффиксы и приставки, а часть слова, которая уже не делится, и будет корнем.

То, что мы правильно выделили суффикс –ниц-, подтверждают слова преподаватель –ниц-а, освободитель-ниц-а, писатель-ниц-а, имеющие точно такой суффикс.

В слове учитель тоже есть суффикс. Сравнивая это слово со словом учить, находим суффикс – тель, который присутствует также в словах преподава-тель, изобрета-тель, исполни-тель, освободи-тель.

В глаголе учить отделяем окончание –ть, остаётся учи-, эта часть слова больше не делится, следовательно, это и есть корень – неделимая часть слова, та самая маленькая куколка, которую мы вынули из матрёшки.

В любом учебнике, школьном или вузовском, описание русских частей речи начинается с имени существительного. Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепились в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё то, что его окружает.

Обозначение предметов и явлений действительности – одно из основных назначений языка. Именно существительные позволяют передать информацию о действующих лицах описываемой ситуации: Мальчики играют в мяч. Коту снится сон про горшок со сметаной. В былинах воспевают храбрость и удаль богатырей.

Система форм существительных кажется более простой по сравнению с системой прилагательного и тем более глагола. Два числа, шесть падежей; склонение обычно зависит от рода.

Существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена, рать-сила постепенно преобразуются в сочетания зелёная трава, каменная стена, сильная рать… И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар-птица, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, меч-самосек.

Имя существительное является ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы знакомимся, изучая эту часть речи.

Обратите внимание на то, что в стихотворении Максима Танка приведены, с одной стороны, ласкательные формы от имени Любовь и, с другой стороны, названия городов (топонимы), большей частью лишь по звучанию совпадающие с глаголом любить.

Хлебный корень человека.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пишет:

«Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поставил бы три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить никогда. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. Какой бы их этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком.

Выпишите из сборников пословицы и поговорки о хлебе и труде на русском и родном языке.

Журналист В.М. Песков в одном из своих очерков, посвященных мастерам и предметам старого быта, встреченным им на проселках Нечерноземья, остановил внимание на предмете, называемом било. Отсюда и пошел его рассказ:

«Слова с корнем бить в языке нашем трудно пересчитать. Битва, бойня, отбой, прибой, боец… Били когда-то челом, били баклуши (и сейчас еще бьют, к сожалению!), били монету, делали сбитень (напиток). Деревенский житель немолодого возраста не скажет „строят дорогу“, он скажет „дорогу бьют“. Так же будет сказано о проходке лесной просеки, о рытье колодца. Бьют также масло и шерсть (маслобойка и шерстобитня).

Корень би- особенно обнаженно звучит в предмете, называемом просто и кратко — било.

Било непременно находишь в любой деревне. Используется оно для сбора людей на пожар или по иному срочному делу. В прежние времена этим снарядом был колокол.

„Туристы снимают колокола“, — жаловался старик на Валдае, приспосабливая на перекладине шестеренку от трактора.

Чего только не вешают для сигналов в деревне! Чаще всего видишь обломок рельса или вагонный буфер.

Как найти корень в слове.

Определение корня связано с выполнением ряда правил и с соблюдением их строгой последовательности. Полезно привести такое сравнение.

Есть кукла матрешка, она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому куклы должны быть разного размера: каждая последующая должна быть меньше

Читайте также: