Сочинение по картине решетникова мальчишки 5 класс план

Обновлено: 02.07.2024

История написания картины

Описание полотна

На центральном плане картины Решетников изобразил трех советских ребят примерно одного возраста, но разных по характеру и внешности. В центре композиции — темноволосый мальчик в белой рубашке. Он поднял руку к небу, показывая друзьям на далекий объект в космосе. Видно, что он лидер в маленькой компании, потому что ребята завороженно слушают его речь.

Рядом с центральным персонажем — светловолосый приятель, который с удивлением и восторгом всматривается в далекое ночное небо. Его правая рука лежит на перилах. Третий из друзей облокотился о каменный выступ в позе мечтателя. Он внимательно слушает рассказчика и следит за его рукой.

На заднем плане полотна — бесконечная даль неба, а внизу — огни засыпающего города. Возможно, до ребят доносится лай собак, которых вывели на прогулку, или звук гитары и песни дворовых компаний. Но им нет дела до посторонних звуков: все внимание направлено на действо, которое происходит в небе.

Живая и реалистичная картина написана в приглушенных и мягких тонах, что подчеркивает таинственность и очарование позднего летнего вечера. Художник использовал оттенки темно-синего, серого, черного.

Контрастом выступают ярко-желтые огни города, которые скрывает легкая дымка. При взгляде на полотно в душе зрителей пробуждаются воспоминания о своем детстве, надеждах и мечтах.

Варианты текстов

  1. Вступление. Состоит из 3−5 предложений и кратко повествует, о каком полотне пойдет речь.
  2. Основная часть. Состоит из описания переднего и заднего плана картины, а также ее мелких деталей. В описании следует указать на то, в какой цветовой гамме написано полотно, как выглядят и во что одеты герои.
  3. Заключение. Включает выводы автора, его собственное мнение и впечатления от происходящего на картине.

Пример работы № 1

Мальчишки мечтают о космосе

На центральном плане картины художник изобразил трех ребят лет 11−12. Они решились на вечернюю авантюру, и забрались на крышу очень высокого дома. Это заметно по тому, что на заднем плане далеко внизу находятся другие здания. В них уже зажглись огни, и люди готовятся к ночному отдыху.

Мальчик в белой рубашке указывает рукой на далекий объект в небе и рассказывает друзьям что-то интересное. Один его приятель даже раскрыл рот от удивления. Другой замечтался, и облокотился рукой об опору. Картина написана темными красками. Несмотря на это она вызывает радостные чувства, поскольку пронизана светом мечты и надежд главных героев.

Художник очень реалистично описал мальчиков. Я вспомнил историю из своего прошлого лета, когда мы с отцом сидели на берегу моря, и он рассказывал мне о закатных звездах. Думаю, тогда я испытывал те же чувства, что и герои картины Ф. П. Решетникова. А именно — восторг от новых открытий и желание сделать что-то хорошее для мира, когда вырасту.

Тематическое сочинение № 2

У картины неброский синий цвет, символизирующий мечту. Он густой и загадочный — такой, какой бывает только поздними летними вечерами. Иногда я задерживаюсь во дворе до первых звезд, и мне очень нравится это время. Думаю, герои полотна тоже задержались и специально поднялись на крышу, чтобы встретить ночь, будучи поближе к далеким галактикам.

На крыше чисто и безопасно, хотя и очень высоко. От случайного падения защищают перила, поэтому ребята без опаски могут рассмотреть все, что происходит вокруг. Но их интересуют звезды, которые в большом количестве проступили на темнеющем небе. Центральный персонаж, мальчик в белой рубашке, указывает друзьям на небесное явление, которое его привлекло. Возможно, он увидел падающий метеорит, или планету, о которой узнал из книг. Художник заставляет угадывать, что видят ребята.

Ученица пишет сочинение

Второй герой со светлыми волосами с удивлением слушает рассказ друга. Третий приятель погружен в свои мечты. Вместе с друзьями он наблюдает за небесными телами. Все ребята вызывают симпатию. Каждый из них мечтает о своем, проживая еще один счастливый день детства.

Картина художника настолько реалистична, что похожа на фотографию. На ней все просто, как в обычной жизни. Я верю, что человечество, шаг за шагом, приблизится к мечте ребят о звездном небе. Космос не только дарит вдохновение, но и является источником неисчерпаемых ресурсов. Постигать его глубины суждено детям и внукам мальчишек, которых с такой любовью изобразил художник.

В своей картине Решетников выразил как мальчишеское стремление к познанию нового, так и мечту народа всей советской страны о покорении космоса, его надежды на достижения будущих поколений. Подобная глубина и разноплановость полотна сделали его одним из лучших работ художника.

Картина будоражит воображение и вызывает ностальгию по далеким временам детства, полного больших надежд и возвышенных устремлений.

Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_sochineniyu_po_kartine_reshetnikova_malchishki.doc 38.5 КБ
reshetnikov.ppt 2.09 МБ
obrazec_sochineniya.doc 13.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по картине

  1. Подготовить учащихся к написанию сочинения;
  2. Активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
  3. воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, интерес к живописи;
  4. способствовать развитию чувств и эмоций детей;

Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.

  1. Беседа по картине, запись вопросов и подбор рабочих материалов.

Вопросы для беседы

Рабочие материалы к сочинению

Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает?

Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше.

На какие части можно разделить картину?

Небо, город, мальчики на крыше.

Какие краски и тона преобладают?

Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры.

Кто герои картины?

Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи.

Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли?

На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо.

Как они изображены? Опишите каждого:

  • роль
  • внешность
  • поза
  • выражение лица
  1. Указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей.
  2. Увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения.
  3. Не отрываясь тоже смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен.

Что можно сказать о характере каждого?

  1. Серьёзный, целеустремлённый.
  2. Очень впечатлительный.
  3. Романтик, мечтатель.
  1. Словарная работа.

Картина, произведение, холст.

Мальчишки, герои картины, ребята.

Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.

  1. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
  2. Домашнее задание: написать сочинение по картине.

На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.

Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центо- город в огнях, на переднем плане — мальчики.

Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут,наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой, которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое- то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные.

Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник

Предварительный просмотр:

На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.

Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центо- город в огнях, на переднем плане — мальчики.

Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут,наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой, которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое- то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные.

Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины.

Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"

Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке.


Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию "Наша школа"Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию"Наша школа"Цель для обучающихся: научиться отбирать материал для н.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь"

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины М. А. Врубеля "Царевна лебедь", для 6 класса. Урок представлен в виде технологической карты, соответствующей требованиям ФГОС.


Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.

Урок развития речи для 6 класса. Групповая работа.


Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс

Урок развития речи помогает подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел.

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.

Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

I Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Давайте мы все улыбнемся друг другуи мысленно пожелаем удачи. Садитесь. (Слайд 1 –зеленый фон)

-Зовут меня Ольга Сергеевна. Сегодня мы с вами вместе проведем урок русского языка. Все записи будем делать в рабочих листах, которые лежат у вас на партах.

- Кто напомнит, какой сегодня день? (по щелчку высвечивается дата)

Два дца т ь вос ь мое н о ября.

- Скажите, из каких частей речи состоит данная фраза?

Числительных и существительных .

- Верно. А как по-другому можно записать Двадцать восьмое

- Правильно. Обратите внимание на правописание слов.

II. Новый материал.

1.Формулировка темы урока (Слайд 2 – Звездное небо)

- Ребята, послушайте отрывок стихотворения, рассмотрите фотографию и ответьте на вопрос : Отражает ли фотография суть стихотворения?

Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.

- А вы знаете картины каких-либо художников, где небо одно из главных её героев?

- Ответы детей.

- Я вам помогу. (Слайд 3 – Картина Решетникова)

- Перед вами репродукция картины художника Федора Павловича Решетникова.

-Что такое репродукция?

( если не ответят ) Для полного ответа на этот вопрос давайте создадим группу экспертов. Желающие?

-Вот вам словарь Ожегова, найдите толкование этого слова.

В это время – беседа с классом по вопросам:

- Рассмотрели. Попробуйте догадаться, как она называется?

Кто еще кроме неба является героем картины?

- Вернемся к группе экспертов. Слушаем вас. (Дети читают словарную статью, а на слайд 4 выводится ТОЛКОВАНИЕ слова репродукция )

Орфографическая работа со словом: Обратите на написание приставка РЕ, слово на –ция.

2. Рассказ о художнике.

- А теперь познакомьтесь с некоторыми моментами биографии художника. Обратите внимание на годы его жизни. (1906-1988) - записать . Что вы отметили? Слайд 7 – имя автора и годы рождения.

Дети считают годы жизни.

- Правильно, Федору Павловичу в этом году исполнилось 110 лет со дня рождения.

Одной из его работ является автопортрет. (Слайд 9) На доску вешается портрет художника.

Он жил в 20-ом веке, когда было покорение Севера, Великая Отечественная война, что нашло отражение в его творчестве, но особенно знаменит живописец картинами из жизни детей. (Слайд 8):

Картина была написана в то время, когда именно наша страна покорила космос (слайд, первые две картинки), поэтому каждый мальчишка мечтал стать космонавтом. Вспомните имя первого космонавта? (фото Юрия Алексеевича Гагарина). Все это отразилось в работе художника.

Работа по учебнику.

- А сейчас откройте учебники найдите репродукцию (стр. 186)

А теперь к слову НАРИСОВАЛ ( написал, запечатлел, изобразил, живописал )

Беседа по вопросам с записью слов и словосочетаний, характеризующих детали картины.

Рассмотрим картину повнимательнее. Кто на ней изображен?

Дети говорят, а выводы записывают в рабочий лист.

-Давайте подберем слова характеризующие

На какие части можно разделить картину?

На переднем плане – мальчики

На заднем плане – вид города

В верхней части картины – изображено НЕБО

Какое время суток изображено на картине? Что на это указывает?

Какие краски и тона преобладают?

- Как вы думаете, о чем мечтают мальчишки?

- Ответы детей. (Мальчишки мечтают о полетах в космос, о далеких галактиках )

- Для чего мальчики пришли на крышу? Что они делают? Ответить на эти вопросы вам поможет стихотворение.

(По щелчку на фоне музыки прослушиваем стихотворение)

Аркадий Хайт

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Ответы детей (вглядываются в ночное небо, рассматривают созвездия, возможно, видят падающую звезду)

-Какое настроение вызвала у вас репродукция? (волнительное, в ожидании чуда, мечтательное, задумчивое, восторженное, удивительное, позитивное)

3. Физкультминутка.

- Молодцы, ребята! А сейчас встаньте все, повторяйте упражнения за мной.

4. Работа в группах.

- Ребята, развернитесь друг к другу. У нас получилось 7 групп, каждая из которых составит свой план сочинения из предложенных предложений. Вы должны работать одной командой и выбрать представителя, который продемонстрирует ваше решение. Работаем. Удачи!

- Ребята, должно быть абзацев в сочинении. ТРИ

- Перечислите их. (На доске распределяются заголовки )

Основная часть

- Коротко охарактеризуйте каждый пункт.

- А теперь давайте проверим, что получилось у вас. Пожалуйста 1 группа, как можно озаглавить вступление? Вторая группа – основную часть, третья –заключение.

- Какие предложения остались? Где мы их расположим? (Оставшиеся 4 группы распределяют порядок плана)

Проверка: учащиеся по очереди выходят и на доске вывешивают пункты плана. (Всего их получится 7, поэтому выслушаем все 7 групп.)

- Какой получился план? (сложный)

- Вспомните, какие типы текста вы знаете?

Повествование Описание Рассуждение

- Можно ли совмещать эти типы?

Запишите план себе в рабочие листы ( или раздаю каждому план-памятку)

Слово о жизнии творчестве художника Ф.П. Решетникова.

герои картины (внешность, поза, мечты);

- краски, которые использовал художник.

Настроение, передаваемое картиной.

5. Итог урока. Рефлексия

- Что делали на уроке?

- Как вы считаете, получится ли у вас написать сочинение?

- Что вам в этом поможет? Ответ детей. (Рабочий лист)

- Я желаю вам удачи и верю, что у каждого получится хорошее сочинение!

(Пусть эти маленькие звездочки принесут вам удачу, раздаю звездочки с пожеланиями – особо отличившимся – малиновые, всем остальным - желтые)

Читайте также: