Сочинение миниатюра юмор и сатира

Обновлено: 02.07.2024

Почему мы смеемся? Что делает ситуации, над которыми мы смеемся, комичными? Оказывается, объяснить это не так-то просто.

Неслучайно над подобными вопросами размышляли известнейшие философы мира. Так, немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724-1804) утверждал, что смех возникает тогда, когда вместо чего-то важного, напряженно ожидаемого происходит нечто совершенно незначительное, то есть случается то, о чем говорит пословица: “Гора родила мышь”. Похожую мысль высказал английский философ Герберт Спенсер (1820-1903): “Смех… естественно является

А французский философ Анри Бергсон (1859-1941) отмечал, что комичным становится все, что принимает косные, окаменевшие формы. Наконец, следует помнить также о том, что смех может выступать орудием протеста. Ведь, высмеивая определенные традиции, законы, нравы, суеверия, мы тем самым проявляем свое несогласие с ними.

Смех отделяет смеющихся от тех, над кем смеются, и таким образом дает ощущение освобождения от угнетающей повседневной жизни.

Смех располагает своей палитрой изобразительных средств. Одно из самых распространенных среди них – гиперболизация, или преувеличение (от древнегреч. hiperbole – излишек, преувеличение). Этим приемом охотно пользуются карикатуристы: берется какая-нибудь характерная черта внешности человека и доводится до крайности.

Скажем, большой нос или живот на рисунке выглядят неправдоподобно громадными. Иногда гиперболизируются отдельные слова и обороты речи, свойства характера и т. д. При этом важно помнить, что гиперболизация не подразумевает никакого скрытого смысла.

Но существует и другой способ комического высказывания. “Какой добрый, щедрый человек!” – можем сказать мы, подразумевая прямо противоположное, то есть жадность, прижимистость. Такой прием называется иронией (от древнегреч. eironeia – притворство). Он построен на иносказании и требует определенной культуры восприятия.

Когда ирония становится злой, издевательской, она переходит в сарказм.

Сарказм не прибегает ни к какой маскировке, ни к какому иносказанию. Он не знает пощады. Недаром этот термин происходит от древнегреческого слова “sarkazo”, означающего “рву мясо”.

Словом, смех в художественном произведении может быть разным: добродушным, легким, мрачным, злым, мстительным, беспощадным… В зависимости от оттенков смеха различают виды комического. К числу основных видов принадлежат юмор и сатира.

Отделить юмористические произведения от сатирических довольно трудно. Обычно только в произведениях малых жанров удается полностью выдержать юмористический или сатирический тон. Чем крупнее произведение, тем более сложными и многосторонними оказываются переживания как автора, так и читателя.

“Нужна ли сатира сегодня?” – вопрос, ответ на который для меня очевиден. Невозможно поверить в наступление времён, когда критиковать будет нечего и некого. Сатира – это, по сути, критика, разбавленная юмором. На мой взгляд, сатира будет жить вечно.
Основоположником русской обличительной литературы можно по праву считать Салтыкова-Щедрина. Он немало пострадал за своё вольнодумие и острый язык. Именно многочисленные гонения заставили его прибегнуть к сатире, облечь свою критику России того времени в иную форму. Он, как никто, умел изобразить пороки тогдашней России в комической форме. В его сказках нелицеприятное тесно переплетается со смешным, жуткое с комическим, а настоящее с нереальным. Романы, сборники очерков, рассказы Салтыкова-Щедрина, бесспорно, занимают не менее достойное место в русской литературе. Но именно в сказках нашёл своё воплощение многолетний и очень богатый жизненный опыт писателя.
В своих сказках Салтыков-Щедрин всё время противопоставляет народ и представителей высших сословий общества. Широко используя гиперболу и гротеск, писатель высмеивает эксплуататоров. Угнетателей крестьян он изображает в образах хищников, а простых мужиков – в образах беззащитных зверей и птиц. Все сказки Салтыкова-Щедрина имеют политический подтекст. В них он выступает ярым противником мужицкой безвольности и сторонником всяческих проявлений народного самосознания.
На сегодняшний день использование сатиры не утратило популярности. К ней прибегают многие писатели и поэты. Она звучит с экранов телевизоров, мелькает на страницах социальных сетей. А всё потому, что на многие проблемы современного общества членам этого общества куда проще смотреть через призму сатиры. Ведь проблемы-то остались теми же, что и во времена Салтыкова-Щедрина. И порой кажется, что искоренить их вовсе невозможно. А юмор – отличное средство не отчаиваться окончательно.
P. S Такое сочинение писал ещё в классе 7, надеюсь ещё актуально …

Мыслители, деятели культуры разных эпох и стран много рассуждали о феномене смеха в жизни человека. Из античности к нам пришло знаменитое утверждение о том, что человек отличается от животного способностью говорить и смеяться. Ф. Рабле называл смех сущностью человека. Религиозный философ В. Соловьев утверждал, что "смех предусматривает свободное состояние и волеизъявление: раб не должен смеяться". По мнению И.В. Гёте, нигде так не проявляется человеческий характер, как в его понимание и находки смешного.

Природу смешного можно уловить, обратившись к значению слова "комический". Это слово произошло от греч. Comos - так называли ватагу весельчаков, ряженых людей на сельском празднике Диониса. У всех народов известна традиция после месяцев напряженного труда и ограничений, проводить шумные праздники, карнавалы. В противовес обыденной нужде и заботам, предыдущим и грядущим будням, повседневной серьезности в этот период царили безудержное веселье, фантазия, игра. Такое времяпрепровождение воскрешало человека, восстанавливало его силы – подобно школьной перемене.

Известный ученый-филолог М. М. Бахтин, исследовавший проблему народной культуры смеха, указывал на народно-праздничные особенности характера смеха в гоголевских "Вечерах на хуторе близ Диканьки". В ранних произведениях писателя существенную роль играет "веселая чертовщина" с ее атмосферой вольности и озорства, переодеваниями и всякого рода мистификацией. Народная своеобразная основа гоголевского смеха сохранилась в творчестве писателя и в последующие годы. Элементы общественно-народной смеховой культуры мы находим в особом художественном методе Гоголя, получившем название "фантастический реализм". Хотя в "Ревизоре" нет ни одного положительного персонажа, Н. Гоголь подчеркивал, что в комедии "было одно честное, благородное лицо" - смех.

В ходе поэтапного развития культуры из народно-карнавального синтетического смеха выделились отдельные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

У каждого вида комического свои правила игры. В иронии смешное старательно скрывают под маской серьезности, в юморе - серьезное маскируют под видом смешного. В юморе за смешным нередко прячется грустное, а вот смех саркастический имеет один эмоциональный оттенок - едко-обличительный. Сатире также присуща бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния.

Несмотря на различия, все виды комического служат одной цели - пробуждению у человека стремления к идеалу, добру, истине, красоте. Указывая на недостойности несоответствующие определенным нормам общественной жизни, комическое способно духовно пристыжать и одновременно очищать смеющегося. В ходе поэтапного развития культуры из народно-карнавального синтетического смеха выделились отдельные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

Сатира сегодня нам безусловно нужна. Сатира — это проявление комического в искусстве, представляющее обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира - один из главных аспектов при написании басни. Сатира обычно бывает смешной, но её целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь.
Сатира будет нужна нам пока наше общество застряло в трясине пороков.

Пока идеального общества не существует, сатира всегда нужна: она показывает народу и властям все недостатки, с которыми надо бы бороться.
Поговорите о недостатках современного общества, приведите примеры сатирических произведений.

я считаю что сатира сегодня нужна. Она нужна для каких-то аргументов, высказываний. сатира бывает иногда обидной для любого человека. Главное, не перебарщивать с высказываниями. можно сделать вывод, что сатира бывает нужна для людей, чтобы они знали свои положительные и отрицательные стороны.

Я считаю, что сатира сегодня нам безусловно нужна. Ведь сатира это один из главных аспектов при написании басни. Сатира обычно бывает смешной, но образ юмора не является главной целью. На самом деле сатира- это нападение на какое-либо явление. С сатирой похожими приёмами являются сарказм, ирония, пародия. В основном юмор в сатире используются для этого, чтобы разбавить прямую картинку. Иначе сатира будет выглядеть по-другому как проповедь. Я считаю пока мы и наше общество застряли в трясине пророков сатира будет на нужна. Сатира - унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Сатира сегодня нам безусловно нужна. Сатира — это проявление комического в искусстве, представляющее обличение явлений при помощи различных комических средств. Сатира - один из главных аспектов при написании басни. Сатира обычно бывает смешной, но её целью не является главным образом юмор, в действительности сатира — это нападение на какое-либо явление. Сходными с сатирой приёмами являются ирония, сарказм, пародийность. Впрочем, ирония и сарказм порою одобряют некоторые явления, в то время как сатира лишь атакует. Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь.
Сатира будет нужна нам пока наше общество застряло в трясине пороков.

В комическое положение часто может попасть любой положительный персонаж и вызвать смех у читателя.

Сатира в отличие от юмора (хотя границы между ними весьма условны, а подчас и трудно различимы) имеет дело с общественно опасными пороками. Сатира беспощадна, резка, непримирима. Чтобы отчетливее представить сущность явления и сильнее воздействовать на разум и эмоции читателя, писатели-сатирики обычно прибегают к преувеличению, заострению, карикатуре.

С древнейших времен и до наших дней юмор и сатира в художественной литературе шли рука об руку и проявлялись в самых различных формах и жанрах — в сказке, басне, сатирической поэме, в комедии, романе, новелле, эпиграмме, пародии.
Классические образцы мировой сатирико-юмори-стической литературы связаны с именами великих писателей. Среди них — древнегреческий комедиограф Аристофан и древнеримский поэт Ювенал, выдающийся гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский, англичане Свифт, Теккерей и Диккенс, французы Рабле и Вольтер, немецкий поэт-демократ Гейне.

Бессмертна слава русских классиков — Крылова, Грибоедова, Гоголя, Щедрина, Чехова. В конце прошлого и первой половины нашего века творила блестящая плеяда мастеров сатиры и юмора: Бернард Шоу (Англия), Анатоль Франс (Франция), Марк Твен (США), Бертольд Брехт (Германия), Ярослав Гашек (Чехословакия).

Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

Читайте также: