Кнут гамсун голод сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Какие библейские мотивы есть в книге? И есть ли они там? Читайте дальше.

С чего все началось

Кнут Педерсен родился 4 сентября 1859 года в семье деревенского портного на крайнем севере Норвегии. Название расположенного около местечка Хамарей хутора Гамсунд, где жила его семья, он взял себе литературным именем и подписывал им свои ранние произведения. Случайно, при публикации одной из его газетных статей, из этого имени выпала последняя буква. Получившаяся фамилия Гамсун понравилась ему, и под ней Кнут Педерсен вошел в мировую литературу.

Детство Гамсуна было бедным и тяжелым. Семья не могла прокормить детей, и Кнута отдали на воспитание родному дяде, человеку, обладавшему жестоким, угрюмым характером. Лишь серьезная болезнь дядюшки освободила Кнута от жизни впроголодь, попреков и побоев, и подростком отправился он в мир искать кусок хлеба и счастья. Он перепробовал множество профессий – работал помощником приказчика в лавке, бродячим торговцем-коробейником, учетчиком на строительстве дороги. За спиной у него была всего-навсего скверная сельская школа, научившая его грамоте; все остальные знания Гамсун черпал из книг, читая все, что попадало под руку. По существу, он был и остался самоучкой.

Черное небо Америки

Рано пробудились у Кнута Гамсуна творческие способности. Уже в 1877 году он опубликовал свою первую повесть. Но прожить на литературные заработки было невозможно. Единственным выходом для него стала, как и для множества его соотечественников, – эмиграция. В 1882 году он уехал в Америку, где вел полубродяжью жизнь, работая батраком на фермах, свиноводом, конторщиком, приказчиком в лавке. Тяготы борьбы за существование подорвали его силы, и у него началось горловое кровотечение. Но его могучий организм выдержал, хотя для поправки здоровья Гамсуну пришлось вернуться на родину.

Гамсун все время продолжал писать. Его мысль и чувство художественной формы, языка и стиля созревали. Он снова попробовал, вдохновленный успехом некоторых своих газетных статей и очерков, начать жизнь литератора в Христиании. Затем снова был голод и еще одна эмиграция в Америку.

Черное небо Америки помнилось Гамсуну всю жизнь, и основным мыслям об особенностях буржуазной демократии, и порожденной ею цивилизации, высказанным в книге, он оставался верен до конца своих дней.

Психология Гамсуна

Голод обострил внутреннее зрение гамсуновского героя, и он примечает самые мелкие факты внешней жизни, невольно сдвигая и увеличивая их масштаб. Объясняется это состоянием длительного аффекта, в котором из-за голода находится герой романа Гамсуна. Хроническая голодовка и вызванное ею перевозбуждение позволили взглянуть герою романа на мир иными, чем раньше, глазами.

Вынужденная уехать в Стокгольм из-за беременности, Астрид Лингрен переживала одиночество и депрессию. Но она была не одна со своим одиночеством – был и герой Гамсуна, и еще сотни молодых несчастных секретарш, чья юность пропала из-за нежелательной беременности, и они тоже голодные слонялись по большому городу в поисках смысла жизни.

В том, что Гамсун описывал борьбу человека с одиночеством, было что-то знакомое и успокаивающее. А зримое описание потрепанного героя прямо-таки подбадривало: его одежда становится все оборваннее, самая распоследняя вещица отдана в заклад, и тем не менее среди этой безнадежности он сохраняет достоинство и юмор.

Изучение творческого пути и биографии Кнута Гамсуна. Определение его места в мировой литературе. Рассмотрение художественного мира Достоевского и Гамсуна. Осмысление философской идеи романов "Преступление и наказание" и "Голод", сравнение их персонажей.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 28.07.2018
Размер файла 82,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве Кнута Гамсуна (на примере романов "Голод" и "Преступление и наказание" (литературоведческий и методический аспекты)

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Казнадеева Ольга Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Особенности творческого пути Кнута Гамсуна. Его место в мировой литературе

1.1 Биография и творческий путь писателя

1.2 Кнут Гамсун в биографиях и мемуарах

1.3 Кнут Гамсун - норвежский Достоевский

2.1 Философская мысль Достоевского и Гамсуна

ВВЕДЕНИЕ

достоевский гамсун роман персонаж

Данная работа посвящена двум величайшим писателям разных стран, разных временных отрезков - это норвежский классик Кнут Гамсун и русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский. Их творчество и по сей день продолжает удивлять и радовать читателя глубиной философской мысли.

Стойкое и мощное чувство жизни присуще произведениям Гамсуна. С пронзительной зоркостью вглядывался он в лесную глушь, где вершатся таинства природы - смена времен года, прорастание, цветение и увядание трав, прилет и отлет птиц, где взору открывается вечный круговорот бытия, втягивающий в свой державный ритм и человека - этот одухотворенный атом мироздания. Его слоистое искусство позволяло увидеть и ощутить естественную красоту мира - терпкий запах горных лугов, бездыханную тишину лунной ночи, немое блистание далеких молний.

Но еще более впечатляюще, чем жизнь природы, описывал Кнут Гамсун жизнь человеческих чувств, дисгармоничность внутреннего мира человека, властную, порабощающую силу любовной страсти, ее странности и причуды, запутанную игру человеческих эмоций, конфликтность и антагонистичность отношений, скрытые за обыденностью и заурядностью повседневного людского существования.

Социальная проблематика, особенно ощутимая в его произведениях позднего периода творчества, входила в них не столь обнаженно, как в произведения реалистов девятнадцатого века. Кнут Гамсун - один из тех выдающихся писателей мировой литературы, кто подготовил изменения в характере художественного мышления новейшего времени и способствовал своим творчеством выработке новых свойств у реализма, отвечающих духовным потребностям и особенностям социальной жизни века двадцатого.

Объектом исследования являются творческие связи выдающегося норвежского писателя Кнута Гамсуна (1859--1952) с наследием великого русского классика Фёдора Достоевского.

Цель работы -проанализировать творчество К. Гамсуна и определить, какое влияние на него оказали традиции Ф.М. Достоевского

Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что при проведении сравнительной характеристики героев мы выявим те художественные элементы проблемного, мотивно-тематического комплексов, которые установят связи между творчеством Ф. Достоевского и К. Гамсуна.

Актуальность настоящей темы заключается в том, что произведения Достоевского и Гамсуна и сегодня остаются остросовременными, потому что писатели мыслили и творили в свете тысячелетий истории. Они были способны воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания.

Проблематика: недостаточная изученность творчеста К. Гамсуна в силу той причины, что о Гамсуне, особенно после 1940-х годов, было непозволительно говорить. Он перестал существовать не только для читателей, но и для литературных критиков и историков литературы. Творчество норвежского писателя находилось под своеобразным запретом и в России, и в самой Норвегии из-за поддержки Гамсуном нацизма. Кроме отдельных, иногда весьма существенных суждений критиков, литературоведов известны еще некоторые работы, но в них не рассматривается проблема в ее целостности.

Методология работы имеет интегративный характер, объединяя историко-литературные, культурно-исторические, сравнительно-сопоставительные аспекты. Это позволяет выявить специфичность изучаемых объектов, учитывая их различную историко-литературную хронологию и соотносимость с наиболее значительными художественными течениями времени жизни писателей, при учете всего различия их поэтик; устанавливать контактно-генетические и типологические связи Кнута Гамсуна с Достоевским (как в плане схождений, так и расхождений), имея при этом в виду, что контактные связи тесно связаны с историко-типологическими аналогиями.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что в ней проводится целостное сопоставительное - одновременно историко-литературное и историко-культурное исследование двух выдающихся далеких, но оказавшихся творчески близких писателей, при том, что их разделяет принадлежность к разным литературным эпохам и к разным мирам. Материалы работы могут послужить одной из точек отсчета для дальнейших исследований различных вариантов межкультурного взаимодействия, которое составляет основу развития мировой культуры. Материалы исследования могут использоваться в курсах лекций о творчестве Кнута Гамсуна, равно как и в подготовке исследовательских работ учащимися старших классов на элективных курсах по истории мировой литературы.

Структура работы. Работа состоит из вступления, трёх глав, заключения, приложения в виде конспекта урока по творчеству Кнута Гамсуна и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО И ЖИЗНЕННОГО ПУТИ КНУТА ГАМСУНА. ЕГО МЕСТО В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В первой главе проведём краткий экскурс в биографию и творческий путь великого норвежского классика. Попытаемся выявить значимость творчества Гамсуна и его место как в мировой литературе в целом, так и в русской литературе. Отметим некоторые из работ биографов, писавших о Гамсуне. Приведём ряд сравнений Кнута Гамсуна с Ф.М. Достоевским, проведённых литературными критиками.

1.1 Биография и творческий путь писателя

Гамсун -- самоучка, единственное образование -- это сельская школа, научившая его грамоте. Во многих своих произведениях Гамсун выражает мнения, являющиеся, по существу, его апологией, оправданием в пользу самообразования: он ненавидит школу и университеты, считая их не полезными, а наоборот, вредными для человека. Всей своей жизнью Гамсун как бы старается доказать свою правоту. Действительно, зрелые романы впечатляют читателя широким кругозором автора (впрочем, ранние произведения не так уж значительно и отстают в этом плане): они свидетельствуют о хорошей осведомленности в истории, культуре, философии, религии и т. п.

«Социальная проблематика, особенно ощутимая в его произведениях позднего периода творчества, входила в них не столь обнаженно, как в произведения реалистов девятнадцатого века. Кнут Гамсун - один из тех выдающихся писателей мировой литературы, кто подготовил изменения в характере художественного мышления новейшего времени и способствовал своим творчеством выработке новых свойств у реализма, отвечающих духовным потребностям и особенностям социальной жизни века двадцатого.

1.2 Кнут Гамсун в биографиях и мемуарах

1.3 Кнут Гамсун - норвежский Достоевский

«Любовь к Достоевскому тоже отчасти объясняется тем, что Достоевский, по мнению Гамсуна, был достаточно силен и независим, и колебания были ему несвойственны. Гамсун утверждал, что Достоевский был великой и сильной личностью, которая с самого начала знала, что она -- гениальна.

Духовный мир Гамсуна, несомненно, характеризует тесная связь с русской культурой. В своих письмах Гамсун упоминает Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, не говоря уже о Толстом и Достоевском. Достоевский был любимым писателем Гамсуна, его портрет (рядом с портретом Гёте) висел у него над кроватью. Своей жене Марии Гамсун писал в 1910: "…Достоевский - единственный писатель, у которого я чему-то учился, он самый великий из русских гигантов" (письмо 1051 в издании Харалда Несса).

При этом Гамсун никогда сознательно не стремился подражать Достоевскому, но тот ему был настолько духовно близок ему, что с этим оказалась связанной история о так называемом плагиате. В 1889 году Гамсун написал новеллу "Азарт", сюжет которой напоминал роман Достоевского "Игрок". Конечно же, Гамсун как самостоятельная ярчайшая творческая личность и честный человек не мог стремиться рабски копировать чужое творчество, тем более заниматься литературным воровством. По-норвежски роман "Игрок" Достоевского вышел позднее, нежели Гамсун отдал в печать свой рассказ. Он просто прочёл перевод романа по-английски, напрочь забыл об этом, а потом сам заново как бы сочинил его, извлек из своего подсознания, невольно употребив какие-то описания и сходные эпитеты, выражения, учитывая, что, увы, у Гамсуна был и свой жизненный опыт на эту тему). Впоследствии Гамсун заново переписал свой рассказ, назвав его "Отец и сын". [28, С. 49].

2.1 Философская мысль Достоевского и Гамсуна

Роман, написанный от первого лица, отчасти носит автобиографический характер, он воскрешает события 1886 года в Христиании (нынешний Осло), когда Гамсун находился на пороге голодной смерти.

Рассказчик ютится в жалкой каморке на чердаке, его постоянно терзают муки голода. Начинающий литератор пытается зарабатывать, пристраивая в газеты свои статьи, заметки, фельетоны, но для жизни этого мало, и он впадает в полную нищету. Он тоскливо размышляет о том, как медленно и неуклонно катится под гору. Кажется, единственный выход — подыскать постоянный заработок, и он принимается изучать объявления в газетах о найме на работу. Но для того, чтобы занять место кассира, требуется внести залог, а денег нет, в пожарники же его не берут, поскольку он носит очки.

Герой испытывает слабость, головокружение, тошноту. Хронический голод вызывает перевозбуждение. Он взвинчен, нервозен и раздражителен. Днем он предпочитает проводить время в парке — там он обдумывает темы будущих работ, делает наброски. Странные мысли, слова, образы, фантастические картины проносятся в его мозгу.

Он поочередно отдал в залог все, что у него было, — все хозяйственные домашние мелочи, все книги до одной. Когда проводятся аукционы, он развлекает себя тем, что следит, в чьи руки переходят его вещи, и если им достается хороший хозяин, ощущает удовлетворение.

Тяжелый затяжной голод вызывает неадекватное поведение героя, часто он поступает вопреки житейским нормам. Следуя внезапному порыву, он отдает ростовщику свой жилет, а деньги вручает нищему калеке, и одинокий, голодающий продолжает бродить среди массы сытых людей, остро чувствуя полное пренебрежение окружающих.

Голод мучает его постоянно, и чтобы заглушить его, он то жует щепку или оторванный от куртки карман, то сосет камешек или подбирает почерневшую апельсиновую корку. На глаза попадается объявление, что есть место счетовода у торговца, но снова неудача.

Размышляя о преследующих его злоключениях, герой задается вопросом, почему же именно его избрал Бог для своих упражнений, и приходит к неутешительному выводу: видимо, попросту решил погубить.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нечем заплатить за квартиру, нависла опасность оказаться на улице. Надо написать статью, на этот раз её обязательно примут — подбадривает он себя, а получив деньги, можно будет хоть как-то продержаться. Но, как нарочно, работа не двигается, нужные слова не приходят. Но вот наконец найдена удачная фраза, а дальше только успевай записывать. Наутро готово пятнадцать страниц, он испытывает своеобразную эйфорию — обманчивый подъем сил. Герой с трепетом ожидает отзыва — что, если статья покажется посредственной.

Долгожданного гонорара хватает ненадолго. Квартирная хозяйка рекомендует подыскать другое жилье, он вынужден провести ночь в лесу. Приходит мысль отдать старьевщику одеяло, которое некогда одолжил у приятеля, — единственное свое оставшееся достояние, но тот отказывается. Поскольку герой вынужден повсюду носить одеяло с собой, он заходит в магазин и просит приказчика запаковать его в бумагу, якобы внутри две дорогие вазы, предназначенные к пересылке. Встретив с этим свертком на улице знакомого, уверяет его, что получил хорошее место и купил ткани на костюм, нужно же приодеться. Подобные встречи выбивают его из колеи, сознавая, сколь жалок его вид, он страдает от унизительности своего положения.

Голод становится вечным спутником, физические мучения вызывают отчаяние, гнев, озлобленность. Безуспешными оказываются все попытки раздобыть хоть немного денег. Почти на грани голодного обморока герой раздумывает, не зайти ли в булочную и попросить хлеба. Потом он выпрашивает у мясника кость, якобы для собаки, и, свернув в глухой переулок, пробует глодать её, обливаясь слезами. Однажды приходится даже искать ночлега в полицейском участке под вымышленным предлогом, что засиделся в кофейне и потерял ключи от квартиры. Герой проводит в любезно предоставленной ему отдельной камере ужасную ночь, сознавая, что к нему подступает безумие. Утром он с досадой наблюдает, как задержанным раздают талоны на питание, ему-то, к сожалению, не дадут, ведь накануне, не желая, чтобы в нем видели бездомного бродягу, он представился стражам порядка журналистом.

Герой размышляет о вопросах морали: сейчас бы он безо всякого зазрения совести присвоил потерянный школьницей на улице кошелек или подобрал бы монетку, оброненную бедной вдовой, будь она у нее даже единственной.

Однажды герой встречает в парке двух женщин и увязывается за ними, при этом ведет себя нахально, назойливо и довольно глупо. Фантазии по поводу возможного романа, как всегда, заводят его весьма далеко, но, к его удивлению, история эта имеет продолжение. Он называет незнакомку Илаяли — бессмысленным, музыкально звучащим именем, передающим её обаяние и загадочность. Но их отношениям не суждено развиться, они не могут преодолеть разобщенности.

И снова нищенское, голодное существование, перепады настроения, привычная замкнутость на себе, своих мыслях, ощущениях, переживаниях, неудовлетворенная потребность в естественных человеческих взаимоотношениях.

Решив, что необходимо кардинальным образом изменить жизнь, герой поступает матросом на корабль.

Роман, написанный от первого лица, отчасти носит автобиографический характер, он воскрешает события 1886 года в Христиании (нынешний Осло), когда Гамсун находился на пороге голодной смерти.

Рассказчик ютится в жалкой каморке на чердаке, его постоянно терзают муки голода. Начинающий литератор пытается зарабатывать, пристраивая в газеты свои статьи, заметки, фельетоны, но для жизни этого мало, и он впадает в полную нищету. Он тоскливо размышляет о том, как медленно и неуклонно катится под гору. Кажется, единственный выход подыскать постоянный заработок, и он принимается изучать объявления в газетах о найме на работу. Но для того, чтобы занять место кассира, требуется внести залог, а денег нет, в пожарники же его не берут, поскольку он носит очки.

Герой испытывает слабость, головокружение, тошноту. Хронический голод вызывает перевозбуждение. Он взвинчен, нервозен и раздражителен. Днем он предпочитает проводить время в парке там он обдумывает темы будущих работ, делает наброски. Странные мысли, слова, образы, фантастические картины проносятся в его мозгу.

Он поочередно отдал в залог все, что у него было, все хозяйственные домашние мелочи, все книги до одной. Когда проводятся аукционы, он развлекает себя тем, что следит, в чьи руки переходят его вещи, и если им достается хороший хозяин, ощущает удовлетворение.

Тяжелый затяжной голод вызывает неадекватное поведение героя, часто он поступает вопреки житейским нормам. Следуя внезапному порыву, он отдает ростовщику свой жилет, а деньги вручает нищему калеке, и одинокий, голодающий продолжает бродить среди массы сытых людей, остро чувствуя полное пренебрежение окружающих.

Голод мучает его постоянно, и чтобы заглушить его, он то жует щепку или оторванный от куртки карман, то сосет камешек или подбирает почерневшую апельсиновую корку. На глаза попадается объявление, что есть место счетовода у торговца, но снова неудача.

Размышляя о преследующих его злоключениях, герой задается вопросом, почему же именно его избрал Бог для своих упражнений, и приходит к неутешительному выводу: видимо, попросту решил погубить.

Нечем заплатить за квартиру, нависла опасность оказаться на улице. Надо написать статью, на этот раз её обязательно примут подбадривает он себя, а получив деньги, можно будет хоть как-то продержаться. Но, как нарочно, работа не двигается, нужные слова не приходят. Но вот наконец найдена удачная фраза, а дальше только успевай записывать. Наутро готово пятнадцать страниц, он испытывает своеобразную эйфорию обманчивый подъем сил. Герой с трепетом ожидает отзыва что, если статья покажется посредственной.

Долгожданного гонорара хватает ненадолго. Квартирная хозяйка рекомендует подыскать другое жилье, он вынужден провести ночь в лесу. Приходит мысль отдать старьевщику одеяло, которое некогда одолжил у приятеля, единственное свое оставшееся достояние, но тот отказывается. Поскольку герой вынужден повсюду носить одеяло с собой, он заходит в магазин и просит приказчика запаковать его в бумагу, якобы внутри две дорогие вазы, предназначенные к пересылке. Встретив с этим свертком на улице знакомого, уверяет его, что получил хорошее место и купил ткани на костюм, нужно же приодеться. Подобные встречи выбивают его из колеи, сознавая, сколь жалок его вид, он страдает от унизительности своего положения.

Голод становится вечным спутником, физические мучения вызывают отчаяние, гнев, озлобленность. Безуспешными оказываются все попытки раздобыть хоть немного денег. Почти на грани голодного обморока герой раздумывает, не зайти ли в булочную и попросить хлеба. Потом он выпрашивает у мясника кость, якобы для собаки, и, свернув в глухой переулок, пробует глодать её, обливаясь слезами. Однажды приходится даже искать ночлега в полицейском участке под вымышленным предлогом, что засиделся в кофейне и потерял ключи от квартиры. Герой проводит в любезно предоставленной ему отдельной камере ужасную ночь, сознавая, что к нему подступает безумие. Утром он с досадой наблюдает, как задержанным раздают талоны на питание, ему-то, к сожалению, не дадут, ведь накануне, не желая, чтобы в нем видели бездомного бродягу, он представился стражам порядка журналистом.

Герой размышляет о вопросах морали: сейчас бы он безо всякого зазрения совести присвоил потерянный школьницей на улице кошелек или подобрал бы монетку, оброненную бедной вдовой, будь она у нее даже единственной.

На улице он сталкивается с редактором газеты, который из сочувствия дает ему некоторую сумму денег в счет будущего гонорара. Это помогает герою вновь обрести крышу над головой, снять жалкую, грязную комнату для приезжих. В нерешительности он приходит в лавку за свечой, которую намеревается попросить в долг. Он напряженно работает дни и ночи напролет. Приказчик же по ошибке вместе со свечой вручает ему еще сдачу. Не веря неожиданной удаче, нищий литератор спешит покинуть лавку, но его мучает стыд, и он отдает деньги уличной торговке пирожками, весьма озадачив старуху. Спустя некоторое время герой решает покаяться приказчику в содеянном, но не встречает понимания, его принимают за помешанного. Шатаясь от голода, он находит торговку пирожками, рассчитывая хоть немного подкрепиться ведь он однажды сделал для нее доброе дело и вправе рассчитывать на

Читайте также: