О русская земля ты уже за холмом сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Еще в 1 веке от Рождества Христова римский историк Валерий Максим писал о необыкновенной приверженности и любви к своей Родине наших пращуров - скифов-кочевников. Под напором могущественной армии Дария, вторгшегося в их пределы, скифы непрерывно отступали. Когда же Дарий через послов спросил их, положат ли они конец своему позорному бегству и начнут ли бороться, скифы ответили, что у них нет ни городов, ни возделанных полей, за которые стоило бы сражаться. Но зато, когда Дарий дойдет до гробниц их отцов, то тогда-то он и узнает, как обыкновенно сражаются скифы! И чувствуется, что эта любовь скифов к отческим гробам была тогда для римского историка весьма поразительна.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Родная природная среда кормила, воспитывала и формировала неповторимый облик этноса, неповторимые черты и особенности поведения, передававшиеся по наследству, от стариков и матерей - к детям. Жесткая связь народа с кормящим ландшафтом, выработка традиций и стереотипов поведения, необходимых для благополучного существования именно на этом месте, рождение в этом народе людей творческих, концентрирующих и выражающих его неповторимый, отличный от соседей облик - по Гумилеву - это и есть Родина. Сочетание этих координат - родной земли, бережно хранимых живых традиций, цветение и плодоношение их в деятельности творческих личностей, выражающих душу этого места и этого народа, и превращает Родину в Отечество.

Наш мир - им храм опустошенный,

Им баснословье - наша быль,

И то, что пепел нам священный,

Для них одна немая пыль.

П.А. Вяземский, 1840 г.

Не потому ли не увенчались успехом патриотические надежды, что не имели мы тогда (да и сегодня все ли имеем?) мужества отказаться от компромиссов, рожденных себялюбием? С изуродовавшим русскую душу марксизмом, привычным и грубым материализмом? Не потому ли, что упорно охраняли свой собственный покой, уклоняясь от очистительной правды и неминуемого покаяния пред Богом? Ведь оно привело бы к пониманию того, что не от других надо требовать самоотречения, а начинать с самих себя!

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной.

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

И. А. Бунин. 1918 год.

И солнце, и небо, и дожди, и звезды, и дивная, разнообразная, неповторимая красота земли, и смена времен года, и каждое животное, и каждый цветок, - все, абсолютно все в этом мире носило на себе Божественную печать, отблеск Любви Божией, частичку красоты Самого Творца. Нет, земная Родина, которая приняла изгнанника, была не только юдолью покаяния и плача, но красотой своего устроения напоминала об утраченном рае. Все в ней было пронизано неким призывным, манящим светом, все дышало, все говорило, все звало человеческое сердце к примирению с Богом. И человек стал любить эту теплую землю труда и покаяния. Но не только потому, что и она была прекрасна, но и потому, что каждый раз, когда хоть на краткий миг каялся человек перед Богом и плакал о своем недостоинстве, то чувствовал он себя в эти мгновения как бы в Раю. Ибо это были мгновения примирения его с Богом.

Прежде всего, для людей стал ковчег (а семья Ноя в то время и была всем человечеством!) единственным местом жизни, фактически временной родиной. Ковчег стремительно носился по водам, и это было зримым свидетельством тому, что земная жизнь человечества - не последний пункт в его пути, а сам путь. Что у этого пути (как и в конструкции ковчега) есть заложенный Богом смысл и предуказанная Им же цель - спасение людей. Конструкция ковчега, до малейших подробностей предписанная Господом Ною, было прямым свидетельством Божественного Отеческого попечения о человеке.

Конструкция ковчега была совершенна. Она обеспечила семье Ноя безопасное пребывание в пучине умножающихся вод в течение более пяти месяцев! По указанию Божию, Ноем были сделаны в ковчеге три жилья: нижнее, второе и третье (Быт.6:16). Что же они означали, что прообразовывали эти три жилья?

Прямая дорога, большая дорога!

Простору немало взяла ты у Бога,

Ты вдаль протянулась, пряма, как стрела,

Широкою гладью, что скатерть легла!

Свт. Иоанн Златоуст

И в Священном Писании Ветхого Завета, и в Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа, - тема странничества человека на земле рождения звучит постоянно и неизменно. Сам Господь был Странником на этой земле. За Ним шли Его ученики, оставив всех и вся позади себя, за ними шли люди, толпы людей, за ними, только услышав глас Божиего призвания, пошла и вся Святая Русь - вечная странница! Если бы мы только вознамерились проследить, как отразился образ странничества в русской духовности, в народном творчестве, в песнях и сказках, в искусстве наших великих писателей и художников, - получилась бы бесподобная, великая, неповторимая картина!

. Тысячу лет шли они, неустанные, по родной земле: и лапотные, и босые мужички и бабы деревенские, отставные солдаты, вчерашние купцы, юные мастеровые и даже слабые девицы! И дворяне, писатели и - потаенно - государи. Шли в Киев и на Соловки, в Почаев и к Троице, поклониться преподобному Сергию. Шли, возгревая дух свой и умудряясь у великих святынь, от встреч со святыми Божиими человеками. Терпели и холод, и голод - все терпели, ибо души их искали встречи с Господом, искали пути в Царствие Небесное. И если бы можно было бы чудом, внезапно остановить это тихое и непрестанное движение, увидеть его в миг как одну живую картину, мы бы, взглянув на нее, не смогли бы не сказать: вот это-то и есть образ Родины нашей. Здесь - тайна нашей национальной жизни, нашего национального характера, нашей души и нашей земли, в своей неповторимой природе и в рукотворной красоте, отразившей эту духовную высоту народной жизни.

Вот эти-то слова Господа о втором рождении и открывают нам путь к пониманию того, чем является для человека земная Родина.

Величайший Божественный дар, плод Отеческого о нас промышления, Родина дается нам как место второго рождения. Как единственно возможная - и для каждого конкретного человека, и для народа в целом, - совокупность необходимых и достаточных условий, потребных для исцеления поврежденных греховностью наших душ. Родина даруется человеку для того, чтобы пройдя свой здесь, на земле, свой путь в послушании воле Божией, в этих конкретных условиях, на этом месте, в этой обстановке, среди этих людей, наш внутренний ветхий человек смог стяжать это второе рождение от Духа, и стать новым Адамом. А, значит, и предуготовить душу свою для вечной жизни во Христе.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

ее лесов безбрежных колыханье.

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Так можем ли мы вернуться домой другой дорогой?

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Родная земля старается спасти князя Игоря, уберечь его от опасного похода на половцев. Солнечное затмение предупреждает правителя о том, что неминуемое сражение обязательно приведёт к печальным последствиям. В небе появляется гроза, на путников со всех сторон начинают лететь птицы. Природа в данном эпизоде выступает в качестве доброго и неравнодушного союзника, стремящегося напомнить героям об опасностях, которые могут настигнуть войско.

Земля в произведении не только близкий помощник всего русского народа, но ещё и тонко чувствующая натура. Когда становится ясно, что князь Игорь пленён половцами, степь никнет от жалости и скорби. Деревья приклоняют свои ветки. Природа отображает душевное состояние людей, узнавших о печальной судьбе правителя и поражении войска в битве.

Автор: Диана Кузнецова

Автор: Самый Зелёный · Published 30.07.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 14.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 11.01.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Так, текст произведения (как сохранившиеся списки, так и переводы) содержит огромное количество упоминаний, связанных с этим образом. Так, например, лейтмотивом текста, значительно повышающим напряжённость описываемых событий, является обращение-восклицание:

Русская земля выступает своего рода защитницей, матерью всех русичей. Именно земля пытается предостеречь Игоря от неудачного похода: она посылает ему знамение — затмение солнца, однако и это не останавливает Игоря. Предостережения становятся всё более и более суровыми: начинается гроза, воют дикие звери, пробуждается дух Див:

…Солнце тьмою путь ему закрыло,
Ночь грозою птиц перебудила,
Свист зверей несется, полон гнева,
Кличет Див над ним с вершины древа…

Природа предчувствует поражение Игоря и стремится посылать ему всё новые знаки, однако он слишком увлечён идеей добыть себе славы и золота:

Игорь к Дону движется с полками,
А беда несется вслед за ним:
Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим…

Однако первая битва проходит очень успешно: войско половцев разбито, смелый Святославич побеждает противника и даже добывает себе хоругвь и серебряное копьё: большей награды ему и не требуется.

Магическое заклинание Ярославны будто доходит до Игоря, и Русская земля решает возвратить ей родного мужа. Дон ласкает Игоря в своих волнах, стелет ему мягкую зеленую траву, укрывает под сенью деревьев тёплыми туманами.
Природа помогает Игорю при побеге:

…И едва
Смолк Овлур, как от ночного гула
Вздрогнула земля,
Зашумела трава,
Буйным ветром вежи всколыхнуло.

Природа сделала бегство Игоря незаметным, укрыла его от половцев. Когда же Русь оказалась совсем близко, природа вдруг умолкла — и только дятлы своим стуком помогли князю найти правильную дорогу. Соловьи же сопровождали Игоря пением, радуясь его скорому возвращению.

Кроме того, Русь изображена не только в географической, но и в исторической полноте, широте: недаром автор упоминает о веке Троянове, Олеговых походах — вплоть до похода Игоря. Создатель изображает Русь в прошлом — могучей великой державой. Ныне же это ослабленная страдающая Родина, спасти которую может только объединение — как это было в старину.

Вместе с этой мыслью неизвестный автор через века передает нам самое главное из чувств – любовь к Родине, к земле, к народу, к родной природе.

Тема природы и играет в повествовании значительную роль. Она очеловечена, одухотворена, именно через нее воспроизводятся все людские переживания. Таким образом, это не просто фон, на котором развиваются события, а активный участник действия.

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.

Князь не захотел увидеть в этом дурное предзнаменование, поэтому отдал приказ к продолжению пути. Учитывая испокон веков сложившуюся традицию следования обрядам и верованиям, связанным с природными явлениями, остается только подивиться отваге Игоря Святославовича. Но чем дальше войско продвигается в степь, тем мрачнее, тревожнее становится пейзаж. Животные, по поверьям более тонко предчувствующие приближение беды, всеми силами стараются предотвратить неминуемое:

Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим,
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы.

И, словно прощальный взмах руки, горько звучат слова:

Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Тучи надвигаются от моря
На четыре княжеских шатра.

Сколько крови будет пролито в этом походе, сколько горя наполнит души русского народа! Природа грустит вместе с людьми:

Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили…
И закрылось небо, и погас
Белый свет над Русскою землею.

А далеко в Путивле с раннего утра не смолкает плач. Это голос Ярославны, жены князя Игоря. Она стала олицетворением всех русских женщин, мужья, сыны и отцы которых – самые дорогие сердцу люди – уже никогда не вернутся домой. В отчаянии спрашивает она у Ветра, который тоже становится полноправным героем повествования:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь?
Мечешь их на русские полки?

Обращается Ярославна и к Солнцу:

Что ж ты войско князя удалого
Жаркими лучами обожгло?

За риторическими вопросами княгини стоит горькое осознание, что погибших уже не возвратить назад. И Ярославна просит Днепр лишь об одном-единственном человеке, князе Игоре:

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне.

Природа приходит на помощь, вновь принимая активное участие в действии. Именно под ее прикрытием Игорь сбегает из плена:

Вздрогнула земля,
Зашумела трава,
Буйным ветром вежи всколыхнуло…
Но восходит солнце в небеси —
Игорь-князь явился на Руси.


Солнечное затмение, утренние кровяные зори… Несмотря на то, что русские войска дважды ослушиваются того, что намного мудрее и старше всего рода человеческого, природа все же не карает князя Игоря за непослушание, а помогает его побегу.

Читайте также: