Сочинение методическая деятельность учителя начальных классов

Обновлено: 05.07.2024

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вводятся новые учебные предметы и модули.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно-ориентированные педагогические технологии. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего дошкольника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Роль учителя в современной школе с введением новых образовательных стандартов изменилась, изменились и формы работы с учащимися. Правильнее будет отметить, что приоритет отдается сейчас формам парной и групповой работы. Но методы и приемы обучения остались прежними. Но предпочтение отдается не репродуктивным методам обучения, а проблемно-поисковым, методам самостоятельной работы.

Рассмотреть пример с использованием презентации.

Методическая работа учителя начальных классов включает в себя разнообразную деятельность как внутри школьного коллектива , так и за его пределами.

Помимо того, что каждый учитель занимается самообразованием (расшифровать), он еще активно работает внутри методического объединения учителей начальных классов.

МО определяет цели и задачи работы на учебный год. В соответствии с этими целями и задачами, в соответствии с планом работы Районного МО учителей начальных классов и строит работу каждый учитель нашей школы.

1. Выбор темы по самообразованию.

2. Открытые и показательные уроки коллег.

3. Круглые столы, семинары на базе школы.

4. Участие в работе семинаров на базе других учебных заведений, в проблемных группах, которые создаются в Россошанском районе.

5. Заседания МО учителей начальных классов.

6. Сотрудничество с дошкольными учреждениями.

7. Сотрудничество с педколледжем по различным видам практики:

- пробные уроки (консультации)

- психолого- педагогическая практика и др. виды, в которых учитель выступает в роли методиста.

8. Обобщение своего педагогического опыта (мастер – классы, публикации в различных изданиях).

9. Участие в разработке материалов итоговой аттестации для выпускников начальной школы. (Показать сертификаты.)

10. Школа молодого педагога.

11. Изучение новинок методической литературы, анализ программ по учебным предметам.

Работа учителя трудная, но интересная.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о методической работе учителя начальных классов.

Методическая работа– это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.Повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

1 группа функций — формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности.

— обогащение знаний педагогов;

— развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

— развитие мотивов творческой деятельности;

— развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

— развитие современного стиля педагогического мышления;

— развитие педагогической техники;

— развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

— сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

— выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

— организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

— контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

— выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

— стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

— приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

— творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

— внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

— внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

— распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.

Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры:

Профессионально-нравственную культуру и культуру общения

Методологическую и исследовательскую культуру

Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

3.Читательские и зрительские конференции.

4.Школа передового опыта группы наставников.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

Направленность работы методического объединения

— изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

— ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

— изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

— углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

— опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

— изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

— изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

— информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

— изучение состояния знаний, умений, навыков;

— внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

В современном обществе, которое находится в процессе реформирования сфер жизнедеятельности, идет процесс повышения требований к личным ка-чествам человека и профессиональным. Достижение данной цели в основ-ном зависит от способности педагога реализовать свой внутренний потенци-ал в деятельный.

Методическая, работа как раз и выступает видом этой деятельности, в ней заключаются различные функции, такие как мотивационно-стимулирующая, творческая, организационно-поддерживающая. Исходя из этого, мы можем видеть, что она имеет основную позицию как в личном, так и в профессио-нальном становлении педагогов ДОУ. С моей точки зрения, методическая работа - это особая, важная часть педагогики, о которой упоминалось уже в конце прошлого века. Именно тогда и пришло осознание того, что нужно изменять традиционные подходы в обучении и воспитании, так как они име-ли узкую направленность и не способствовали, в должной мере, всесторон-нему развитию личности.

О важности методической работы говорилось в трудах Я. М. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и других педагогов, которые исходили из воз-растных особенностей детей и их знаний. Использование новых форм рабо-ты с детьми прослеживается в трудах Ильенко Л. П., Полевиной М. Н., Немо-вой Н. В. и других авторов, которые представляли методическую работу как условия для повышения качества педагогического мастерства.

Можно твердо сказать, что в ДОУ методическая работа является системой мер. Которые направлены на повышение квалификации и уровня профес-сионального мастерства педагогического коллектива.

Сущность методической деятельности педагога

В связи с тем, что методическая деятельность не была рассмотрена как отдельный вид профессиональной деятельности педагога, выделяется три точки зрения:

1. Методическая деятельность - это работа педагога с дидактическим мате-риалом, самообразование, квалификация педагога.

2. Методическая деятельность связана с обучением определённому предме-ту.

3. Это деятельность, как совокупность самостоятельных умений с опреде-лённой спецификой.

Изучив труды педагогов-практиков, можно с уверенность сказать, что методическая работа, как самостоятельная деятельность, имеет боль-шое значение.

Целями методической деятельности являются:

- Оказание помощи педагогам в улучшении организации воспитанияи развития дошкольников, обобщении и внедрении педагогического опыта, повышении уровня педагогической квалификации преподавателей и руководства образовательных организаций.

- Качественное социально-психологическое воспитание детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, потребностями лично-сти, семьи, общества, государства

- Непрерывное совершенствование профессиональной, психолого-педагогической и методической компетенции педагогов

- Управление качеством образования на базе новых педагогических техноло-гий.

- Непрерывное повышение уровня педагогического мастерства, компетент-ности в области программ воспитания и обучения.

- Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС в усло-виях развития воспитательной системы организации.

Предметом методической деятельности можно назвать приёмы, методы и способы организации процесса обучения и воспитания.

Коллектив педагогов является субъектом методической деятельности.

Результаты методической деятельности - это конспекты НОД, методические рекомендации, консультации и тд.

Продукты методической деятельности - это то чем могут пользоваться дети для получения и усовершенствования своих знаний дошкольники, то что по-зволяет им развиваться.

Отсюда мы можем сделать вывод, что методическая деятельность является самостоятельной частью профессиональной деятельности педагога, которая помогает осуществлять воспитательную, развивающую и обучающую деятельность педагога.

К видам методической деятельности относятся те приемы и спо-собы, благодаря которым педагоги могут получать, систематизировать и распространять свои знания, накопленные с опытом работы.

Уровни и формы осуществления методической деятельности

Не все педагоги могут сразу включиться в методическую работу.

Изначально, работа молодого педагога строится на поиске лучших приемов, разработках по той или иной образовательной области, наглядных материа-лах, материально-техническом обеспечении занятия.

И только с опытом работы педагог начинает осознавать значимость методической работы. Он начинает понимать необходимость обобщения и передачи методического опыта. И с этого момента происходит переход с практического уровня на теоретический. Педагог начинает осознавать необ-ходимость перехода методической работы в самостоятельный вид деятель-ности.

Исходя из выше изложенного, я с уверенность могу сказать, что на совре-менном этапе развития образования, методическая работа – это неотъем-лемая часть деятельности педагога. Эта деятельность, которая помогает достичь наилучшего результата в деятельности субъектов образования. Благодаря методической работе, мы педагоги, повышаем свои профессиональные качества, а вследствие чего растёт и качество образования.

Список использованной литературы

1. Зазюм И. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просве-щение, 1989.- С. 34-64

2. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. – М. : АРТ, 1994. – 205 с.

3. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141с.

4. Никишина И. В. Организация внутришкольной методической работы : методические рекомендвции. - Волгоград: Учитель, 1990.-178 с.

5. Основы педагогического мастерства /под ред. И. А. Зазюна. – М. : Просвещение, 1989.-208 с.

6. Педагогика/под ред. Смирнова С. А. М. :Просвещение, 1999.-235 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Просвещение. -Т. 1. – С. 569

Формы методической работы на современном этапе Современные требования к качеству дошкольного образования ведут к необходимости обновления методической работы в ДОУ. Методическая работа.

Описание опыта методической работы Описание опыта методической работы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической.

Организация методической работы по оказанию платных образовательных услуг в ДОУ Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для.

Особенности организации методической работы в ДОУ Ключевой функцией работы учреждения является планирование, помогающее коллективу добиваться эффективности педагогического процесса. Годовой.

План методической работы с педагогами в период ЛОК Большая работа в период ЛОК возлагается на воспитателей ДОУ. В нашем детском саду педагогический состав сравнительно молодой, некоторые.

План методической работы старшего воспитателя в РЦ План методической работы старшего воспитателя в РЦ Цель: продолжить совершенствование процесса психолого-педагогической, социально-педагогической.

План-схема методической работы с педагогами на 2016–17 учебный год План работы на 2016 - 2017 учебный год месяц педсоветы методсоветы Смотры- конкурсы Открытые, коллективные просмотры,ввзаимопосещения Контроль.

Система методической работы в МБДОУ Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи.

Методическая работа учителя начальных классов: как оставаться востребованным специалистом?

Методическая работа учителя начальных классов сочетает в себе комплекс мероприятий, проводимых при непосредственном участии администрации образовательного учреждения, ее педагогов и воспитателей, приоритетной целью которых является освоение методов и приемов учебно-воспитательной работы, их использование с учетом специфики уроков, а также во внеурочные часы, поиск других форм и методов построения, реализации и обеспечения процесса обучения, обладающих максимальной рациональностью и эффективностью.

Методическая работа учителя начальных классов позволяет преподавателю завоевать особое отношение, как со стороны, так и со стороны учащихся. Постепенно, когда участие в данном процессе начинает носить постоянный характер, учитель уже меньше начинает заботиться по поводу своего профессионализма, не так беспокоится о возможном отставании, не соответствии межу его текущим уровнем и требованиями, которые предъявляют новые стандарты к образовательному процессу. За счет постоянного обучения преподаватель уже не держится устаревших взглядов, проще адаптируется к изменениям извне, что делает его более конкурентоспособным.

Главной целью, которая ставит перед учителем методическая работа, является постоянное повышение профессионального мастерства преподавателя, наделение его актуальным и эффективным подходом к работе.

Курсы повышения квалификации как путь к профессиональному росту учителя

Чтобы учитель смог легче и быстрее адаптироваться к внешним изменениям, он должен заниматься повышением уровня квалификации. В этом случае он будет иметь представление об актуальных методиках обучения, знать, как их наиболее эффективно применять. Главным достоинством методической работы является то, что она развивает в преподавателе профессиональные навыки, помогает ему найти себя, позволяет решить широкий круг проблем и испытывать максимальную удовлетворенность собственной работой.

Невзирая на то, какая выбрана методическая тема учителя начальных классов, главную роль в данное процессе играет профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование позволяет расширить багаж теоретических знаний, а также сделать учителя более психологически устойчивым к образовательному процессу.

Методы повышения педагогического мастерства посредством методической работы

Методическая работа учителя начальных классов: как оставаться востребованным специалистом?

Все учителя располагают особой методической копилкой, содержащей доклады и выступления, планы уроков, а также внеклассных мероприятий. Причем используемые методики для младших школьников всегда будут подвергаться определенным изменениям.

Для того, чтобы преподаватель мог повышать уровень своего мастерства, ему следует использовать различные виды научно-методической деятельности:

  • Регулярно изучать новые научные работы, посвященные преподаванию различных дисциплин;
  • Знакомиться с прогрессивными наработками других педагогов, где освещаются проблемы построения занятий в разных формах;
  • Изучать новые программы и идеи обучения, не пренебрегая анализом их со стороны специалистов;
  • Заниматься повышением своего мастерства главным образом посредством обучения на разного рода проблемных курсах;
  • Прилагать максимум усилий для повышения квалификационной категории;
  • Заниматься самообразованием, акцентируя внимание на приобретение более глубоких профессионально-методических знаний и умений, повышать уровень подготовки по дисциплине;
  • Ходить на занятия коллег, знакомиться с их взглядами относительно построения уроков, использования методов преподавания;
  • Участвовать в выставках и смотрах творческой педагогической работы.

Методы обучения по фгос — взгляд на обучение с учётом новых стандартов
Начиная разговор о методах обучения, сперва следует пояснить, что под ними подразумевается. Методы обучения представляют собой способы, обеспечивающие взаимодействие между .

Методы обучения в педагогике — путь к получению знаний
Основным инструментом учителя, при помощи которого он передает свои знания ученикам, являются методы обучения в педагогике. И чтобы в ходе воспитания и обучения можно было .

Методы, средства и формы обучения: их разнообразие и особенности
С каждым годом образовательный процесс в школах стараются улучшить, что, естественно, приводит к определенным изменениям. Вещи, которые вчера казались актуальными, сегодня уже .

Духовно нравственное воспитание младших школьников: значение и основные методы
На процесс формирования личности большое влияние оказывают такие характеристики, как духовность и нравственность. Духовность принято ассоциировать с ценностями человека, его .

Новые технологии в образовании и их использование
Новые технологии в образовании дают возможность проводить обучение качественно, быстро и по последнему слову техники. Ранее (в 60-хгодах 20-го века) указанные методы .

Читайте также: