Сочинение капитанская дочка план

Обновлено: 03.07.2024

Помогите написать сочинение по рассказу А. С Пушкина "Капитанская дочка" по плану:
I. Вступление
Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях.
II. Основная часть
1. Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего?
2. Отношение героев к людям.
3. Поведение героев в ситуациях нравственного выбора.
4. Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу?
III.Заключение
Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману?

Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями.

Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях.

Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева.

Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина.

Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева.

Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Становление личности Петра Гринева

  1. Вступление. Связь романа Пушкина с современностью.

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера:

а) встреча с Зуриным;

б) встреча с вожатым;

в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.

3.Гринёв во время грозных исторических событий.

4. История отношений с Пугачёвым.

5. Отношение Гринёва к людям – умение любить, помогать, прощать.

III. Заключение. Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.

(на примере образов Гринёва и Швабрина)

I.Вступление. Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях.

1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего?

2.Отношение героев к людям.

3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора.

4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу?

III. Заключение. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману.

II.Основная часть. Образ Маши Мироновой.

  1. Жизнь Маши в Белогорской крепости.
  2. Встреча с Петром Гринёвым.

3.Главные испытания в жизни Маши.

4.Борьба Маши за честь и доброе имя Гринёва.

6.Счастье с любимым.

III. Заключение.Честность и нравственная чистота победили предательство и несправедливость.

I.Вступление. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

II.Основная часть. Характеристика Пугачёва.

  1. Первое появление Пугачёва на страницах романа.
  2. Портретная характеристика героя.
  3. Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва.
  4. Пугачёв и народ.
  5. Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву. Смысл последней встречи на казни.

III. Заключение. Взгляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва.

1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой.

2.Черты, которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гринёв и Швабрин.

I. Вопросы чести и долга в романе "Капитанская дочка".

II. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.

1. Что общего между ними:

а) дворянское происхождение,

б) любовь к Маше.

2. Различия между ними:

б) отношение к окружающим;

в) отношение к воинскому долгу.

3. Как Пушкин относится к своим героям.

III. Какие чувства вызывают у нас Гринев и Швабрин.

Образ Маши Мироновой.

I. Почему произведение называется "Капитанская дочка".

II. История Маши Мироновой.

1. Родители Маши.

2. Внешность Маши.

3. Жизнь в Белогорской крепости.

4. В заключении у Швабрина.

5. Переписка с Гриневым.

6. Освобождение Маши.

7. В имении родителей П. Гринева.

8. Поездка в Петербург и освобождение жениха.

9. За что Гринев полюбил Машу.

III. Отношение Пушкина к Марье Ивановне.

Образ Петра Гринева.

I. Реальные и вымышленные персонажи в романе "Капитанская дочка".

II. История Маши Мироновой.

Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

История любви к Маше.

История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяются взгляды на жизнь).

Основные черты героя, типичность образа.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 595 842 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.02.2018 4146
  • DOCX 14.7 кбайт
  • 67 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Воробьева Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Разработка урока по подготовке к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". На уроке проводится работа по закреплению умения учащихся работать со сложным планом, развитию устной и письменной речи учащихся.

ВложениеРазмер
sochinenie_po_proizvedeniyu_kapitanskaya_dochka.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок развития речи

Сочинение по повести А.С.Пушкина

Цели: - продолжить работу по закреплению умения учащихся работать со сложным планом.

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- подготовить учащихся к написанию сочинения на литературную тему;

- воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности).

  1. Организация урока
  2. Вступительное слово учителя

Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним, что такое сочинение, какие требования предъявляются к сочинению.

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, - его стройность, подчиненность единой теме и мысли.

Одним из распространенных недостатков школьного сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места. Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказываем, в том числе над сочинением, - выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.

Сочинение нельзя писать равнодушно. В них должна ясно прозвучать линия вашего отношения к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала.

Как работать над сочинением

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

  1. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении.
  1. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно.

4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления .

VI. Подготовка к сочинению

Гринев и Пугачев Гринев и Маша Миронова

- Я предлагаю вам следующие темы сочинений:

- Посмотрите внимательно и, пользуясь Памяткой, соотнесем название темы сочинений с основной мыслью.

- Определитесь в выборе темы.

2. Работа по составлению плана

- Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.)

- Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности)

- Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? (необязательно, т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши).

- А что такое нравственность?

(Определение на доске. )

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности

- Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким.

Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

- Что хорошего дала Гриневу семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр. 20), а от матери Гринев перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость)

- Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания.

- Какие черты характера проявил Гринев по отношению к Савельичу, вожатому? (по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп (стр.29).

- А каким Офицером был Гринев? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку).

- Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство (стр.74-75).

- Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринев наказ отца?

- А как Гринев относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным (стр.40); способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву (стр. 85).

- Как Гринев относился к Швабрину? (ненавидит, презирает его).

- А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев (стр.98).

- это все вы напишите в основной части сочинения. А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Гринев сегодня? (Гринев учит нас правильно, хорошо относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее. Суметь защитить ее в трудную минуту. А еще Гринев учит нас быть верным присяге. Ведь мы будущие воины и тоже будем давать присягу на верность Родине, родителям).

VII. План сочинения.

- Посмотрите, какой план у нас получился.

I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина.

III. Чему учит Гринев читателя сегодня.

- Запишите этот план в тетради по литературе.

VIII. Итог урока.

- Сегодня мы с вами провели большую работу по написанию сочинения на литературную тему. Научились составлять план и отбирать материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сочинения. Ваша задача: написать сочинение к следующему уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская.


Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").


Интеллектуальная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Темы и план сочинений по повести.

Интеллектуальная игра предназначена учащимся 8 класса для закрпеления по пройденному произведению. Материал представлен в форме игры.


Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация к уроку, посвященному подготовке к сочинению по повести "Капитанская дочка".


Презентация к уроку литературы в 8 классе "Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация поможет организовать деятельность учащихся на уроке, который рассчитан на 2 часа. Это семинарское занятие организовано в форме групповой работы, работы в парах. В заметках к слайду даны за.


В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Читайте также: