Это непереводимое слово хамство сочинение егэ

Обновлено: 01.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: 1 работа с текстом ( повторение сложных вопросов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю) 2совершенствование навыков анализа текста

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

2.Этап проверки домашнего задания

3.Этап всесторонней проверки знаний : ( а) знакомство с текстом; б) беседа; в) лингвостилистический анализ текста; г)проверка знаний в рамках ГИА )

4.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1Организационный момент (приветствие, рапорт дежурных по классу, объявление темы урока )

2Проверка домашнего задания :

Предварительная работа по тексту:

1. Чтение вслух текста.

2. Словарная работа (словари)

*** Славистика (славяноведение) - наука, изучающая языки, литературы, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов

*** В. Набоков - русский и американский писатель, прозаик, поэт, переводчик, драматург, литературовед

***Корнелльский университет - один из крупнейших и известнейших университетов США

***Интеллигенция - общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин введён в обиход писателем Боборыкиным в 60-х г.г.19 в.

***Мещанство-1. низший разряд город.обывателей.2.здесь:собир.знач. люди с мелкими, ограниченными, собственническими интересами и узким идейным и общественным кругозором.

Работа с текстом

3.Согласны ли вы, что проблема, которую автор поднимает в тексте , актуальна в современном обществе?(Да, согласны. Мы сталкиваемся с этой проблемой часто )

Лингвостилистический анализ текста

1.К какому типу речи относится текст?(Рассуждение)

3.Укажите фразеологизм (ы) в тексте.(убить наповал, острый на язык)

Стил. черты публицистического стиля : призывность, логичность, оценочность, общедоступность. Языковые средства: эпитеты, фразеологизмы, лексика , сложные синтаксические конструкции)

4.Наглость- это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство - это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее - форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо можно даже по форме- крикливо, резко, и претенциозно.

(Корнельский университет - автор. (Корнелльский))

(А 1) На какой вопрос в тексте нет ответа?

2Хамство непобедимо, перед ним можно только отступить.

3 Грубости и хамству не будет места в нашем обществе.

4.Грубость, хамство травмируют окружающих (3)

1незаметно исчезнуть, удалиться совсем

2смутиться, прийти в замешательство

4образовать постепенный переход от тёмного к светлому (2)

3.(А3)Назовите основное средство выразительности в тексте, которое основано на повторении одного и того же слова, словосочетания; путём повторения слова выделяется ключевое понятие:

4лексический повтор (4)

4(А4) .Укажите ошибочное суждение:

11 слайд (2)

5(А5) Укажите слово с чередующейся гласной в корне

6(А 6) В каком слове правописание согласного в приставке зависит от звонкости последующего согласного звука после приставки

7.(А7)Вкаком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н -?

10.(В3)Укажите грамматическую основу в предложении 11

11.(В4)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

12.(В5)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Как легко заметить,(1)грубость,(2)наглость и нахальство,(3) не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения,(4)при этом всё-таки не убивают наповал,(5)не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом.

13.(В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 15

14.(В7)В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанного подчинительной связью.

Именно в безнаказанности все дело,(1)в заведомом ощущении ненаказуемости,(2)неподсудности деяний ,(3) в том числе полнейшей беспомощности,(4)которое охватывает жертву.

15.(В8) Среди предложений 11- 14 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных

16.(В9)Среди предложений 1-3 найдите сложное(ые) предложение(я) с разными видами

4.Этап информирования учащихся о домашнем задании , инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

Написать сочинение – рассуждение по тексту.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Корней Иванович Чуковский, гуляя по бульвару, однажды увидел, как группа подростков громко ругается матом. Когда писатель подошёл к ним, то услышал шквал брани в свой адрес. В ответ он лишь выразил своё сожаление, даже сочувствие безнравственности молодых людей, чем наверняка удивил хамов.

Хамство можно и нужно победить, но это удастся сделать только тогда, когда каждый осознает всю его мерзость.

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 нет 0
К3 Отражение позиции автора 1 нет 0
К4 Своё мнение и его аргументация 3 есть 2
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 есть 1
К6 Точность и выразительность речи 2 есть 2
К7 Орфография 3 0 ошибок 3
К8 Пунктуация 3 0 ошибок 3
К9 Соблюдение языковых норм 2 0 ошибок 2
К10 Соблюдение речевых норм 2 0 недочётов 2
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 есть 1
Всего: 23 18

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм

Найди в сочинении орфографические ошибки.

Всего: орфографических ошибок нет

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Всего: пунктуационных ошибок нет

К9. Соблюдение языковых норм

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Всего: нарушений языковых норм нет

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Всего: грубых нарушений речевых норм нет

Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?

Если бы автор сочинения выделил по абзацу для каждого критерия, то краткость и легковесность К2 бросились бы ему в глаза. Думаю, что это заставило бы выпускника предложить более содержательный и объёмный комментарий к проблеме.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора исходного текста не отражена.

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

Рекомендация: Аргумент 1 было бы уместно ввести с помощью последней фразы предшествующего абзаца. Тогда текст выглядел бы логичнее:

С каждым поколением человеческое общество меняется: приобретает новые знания, обучается чему-то новому, делает множество открытий, которые выводят мир на новый уровень жизни. Но видим ли мы, в какую сторону меняются сами люди? Как в них сочетаются наглость, грубость, нахальство? Замечаем ли мы, как хамское поведение общества остается безнаказанным? Именно эти вопросы и интересуют С. Довлатова.

Главная проблема данного текста - проблема хамства.

В самом начале автор текста рассказывает о Владимире Набокове, который пытался донести иностранным студентам смысл непереводимых русских понятий, среди которых присутствовало слово "хамство".

"Обращение к синонимам ему не помогало, потому что "наглость", "грубость" и "нахальство" решительным образом отличались".

Затем С. Довлатов уже сам принялся рассуждать на данную тему: наглость - напор без моральных и законных оснований; нахальство - наглость плюс отсутствие стыда; а грубость - это, скорее, внешняя форма поведения, не затрагивающая основ. А что же такое хамство? Оно значительно отличается от всего остального. Ему нечем дать отпор. Это и помогло С. Довлатову сделать вывод, что "хамство есть ни что иное, как грубость, наглость и нахальство вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность".

Исходя из текста, мы можем сделать вывод о позиции автора, которая достаточно ясна. Все дело в том, что хамство ненаказуемо. Его нечем остановить. Следовательно, и помочь тем, кто от этого страдает, невозможно.

Я же с С. Довлатовым полностью солидарна. Я тоже считаю, что именно из-за безнаказанности оно не только существует, но и множится. И остановить это никоим образом невозможно до тех пор, пока люди не смогут придумать, как давать отпор на данное поведение.

Художественная литература дает нам немало примеров на данную тему. Взять хотя бы пьесу Н.А. Островского "Гроза". Грубая и наглая Кабаниха, далеко от нее не ушедший Дикой. Не это ли хамство? Мало того, что они выставляют себя представителями "темного царства", бесстыдного и наглого, так и другим людям они таким образом вредят. Кабаниха попрекала Катерину, Дикой - рабочих. Такой мир, полный хамства и бескультурия, не может иметь будущего. Ему никогда не покинуть ту яму, в которой он находится. И в которой он, скорее всего, и погибнет.

В качестве второго примера мне хотелось бы взять произведение М.А. Булгакова "Собачье сердце". Разве Шариков, собака с железами внутренней секреции последнего пьяницы и азартного игрока, не хам по-своей натуре? Ненормативная лексика, наглость, нахальное поведение, грубое отношение к людям. Все это лишь показывает, насколько хамство завладело Шариковым. А ведь и наказать его нельзя, как нельзя было наказать Клима Чугункина, у которого и взяли эти железы. Хамство непобедимо. Оно безнаказанно.

Осуществляя технический прогресс, люди совсем забыли о том, что происходит с ними: они не замечают, какова их речь и поступки. Они не наблюдают хамства со своей стороны, которое с каждым днем все больше уживается в нашем мире. Оно будет существовать вечно, пока люди не начнут бороться с ним. Вот только как они начнут противостоять хамству, если оно и до сей поры остается безнаказанным?

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сочинение

Хамство чиновников не знает границ — пора выметать их на свалку истории

19:20 / 31 Января 2020 / Политика


Юрий Пронько

Вспомните историю с теперь уже бывшим главой Печорского района Псковской области Дмитрием Сопотовым, который матом отчитывал представителей правопорядка, остановивших для проверки автомобиль директора одного из местных муниципальных предприятий, в котором и находился, мягко говоря, не вполне трезвый глава района.

Издеваться над людьми, делая странные заявления, или дарить ветеранам войны квартиры без туалета — не просто неадекватная позиция со стороны чиновников, на мой взгляд, это прямая дорога к отставке.

Считаю, что подобную практику необходимо распространить и на тех, кого мы с вами содержим на свои налоги. Иначе не совсем справедливо получается: для работодателя, российского народа — одни (суровые) правила, а для тех, кого, вообще-то, мы с вами наняли на службу себе и Отечеству, — весьма условные. Эту несправедливость необходимо устранить.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Теги: чиновники, хамство, оскорбления, власть, Владимир Путин, Россия, ветераны, регионы, Крым

Другие мнения автора:

Олег Ремизов

Ректор Северо-Осетинской государственной медицинской академии

Это самые важные инициативы и поправки. Но они будут встречены, конечно, некоторыми категориями граждан с непониманием.

Протоиерей Димитрий Лескин

Ректор Поволжского православного института Святителя Алексия Московского, член Общественной палаты России, д. филос. н.

Очень важно, чтобы преамбула носила ярко выраженный ценностно-ориентированный характер, чего нет в Конституции сегодняшнего дня.

Помогите написать сочинение на тему Хамство ( своими словами )

Чем опасно использование популярных мемов в рекламе

1
3731
Маргарита Кудрявцева

Но политики — не единственные, кто превратил откровенное хамство в основной и иногда единственный инструмент собственного продвижения, бизнесмены в этом вопросе также стараются не отставать. По идее, глава компании, обругавший клиента или кого-то из деловых партнеров, должен тут же стать изгоем в мире бизнеса и добровольно покинуть свой пост. Но идеальная схема слишком часто дает сбои, а то и вовсе работает с точностью до наоборот. Дело в том, что взрослый дядька, ругающийся матом и размахивающий руками, — зрелище, от которого большинство отказаться не готовы, а если он еще и глава приличной компании, то история быстро приобретает черты вирусности. И соблазн воспользоваться этим сомнительным методом продвижения побороть удается не всем. В итоге плохишей в бизнесе меньше не становится, а в российском бизнесе в последние годы публичное хамское поведение вообще становится трендом.

Грубость. Хамство. (ЕГЭ по русскому)

Что такое хамство? Как оно влияет на жизнь человека? Нужно ли с ним бороться? Над этими вопросами ФИО предлагает задуматься современному читателю.

Автор раскрывает проблему, рассказывая о …

Позиция автора ясна: хамство — это грубость, наглость в отношениях между людьми, которые, как правило, эти самые отношения разрушают, поэтому с хамством необходимо бороться.

Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что наглость и бесцеремонность недопустимы в человеческом общении.

Как же все-таки бороться с хамами?

На этот вопрос Д.С.Лихачев дает весьма своеобразный ответ.

> Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Публикация от ГРЕЧКА (@yourcory) 25 Дек 2020 в 3:21 PST

Последние пару лет — особенно после оппозиционных митингов, центральными героями которых оказались те, кто ещё не окончил школу — российское общество внезапно заинтересовалось подростками: как они выглядят, чем живут, что слушают и что носят и кем себя ощущают. Момент, когда одно поколение судорожно вглядывается в другое, чтобы что-то понять (в первую очередь о себе и своём месте в изменившемся мире), безошибочно проводит черту поколенческого раскола.

Выпад Земфиры — верный признак того, что раскол окончательно завершился и в российской музыке. На месте Гречки и Монеточки запросто могли бы оказаться другие персонажи (так уж получилось — не нарочно, просто совпало). Но отмалчиваться насчёт того, символами чего они обе стали, уже не положено даже известным затворникам. Тут нужно мнение иметь. И высказывать.

Сочинение: Проблема грубости, хамства в общении людей. Подготовка к ЕГЭ

( 35 Голоса (ов) ) Подробности Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку

Сочинение по теме хамства и грубости в общении людей, образец к ЕГЭ по русскому языку

  • Пример готового сочинения.
  • Исходный текст, по которому пишется сочинение.

Проблема грубости, хамства в общении людей

Образец сочинения

Эта проблема очень актуальна для нашей современной жизни. Часто мы видим школьников, грубящих своему учителю, ссорящихся друг с другом супругов. Поэтому автор приглашает нас задуматься над своим поведением.

Таким образом, давайте задумаемся о своем поведении, будем вежливы и доброжелательны в отношениях с окружающими.

Текст к сочинению на тему хамства в общении

В этой сберегательной кассе недавно еще приветливо здоровались с вкладчиками и даже обращались к ним по имени-отчеству. Клиенты отвечали служащим тем же.

Я убежден: за нежеланием терпеть крик стоит чувство социально ценное — собственного достоинства. А что стоит за криком? Комплекс неполноценности? Вряд ли заведующая сберкассой и продавщица из продмага задумываются над тем, почему они кричат. Но люди видят: своим криком они прикрывают неумение работать, симулируют активную деятельность, которой нет.

Следующие статьи:

Афоризмы о хамстве. Хамство как ответ на оскорбление свидетельствует о слабости характера; хамство как привычная манера поведения — о духовной бедности; хамство с целью оскорбления и унижения — о моральном изъяне.

Путин потребовал строже наказывать чиновников за хамство

Чиновники, который позволяют себе хамство в общении с народом, должны наказываться строже, чем простые граждане, сообщил президент России Владимир Путин на встрече с общественными деятелями.

Путин подчеркнул, что необходимо строже вести правоприменительную практику норм, касающихся хамства чиновников.

Заместитель секретаря Общественной палаты РФ, президент НЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева, академик РАН Лео Бокерия поддержал требование Путина суровее наказывать чиновников, допускающих хамство.

«Во-первых, Владимир Владимирович случайных вещей не говорит, я давно в этом убедился, как, думаю, и все мы. Во-вторых, бесспорно, это [вежливость чиновников] обязательное условие для того, чтобы был порядок в мире, чтобы не деградировали традиционно хорошие отношения между людьми.

По его словам, человек, который занимает высокую должность, у которого в подчинении работают люди, все время должен помнить об этике общения.

Он напомнил, что ругань может привести к сильному урону здоровью.

Накануне Путин подписал указ об отставке главы Чувашии Михаила Игнатьева — как раз из-за резких заявлений чиновника. Соответствующий документ опубликован на сайте Кремля.

Причиной отставки стало распространившееся на прошлой неделе видео с торжественной церемонии вручения ключей от пожарных машин. На записи видно, как губернатор, выдавая ключи офицеру МЧС, поднимает руку выше, чтобы сотрудник подпрыгнул за ними. Инцидент произошел 23 января во время смотра аварийно-спасательной техники.

Хамство — национальная идея?

Гость – историк и режиссер Евгений Понасенков. Ведущая – Елена Ханга.

— Сегодня в этой передаче мы поговорим на очень неожиданную тему — тему хамства, с которым мы сталкиваемся с первых секунд жизни. Об этом расскажут женщины, которые рожают в роддоме. Далее – с какими боями мы поступаем в детский сад, далее – школа. Недавно родители столкнулись с тем, что невозможно было просто прийти и цивилизованно записаться в школу, надо было выстаивать в диких очередях. И, конечно же, опять все столкнулись с хамством. Мы сталкиваемся с этим хамством на протяжении всей нашей жизни. И даже уйти из жизни нам тоже приходится с хамством. В общем, хамство, хамство и так далее. Это что, национальная особенность? Или нас так воспитывают? Или это защитная реакция наша российская.

— А как вы это объясняете?

— Я объясняю это психологией этих дам, которые, возможно, считают свою жизнь неудавшейся. На Западе все улыбаются. Они могут вас ненавидеть, но они улыбаются, поскольку это принято.

— Я не согласен. Если близкий человек, то конечно. А зачем мне на улице смотреть на все проблемы людей, на всю их глупость, жадность, зависть. Как правило, в 90 % случаев искренность в социуме – это негатив. И поэтому безопасней, чтобы это был не искренне, а просто воспитанно. Воспитание – это цивилизация.

— А чем вы объясняете то, что мы постоянно сталкиваемся с хамством в тех местах, где на Западе этого хамства нет? У них что, зарплаты другие? У них там экология лучше?

— Я написал письмо о хамстве в Пушкинском музее. И получил кучу отзывов. Как ни странно, в 99 % случаев, кроме самих смотрительниц, полная поддержка. И все пишут комментарии и рассказывают свою собственную историю о хамстве и негативе, как им нахамили в разных музеях. Все очень просто. Раз в месяц, раз в полгода привозят в Пушкинский музей по одному шедевру из западных музеев. Так называемая выставка одной картины. Я уверен, что мы можем из 10 подобных выставок пропустить одну, одну картину не привезти, чем испортить весь музей полностью. То есть десятки тысяч шедевров такими хамскими смотрительницами. Мы можем за деньги, которые мы потратили на привоз одной картины, другие зарплаты, других сотрудников, может быть – нанять приветливую молодежь, студентов, доплатить им.

— Вы считаете, чем выше зарплата, тем меньше вероятности, что тебе нахамят?

— Здесь двояко. Это еще немного зависит все-таки от возраста и эстетики. И, конечно, от зарплаты. Если их обяжут, скажут: мы вам платим за улыбку, за неискренность. Не секрет, что среди молодежи колоссальная безработица. И молодежь с удовольствием пошла бы работать в музей. Но за 10 тысяч это невозможно, а за 30 уже более чем возможно. Мы в античном зале будем иметь античную красоту, за небольшие деньги и без хамства.

— Вы считаете, что нам хамят в больницах или паспортных столах, в вузах только потому, что у этих чиновников маленькие зарплаты?

— Там другая история. В этих организациях серьезные зарплаты, не считая теневой зарплаты. Там другой возраст и должна быть другая нервная система – более серьезная. В чем источник хамства в России тотального везде? Я бы выделил три момента. Первое – мы должны честно признать, Россия действительно отстает в цивилизационном развитии от Европы. Когда в Европе уже была античность, когда там уже была великая скульптура, великая поэзия, великая литература, когда там уже делали операцию на глазах, на хрусталиках глаза в Древнем Риме, у нас тут славяне не пришли на нашу территорию.

— Я с вами поспорю. Я вспомню Америку, нельзя сказать, что это более древняя цивилизация. Это новый мир. И тем не менее, там так не хамят.

— Это более древняя цивилизация по очень простой причине. В Америку приехали те же англичане, испанцы. Наследники европейской культуры. Они сами носители ее. Они цивилизовывают место, куда они приехали. В Россию мы никого не пустили. Мы все нашествия отбили. И мы живем, как мы хотим. Мы отстали в развитии тотально во всех сферах. Второй момент – эстетика. Когда вы рождаетесь в красоте, когда есть море, тепло, богатая растительность, цветы, климат…

— Вы описываете Сочи?

— Нет. Я описываю среднеевропейскую ситуацию. Потому что Европа вся омывается различными морями. И в Европе действительно теплее в среднем. Там флора и фауна более замысловатые просто по набору разновидностей растений и цветов.

— Норвегия, Финляндия, Швеция – холодные страны.

— Мой приятель говорит: ты что, какое хамство, за нами Достоевский. Несмотря на то, что за нами Толстой, Пушкин, Достоевский, с этим хамством мы сталкиваемся постоянно.

— За нами не столько Достоевский, сколько, как правило, заградотряды. А за Достоевским – та виселица, на которой он был, с которой его с кружком петрашевцев, осужденных на казнь, сняли в последнюю секунду и отправили на каторгу, заменили смертную казнь приговором каторжным. После этого у него произошел тот психический слом, который потом сделал его достаточно больным человеком. Это не хамство, это просто убийство. И так во всем.

— Вы хотите сказать, что наше хамство уходит глубокими корнями в прошлое?

— Вы считаете, что это тоже хамство?

— Невероятное хамство. Потому что мы не можем этого не делать. Мы заложники. И они никак не объясняют, почему это надо делать, кроме того, что мы ввели такое правило.

— Хорошо, экономика. Еще?

— Политика. Мы знаем, что у нас в выборах есть небольшой административный ресурс. Мы это не скрываем. А что такое отношение к людям, к избирателям немножко наплевательское? Вы можете приходить голосовать, не приходить, но мы все уже знаем — это как называется?

— Хорошо, политика. Еще?

— Часто у нас обсуждают люди, приехавшие из Европы, говорят: выбросили из машины бутылку или фантик, а сзади едущая машина уже позвонила в полицию, заявила. И вот тебя тут же на светофоре взяли. Вот они стукачи. Как вы относитесь к тому, что вот так борются за чистоту в городе?

— Это не стукачество, это официальный звонок. Вы ехали, вам в лицо попало свинство. Вы позвонили, чтобы это свинство было наказано. Это самооборона. Если вы едете на скорости, а вам что-то в лобовое стекло или лицо попадает. У нас курят на балконе, и все это летит вниз — это вообще пожар. Мы хотим все-таки жить как варвары.

— А почему у нас в самой читающей стране мира такое творится в лифтах? Причем сейчас уже вроде домофоны стоят, все равно такое творится.

— Есть подсчеты международной организации при ООН. Мы давно уже не самая читающая страна. Я считаю, что грамотность и чтение не означают понимание. Мы не самые понимающие. Если мы читали Маркса и Ленина в изложении соответствующих людей, это не значит, что мы были самые образованные. И что такое домофон? Это для честных людей и для своих. Если домофон сломался, потому что нахамил ЖЭК, я не могу попасть в свою квартиру. У нас шпана часто стоит на первом этаже. А я ничего не могу сделать. Они же имеют право, они живут в этом доме. В этом есть трагедия ХХ века. Профессора Преображенского уплотнили Шариковым. Роман четко отражает изменения, произошедшие в ХХ веке. Шариков получил власть и размножение. Шариков генетически не может не быть хамом. Давайте продолжим про сравнение России и Запада. Мы делаем ремонт. Надо иметь совесть и знать, что можно ломать, а что лучше переклеить, чтобы не шуметь, соседям жизни дать. На Западе надо предупреждать, когда вы это делаете. Могу открыть тайну, что в выходные дни нельзя сверлить. Нельзя несущую стену сносить. Я вызываю милицию. Я стукач. Хотя стукач – это когда аноним. Я называю фамилию, я иду с милицией к соседям. Они говорят: а нам плевать на законы. Им милиционер показывает – вот закон Москвы. Они на него плюют. Хотя милиционер с автоматом. А он же ничего не может сделать. Дальше самое главное хамство этой страны. Он поворачивается ко мне, в присутствии нарушителя закона, и говорит: Евгений, может, вы все-таки потерпите? Я не хочу терпеть. У нас реально сейчас действует уже много веков национальная идея – хамство. Она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества. А моя позиция, как человека, который никуда не выдвигается ни на какие выборы, это отменить старую парадигму и ввести новую – уважение друг к другу.

— Но в школе нас всегда учили уважать стариков, уступать место, не кричать, не хамить. Е. Понасенков:

— Школа – это то место, где учат физиологическому хамству. Потому что, то, как относятся учителя к ученикам, то, как они на них смотрят, как они кричат, как они позволяют себе с ними обращаться, это все на самом деле есть. Раньше были отдельно аристократические школы, отдельно для бедных. Я предлагаю, когда в школу берут ребенка, чтобы понимали, из какой семьи. В первый месяц выявляется, кто дерется, хамит и так далее.

— Он дерется, и что с ним делать?

— Отчислять. В одном районе 50 школ. Сделать одну школу для них всех.

— Вы призываете к сегрегации.

— Я хочу, чтобы меня защищали. Моя задача – объяснить, что защищать надо не только бандитов и хамов, а еще честных людей и воспитанных людей. Мы никогда, если не будем принципиальными, не защитим честных и воспитанных. Добро должно быть с кулаками. Это идея практически христианская. Потому что мы привыкли, что подставь одну щеку, другую щеку. Нет, что делал Христос. Он взял плетку и выгонял из храма тех, кто там менял, занимался торговлей. Они хамили Господу Богу. С его точки зрения. Мы должны быть требовательными. Мы должны учиться быть требовательными. Мы сами за себя отвечаем. Мы должны научиться добиваться своего. Мы должны отвечать хаму.

Я борюсь с хамством — написал письмо в Пушкинский музей.

— Нет, но меня уже пригласили на открытие выставки. Я узнал, что моя приятельница пошла с ребенком, прошлась по залам. И специально подводила ребенка к опасным местам, где раньше… Никто не подошел, хотя на лицах она видела желание. Потому что, видимо, им дали по шапке. Но это временно. А если не только я, а каждый человек будет вот так замечать, то постепенно, это процесс очень долгий, но он действенный, все будет нормально. В России никто не судится по-настоящему. Судятся всегда сильные. В России не судятся, а могут засудить. Сильный засудил слабого. Я считаю, что каждый человек по каждой мелочи, вообще надо тренинг проводить. Пока мы по каждой мелочи не будем ходить в суд, наша культура не станет цивилизованной.

— Почему смеются над американцами? Они постоянно судятся, кафе вылил себе на коленки – судится, тот ему нахамил в офисе – судится. Что это за нация?

— Везде есть свои перекосы. У нас в одну, у них в другую сторону. Но в целом у нас есть итоги. Культура и экономика Америки и благосостояние на душу населения Европы и наши. Я считаю, что это связано. Я думаю, что мы действительно не хотим меняться. Мы идем своим путем. Эта фраза самая страшная. И большинству это все удобно. Когда им хамят, они это обсудили на кухне – и все. Они сами на следующий день кому-то другому нахамят. А я считаю, что это катастрофа.

Если бы хоть один член парламента Британии или Германии, Франции позволил себя вести хоть на секунду, как ведут 90 % наших парламентариев, он бы не появился больше не то что в парламенте, на улице бы больше не появился. У нас никто не борется за свои права.

— Сколько должно пройти лет, чтобы мы избавились от этого национального хамства?

— Гоголь сказал, что Пушкин – это русский человек через 200 лет. Гоголь ошибся. Поэтому я не буду строить ненужных прогнозов.

Данный конспект урока будет полезен при подготовке учащихся 10-11 классов к выполнению 25 задания ЕГЭ по русскому языку (написание эссе).

Предварительный просмотр:

Шулекина Елена Павловна

Учитель русского языка и литературы МКОУ Новотроицкой СОШ

Воронежская обл., Петропаловский район, с. Новотроицкое

Тема: Подготовка к выполнению 25 задания КИМ ЕГЭ

Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением.

Оборудование: исходный текст

Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык (текст). В 3 ч. Ч. 3.:Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену

-Сегодня нам предстоит подготовиться к написанию письменной работы по исходному тексту. Наша задача – научиться:

-формулировать основную проблему исходного текста;

- излагать собственное мнение по этой проблеме;

-аргументировать свою точку зрения, используя читательский и житейский опыты.

2.Самостоятельное чтение текста.

4. Беседа на выявление восприятия.

-Как вы понимаете это высказывание?

- Можно ли утверждать, что хамство также оскверняет человека? Почему?

Давайте прочтем словарные и библейское определения, кто такой хам.

Библия: Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и , положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего;лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньшой сын его, и сказал :проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

В.И. Даль : Хамуга, хамовщина, хамово колено, отродье – бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной.

Д . Н. Ушаков: В языке дворян: человек . принадлежащий к низшим классам и лишенный потому всякого человеческого достоинства; грубый, наглый и невоспитанный человек. Готовый на подлости.

С.И. Ожегов : Грубый, наглый человек.

-как формулирует С Довлатов это понятие? Запишите эту формулировку.

( Грубый, наглый. Нахальный человек, чувствующий свою безнаказанность)

Чем порождается хамство?

(желанием выплеснуть свои негативные эмоции, ритмом жизни, суетой, безнаказанностью)

-Хамство как правило многолико. Что это может быть?

( Словесное оскорбление, нецензурная брань, оскорбительные жесты и мимика, едкая ирония).

Что обычно старается задеть хам?

(Внешность, национальность, умственные способности, возраст, достоинство, честь)

Зачем он это делает. Ради чего?

( Показать свое превосходство, обычно мнимое. Получить эмоциональное удовлетворение от нашей реакции униженного человека)

Каковы по мнению автора, отличительные черты хамства?

(Убивает наповал, опрокидывает навзничь, побуждает лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом, оно непобедимо, с ним невозможно бороться, перед ним можно только отступить)

Итак, какая проблема волнует автора? Запишите ее либо в форме вопроса. Либо сочетанием слов «проблема (чего?) поднимается в тексте.

- Можно ли дать определение хамству. Которому мы не в состоянии противостоять? Над этим вопросом рассуждает Довлатов в своей статье…

- В своей статье автор рассматривает проблему живучести и неискоренимости такого отвратительного явления. Как хамство, которое сложно поддается точному определению.)

_ теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. Давайте вспомним, что такое комментарий к проблеме.

Прочитаем в пособии Загоровской Ч.3 на стр. 136-137.

Какие вопросы следует осветить в комментарии?

  1. Почему автор предпочел именно эту проблему?
  2. Актуальна ли она?
  3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
  4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчеркивает?
  5. каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
  6. Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы ее решали?
  7. К каким выводам автор приходит?

Напишите свой комментарий к проблеме. А помогут вам конструкции, данные на стр. 137.

-Итак, проблема сформулирована, и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию; если кому-то из вас сложно это сделать, можете использовать языковые клише на стр. 138.

- Какие авторские утверждения в исходном тексте, на ваш взгляд, Спорны?

(последние три: хамство непобедимо, с ним невозможно бороться. Перед ним можно только отступить.)

-Что можно оспорить в авторской позиции?

_С хамством можно и нужно бороться.

- Верно! Есть даже профессиональные советы психологов, как противостоять хамству.

Давайте сразу уточним: как можно оспорить мнение автора о том, что хамству нечего противопоставить?

Способы борьбы с хамством:

3. Метод психологического айкидо.

- А как мы обычно реагируем на хамство? какие ошибки обычно при этом допускаем? Давайте наши наблюдения сведем в таблицу.

Чувство, которое остается в нем после конфликта

Ошибка, им допущенная

Излишне деликатное поведение, робкая попытка защититься

Опустился до уровня хама

-А что изменится, если обижаемый поведет себя уверенно, спокойно?

Заполним и эту часть таблицы:

Чувство, которое остается в нем после конфликта

В чем его победа?

А) уверенная реакция

Сумел стать выше хама, ситуации, им навязанной; обезоружил обидчика.

Досада: оказался в глупом положении

- А теперь, используя жизненный и читательский опыт, изложите и докажите личностное мнение по поставленной автором проблеме.

Какие произведения помогут нам аргументировать вашу точку зрения? Помогут вам в этом конструкции на стр.139.

5. Проверка выполненной работы, обсуждение предложенных вариантов.

Работа с пособием стр. 141-143.

Домашнее задание: написать сочинение по тексту Довлатова .

(4)Наглость- это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство- это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ; грубо можно даже в любви объясниться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме- резко, крикливо и претенциозно.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Задачи урока : формулировать основную проблему исходного текста; комментировать ее; излагать собственное мнение по этой проблеме; аргументировать свою точку зрения, используя читательский и житейский опыты.

В.И. Даль: Хамуга, хамовщина, хамово колено, отродье – бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной. Д.Н. Ушаков: В языке дворян: человек , принадлежащий к низшим классам и лишенный потому всякого человеческого достоинства; грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости. С.И. Ожегов: Грубый, наглый человек.

В тексте исследуется поднимается рассматривается затрагивается анализируется Проблема (чего?): подвига нравственного выбора интеллигентности и т.д.

Типы комментариев текстуальный Следование за автором в раскрытии проблемы концептуальный Интерпретация проблемы текста, ее актуальность Вопросы: Что делает автор , рассматривая данную проблему? Как он это делает? На какие аспекты этой проблемы он обращает внимание прежде всего? Вопросы : Почему автор предпочел именно эту проблему? Что лично вы можете сказать о данной проблеме?

Что не должно быть в комментарии Пересказа исходного текста или любой его части Рассуждений по поводу всех проблем текста Комментариев о действиях героев текста Общих рассуждений о тексте

языковые клише: Автор рассказывает концентрирует внимание читателя на… подчеркивает… указывает… приводит одно из определений… причину (чего?) видит в (чем?)… подробно комментирует… приводит примеры (факты, данные)…

Изложение авторской позиции Вопросы: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными , ключевыми? Чему учит текст?

Способы борьбы с хамством Позитивная реакция (улыбка, юмор, ирония) Метод психологического айкидо Игнорирование

Реакция обижаемого Чувство, которое остается в нем после конфликта В чем его победа? Реакция хамящего А) уверенная реакция Удовлетворе-ние Сумел стать выше хама Досада

Афоризмы об этике общения Наглость – не что иное, как ложный признак величия. Сенека Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы. Шекспир Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Дж. Свифт Чтобы заклеймить негодяя, нужно еще выяснить, есть ли на нем место, свободное от клейма. Н. Акимов Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость. Р. Эмерсон

Читайте также: