Мини сочинение лето господне

Обновлено: 07.07.2024

Чистый понедельник. Ваня просыпается в родном замоскворецком доме. Начинается Великий пост, и все уже готово к нему.

Мальчик слышит, как отец ругает старшего приказчика, Василь Василича: вчера его люди провожали Масленицу, пьяные, катали народ с горок и “чуть не изувечили публику”. Отец Вани, Сергей Иваныч, хорошо известен в Москве: он подрядчик, хозяин добрый и энергичный. После обеда отец прощает Василь Василича.

Ваня с Горкиным идут в церковь: начались особенные великопостные службы. Горкин – бывший плотник. Он уже старенький, потому и не работает, а просто живет “при доме”, опекает Ваню.

Весеннее утро. Ваня смотрит в окно, как набивают льдом погреба, едет с Горкиным на Постный рынок за припасами.

Приходит Благовещение – в этот день “каждый должен обрадовать кого-то”. Отец прощает Дениса, пропившего хозяйскую выручку. Приходит торговец певчими птицами Солодовкин.

Все вместе, по обычаю, выпускают птиц. Вечером узнают, что из-за ледохода “срезало” отцовские барки. Отцу с помощниками

Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и, главное, в Кремле. Праздничный обед – во дворе, хозяева обедают вместе со своими работниками. После праздников приходят наниматься новые рабочие.

В дом торжественно вносят Иверскую икону Богородицы – помолиться ей перед началом работы.

На Троицу Ваня с Горкиным едет на Воробьевы горы за березками, потом с отцом – за цветами. В день праздника церковь, украшенная цветами и зеленью, превращается в “священный сад”.

Приближается Преображение – яблочный Спас. В саду трясут яблоню, а потом Ваня и Горкин отправляются на Болото к торговцу яблоками Крапивкину. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для причта, для прихожан.

Морозная, снежная зима. Рождество. В дом приходит сапожник с мальчишками “славить Христа”. Они дают маленькое представление про царя Ирода.

Приходят нищие-убогие, им подают “на Праздник”. Кроме того, как всегда, устраивают обед “для разных”, то есть для нищих. Ване всегда любопытно посмотреть на диковинных “разных” людей.

Наступили Святки. Родители уехали в театр, и Ваня идет на кухню, к людям. Горкин предлагает погадать “по кругу царя Соломона”. Читает каждому изречение – кому какое выпадет.

Правда, эти изречения он выбирает сам, пользуясь тем, что остальные – неграмотные. Только Ваня замечает лукавство Горкина. А дело в том, что Горкин хочет для каждого прочесть самое подходящее и поучительное.

На Крещение в Москве-реке освящают воду, и многие, в том числе Горкин, купаются в проруби. Василь Василич состязается с немцем “Ледовиком”, кто дольше просидит в воде. Они исхитряются: немец натирается свиным салом, Василь Василич – гусиным. С ними состязается солдат, причем без всяких хитростей.

Побеждает Василь Василич. А солдата отец берет в сторожа.

Масленица. Рабочие пекут блины. Приезжает архиерей, для приготовления праздничного угощения приглашают повара Гараньку.

В субботу лихо катаются с гор. А в воскресенье все просят друг у друга прощения перед началом Великого поста.

Горкин и Ваня едут на ледокольню “навести порядок”: Василь Василич все пьет, а нужно успеть свезти лед заказчику. Однако выясняется, что поденные рабочие все делают быстро и хорошо: Василь Василич “проникся в них” и поит каждый день пивом.

Летний Петровский пост. Горничная Маша, белошвейка Глаша, Горкин и Ваня едут на Москву-реку полоскать белье. Там на портомойне живет Денис.

Он хочет жениться на Маше, просит Горкина поговорить с ней.

Праздник Донской иконы, торжественный крестный ход. Несут хоругви из всех московских церквей. Скоро наступит Покров. Дома солят огурцы, рубят капусту, мочат антоновку.

Денис и Маша перебрасываются колкостями. В самый праздник появляется на свет Ванина сестренка Катюша. А Денис с Машей, наконец, сосватались.

Рабочие спешат подарить Сергею Ивановичу на именины невиданных размеров крендель с надписью: “Хозяину благому”. Василь Василич, в нарушение правил, устраивает церковный звон, пока несут крендель. Именины удаются на славу.

Больше сотни поздравлений, пирогов со всей Москвы. Прибывает сам архиерей. Когда он благословляет Василь Василича, тот плачет тоненьким голоском…

Настает Михайлов день, именины Горкина. Его тоже все любят. Ванин отец жалует ему богатые подарки.

Все заговляются перед Рождественским постом. Приезжает тетка отца, Пелагея Ивановна. Она – “вроде юродная”, и в ее прибаутках таятся предсказания.

Приходит Рождество. Отец взялся выстроить в Зоологическом саду “ледяной дом”. Денис и Андрюшка-плотник подсказывают, как это нужно сделать. Выходит – просто чудо.

Отцу – слава на всю Москву (правда, никакой прибыли).

Ваня идет поздравлять с днем ангела крестного Кашина, “гордеца-богача”.

На крестопоклонной неделе Ваня с Горкиным говеют, причем Ваня впервые. В этом году в доме множество дурных предзнаменований: отец и Горкин видят зловещие сны, расцветает страшный цветок “змеиный цвет”.

Скоро Вербное воскресенье. Старики угольщики привозят из леса вербу. Пасха. Дворника Гришку, который не побывал на службе, окатывают холодной водой.

На Святой неделе Ваня с Горкиным едут в Кремль, ходят по соборам.

Егорьев день. Ваня слушает пастушеские песни. Снова дурные предзнаменования: воет собака Бушуй, не прилетели скворцы, скорняку вместо святой картинки подсунули кощунственную.

Радуница – пасхальное поминовение усопших. Горкин и Ваня ездят по кладбищам. На обратном пути, заехав в трактир, слышат страшную весть: Ваниного отца “лошадь убила”.

Отец остался жив, но все болеет с тех пор, как разбил голову, упав с норовистой лошади. Ему становится лучше, он едет в бани – окачиваться холодной водой. После этого чувствует себя совсем здоровым, отправляется на Воробьевку – любоваться на Москву.

Начинает ездить и на стройки… но тут возвращается болезнь.

В дом приглашают икону целителя Пантелеймона, служат молебен. Больному ненадолго становится лучше. Доктора говорят, что надежды нет. Сергей Иванович на прощание благословляет детей;

Ваню – иконой Троицы. Уже всем ясно, что он умирает. Его соборуют.

Наступают отцовские именины. Снова отовсюду присылают поздравления и пироги. Но семье умирающего все это кажется горькой насмешкой.

Приходит батюшка – читать отходную. Ваня засыпает, ему снится радостный сон, а наутро он узнает, что отец скончался. У гроба Ване становится дурно.

Он заболевает, не может идти на похороны и только в окно видит вынос гроба.

Роман показан циклично. Праздник сменяется другим христианским праздником. Каждый день расписан до мельчайших подробностей. В нем слышны звуки колоколов, чувствуется запах блинов, видны ледоходы, раскрыты образы. Всё движется, ничто не стоит на месте. Нужно все успеть: посолить капусту, запастись мясом, нарубить веток.

Для Шмелева главным становится духовное возрождение России. Он считает, что высокие нравственные качества у людей смогут проявиться только тогда, когда мир наполнен добротой и верой в Бога. Воплощают его идеи главные герои романа Ваня, Сергей Иванович, Горкин.

Неслучайно повествование ведется от лица Вани. Это осмысленные воспоминания взрослого мужчины, который устал от разрухи и кровавых дней. Он мысленно возвращается в детство и переживает те благостные минуты радости и скорби. В памяти всплывают картины купеческой жизни, в которое особое место занимает православие. Вся жизнь людей была связана с церковью, религиозными обрядами, духовным становлением.

Красота, суть праздников передается героями правдиво и эмоционально. Читатель будто переносится в то время, когда жители праздновали масленицу, соблюдали строгий пост или дарили милость чужим людям. Кольцевая композиция произведения указывает на то, что жизнь людей идет по кругу. Это создает ощущение гармонии и уверенности.

Россия для главного героя состоит из чистого света, тихой радости, божественной веры. В его душе восторг от того, что кругом все суетятся, запасают продукты на зиму, а вокруг разливается золотой свет. Для Вани Россия противоречива. Морозная, жгучая зима и тепло солнца сливаются в один образ.

Страна возродится только тогда, когда люди будут обращаться к ее истокам, будут соблюдать древние законы и традиции. Вековая мудрость — это ценность, которую нужно беречь, а потом передавать своим потомкам.

Одним из носителей этой мудрости является Михаил Горкин. Он внешне и внутренне похож на святого старца Николая Чудотворца. Его набожность, терпение и любовь к Богу лишь подчеркивают в нем русский православный дух. В его голове содержатся великие тайны старинных обрядов. Своими знаниями и опытом он готов поделиться с маленьким Ваней.

Несомненно, Россия — это Горкин, Василь Василич, кухарка, конюх, трактирщик, мясник, Сергей Иванович. Всех их объединяет любовь к Богу, каждый из них по-своему уникален, вместе они составляют народ, мир дореволюционной Руси.

Таким образом, Россия у Шмелева красива и необычна. Мы погружаемся в обряды и таинства, обращаемся к Богу, когда радостно или грустно. Понять произведение может только исконно русский православный человек. Для остальных образ России чужд и непонятен.

А когда остается время на отдых, то тут появляются и всплывают яркие моменты в памяти, которые произошли когда-то давно с вами. Есть воспоминания яркие и счастливые, которые приносят только положительные эмоции. А есть и такие воспоминания, которые не очень-то хочется вспоминать, но они сами всплывают в голове и забыть о них нельзя. Постепенно жизнь уходит и вернуть уже ничего нельзя, но можно вспомнить те моменты и радоваться, что это происходило именно с вами и рядом в эти моменты находились самые близкие и родные люди.

Если тщательно вчитаться в произведение, то можно понять, что Шмелев писал его для двух людей, которые встретились в его жизни. Сначала он познакомился с философом Ильиным, а потом уже и с его супругой Натальей. И до самой смерти он вел с ними переписку и рассказывал о своей жизни. Если подсчитать, сколько автор написал им писем, то получилось около четырехсот.

Многие ищут в этом определенный смысл, вот только смысла здесь совершенно нет и быть не может. Всего здесь представлено сорок две главы. И каждая эта глава является отдельным произведением и со своим закрученным сюжетом. Главным героем данного произведения является маленький мальчик по имени Ваня. У него есть отец, которому он постоянно подражает и ему очень хочется стать таким же человеком. Отец всегда и во всем хочет помогать другим людям и если у них случилась беда, то он никогда не пройдет мимо. И это он воспитывает в своем сыне.

Это не просто произведение. Здесь каждый человек соблюдает все праздники, а также и церковные. В это время люди просто радовались, потому что им весело, и вместе с другими людьми они могут переживать и даже плакать.

Как только переворачиваешь первую страницу, то сразу же попадаешь будто совсем в другой мир, где нет зла и коварства. Здесь рассказываются все мысли, которые появляются у автора и всю обстановку, в которой он жил в то время.

Книга рассчитана для каждого читателя и поэтому любой желающий может отыскать хотя бы несколько минут для того чтобы погрузиться в этот мир и уже потом не сможет оторваться. Ее могут читать не только подростки, но и взрослые люди. И для каждого книга откроется по-своему.

Анализ 2

Роман основан на реальных событиях, а именно история Шмелева своему крестнику о русском Рождестве. Данное событие состоялось в декабре 1927 года. А роман был опубликован в 1948 году парижским издательством, которое в то время специализировалась на русской письменности.

Данную книгу Шмелев посвятил мужу и жене Ильиным. Иван Александрович был философом и близким другом Шмелева. Их общение завязалось в 1927 году и длилось до самой смерти Шмелева. Было написано более 600 писем.

Ведущим героем романа является мальчишка Ваня, ему почти семь лет. Именно от его имени и ведется рассказ, читатель воспринимает мир через ребенка. Ваня родился в семье купцов, для которых религия является очень важной. В семье царит атмосфера любви и взаимопонимания. Часто используются ласковые слова, а также уменьшительно-ласкательные, что только подчеркивают этот факт. Ваня веселый, очень умный мальчик, помогает гувернантке с грамматикой.

Отец Вани, Сергей Иванович, человек пылкий, но быстро отходит, очень верующий, а кроме того высоко ценит литературу, в частности творчество Пушкина. Сергей Иванович, будучи не бедным человеком, организовывает обеды для бедняков, дает милостыню, и даже заботиться о своих бывших работниках, и так, чтобы они этого не знали. Его доброе сердце всем известно, его любят и поддерживают, когда он болеет. Он верит, что на все воля Божья, даже когда он вынужден терпеть ужасные муки.

Также у отца Вани работает Василий Васильевич, а прозвище у него Косой, потому, что любит выпить. Он как русский богатырь, полный сил и мастер на все руки. Он очень предан Сергею Ивановичу. После смерти хозяина, обещает жене покойного, что останется и будет верно ей служить.

Концовка романа такова, отец Вани умирает. Ребенок скучает, но благодаря своему религиозному воспитанию, не унывать и находит новое значение жизни.

Анализ романа Шмелева Лето Господне

Несколько интересных сочинений

Первым помещиком, которому Чичиков нанес визит, стал Манилов. С ним главный герой познакомился на приеме у губернатора. Чичиков произвел на помещика приятное впечатление

Михаил Юрьевич Лермонтов довольно известный автор различных произведений, который считается поистине великим творцом. Многие произведения содержат грустные мысли и чувства, которые определили его прошлое

Издревле бытует мнение, что будущее должно, исключительно, на опыте прошлых лет. Это неоспоримый факт. Если проанализировать опыт, которым обладают наши предки, можно оценить

Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий

Обложки модных журналов, реклама по телевидению и в сети Интернет непрестанно твердят нам об общепринятых стандартах красоты, навязывая разнообразные блага

Сочинение было представлено на конкурс "Россия в произведениях русских писателей". В нем дается краткий обзор биографии И. Шмелева, затем анализируется изображение Руси 19 века в романе "Лето Господне". Приводится высказывание писателя: " Я больше полувека - русский писатель и знаю, каков его долг".

ВложениеРазмер
sochinenie.docx 16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Россия в произведениях великих русских писателей

"Святая Русь" в романе И.С. Шмелева "Лето Господне"

"Моя жизнь - вся открыта, и мною написанное - мой паспорт.

Я больше полувека - русский писатель и знаю, каков его долг".

Шмелев Иван Сергеевич - выдающийся русский писатель и публицист. один из самых известных и популярных писателей России начала века. После того, как в 1920 г. в Крыму большевиками был расстрелян его сын, - русский офицер, - могилу которого Шмелев отчаялся найти, писатель в 1922 г. эмигрировал. Он не мог жить без живого русского слова, без чтения русского. Шмелев постоянно писал о России, о русском человеке, о русской душе, затрагивал вопросы монашества, старчества. Для Шмелева тема России была не только главной, но и единственной. Вот почему Шмелев, быть может, острее чем кто-либо другой из русских писателей зарубежья, так близко к сердцу принимал все, что было связано с Россией. По словам Бальмонта, лишь Шмелев "воистину горит неугасимым огнем жертвенности и воссоздания - в образах, - истинной Руси". Шмелев много сделал для того, чтобы вернуть России память о себе, память о давно забытых обычаях и обрядах, о неисчерпаемых богатствах русского языка, о Святой Руси.

Каждая глава построена как отдельное произведение, связанное идейно и тематически с произведением в целом. Композиция главы повторяет композицию романа. В большинстве случаев повествование построено по единому принципу: сначала описаны события в доме или на дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после этого — рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей Москве. Каждый описанный день — модель бытия.

Читая роман, понимаешь, что в этом произведении показана вся Русь, хотя речь и идёт всего лишь о московском детстве мальчика Вани. Это была беззаветно любимая Шмелевым страна, какой е запомнил мальчик Ваня, а воссоздал пожилой Иван Сергеевич Шмелев. Заветная цель писателя – сотворить в слове Россию, его Россию, её нетленный образ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Извечная проблема взаимоотношения человека и общества нашла свое решение в этом романе. Маленький герой получает от людей старшего поколения бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия.

Глазами ребенка мы видим, что духовность и нравственность переплелись так тесно, что без них невозможно было бы жить. Автор раскрывает нам глаза на настоящие человеческие ценности. Невозможно говорить о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, не ощутив в душе светлую и чистую любовь к Богу.

Все, что окружает и волнует маленького мальчика, когда-то было миром самого писателя. Он сохранил в своей душе эти чувства и сумел образно передать их нам, читателям. Поражаешься, с какой точностью, восхищением он описывает картины жизни. Кажется, попадаешь в какой-то иной для нас мир. Глазами мальчика любуешься видами тогдашней Москвы, восхищаешься куполами церквей. А вокруг тебя звучит музыка, бесконечная музыка жизни: музыка весенней капели, музыка старой Москвы, музыка колоколов и певчих птичек – весь мир – музыка.

Если вдуматься, жизнь в доме артельного мастера очень нелегка: каждодневная работа, превратности природы, не всегда гладкие отношения между людьми. Но как нельзя не уважать отца мальчика за его по-настоящему строгую и справедливую любовь к своим работникам и к своей семье. Перед нами проходят грустные для ребенка сцены, когда отец ругает и наказывает Василия Васильевича, Дениса, толкового парня-управляющего, за то, что они в Прощенное воскресение были пьяны: один из-за этого потерял сумку с деньгами, покалечил людей, катая их на санях с гор. А другой пропил деньги. Но сумка нашлась, а в ней оказалось даже больше денег, чем должно быть. Честность, благоверность людей заставляет нас гордиться своими предками, восхищаться праведниками земли Русской, для которых жить по законам Святого писания было нормой, а не каким-то подвигом.

А поведение отца ребенка? Умение мучиться вместе с оступившимися и умение прощать – одно из ярких проявлений благородного и большого сердца. И детское восприятие, впитывая отцовскую любовь к миру, наполняется душевной силой и красотой. Ведь наказывая провинившихся работников, сердясь и возмущаясь, отец скорее заботится не о себе, а о тех, кто погряз в пороках, кому необходимо неравнодушное отношение окружающих, поддержка, а иногда и отчуждение близких: только тогда человек, позволивший себе безнравственное поведение, испытывает страх перед одиночеством, его пугает, что его не любят. Именно глазами ребенка смотрит на мир И.Шмелев – каждому, наверное, знакомо чувство малыша, когда он теряет из виду мать. Поэтому-то мы ощущаем всеобщую радость и отца, простившего работников, и Василия Васильевича, и Дениса, и, конечно, мальчика, для которого ситуация стала примером христианского отношения к людям: все люди одинаково нужны Богу, каждый достоин внимания и любви окружающих. Взаимовыручка, искреннее желание людей не испортить предстоящий замечательный праздник Пасхи делают людей добрее, внимательнее друг к другу.

Очень впечатлила меня сцена, когда люди дружно возят ледяные глыбы, для того чтобы забить льдом глубокие погреба для хранения продуктов летом. Тяжелая работа превратилась в настоящий праздник: сверкают на солнце острые грани льда, прыгают по ним люди, смеются, бойко подвозят с Москвы-реки на лошадях все новые и новые телеги льда, несут снег из сада – этот труд объединяет людей; здесь нет ни старших, ни младших, ни бедных, ни тех, кто побогаче. Ведь радость труда воспевалась во всех русских сказках - труд – мерило человеческой сути. С этим вполне согласен писатель.

Шмелев удивительно по-доброму, поэтично с какой-то особой ласковостью рассказывает о детстве маленького Вани, для которого настоящей семьей стали работники его отца. С какой любовью и вниманием относятся окружающие к мальчику! Самый главный воспитатель для него после отца был Горкин, один из артельщиков. Его речь мягкая и добрая, она пересыпана поговорками, божественными стихами и песнями, она словно красивая музыка.

Не отсюда ли у маленького Ванюши любовь к весенней капели: "Под сосенкой – как-кап…

Под елочкой – кап-кап…

Прилетели грачи, - теперь уж пойдет, пойдет. Скоро и водополье хлынет, рыбу будут ловить. "

С нескрываемым восторгом мальчик ждет обещанной поездки на рынок. Целый мир открывается ему во время неспешного путешествия на старой кобыле по Москве. Все замечая, всему удивляясь, Ваня сохранил в памяти до мельчайших подробностей ту поездку. Да и для Горкина поездка за продуктами наполнена ожиданием встреч с другими людьми, с возможностью проехать по улицам Москвы, увидеть ее красоту, ощутить в себе сопричастность к прошлому и настоящему столицы.

С возрастом зреет душа мальчика. И вот он уже стоит возле храма Христа Спасителя, будто наперед чувствуя возвращение через этот замечательный храм русского народа к истинной вере на рубеже 21 века. Наверное, Шмелеву дано было свыше предугадать будущее нашей многострадальной страны.

Самым большим и светлым праздником для православного человека является Пасха. Для мальчика она целый мир незабываемых подарков, улыбок, наигрышей гармони и, конечно, радостных и таинственных событий в храме: святой свет лампадок, прикладывание к плащанице, украшенные зажигательными нитками свечи, обвитые золотцем…

Познакомившись с романом, нельзя было не узнать о жизни самого писателя. Судьба Ивана Сергеевича Шмелева была нелегкой. Он рано потерял любимого отца, с матерью добрых отношений, к сожалению, не сложилось. Самое страшное, что он испытал, - это потеря единственного сына и скоропостижная смерть любимой жены. Проводив в 1915 году на фронт горячо любимого единственного сына, он не сомневался в том, что его семья должна выполнить свой долг перед Россией. Но сын, вернувшийся из Добровольческой армии Деникина, был взят чекистами и жестоко расстрелян.

В жизни писателя было немало чудесных событий, связанных с его искренней верой в Спасителя. Он чудом спасся от страшной болезни желудка, как считал писатель, через заступничество преп. Серафима Саровского. А в Троице-Сергиевой лавре преподобным Варнавой Гефсиамским ему предсказано было стать писателем.

Нет с нами писателя Шмелева, но он весь в своих книгах, которые утверждают истину на Земле. Эта истина в духовности нашего народа. Там, где есть это качество, там царит радость, истинная благость и вдохновение. А радость – синоним Солнца, Света, Бога. И пусть такие произведения помогут вывести наш народ на путь добра и спасения от лжи, лени, равнодушия и гордыни.

Читайте также: