Духовная жизнь общества в период перестройки сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Происходящие в культуре в 90-е гг. изменения явились следствием отказа от государственного регулирования этой сферы общественной жизни. Положительными моментами этого процесса стал отказ от государственной идеологии, цензуры, обретение подлинной свободы творчества. Но одновременно резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры, частично – театров, музыкальных коллективов, библиотек. Фактически лишились государственной поддержки литература, изобразительное искусство, кино.

В данной работе мною будут рассмотрены положительные стороны и отрицательные стороны развития культуры в годы перестройки.

1. Новые тенденции культурной жизни

Идейные и политические разногласия раскололи некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в острые дискуссии. Появлялись новые творческие объединения и коллективы. Курс на демократизацию предполагал расширение самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, вузовские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988г., когда Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.

Далее будет подробно рассмотрены образование, наука и художественная жизнь Росси в годы перестройки.

2. Образование в 1980-1990-е годы

Начавшаяся реформа изменила облик советской школы. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии), ослабла регламентация школьной жизни, по-новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла. Как отмечалось выше, в 90-е гг. происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство – искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей. Несмотря на все трудности, на достаточно высоком уровне находится российская система образования. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата, диплома). Средняя и высшая школа приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Однако этот процесс тормозится низкой в большинстве регионов покупательной способностью населения. [2, с. 728] Особенно много всевозможных изменений пришлось претерпеть школьной системе образования. В начале 1990-х гг. школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множество скоропалительно составленных учебников, что привело к нарушению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталось только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась. Все эти действия являлись шагом назад по сравнению с ситуацией конца 1980-х гг.

3. Наука

4. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы

Отрадным фактором в 1990-е гг. стала деятельность Русской православной церкви по восстановлению храмов и монастырей-оплотов духовности в стране. Особенно в небольших городах и селениях, где в целом больше потеряли, чем получили что-либо в годы реформ. С 1996 года в администрации Президента работает инициативная специальная группа по разработке новой общенациональной идеологии, которая бы объединила всех россиян и культура играет здесь не последнюю роль.

Мы видим, что культурное развитие страны в период перестройки содержало в себе множество как положительных, так и отрицательны черт.

Культура советского периода – сложная, многообразное явление. По российской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимого в мировую культуру.

Список используемой литературы:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие. М.: Право и закон, 2001. – 800 с.

3. История русской культуры IX – XX веков: учебное пособие/ Л.В. Кошман (и др.) – М.: КДУ, 2006. – 490 с.

Борьба за перестройку ведется как на производстве, так и в духовной сфере. И хотя эта борьба и не принимает форму классовых антагонизмов, протекает она остро. Появление нового всегда обостряет отношение к нему и суждения об этом новом. Уже сами по себе дискуссии, их характер, направленность свидетельствуют о демократизации нашего общества. Разнообразие суждений, оценок, позиций составляет одну из важнейших примет времени, свидетельство реально существующего ныне социалистического плюрализма мнений.

Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире. "Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде). Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры. Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием. Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики. Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Культура в новых условиях. В отечественной культуре также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе.

Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").

В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.). Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

Система образования. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г. находится в состоянии непрерывного реформирования. Закон об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы - бесплатное всеобщее среднее образование. Для большинства учащихся обучение заканчивалось девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов реформы образования стал отход учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий. Были открыты новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход к учащимся, улучшить качество обучения. Но в большинстве случаев, к сожалению, этого не произошло. В вузах начали вводить многоуровневую подготовку по западному образцу. Но качество образования при этом лучше не становилось. А там, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось снижение уровня подготовки студентов. Самой большой проблемой в развитии образовательной системы стало финансирование.

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить несколько, так сказать, "'болевых точек". Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия между поколениями (проблема "отцов и детей"), и, прежде всего на психологическом и идеологических уровнях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов. Но особенно они обостряются в эпоху перемен, перехода из одной социальной системы - в другую, когда мировоззрение "отцов", сформировавшееся в старой системе, не может "ужиться" с новой реальностью, ибо обрывается идея преемственности. Поэтому старое и среднее поколение россиян и поколение молодое (образно говоря, "поколение кваса" и "'поколение пепси") находятся на разных полюсах отечественной культуры.

Вторая "'болевая точка"' современной отечественной культуры" - разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным (искусственным) окружением. Это выражается в таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но самая большая проблема современной русской культуры - это противостояние так называемой "серьезной" и "народной" культуры (прежде всего в сфере художественной культуры) и "массовой культуры". На культурном пространстве постсоветской России правит бал "массовая культура". И с её помощью во многом осуществляется реформирование экономики, политической системы, социальной сферы. Термин "массовая культура"' появился в американской печати на исходе тридцатых годов минувшего века. А со второй половины 40-х термин этот быстро снискал себе известность и стал общепринятым, прежде всего в социологии, а затем в культурологии. Если из всего сказанного выделить главные черты, то "массовую культуру" можно определить как совокупность потребительских материальных и духовных ценностей, представляемых в распоряжение широкой публики, прежде всего при помощи средств массовой коммуникации, в условиях технической цивилизации и рыночных отношений. Одной из доминант массовой культуры является то, что она сознательно ориентирует распространяемые ее ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей. Вцелом "массовая культура", в том числе ее духовная сфера, стандартизируя и примитивизируя жизненные реалии самых разнообразных людей, разрушает национальный менталитет как глубинную структуру культуры, а тем самым нивелирует этнические культуры, не относящихся к западной цивилизации, сводит их как бы к "общему знаменателю".

К числу позитивных изменений в культурной жизни постсоветской России можно отнести появление большого количества периодических изданий - газет и журналов, - а также большой выбор различной литературы. Перспективы духовного культурного роста (развития) во многом зависят от результатов реформирования страны. Но не только.

Власть и церковь в годы перестройки регулярно конфликтовали. Периодические гонения вызывали недовольство в православном мире. Основная причина недопонимания заключалась в радикальном экономическом, политическом реформировании. Они старались изменить консервативные взгляды жителей СССР, прервать застой, изменить мировоззрение людей.

Духовная жизнь в годы перестройки практически не изменилась, однако культурный, экономический, социальный сектора потерпели колоссальные перемены. Одной из главных задач стала адаптация фундаментальных, социалистических принципов к ценностным ориентирам человека. Однако власти действовали непоследовательно, неуверенно. Это положило начало распаду КПСС. Советский Союз как крупнейший государственный синдикат прекратил свое существование в августе 1991 года.

Культура в годы перестройки – кратко

Молодой политический активист, деятель – Горбачев – первым заложил идею обновить социализм. Культура во время перестройки сильно изменилась. Люди настолько привыкли к ограничениям, цензуре и запретам, что исчезновение жестких рамок стало для них шагом в новое будущее. Советское общество стало активно развивать разнообразные формы культурного самовыражения – искусство, литературу, музыку, танцы и другое. Россия – страна талантов, для которой гласность стала еще одним значимым аспектом.

Государственные учреждения стали открытыми для народа, система из работы – прозрачная и понятная для каждого гражданина. Информация появилась в открытом доступе, люди смогли делиться мнениями, дискутировать, не опасаясь наказания. В СССР на протяжении долгих лет была запрещена критика власти, при Горбачеве жители страны могли высказывать свой взгляд на государство. Ключевые моменты культурных изменений:

  • Значительное сокращение материальной поддержки культурного направления со стороны государства. Переход к самостоятельному финансированию;
  • Смягчение идеологической диктатуры. Это сопровождалось печатью множества произведений, запрещенных при Союзе за осуждение социализма или руководства. Первые годы перестройки большое внимание уделялось публицистике, шестидесятники выпускали статьи, опусы, остро критиковавшие сталинский режим. Со временем они стали выказывать свое отношение к коммунизму;
  • Прикладная и фундаментальная наука столкнулась с кризисом. Государство сократило финансирование отраслей, практически перестало давать заказы. Особенно сократился военный сектор, направление конструкторских разработок. Научные учреждения СССР не имели современных технологий, поэтому не могли соответствовать уровню западной науки;
  • Писатели активно занялись развитием темы личности, духовного мира. Они изучали, как человеческая душа меняется под давлением социальных сложностей;
  • В театре появилось множество новых пьес, некоторые из них можно отнести к резонансным произведениям;
  • Появился первый русский рок, талантливые музыканты смогли выйти из тени, открыто выступать, собирать концертные залы. В 1980 году им не приходилось бояться осуждения, гонений или тюрьмы за свои выступления.

Духовная жизнь общества в период перестройки – перемены

В духовной сфере произошли разительные перемены. Что касается религии и веры, война с церковью более не велась столь ожесточенно, как это было еще десять лет назад. Люди вольны были выбирать самостоятельно свои религиозные предпочтения, читать Библию, посещать храмы и церкви. Другие важные перемены:

Для данного периода целесообразно указать две персоны: М. С. Горбачева и Б.

Решающую роль в истории перестройки сыграл Генеральный секретарь ЦК КПСС (1895-1990, затем президент СССР 1990-1991 гг.) Михаил Сергеевич Горбачев.

В мае 1988 г. был принят закон о кооперации, который фактически допускал частное предпринимательство. Этот закон следует рассматривать как радикальный шаг Горбачёва в попытке вывести советскую экономику из состояния стагнации.

В 1985 г. началась антиалкогольная компания, которая должна была обеспечить не только всеобщую трезвость, но и повысить производительность труда.

В международных отношениях Горбачёв проводил активную политику разрядки напряженности на основе сформулированных им принципов "нового мышления". Деятельность Горбачёва сыграла решающую роль в прекращении "холодной войны", гонки ядерных вооружений, объединения Германии.

Заметное место в истории отечественной перестройки занимает Борис Николаевич Ельцин (с 1990 председатель верховного совета РСФСР, а с 12 июня 1991 г. — президент РСФСР).

С избранием Бориса Ельцина главой правительства РСФСР постепенно взяла курс на провозглашение собственной независимости, и на признание независимости остальных союзных республик, что создавало возможность сместить Михаила Горбачёва, распустив все общесоюзные учреждения, которые он мог бы возглавить.

19-21 августа 1991 г. — начало антигосударственного путча (переворота) — создание ГКЧП (цель — сорвать подписание нового союзного договора). В результате решительных действий правительства РСФСР и при поддержке большинства Москвичей Ельцину удалось предотвратить силовой сценарий развития событий.

Результатом проводимой Горбачевым политики гласности, стало раскрепощение сознания советских людей, обретение ими свободы выражения своих взглядов и чувств.

Перестройка — один из самых противоречивых периодов с точки зрения существующих исторических оценок.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ИС 1985-1991.docx

Историческое сочинение по периоду 1985-1991 гг.

Данный исторические период относится к правлению Михаила Сергеевича Горбачева. Этот период предопределил дальнейшую судьбу нашей страны и вошел в историю под названием Перестройка.

В марте 1985 года на пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С. Горбачев. Перед новым руководителем государства стояла непростая задача по преодолению кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества. Следствием этого является новое направление в политике – Перестройка.

Условно она была разделена на два этапа. Первый этап (апрель 1985 – лето 1988 гг.) имел главной целью остановить разложение социалистической системы. В период второго этапа (1988 – 1991 гг.) планировалось преобразовать социалистическую систему.

Данный период отличается большим количеством реформ.

Во-первых, это изменения в кадровой политике. Прежде всего, назначение на должность происходило при условии поддержки кандидатом целей и идей перестройки; также проводилась политика массового омоложения партийно-государственных кадров; а также была усилена роль местных руководителей.

В-третьих, это реформы самой политической системы СССР. Их результатом становится активные изменения в действующую Конституцию СССР. Создается новый высший законодательный орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Именно благодаря этим реформам пребывание на выборных должностях ограничивается двумя сроками.

Среди действий, основанных на новом политическом мышлении инициатива СССР о разоружение США и Запада. Сокращается количество ракет средней дальности у СССР и США (1987). Происходит урегулирование региональных конфликтов. В феврале 1989 года состоялся вывод советских войск из Афганистана. Взаимоотношения со странами социализма: СССР признает ошибочным ввод войск в Чехословакию, способствует объединению Германии, отказывается от навязывания собственного опыта странам соцлагеря.

Итогами данного периода истории становится распад социалистического содружества. СССР постепенно утрачивает былую мощь и славу. Ликвидируется ракетное противостояние в Европе. Международная обстановка становится более разряженной. За всю международную работу, которая была проведена, в некотором роде, в ущерб СССР М.С. Горбачеву присуждают Нобелевскую премию мира 1990 г.

Дать оценку этому историческому периоду очень сложно. Историки считают, что произошла сдача классовых позиций, произведены уступки Западу, осознание мира как единого целого и неделимого. Вся эта история была в недалеком прошлом и современники её являются нашими бабушками и дедушками, родителями, и даже братьями или сестрами, мнение которых можно легко узнать. Их точки зрения разнообразны. С одной стороны, все действия Президента Горбачева вели к развалу великой державы, а с другой – являлись предпосылками к образованию новой могущественной державы – Великой Российской Федерации!

Читайте также: