Сочинение ирония и самоирония в сатирических стихотворениях некрасова

Обновлено: 30.06.2024

Во втором разделе сборника Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт. В чем заключается его своеобразие? У предшественников Некрасова сатира была по преимуществу карающей: Пушкин видел в ней "витийства грозный дар". Сатирический поэт уподоблялся античному Зевсу-громовержцу. Он высоко поднимался над сатирическим героем и метал в него молнии испепеляющих, обличительных слов.

Нередко использует Некрасов и сатирический "перепев", который нельзя смешивать с пародией. В "Колыбельной песне (Подражание Лермонтову)" воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской "Казачьей колыбельной", частично заимствуется и ее высокая поэтическая лексика, но не во имя пародирования, а для того, чтобы на фоне воскрешенной в сознании читателя высокой стихии материнских чувств резче оттенялась низменность тех отношений, о которых идет речь у Некрасова. Пародийное использование ("перепев") является здесь средством усиления сатирического эффекта.

Поиск "нового человека"

Третий раздел сборника, поэма "Саша",- это один из первых опытов поэтического эпоса Некрасова, органически вытекающего из стремления его к широкому охвату жизни. Поэма создавалась в счастливое время подъема общественного движения. В стране назревали крутые перемены, ожидалось появление "новых людей" с сильными характерами. Всем было ясно: эти люди должны появиться из общественных слоев, близко стоящих к народу. В поэме "Саша" Некрасов, предвосхищая Тургенева и Чернышевского, хотел показать, как рождаются "новые люди" и чем они отличаются от прежних героев - дворян, "лишних людей". Духовная сила человека, по Некрасову, питается мерою связей его с народом. Чем глубже эта связь, тем устойчивее и значительнее оказывается человек, и наоборот. Лишен-(*176)ный корней в родной земле, человек уподобляется степной траве перекати-поле. Таков культурный дворянин Агарин. Это умный, одаренный и образованный человек, но в характере "вечного странника" нет твердости и веры:

Что ему книга последняя скажет,
То на душе его сверху и ляжет:
Верить, не верить - ему все равно,
Лишь бы доказано было умно!

Агарину противопоставлена дочь мелкопоместных дворян, юная Саша. Ей доступны радости и печали простого деревенского детства: по-народному воспринимает она природу, любуется праздничными сторонами крестьянского труда на кормилице-ниве. В повествование о Саше и Агарине Некрасов вплетает любимую крестьянством евангельскую притчу о сеятеле и почве. Крестьянин-хлебороб уподоблял просвещение посеву, а его результаты - земным плодам, вырастающим из семян на трудовой ниве. В роли "сеятеля знаний на ниву народную" выступает в поэме Агарин, а благодатной почвой оказывается душа юной героини. Социалистические идей, с которыми знакомит Агарин Сашу, падают в плодородную почву и обещают в будущем "пышный плод". Героев "слова" скоро сменят герои "дела". Поэма "Саша" была принята современниками с особым воодушевлением: в общественной жизни тех лет уже начиналось вытеснение культурных дворян разночинцами.

Своеобразие любовной лирики

Оригинальным поэтом выступил Некрасов и в заключительном, четвертом разделе поэтического сборника 1856 года: по-новому он стал писать и о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту "прозу", которая "в любви неизбежна" ("Мы с тобой бестолковые люди. "). В его стихах рядом с любящим героем появился образ независимой героини, подчас своенравной и неуступчивой ("Я не люблю иронии твоей. "). А потому и отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь ("Да, наша жизнь текла мятежно. "). Такое непонимание вызвано иногда разным воспитанием, разными условиями жизни героев. В стихотворении "Застенчивость" робкий, неуверенный в себе разночинец сталкивается с надменной светской красавицей. В "Маше" супруги не могут (*177) понять друг друга, так как получили разное воспитание, имеют разное представление о главном и второстепенном в жизни. В "Гадающей невесте" - горькое предчувствие будущей драмы: наивной девушке нравится в избраннике внешнее изящество манер, модная одежда. А ведь за этим наружным блеском часто скрывается пустота. Наконец, очень часто личные драмы героев являются продолжением драм социальных. Так, в стихотворении "Еду ли ночью по улице темной. " во многом предвосхищаются конфликты, характерные для романа Достоевского "Преступление и наказание", для мармеладовской темы в нем. Таким образом, успех поэтического сборника 1856 года не был случайным: Некрасов заявил в нем о себе как самобытный поэт, прокладывающий новые пути в литературе. Главным источником поэтического своеобразия его творчества явилась глубокая народность, связанная с демократическими убеждениями поэта.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

В стихах второй половины 40-х годов Некрасов зачастую прямо сталкивает угнетателей и угнетенных. Стихотворения носят остро конфликтный характер. Наряду с описанием трагической судьбы своих героев Некрасов не мог не писать и о виновниках народных бедствий.

Так, “Псовая охота” (1846) построена на столкновении иронически описанных восторгов помещика от барской потехи и мрачной угрюмости, даже открытого протеста крепостных. И пейзаж, которым открывается стихотворение, выдержан в унылых, печальных тонах. Правда, далее поэт упоминает о

пробуждении природы, но это необходимо для контраста, чтобы показать полное равнодушие нищих и утомленных псарей ко всем красотам природы.

Ирония, мастерски использованная в “Псовой охоте”, характерна и для других сатирических стихотворений, созданных Некрасовым в середине 40-х годов (“Современная ода”, “Колыбельная песня”, 1845; “Нравственный человек”,1847). Новые сатирические стихи Некрасова – важный этап в его творческом развитии.

Продолжая до некоторой степени традиции начальных опытов, поэт вместе с тем отказывается от легкого тона водевильной болтовни. Его сатира становится

более резкой, гневной, непримиримой. Новаторство Некрасова проявлялось также в области интимной лирики. Лирический герой, появившийся в его стихах второй половины 40-х годов, явился своеобразным открытием в русской поэзии.

Это – типичный разночинец, которому очень тяжело дается разрыв с дворянским прошлым. Не менее важно появление у Некрасова и образа лирической героини.

Мысли и поступки лирических персонажей у поэта-демократа социально обусловлены. Они изображены в условиях совершенно конкретного времени и пространства. Таково, например, стихотворение “Еду ли ночью… ” (847), о котором Чернышевский много лет спустя, уже из Сибири, писал: “Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта”.

История гибели незаурядной женщины рассказана в этом стихотворении с искренней гуманностью, с глубоким уважением к героине, для которой в высшей степени характерно безудержное стремление к воле. В конце 40-х годов у Некрасова возникают первые стихотворения, посвященные А. Я.

Панаевой и составившие впоследствии так называемый “панаевский цикл”, который исследователи справедливо сопоставляют с знаменитым “денисьевским циклом” Ф. Тютчева. Независимо друг от друга два великих поэта создавали любовные стихи, поразительные по открытости чувства. В них были выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини (“Если мучимый страстью мятежной…

“, 1847; “Ты всегда хороша несравненно…”, 1847; “Поражена потерей невозвратной… “, 1848; “Да, наша жизнь текла мятежно…”, 1850, и другие, вплоть до “Трех элегий”, написанных в 1874 г. и как бы завершающих цикл).

В Стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые Станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города. Социальность становится основой поэзии Некрасова. Годы “мрачного семилетия” были очень тяжелыми для Некрасова как поэта и редактора “Современника”. Он значительно меньше пишет стихов и почти не печатает их.

Это один из первых манифестов “гоголевского” направления в литературе, вокруг которого вскоре возникает оживленная полемика. Не случайно основная мысль стихотворения

“Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья…”

Вызвала резкие критические замечания Дружинина, но зато восторженно была подхвачена Чернышевским. Одно из самых значительных стихотворений, написанных Некрасовым в первой половине 50-х годов,- “Отрывки из путевых записок графа Гаранского” (1853) – смогло быть опубликовано только в 1856 г., когда уже закончилось “мрачное семилетие” и цензурный гнет был несколько ослаблен.

Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть:

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь.

Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

И — беру небеса во свидетели —

Уважаю тебя глубоко.

Приятель в срок мне долга не представил.

Закон приговорил его в тюрьму.

В ней умер он, не заплатив алтына,

Я долг ему простил того ж числа.

Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не делал зла.

Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт. В чем
заключается его своеобразие? У предшественников Некрасова сатира была по преимуществу карающей: Пушкин видел в ней "витийства грозный дар".
Сатирический поэт уподоблялся античному Зевсу-громовержцу. Он высоко поднимался над сатирическим героем и метал в него молнии испепеляющих, обличительных слов.
А у Некрасова все иначе, все наоборот! В "Современной оде" он
старается, напротив, как можно ближе подойти к обличаемому герою,
проникнуться его взглядами на жизнь, подстроиться к его самооценке.

Работа содержит 1 файл

Сатира Некрасова.docx

Некрасов выступает как очень оригинальный сатирический поэт. В чем

заключается его своеобразие? У предшественников Некрасова сатира была по преимуществу карающей: Пушкин видел в ней "витийства грозный дар".

Сатирический поэт уподоблялся античному Зевсу-громовержцу. Он высоко поднимался над сатирическим героем и метал в него молнии испепеляющих, обличительных слов.

А у Некрасова все иначе, все наоборот! В "Современной оде" он

старается, напротив, как можно ближе подойти к обличаемому герою,

проникнуться его взглядами на жизнь, подстроиться к его самооценке.

Да потому, что Некрасов "приближается" к своим

героям с издевкой: намеренно заостряет враждебный ему образ мыслей. Вот его герои как бы и не нуждаются в обличении извне: сами себя они достаточно глубоко разоблачают. При этом мы проникаем вместе с поэтом во внутренний мир сатирических персонажей, явными оказываются самые потаенные уголки их мелких, подленьких душ.

Некрасовская сатира, давшаятолчок юмористической поэзии В. В. и Н. В. Курочкиных, Д. Д. Минаева и других поэтов - сотрудников сатирического журнала "Искра", по сравнению с поэтической сатирой его предшественников последовательно овладевает углубленным психологическим анализом, проникает в душу обличаемых героев.

Нередко использует Некрасов и сатирический "перепев", который нельзя

смешивать с пародией. В "Колыбельной песне (Подражание Лермонтову)" воспроизводится ритмико-интонационный строй лермонтовской "Казачьей колыбельной", частично заимствуется и ее высокая поэтическая лексика, но не во имя пародирования, а для того, чтобы на фоне воскрешенной в сознании читателя высокой стихии материнских чувств резче оттенялась низменность тех отношений, о которых идет речь у Некрасова. Пародийное использование ("перепев") является здесь средством усиления сатирического эффекта.

В стихах Некрасова второй половины 40-х годов намечены уже многие черты, которые станут характерными для его последующего творчества: сочетание лирического и сатирического начала, нарушение привычной жанровой системы в лирике, обращение к миру повседневности, к изображению простых людей из деревни и города.

Ирония, сатира - сильное оружие поэзии Некрасова. "Колыбельная" (1845) сатирическое изображениетипичной карьеры чиновника. "Нравственный человек" - герой говорит сам за себя, сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу, а читатель негодует. И поэт издевается над героем стих-ния, хочет показать, каким гибким стало понятие "нравственность", как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой этого стих-ния. . В поэме "Кому на Руси жить хорошо" сатирически изображены помещики (особенно в главе "Последыш"), поп, есть сатира и на крестьян (вахлаки в "Последыше", в главе "Пьяная ночь") - народ, богатырь и труженик, обрекает себя на добровольное рабство.

Читайте также: