Какова фамусовская формула жизненного успеха сочинение

Обновлено: 19.05.2024

С 1. Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

Вариант 6 (группа 2)

Софья, Лиза, Молчалин.

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Скажите, что у вас с рукой?

Не дать ли капель вам?

Не нужен ли покой?

Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно.

Платком перевязал, не больно мне с тех пор.

Ударюсь об заклад, что вздор

И, если б не к лицу, не нужно перевязки,

А то не вздор, что вам не избежать огласки:

На смех, того гляди, подымет Чацкий вас,

И Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;

Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

А кем из них я дорожу?

Хочу - люблю, хочу скажу;

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

У вас спросить, на вас взглянуть.-

Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны.

Откуда скрытность почерпнуть!

Готова я была в окошко к вам прыгнуть.

Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?

Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть бранят.

Не повредила бы нам откровенность эта.

Неужто на дуэль вас вызвать захотят? Молчалин

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Сидят они у батюшки теперь,

Вот кабы вы порхнули в дверь

С лицом весёлым, беззаботно:

Когда нам скажут, что хотим,-

Куда как верится охотно!

И Александр Андреич,- с ним

О прежних днях, о тех проказах

Поразвернитесь-ка в рассказах:

Улыбочка и пара слов,

И кто влюблён - на всё готов.

Я вам советовать не смею.

(Целует ей руку.)

Пойду любезничать сквозь слез;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда бог Чацкого принес! (Уходит.) .

А1. Жанр комедии, избранный А.С. Грибоедовым, был одним из популярнейших жанров в литературе

1) любовная 2) бытовая 3) социальная 4) политическая

1) события декабристского восстания 3) жестокие проявления крепостничества

2) нравы российского дворянства 4) счастливую любовь главных героев

1) неожиданной встрече Фамусова и Молчалива у дверей спальни Софьи

2) намерениях Фамусова просватать и выдать Софью замуж за Скалозуба

3) ссоре Фамусова с Чацким, произошедшей во врёмя разговора о Софье

4) обмороке, случившемся с Софьей после падения Молчалина с лошади

А5. Главным положительным героем пьесы является

1) влюблённая в Молчалина Софья 3) сочувствующая влюблённой Софье Лиза

2) упоминаемый в эпизоде Александр Андреевич 4) призывающий к осторожности Молчалин

В4. Как называют созвучие концов стихотворных строк?

А кем из них я дорожу?

Хочу - люблю, хочу - скажу.

Молчалин! будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала.

При них не смела я дохнуть.

У вас спросить, на вас взглянуть.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

1.Какова фамусовская формула успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

1) Какова фамусовская формула успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

2)В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классики похожи на неё?

4)В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

2) Софья с одной стороны уверенная, сильная, т.к. предпочла небогатого Молчалина, зная, что будет осуждена отцом, а с другой стороны, распуская сплетню о сумасшествии Ч., она вливается в фамусовское общество, безнавственное, необразованное, невежественное. и т.д и т.п.:)

коротко и вроде ясно:)

Абсолютно точно была уверена, что уже на эти вопросы отвечали в обсуждениях, но не нашла.
Кажется, что много, но на самом деле 10 предложений))

Учебно-методический материал (литература) на тему:
Подготовка к ЕГЭ по литературе.

Вопрсы для подготовки сочинений- миниатюр.

Предварительный просмотр:

Готовимся к экзамену по литературе

Древнерусская литература, литература XVIII века и первой половины XIX века

В каких произведениях русской литературы боязнь злых языков

20.05.2018 — ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Таким образом, тема сплетен встречается во многих произведениях отечественных классиков и является важной часть их сюжета.

Княгиня Ласова какая-то здесь есть,

Наездница, вдова, но нет примеров,

Чтоб ездило с ней много кавалеров.

На днях расшиблась в пух, -

Жокей не поддержал, считал он, видно, мух. -

И без того она, как слышно, неуклюжа,

Теперь ребра недостает,

Так для поддержки ищет мужа.

Скалозуб, как свой хохол закрутит,

Расскажет обморок, прибавит сто прикрас.

Как только кто-то представляется московскому обществу нежелательно опасным, оно ощетинивается и показывает острые клыки. Никто, конечно, не поверил в сумасшествие Чацкого, но все из злости в один голос повторяют сплетню. И голос общего недоброжелательства доходит до него. К тому же он окончательно уверился в нелюбви к нему Софьи, для которой единственно и явился

в Москву. Сумасшедший! - вот приговор московского общества его уму, передовым взглядам и благородным порывам. Как носитель новых идей и убеждений он оказался вне круга их интересов, норм и правил общественного поведения, и потому вынужден бежать, непонятый, оболганный и оскорбленный этим обществом ханжей, с их мелкими целями и низкими стремлениями. А общество? Пошумит, посплетничает, изгонит, некоторое время поволнуется и опять успокоится.

Заслуга Грибоедова состоит в том, что он так изобразил своих героев, что мы видим как бы стоящие за ними социальные законы, определяющие поведение, и понимаем, что в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.

Тест по литературе по теме:
Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Грибоедов

Подборка заданий по творчеству А.С.Грибоедова

1.Где учился Грибоедов и какое образование получил?

2.Какими иностранными языками владел Грибоедов?

3.Какое произведение Грибоедова читал Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском?

4.Свидетелем каких исторических событий стал Грибоедов?

5.Чем занимался Грибоедов?

6.Как относился Грибоедов к декабристам?

3.Чертами какого литературного направления является непонятость Чацкого окружающими, его максимализм, противостояние героя окружающей действительности?

4.В литературе какого направления конца XVIII- начала XIX века жанр комедии, избранный А.С.Грибо-едовым, был одним из популярнейших?

8.Назовите жанр произведения, особенностями которого являются:

— ограничение в пространстве и времени

— диалоги и монологи

— особая роль конфликта (столкновение и борьба персонажей, стремящихся к разным целям. Главный конфликт определяет развитие действия)

9.Назовите основные конфликты комедии.

10.Как в литературоведении называют тип конфликта пьесы Грибоедова, связанный с сюжетной линией Софья – Молчалин – Чацкий?

13.Мадам Розье не принимает участия в действии, о ней только упоминает Фамусов. Как называется такой персонаж в драматическом произведении.

14.Назовите действующих лиц комедии.

15.Сюжет – цепь событий, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях. Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры.

Чем являются 1-5 явления 1 действия в плане развития действия?

16.Что является кульминацией?

Д) «Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!

Танцовщицу держал! И не одну:

Пил мёртвую! Не спал ночей по девяти!

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом…

Когда же надо подслужиться,

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил,

Там моську вовремя погладит,

Там в пору карточку вотрёт,

22.Кому из персонажей комедии принадлежат слова…

Обычай мой такой:

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

К свободной жизни их вражда непримирима.

Сужденья черпают из забытых газет

На всех московских есть особый отпечаток _______________________________________

Что нынче пуще, чем когда,

23.Кто из героев комедии является первоисточником слуха о сумасшествии Чацкого?___________

Почему так быстро распространяется сплетня о сумасшествии Чацкого?_____________________________________________________________________________

24.Кто приписывает Чацкому такие качества:

25.Кому говорит Чацкий:

26.Кто сказал о Молчалине и какая из характеристик точнее определяет его образ:

Анализ отрывка (Действие1, явление3)

Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

Идём бумаги разбирать.

1.Укажите термин, обозначающий тип развёрнутого высказывания героини, которая в этом эпизоде подробно рассказывает о своём сне.

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)

1.Чем вызвано недовольство Фамусова?

2.С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

3.В чём противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с героиней комедии А.С.Грибоедова?

Анализ отрывка. (Действие 2, явление 1)

Петрушка, вечно ты с обновкой,

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере, искони

Отцом недаром называли.

2.Данный фрагмент относится к экспозиции, завязке, кульминации или развязке действия?

4.Как называется форма высказывания персонажа, к которой прибегает драматург в начале данного фрагмента?

1.Какие темы присутствуют в приведённом монологе Фамусова?

2.Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?

4.Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

Анализ отрывка. (Действие 2, явление 11)

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!

Хотите вы. Пойду любезничать сквозь слёз;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею.

Зачем сюда бог Чацкого принёс!

1.Какая сюжетная линия получает развитие в данном эпизоде: любовная, бытовая, социальная, политическая?

2.Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса Грибоедова.

5.Как называется созвучие концов стихотворных строк:

«А кем из них я дорожу?

Хочу – люблю, хочу – скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

1.Что, с вашей точки зрения, делает Чацкого положительным героем пьесы?

2.Какая сюжетная линия комедии получает развитие в данном эпизоде?

Задания с развёрнутым ответом (Сочинение)

3.Почему в комедии много эпизодических и внесценических персонажей?

5.В чём смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии Грибоедова?

6.Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу?

7.Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

8.Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

9.Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

10.Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница нравов фамусовского общества?

Грибоедов

Горе от ума

Анализ произведения

Краткое содержание

Чацкий вернулся в столицу после трехлетнего отсутствия. До отъезда за границу герой испытывал трепетные чувства к дочери Фамусова. Любовь героя не остыла, он торопился увидеться с возлюбленной, только встреча не оправдала его ожиданий. Девушка была холодна и раздражена. Он пытался выяснить, в чем дело. Оказалось, что Софья влюблена в Молчалина, с которым у нее был тайный роман.

Чацкий критиковал дворянство, считал недопустимым разгульный и праздный образ жизни. Фамусова тревожат эти нападки. Он противился взглядам Александра, считал опасным для общества. Дворянство не готово было меняться. Люди хотели получить хорошую репутацию и чины, другое их не интересовало.

Фамусов считал себя примером для своей дочери. Хотя на самом деле был далек от морали и нравственности. Он отчитывал дочь за связь с Молчалиным, что та неизвестно чем занималась ночью с мужчиной, а сам тем временем приставал к служанке. Ведь если никто его не видит из общества, в котором он показывал только свое монашеское поведение, значит, он может вести себя как вздумается.

Фамусов хочет, чтобы его дочь стала женой Скалозуба, так как для него важно обзавестись чинной родней, а этот человек является прекрасной кандидатурой.

Чацкий возмущен поведением общества, так как за три года совершенно ничего не изменилось. Люди до сих пор думают только о деньгах и чинах. Внутренний мир их не заботит. Александр дорожит своей свободой. Дворянство ему противно. Все прикрываются масками, нет настоящих людей.

На балу фамусовское общество одерживает победу над Чацким, так как герой одинок в своих суждениях. Дворяне ужасаются монологу Александра, где он обличил их пороки, указал необходимость перемен.

Чацкий

Софья побоялась, что Чацкий сможет повлиять на ее личную жизнь, и пустила слух, что он сумасшедший. Весть быстро разлетелась. Герою пришлось покинуть это общество. Но перед отъездом он застал сцену, где Молчалин пристает к служанке и говорит ей, что не хочет жениться на дочери Фамусова. Софья это услышала и прогнала его.

Чацкий был разочарован в девушке, не понимал, как она могла предать их чувства. Софья считала, что никакой любви между ними не было. Тут Александр понял, что фамусовское воспитание и образование негативно сказались на ней. Ее не волновали чувства. Чацкому не место среди этих людей, он отступил.

Характеристика персонажа

Павел Афанасьевич Фамусов похоронил жену и воспитывает дочь Софью. Герой проживает в столице, сильно любит своего ребенка, образованием которого занимаются гувернантки. Фамусов — управляющий в казенном доме, где работают все его родственники, и кому он выдает чины и награды. Он является членом английского клуба. Павел Афанасьевич взял на воспитание Александра Чацкого, который остался без родителей.

Для персонажа характерны следующие черты:

  • энергичный;
  • зависим от чужого мнения;
  • сплетник и лицемер;
  • чинопоклонник;
  • находчивый;
  • разговорчивый.

Дочь Фамусова Софья

Фамусов постоянно перебивает собеседника, ругает слуг, постоянно сердится. Образование считает ненужной тратой времени. Походам в гости он уделяет особое значение. Его часто приглашают на различные мероприятия. К себе домой герой считает нужным звать только тех, кто имеет высокие чины и богаты. Теми же чертами ему близко дворянское общество. Вот в этом раскрывается его мировоззрение.

Он против женитьбы Чацкого на своей дочери, так как у Александра нет денег, а дочери нужен только богатый жених. В споре Фамусов с Чацким не слышат друг друга, каждый доказывает свою правоту.

Павел Афанасьевич и его окружение олицетворяют собой русское дворянство. Они развлекаются, имеют корыстные цели, лицемерят. Для них главное — личная выгода.

Значение Павла Афанасьевича в пьесе

Фамусов — известная персона в обществе, родом из знатной семьи. Его фамилия произошла от слова famus — известный, знаменитый, поэтому она говорит сама за себя. Этот герой известен в дворянском обществе, является завсегдатаем важных мероприятий.

Образ и влияние в обществе

Значение Павла Афанасьевича в пьесе

Материальное положение, звания и награды — вот что важно для этого персонажа. Люди, которые смогли подслужиться ради чинов, вызывают у него уважение. Он считает это правильным, ведь так делали отцы. Общается Фамусов с людьми в зависимости от их должности и финансового положения. От этого зависит и отношение к ним. Вот какова жизненная фамусовская формула успеха. К людям, достигшим ее, он относится с уважением. А вот просвещенные и умные личности ему не по нраву.

Свою дочь главный герой обвиняет в распущенности. Ее увлечение книгами не одобряет, так как считает, что книжки засоряют мозги, мешают мыслить. Мнение общества, знакомства, личная выгода — вот что важно для него.

Фамусова можно охарактеризовать следующими чертами:

  • свободный;
  • богатый;
  • неугомонный;
  • прыткий;
  • грамотный;
  • добрый нрав;
  • гостеприимный;
  • брюзга и лицемер;
  • сумасбродный.

Речь Фамусова разговорная и простая, иногда встречаются деревенские выражения. Иностранные слова старается не использовать. Герой почитает традиции своего народа. Воспоминания для него важны. Фамусов груб с прислугой, может накричать на человека, который ниже его званием, льстит богачам и зациклен на своей исключительности.

Для него прислуживаться равно завоеванию авторитета. Любые изменения неприемлемы. Главные жизненные принципы героя:

Из-за них и произошел конфликт с Чацким. Так как они имели разные представления о воспитании детей, браке, крепостных, коррупции и знати.

Герой и человеческие пороки

Немногие знают, но у образа Фамусова есть предыстория. Если кратко, то в 1819 году в Киеве декабрист нарисовал облик реакционера-крепостника, который почитал обычаи предков, но никак не их добродетели. Этот образ был противником всего нового.

Герой и человеческие пороки

Фамусов — помещик, обладающий консервативными взглядами на жизнь. Это активный и бодрый человек, несмотря на возраст. Все коллеги по работе — это его родня, которую он сам пристроил, награждал чинами и званиями. Балы, праздники и сплетни — вот какими делами наполнена трудовая неделя персонажа.

Его отношение к жизни олицетворяет мнение дворян того периода. Они против просвещения и образования, считает их вредными для человека. Герой необразован, ведет роскошный образ жизни. Фамусов обожает прием гостей, готовится к нему основательно. Герой дорожит репутацией, стремится познакомиться с людьми знатного рода. Из-за этого возникают сложности в отношениях с Чацким.

Молчалин и Софья

Фамусов порой не замечает очевидного, поэтому его многие обманывают, включая родную дочь. Пожалуй, в том фрагменте, где он узнает о связи Софьи с Молчалиным, ее открытых высказываниях, он предстает во всей своей красе. Главное для него — скрыть от общества эту сцену, а остальное не волнует. Это наглядный пример того, что фамусовское общество негативно сказалось даже на ребенке. Девушка выросла под его влиянием, соответственно, в такой обстановке она переняла привычки и образ мыслей.

Фамусов — антипод Чацкого. Его портрет показал пороки и недостатки русского общества. Герои раскрыли негативные качества человеческой души. Автор в своем сочинении пытается донести до читателя, что людям нужны изменения. Нельзя стоять на одном месте. Жизнь идет, следовательно, все меняется.

1.Какова фамусовская формула успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

Жанна Редько

1) Какова фамусовская формула успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

2)В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классики похожи на неё?

3)Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь "злых языков" влияла на поступки и судьбы героев?

4)В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

5)Видит ли автор в Чацком идеального героя?

Дарья Сержантова

могу точно сказать что к образу Софьи подходит Ася "Ася" Тургенева, Наташа Ростова "Война и Мир" Толстого

DELETED

1) Монолог Фамусова про Максима Петровича помните? Там чётко сформулирована "формула успеха" (чинопочетание, услужливость, ну и сопутствующее). Близкие герои - Фонвизин "Недоросль" (Скотинин, Простакова, "зачем нужна география, если есть извозчики").

2) Софья с одной стороны уверенная, сильная, т.к. предпочла небогатого Молчалина, зная, что будет осуждена отцом, а с другой стороны, распуская сплетню о сумасшествии Ч., она вливается в фамусовское общество, безнавственное, необразованное, невежественное. и т.д и т.п.:)

3) Пушкин -"ЕО", дуэль Ленского и Онегина (по большей степени произошла из-за боязни сплетен), Островкий - "Гроза"

коротко и вроде ясно:)

Ольга Сурьянинова

Абсолютно точно была уверена, что уже на эти вопросы отвечали в обсуждениях, но не нашла.
Кажется, что много, но на самом деле 10 предложений))

Чем отличается книга от журнала?

1. Журналы выходят регулярно, раз в какой-то определенный промежуток времени: есть журналы, выходящие раз в неделю, две недели, месяц, полгода, год. Книга издается один раз, хотя может потом переиздаваться, если, например, она имеет большой успех у читателей и ее быстро раскупили.

2. Содержание книги не меняется, даже если ее издают не один раз, а несколько. Изменения при повторном издании могут быть, но небольшие (например, исправление опечаток или небольшие изменения, которые вносит автор). Содержание же разных номеров журнала меняется полностью.

Маша Троекурова - 17-летняя красавица, возлюбленная Дубровского. Живя в семье самодура Троекурова, М. внутренне одинока, скрытна, имеет твердый характер. Единственная ее отрада – огромная библиотека, составленная из французских романов 18 века.

Признание Дефоржа и его неожиданное исчезновение делают Машу сильнее, реальность жестче, чем события в романах. Внезапное известие о помолвке с князем Верейским сильно ранит Марью Кирилловну. Дубровский дает Маше надежду. Она решилась на серьезный разговор с отцом, главное — избежать ненавистный брак. Передав тайный знак, девушка ждет своего спасителя. Пушкин искренне жалеет ее в эти моменты, ласково называя бедной красавицей, молодой затворницей. В день свадьбы Маша бледная, неподвижная. Она тянула время, как могла в надежде на то, что вот-вот явится ее спасение.

Для Александра Сергеевича, как и для Маши, день свадьбы серый, холодный, пустой, и совсем безнадежный после невозвратимых слов священника. Маша уже не ждет, она пытается смириться с новой участью. Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Маша уже не ждет, она пытается смириться с новой участью. Не в силах нарушить клятву, данную в церкви. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся ее душа, научила ее отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой.

Жизненные ценности фамусовского общества – полная противоположность. Дворяне, проживающие свой век, заботятся исключительно о собственных благах, комфорте. Они боятся любых изменений, прогрессивных взглядов. В приоритете – богатый дом, привычные устои, веселое времяпровождение.

Жизненные идеалы фамусовского общества основываются на консерватизме, необразованности. Люди всячески стараются сохранить свой жизненный уклад, опасаясь любых перемен.

Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества

Фамусов – почетный гражданин того времени. В нем воплощен образ вельможи, яркий пример члена московского дворянского общества. Идеалы фамусовского общества базируются на однообразном, неинтересном времяпровождении.

Фамусов - Горе от ума

  • Ежедневный отдых с гостями. Герой Фамусова прослыл гостеприимным, радушным хозяином. В его доме регулярно собираются друзья. Они коротают время за игрой в карты, сплетнями, неспешным ужином;
  • Зависть. Представители дворянства искренне не радуются успехам, достижениям друг друга. Любой промах, неудача вызывает насмешки;
  • Главный фамусовский идеал – богатство;
  • Чацкий для Фамусова – опасный человек, которого он считает сумасшедшим. Он слишком образован, начитан;
  • Статичность, консервативность;
  • Просвещение представители этого класса именуют чумой.

Фамусов представлен уважаемым, солидным человеком. Он рад гостям, только если они принадлежат к его сословию. При этом стоит отметить жестокое, грубое отношение героя к слугам.

Значение Павла Афанасьевича в пьесе

Фамусов — известная персона в обществе, родом из знатной семьи. Его фамилия произошла от слова famus — известный, знаменитый, поэтому она говорит сама за себя. Этот герой известен в дворянском обществе, является завсегдатаем важных мероприятий.

Образ и влияние в обществе


Материальное положение, звания и награды — вот что важно для этого персонажа. Люди, которые смогли подслужиться ради чинов, вызывают у него уважение. Он считает это правильным, ведь так делали отцы. Общается Фамусов с людьми в зависимости от их должности и финансового положения. От этого зависит и отношение к ним. Вот какова жизненная фамусовская формула успеха. К людям, достигшим ее, он относится с уважением. А вот просвещенные и умные личности ему не по нраву.

Свою дочь главный герой обвиняет в распущенности. Ее увлечение книгами не одобряет, так как считает, что книжки засоряют мозги, мешают мыслить. Мнение общества, знакомства, личная выгода — вот что важно для него.

Фамусова можно охарактеризовать следующими чертами:

  • свободный;
  • богатый;
  • неугомонный;
  • прыткий;
  • грамотный;
  • добрый нрав;
  • гостеприимный;
  • брюзга и лицемер;
  • сумасбродный.

Речь Фамусова разговорная и простая, иногда встречаются деревенские выражения. Иностранные слова старается не использовать. Герой почитает традиции своего народа. Воспоминания для него важны. Фамусов груб с прислугой, может накричать на человека, который ниже его званием, льстит богачам и зациклен на своей исключительности.

Для него прислуживаться равно завоеванию авторитета. Любые изменения неприемлемы. Главные жизненные принципы героя:

Из-за них и произошел конфликт с Чацким. Так как они имели разные представления о воспитании детей, браке, крепостных, коррупции и знати.

Каковы жизненные идеалы фамусовского общества – основные аспекты

Пьеса открывает все недостатки дворянства. Многие ситуации, описанные Грибоедовым, напоминали современникам сцены из их собственной жизни. Автор не старался приукрасить общество девятнадцатого века. Важные аспекты пьесы:

  • Открытое отрицание культуры, просвещения, образования;
  • Отказ от социального развития;
  • Процветание галломании;
  • Стремление к богатым, знаменитым личностям;
  • Сопротивление духовному формированию.

В диалогах между персонажами четко прослеживаются нравственные идеалы. Достаточно изучить второе действие, приезд гостей на бал. Загорецкий – ярко характеризует дворянский класс, Молчалин – пример типичного стремления к родству с элитой. Писатель откровенно рассказывает об отсутствии человеческих, моральных ценностей. Суть произведения заключается в желании людей продолжать привычное существование, построенное на лести, обмане, сплетнях. Новый взгляд Чацкого пугает, настораживает представителей дворянства. Это объясняется страхом потерять власть, значимость, статус.

Смотри также:

Образ и характер

Фамусов


Фамусов

Светские приемы в доме Фамусова посещает множество титулованных особ. Хозяин дома, приверженец архаических взглядов, положительно высказывается о крепостном праве, поддерживает взгляды дворянства и выступает находчивым остроумцем в подходящих ситуациях. Его житейский опыт создает образ умудренного опытом человека, а богатая биография подтверждает, что почтенный отец семейства понимает, о чем говорит.

Речевая характеристика, которую дает Грибоедов, ярко описывает приоритеты Фамусова. Гости уважают его возраст, отцовские чувства к любимой дочери, требовательность, проявляемую на позиции начальника. При этом Фамусов – олицетворение недостатка знаний, которые демонстрирует и как чиновник, и как простой человек. Он хвастает тем, что набрал в штат родню, которая ничего не делает. В речи персонажа присутствуют яркие устаревшие выражения, подчеркивающие тот факт, что Фамусов представляет век минувший.

Фамусов принимает гостей


Фамусов принимает гостей

В лице Фамусова автор знакомит читателя со всеми русскими помещиками описываемой эпохи. Властные и суровые, они привыкли унижать крепостных, льстить начальникам и власть имущим ради теплого местечка, выискивать выгодный момент и использовать его ради собственного блага. С мелкими чиновниками Фамусов и ему подобные высокомерны и чванливы, а перед господами герой заискивает, ища благосклонности.

Грибоедов, используя своего персонажа, разоблачал общество, которому было выгодно крепостное право. Современники Грибоедова узнавали описываемые в пьесе образы, поэтому в обществе пьеса имела эффект разорвавшейся бомбы. Фамусов и такие как он выступали против развития науки и культуры, тормозили прогресс и не жаждали духовного и социального роста.

Идеалы Чацкого (по комедии “Горе от ума”)

Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума

Готовые Домашние Задания

В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И этот человек разумеется в противоречии с обществом его окружающим его никто не понимает никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других.

А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь – молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых — двадцатых годов XIX века.

В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры — сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед.

Которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря. Первый лагерь — это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество. Как раз об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в , рассмотрев как нравственные, так и жизненные их идеалы.

Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.

Жизненные идеалы фамусовского общества

Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.

Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек. Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства. Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.

Нравственные идеалы фамусовского общества

Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше. По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.

Идеал фамусовского общества точно не просвещение, ведь просвещенность и учение для них подобно чуме. Люди, что занимаются науками и творчеством — бесполезные люди для общества. Фамусов считает, что образованность только вредит, поэтому он бы все книги попросту спалил. А сами они даже газет не читают.

Фамусовское окружение — это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Сильно выделяются в контексте пьесы взгляды Фамусова на образование, воспитание и просвещение в целом. Сам герой является человеком малообразованным, совершенно не разносторонним и пустым. Являясь также консерватором по натуре, Фамусов стережется всего нового: перемен, новых идей и взглядов, новых установок в обществе. В книгах и качественном учении всем наукам, в том числе и языкам, он видит лишь опасность, развращенность молодежи. А потому не желает, чтобы его семнадцатилетняя дочь Софья проводила время за книгами. Именно в них Фамусов видит причину развращенного поведения дочери:

Надо сказать, что основная характеристика Фамусова становится ясна исходя из его отношения к людям. Чиновник не считает нужным разглядывать в людях богатый внутренний мир, интеллектуальные способности и прочие явления индивидуальности. Фамусову неважно, умен человек или глуп, порядочен или порочен. Все, что волнует героя – материальное состояние и чин человека. По таким критериям он отбирает жениха для Софьи, говоря дочери, что тот, кто беден, ей не пара. По таким же признакам рассматривает человека при устройстве на службу. Самое главное в таком вопросе для Фамусова – иметь хорошие связи. Ему нет никакого дела до личных способностей человека.

Сам же Фамусов, являясь ярким представителем старого, непросвещенного дворянства, сильно зависит от мнения таких же людей, как и он. Ему очень важна хорошая молва о себе в малых и больших кругах, важно поддерживать свой статус серьезного и делового человека. Готов чиновник и прислуживаться авторитетным лицам, если для него в этом есть большая выгода.

Образ Фамусова, созданного Грибоедовым, актуален и по сей день. Нередко в современном обществе встречаются подобные личности, жаждущие власти, богатств, не имея ни богатого внутреннего мира, ни больших интеллектуальных способностей. А в 19 веке таких представителей дворянства было огромное множество.

Отношение Фамусова к людям

Читайте также: