Чистые пруды сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!


Много веков назад, задолго до появления Чистых прудов, в этих местах протекала речка Рачка, которая была притоком реки Яузы.

На её берегах располагалось старинное капище язычников. Это капище обладало мощной силой.
Позднее оно было разрушено.

C этим местом связана реальная трагедия. В 1570-ом году именно здесь по приказу Ивана Грозного были жестоко казнены после мучительных пыток более ста бояр и служилых людей, которых царь обвинил в государственной измене.

Конец 16-го века. Москва застраивались, разрасталась.

Строения перерезали речку Рачку, в результате чего часть реки пересохла.

Заболоченная часть местности, оставленная бывшей речкой, подпитывалась многочисленными ручьями и постепенно образовался пруд.

В те времена он назывался Поганым. Такое непоэтичное название он получил потому что неподалеку от него располагалась Мясницкая улица, a жившие на ней мясники, занимавшиеся убоем и разделкой туш домашнего скота, сбрасывали в пруд отходы.

Всё изменилось, когда сподвижник Петра I Александр Данилович Меншиков приобрел неподалеку от Поганого пруда роскошный особняк. Меншиков приказал расчистить пруд и запретил использовать его для сброса отходов с Мясницкой улицы.

Пруд был переименован в Чистые пруды.

Шли годы. Чистые пруды стали местом отдыха москвичей.

Летом здесь можно было кататься на лодке и купаться.

Зимой устраивались катания на коньках.

В 1958 году на Чистых прудах закрыли лодочную станцию, в 1960 году берега укрепили камнями, а в 1966 году – бетоном.
На спокойной глади пруда поселились лебеди и утки.

Большинство зданий здесь принадлежат к концу 19-го, началу 20-го веков.

Одной из главных архитектурных и культурных достопримечательностей бульвара является здание под номером 19-а.

В 1924—1932 годах в здании работал Первый рабочий театр Пролеткульта.

В наши дни Чистые пруды располагаются посреди широкого Чистопрудного бульвара, вокруг аккуратные газоны, растут липы и каштаны.

На Чистых прудах любит собираться молодежь, потусоваться, спеть под гитару новые и старые песни, в том числе известную песню Александра Городницкого:

"Все, что будет со мной, знаю я наперед,
Не ищу я себе провожатых.
А на Чистых прудах лебедь белый плывет,
Отвлекая вагоновожатых.
А на Чистых прудах лебедь белый плывет,
Отвлекая вагоновожатых. "

Или задушевную песню "Чистые пруды", которую исполнял Игорь Тальков:

"У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг уединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зеленый сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон. "
(Автор текста Фадеев Л.
Композитор Тухманов Д.)

О Чистых прудах интересно и много рассказывал писатель Юрий Нагибин:

"Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна. "

( Ю. М. Нагибин "Чистые пруды")

От себя хочу добавить, что я всегда любила Чистые пруды. Много зелени, вода. Хорошо погулять вокруг пруда, посидеть на лавочке, поговорить, подумать, помечтать. На Чистых прудах душа отдыхает и зимой, и весной, и летом, и осенью.

Когда я бывала в районе Чистых прудов мне запомнилась Меншиковая башня, ныне кривоватая, но оттого не менее культовая. Когда-то она была самым высоким зданием Москвы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЗАДАЧИ:
- практиковаться в определении темы и проблемы текста;
- формировать умение комментировать проблему и авторскую позицию;
-учиться аргументировать своё мнение и формулировать заключение работы.

Алгоритм выполнения работ

1. Определяем тему и называем проблему исходного текста.
ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.
ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования, который рассматривает автор в этом тексте.
НАПРИМЕР:
Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны.

Вспомним обязательные элементы структуры сочинения.

Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Отражение позиции автора исходного текста Формулировка собственного мнения по проблеме и его аргументация . Кто знает , сколько баллов ставится за каждый пункт сочинения?

Как воздействует музыка на человека? В чём отличие музыки как искусства от других видов искусства?

Что вы знаете об И Талькове, о его жизни и творчестве? ( домашнее задание)

А теперь прочитаем стихотворение

У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг уединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томится.
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зеленый сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.
И я спешу туда, там льется добрый свет,
И лодки на воде, как солнечные пятна,
Отсюда мы с тобой ушли в круженье лет,
И вот я снова здесь, и ты придешь обратно.
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зеленый сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.
Однажды ты пройдешь бульварное кольцо,
И в памяти твоей мы встретимся, наверно.
И воды отразят знакомое лицо,
И сердце исцелят, и успокоят нервы.
Чистые пруды застенчивые ивы
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зеленый сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.
У каждого из нас на свете есть места,
Что нам за далью лет и ближе, и дороже,
Там дышится легко, там мира чистота
Нас делают на миг счастливей и моложе.
Чистые пруды, застенчивые ивы,
Как девчонки, смолкли у воды,
Чистые пруды, веков зеленый сон,
Мой дальний берег детства,
Где звучит аккордеон.

Понравилась вам музыка ? Какие чувства вызывает? Оцените исполнительское мастерство И. Талькова.

Чтение текста Нагибина.

Прочтите текс и обратите внимание на то, что писатель не только передаёт нам воспоминания о своей романтической юности, но и вскрывает истоки сознания целого поколения людей, чья юность оборвалась войной.
Ю. Нагибин прослеживает в рассказе истоки любви к природе, к земле, к Родине, истоки преданности и мужества будущих бойцов-антифашистов. Знаменательно, что через весь рассказ проходит полемически заострённая тема чистоты этих истоков. Назовите эти истоки.

Составьте план по абзацному членению.

Какова тема данных текстов? Найдите ключевые слова, раскрывающие тематику. О чем рассуждает известный писатель М. Ю. Нагибин ? Н Найдите в тексте слова, которые можно сформулировать в форме вопросов. Сформулируйте эти вопросы.

Комментируйте основную проблему текста. К какому типу вы бы отнесли данную проблему? Почему? (Социальная, нравственная, психологическая, экологическая, экономическая, политическая…) Насколько актуально то, над чем заставляет задуматься автор? Случалось ли вам сталкиваться с подобной проблемой на собственном жизненном опыте или опыте сверстников ?

Какова проблема стихотворного и прозаического текстов? В чём сходство и чём в различие?

Сформулируйте проблему правильно ( проблема чего?)

Из каких подпунктов состоит комментарий? ( ответы учащихся)

Приведите в доказательство проблемы два аргумента , пояснения к этим аргументам и свяжите ба пояснения

Какова позиция автора ? ( на слайде готовые речевые обороты для использования в сочинениях)

Выразите ваше отношение к проблеме и позиции автора. Высказываем свое мнение по проблеме Приходилось ли слышать иное мнение о поднятой проблеме? Если да, то изложите коротко его суть. Вероятно, вы вспомнили чье-то высказывание? Есть ли у вас свое мнение, отличное от точки зрения автора, по этой проблеме? Если вы согласны или не согласны с мнением автора, приготовьтесь это обосновать.

Слайд 10 Начинаем писать сочинение 1 абзац. Напишите вступление к сочинению – рассуждению (используя вопросы). 2 абзац. Обозначьте тему. Сформулируйте главную проблему. 3 абзац. Прокомментируйте проблему.

Д/з Докончить сочинение –рассуждение и оформить в соответствии с требованиями к экзаменационной рабте.

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточие самого прекрасного, чем было исполнено мое детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна. Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом окоеме пруда!

Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики, верности – двухцветное сродство иван-да-марьи. Мы ловили тут рыбу, и бывало, на крючке извивалась не просто черная пиявка, а настоящая серебряная плотичка. И это

А плаванье на старой, рассохшейся плоскодонке, а смелые броски со свай в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой, а потаенная жизнь всяких жуков-плавунцов, стрекоз, рачков, открывавшаяся на воде, – это было несметным богатством для городских мальчишек: многие и летом оставались в Москве. Не менее щедра была и наша Чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной, мраморной, листве берез, осин, кленов, лип.

Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким

Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки, жившие на бульваре, отказывали нам, обитателям ближних переулков, в высоком звании “Чистопрудных”. Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями.

Лишь им дано право ловить рыбу, кататься на лодке, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости.

Смельчаки, рисковавшие приобщиться к запретным берегам, беспощадно карались. Чистопрудные пытались создать вокруг своих владений мертвую зону.

Мы не только не могли приблизиться к пруду, но и просто пересечь бульвар на пути в школу было сопряжено с немалым риском. Разбитый нос, фиолетовый синяк под глазом, сорванная с головы шапка – обычная расплата за дерзость. И все же никто из нас не изменил привычному маршруту, никто не смирился с жестким произволом чистопрудных захватчиков.

Это требовало характера и воли: ведь достаточно было сделать маленький крюк, чтобы избежать опасности. Но даже самые слабые из нас не делали уступки страху. Мы выступили против чистопрудных единым фронтом.

Ребята Телеграфного, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова, Златоустинского переулков, наголову разбили Чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра “Колизей”. Отныне пруд и аллеи бульвара стали достоянием всех мальчишек округи, а от былой вражды не осталось со временем и следа. Смотрели твои окна на бульвар или в тишину прилегающих переулков, ты равно считался чистопрудным со всеми высокими правами, какое давало это звание…

Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь.

Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.

Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожи- то, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

В класс заглянула Женя Румянцева:

- Сережа, можно тебя на минутку?

Я вышел в коридор.

- Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.

Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:

— Мне интересно, каким ты станешь. Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. Не многие из нас твердо определили свои дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.

Между нами никогда не было дружеской близости. В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах.

Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршан- ским, Нина Барышева и Женя Румянцева.

- Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.

- Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — Или у берегов Гренландии.

Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.

- Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.

- К чему было говорить? Тебе так нравилась Нина!

С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

- Где же и когда мы встретимся?

- Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.

Минули годы. Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.

Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Какие чувства испытывает человек перед началом нового этапа жизни? Безмятежные детские годы заканчиваются, и приходится принимать решения, от которых зависит твоё будущее. Вчерашний школьник сегодня сталкивается с серьёзными испытаниями, становится более ответственным, набирается жизненного опыта. Однако почти всегда сложно и страшно вступать на этот новый, неизведанный путь. Писатель Ю.М. Нагибин поднимает в тексте проблему взросления и размышляет о том, какие эмоции переполняют выпускника в момент прощания со школой.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: момент неминуемого взросления всегда застаёт человека врасплох. С одной стороны, хочется поскорее вступить в мир новых возможностей, а с другой – очень тяжело расставаться с прежней жизнью.

Таким образом, в какой-то момент человек действительно боится взрослеть, ему кажется, что слишком много возможностей упущено и много времени потрачено впустую. Но между тем каждый из нас меняется, становясь зрелой личностью, и это было бы невозможно без легкомысленных поступков и ошибок.

Читайте также: