Сочинение иоганна себастьяна баха

Обновлено: 30.06.2024

Действительно, существование Баха внешне было бюргерским, банальным. Таким же, как у его отца, деда, многочисленных родственников,— все они были профессиональными музыкантами, занимавшими весьма скромное положение.

Музыкантом-органистом в маленьком немецком городке Ордруфе был и старший брат Иоганна Себастьяна, у которого тот воспитывался, потеряв родителей в десятилетнем возрасте. Старший брат был строгим, суровым воспитателем. Вот пример: младшему очень хотелось познакомиться с клавирными сочинениями немецких композиторов, но взять драгоценную тетрадь ему разрешено не было. Он все же переписал ее тайком, в лунные ночи, не зажигая огня, но и копия была отобрана в наказание за своевольство… Некоторым объяснением, если не оправданием этой жестокости может служить только дороговизна нотных изданий того времени (из-за трудоемкости переписки нот).

Бах работал почти во всех известных в то время музыкальных жанрах. Преобладание какого-либо определенного жанра в тот или иной период можно в известной мере объяснить условиями работы, вкусами хозяев и заказчиков. Так, в Веймаре имелся превосходный орган, и Бах в годы работы там написал самые знаменитые свои органные произведения, в том числе органные токкаты, из которых наиболее известна ре-минорная, хотя другие ей нисколько не уступают.

Баховские органные токкаты, фантазии, прелюдии и фуги как будто запечатлели в себе самый процесс музыкального творчества. Сначала — вдохновенная импровизация, как будто не скованная никакими законами, даже не имеющая четких контуров, своего рода звуковая туманность, из которой должен родиться стройный и гармоничный звуковой мир. И он рождается — в фуге. Первоначальный музыкальный образ — тема фуги, повторяясь, переходя от одного голоса к другому, постепенно завоевывает все звуковое пространство, развиваясь по строгим законам музыкальной логики. Контрастное единство токкаты или фантазии и фуги как бы подтверждает неразрывность вдохновения и разума в искусстве.

Круг обязанностей Баха в Лейпциге предоставлял ему большие возможности для творчества. По условиям своей работы Бах должен был к каждой воскресной церковной службе писать новую кантату (всего он написал их 265). Исполнение кантат было своего рода концертом внутри церковной службы. Кантата включала в себя арии и хоры, среди которых были И совсем простые, певшиеся всей общиной, и более сложные, для учеников Баха из Томасшуле. И конечно, возможность слушать каждую неделю новое сочинение Баха привлекало к Томаскирхе не только ее постоянных прихожан, но и других жителей Лейпцига. В той же церкви они могли и послушать, как великий органист играет хоральные прелюдии, как из простых, с детства знакомых мелодий немецких хоралов вырастают новые, живые и трепетные голоса органных регистров.

В Лейпциге Бах написал и самые крупные хоровые сочинения. Его месса си-минор (цикл хоров для праздничной церковной службы) и была написана как музыкальное приношение саксонскому королю Августу в надежде получить звание придворного капельмейстера. Король Август был католиком, вот почему эта месса так монументальна и торжественна; в протестантских церквах, где Бах работал, весь ритуал был гораздо скромнее и проще. При жизни Баха из этого сочинения исполнялись лишь отдельные хоры: в мессе так много музыки, что для самой церковной службы просто не осталось бы времени.

Текст, созданный более чем за полторы тысячи лет до Баха, композитор прочитал так, как будто он был современником и свидетелем описываемых событий. Он как будто лично знал бедного галилейского проповедника, учившего любви и милосердию, ставшего жертвой клеветы и предательства и приговоренного к позорной казни. Он как будто сам видел горе его матери, растерянность и страх учеников.

Повествование излагается речитативом, и Бах удивительно тонко разграничивает манеру речи рассказчика-евангелиста и действующих лиц. Партии Иисуса и римского наместника Пилата поручены однородным голосам, но интонации первого возвышенны и благородны, второго — грубы и надменны.

Современники (кроме, пожалуй, тех, у кого Бах непосредственно находился на службе) высоко ценили гениального мастера, подытожившего все ценное, что было до него создано в немецкой (и не только в немецкой) музыке. Но в последние годы жизни Баха, в середине XVIII века, в музыке произошел заметный стилистический перелом. Старинное полифоническое искусство, расцветавшее в хоровой и органной музыке, вытеснялось новой, более доступной для восприятия манерой изложения, отчетливо разделяющей фон и рельеф, глав ведущую мелодию и сопровождение. Монументальные хоровые циклы заслоняются оперой, органные фантазии и токкаты — изящными клавирными сюитами из небольших пьес в танцевальных ритмах. Бах тоже работал в этих жанрах, но они не были центром его внимания. В новой манере писали его сыновья (Филипп Эммануэль и Иоганн Христиан). И хотя они унаследовали лишь какую-то долю отцовского дарования, долгое время именно Филипп Эммануэль считался великим Бахом.

Бах среди семьи

Основные сочинения:

  • 6 Бранденбургских концертов
  • 5 увертюр-сюит
  • концерты для различных инструментов с оркестром

Том 4: Страсти по Матфею
Том 5: часть 1: Кантаты №№21—30
Том 5: часть 2: Рождественская оратория
Том 6: Месса си минор
Том 7: Кантаты №№31—40
Том 8: Мессы фа мажор, Ля мажор, соль минор и Соль мажор
Том 9:

Три сонаты для клавира и флейты
Сюита для клавира и скрипки Ля мажор
Шесть сонат для клавира и скрипки
Три сонаты для клавира и виолы да гамба
Соната для флейты, скрипки и basso continuo Соль мажор
Соната для двух скрипок и basso continuo До мажор

Том 10: Кантаты №№41—50
Том 11: Магнификат Ре мажор, кантаты BWV 201—204
Том 12: Страсти по Иоанну, кантаты №51—60
Том 13:

Том 14: Хорошо темперированный клавир
Том 15:

Шесть сонат для двух мануалей и педали
Шесть прелюдий и фуг для органа, №№7—12
Шесть прелюдий и фуг для органа №№13—18
Токкаты До мажор, ре минор, Ми мажор

Том 16: Кантаты №№61—70
Том 17: Клавирные концерты №№1—8 (ре, Ми, Ре, Ля, фа, Фа, соль, ля)
Том 18: Кантаты №№71—80
Том 19: Бранденбургские концерты №№1—6 (Фа, Фа, Соль, Соль, Ре, Си-бемоль)

Том 20: Кантаты №№81—90, кантаты BWV 206, BWV 207
Том 21:

Скрипичный концерт №1 ля минор
Скрипичный концерт №2 Ми мажор
Концерт №3 для двух скрипок ре минор
Синфония Ре мажор с солирующей скрипкой
Концерт №1 для двух клавиров до минор
Концерт №2 для двух клавиров До мажор
Концерт №3 для двух клавиров до минор
Пасхальная оратория

Том 22: Кантаты №№91—100
Том 23: Кантаты №№101—110
Том 24: Кантаты №№111—120
Том 25:

Том 26: Кантаты №№121—130
Том 27:

Том 28: Кантаты №№131—140
Том 29: Кантаты BWV 208—212, BWV 194
Том 30: Кантаты №№141—150
Том 31:

Четыре оркестровых сюиты
Синфония Фа мажор
Музыкальное приношение
Концерт №1 ре минор для трёх клавиров
Концерт №2 До мажор для трёх клавиров

Том 32: Кантаты №№151—160
Том 33: Кантаты №№161—170
Том 34: Кантаты BWV 173a, BWV 36b, BWV 213—215
Том 35: Кантаты №№171—180
Том 36:

Cюиты для клавира BWV 818—820
Соната для клавира Ре мажор, BWV 963
Токката Ре мажор
Токката ре минор
Токката ми минор
Токката соль минор
Токката Соль мажор
Хроматическая фантазия и фуга
Фантазия и фуга ля минор
Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор
Прелюдия и фуга ля минор BWV 894
Прелюдия и фуга ля минор BWV 897
Прелюдия и фугетта ре минор
Прелюдия и фугетта ми минор
Прелюдия и фугетта Фа мажор
Прелюдия и фугетта Соль мажор
12 маленьких прелюдий
6 маленьких прелюдий
Прелюдия До мажор
Прелюдия (фантазия) до минор
Прелюдия (фантазия) ля минор
Фантазия соль минор
Фантазия до минор
Фантазия на рондо до минор
Фантазия до минор
Фугетта до минор
Фуги, Каприччио
Ария с вариациями на итальянский манер

Том 37: Кантаты №№181—190
Том 38:

Мотеты BWV 225—231
Хоралы BWV 253—438
Песни BWV 439—507
Три арии и две песни из тетради для А.М.Бах BWV 515, 508, 509, 510, 518

Хоральные прелюдии V: BWV 690–713
Хоральные прелюдии BWV 714–764
Партиты и хоральные вариации BWV765–771

Том 41: Кантата №191, кантаты BWV 192, 193, 197a, 34, 120a; отдельные церковные произведения
Том 42:

Клавирные переложения собственных произведений
Переложения 16 концертов Вивальди
Вероятно собственные произведения

Три сонаты для флейты и basso continuo
Соната и фуга для скрипки и basso continuo
Соната для двух клавиров Фа мажор
Дуэт Фа мажор
Концерт для четырёх клавиров по Вивальди

Том 44: Факсимиле
Том 45: часть 1:

Шесть английских сюит
Шесть французских сюит
Каноны BWV 1072–1078
Различные инструментальные композиции
Klavier-Buchlein fur Wilhelm Friedemann Bach

Это базовый уровень по Баху для любого человека, имеющего уши. Нельзя не узнать хотя бы первый пламенный мотив. По сути, это музыкальная проповедь. Недаром Бах изучал риторику.

2. Прелюдия до мажор из I тома "Хорошо темперированного клавира"

С этой прелюдии начинается грандиозный сборник прелюдий и фуг во всех тональностях - "Хорошо темперированный клавир" (сокращённо - ХТК), по которому учились ещё юные Бетховен и Шопен, а также бессчётное количество пианистов до наших времён.

Музыка этой прелюдии всегда ассоциировалась со светлым образом Богородицы. Шарль Гуно в 19 веке присочинил к этой прелюдии мелодию для скрипки, а позже к ней присоединили текст молитвы Ave Maria. Получилась популярнейшая ария.

Здесь её поёт главное меццо- сопрано барочной музыки - итальянка Чечилия Бартоли.

3. Ария альта из "Страстей по Матфею"

Эта самая знаменитая ария Баха из его грандиознейшей оратории "Страсти по Матфею" выражает горькое раскаяние Петра, который по слабости своей трижды отрёкся от Иисуса (об этом подробнее в этой культшпаргалке).

Валентина Левко

4. "Бадинери" из оркестровой сюиты №2 си минор

"Бадинери" - означает "шутка". Это популярный в те времена жанр. Солирующая флейта здесь порхает как колибри.

Берлинский филармонический и его легендарный дирижёр Герберт фон Караян

5. Ария из оркестровой сюиты №3 ре мажор

Арии бывают не только в опере. Во Франции в эпоху барокко так называли одну из пьес в инструментальной сюите. Но напевность этой чудесной мелодии Баха превосходит самые прекрасные оперные арии.

Герберт фон Караян .

Лучшие произведения Баха

Здесь собраны лучшие произведения Баха – 10 шедевров, в том числе Бранденбургские концерты, Страсти по Матфею и Хорошо темперированный клавир.

Иоганн Себастьян Бах (31 марта 1685 – 28 июля 1750), один из величайших композиторов – возможно величайший композитор – всех времен. В свое время он славился в основном своими навыками игры на клавишных, и большую часть своего времени он тратил на сочинение для церквей, где работал. Тем не менее, что касается качества его работы, он произвел больше количество музыкальных драгоценностей. Вот десять из лучших произведений Баха всех времен, в которых представлен невероятный диапазон композитора.

Лучшие произведения Баха: 10 основных пьес великого композитора

Бранденбургские концерты

Многие композиторы эпохи барокко написали десятки или даже сотни концертов, но Бах сумел суммировать весь жанр всего шестью, в каждом из которых был состав солистов с широким диапазоном и даже структур (тогда концерты должны были иметь три формы темпа: быстро-медленно-быстро). Таким образом, мы прыгаем с головокружительных высот невероятно сложной игры на трубе, которая украшает второй Бранденбургский концерт, который приобретает свои темные оттенки из-за отсутствия скрипок. А для чистой виртуозности послушайте великолепную № 5, в которой флейта, скрипка и клавесин привлекают всеобщее внимание.

Четыре оркестровые сюиты


Страсти по Матфею

Кантата № 21

Кантаты Баха (сохранилось почти 200 духовных и немало светских) тем более примечательны, т.к. они выпускались для церковных служб каждую неделю. Это означало, что они должны были быть исполнены без особых репетиций; так что либо прихожане переживали довольно странную игру, либо музыканты Баха были необычайно одаренными и терпиливыми. Кантата № 21 – одна из самых красивых. Его текст – популярный сюжет лютеранской традиции: «Неужели Бог оставил меня? Оно необычайно масштабно и среди лучших произведений Баха демонстрирует, что никто не выражает тоску лучше, чем Бах.


Органная фантазия и фуга соль минор , BWV542

Баха особенно восхищали его навыки игры на клавиатуре, не в последнюю очередь его умение импровизировать; Большая часть его органной музыки, вероятно, зародилась именно так – каракули превратились в нечто мощное. Не говоря уже о самом известном органном произведении, Токкате и Фуге ре минор (что, по некоторым сомнениям, вообще не принадлежит Баху), одним из самых блестящих произведений является его Фантазия и Фуга соль минор . Свободная Fantasia имеет угловатую красоту и мрачное настроение, которое происходит от пристрастия Баха к хрустящему диссонансу, в то время как Fugue – это сила, которая приближается к потрясающей кульминации.

Хорошо темперированный клавир – 48

Бах был не просто одним из величайших композиторов-гениев в истории; он также был преданным семьянином и часто писал клавишные в качестве учебного пособия для своих многочисленных детей. Хорошо темперированный клавир – это набор прелюдий и фуг во всех 24 мажорных и минорных тональностях (всего 48 работ). Если это звучит суховато, просто помните, что мы говорим о Бахе. А учитывая, что эта музыка никогда не предназначалась для публики, неудивительно, что даже в самых обширных и грандиозных произведениях чувствуется интимность.

Вариации Гольдберга

В конце концов, с Бахом вы можете либо потратить целую вечность, пытаясь проанализировать, почему его музыка так бесконечно убедительна, либо, как с Вариациями Гольдберга (якобы написанными для того, чтобы усыпить бессонницу аристократа), вы можете просто наслаждаться ею. Созданный для клавесина, но с таким же энтузиазмом востребованный пианистами, он состоит из лирической темы с 30 вариациями, продолжительностью около часа. Бах пропускает тему через мириады перестановок настроения и скорости, и когда тема возвращается без украшений в конце, ощущение важного путешествия завершается.


Шесть сюит для виолончели

Сольные сюиты Баха для виолончели чрезвычайно трудны, не в последнюю очередь потому, что он решил сделать инструмент самодостаточным. На долгие годы они исчезли из репертуара, но были вновь открыты и впоследствии отмечены, когда великий каталонский виолончелист Пабло Казальс начал их играть, доказав, что они не были, как ранее думали некоторые, просто этюдами. С тех пор они пугают исполнителей и восхищают публику. Они превращают виолончель в настоящий оркестр и варьируются от великолепно утвердительной № 1 через самоанализ № 2 до блестящей, высокопарной Шестой сюиты.

Сонаты и партиты для скрипки


Концерт ре минор для двух скрипок

Бах не оставил много сольных концертов, но этот – настоящая жемчужина, легко стоящая на одном уровне с лучшими произведениями Баха всех времен. Он состоит из двух скрипачей с простым струнно-клавесиновым аккомпанементом и особенно популярен за его восторженные медленные движения (бесстыдно разграбленные мириадами режиссеров в моменты сильных эмоций), в которых два солиста доверительно переплетаются друг с другом, больше походя на певцов, чем на инструменталистов. Это контрастирует с энергичными внешними движениями, в которых два игрока блестяще зажигают друг друга. Неудивительно, что великие скрипачи на протяжении всей истории создавали пары для этого неотразимого двойного действия.

На этом все, это были лучшие произведения Баха, 10 основных работ великого композитора.

Читайте также: