Сочинение гражданское общество в россии

Обновлено: 03.07.2024

Задачка пропорции гражданского общества и страны, которая считается стержневой целью предоставленного исследования, принадлежит к количеству основных научных задач, волновавших разговор на протяжении не 1-го века. Почти все античные мыслители, эти как Сократ, Платон, Цицерон, пробовали обнаружить связи меж правом и гос властью, которые бы обеспечили размеренное развитие и функционирование социума. Они надеялись тем более совершенной ту форму общежития, при которой закон был бы непременен не лишь только для людей, но и для самого страны.

Вобщем особое смысл предоставленная содержание приобрела в Свежее время в трудах И. Канта, Г. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо и множества иных вестимых мыслителей. Это было связанно с произошедшим за это время переосмыслением роли индивидума в жизни социума и назревшей потребностью лимитирования произвола должностных лиц.

И в наше время данная задачка не потускнела собственной актуальности, например как гарантировать права и воли человека и фигуры в современном мире видется допустимым лишь только общими стараниями демократического правового страны и массивного гражданского социума.

Для нынешней РФ загвоздка сотворения гражданского социума стоит тем более остро, например как наша государство только незадолго перебежала от тоталитаризма к демократии.

Давайте же разберемся в том, собственно что есть гражданское социум и правовое правительство сейчас и позволительно ли выявить их черты в сегодняшней РФ.

Позволительно ли именовать Русскую Федерацию правовым государством и есть ли в ней гражданское социум.
На Западе развитие правовой государственности, то есть соотношение политической власти развитому гражданскому социуму, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени вселенской цивилизации и культуры одолжило, по наименьшей мере, 2 века. В РФ же 1-ые доктрине правовой государственности стали вставать лишь только в конце XIX - начале XX вв. В нашей стране тезисы конституционности пробовало ввести Временное правительство позднее Февральской революции, но приход к власти большевиков позднее октября 1917 года отмел любые веры на создание правового страны и развитие гражданского социума. Начавшееся в середине 80-х гг. реформирование государства, получившее название перестройки все же привело к признанию идеи правовой государственности. Но сегодня оказалось плохо для конструктивных перемен в виде мышления как населения, например и правящей верхушки. Клиентелизм и патернализм, малоразвитость институтов гражданского социума, сакрализация и персонификация власти охарактеризовывали политическую культуру людей Русского Союза, но в том числе и позднее падения русской власти в РФ амуниция несколько поменялась.

В сегодняшней РФ делается попытка сотворения массивного правового страны. Вобщем это дюже бесконечный процесс, тот, собственно что настятельно просит общих усилий страны и социума для сотворения одобрительных критерий для развития в различных сферах общественной жизни. Так, в финансовой сфере потребуется наличествие различных форм принадлежности и рыночные дела, которые делают посыла для появления среднего класса, адептами которого обычно считаются убежденные в для себя, активные и самодостаточные люд. Превосходство предоставленной категории населения дюже значимо для образования гражданского социума, в частности, и развития в различных сферах жизни вообщем. В политическом деятеле это рассредотачивание властей, политический и идеологический плюрализм, доступ людей к роли в муниципальных и общественных делах, информированность людей и свобода текста. В духовной сфере - это неимение монополии одной идеологии и мировидения, свобода совести и вероисповедания, веротерпимость и толерантность, а еще утверждение общечеловеческих ценностей и тезисов гуманизма и честности.

Для образования правового страны в РФ надо перевоплотить закон в постановляющую сферу жизни, добиться такового состояния социума, при котором блюсти законы было бы удачнее, ежели их не соблюдать. За это время у населения подрастет ярус правовой культуры, будет прогрессировать ощущение ответственности за принятые заключения и государство сможет придти к кое-какой децентрализации власти.

Еще непросто болтать и о добротном гражданском обществе, когда у населения дюже невысокий ярус правовой культуры, политическое роль населения характеризуется абсентеизмом, т. е. уклонением от какого-либо политического роли (выборов, референдумов, митингов, презентаций и т. д.). В то же время это находится в зависимости не лишь только от политической культуры социума, но и от степени доверия населения правительству. Например за 2012 год велись различные выборочные опросы по предоставленной теме. Рейтинг доверия к правительству в ноябре 2012 года составил 40 %, а 59 % опрошенных - были недовольны правительством. По сведениям на декабрь 2012 года полновесно действенным правительство Д.А. Медведева считают всякого 5 % населения, в некоторой степени действенным - 21 %, а неэффективным - 69 % людей. Еще с 2008 года наметилась предрасположенность к непрерывному понижению доверия населения к первым лицам страны и, визави, все огромнее людей считает, собственно что на нынешний денек нет этих политических деятелей, коим позволительно верить. Позволительно заметить, собственно что соответствие считающих правительство полновесно действенным и абсолютно неэффективным оформляет 1 к 3,5.
Но для такого, чтобы квалифицировать уровень развитости гражданского социума в РФ, мы должны еще рассмотреть воздействие некоммерческих и филантропических организаций, наличествие конкретных установок людей, этих как социальное доверие и подготовленность сливаться с другими людьми. Все это может помочь членам социума не закрыто формулировать собственную гражданскую сделку. По сведениям официальной статистики, количество НКО в РФ добивается 600 тыс. фирм. Это беседует о том, собственно что 3-й раздел считается достаточно просторным в нашей стране. Говоря о общественном доверии, более 70 % людей РФ считают, собственно что большинству людей нельзя верить. К что же этот показатель год от года увеличивается. Этим образом, в обществе, в котором невысокий ярус доверия как к правительству, например и к находящимся вокруг людям, непросто устроить гражданское социум, например как его воздействие в всяком случае станет непродуктивной.

Что не наименее, более пятидесяти процентов россиян (55 %) подмечают, собственно что готовы сливаться в различные группы. Респонденты, ответившие так, согласны сливаться с людьми со подобными интересами. Вобщем в пределах тридцати процентов опрошенных дали ответ, собственно что не готовы сливаться в том числе и с что людьми, с которыми они имеют повальные интересы.

Для такого чтобы бесповоротно разобраться в том, есть ли в РФ гражданское социум, отчетливо разберем главные значения гражданского социума применительно к нашей стране.

Для начала, рассмотрим, как жители рассматривают ярус персональной защищенности. Так, 42 % считают, собственно что российские спецслужбы сражаются с терроризмом не очень успешно и 35 % - довольно успешно. Ориентировочно середина населения не чувствует убежденности в завтрашнем дне. Не все идет по стопам заметить, собственно что год от года данная убежденность растет.

Во-2-х, это свобода фигуры и право на приватную жизнь. Случается демократизация российского социума, растяжение оглавления прав и воль, обеспечиванием реального равноправия всех лиц, живущих на земли Российской Федерации.

В-третьих, это равенство всех перед законодательством. Выше пятидесяти процентов населения из года в год в качестве главного символа демократии именуют равенство всех людей перед законодательством. Более такого, 2-й по известности колляцией демократии выступает автономность суда - 43 %, собственно что еще отображает чрезвычайную остроту спросы в надлежащих прогрессивному шагу развития социальных регуляторах, основанных на праве и равенстве всех перед законодательством .

Более такого, разглядев установки россиян, мы можем устроить результат о том, собственно что в РФ изготовлены конкретные посыла для сотворения добротного гражданского социума, например как большое количество людей готово делать различные группы и объединения, и чувствуют себя собственной стране безусловно защищенными. Вобщем нельзя забывать и о том, собственно что это только посыла. Кроме такого, большое количество людей не удовлетворено работой правительства и считает, собственно что к находящимся вокруг людям нужно касаться с предосторожностью. Еще, в РФ есть большая социальная разобщенность.

Кроме такого, в сегодняшней РФ отсутствует четкая идеология, которая бы отвечала представлению социума о том, в каком направленности станет прогрессировать правительство и каких целей оно надлежит достичь. Выходит, собственно что у нашей государства нет конкретных больших целей, а следовательно, возможности развития государства дюже туманны и ее политического деятеля не содержит конкретного направленности. По причине непоследовательного проведения политические деятели социум не лицезреет идеи, которая имела возможность бы их совместить.

Этим образом, мы зрим, собственно что нашей стране потребуется дальнейшее проведение событий, нацеленных на стимулирование развития гражданского социума и правового страны. Идет по стопам закреплять и развивать нравственные, финансовые и политические почвы жизни социума.

В собственную очередь, вопрос - позволительно ли считать передовую Российскую Федерацию правовым государством? - не содержит конкретного итога.

За последние десятилетия отношения государства и общества кардинально изменились. То, что раньше касалось просто невозможным, сейчас воспринимается как единственно верный выбор. Обособленность государственного аппарата, его закрытость, корпоративность и максимальная отдаленность от общества в борьбе за монополию управления привело к тому, что общество начало развиваться самостоятельно. И теперь, уже государство находится в позиции отстающего и ему приходится подстраиваться под условия сегодняшних реалий.

За последние десятилетия отношения государства и общества кардинально изменились. То, что раньше касалось просто невозможным, сейчас воспринимается как единственно верный выбор. Обособленность государственного аппарата, его закрытость, корпоративность и максимальная отдаленность от общества в борьбе за монополию управления привело к тому, что общество начало развиваться самостоятельно. И теперь, уже государство находится в позиции отстающего и ему приходится подстраиваться под условия сегодняшних реалий.

Сегодня, все больше людей объединяют не классы, социальный статус, профессиональные навыки, а общие для них ценности и идеалы, наблюдается стремление к индивидуальности. Отныне, в обществе, большое значение получили неинституциональные формы объединения людей, делается упор на стихийность и максимальную вовлеченность граждан. Согласно социологическим опросам, население отказывается от привычных форм участия, взамен выбирая иные формы, такие как митинги, демонстрации, подписание петиций. Таким образом происходит смена традиционных форм гражданской активности на новые, современные, подходящие под сегодняшние условия.

Всемирная информационная компьютерная сеть в наше время предоставляет широкие возможности для быстрого, всеобщего доступа к необходимой информации, предоставляет условия для быстрого ее распространения и дает возможность реагировать незамедлительно.

1. Формирование гражданского общества

Согласно результатам опроса 2006 года, проведенных Институтом социологии РАН около 30% людей считают, что улучшить ситуацию в стране способны обращения граждан, митинги, демонстрации и общественные организации. При этом, около 50% россиян полагает, что только радикальными мерами (перекрытие дорог, акции протеста) смогут обратить внимание государства на существующие проблемы. Это говорит о том, что сегодняшняя система взаимодействия общества и власти не обладает качественными коммуникациями между собой в виду закрытости государственных институтов. В данной ситуации важен факт желания людей проявлять свою гражданскую позицию и они выбирают предпочтительным выражать свое мнение через массовые выступления и участия в различных общественных организациях и группах по выдвижению инициатив. Россияне согласно опросам готовы участвовать в общественной деятельности ради социальной справедливости, общественного блага, желания помочь людям, решить конкретные жизненные проблемы, а также повлиять на ход событий.

Выводы: Из вышесказанного следует, что общество сегодня встало на защиту собственных интересов, однако, такая постановка возможно превращает его в оппозицию по отношению к государству, тогда, это будет усложнять процесс коммуникации между ними и менять характер их отношений.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Если сравнить население по уровню дохода за десять лет, видно, что доля малообеспеченного населения составляет 40% на 1998 год, а уже в 2004 и 2005 41%. Также за это период выросла на 1% доля населения живущая за чертой бедности, а среднеобеспеченные сократились на 4% и составили 19% от общего числа.

Выводы: Уровень дохода населения изменился в худшую сторону по сравнению с 1998 годом, а процент малообеспеченных категорий населения составляет больше 50%, что является очень высоким показателем. Уровень социальной обеспеченности является прямым показателем эффективности государственного управления. В этой связи можно сделать вывод, что нестабильное, плохое материальное положение, закрытость государственного аппарата является движущей силой, мотивом для общества на пути проявления своей активности и гражданской позиции. Следует добавит также, что люди осознают важность общественных организаций и позиционируют их как инициативные группы, которые должны влиять на политические решения, однако только около половины придерживается мнения, что они этого могут сделать.

Важно обратить внимание на настроения в обществе. Так например, большинство респондентов при ответе на вопрос о несправедливости со стороны органов власти ответили, что они намерены объединять свои усилия с теми, кто столкнулся с подобной ситуацией. Наравне с этим, нормы морали были оценены обществом в среднем на 80% как самые важные нормы нарушаемые сегодня. А на вопрос о доверии к государству люди на 4/5 соглашались, что с ним надо быть осторожнее.

Выводы: Протестные движения имеют тенденцию сливаться с сопряженными направлениями. Так как, в основном, общество отстаивает свои интересы и находится в оппозиции, то если власть не реагирует на требования, тогда общество использует другие инструменты достижения своей цели. Со временем, требований у населения становится все больше и тогда они становятся общими для всех. Опасность для общества кроется в том, что если представитель от общественного движения становится частью государственного аппарата, то он может исходя из личных интересов пренебречь мнением большинства.

На момент 2007 года, людей не использующих сеть интернет было около 70%. Поэтому, коммуникации населения посредством сети на этот период времени были еще недостаточно развиты. Однако, курс на общественные объединения уже был взят и активно формировался. Согласно данным Росстата на 2013 год доля активного населения использующая сеть интернет составила 61,4%. Соответственно, ситуация в обществе изменилась кардинально.

Сегодняшнее общество можно разделить на три группы людей, а именно традиционалистов, модернистов и людей с промежуточной позицией. Это происходит как уже выше было сказано с тем, что настроения в обществе меняются, меняются их ценности и приоритеты. Так на 2007 год модернистов насчитывалось в два с половиной раза меньше чем традиционалистов (по сравнению с 2004 годом их число даже немного сократилось. Можно предположить, что самоопределение общества происходит путем перемены/смены взглядов, что позволяет сравнивать. Отметим, что к 2010 году наметилась четкая тенденция приверженности именно людей молодого поколения к взглядам модернистов (37% людей до 25 лет), тогда когда большее число традиционалистов это люди старше 66 лет (42%). Промежуточные же составляют пока около 60% из общего числа граждан. Также, в обществе еще сильна тенденция приверженности к восприятию власти как единого управляющего центра).

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Разница между модернистами и традиционалистами лежит в области восприятия государства. Поэтому, выделим их характерные черты.

Модернистские взгляды (среди модернистов):

Часть 1 (права государства и личности)

% считают, что либерализм, индивидуализм и демократические ценности подходят для людей, живущих с высоким уровнем общности и государственной власти;

% предпочитают индивидуальную свободу, а не социальное равенство;

Считаю, что пресса должна быть свободной (только 25% выступает за подконтрольность СМИ);

Все же не стремятся лишить государство своих властных полномочий и сделать его второстепенным;

Выводы: Модернистские взгляды не радикальны, они рациональны.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Часть 2 (взгляды на демократические нормы)

% убеждены, что каждый гражданин должен отстаивать свое мнение, даже если оно не согласуется с большинством;

Придерживаются умеренных взглядов (35%) о необходимости демонстрации и забастовок;

Больше половины (54%) модернистов считают, что демократия не возможна без политической оппозиции, а к 2010 году процент возрастает до 67%;

Только 18% модернистов считают, что задача оппозиции — критика, а не оказание помощи государству, тогда как к 2010 году эта цифра возрастает до 22%;

Из модернистов (30%) полагают, что жесткие требования к правительству могут повредить благополучию общества и государства в совокупности;

Часть 3 (рыночная экономика)

Для модернистов рыночная экономика это (по убыванию):

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В России государство обычно одерживало победу над гражданским обществом, подчиняло его и “вытаптывало”. И чудовищный эксперимент над ним, проводимый тоталитарным государством в течение 70 лет, привел к тупику исторического развития. Поэтому и возродился интерес к гражданскому обществу как политическому идеалу.

Работа содержит 1 файл

ПОлитология.docx

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гражданское общество в современной России: состояние и тенденции развития.

В России государство обычно одерживало победу над гражданским обществом, подчиняло его и “вытаптывало”. И чудовищный эксперимент над ним, проводимый тоталитарным государством в течение 70 лет, привел к тупику исторического развития. Поэтому и возродился интерес к гражданскому обществу как политическому идеалу.

Можно отметить ряд существенных признаков гражданского общества. Это наивысшая форма общности:

– с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между его составляющими;
– способная контролировать государство;
– самоуправляться и саморегулироваться;
– имеющая множество форм собственности, партий, движений;
– отсутствие закрепощения человека.

За короткий период во всех сферах общественной жизни в Росии – экономической, политической, социальной, духовной – на добровольной основе возникли многочисленные организации и объединения граждан, различные движения, союзы, ассоциации, общества, фонды, которые начали выражать и отстаивать интересы граждан, искать новые формы взаимодействия с государством, выполнять функции, свойственные организациям гражданского общества.

На вопрос, существует ли гражданское общество в России, даются разные ответы. Одни говорят, что оно было всегда, другие отрицают этот факт. Определенно можно сказать, что развитие гражданского общества в России встретило на своем пути и определенные трудности.

В России сегодня созданы все институты, составляющие в совокупности демократическое общество: парламент, формально независимые суды, свободная — по замыслу — пресса, право на собственность и право человека добровольно и без принуждения вступать в общественные организации. Однако демократические институты в России пока не функционируют в полную силу.

Для России гражданское общество является идеалом, представлением о гармонии отношений человека и человека, личности и общества. Поэтому необходимо определить те меры, которые могут вести страну такого рода к совершенству:

1. Формирование гражданского общества прежде всего связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, политического, социального, обеспечения безопасности граждан, защиты прав и свобод. Российское государство до сих пор не несло никакой ответственности перед обществом.

Следовательно, остро необходимы судебная и правовая реформы, законы о налогах, частной собственности на землю, о политических партиях и др.
2. Налоговый и земельный кодексы должны обеспечить нормальное проявление частных и групповых интересов в производстве, обмене, потреблении, распределении благ. Государство должно быть способно создать экономические условия оптимального развития гражданского общества.
3. Непременным условием гражданского общества является обеспечение верховенства народа, свободы создания общественных организаций. Можно смело утверждать, что в России нужно делать определенные шаги в этом направлении.

4. Движение к гражданскому обществу наиболее ярко проявляется в духовной сфере. В России этого можно добиться запретом цензуры, установлением свободы слова, открытости информации.

Подводя итог, надо сказать, что заранее определенных условий развития гражданского общества не существует — ни благоприятных, ни негативных. Слабое государство, если оно авторитарно, может оказаться столь же тормозящим фактором, как и сильное. Экономический подъем может помешать развитию гражданского общества ничуть не меньше, чем экономический кризис. Развиваться должны прежде всего сами люди.

Компонентами активной гражданской позиции являются: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Чтобы определить свою гражданскую позицию, я обратился именно к этим компонентам.

Первый компонент — социальная активность. Её можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественной деятельности, в результате которой обеспечивается самореализация личности. Моя самореализация осуществляется через общественную жизнь в классе, школе, районе, области. Это участие в акциях, конкурсах, мероприятиях разного уровня и направлений.

Мне нравится быть в центре всех начинаний,

участвовать в конкурсах, школьных делах.

Планировать путь достижения целей,

Себя только с хорошей стороны показать!

Второй компонент — гражданское самосознание, которое развивается с опорой на жизненную позицию, осознание, оценка человеком своего нравственного облика и интересов, то есть целостная оценка самого себя, как носителя общественно значимой позиции. В настоящее время моя общественно значимая позиция выражается в получении образования в школе. Обучение в школе позволяет мне получить знания, не только в рамках школьной программы. Имеются все возможности, чтобы определиться с кругом своих увлечений и их реализовать.

В районе нашем среди множества школ,

Есть одна, в которую я учиться пришел.

Есть одна, но впрочем, всего не учесть,

Первая школа – моя гордость и честь!

Третий компонент — гражданские качества. Это, прежде всего, чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность. Я с уверенностью и гордостью могу сказать, что я человек инициативный, творческий, ответственный, самостоятельный.

Я – главный помощник учителя в классе,

В Совете обучающихся я – командир.

Веду за собой единомышленников дружно,

Мы учимся строить по кирпичику жизнь!

Кроме того, активная гражданская позиция, я считаю, обязательно должна предполагать наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.

Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности.

Современной России, к сожалению, очень не хватает бескорыстных людей. И поэтому радостно слышать, что в нашем городе школьники с удовольствием вступают в ряды волонтеров. Я один из них. В этом в полной мере проявляется моя активная гражданская позиция.

Добровольный труд позволяет реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста.

Пропаганду здорового образа жизни веду.

Пожилым помогаю и добром лишь живу.

Быть волонтером — это круто!

Ведь если силы есть — нельзя им пропадать.

А лучше тратить их во благо — людям помогать.

Приятно видеть благодарность в лицах тех, кто для Победы Родины ковал успех!

Приятно видеть счастье радости в глазах детей, и мир от этого становится светлей.

Ведь так приятно людям помогать, и не за деньги, без награды – просто так!

Быть волонтером сегодня – значит открыто заявлять о своей готовности помогать нуждающимся в социальной защите, проявлять инициативу, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, значит быть личностью нравственной, духовно богатой, внутренне свободной, умеющей быть счастливой и нести счастье и добро другим людям, значит быть достойным гражданином и патриотом своей страны.

Гражданская позиция человека — сочинение

Гражданская позиция человека, является одной из основных характеристик личности. Она зависит от многих факторов. В большинстве случаев от патриотического воспитания. В наше время, человек не осознает то, насколько важна ее гражданская позиция. На первый взгляд, кажется, что действия одного человека не изменят ничего в целом.

Это правда. И если каждый возьмется за дело, то успех возможен. Это и является основной проблемой, мы не видим дальше своего носа. Мы думаем что каждый сам за себя, и не хотим признавать что сила в единстве. Надо сказать, что гражданская позиция понятие весьма не определенное, то есть это не всегда является положительным понятием. Люди бывают разные, и позиции тоже. Есть много политических течений, философских идей, и сама религия. Это все влияет на осведомленность человека и в целом на ее личность.

И в итоге мы имеем сформированную личность, которая становится обладательницей определенных устоев. Как показывает практика, если культурное развитие человека не поддерживать то гражданская позиция идет в отрицательное русло. Человек не получает того патриотического чувства, которое бы показало ему направление. Поэтому очень важным является влияние государства на культурную жизнь народа.

Это означает что с раннего возраста детям должна прививаться любовь к родине, к ее прошлому и к настоящему. Музеи, выставки, исторические достопримечательности, все это должно быть в жизни настоящего гражданина. В современных реалиях это не всегда является основным. Чтобы гражданская позиция человека не переходила к ненависти, нужны хорошие условия. То есть экономические и социальные, потому что человек будет любить государство только тогда, когда будет чувствовать себя защищенным, и всего у него будет в достатке.

К сожалению мы видим это довольно редко, поэтому и настроения у людей несколько негативные. И все же народ с богатой историей, с большим багажом традиций, и с сильным духом всегда сможет найти свое место в мире.

Похожие материалы:

Гражданское общество в широком смысле — это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений.

Гражданское общество в подлинном и более узком смысле представляет собой цивилизованное состояние общества, характерной чертой которого является равноправие личности, сообщества граждан и государства.

Гражданское общество формируют три начала: индивидуальное, коллективное и государственное. Силой, связующей личность и общество, является государство. Последнее выделяется на определенном этапе

развития общества и объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.

Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Первенство государства, его верховенство по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению

гражданского общества. Доминирование государства проявляется в сокращении публичной сферы, гражданских инициатив и увеличении обязанностей индивида перед государством в ущерб правам и свободам граждан.

В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять бесконфликтное взаимодействие с государством. В своем развитии гражданское общество воздействует на формирование и закрепление демократических институтов государственной власти, способствует реализации института прав человека, сформирует открытые политические системы.

Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам. Полномочия государства в гражданском обществе сводятся к минимуму.

Современное гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же как правовое государство неотделимо от гражданского общества. Гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой государственности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое. Игнорирование этой закономерности проявляется в попытках посттоталитарных государств перейти к правовой государственности до создания гражданского общества. Однако подобный переход не может быть осуществлен в короткий срок, поскольку форсирование этого процесса ведет к разрушительным экономическим и социально-политическим последствиям.

Правовым государством считается государство, в котором господствует право. Правовое государство построено на правовых началах:

    во-первых, во всех сферах общественной жизни признав и осуществляет требования права; во-вторых, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установками.

Основными признаками правового государства являются: верховенство правового закона, реальность прав и свобод граждан, организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей.

Указанным признакам соответствуют три составляющие: собственно правовой (нормативный) компонент, индивидуально-правовой (компонент прав и свобод граждан) и организационно-правовой (институциональный) компонент. Правовой компонент теории и практики правового государства содержит такое правопонимание, для которого характерно различение права и закона и создание на основе этого правопонимания правовых законов.

Читайте также: