Сочинение егэ утечка мозгов
Обновлено: 03.07.2024
познании нового либо еще и в нравственном самосовершенствовании каждого члена общества?
2. Проблема нравственной составляющей прогресса. Приемлемо ли для человека не видеть в прогрессе
Позиция автора
1. Прогресс заключается не только в познании нового, но и в нравственном совершенствовании человека.
2. Человек должен осмысливать прогресс и с нравственной точки зрения.
№13. Каким должен быть настоящий человек, человек с большой буквы?
Текст.
Основные проблемы:
Образ настоящего человека, человека с большой буквы (Каким должен быть настоящий человек, человек с большой буквы?)
Позиция автора:
№15. Проблема эмиграции.
Текст.
(1)В один и тот же день две центральные газеты ударили в набат по одному и тому же поводу: из России утекают мозги. (2)Тяжкая тема.(3)Жестокая. (4)Кого только она не взволновала! (5)Даже президент выразил тревогу. (6)Говорят, из России уезжают самые одарённые:доктора и кандидаты наук, аспиранты, а теперь и секретарши устремились в Парижи и Бостоны – скоро даже академикам некому будет кофе подать.(7)Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (8)Говорят,через пару поколений… (9)Впрочем, стоит ли повторяться? (10)Все слышали, что говорят. (11)Теперь вопрос: а что делать? (12)Безропотно ждать, пока лет через двадцать страна окажется вовсе безмозглой? (13)Или повысить нашим интеллектуалам зарплаты раза в двадцать два? (14)Оно бы и неплохо, да где деньги…(15)Однако чем же реально грозит нам нынешняя непрекращающаяся утечка мозгов?(16)На этом имеет смысл остановиться подробнее. (17)Прежде всего определимся: кто уезжает? (18)Мысль, что родину покидают самые талантливые, кажется мне более чем спорной. (19)Когда вспоминают эмигрировавших ещё в ХХ веке представителей искусства, называют десяток прекрасных имён: Ростропович, Барышников, Бродский, Аксёнов,Тарковский, Солженицын, Нуреев, Войнович, Владимов. (20)Но,во-первых, практически все они уехали не по своей воле. (21)Во-вторых,из русской культуры никто из этих мастеров никогда не уходил. (22)А в-третьих, почти все в настоящее время вернулись на родину. (23)Теперь попробуйте назвать пять имён учёных высшего класса, которые эмигрировали, – вряд ли что получится. (24)В последнее десятилетие уезжали как раз те, у кого что-то не получилось, кого заслонили более одарённые сверстники, кто не смог реализовать себя дома, – словом,научные работники второго, третьего, пятого ряда. (25)Конечно, покидали страну и подлинно талантливые. (26)Но вспыхнула ли среди российских учёных-эмигрантов хоть одна суперзвезда?(27)То, что мы именуем утечкой мозгов, можно ведь определить и иначе: сейчас происходит массированная, мощная экспансия российской культуры в мир. (28)В разных странах, в разных сферах жизни успешно, а порой и блестяще проявляют себя наши соотечественники. (29)И это идёт только на пользу России: Дмитрий Хворостовский или Нина Ананиашвили на сценах Парижа, Милана и Токио служат отечеству не менее достойно и действенно, чем в родных стенах, а наши физики, программисты или инженеры, работающие за границей, держат престиж российского образования на достаточно высоком уровне. (30)Не забудем и об эмигрантах-предпринимателях: за капиталом, приходящим к нам из-за рубежа, чаще всего стоят финансисты и управленцы с российскими фамилиями. (31)Поэтому не плакать нужно безутешно, а максимально использовать огромный потенциал окрепшей российской диаспоры.
(По Л. Жуховицкому)
№16. Проблема взяточничества, казнокрадства, беззакония чиновников. Проблема безответственности чиновников.
№18.Проблема взаимоотношений народа и власти.
ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ, ПОЛУЧИВШИХ ПО ОЦЕНКЕ ЭКСПЕРТОВ НАИБОЛЬШЕЕ/КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ *
Вариант 2 (по тексту Л. Жуховицкого)
Проблема утечки мозгов считается одной из наиболее актуальных для современной России. Действительно, кто га нас ни разу не слышал о том, что нашу страну покидают яркие, талантливые личности, стремясь добиться успеха за рубежом? Что такие государства, как США, Япония или Германия, наших учёных, предоставляя им все условия для научной деятельности? Чаще всего об этом говорят с тревогой.
С позицией автора по вопросу утечки мозгов я согласна полностью. Когда он приводит имена эмигрировавших в XX веке представителей искусства, я вспоминаю, что, например, Б. Пастернак, лауреат Нобелевской премии, остался верен Родине, несмотря на откровенную травлю его творчества Также известно, что большинство доживших до наших дней эмигрантов вернулось в Россию и продолжает творить здесь.
Много талантливых, даже гениальных, людей покинуло нашу страну после Октябрьской революции, потому что они не смогли пережить потерю привычного с детства мира. Тогда Россию оставили действительно звёзды. И все они тосковали по Родине. А.И. Куприн признавался, что ему сложно писать вдали от России. И умереть он пожелал всё-таки на родной земле.
Но это XX век, тогда было совсем другое время. Сейчас многое изменилось. Я уверен, что в наши дни по-настоящему талантливые специалисты не оставят Родину по своей воле, а если всё-таки такое случится, то всеми силами будут поддерживать престиж России.
Наша великая страна всегда славилась талантами: поэты, писатели, композиторы, учёные, спортсмены - нам везде есть кем гордиться. Нередко великие люди покидают свою родную землю, но всё-таки они навсегда остаются патриотами.
Таким образом, можно смело говорить о том, что русский патриотизм - сильнейшее чувство, побуждающее нас к свершению великих дел, созданию изумительных музыкальных и, конечно, литературных произведений, прославлению своей родины.
Вариант 4 (по тексту С. Львова)
Что такое сочувствие? Почему многие люди равнодушны к чужим проблемам? Счастлив ли бесчувственный человек? На эти и другие вопросы отвечает автор текста.
С. Львов затрагивает очень актуальную проблему об умении сострадать. Писатель считает это качество одним из главнейших в жизни человека. Сострадание — активный помощник, - пишет С. Львов. Однако сегодня большинство из нас равнодушны к проблемам, ближнего. Мы волнуемся только за себя и за наших родственников. Разве это правильно? Мы не должны проходить мимо нуждающихся в помощи людей. Возможно, что когда-нибудь помощь понадобится и нам, а вокруг окажутся равнодушные люди. Позиция автора основывается на том., что человеку, который превращает сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственному. Я согласна с мнением писателя. Во-первых, у каждого из нас есть свои собственные проблемы. Никому не хочется решать ещё и чужие. Но, если вы пройдёте мимо человека, который нуждался в вашей помощи, как вы будете себя чувствовать?
Недавно мы с папой опаздывали на юбилей бабушки. Был вечер. Уже подъезжая к дому, мы заметили плачущую девушку. Оказалось, что она опаздывала на самолёт и не смогла поймать такси. Мы решили довезти её до аэропорта. Всё закончилось хорошо, девушка успела на свой рейс. На праздник к бабушке мы сильно опоздали, но чувствовали, что наша совесть чиста Ведь мы не бросили человека один на один со своим горем.
Во-вторых, нас с самого детства приучают к тому, что надо уметь сострадать. Взрослые не читают детских книжек, а зря! Ведь именно в них мы можем прочитать про главные качества человека: любовь, дружбу, сострадание. Мы учим малышей, что надо быть добрыми и сочувствующими, но иногда сами забываем об этом.
С. Львов побудил меня задуматься над моим поведением. Я понятно, что необходимо быть более открытой к окружающим. Мне следует уделять больше времени проблемам моих друзей и знакомых.
Вариант 5 (по тексту Е. Кочневой)
Но совесть грызёт одну из обидчиц, и она уговаривает своего друга, самого популярного парня в школе, пригласить Кэрри на выпускной бал. И вот гадкий утёнок становится лебедем от одной лишь уверенности, что его любят.
Вера в свою возможность быть любимым; вера в то, что тобой интересуются, ты не одинок, способна преобразить твою жизнь. Итак, не стоит замыкаться в себе и видеть во всех врагов. Кто знает, чьи нелепые глаза следят за тобой, ловя с любовью каждое твоё движение?
Вариант 6 (по тексту В. Никляева)
В данном тексте В.Никляев рассматривает очень важную проблему современного общества. Она заключается в том, что люди радоваться окружающим их вещам, приятным мелочам, повседневной жизни.
В этом мире так много чудесного: красивый закат, летний дождь, прекрасная музыка. Но мы просто не замечаем этого!
Мы не позволяем себе отвлечься от проблем и насладиться жизнью! А ведь как хорошо, как правильно на секунду удивиться и почувствовать радость, отдаться ей целиком!
Автор говорит о том, что люди стесняются своей радости, потому что окружающий их мир наполнен бедами и горестями. Он считает, что бороться с трудностями можно только радостью, с улыбкой, что это самый верный путь.
И это действительно так! Лучше всего это показано в старом детском мультфильме.
Когда маленький енот, гуляя по лесу, подошел к реке и скорчил рожицу, оттуда на него глянуло страшное чудовище.
И как он только не пытался его напугать, ничего не помогало. Тогда мама посоветовала ему улыбнуться. И как только маленький енот это сделал, чудовище сразу улыбнулось в ответ и стаю совсем не страшным.
Если люди научатся радоваться солнечным дням, счастью прохожих, красивым рассветам, если будут идти по жизни с улыбкой, то трудностей и печалей станет гораздо меньше, а мир станет добрым и светлым и улыбнётся в ответ!
Вариант 7 (по тексту В. Шефнера)
Рождаемся мы, естественно, не только без обобщённого мнения о мире и о себе, но и вообще без всякого мнения. Но чем более растём, тем больше становимся людьми в своей подлинной человеческой сущности, тем определённее наше мировоззрение. Тем сильнее его влияние на всю нашу жизнь.
Огромное влияние на развитие нашего мировоззрения, думаю, оказывает период детства.
Об этом я подумала, прочитав текст В. Шефнера. В нём автор поднимает серьёзную проблему - проблему детства и его влияния на взрослую жизнь.
Поэт однажды обратил внимание на то, что на картинах мастеров прошлых лет дети изображаются с серьёзными лицами. Художница объясняет это тем, что большие живописцы прошлого в первую очередь видели в детях то, что они люди и им предстоит прожить трудную жизнь. Задумавшись о себе, В. Шефнер приводит нас к выводу: детство — прекрасная пора, но именно тогда закладывается фундамент для освоения всех препятствий предстоящей большой жизни.
С мнением поэта нельзя не согласиться.
Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства могут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удержать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора.
Время не останавливается. Годы идут за годами, века - за веками, тысячелетия - за тысячелетиями. Но неумолимо через толщу лет доходят до нас истинные ценности человеческой души.Вера и уважение, милосердие, честь, совесть, долг - все нравственные и моральные ценности закладываются в детстве.
Вариант 8 (по тексту В. Амлинского)
Именно об этом, размышляет Амлинский в своём, тексте, поднимая актуальную проблему роли детства в жизни человека.
Автора интересует вопрос, что может произойти, если вовремя не познакомиться с педагогами по душевной и нравственной сути.
Я, полностью разделяя точку зрения автора, считаю, что очень важно вынести из детства то важное и настоящее, что делает человека личностью. Очень полезно в это время знакомство с людьми, завораживающими словами, добытыми из глубины,
( по тексту В. Тендрякова)
Конфликт отцов и детей — явление не новое, оно имело место быть во все времена. Именно эту проблему поднимает В. Тендряков в своём тексте.
(8)3а этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9)Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-синие, густые, (11)Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12)Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч.
(18))Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.
(30)Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов.
(32)И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.
(33)Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов - это нечто вроде акта самосожжения. (34)У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание.
Основные 1) потребительское, безжалостное, бездумное отношение
проблемы: человека к миру природы;
2) беззащитность мира природы перед агрессией человечества (может ли противостоять природа жестокости, которую проявляют по отношению к ней люди?);
3) роль учёных в деле охраны природы (какова роль учёных в деле охраны природы?).
Авторская 1) люди, даже интеллигентные, порой проявляют
позиция: бессмысленную жестокость по отношению к
животным, и этим наносят природе непоправимый вред; такое отношение к природе губительно для неё и поэтому недопустимо;
2) животные беззащитны перед жестокой агрессией людей, не умеющих ценить их уникальность, но защитить живую природу от уничтожения могут только люди, осознающие важность её сохранения;
3) задача учёных - беречь уникальный мир природы, не допускать исследований, которые могут нанести ей колоссальный ущерб, и разъяснять несведущим важность бережного отношения к природе .
2. Исходный текст
(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.
(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?
(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.
(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.
(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.
Основные 1) представление взрослого человека о детстве (почему
2) роль детства в становлении личности человека (как влияют детские годы на формирование человеческой личности?).
Авторская 1) по мере того как происходит накопление человеком
позиция: жизненного опыта, те трудности, которые он
2) детство - тяжёлая пора напряжённой учёбы, пора освоения мира, осмысления всего того, что происходит вокруг человека, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности.
3. Исходный текст
(1)В один и тот же день две центральные газеты ударили в набат по одному и тому нее поводу: из России утекают мозги. (2)Тяжкая тема. (З)Жестокая. (4)Кого только она не взволновала! (5)Даже президент выразил тревогу. (б)Говорят, из России уезжают самые одарённые: доктора и кандидаты наук, аспиранты, а теперь и секретарши устремились в Парижи и Бостоны - скоро даже академикам некому будет кофе подать. (7)Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (8)Говорят, через пару поколений. (9)Впрочем, стоит ли повторяться? (10)Все слышали, что говорят. (11)Теперь вопрос: а что делать? (12)Безропотно ждать, пока лет через двадцать страна окажется вовсе безмозглой? (13)Или повысить нашим интеллектуалам зарплаты раза в двадцать два? (14)Оно бы и неплохо, да где деньги.
(15)Однако чем же реально грозит нам нынешняя непрекращающаяся утечка мозгов?
(16)На этом имеет смысл остановиться подробнее. (17)Прежде всего определимся: кто уезжает? (18)Мысль, что родину покидают самые талантливые, кажется мне более чем спорной. (19)Когда вспоминают эмигрировавших ещё в XX веке представителей искусства, называют десяток прекрасных имён: Ростропович, Барышников, Бродский, Аксёнов, Тарковский, Солженицын, Нуреев, Войнович, Владимов. (20)Но, во-первых, практически все они уехали не по своей воле. (21)Во-вторых, из русской культуры никто из этих мастеров никогда не уходил. (22)А в-третьих, почти все в настоящее время вернулись на родину. (23)Теперь попробуйте назвать пять имён учёных высшего класса, которые эмигрировали, - вряд ли что получится. (24)В последнее десятилетие уезжали как раз те, у кого что-то не получилось, кого заслонили более одарённые сверстники, кто не смог реализовать себя дома, - словом, научные работники второго, третьего, пятого ряда. (25)Конечно, покидали страну и подлинно талантливые. (26)Но вспыхнула ли среди российских учёных-эмигрантов хоть одна суперзвезда?
(27)То, что мы именуем утечкой мозгов, можно ведь определить и иначе: сейчас происходит массированная, мощная экспансия российской культуры в мир. (28)В разных странах, в разных сферах жизни успешно, апорой и блестяще проявляют себя наши соотечественники. (29)И это идёт только на пользу России: Дмитрий Хворостовский или Нина Ананиашвили-на сценах Парижа, Милана и Токио служат отечеству не менее достойно и действенно, чем в родных стенах, а наши физики, программисты или инженеры. работающие за границей, держат престиж
российского образования на достаточно высоком уровне. (30)Не забудем и об эмигрантах-предпринимателях: за капиталом, приходящим к нам из-за рубежа, чаще всего стоят финансисты и управленцы с российскими фамилиями. (31)Поэтому не плакать нужно безутешно, а максимально использовать огромный потенциал окрепшей российской диаспоры.
(По Л. Жуховицкому)
Основные 1) непрекращающаяся утечка мозгов из России (что
проблемы: означает для нашей страны отъезд за границу деятелей
искусства, научных работников, предпринимателей?); 2) самореализация представителей творческой интеллигенции в современной России (почему деятели науки и искусства уезжают сегодня из нашей страды?).
Авторская 1) отъезд за границу представителей русской
позиция: интеллигенции не означает их ухода из русской
культуры: за рубежом наши соотечественники блестяще проявляют себя в самых разных сферах деятельности, поднимая тем самым престиж российского образования, науки, искусства;
2) в современной России наиболее одарённые представители интеллигенции находят возможности для творческой самореализации, и в последнее десятилетие уезжают за границу главным образом те,
кто не выдержал конкуренции на родине.
4. Исходный текст
(1)Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками — прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (3)Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах - всё это не любование природой, а жизнь,
(13)Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.
(15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой.
(17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку.
(19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
(21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.
Основные 1) проблема взаимосвязи человека и природы (как
проблемы: воздействует научно-технический прогресс на
взаимоотношения человека и природы?); 2) проблема негативного влияния цивилизации на жизнь человека (в чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
Авторская 1) восстановление естественного контакта между
позиция: человеком и природой необходимо для сохранения
духовных начал жизни; научно-технический прогресс изолирует, отдаляет человека от природы;2) многое, что дала человеку современная цивилизация:
современная техника, одежда, возможности передвижения, - негативно влияет на человека; человек теряет способность любоваться природой, переживать чувство подлинной любви к земле.
Алёна Фильшина
Schwere Regen
А мб стоит взять другую проблему из текста?
Илюза Ягафарова ответила DELETED
Полли,
(1)В один и тот же день центральные газеты ударили в набат по одному и тому же поводу: из России утекают мозги. (2)Тяжкая тема. (3)Жестокая. (4)Кого только она не взволновала — даже президент выразил тревогу.
Показать полностью.
(5)Говорят, из России уезжают самые одаренные — доктора наук, кандидаты, аспиранты. (6)Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (7)Говорят, через пару поколений. (8)Впрочем, стоит ли повторяться? (9)Все слышали, что говорят.
(10)Теперь вопрос: а что делать? (11)Безропотно ждать, пока лет через двадцать страна окажется вовсе безмозглой? (12)Или повысить нашим умникам зарплаты раза в двадцать два? (13)Оно бы и не плохо — да где деньги?
(14)Видите, сколько вопросов.
(15)Однако оптимизм ситуации в том, что на свете не одна страна, а двести. (16)Многие из них нашими нынешними простудами переболели и живыми остались. (17)Так что есть к кому обратиться за опытом.
(18)Вот, например, Турция. (19)Мозги из нее вот уже несколько десятилетий назад начали утекать со страшной разрушительной силой в масштабах, которые нам пока что и не снились. (20)Нищие турки, запрятав поглубже свои дипломы, мели мостовые в Берлине, горбатились на стройках в Стокгольме, убирали гостиничные номера в Вене и Цюрихе. (21)Не тысячи, не сотни тысяч — миллионы турецких гастарбайтеров, оставив за спиной бедную родину, заполняли в сытой Европе рабочие места, которыми местные чистюли брезговали.
(22)Ну, и как существует нынче эта бедняжка Турция? (23)Существует она вот как: промышленность и сельское хозяйство сделали резкий рывок, в стране строительный бум, а в сфере туризма Турция вошла в число мировых лидеров.
(24)Как это случилось? (25)Вопреки утечке мозгов?
(26)Не вопреки — благодаря.
(27)Дело в том, что смышленые турецкие гастарбайтеры в благополучных европейских державах не только зарабатывали на хлеб себе — они учились. (28)Год, проведенный в чужой стране, это как минимум курс университета. (29)Турецкие мужики не просто таскали кирпичи на стройках Италии или Бельгии — они перенимали самые передовые методы строительства, овладевали качеством работы, еще не известным на родине. (30)И домой они привозили не одни лишь деньги, скопленные по грошу, но и нечто куда более ценное — опыт.
(31)В течение нескольких веков мозги утекали из Англии: самая смелая, самая предприимчивая, самая авантюрная молодежь устремлялась в Америку, в Канаду, в Южную Африку, в Индию и в совсем уж далекую Австралию. (32)Потом все колонии и отделились, от владычицы морей остался лишь компактный островок на краю Европы. (33)И — очень высоким жизненный уровень. (34)И — экономические связи со всем белым светом. (35)И — счастливейшая возможность объехать мир, везде говоря на родном английском.
(36)А Китай? (37)Как вы думаете: сумел бы он добиться нынешних успехов в экономике, если бы не двадцать, или тридцать или пятьдесят миллионов эмигрантов, которые помогли исторической родине не столько капиталами, сколько умением вести бизнес в десятках как развитых, так и экзотических, но по-своему перспективных странах?
(38)Ну а наша Россия? (39)Чем реально грозит нам нынешняя непрекращающаяся утечка мозгов?
(40)На этом имеет смысл остановиться подробней.
(4])Прежде всего — кто уезжает? (42)Мысль, что родину покидают самые талантливые, кажется мне более чем спорной. (43)Если говорить об искусстве, называют десяток прекрасных имен: Ростропович, Барышников, Бродский, Аксенов, Тарковский, Солженицын, Нуриев, Войнович, Владимов. (44)Но, во-первых, практически всех их где силой, где подлостью выдавили из страны. (45)Во-вторых, из русской культуры никто из этих мастеров никогда не уходил. (46)А в-третьих, почти все, дожившие до краха диктатуры, вернулись на родину. (47)Если же говорить о науке. (48)Попробуйте назвать пять имен ученых высшего класса, которые эмигрировали, — вряд ли что получится. (49)В последнее десятилетие уезжали как раз те, у кого что-то не получилось, кого заслонили более одаренные сверстники, кто не смог реализовать себя дома — словом, научные работники второго, третьего, пятого ряда. (50)Конечно, покидали страну и подлинно талантливые. (51)Но вспыхнула ли среди российских ученых-эмигрантов хоть одна суперзвезда?
(52)То, что мы именуем утечкой мозгов, можно ведь определить и иначе: сейчас происходит массированная, мощная экспансия российской культуры в мир. (53)Во многом исправляется тяжкая ошибка семи десятилетий диктатуры.
(54)В течение трех четвертей века у великой мировой державы фактически не было диаспоры — зарубежные соотечественники числились в дезертирах, предателях, врагах отечества. (55)От них ждали только вреда — и им вредили, как могли. (56)Не говорю уж о том, что их сторонились, как прокаженных. (57)Теперь у России, наконец, появилась диаспора — и не маленькая, не слабая. (58)Думается, одна из главных наших нынешних задач — максимально использовать огромный потенциал окрепшей российской диаспоры.
(59)А как быть с теми, кто уезжает сегодня или уедет завтра?
(60)Наверное, так же, как соседи и сослуживцы поступают с периферийными работниками, которых приглашают на работу в центр: свой человек в столице еще никому не вредил. (61)Так что провожать их следует, как лучших друзей, радоваться их успехам, гордиться их достижениями и регулярно звать в гости — читать лекции, делиться опытом. (62)А если захотят вернуться — помогать всем, чем можем. (63)И считать, что каждый новый соотечественник за границей — это еще одна форточка в большой мир.
(64)Мозги из страны утекают только тогда, когда за их владельцем наглухо захлопывается дверь.
Читайте также: