Сочинение егэ утечка мозгов

Обновлено: 03.07.2024

познании нового либо еще и в нравственном самосовершенствовании каждого члена общества?

2. Проблема нравственной составляющей прогресса. Приемлемо ли для человека не видеть в прогрессе

Позиция автора

1. Прогресс заключается не только в познании нового, но и в нравственном совершенствовании человека.

2. Человек должен осмысливать прогресс и с нравственной точки зрения.

№13. Каким должен быть настоящий человек, человек с большой буквы?

Текст.

Основные проблемы:

Образ настоящего человека, человека с большой буквы (Каким должен быть настоящий человек, человек с большой буквы?)

Позиция автора:

№15. Проблема эмиграции.

Текст.

(1)В один и тот же день две центральные газеты ударили в набат по одному и тому же поводу: из России утекают мозги. (2)Тяжкая тема.(3)Жестокая. (4)Кого только она не взволновала! (5)Даже президент выразил тревогу. (6)Говорят, из России уезжают самые одарённые:доктора и кандидаты наук, аспиранты, а теперь и секретарши устремились в Парижи и Бостоны – скоро даже академикам некому будет кофе подать.(7)Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (8)Говорят,через пару поколений… (9)Впрочем, стоит ли повторяться? (10)Все слышали, что говорят. (11)Теперь вопрос: а что делать? (12)Безропотно ждать, пока лет через двадцать страна окажется вовсе безмозглой? (13)Или повысить нашим интеллектуалам зарплаты раза в двадцать два? (14)Оно бы и неплохо, да где деньги…(15)Однако чем же реально грозит нам нынешняя непрекращающаяся утечка мозгов?(16)На этом имеет смысл остановиться подробнее. (17)Прежде всего определимся: кто уезжает? (18)Мысль, что родину покидают самые талантливые, кажется мне более чем спорной. (19)Когда вспоминают эмигрировавших ещё в ХХ веке представителей искусства, называют десяток прекрасных имён: Ростропович, Барышников, Бродский, Аксёнов,Тарковский, Солженицын, Нуреев, Войнович, Владимов. (20)Но,во-первых, практически все они уехали не по своей воле. (21)Во-вторых,из русской культуры никто из этих мастеров никогда не уходил. (22)А в-третьих, почти все в настоящее время вернулись на родину. (23)Теперь попробуйте назвать пять имён учёных высшего класса, которые эмигрировали, – вряд ли что получится. (24)В последнее десятилетие уезжали как раз те, у кого что-то не получилось, кого заслонили более одарённые сверстники, кто не смог реализовать себя дома, – словом,научные работники второго, третьего, пятого ряда. (25)Конечно, покидали страну и подлинно талантливые. (26)Но вспыхнула ли среди российских учёных-эмигрантов хоть одна суперзвезда?(27)То, что мы именуем утечкой мозгов, можно ведь определить и иначе: сейчас происходит массированная, мощная экспансия российской культуры в мир. (28)В разных странах, в разных сферах жизни успешно, а порой и блестяще проявляют себя наши соотечественники. (29)И это идёт только на пользу России: Дмитрий Хворостовский или Нина Ананиашвили на сценах Парижа, Милана и Токио служат отечеству не менее достойно и действенно, чем в родных стенах, а наши физики, программисты или инженеры, работающие за границей, держат престиж российского образования на достаточно высоком уровне. (30)Не забудем и об эмигрантах-предпринимателях: за капиталом, приходящим к нам из-за рубежа, чаще всего стоят финансисты и управленцы с российскими фамилиями. (31)Поэтому не плакать нужно безутешно, а максимально использовать огромный потенциал окрепшей российской диаспоры.

(По Л. Жуховицкому)

№16. Проблема взяточничества, казнокрадства, беззакония чиновников. Проблема безответственности чиновников.

№18.Проблема взаимоотношений народа и власти.


ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ, ПОЛУЧИВШИХ ПО ОЦЕНКЕ ЭКСПЕРТОВ НАИБОЛЬШЕЕ/КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ *

Вариант 2 (по тексту Л. Жуховицкого)

Проблема утечки мозгов считается одной из наиболее акту­альных для современной России. Действительно, кто га нас ни ра­зу не слышал о том, что нашу страну покидают яркие, талантли­вые личности, стремясь добиться успеха за рубежом? Что такие государства, как США, Япония или Германия, наших учёных, предоставляя им все условия для научной деятельности? Чаще всего об этом говорят с тревогой.

С позицией автора по вопросу утечки мозгов я согласна полно­стью. Когда он приводит имена эмигрировавших в XX веке пред­ставителей искусства, я вспоминаю, что, например, Б. Пастернак, лауреат Нобелевской премии, остался верен Родине, несмотря на откровенную травлю его творчества Также из­вестно, что большинство доживших до наших дней эмигрантов вернулось в Россию и продолжает творить здесь.

Много талантливых, даже гениальных, людей покинуло нашу страну после Октябрьской революции, потому что они не смогли пережить потерю привычного с детства мира. Тогда Россию ос­тавили действительно звёзды. И все они тосковали по Родине. А.И. Куприн признавался, что ему сложно писать вдали от России. И умереть он пожелал всё-таки на родной земле.

Но это XX век, тогда было совсем другое время. Сейчас многое изменилось. Я уверен, что в наши дни по-настоящему талантли­вые специалисты не оставят Родину по своей воле, а если всё-таки такое случится, то всеми силами будут поддерживать престиж России.

Наша великая страна всегда славилась талантами: поэты, пи­сатели, композиторы, учёные, спортсмены - нам везде есть кем гордиться. Нередко великие люди покидают свою родную землю, но всё-таки они навсегда остаются патриотами.

Таким образом, можно смело говорить о том, что русский патриотизм - сильнейшее чувство, побуждающее нас к сверше­нию великих дел, созданию изумительных музыкальных и, конечно, литературных произведений, прославлению своей родины.

Вариант 4 (по тексту С. Львова)

Что такое сочувствие? Почему многие люди равнодушны к чужим проблемам? Счастлив ли бесчувственный человек? На эти и другие вопросы отвечает автор текста.

С. Львов затрагивает очень актуальную проблему об умении сострадать. Писатель считает это качество одним из главней­ших в жизни человека. Сострадание — активный помощник, - пи­шет С. Львов. Однако сегодня большинство из нас равнодушны к проблемам, ближнего. Мы волнуемся только за себя и за наших родственников. Разве это правильно? Мы не должны проходить мимо нуждающихся в помощи людей. Возможно, что когда-нибудь помощь понадобится и нам, а вокруг окажутся равнодушные люди. Позиция автора основывается на том., что человеку, который превращает сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бес­чувственному. Я согласна с мнением писателя. Во-первых, у каж­дого из нас есть свои собственные проблемы. Никому не хочется решать ещё и чужие. Но, если вы пройдёте мимо человека, кото­рый нуждался в вашей помощи, как вы будете себя чувствовать?

Недавно мы с папой опаздывали на юбилей бабушки. Был вечер. Уже подъезжая к дому, мы заметили плачущую девушку. Оказа­лось, что она опаздывала на самолёт и не смогла поймать такси. Мы решили довезти её до аэропорта. Всё закончилось хорошо, де­вушка успела на свой рейс. На праздник к бабушке мы сильно опо­здали, но чувствовали, что наша совесть чиста Ведь мы не броси­ли человека один на один со своим горем.

Во-вторых, нас с самого детства приучают к тому, что надо уметь сострадать. Взрослые не читают детских книжек, а зря! Ведь именно в них мы можем прочитать про главные качества человека: любовь, дружбу, сострадание. Мы учим малышей, что надо быть добрыми и сочувствующими, но иногда сами забываем об этом.

С. Львов побудил меня задуматься над моим поведением. Я по­нятно, что необходимо быть более открытой к окружающим. Мне следует уделять больше времени проблемам моих друзей и знакомых.

Вариант 5 (по тексту Е. Кочневой)

Но совесть грызёт одну из обидчиц, и она уговаривает своего друга, самого популярного парня в школе, пригласить Кэрри на вы­пускной бал. И вот гадкий утёнок становится лебедем от одной лишь уверенности, что его любят.

Вера в свою возможность быть любимым; вера в то, что то­бой интересуются, ты не одинок, способна преобразить твою жизнь. Итак, не стоит замыкаться в себе и видеть во всех врагов. Кто знает, чьи нелепые глаза следят за тобой, ловя с любовью каждое твоё движение?

Вариант 6 (по тексту В. Никляева)

В данном тексте В.Никляев рассматривает очень важную про­блему современного общества. Она заключается в том, что люди радоваться окружающим их вещам, приятным мело­чам, повседневной жизни.

В этом мире так много чудесного: красивый закат, летний дождь, прекрасная музыка. Но мы просто не замечаем этого!

Мы не позволяем себе отвлечься от проблем и насладиться жизнью! А ведь как хорошо, как правильно на секунду удивиться и почувствовать радость, отдаться ей целиком!

Автор говорит о том, что люди стесняются своей радости, потому что окружающий их мир наполнен бедами и горестями. Он считает, что бороться с трудностями можно только радо­стью, с улыбкой, что это самый верный путь.

И это действительно так! Лучше всего это показано в старом детском мультфильме.

Когда маленький енот, гуляя по лесу, подошел к реке и скорчил рожицу, оттуда на него глянуло страшное чудовище.

И как он только не пытался его напугать, ничего не помогало. Тогда мама посоветовала ему улыбнуться. И как только малень­кий енот это сделал, чудовище сразу улыбнулось в ответ и стаю совсем не страшным.

Если люди научатся радоваться солнечным дням, счастью про­хожих, красивым рассветам, если будут идти по жизни с улыбкой, то трудностей и печалей станет гораздо меньше, а мир станет добрым и светлым и улыбнётся в ответ!

Вариант 7 (по тексту В. Шефнера)

Рождаемся мы, естественно, не только без обобщённого мне­ния о мире и о себе, но и вообще без всякого мнения. Но чем более растём, тем больше становимся людьми в своей подлинной чело­веческой сущности, тем определённее наше мировоззрение. Тем сильнее его влияние на всю нашу жизнь.

Огромное влияние на развитие нашего мировоззрения, думаю, оказывает период детства.

Об этом я подумала, прочитав текст В. Шефнера. В нём ав­тор поднимает серьёзную проблему - проблему детства и его влияния на взрослую жизнь.

Поэт однажды обратил внимание на то, что на картинах мастеров прошлых лет дети изображаются с серьёзными лицами. Художница объясняет это тем, что большие живописцы прошлого в первую очередь видели в детях то, что они люди и им предстоит прожить трудную жизнь. Задумавшись о себе, В. Шефнер приводит нас к выводу: детствопрекрасная пора, но именно тогда закладывается фундамент для освоения всех пре­пятствий предстоящей большой жизни.

С мнением поэта нельзя не согласиться.

Достоевскому принадлежит замечательная по своей глубине и простоте мысль о том, что светлые воспоминания детства мо­гут спасти человека в трудные минуты взрослой жизни, удер­жать от низкого поступка в ситуации нравственного выбора.

Время не останавливается. Годы идут за годами, века - за ве­ками, тысячелетия - за тысячелетиями. Но неумолимо через толщу лет доходят до нас истинные ценности человеческой души.Вера и уважение, милосердие, честь, совесть, долг - все нравст­венные и моральные ценности закладываются в детстве.

Вариант 8 (по тексту В. Амлинского)

Именно об этом, размышляет Амлинский в своём, тексте, поднимая актуальную проблему роли детства в жизни человека.

Автора интересует вопрос, что может произойти, если во­время не познакомиться с педагогами по душевной и нравственной сути.

Я, полностью разделяя точку зрения автора, считаю, что очень важно вынести из детства то важное и настоящее, что делает человека личностью. Очень полезно в это время знакомство с людьми, завораживающими словами, добытыми из глубины,

( по тексту В. Тендрякова)

Конфликт отцов и детейявление не новое, оно имело место быть во все времена. Именно эту проблему поднимает В. Тендряков в своём тексте.

(8)3а этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9)Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-синие, густые, (11)Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12)Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч.

(18))Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.

(30)Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов.

(32)И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.

(33)Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов - это нечто вроде акта самосожжения. (34)У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание.

Основные 1) потребительское, безжалостное, бездумное отношение

проблемы: человека к миру природы;

2) беззащитность мира природы перед агрессией человечества (может ли противостоять природа жестокости, которую проявляют по отношению к ней люди?);

3) роль учёных в деле охраны природы (какова роль учёных в деле охраны природы?).

Авторская 1) люди, даже интеллигентные, порой проявляют

позиция: бессмысленную жестокость по отношению к

животным, и этим наносят природе непоправимый вред; такое отношение к природе губительно для неё и поэтому недопустимо;

2) животные беззащитны перед жестокой агрессией людей, не умеющих ценить их уникальность, но защитить живую природу от уничтожения могут только люди, осознающие важность её сохранения;

3) задача учёных - беречь уникальный мир природы, не допускать исследований, которые могут нанести ей колоссальный ущерб, и разъяснять несведущим важность бережного отношения к природе .

2. Исходный текст

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.

(З)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая — трудная, сложная. (7)Конечно, детство - это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?

(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.

(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих - и это во всех областях жизни.

(25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

Основные 1) представление взрослого человека о детстве (почему

2) роль детства в становлении личности человека (как влияют детские годы на формирование человеческой личности?).

Авторская 1) по мере того как происходит накопление человеком

позиция: жизненного опыта, те трудности, которые он

2) детство - тяжёлая пора напряжённой учёбы, пора освоения мира, осмысления всего того, что происходит вокруг человека, поэтому именно в детстве закладывается фундамент человеческой личности.

3. Исходный текст

(1)В один и тот же день две центральные газеты ударили в набат по одному и тому нее поводу: из России утекают мозги. (2)Тяжкая тема. (З)Жестокая. (4)Кого только она не взволновала! (5)Даже президент выразил тревогу. (б)Говорят, из России уезжают самые одарённые: доктора и кандидаты наук, аспиранты, а теперь и секретарши устремились в Парижи и Бостоны - скоро даже академикам некому будет кофе подать. (7)Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (8)Говорят, через пару поколений. (9)Впрочем, стоит ли повторяться? (10)Все слышали, что говорят. (11)Теперь вопрос: а что делать? (12)Безропотно ждать, пока лет через двадцать страна окажется вовсе безмозглой? (13)Или повысить нашим интеллектуалам зарплаты раза в двадцать два? (14)Оно бы и неплохо, да где деньги.

(15)Однако чем же реально грозит нам нынешняя непрекращающаяся утечка мозгов?

(16)На этом имеет смысл остановиться подробнее. (17)Прежде всего определимся: кто уезжает? (18)Мысль, что родину покидают самые талантливые, кажется мне более чем спорной. (19)Когда вспоминают эмигрировавших ещё в XX веке представителей искусства, называют десяток прекрасных имён: Ростропович, Барышников, Бродский, Аксёнов, Тарковский, Солженицын, Нуреев, Войнович, Владимов. (20)Но, во-первых, практически все они уехали не по своей воле. (21)Во-вторых, из русской культуры никто из этих мастеров никогда не уходил. (22)А в-третьих, почти все в настоящее время вернулись на родину. (23)Теперь попробуйте назвать пять имён учёных высшего класса, которые эмигрировали, - вряд ли что получится. (24)В последнее десятилетие уезжали как раз те, у кого что-то не получилось, кого заслонили более одарённые сверстники, кто не смог реализовать себя дома, - словом, научные работники второго, третьего, пятого ряда. (25)Конечно, покидали страну и подлинно талантливые. (26)Но вспыхнула ли среди российских учёных-эмигрантов хоть одна суперзвезда?

(27)То, что мы именуем утечкой мозгов, можно ведь определить и иначе: сейчас происходит массированная, мощная экспансия российской культуры в мир. (28)В разных странах, в разных сферах жизни успешно, апорой и блестяще проявляют себя наши соотечественники. (29)И это идёт только на пользу России: Дмитрий Хворостовский или Нина Ананиашвили-на сценах Парижа, Милана и Токио служат отечеству не менее достойно и действенно, чем в родных стенах, а наши физики, программисты или инженеры. работающие за границей, держат престиж

российского образования на достаточно высоком уровне. (30)Не забудем и об эмигрантах-предпринимателях: за капиталом, приходящим к нам из-за рубежа, чаще всего стоят финансисты и управленцы с российскими фамилиями. (31)Поэтому не плакать нужно безутешно, а максимально использовать огромный потенциал окрепшей российской диаспоры.

(По Л. Жуховицкому)

Основные 1) непрекращающаяся утечка мозгов из России (что

проблемы: означает для нашей страны отъезд за границу деятелей

искусства, научных работников, предпринимателей?); 2) самореализация представителей творческой интеллигенции в современной России (почему деятели науки и искусства уезжают сегодня из нашей страды?).

Авторская 1) отъезд за границу представителей русской

позиция: интеллигенции не означает их ухода из русской

культуры: за рубежом наши соотечественники блестяще проявляют себя в самых разных сферах деятельности, поднимая тем самым престиж российского образования, науки, искусства;

2) в современной России наиболее одарённые представители интеллигенции находят возможности для творческой самореализации, и в последнее десятилетие уезжают за границу главным образом те,

кто не выдержал конкуренции на родине.

4. Исходный текст

(1)Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками — прекрасно уже само по себе. (2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. (3)Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капель, заморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах - всё это не любование природой, а жизнь,

(13)Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. (14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил.

(15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. (16)Да и просто мягкой и доброй почвой.

(17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. (18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или перышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку.

(19)Но это не серьёзные отношения с землёй. (20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.

(21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим.

Основные 1) проблема взаимосвязи человека и природы (как

проблемы: воздействует научно-технический прогресс на

взаимоотношения человека и природы?); 2) проблема негативного влияния цивилизации на жизнь человека (в чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).

Авторская 1) восстановление естественного контакта между

позиция: человеком и природой необходимо для сохранения

духовных начал жизни; научно-технический прогресс изолирует, отдаляет человека от природы;2) многое, что дала человеку современная цивилизация:

современная техника, одежда, возможности передвижения, - негативно влияет на человека; человек теряет способность любоваться природой, переживать чувство подлинной любви к земле.

Алёна Фильшина


Алёна Фильшина

DELETED

Schwere Regen


Schwere Regen

Никита Деревсков

😆

А мб стоит взять другую проблему из текста?

DELETED

DELETED

Юлиана Лякина

DELETED

Илюза Ягафарова


Илюза Ягафарова ответила DELETED

Полли,
(1)В один и тот же день центральные газеты ударили в набат по одному и тому же поводу: из России утекают мозги. (2)Тяжкая тема. (3)Жестокая. (4)Кого только она не взволновала — даже президент выразил тревогу.
Показать полностью.

(5)Говорят, из России уезжают самые одаренные — доктора наук, кандидаты, аспиранты. (6)Говорят, отставание и в культуре, и в загадочной сфере высоких технологий будет возрастать вплоть до трагического предела. (7)Говорят, через пару поколений. (8)Впрочем, стоит ли повторяться? (9)Все слышали, что говорят.

(10)Теперь вопрос: а что делать? (11)Безропотно ждать, пока лет через двадцать страна окажется вовсе безмозглой? (12)Или повысить нашим умникам зарплаты раза в двадцать два? (13)Оно бы и не плохо — да где деньги?

(14)Видите, сколько вопросов.

(15)Однако оптимизм ситуации в том, что на свете не одна страна, а двести. (16)Многие из них нашими нынешними простудами переболели и живыми остались. (17)Так что есть к кому обратиться за опытом.

(18)Вот, например, Турция. (19)Мозги из нее вот уже несколько десятилетий назад начали утекать со страшной разрушительной силой в масштабах, которые нам пока что и не снились. (20)Нищие турки, запрятав поглубже свои дипломы, мели мостовые в Берлине, горбатились на стройках в Стокгольме, убирали гостиничные номера в Вене и Цюрихе. (21)Не тысячи, не сотни тысяч — миллионы турецких гастарбайтеров, оставив за спиной бедную родину, заполняли в сытой Европе рабочие места, которыми местные чистюли брезговали.

(22)Ну, и как существует нынче эта бедняжка Турция? (23)Существует она вот как: промышленность и сельское хозяйство сделали резкий рывок, в стране строительный бум, а в сфере туризма Турция вошла в число мировых лидеров.

(24)Как это случилось? (25)Вопреки утечке мозгов?

(26)Не вопреки — благодаря.

(27)Дело в том, что смышленые турецкие гастарбайтеры в благополучных европейских державах не только зарабатывали на хлеб себе — они учились. (28)Год, проведенный в чужой стране, это как минимум курс университета. (29)Турецкие мужики не просто таскали кирпичи на стройках Италии или Бельгии — они перенимали самые передовые методы строительства, овладевали качеством работы, еще не известным на родине. (30)И домой они привозили не одни лишь деньги, скопленные по грошу, но и нечто куда более ценное — опыт.

(31)В течение нескольких веков мозги утекали из Англии: самая смелая, самая предприимчивая, самая авантюрная молодежь устремлялась в Америку, в Канаду, в Южную Африку, в Индию и в совсем уж далекую Австралию. (32)Потом все колонии и отделились, от владычицы морей остался лишь компактный островок на краю Европы. (33)И — очень высоким жизненный уровень. (34)И — экономические связи со всем белым светом. (35)И — счастливейшая возможность объехать мир, везде говоря на родном английском.

(36)А Китай? (37)Как вы думаете: сумел бы он добиться нынешних успехов в экономике, если бы не двадцать, или тридцать или пятьдесят миллионов эмигрантов, которые помогли исторической родине не столько капиталами, сколько умением вести бизнес в десятках как развитых, так и экзотических, но по-своему перспективных странах?

(38)Ну а наша Россия? (39)Чем реально грозит нам нынешняя непрекращающаяся утечка мозгов?

(40)На этом имеет смысл остановиться подробней.

(4])Прежде всего — кто уезжает? (42)Мысль, что родину покидают самые талантливые, кажется мне более чем спорной. (43)Если говорить об искусстве, называют десяток прекрасных имен: Ростропович, Барышников, Бродский, Аксенов, Тарковский, Солженицын, Нуриев, Войнович, Владимов. (44)Но, во-первых, практически всех их где силой, где подлостью выдавили из страны. (45)Во-вторых, из русской культуры никто из этих мастеров никогда не уходил. (46)А в-третьих, почти все, дожившие до краха диктатуры, вернулись на родину. (47)Если же говорить о науке. (48)Попробуйте назвать пять имен ученых высшего класса, которые эмигрировали, — вряд ли что получится. (49)В последнее десятилетие уезжали как раз те, у кого что-то не получилось, кого заслонили более одаренные сверстники, кто не смог реализовать себя дома — словом, научные работники второго, третьего, пятого ряда. (50)Конечно, покидали страну и подлинно талантливые. (51)Но вспыхнула ли среди российских ученых-эмигрантов хоть одна суперзвезда?

(52)То, что мы именуем утечкой мозгов, можно ведь определить и иначе: сейчас происходит массированная, мощная экспансия российской культуры в мир. (53)Во многом исправляется тяжкая ошибка семи десятилетий диктатуры.

(54)В течение трех четвертей века у великой мировой державы фактически не было диаспоры — зарубежные соотечественники числились в дезертирах, предателях, врагах отечества. (55)От них ждали только вреда — и им вредили, как могли. (56)Не говорю уж о том, что их сторонились, как прокаженных. (57)Теперь у России, наконец, появилась диаспора — и не маленькая, не слабая. (58)Думается, одна из главных наших нынешних задач — максимально использовать огромный потенциал окрепшей российской диаспоры.

(59)А как быть с теми, кто уезжает сегодня или уедет завтра?

(60)Наверное, так же, как соседи и сослуживцы поступают с периферийными работниками, которых приглашают на работу в центр: свой человек в столице еще никому не вредил. (61)Так что провожать их следует, как лучших друзей, радоваться их успехам, гордиться их достижениями и регулярно звать в гости — читать лекции, делиться опытом. (62)А если захотят вернуться — помогать всем, чем можем. (63)И считать, что каждый новый соотечественник за границей — это еще одна форточка в большой мир.

(64)Мозги из страны утекают только тогда, когда за их владельцем наглухо захлопывается дверь.

Читайте также: