Вот моя деревня вот мой дом родной сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Кокшамары, раз втянув в свою орбиту людей, которым выпадает случай встретиться с этой необычной деревней, со сложной исторической судьбой и талантливыми, ни на кого не похожими людьми, со своими обычаями, говором и менталитетом, уже не отпускает, делает их кокшамарцами, своими земляками, частью своего мира, в котором были своими такие люди, как Палантай, Орлов, Эшпай, Боброва-Ишпайкина и много других талантливых людей кокшамарской стороны, издавна выделявшейся своей независимостью, гордостью, непокорством, тягой к культуре и предприимчивостью.

Ничто на земле не может быть ближе, роднее, дороже, милее, чем малая Родина. У каждого человека есть своя родина, которую он всегда будет любить и которая ему будет всегда дорога, несмотря на то, что если даже человек вырос и переехал в другой город, другую страну.

Для меня моя малая Родина – это деревня Кокшамары. Здесь я родилась и здесь сделала свои первые шаги. Здесь с самого моего рождения окружают меня мои самые близкие и дорогие мне люди. Моя деревня для меня краше всех мест на свете. Здесь для меня все мое, все родное. Нет ничего прекраснее этого уголка России. Мне нравится валяться на зеленой травке, греясь под солнышком на берегу Кокшаги. Рядом щебечут птички, кажется, что время останавливается. Жизнь замирает, и ты забываешь обо всем на свете. А когда наступают летние вечера вокруг стоит такая тишина, и только слышно как стрекочут кузнечики.

Так же здорово и великолепно в деревне зимой. Сядешь дома около печки, тепло, а за окном сугробы намело. Снег на солнышке переливается, словно гора алмазов. Выйдешь на улицу - холодно, мороз так и пробирает.

Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она принимает меня в свои объятия, всегда ласкова со мной, приветлива. Люди уходят, умирают, а родина всегда остается. Приходят другие, и она становится родной им, живет в каждой капле росы поутру, в тихой иве у реки, в широких, вольных полях.

За рекой через дорогу стоит величавый лес. Особенно лес красив в летнее и осеннее время. Я очень люблю наш лес, в котором так легко дышать, в котором березки для меня мои подружки. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не когда не забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни.

Целью моего исследования была разработка путеводителя по св родной деревне и его окрестностям.

В данной работе я собрала и обобщила информацию об истории поселения, о природных особенностях нашего края, о духовной жизни населения, о его культуре.

В данном путеводителе, в основном, используется материал из школьного архива, из личных архивов местных жителей, из сети Интернет, некоторые фотографии достопримечательностей я сделала сама, я же встретилась с работниками администрации, чтобы узнать статистические сведения о нашей деревне.

Моя деревня раскинулась на правом берегу р. Большая Кокшага. От нее рукой подать и до левого берега Волги. Город Мариинский Посад отделяет расстояние в 6 км, а до Звенигова - 43 км.

Наши предки, основавшие деревню на месте слияния двух рек, переселились на новое место из-под города Козьмодемьянска в 16 веке (документально подтверждается её существование с 1547 г.). До революции 1917 года Кокшамары входили в состав Сотниково-Посадской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 21.04.1925 г. из Чувашской АССР в состав Марийской Автономной области были переданы 6 селений: д. Кокшамары, д. Семеновка, д. Иванбеляк, д. Липша и села Сидельниково, Кокшайск. Передача состоялась 16 июля 1925 года.

С древнейших времен вплоть до образования колхозов люди жили крестьянской общиной. Земли вокруг деревни было мало, песчаная почва не давала хороших урожаев. Собственного хлеба у крестьян хватало только до Рождества, поэтому они вынуждены были заниматься лесными промыслами, смолокурением , молевым сплавом леса, работали плотогонами на реке Волга.

Прямо при въезде в деревню вас встречает, на небольшом пригорке, небольшой памятник, который появился в июне 2002 года, когда деревня Кокшамары отметила 455-летие образования. На нем отмечено, что Кокшамары — родина основоположников марийской музыки, композиторов И.С. Ключникова-Палантая и Я.А. Эшпая.

В России начала XX века назревала революционная ситуация. В этот процесс включились жители приволжских сел и деревень. 1905 год выдался неурожайным. Особенно тяжело было кокшамарцам. Из-за малоземелья не было общественного фонда на случай голода. Крестьяне решили обратиться к земскому начальнику в Мариинском Посаде с просьбой о выделении денежной ссуды на покупку семян для озимых посевов, а также с просьбой разрешить рубить лес на дрова на казенной даче на льготных условиях и бесплатно пасти скот в лесу. Земский начальник Рот отказал в просьбе. Весной 1906 года в деревню прибыл агитатор из города Казани Василий Вавилов. Он поступил на работу в артель сплавщиков. Среди них распространял листовки и брошюры революционного содержания. В деревне проводились митинги с участием населения всего района. Под влиянием агитатора сплавщики требовали сокращения рабочего дня с 16 до 12 часов, двойного увеличения зарплаты. Началась забастовка.

12 августа 1906 года на берегу Волги у деревни Кокшамары собрался большой митинг. Агитаторы-кокшамарцы Николай Матвеевич Орлов, учительница Агриппина Васильевна Боброва-Ишпайкина и другие призывали крестьян к вооруженному восстанию, отказу от уплаты податей и неисполнению рекрутской повинности. Среди нескольких сотен земляков в митинге участвовал и И.С. Ключников-Палантай. Для наведения порядка из волостного центра, города Мариинский Посад, приехали 3 стражника. Их обезоружили и задержали до окончания митинга. С 20 по 23 августа 1906 года "порядок" наводил отряд казаков во главе с Кобеко, вице-губернатором Казани. Организаторов и некоторых участников арестовали. Состоялся суд. А.В. Боброву-Ишпайкину сослали в Архангельскую губернию, И.С. Ключникова-Палантая — в Вологодскую, а Н.М. Орлова — в Сибирь на вечное поселение. Первой маевке в Марийском крае посвящен памятный знак, установленный в 1985 году в 2 километрах к юго-западу от деревни Кокшамары.

Начальное училище в деревне Кокшамары открыто 8 января 1883 года. Его основателем был Иван Александрович Никольский (1854-1902) — выпускник Чебоксарской учительской семинарии. Не хватало учебников, а по отдельным предметам их не было вообще. В первый год обучалось 47 мальчиков, девочек не было. И.А. Никольский был прогрессивным, эрудированным педагогом. Кроме программного материала, он знакомил учащихся с правилами ведения сельскохозяйственного производства, прививал им любовь к родному краю, природе, проводил экскурсии.

В 1922-1937 годах директором Кокшамарской школы работал Федор Петрович Осипов, его называли "марийский Макаренко". В 1925 году школа стала десятилеткой сельскохозяйственного типа. У молодых учителей достаточных знаний по сельскому хозяйству не было. Чтобы придать созданному при школе городку с опытным участком в 2 га научный характер, Осипов изучил агрономические дисциплины. Для опытного участка выписывал лучшие сорта сельскохозяйственных культур, а для фермы — породистых кур, уток, кроликов. Под руководством Ф.П. Осипова учителя выводили новые акклиматизированные сорта зерновых и бобовых культур, корнеплодов. Накопленный опыт кокшамарцы передавали другим школьным городкам Марийской области. В 1929 году директор организовал при школе курсы по подготовке трактористов для колхозов района.

В 1983 году столетие отметила Кокшамарская средняя школа, которая была первой сельской средней школой Звениговского района. Поэтому в ней учились дети не только кокшамарской стороны, но и деревень Вележи, Помъял, Ураково, сел Исменцы, Кужмара и других. За один век своей работы она дала путевку в жизнь многим выпускникам. Среди них основоположники марийской музыки, композиторы Иван Степанович Ключников-Палантай (1886-1926) и Яков Андреевич Эшпай (1890-1962). И.С. Ключников-Палантай — автор многочисленных вокальных и хоровых произведений, организатор марийского хорового искусства. Он первым обработал марийские народные песни для многоголосого хора. Я.А. Эшпай — музыковед-фольклорист, собрал около 600 марийских песен, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, кандидат искусствоведения, его сын Андрей Яковлевич Эшпай — всемирно известный композитор. В школе учились Герой Советского Союза М.М. Кологривов (1919-1962), министр образования Марийской АССР (1982-1988) Екатерина Федоровна Артюшова (Акреева), геодезист Константин Федотович Орлов, принимавший непосредственное участие в строительстве Останкинской телебашни в городе Москве. Есть среди выпускников и ученые: кандидат сельскохозяйственных наук Евгения Ивановна Ишпайкина, кандидат исторических наук Валентина Евгеньевна Кутасова. Заслуженными врачами Республики Марий Эл стали Ольга Николаевна Кутасова, Нина Константиновна Ефимова (Комарова), Николай Иванович Казаков, заслуженным работником культуры — Анна Спиридоновна Айварова, заслуженным учителем школы МАССР Агриппина Федоровна Акреева. Выпускник школы Анатолий Туманов, уроженец деревни Иванбеляк, стал мастером спорта СССР по лыжным гонкам.

В годы Великой Отечественной войны в домах жителей разместили более 2 тысяч человек, мобилизованных на строительство оборонительных сооружений вдоль Волги. Колхозы выполняли оборонные заказы. Местные жители рубили лес, собирали для фронта теплые вещи. Собравшим на строительство танка 100 тыс. рублей колхозникам колхоза имени Революции 1905 года "братский привет и благодарность" в специальной правительственной телеграмме передал Иосиф Сталин. С 1941 года по 1945 год на фронт призвали 317 человек, 166 из них погибли, 71 — пропал без вести. Вернулись 96 человек. Арсений Кондратьевич Зайцев был участником парада Победы на Красной площади в 1945 году, а Павел Николаевич Хлебников вернулся с войны кавалером орденов Славы 3-х степеней.

9 мая 1981 года установлен памятник-обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Между Кокшамарами и селом Сиделниково расположился памятник, посвященный легендарному марийскому герою Пашкану. Этот поросший высокий курган - "Пашкан-керемет", как его называют наши бабушки и дедушки, в XVI веке стал местом кровопролитной схватки между приволжскими марийцами и воинами казанского хана. По преданию, именно здесь, на берегу речки Чемуршинки, скакавшего на лошади со стороны Казани богатыря Пашкана настиг татарский отряд. В отмщение за убитого Пашкана черемисы напали на воинов хана, расположившихся на отдых в дубовой роще около деревни Юлъял (ныне Сидельниково). Произошла жестокая битва. Татары и черемисы дрались с остервенением, и весь ханский отряд был уничтожен.

В устье Большой Кокшаги есть такое место - Сосновая Грива. Наши далекие предки выбрали эти места для своего проживания. Дважды, в 1980-х, 2010-х годах, здесь проводились археологические раскопки, ходе которых были найдены наконечники стрел, черепки глиняной посуды, остатки кострищ, останки человеческого тела. Сейчас это место благоустроено для туристов.

В 100 метрах от Сосновой Гривы бьет ключом целебный источник Пунчо памаш. Источник освящен и носит имя Покрова Божьей Матери.
Место огорожено плетеным забором, обустроена беседка для обливания водой. По По желобку бежит вода - ледяная, сладковатая, с едва уловимым запахом сероводорода. Усталому путнику предлагается ведро, кружка, полотенце. Невдалеке стоит крест с иконой Божьей Матери.

А теперь мы снова возвращаемся в деревню. В историческом центре деревни, на пересечении улиц Советской и Первомайской, 22 июня 2015 года в День памяти и скорби, появился новый памятник. Посвящен он солдатских вдовам, труженикам тыла и детям войны. Место было выбрано не случайно. Здесь когда-то располагался Сельский совет, по этой улице шли на работу сплавщики к берегу Большой Кокшаги.

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег.. .
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнёшь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова.. .
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.. .

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку -
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке.. .
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня.. .
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

1. Не балуйся на уроках .

Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…” В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго “не везло” в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: ” Софья начертана неясно”. И только Гончаров в “мильоне терзаний” в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Софья — лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она — так же как и ее антагонист Чацкий — натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) — это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника — все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле — вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку — Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: “Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?” Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: “Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?” Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена — это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Татьяна была несчастная девушка. Её выдали замуж за Капитона. Муж Капитон всегда был пьяницей. Татьяне он был для неё неприятный урод, но приказ барышни был всегда *Законом*. Если в таком случае уже давно возлюбленная существовала прекрасна, однако сейчас ее изящность слыла, а родинки влевосторонной щеке какие согласно суевериям фермеров приносили к бедствию, заявляли самочки из-за себе. Гарасим был людей двхметрового увеличения , собранный богатырем и глухонемым с появления на свет . Таня ведьсуществовала небольшая , хрупкая , белая . возлюбленная никак не имела возможность похвалиться собственной судьбой . трудилась из-за двоих, а ласки ни разу буква с кого никак не приобретала . если в 1-ый один раз Таня заметила Герасима, здесь ведь перепугалась и определенное период пыталась избегать его обходным путем . Гарасим сначала никак несосредоточивал в ее интереса , далее начал смеяться , если возлюбленная протекала возле него, и в окончании точек начал вее загядываться. скалился ей, нежно говорил , чистил пылеобразование пред ней. в здании все без исключения быть в курсе , то что Гарасим влюбился Татьяну и намеревался требовать у барыни дозволения вступить в брак в Татьяне, однако ожидалновейший кафтанчик какой заверяли пошить ему в сезон . а далее госпожа приняла решение предоставить Татьяну замуж из-за некоторого Капитона Климова, какой считался в ее здании сапожником, горьковатым пропойцей . Таня сначала опасалась в том числе и дмать о данном . однако Имя изобрел страшный проект . некто располагать сведениями , то что Гарасим переноситьникак не способен нетрезвых людишек . таким образом и порешили. Таня пригрезилась опьяненной с целью этого , для того чтобы Гарасим ее остыл . Гарасим представлял ее , сперва заухмылялся , замычал, а затем следил , наблюдает Таня шатается, и догодался, то что возлюбленная пьяна. Гарасим пихнул её к Капитону и отправился . Уже после данного Имя и Таня взяли в мужья и укатили алеко в село , вследствие того то что Имя полностью спился.

УМОЛЯЮ. Хелппппппп Напишите сочинение-рассуждение на тему Согласны ли вы с с французским писателем Альбером Камю,утверждавшим

Нужно выписать все метфоры, эпитеты и т.д Пожалуйста помогитеВетер принес издалёкаПесни весенней намек,Где-то светло и глубокоНе

Укажите термин который обозначает вид тропа, основанный на сопоставлении понятий и на замене прямого названия предмета другим по

Почему трагедия Шекспира заканчивается словами : нет повести печальнее на свете "Чем повесть о Ромео и Джулетте"?

Как же я люблю летние каникулы! Не зря лето называют маленькой жизнью, ведь именно в это время происходит столько всего интересного. Но больше всего я обожаю свои поездки в деревню к бабушке и дедушке, после которых у меня остается так много ярких воспоминаний.

Как только наступают летние каникулы я сражу же отправляюсь погостить в деревню и навестить моих любимых бабушку и дедушку. Это очень красивое и по-своему волшебное место ,в котором все полностью не похоже на быструю и шумную городскую жизнь. Тут все идет своим чередом, тихо, размеренно .В нашей деревне есть много небольших домов ,в которых проживают местные ,они разводят разных животных: коз, коров , кроликов ,кур, поэтому каждое утро можно слышать петуха, который будит всех на рассвете. Также здесь растет огромное количество высоких и стройных берез-настоящих символов русской природы. Рядом с деревней находиться по-настоящему живописный луг, на котором растут прекрасные луговые цветы и вкусно пахнущие луговые травы, а неподалеку расположена от него река, возле всегда собирается большое количество людей, как взрослых рыбаков ,так и детишек-проказников, приходящих сюда поплескаться в жару в прохладной воде и поплавать.

Самое радостное впечатление-это ,конечно же ,встреча с деревенскими друзьями, с которыми мы не видимся целый год после окончания лета. Сколько всего надо рассказать ,обсудить и поведать о своих приключениях в школе ,смешных ситуациях дома и всех прочих вещах .Обычно такие разговоры начинались сразу же по приезде , когда все едва только замечали мои силуэт с рюкзаком , наполненным большим количеством вещей ,угощений от мамы на дорогу ,подарками для бабушки ,дедушки и друзей .Зайдя в дом, сразу же ,бросив вещи ,я спешил как мог выбежать во двор ,чтобы скорее со всеми увидеться, поздороваться и наконец начать свое повествование ,длившиеся ,как и вся прогулка ,почти до полуночи, пока нас уже не начинали загонять домой взрослые .А сколько разных приключений было в деревне! Мне кажется ,что и целой книги не хватит для того ,чтобы рассказать о том ,сколько всего мы сочиняли ,выдумывали и вытворяли .В жаркие июльские дни мы с ребятами больше всего любили ходить на ту самую речку, где мы плавали ,плескались, баловались. А порой наша компания устраивала там лагерь, мы ставили палатки и шалаши ,вечером разводили костры и готовили шашлыки, а иногда наряжались в приведений ,надев на себя сворованные у бабушки из тумбочки белые простыни ,и ходили ночью по палаткам и пугали девчонок .Как же мы смеялись! На лугу любимым занятием было играть в прятки ,ведь за высокими деревьями и густой травой найти кого-то было действительно тяжело, из-за чего быть ведущим не хотелось не кому ,но насколько же это все было увлекательно и интересно. Кроме этого салки, догонялки ,перегонки ,резиночи ,классики.Сколько же развлечений мы находили в деревне. А также девочки ,с которыми мы дружили, частенько звали нас к себе в гости на ватрушки ,блины и оладушки ,которые они готовили сами. Такой вкусной выпечки не отыщешь больше нигде.

Приезжал в гости летом к бабушке и дедушке я тоже с огромным удовольствием. Ведь где еще ты попьешь натуральное коровье деревенское молоко ,не сделанное на заводе , поешь деревенской сметаны с бабушкиными блинами .С дедушкой мы ходили рано утром на рыбалку, где он учил меня всему-как правильно нанизывать приманку на крючок ,какую приманку брать и где ее искать , какую удочку надо брать и как ее надо закидывать ,чтобы рыба клевала ,в общем, он рассказывал мне все секреты в этом деле и всегда давал мне ценные советы . А вечером ,когда мы с дедом возвращались, бабушка готовила из нашего улова огромное количество вкусностей :уху ,котлеты ,на запах которых собирались все наши деревенские друзья и знакомые .А затем все вместе мы пили чай и ели бабушкины чудесные пирожки с клубникой ,малиной ,смородиной ,черникой ,вишней ,яблоками .Мое утро в деревне начиналось с того , что вставали мы все довольно рано и ,позавтракав вкусной кашей или блинчиками, которые бабушка готовила по собственному неповторимому и даже секретному рецепту , я отправлялся на огород полоть и поливать грядки ,кормить животных и выполнять прочие поручения по хозяйству.

В заключение ,я скажу о том , что летние каникулы , проведенные в деревне ,это лучшее время ,которое остаётся в памяти навсегда.

2 вариант

Наверное, у каждого из нас есть родные места, куда приятно возвращаться, где каждое дерево, каждый кустик кажется родным. Для меня таким местом является деревня, в которой я родилась и выросла. Возвращаясь на малую родину после длительного отсутствия и идя по ее тропинкам, я уже чувствую себя дома. Для меня родная деревня - это мостик в детство, она дарит радостные светлые воспоминания, позволяет прикоснуться к самому замечательному времени жизни.

Моя деревня небольшая, дома в ней расположены вдоль центральной дороги. В ней есть школа, детский садик, библиотека, магазины, небольшая местная больница и почта. Ученики из соседних деревень приезжают на занятия на школьном автобусе.

Мне нравится природа моей деревни, ее живописные ландшафты. У нас есть небольшое озеро, которое с каждым годом, к сожалению, мелеет, красивый лес, поля, засеянные пшеницей, кукурузой и другими сельскохозяйственными культурами. У большинства местных жителей есть огороды, где что только не растет. Из привычных культур почти у каждого картофель, лук, укроп и морковь. Кому-то нравится выращивать цветы: лилии, розы, нарциссы и многие другие. Более основательные односельчане заводят сады, в которых растут яблони, груши, вишни. Мы на участке также выращиваем овощи и фрукты. Половину огорода занимает картофель, на другой его части растут морковь, лук, свекла, а в теплицах краснеют помидоры. Особенно мне нравится малина, она растет красивым кустом вдоль ограды, и одновременно является и живой изгородью, и плодовым растением, приносящим вкусный урожай.

Летом в деревне особенно хорошо. По утрам поют птицы, знойное солнце растекается по полянам золотыми лучами. В начале лета с мамой мы ходим в лес за земляникой. В это время начинают буйно цвести полевые цветы: ромашки, иван-чай, колокольчики, клевер и другие, названия которых я не знаю. Теплый воздух наполняет аромат цветов и душистых трав, над которыми беспокойно снуют насекомые. По голубому небу плывут пушистые белые облака. С собой мы берем нашу собаку, чтобы не заблудится, ведь она всегда с радостью готова показать дорогу к дому. А еще она обладает удивительной способностью находить полянки с земляникой. Обычно мы выходим за лесными ягодами утром и к полудню возвращаемся обратно, чтобы успеть до того момента, пока солнце еще не такое знойное.

Вечером многие идут на озеро, кто-то ловить рыбу, кто-то купаться и отдыхать.

Я люблю свою деревню за красивую природу, за ее размеренный спокойный образ жизни, где нет места спешке и суете.

Также читают:

Картинка к сочинению Моя деревня

Популярные сегодня темы

Многие говорят о жестокости мира. И это вполне объективное утверждение, поскольку в жизни каждого человека накапливается множество проблем, которые он бывает трудно решить самостоятельно.

Денис Иванович затрагивает моменты, касающиеся воспитания детей. Недоросль Митрофанушка оказался в своеобразных условиях. Мальчик живет припеваючи, ничем не обременен. У него нет обязанностей


Нет ничего прекрасней родной деревни и своего дома. Когда мне тоскливо в многоквартирном муравейнике, то я вспоминаю избу на Русском Севере, где внутри стоит большая печка. Открываешь скрипучую дверь, делаешь поклон, и вот ты дома. Дома. Рядом - земля, природа. Можно распахнуть окно, пить с утра чай и смотреть на увесистую рябину, покрасневшую к осени. Здесь место человеку, у природы.

Что же так влечёт меня в деревню? Корни ли деревенские, или просто романтическая натура, неизвестно. Ведь деревня делает последние вздохи, там почти ничего не осталось кроме старушек да ветхих домов. Там нет работы, нет школы, нет больницы, нет музеев и театров, нет друзей и нет трамваев. Как будто вообще ничего нет.

Видимо, в деревне есть что-то, что сильнее всех этих "нет". Не знаю, как это назвать. Не знаю..

С утра нехотя встаёшь с полатей, спускаешься по лесенке вниз. Выходишь в сени, открываешь дверь и - тебя встречает новый день. Дневной свет и всё та же прекрасная рябина. Умываешься из старого рукомойника колодезной водой. Если тепло, то можно распахнуть окно и впустить в дом день. Во дворе гуляет ветерок, покачивая ветви берёзы. Прибежала кошка. Невесть откуда взялась, но сразу стала своей.



На улице тихо-тихо. Там всегда так. Можно взять два ведра и пойти с ними к колодцу. По протоптанной тропинке между домов. Ничего не поменялось со вчерашнего дня.. Но красота кроется в мелочах - плеск воды в ведре, солнечные блики на ней..

Если на календаре понедельник (а как трудно тут вспомнить, какой сегодня день!), то в магазин привезли свежий хлеб. Тогда надеваешь старую белую кепку, приставляешь к двери палку и выходишь на песчаную дорогу.

Она идёт вниз, к ручью, а потом наверх, мимо кладбища к Аксёновской, где и стоит магазин.


Церковь встречает и проводит тебя своими покосившимися крестами и пустыми окнами каждый раз. И непонятно, что оставлять в душе после неё - печаль, радость, отчаяние или надежду.


В магазине мужичок разговаривает с продавщицой, шутит всё. Берёшь свежего хлеба, из Лальска. Как он пахнет!

Проходишь мимо заросшего клуба. Кажется, что скоро борщевик поглотит тут всё, вместе с оставшимися стариками.


За лесом и не видно, что там внизу течёт река Луза. Чтобы выйти к ней, надо обогнуть дом, выйти на лесную дорогу и спускаться по ней через загадочный сосновый лес. Среди сизого лишайника и тёмно-зелёного мха, причудливых форм черники и удивительного хвоща растут стройные сосны, покрытые висячим бородачом. За поворотом начинается широкая пойма с бежевой травой и самыми разными деревьями да кустами. Поликолор.



На Лузе крик тишины достигает своего апофеоза. Даже вода не хочет издавать никакого шума, её огромная масса мертвенно передвигается на запад, обнажая мокрый песок на дне.


На этом песке видны следы какой-то ушедшей жизни, которая сюда вряд ли уже когда-то вернётся в ближайшем будущем. Весной река смоет их. Как будто ничего и не было.


Когда-то мой покойный дедушка работал здесь на лесосплаве. Жизнь кипела. Дети бегали сюда купаться, играли, смеялись. Их мамы стирали в реке бельё, громко разговаривали.

Теперь редкий рыбак здесь выглядит миражом. Даже если это твой собственный дядя.


День ли, вечер ли..

Пока дойдёшь до глубокого места, уже продрогнешь - настолько мелка Луза. Когда-нибудь она может стать снова полноводной, если вырубленные в верховьях леса восстановятся.


А пока что вот так..




Когда-то.. А теперь ни души. Круглый год тишина, загадочная северная река и сосновый лес.


По краям деревни то тут то там встречаешь огоньки жизни - стог сена ли, запасённый на зиму, трактор со свежим запахом солярки, корову или быка, мирно пасущихся в этом краю комаров и медведей. Где-то раздался лай, где-то хлопнула дверь - ловишь эти моменты с особым упоением, да, здесь жизнь во всех её проявлениях так ценна!



Но всё это происходит на фоне тотальной разрухи. Возле коровы ржавеет остов комбайнера - кому он тут теперь нужен? Большинство домов зарастает беспощадной травой, разрушаясь от одиночества.



После обеда забредёт сюда небольшая тучка, поплачет на старую деревню обильными слезами. А потом снова выглянет солнышко, заблестит мокрая трава, загорится красками лес на горизонте. И выглянет радуга, улыбнётся всем своей детской улыбкой. Что бы там ни было под ней, она улыбнётся - и ты вместе с ней. И, удивительное дело - даже покосившиеся дома, кажется, улыбаются в ответ беззубой улыбкой. Мягкий свет падает на них.

Тишина, поле, улыбка.




Больше всего я люблю осины в нашей деревне - они очень большие, с огромной шапкой жёлтых листьев. Добрые великаны. Как красиво они смотрятся солнечным днём! Невозможно оторвать глаз.





Дождь уже давно закончился, радуга попрощалась и растворилась в лёгкой дымке, а всё вокруг ещё находится в состоянии красочного опьянения - небо ласкает красками, предметы вокруг освещены предвечерним светом, капли дождя висят на листьях.




В этом году я возвращал на место улетевшую погулять крышу, оказался по этому поводу в командировке на верхотуре. Посмотрел оттуда на деревню - а там снова дома, осина и этот чудесный лес на горизонте.


И даже снизу и под таким углом осина хороша!


В деревне ещё живёт два десятка человек. Иногда возле дороги вдруг собирается несколько соседей, заводят долгий разговор о чём-то.. Вроде живут тут уже веки вечные, а всё равно есть о чём побеседовать. Кто-то звонить идёт, кто-то в гости, кто-то в магазин, кто-то просто вышел на улицу.. Что на душе у этих людей? Наверное, мне никогда не понять, слишком незнакомый мне мир. Но я их всех люблю, этих стариков и мужиков, которые ещё держат деревню на руках.





Вечереет. Всё оседает в лесу в предвкушении ночи. Ветер стихает, облака расплываются по небу и растворяются в нём. Сумерки. Загадочная и уютная пора.


Над деревней и лесом всплывает луна. Просто планета? Нет, она для человека нечто большее. Символ загадки, ночи. Она озаряет своим слабым таинственным светом деревню.




А ты возвращаешься домой, включаешь свет и первым делом идёшь к Печке Ивановне, чтобы разнести тот непередаваемый уют, который создаёт настоящая русская печь. Сначала дым идёт коромыслом, но потом дрова берутся и начинают ласкать слух своим треском. Через пару часов большая печь разогреется и её будет приятно трогать ладонью, ощущая тепло.



Пока дрова разгораются, можно сходить к соседям (а здесь в деревне все соседи) за парным молоком, которое Бурёнка нагуляла в этот погожий день. С заливистым лаем на тебя кидается маленькая собачонка, не желающая даже слушать аргументы в виде печенья. Но молоко.. прекрасное деревенское молоко!



Свет из окон дома ложится на траву, открываешь дверь - и он выливается на сени и крыльцо. Внутри тепло. На ужин местная картошка с собранными здесь же грибами. А потом кружка молока. Можно почитать книгу, посмотреть, как в небольшом окне за занавеской мерцает луна и звёзды, всё небо в звёздах!

Потом забиваешься под одеяло на полатях, тёплых полатях. И так темно в избе, только оранжевые блики от огня в печке играют на одной стене. Так здорово, что никакой электрический свет не бьёт в окна. Только луна. Можно сладко засыпать и ни о чём не думать. Ни о чём.

Читайте также: