Сочинение егэ текст 9

Обновлено: 05.07.2024

9 готовых проверенных сочинений по тексту Астафьеву В.П (одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева), с кругом проблем и полным текстом для варианта №16 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

Проблема нравственного выбора человека в страшных условиях войны.

Проблема отношения к пленным во время войны.

Проблема гуманизма в условиях военного времени.

Почему война является преступлением против человечности?

Можно ли на войне остаться человеком?

Какова сущность войны?

Можно ли найти оправдание жестокости?

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Как русские солдаты относились к пленным немцам? Вот проблема, которую ставит в тексте В. П. Астафьев.

Оба эти примеры-иллюстрации показывают нам, что большинство советских солдат, несмотря на ненависть к врагу, проявляли сочувствие к пленным фашистам, оказывали медицинскую помощь, давали возможность согреться. И все потому, что любовь к ближнему – это суть русской души. В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора. Я полностью согласна с точкой зрения В. П. Астафьева. Действительно, советские солдаты стремились человечно относиться к военнопленным и помогать им.

Таким образом, бойцы Советской армии понимали, что пленные такие же люди, как и они, а потому относились к бывшим врагам с сочувствием и пониманием.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Итогом размышлений В.П. Астафьева становится такая позиция: война – это преступление против человечности, которое калечит судьбы людей. В такой жестокой бойне гибнут солдаты и мирные жители.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Война — это ужас и жестокость. Автор описывает ужасное преступление — сожжение фашистами мирных жителей в церкви — и солдата, узнавшего о гибели родных в огне. Обезумев от горя, несчастный бросается на пленных немцев, готовый убивать. Но лейтенант не допускает убийства пленных. Ведь не они жгли людей в церкви. Не все немцы пришли на нашу землю по своей воле, не все убивали мирных жителей.

Автор уверен, что война — это преступление не просто против Советского Союза. Это преступление и против Германии. Но главное — против человека и человечества. Ни один человек в здравом уме не может хотеть войны, ведь она несет смерть и страдание тысячам и миллионам людей.

Мне хочется верить, что человечество со временем становится мудрее, люди больше не хотят своей жизнью и жизнями других людей платить за славу своих военачальников. И это внушает мне надежду на то, что кровопролитных войн будет в будущем все меньше и меньше.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Как относились к пленным немцам русские солдаты? Именно этот вопрос возникает при чтении текста русского советского писателя В. П. Астафьева.

Все эти примеры, дополняя друг друга, ярко демонстрируют человечность и гуманизм русских солдат, которые понимают, что пленные безоружны и теперь не страшны, а вызывают жалость. Авторская позиция заключается в следующем: русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь.

В заключение подчеркну, что русские люди щедры и добры, умеют прощать, проявляют милосердие к поверженному врагу.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Как русские солдаты относились к пленным немцам? Этот вопрос волнует В. Астафьева, автора предложенного для анализа текста.

Эти два примера взаимосвязаны и помогают понять, как русские солдаты относились к пленным немцам во время войны. Автор считает, что русские солдаты относились к пленным немцам по-человечески: давали им возможность согреться, утолить голод, получить медицинскую помощь. В пленных они видели не врагов, а таких же, как и они, людей, брошенных в страшные военные события.

Таким образом, русские солдаты относились к пленным по-человечески, с состраданием.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

Как русские относились к пленным немцам во время войны? Можно ли мстить тем, кто безоружен и беззащитен? В.П. Астафьев размышляет над проблемой сохранения человечности в военное время.

Автор раскрывает данную проблему, описывая случай на небольшом хуторе. Мы видим как Борис Костяев закрывает собой пленных немцев, которых пытался расстрелять, обезумевший от горя солдат. Попытка отомстить за убийство семьи не принесла солдату облегчения, он продолжал страдать, как страдали теперь те, по которым он стрелял. Поступок Бориса Костяева свидетельствует о том, что к пленным нужно относиться с понимание, милосердно и гуманно.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, как русские солдаты относились к пленным немцам во время войны.

Позиция автора такова: война- это общая трагедия для всех людей, и поэтому важно не допускать жестокости по отношению к другим. В любой ситуации нужно оставаться человеком сочувствующим и понимающим.

Я полностью согласен с позицией автора. Безусловно, нужно помнить об общей нелёгкой доле, о важности каждой жизни, и не терять человеческих качеств даже в самую трудную минуту.

Таким образом, война – это всегда трагическое событие несущее страдание и горе. Поэтому так важно сохранить в своём сердце гуманность и доброту по отношению к окружающим и оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Как нужно относиться к пленным в условиях войны? Именно таким вопросом задаётся В. П. Астафьев в только что прочитанном мною тексте.

Размышляя над проблемой, автор приводит пример правильного отношения к военнопленным. Когда на пленных немцев напал солдат, желающий отомстить за своих близких, герой текста лейтенант Борис Костяев защищал их. Также не отказался лечить немцев и военный врач, он помогал им так же, как своим солдатам.

Так автор объясняет, что пленных не нужно ненавидеть и убивать, так как в ином случае убийца или просто равнодушный, который своим бездействием обрекает на смерть, уподобится тем, кто развязал жестокую и бесчеловечную войну, уподобится тем, кто нападает. С помощью следующего примера автор подтверждает ситуации, которые я привела во втором абзаце своего сочинения. Астафьев неоднократно пишет, что советские солдаты относились одинаково к своим раненым и чужим (предложения 32, 52, 55).

С помощью повторения этих слов Виктор Петрович обращает наше внимание на то, что пленные немцы такие же люди, как и наши, они находятся в похожей ситуации, ведь война не щадит никого, поэтому нужно щадить хотя бы тех, кто стал её жертвой, а немцы в данной ситуации именно беззащитные жертвы, а не агрессоры, и кто знает, был ли у них выбор на этой войне…

Позиция автора в этом тексте предельно ясна, он считает, что пленных нельзя убивать, надо отнестись к ним с пониманием, отнестись, как к людям, а не как к безжалостным убийцам, ведь большая часть врагов точно к таковым не относится.

Таким образом, мы выяснили, что пленные враги не отличаются от своих и что относиться к ним надо не как к злу, не нужно видеть в них виновников, начавших эту вражду, ведь большинство из них не хотят войны, но они вынуждены следовать приказам своего государства.

Готовое сочинение ЕГЭ №8

Что из себя представляет война? Несет ли она в себе хоть что-то положительное? На эти важные вопросы отвечает в своем тексте советский и российский писатель В.П. Астафьев.

В центре внимания автора находится проблема бесчеловечности войны.

Позиция автора очевидна: война – это жестокое преступление, при котором страдают, погибая, оказываясь ранеными и теряя родных и близких, все стороны военных действий.

Невозможно не согласиться с автором текста. Действительно, война действительно является бесчеловечным явлением, при котором люди убивают и мучают таких же людей, причиняя страдания другим и страдая сами. Данная мысль отражалась во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что война оказывает на всех ее участников только негативное влияние, это жестокое явление – преступление против самой человечности.

Готовое сочинение ЕГЭ №9

Война – это ужасное преступление против человечности, она убивает в людях всю гуманность и трезвость ума. В предложенном тексте Виктора Петровича Астафьева поднимается проблема бесчеловечности войны.

Позиция автора заключается в том, что война приносит мучительные страдания, поэтому она является страшным преступлением против человечности. На войне страдают все- и те, кто защищает свою родину и те, кто должен быть врагом на чужой территории. В этом ужасной и бессмысленной борьбе погибают солдаты и мирные жители, множество людей остаются опустошёнными и искалеченными, теряют родных и близких.

Писатель решил поддержать парня за пару жить на полную катушку Пепел удивленно посмотрел на него и ответил: “Черт дней до дембеля и отлета в Союз. На его слова о том, что теперь он сможет за побери, да я же весь седой внутри”. Молодые люди на войне взрослели по щелчку пальца, а взрослые – старели и седели.

Подводя итог, следует сказать, что война беспощадна ко всем. Она оставляет самую глубокую рану на сердце каждого.

Полный текст одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева (Астафьев В.П):

(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас… — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу… (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

— (13)Ложись! — Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу… (25)Тыщу кончу!

(26)Гранату дайте!

(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

— (28)Тихо, друг, тихо!

(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят.

(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал… (51)Ладом!

(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

(1)В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно
с небольшую диванную подушку. (2)Это был медведь. (3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.

(6)И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.

(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена,
и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.

* Остромир – современный молодой блоггер .

(1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:

– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

– (26)На зло отвечают, – возразила я.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них. (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.

(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой. (По А. Алексину)*

(1)В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были послушными, но они очень не любили ложиться спать. (3)Каждый вечер был скандал:

– (4)Дети, ложитесь спать! (5)Уже поздно… – сердился папа Витя.

– (6)Ну, папа, ещё полчасика можно мы поиграем? (7)Папочка, пожалуйста, – просили дети.

(8)Вот и сегодня дети ну никак не хотели идти спать.

– (9)Даю вам десять минут, – сказал рассерженно папа и вышел из комнаты.

– (10)Давайте соберём игрушки и будем ложиться, – сказала мама.

(11)В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.
(12)Пробило полночь. (13)И вдруг Митя увидел, что в комнате стало происходить что-то необычное. (14)Детские игрушки начали оживать: куклы поправляли свои платья и причёски, солдатики чистили свои ружья, машинки проверяли свои колёса, мягкие игрушки сладко потягивались. (15)Митя притворился спящим, и они не заметили, что мальчик за ними наблюдает. (16)На соседней кровати сестра тоже не спала и во все глаза смотрела на игрушки.

– (17)Вика, – зашептал брат девочке, – наши игрушки ожили…

– (19)Игрушки, вы ожили? (20)Как так может быть? – не вытерпела девочка.

– (21)Ой-ой-ой, они нас видят, – запищали куклы, – теперь все узнают нашу тайну.

– (22)Нет-нет, что вы, мы никому не раскроем ваш секрет. (23)Правда, Митя?

– (24)Правда, – согласился мальчик, – а почему вы только ночью оживаете? (25)Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! (26)Дети вылезли из кроватей и сели на пол в окружении игрушек.

– (27)Мы так устроены, – сказали солдатики. – (28)Если с нами бережно играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем сон и покой наших хозяев, а если наоборот, то уходим навсегда.

(29)Ника взяла на руки самую любимую куклу.

– (30)Давайте поиграем? – предложила девочка.

– (31)Ура! (32)Давайте! – затеяли возню игрушки.

– (33)Вам спать надо, вы завтра плохо в садик встанете, – сказал медведь – это была старая игрушка, с которой играла, наверное, ещё мама.

– (34)Хорошо, – Митя побоялся обидеть старого медведя, – а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.

(35)Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. – (36)Ника, давай спать, а завтра опять поиграем с игрушками!

– (37)Хорошо, – зевая, сказала девочка и уснула.

(38)Утром детей разбудил папа:

– (39)Папа, папа, а ты знаешь, что было сегодня ночью… – начал Митя, но потом вспомнил об обещании сохранить тайну. – (40)Мне приснился сон.

– (41)Ну, сон – это отлично, – засмеялся папа.

(42)Митя никому не рассказал про свой секрет. (43)Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.

(44)Конечно, это был сон. (45)Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!

* Волкова Любовь – молодая современная писательница.

– Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тренироваться и стану боксёром.

– (10)Нечего тратить на ерунду деньги, – ответил папа. – (11)Тренируйся уж как-нибудь без груши.

(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.

(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.

– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тренируйся сколько душе угодно!

(20)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

(22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся.

(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.

(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара.

– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.

(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:

– Я раздумал быть боксёром. (По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913–1972) – русский советский писатель, автор рассказов для детей.

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.

(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.

(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника.

* * Шаламов Варлам Тихонович (1907–1982) – русский советский писатель, прозаик, поэт.

(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:

- (9)Очень, - ответил мальчик.

- (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?

- (11)Я люблю рисовать, - ответил мальчик. - (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый хвост.

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.

(19)Мальчик уткнулся в окно.

(20)Лётчик тронул его за плечо:

- (21)Здорово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил.

- (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, - сказал мальчик. - (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику - есть такая детская игра.

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность плохо для посадки, высокая облачность - отлично для полёта, грозовая - опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.

(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча.

(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.

- (40)Вы сейчас куда? - спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта.

- (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа.

- (42)Два часа? - переспросил мальчик. - (43)Может быть, мы успеем купить краски.

- (44)Ты же видишь, какая погода? - сказала мать. (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути.

(47)Мальчик ничего не ответил.

- (48)Ну, будь здоров! - сказал лётчик мальчику. - (49)Рад был познакомиться.

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.

- (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее.

(55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку.

- (56)Бери, бери и рисуй!

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому. (По В. Железникову*)

* Железников Владимир Карпович (1925 2015) детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"

Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от.


Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ

Проработав много лет филологом, считаю , что сочинение будет удачным, если проблема волнует ученика или наталкивает на размышление. Поэтому мои авторские тексты посвящены именно этим проблемам.


Авторские тексты для написания сочинений в формате ЕГЭ

Продолжение для публикации текстов по подготовке к написанию сочинения части С.


Тексты для написания сочинения по русскому языку(задание 25)

Тексты В.Солоухина и Л.Жуховицкого.

тексты для написания сочинения ЕГЭ


Эстетическое восприятие художественного текста при написании сочинения.

Презентация к уроку русского языка в 9 классе при подготовке к сочинению 15.3.

(1)Бабка Ганя была одинокая. (2)Единственный её внук Вася работал в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе. (3)Каждую осень он приезжал в отпуск к бабке, привозил ей в подарок гранёные синие стаканы, а для украшения — маленькие, выдутые из стекла самовары, туфельки и цветы. (4)Все эти хитрые безделушки стояли в углу на поставце. (5)Бабка Ганя боялась к ним прикасаться.

(6)Кроме стеклянных игрушек, в избе у бабки Гани жил старый, беззубый рыжий пёс Жек. (7)Весь день он лежал под печкой и так сильно вздыхал, что с пола подымалась пыль.

(8)Однажды она попросила меня написать бумагу в сельский совет. (9)Диктовала сама.

(18) Когда мы писали эту бумагу, Жек сидел у стола и вздыхал — чувствовал, должно быть, что решается его судьба.

(19) На следующее утро я со своим приятелем уехал на лодке на Прорву — глубокую тихую реку. (20)На берегах Прорвы мы провели два дня, ловили рыбу.

(21)На третий день из зарослей шиповника вышел дед Пахом. (22)Мы сели к костру пить чай. (23)3а чаем дед завёл трудный разговор о витаминах.

— (24)Одышка у меня, — сказал дед. — (25)Аптекарь советует тмины потреблять. (26)Настой из шиповника. (27)От него, говорит, происходит долголетняя жизнь. (28)Сварю настой, буду сам пить и бабке Гане снесу: она у нас сплоховала.

(29) Мы тут же свернули палатку, собрались и вернулись в деревню.

(30) На крыльце Ганиной избы нас встретил Жек, и мы поняли, что что-то случилось.

— (31)Вечный спокой, — сказал дед и стащил с головы рваный картуз. — (32)Не поспел я тмины ей приготовить. (33)Душевная, хоть и строгая была старуха, бессребреница.

(34)Внук бабки Гани, Вася, приехал только на десятый день, когда Ганю уже схоронили. (35)Вася приходил каждый день к нам. (36)Это был тихий человек, похожий на мальчика, но с серыми строгими глазами, такими же, как у бабки Гани. (37)Говорил он мало, больше слушал и улыбался.

(38)Я долго не решался расспросить его о стеклянном рояле. (39)3аветная его мечта казалась неосуществимой.

(40)Но как-то в сумерках, когда за окнами густо валил первый снег, а в печах постреливали берёзовые дрова, я наконец спросил его об этом рояле.

— (41)У каждого мастера, — ответил Вася и застенчиво улыбнулся, — лежит на душе мечтанье сделать такую великолепную вещь, какую никто до него не делал. (42)На то он и мастер!

— (44)Разное есть стекло, — сказал он. — (45)Есть грубое, бутылочное и оконное. (46)А есть тонкое, свинцовое стекло. (47)По-нашему оно называется флинтглас, а по-вашему — хрусталь. (48)У него блеск и звон очень чистые. (49)Он играет радугой, как алмаз. (50)Вот из этого хрусталя я и задумал отлить свой рояль.

— (51)Прозрачный? — спросил я. — (52)Об этом-то и разговор, — ответил Вася. — (53)Вы внутрь рояля, конечно, заглядывали и знаете, что устройство в нём сложное. (54)Но, несмотря на то что рояль прозрачный, это устройство только чуть будет видно.

— (56)А потому, что блеск от полировки и хрустальная игра его затмят. (57)Это и нужно, потому что иной человек не может получать от музыки впечатления, ежели видит, как она происходит. (58)Хрусталю я дам слабый дымчатый цвет с золотизной. (59)Только вторые клавиши сделаю из чёрного хрусталя, а так весь рояль будет как снежный. (60)Светиться должен и звенеть. (61)У меня нет воображения рассказать вам, какой это должен быть звон.

(62)Вася уехал в начале зимы. (63)Дни стояли пасмурные, мягкие. (64)В сумерки мы выходили в сад. (65)На снег падали последние листья. (66)Мы говорили о рояле, о том, что прекраснее всего он будет зимой, — сверкающий, поющий так чисто, как поёт вода, позванивая по первому льду.

(67)Он даже снился мне иногда, этот рояль. (68)Он отражал пламя свечей, старинные портреты композиторов, тяжёлые золотые рамы, снег за окнами, серого кота, — он любил сидеть на крышке рояля, — и, наконец, чёрное платье молодой певицы и её опущенную руку. (69)Мне снился перекликающийся по залам, как эхо, голос хрустального рояля.

(70) Я просыпался и чувствовал то чудесное стеснение в сердце, которое всегда возникает при мысли о талантливости народа, его песнях, его великих музыкантах и скромных стекольных мастерах.

(71) Всё гуще падал снег, засыпал могилу бабки Гани. (72)И всё сильнее зима завладевала лесами, нашим садом, всей нашей жизнью.

(73)И вся эта рязанская земля казалась мне теперь особенно милой. (74)3емля, где жили бабка Ганя и дед, где вчерашний деревенский мальчик мечтал о хрустальном рояле и где красные, оставшиеся с осени гроздья рябины пылали среди снежных лесов.

(По К. Г. Паустовскому*)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема проявления любви к Родине. (Как проявляется любовь к Родине?)1. Любовь к Родине проявляется через любовь к родной природе и к человеку, живущему на родной земле.
2. Проблема понимания предназначения мастера. (Какова главная задача каждого мастера?)2. Главная задача мастера – создать за свою жизнь уникальную вещь, которую до него никто не создавал.
3. Проблема проявления заботы о людях. (В чем проявляется забота о людях?)3. Забота о людях проявляется прежде всего во внимательном отношении к ним, к их потребностям и нуждам, в бескорыстной помощи им.
4. Проблема понимания важности мечты. (Что дает человеку мечта? Почему нужно мечтать?)4. Мечта дарит человеку смысл жизни, движет его к исполнению самых заветных желаний, наполняет жизнь счастьем.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №4: Проблема понимания важности мечты

Почему нужно мечтать? Мечта дает нам веру в себя, в свои возможности и способности, она помогает ставить цели в жизни, дарит силы на преодоление всех препятствий, встречающихся на пути к ее исполнению. Проблему понимания важности мечты поднимает в предложенном для анализа тексте известный русский писатель, классик отечественной литературы Константин Георгиевич Паустовский.

Бабушка Василия Ветрова считала внука талантливым, она до последних дней своей жизни верила в его мечту, знала, что у Васи золотые руки. Старушка даже просила жителей села помочь ему в этом, когда диктовала последнее письмо в сельсовет. Вера бабушки еще больше заставляла внука задумываться о создании хрустального рояля, не позволяла ему забывать и предавать мечту.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают читателю понять, насколько важно мечтать.

Авторская позиция такова: мечта дарит человеку смысл жизни, движет его к исполнению самых заветных желаний, наполняет жизнь счастьем.

Я полностью согласен с такой точкой зрения. Все мы должны мечтать, чтобы к чему-то стремиться. Мечты вдохновляют, воодушевляют, поднимают настроение. Они преображают нашу жизнь, делают ее ярче, интереснее.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

(7)Через полчаса старшина вернулся.

– (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

– (29)А где. (30)Тут полбуханка была!

(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

(39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

– (41)Да что с ним разговаривать!

(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

– (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

(48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

(По В.Ф. Тендрякову*)

*Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

Как безнравственные поступки влияют на жизнь человека? Эту проблему ставит Владимир Фёдорович Тендряков в тексте.
Автор повествует о главном герое, который попал в запасной полк на Волге. Измученные и изголодавшие солдаты, узнав новость о том, что старшина смог достать хлеб и сахар, очень обрадовались. Забрать продукты поручили главному герою. В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает, какой безнравственный поступок совершил. Вспоминая, как раньше герой ловко находил оправдания своим действиям, мужчина понимает, что сейчас их искать нет смысла. "Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно", - рассуждает персонаж. Таким образом, автор показывает, на какие безнравственные поступки может пойти человек ради своей выгоды.
После случившегося инцидента герой решает измениться в лучшую сторону и завоевать себе самоуважение. Он лез первый под обстрел, помогал другим солдатам, делился лишним котелком супа. Люди не замечали его "подвигов", так как это считалось нормой для всех. Герой делал добрые дела безвозмездно, как и полагается альтруисту, которым он стал. Таким образом, писатель показывает, как может измениться человек, который осознал свой безнравственный поступок.
Автор, приводя противопоставляющиеся примеры, демонстрирует то, как действия против чести и совести, влияют на жизнь индивида.
В. Ф. Тендряков считает, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность оправдать себя. Всегда нужно оставаться "человеком" по отношении к другим людям.
Я согласна с автором. Действительно, честь и совесть у человека должны стоять на первом месте . Обратимся к произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Действие Раскольникова - это настоящий пример безнравственного поступка, который меняет жизнь героя. Совершив убийство, персонаж испытывает муки совести и душевные терзания. Так, автор показывает, как влияют безнравственные поступки на жизнь индивида.
Таким образом, человек не всегда может выбрать правильное решение в сложившихся ситуациях , но никогда не поздно понять свои ошибки и извлечь из них урок, который предостережет от тяжёлых последствий в будущем.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована некорректно. На Ваш вопрос можно дать лишь один ответ: безнравственные поступки влияют на человека по-разному. Проблемный вопрос должен допускать как минимум два полярных ответа. В этом тексте можно было сформулировать проблему так:

Важно ли осмысливать собственные безнравственные поступки?

Можно ли искупить вину?

Кроме этого, в формулировку нужно добавить слово "собственные", поскольку возникает двусмысленность: непонятно, кто эти поступки совершил.

K2 - Комментарий + 4 балла.

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована поверхностно: необходимо сжато указать на каждый пример и продемонстрировать, что привносит один, а что другой. Вы обошлись формальный фразой.

Примеры сильно затянули. Их нужно вводить лаконично, большее внимание уделяя пояснениям, аналитическому осмыслению поступков персонажей.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

1) Проблема и позиция автора не соотносятся как вопрос и ответ. Вопрос есть, а ответ на него Вы не дали. Посудите сами.

Как безнравственные поступки влияют на жизнь человека?
В. Ф. Тендряков считает, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность оправдать себя. Всегда нужно оставаться "человеком" по отношении к другим людям.

Мысль автора, которую Вы обнаружили, отвечает на другой вопрос: Нужно ли проявлять человечность? Будьте внимательны.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные. Молодец!

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе .

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает , какой безнравственный поступок совершил.
После случившегося инцидента герой решает измениться в лучшую сторону и завоевать себе самоуважение. Он лез первый под обстрел, помогал другим солдатам, делился лишним котелком супа.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Автор повествует о главном герое, который попал в запасной полк на Волге.
В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе .
В этот момент мужчине пришла в голову ужасная идея, украсть половину хлеба себе. Позже он осознает, какой безнравственный поступок совершил.
Вспоминая, как раньше герой ловко находил оправдания своим действиям , мужчина понимает, что сейчас их искать нет смысла

1) Некорректное употребление местоимения. При употреблении местоимения он (она, оно, они) помните, что
это местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Ошибка привела к искажению смысла (хлеб осознает, искать действия). Это абсурд.

Отмечу некоторые шероховатости.

Автор, приводя противопоставляющиеся примеры, демонстрирует то, как действия против чести и совести, влияют на жизнь индивида.


Лучше: противопоставленные.
Не хватает важного для понимания мысли слова: действия, направленные против чести и совести.

Действительно, честь и совесть у человека должны стоять на первом месте .
Действие Раскольникова - это настоящий пример безнравственного поступка, который меняет жизнь героя
Совершив убийство, персонаж испытывает муки совести и душевные терзания.
Так, автор показывает, как влияют безнравственные поступки на жизнь индивида.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Итак, у Вас получилось довольно глубокое, качественное сочинение. Следует усилить работу над анализом взаимосвязи, поработать над логикой, грамматикой и речью. Удачи!

Читайте также: