Сочинение для вступительных экзаменов

Обновлено: 03.07.2024

Как писать сочинение : пособие для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Пособие направлено на то, чтобы сформировать у абитуриентов понимание того, как надо и как не надо писать вступительное сочинение. В пособии даются практические рекомендации, как писать сочинение, описывается структура сочинений и основные принципы работы над ними, приведены и проанализированы необразцовые сочинение абитуриентов, даны образцы удачных сочинений на разные темы.

Данное пособие составлено в соответствии с программой для поступающих и практикой вступительных экзаменов в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Пособие предназначено для абитуриентов МГУ.

© А. В. Леденев, Т. Г. Кучина, 2014 г.

Оглавление

Сочинение как форма творческой работы по литературе 3

Структура сочинения 6

Как писать вступление? 6

Как писать основную часть? 13

Как писать заключение? 17

Основные принципы работы над сочинениями 22

Образ литературного героя. 22

Система персонажей. 25

Сопоставительные темы. 27

Анализ различных аспектов поэтики художественного 31 произведения.

Проблемный вопрос как формулировка темы. 34

Оформление сочинения. 37

Анализ сочинений абитуриентов 40

Образцы удачных сочинений 75

Сочинение как форма творческой работы по литературе

Знание теории литературы - важный аспект общелитературной подготовки абитуриента. Но подобно тому, как знание математических формул само по себе не гарантирует решения конкретной алгебраической задачи, – заучивание теоретико-литературных определений вряд ли поможет полно и интересно раскрыть предложенную на экзамене по литературе тему. Дело в том, что важно не просто знать, что такое художественная деталь или чем метафора отличается от метонимии, – необходимо ясно представлять, как именно (всякий раз по-разному) тот или иной прием использован в конкретном тексте.

Готовящемуся к экзаменам абитуриенту предстоит попрактиковаться в литературоведческом анализе эпических, лирических и драматургических произведений XX века. Учет жанровой и родовой специфики изучаемого произведения – непременное условие качественной подготовки к вступительным экзаменам. Это в особенности касается лирических произведений, составляющих существенную часть списка художественных текстов, включенных в программу.

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?

Для того чтобы объяснить, как написать вступление, воспользуемся методом от противного: рассмотрим, какие ошибки НЕ надо делать, начиная писать сочинение.

НЕ надо воспроизводить фрагменты биографии писателя (если тема не связана впрямую с автобиографическими мотивами), или подробно характеризовать историческую эпоху (если тема не имеет отношения к отражению реальных исторических событий в литературном произведении), или рассуждать об основных чертах того литературного направления, к которому принадлежит писатель (и уж тем более если не принадлежит).

Лучше всего придерживаться трех простых правил:

Первое и главное правило: вступление должно написано именно к данной конкретной теме и именно в той ее формулировке, в какой она предложена на экзамене.

Второе правило: вступление должно показать ваше понимание темы и обозначить (наметить) те пути, по которым вы планируете раскрывать тему.

Попробуйте выполнить несколько простых упражнений, чтобы потренироваться в написании вступлений к сочинениям.

Упражнение 1. По вступлению определите, на какую тему было написано сочинение.

Похожие документы:

Клинические рекомендации москва 2014 Научное редактирование: Ахутина Т. В. Микадзе Ю. В. Утверждено

. СИСТЕМЫ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Москва 2014 Научное редактирование: . (речевые) синтезы поступающей информации. 3 блок . обучение: Учеб. пособие для студентов психологических и . М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. Бизюк А.П. .

Аналитические материалы (к августовским совещаниям 2016 года) г. Москва

. - - 2 г. Севастополь 15,4 - - - 3 г. Москва 11,2 - - - 4 Республика Башкортостан 10,5 - - . 2013 2014 2015 2013-2014 Среднее . и методических пособий для педагогов в . университетов, МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ . Количество поступающих в учреждения .

Мониторинг 16. 09. 2013

. сессия для обучающихся, зачисленных в 2013/2014 учебном . школа-интернат имени А.Н. Колмогорова МГУ имени М.В. Ломоносова. Впрочем, средних школ Москвы и . Они издают свои пособия, участвуют в семинарах . и уникальных талантов поступающего, которые баллами .

Мониторинг 30. 09. 2013

. 2013-2014 учебном . студент МГУ имени Ломоносова. Для нас . стабильность числа поступающих в высшие . имени А.Н.Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова - Западный округ Москвы, Москва . -методические пособия, поддерживаем .

Помимо обычных вступительных экзаменов многие ВУЗы предлагают своим абитуриентам выполнить какое-либо дополнительное задание. Чаще всего таковым является написание вступительного сочинения.

Обычно данный вид работ приходится делать молодым людям, которые желают поступить на гуманитарные факультеты: филология, литература, журналистика и т.д. При этом многие абитуриенты не слишком серьёзно готовятся к выполнению такого задания. Понять их несложно: какие только сочинения не приходится писать в современной школе…

Однако в отличие от школьных работ, написание вступительного сочинения имеет совсем другие цели. В школе подобные задания направлены на развитие у учащихся художественных или творческих способностей, а также образного мышления. Целью же выпускного или вступительного сочинения является проверка знаний будущего студента (в первую очередь по литературе), его умения анализировать то или иное произведение, чётко формулировать свои мысли и грамотно их излагать.

Тематика вступительных сочинений может быть самой разнообразной. Поэтому нет смысла говорить о том, как их писать. А вот об основных ошибках, которые недопустимы в такой работе действительно стоит рассказать.

Непонимание темы

Главной ошибкой многих будущих студентов при написании вступительного сочинения является то, что они не могут раскрыть заданную тему. Чаще всего это происходит из-за того, что молодой человек её просто не понимает. В результате вместо размышлений, к примеру, о конкретных личностных характеристиках героя и анализа его действий, автор работы пересказывает произведение, т.е. пишет своего рода изложение.

Буквальность

Второй типичной ошибкой авторов сочинений является то, что они не воспринимают литературное произведение, как художественное. Часто молодые люди рассматривают содержание книги, как источник исторической, общественно-политической или социальной информации о каком-либо периоде времени. При этом они совершенно не оценивают эстетическую и художественную значимость произведения.

На самом деле в сочинении для поступления в ВУЗ нужно не просто проанализировать характер и действия героя или героев, но и рассмотреть влияние, которое поступки данных персонажей оказали и продолжают оказывать на читателей.

Значение теории

Вывод: для написания вступительного сочинения нужно не только знать содержание книги, но и в должной мере владеть теоретической базой.

Логическое построение и соразмерность

Отсутствие этого же навыка приводит ещё и к тому, что будущий студент описывает в сочинении не собственные суждения, а излагает распространённые в интернете шаблоны, пытаясь кое-как связать их друг с другом. Разумеется, это недопустимо.

Кроме того, сочинение для поступления в ВУЗ требует чёткого логического построения и соразмерности. В работе должны обязательно присутствовать три части:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Стилистика

Что такое сочинение для поступления в ВУЗ? Говоря деловым языком – это презентация будущего студента перед будущими преподавателями. В какой-то степени подобная работа является рекламой, создающей положительный образ умного и образованного молодого человека в глазах приёмной комиссии.

Именно поэтому не стоит делать из сочинения для поступления в ВУЗ газетную статью, лирическое эссе или философский трактат. Оптимальным вариантом является сочинение-рассуждение, в котором автор убедительно доказывает свою точку зрения по заданной теме, приводя неопровержимые аргументы и сопровождая их конкретными примерами.

Итоги

Обобщив всё вышесказанное можно выделить несколько главных условий, необходимых для написания вступительного сочинения:

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Рассказываем, как сочинить хорошее мотивационное и зарекомендовать себя так, чтобы даже Дедушка Мороз захотел взять вас в ученики.

Первое, что нужно знать об академическом эссе, – это его отличие от мотивационного письма. Главная цель мотивационного письма (Statement of Purpose) – донести информацию до приемной комиссии о вас как о личности и академике, описать ваши достижения и цели в будущем. Проще говоря, мотивационное письмо – это письмо о себе.

Что касается академического эссе, это письмо от себя. Оно должно раскрывать ваши навыки мышления, анализа и аргументации по отношению к основной мысли. Поэтому подход к написанию эссе во многом отличается от мотивационного письма, хотя есть и немало сходств.

Поступление с UniPage

Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.

Тип документаОфициальный
Минимальный размер4,000 без пробелов
Максимальный размер10,000 без пробелов
Название шрифтаTimes New Roman
Рекомендуемый размер шрифта14
Цвет шрифтачерный
Междустрочный интервал1,5 (полуторный)
Рекомендуемый размер отступов2 см (слева и справа)

Примеры академических эссе для поступления в университет

Тема эссе

Тема может быть заранее определена университетом. К примеру, "На сегодняшний день, является ли “мозговой штурм" достаточно эффективным методом решения проблем?”. В других случаях вуз лишь задает направление рассуждений в конкретной области: “На Ваш взгляд, какая школа управления имеет сильнейший потенциал?”. Третий вариант – вы выбираете основную тему по заданному предмету на свое усмотрение. При самостоятельном выборе помните, что важно взять ту тему, по которой вы сможете наиболее логично объяснить свою позицию.

Ошибки при выборе темы академического эссе

Определение стиля академического эссе

Часто в самой постановке темы, которую выдвигает университет, есть подсказки, которые помогут вам понять, какой характер должно носить ваше академическое эссе. Например, могут встретиться следующие формулировки [0] :

  • Опишите (Describe). В этом случае, нужно систематически писать о фактах, событии или процессе, выделяя важные части. При описании чего-либо от вас не требуется объяснять суть явления, интерпретировать его или выражать свое к нему отношение.
  • Объясните (Explain). Здесь уже потребуется анализ поставленной темы, а не просто ее описание или обобщение. Ключевые вопросы – "Почему?" и “Как?” – станут вашими помощниками в объяснении причинно следственных связей.
  • Докажите (Argue). Если вас просят что-то доказать, то основным содержанием эссе должна стать последовательная аргументация своего мнения с помощью примеров и фактов. Также не забудьте показать свою осведомленность о наличии противоположной точки зрения.
  • Рассмотрите (Discuss). Вашей задачей будет описать и интерпретировать точку зрения, подкрепив ее фактами и доказательствами, обязательно взятыми из сторонних источников.
  • Взгляните критически (Critique). Вашей основной целью станет критических подход к поставленной задаче или теме. Важно сбалансировано раскрыть как позитивные, так и негативные моменты. Старайтесь сохранять объективность.
  • Сравните (Compare and contrast). При такой формулировке необходимо найти и сравнить сходства и различия двух идей, событий или интерпретаций.

Структура академического эссе

Как правило, структура включает в себя четыре основных части: вступление, тезис, аргументацию и заключение. По сути, тезис представляет собой основную мысль работы, поэтому располагать его можно и после аргументации, но в этом случае он уже войдет в заключение. Если же вы уже имеете мнение по заданному вопросу, начните с тезиса, а затем уже приводите аргументы. Главное – логичность и согласованность текста. Если вы используете отрывки чужих работ или цитаты из книг, оформите это соответствующими сносками. Разбивайте текст на параграфы согласно ходу мысли – аргументация должна быть разделена на несколько частей.

Вступление

Далее развивайте мысль, чтобы постепенно от крючка прийти к основной части работы. В нескольких словах опишите поставленную проблему, но не лейте воду – пишите только то, что непосредственно влияет на ваш тезис.

Основные ошибки во вступлении

Тезис

После выбора темы первым делом необходимо начать с формирования тезиса. Тезис – это не определенный доказанный факт, не мнение и не результат наблюдений. Это также не аргументация, не комплекс причинно-следственных связей и не описание определенного феномена – все это будет дальше. Тезис – это главная мысль вашего эссе, основная сущность которой заключена в нескольких утверждениях.

Учтите, что, как правило, заданная тема эссе представляет собой спорный вопрос или суждение и не предполагает однозначного ответа. Именно поэтому вашей задачей является не поиск объективного решения, которого, скорее всего, попросту не существует, а постановка и аргументация своей точки зрения.

Основные ошибки при постановке тезиса

  • Вопросительная форма. Главная задача тезиса – выразить ваше мнение, поэтому не стоит формулировать тезис с помощью вопросительных предложений. Задав риторический вопрос, вы рискуете подойти к нему слишком философски и в итоге не обозначить свою позицию. Ваше эссе потеряет сам смысл аргументации и превратится в абстрактные размышления, так и не нашедшие ответа. Оставьте вопросы до учебного года. Будьте уверены, но не слишком радикальны.
  • Слишком большой объем. Помните – важным критерием является соблюдение основных канонов. Сам тезис по определению – емкое, но не длинное утверждение. Отличайте вывод от аргументов и не расписывайте тезис на целый лист.
  • Неопределенность. Не используйте тезис для дальнейшей полемики – читатель должен легко проследить цепочку вашей мысли и её конец. Неопределенность тезиса вызывает лишь дополнительные вопросы и создает впечатление, что вы просто решили не доводить свою мысль до конца.
  • Недоказуемость. Старайтесь не апеллировать к абстрактными или субъективным критериям и концепциям, которые трудно обосновать. Например, добро и зло, настоящее искусство и так далее. Такой тезис трудно доказать, а значит будет сложно прийти к каким-либо конкретным умозаключениям [2] .

Аргументация

По своей сути аргументация – это попытка убеждения. На этом этапе уже необходимо описать те причины, которые определили тезис. Посвятите каждой из них по небольшому параграфу и следите за законченностью каждого, играйте на их контрастах – старайтесь, чтобы каждый следующий параграф отличался от предыдущего, не нарушая логической цепочки. Главные критерии, которые необходимо соблюдать при аргументации: тематика, последовательность, хронология и контраст. Избегайте односложных утверждений: для каждого аргумента необходимо выстраивать контекст. Помните о том, что тезис можно привести и в конце работы, не замыкайтесь на строгой последовательности выделенных частей.

Основные ошибки при аргументации

Заключение

В последней части эссе необходимо кратко и лаконично закончить свою мысль. Подведите итог рассуждению, вкратце повторите тезис, если он был в начале работы. Или же приведите тезис, если решили расположить его после аргументов.

Основные ошибки в заключении

  • Новые аргументы. Заключение – не информативная, а сводная часть. Не добавляйте новых причин в конце, лучше добавьте еще один параграф в основную часть.
  • Повторение. Не нужно описывать структуру написанной работы и буквально повторять написанное выше – если читатель дошел до заключения, то он это уже прочитал.

Работа с источниками

Если для вашего эссе необходимы большие объемы фактической информации, необходимо правильно работать с источниками. Не спешите бездумно копировать информацию из Википедии. Если и обращаться к этому ресурсу, то только в раздел ссылок. Лучше всего найти нужную вам информацию в научной литературе и оригинальных научных статьях. Но даже в этом случае критически подходите к информации, ведь многие книги были написаны десятки или сотни лет назад и могли потерять свою актуальность, а научные исследования могли быть проведены с целью найти подтверждение той или иной теории, а не раскрыть истину, от чего теряют свою непредвзятость.

Помощь в составлении эссе

В данной статье отражены только основные моменты при составлении академического эссе. Для того чтобы учесть все тонкости, вы можете обратиться к нам за профессиональной помощью в подготовке эссе, мотивационных и рекомендательных писем. Также мы предлагаем свою помощь в заполнении электронной заявки и редактуре всех аппликационных документов. Опираясь на свой многолетний профессиональный опыт, мы можем качественно и быстро подготовить ваши документы в университет для дальнейшего 100% зачисления в зарубежный вуз.

Поступление с UniPage

Поступление в университет – важный и ответственный шаг в жизни каждого. Эксперты UniPage:

Читайте также: