Сочинение ценности культуры служат ориентиром для человека

Обновлено: 30.06.2024

В современном мире к культурным ценностям принято относить сооружения, здания и объекты, которые уникальны в культурно-историческом отношении и являются одновременно историческими ценностями. Сегодня культурные ценности подлежат полноценной защите со стороны государств как на национальном, так и на международном уровнях. Законодательство большинства стран содержит нормы, которые предписывают защищать культурные ценности.

Кроме того, страны договариваются между собой о том, чтобы для некоторых культурных ценностях создавать специальный

Почему же проблема защиты культурных ценностей сегодня стала настолько актуальной? Является ли государство единственным субъектом, который должен быть заинтересован в такой защите? Отвечая на первый их двух этих вопросов, необходимо вспомнить известное высказывание древнегреческого мыслителя Платона: “Кто не знает прошлого, тот не имеет будущего”. Действительно, помнить о прошлом, знать свою историю крайне важно, чтобы не повторять те ошибки, которые уже были совершены нашими предшественниками.

Культурные ценности – это те места, где содержится высокий концентрат

исторической памяти. Изучая объекты культурной ценности, каждый человек да и общество в целом могут восстановить в памяти прошлое, проблемы людей, живших тогда, для того, чтобы не повторять их ошибки. Кроме того, человек, который посещает места с культурными ценностями, обогащается интеллектуально, в нем может проснуться тяга к знаниям об определенном историческом периоде или иные полезные чувства.

В конце концов, посещать места с культурными ценностями, действительно интересно, нередко они являются достопримечательностями определенных стран и приносят в казну деньги благодаря туристам. Но не стоит думать, что защита культурных ценностей – это удел и обязанность одного лишь государства. Органы местной власти, точно так же, как и граждане, тоже должны принимать участие в защите культурных ценностей.

Необходимо понимать, что культурным ценностям, в особенности если речь идет о зданиях и сооружениях, нужен регулярный уход, в противном случае они просто разрушатся и будут утеряны.

Культурные ценности дают возможность человеку окунуться в историю, познакомиться с жизнью своих предков и узнать что-то новое. Но исторические объекты могут просто исчезнуть, если человек не будет за ними ухаживать. Поэтому им необходимо уделять внимание, выделять на них средства и оказывать государству всяческую помощь для такой охраны.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Деление культуры на материальную и духовную сложилось почти два века назад. Под материальной культурой понимается многообразие создаваемых человеком предметов. Это машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

Само разделение культуры на материальную и духовную довольно условно, поскольку многие идеи получают материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.), а в основе создания всякой материальной вещи лежит некий образ данной вещи, т.е. представление о будущем предмете. Тем не менее для более глубокого рассмотрения мы выделим явления духовной культуры в относительно самостоятельную область общественной жизни.

Понятие духовной культуры восходит к историко- философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). Согласно выработанной им теории, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума. Хотя нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, поскольку они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением, но объект нематериальной культуры, как уже отмечалось, имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия — посредством рукопожатия или произношения слов.

Культурные ценности и нормы

Рассмотрим некоторые основные духовные ценности.

Мировоззренческо-философские, или смысложизненные, ценности выражают самые основы человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Ключевыми мировоззренческими понятиями являются жизнь и смерть. Эти ценности в различные эпохи соотносились с противостоянием войны и мира, Ада и Рая. Кроме того, жизнь и смерть связаны с соотнесением человека со временем: вечность, время, прошлое, настоящее и будущее, судьба, память — вот те мировоззренческие ценности, которые требуют осмысления и самоопределения по отношению к ним.

Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для неё представление о целостной картине мира.

Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят гуманизм, индивидуальность, творчество, свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.

Мировоззрение как составляющая духовной жизни личности будет рассмотрено в следующем параграфе.

Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния должного и предписанного. Они связаны с утверждением достаточно жёстких неписаных законов — принципов, предписаний, заповедей, табу, запретов и норм. Эти ценности являются предметом изучения этики. Основные категории морали — добро и зло. Представление о добре и зле определяет трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. Мораль регулирует отношения между группами, сообществами людей. Здесь речь идёт о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. Все эти ценности касаются умения соотнести общие интересы и свои личные потребности. В сфере частной жизни к числу нравственных ценностей относятся дружба, любовь, такт, вежливость.

Подробнее мораль как регулятор общественных отношений будет рассмотрена в отдельном параграфе.

Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Ещё древние греки понимали гармонию как основное качество космоса, которое проявляется как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическая ценность воплощает идеальные представления о должном, о совершенстве, о целостности и целесообразности. Прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое — основные эстетические ценности.

Институты культуры

Вам известно, что общество для удовлетворения своих потребностей формирует определённые социальные институты. Каждый из этих социальных институтов выполняет в обществе определённые функции.


Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Многообразие культур

Культуру общества невозможно представить себе как монолит, поскольку само общество многообразно и разнообразно. Каждая социальная группа формирует свои культурные предпочтения и стремится к их выражению и закреплению в знаках, символах, образах и т.п.

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

По характеру исполнения элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создаётся различными слоями населения. Фольклор связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. В лучших образцах народной культуры запечатлеваются наиболее важные стороны жизни общества в тот или иной период его развития, фиксируются значимые для социума (или его части) ценности и нормы. При этом форма выражения произведений народной культуры является традиционной, порой даже канонической. Так, народные песни или народный костюм, традиционные по форме, сохраняют принятые приёмы их создания. При внешней простоте формы многие произведения народной культуры включают достаточно сложную систему символов, которые могут быть непонятными в полной мере. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления — середина XX в., когда новая техника и средства массовой информации (печать, грамзапись, радио, телевидение, магнитофон, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Конкретные проявления массовой культуры будут рассмотрены в § 15.

Помимо выделения в культуре общества различных форм культуры, выделяют субкультуры — части общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих определённой социальной группе. Говорят о молодёжной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, поведением, обычаями её представителей, манерой причёсываться, одеваться. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких людей. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от преобладающей культуры, но противостоит господствующим ценностям, находится в конфликте с ними. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодёжное движение хиппи в 1960-х гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.

В настоящее время в духовной жизни большинства стран мира наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.

Словарь

Духовная культура общества — совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и её результаты.

Институты культуры — учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Контркультура — специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей (преобладающей) культуры.

Практические выводы

1. Духовная культура общества составляет необходимую часть его структуры. Человеку как существу не только разумному, но и духовному важно определить для себя те ценности и нормы, которые помогают ему реализовать свои потребности в поиске смысла жизни, личные цели.

2. Мир культуры многообразен, сложен и динамичен. Чтобы определять свои культурные предпочтения, необходимо разбираться в этом многообразии, понимать особенности и самоценность явлений культуры.

3. Терпимость и уважение к культурным вкусам других людей — отличительная черта цивилизованного общества и культурного человека.

Документ

Духовность, согласно современным философским взглядам, -это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота.

Благодаря этим ценностям человек осознает свои жизненные ориентиры и старается жить в соответствии с ними.

Духовность в индивидуальном сознании можно рассматривать как совесть. У каждого человека духовность проявляется по-разному, но объединяет ее стремление к высоким идеалам.

Таким образом, человек, у которого развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно, или их необходимо формировать сознательно? Безусловно, нужно давать правильное направление мысли. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми; в период обучения и воспитания в школе; при восприятии памятников мировой культуры.

Прямой связью в процессе воспитания личности является наука и образование. Наука выступает также частью духовной культуры общества наряду с такими ее компонентами, как искусство, образование, религия.

Духовность и культура не остаются в сознании человека, они проявляются, воплощаются в материальный мир разными способами. Например, творчески, через предметы, созданные человеком. Множество культурного наследия создано на основе патриотического начала, что входит в нравственные ценности как честь, верность, ответственность и долг.

Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия – посредством рукопожатия или произношения слов.

Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

И важно ее развивать для проявления культурных памятников, их увеличения, а соответственно поднятия патриотического духа. Не говоря уже о творческом потенциале, опиравшемся на гуманизме культуры.

Развитие духовности начинается в первую очередь через образование, прививания с детства чувства патриотизма и любви к культурному прошлому и настоящему. Школа, компании, сообщества и семьи – все обладают потенциалом создавать культуру постоянного развития. Необходимо правильно направленное воспитание ребенка. Важно развивать познавательную и коммуникативную деятельность человека. Утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе воспитательной или патриотической работы.

Уместно создавать и проводить некие программы классных часов в школах на тему культуры в обществе. Это касается обучения, воспитания духовности, но что делать нам с уже имеющейся духовностью? Как узнать на каком она находится уровне и требует ли самовоспитания? На основе полученных знаний на данную тему, я постаралась из книжного и собственного опыта написать тест, позволяющий определять уровень духовности человека.(См. тест в приложении к главе 1) В любом случае, на каком бы уровне она не находилась, мы всегда лучше, чем кажемся себе и в глубине души каждого человека есть зерно доброты и луч света, стоит лишь дать ему продвижение в форме образования культурных мировозренческих ориентирах личности.

Духовная культура общества составляет необходимую часть его структуры. Человеку как существу не только разумному, но и духовному важно определить для себя те ценности и нормы, которые помогают ему реализовать свои потребности в поиске смысла жизни, личные цели.

Мир культуры многообразен, необходимо разбираться в этом многообразии, понимать особенности и самоценность явлений культуры.

Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору правильных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бердяев Н.А. – Философия творчества, культуры и искусства,1999.

Головин С. Ю. - Словарь практического психолога,1998.

Романов К. М., 2015 – Психологическая культура личности

Щербакова Т.Н. Культура психологическая/ Энциклопедический словарь/ Под общ. Ред. А. А. Бодалева. Когито-центр,2015.

Степанова Е.А. – Новая духовность и старые религии-2011.

Эрих Фромм - Искусство любить. - М-2016.

Я уверен, что семья и любовь самое важное в жизни.

Окажите ли вы помощь человеку, который в этом нуждается?

Бескорыстие-отличительная черта в вас?

Если кто-то плачет, то я попытаюсь ему помочь.

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

Нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Всегда стоит говорить правду, даже если это во вред.

Религия играет важную роль для меня.

Материальное благо для меня не стоит на первом месте.

Честность и справедливость важные черты характера.

Мне важно развивать свою образованность.

Я интересуюсь искусством.

Я живу сегодняшним днем и радуюсь мелочам.

Свободное время я использую во благо.

0-5- Низкий уровень

5-10- Средний уровень

10-15- Высокий уровень

Тест не всегда может оказаться источником точного определения. Возможно, что некоторые ответы вы выбрали под влиянием определенной ситуации. Не забывайте о хороших делах и делайте все в меру. Духовность-самая сильная сторона нашей жизни! Мы должны взращивать свою духовность ежедневно. Именно это поможет миру стать лучше.


Старт в науке

Проблема

Что такое культура, и каким образом она влияет на жизнь человека.

Отношение автора к проблеме

Культура – это результат всей материальной и духовной деятельности человечества на протяжении его существования. Духовная культура представляет собой накопленные духовные ценности – нормы, традиции, знания и опыт. В эту сферу культуры входит искусство во всех своих проявлениях, ведь это результат отражения человеком окружающего мира. Основное призвание искусства заключается в том, чтобы обратить внимание человечества на события острой значимости.

Аргументы

Безграничная, безыдейная, бесплодная, беспредметная, бессодержательная, блистательная, боевая, вечная, волнующая, высокая, гуманистическая, гуманитарная, гуманная, живая, животворящая, жизненная, изумительная, истинная, манящая, мертвая, могучая, народная, неистребимая, неотразимая, подлинная, поразительная, правдивая, прекрасная, примечательная, притягательная, пустая, равнодушная, самобытная, свободная, святая, строгая, упадническая, чарующая, эпохальная, абстракционистская, актерская, античная, западноевропейская, самобытная, древняя, архитектурная, балетная, буржуазная, вокальная, декламационная, декоративная, драматическая, живописная, изобразительная, изящная, исполнительская, классическая, комедийная, массовая, монументальная, музыкальная, национальная, оперная, ораторская, поэтическая, прогрессивная, пролетарская, реалистическая, самодеятельная, социалистическая, сценическая, театральная, трагедийное, цирковая, чистая, экранная, эстрадная, традиционная, мировая, духовная, сельскохозяйственная, высокая, человеческая, современная, музыкальная, западная, художественная, физическая, примитивная, корпоративная, городская, уникальная, древнерусская, гуманистическая, языческая, утончённая, примитивная, древнегреческая, чужая, языковая, национальная.

Цивилизация, образованность, воспитанность, интеллигентность, просвещённость, наследие, достояние, прогресс, развитость.

Примеры из художественной литературы

Произведение было написано в переходной для России период правления Екатерины II. Старые феодальные нормы и устои уже не подходили для общества, но ещё поддерживались искусственным путём. Дворянство просто было не в силах отказаться от того, к чему привыкло. Основная проблема комедии – противостояние новых идей просвещения и изживших себя крепостнических порядков. Родители Простаковой и Скотинина воспитывали своих детей согласно былым устоям: жестокое отношение к крепостным, жадность, завышенная ценность денег, отрицание образованности. Такая же культура воспитывается и у Митрофанушки, который всё перенимает от матери.

Д.И. Фонвизин создал новый тип героя, который не обязательно должен быть хорошим или плохим. Простакова, несмотря на все личные негативные качества, остаётся заботливой и любящей матерью, которая готова на всё ради своего сына. Правда именно эта любовь и стала причиной несамостоятельности Митрофана, чрезмерная опека привела к тому, что избалованный юноша не перестал ценить даже старания матери. Он не виноват в своём поведении, его просто так воспитали, привили подобную культуру поведения. Простакова относилась к своему шестнадцатилетнему сыну, словно к маленькому ребёнку, потакая ему во всём и навязывая собственную точку зрения. Она даже учителей наняла Митрофану не для того, чтобы он изучал науки, а просто, потому что так было модно в то время.

Д.И. Фонвизин в комедии высмеивает устаревшую культуру воспитания. Проблема кроется не только в семье, где по привычке передаются из поколения в поколение идеи, непригодные для нового общества. Писатель приводит ряд аргументов, изображающих проблему воспитания на общероссийском уровне, которая заключается в страхе избавиться от старого и открыться новому.

А.С. Грибоедов выразил своё беспокойство по поводу явлений, происходящих в родной культуре начала 19 века. Главный герой комедии высмеивает ярое стремление дворянского сословия подражать всему иностранному.

Ни к одному веку нельзя отнести Софью. До отъезда Чацкого девушка с ним дружила и разделяла его взгляды. Длительное пребывание в фамусовском обществе привело её к деградации и желанию соответствовать привычной обстановке. Чацкий искренне не понимает, как девушка с таким внутренним миром смогла полюбить Молчалина и пытается ей открыть глаза на окружающих глупых людей. Но было уже слишком поздно, Софья стала частью этого общества и изменила своё мировоззрение. Именно она распустила слух о сумасшествии главного героя и изгнала его тем самым из светского общества.

А.С. Грибоедов, проведя анализ каждого героя, в финале приходит к выводу, что глупым людям намного проще живётся, они счастливы и довольны своей жизнью, а умные люди страдают от осознания мирового несовершенства. Все мысли и поступки Чацкого остаются непонятыми, он осознаёт, что в современном ему обществе совершенно не ценится благородство и честь, важна лишь способность прислужиться и поклониться. Полностью разочаровавшись в московской культуре, он спешно уезжает из города.

Читайте также: