Птицы небесные бунин сочинение

Обновлено: 02.07.2024

C горы, по наглаженной, ухабистой дороге, спускался к реке студент Воронов. Возле моста, положив руки на костыль и глядя на реку, стоял какой-то маленький человечек.

Изумрудные льдины лежали вокруг темно-лиловой проруби. Голоса баб, полоскавших белье, звонко раздавались в морозном воздухе. Солнце скрывалось сзади, за горою, снежная долина вся была в тени, но оконца изб и кресты церкви на противоположной вороновской стороне еще горели лучистым золотом.

Глубокие январские снега, огромные снежные шапки на избах алели. Красновато чернел и сквозил возле церкви сад вороновского поместья, густо и свежо темнели сосны палисадника перед его домом. Дым из труб дома поднимался в чистое зеленое небо ровными фиолетовыми столбами.

Казалось, что стоявший возле моста любуется.

Мимо него, со скрипом, раскатывались, неслись розвальни: шибко возвращался обоз порожняком. И он благоразумно отошел к сторонке.

— Держись, срежу! — крикнул один из обозчиков, сани которого раскатились особенно лихо.

Стоявший обернулся, что-то крикнул в ответ… И, махнул рукой, закашлялся.

Студент сбежал к мосту, — он все кашлял. По вытянутой шее и склоненной голове, по тому, как он отставил костыль, опершись на него обеими руками, видно было, что кашель затяжной, мучительный. Но, должно быть, притворный: верно, что был дурачок, бродяга по святым местам, и, верно, он заметил барина.

Студент поравнялся с ним, заглянул ему в лицо, под самодельную шапку с наушниками и назатыльником, мехом внутрь. Тогда он смолк, низко поклонился и, отдуваясь, медленно побрел по мосту, с визгом вонзая в морозный снег железный наконечник костыля. Худые ноги в больших лаптях еле волочились…

Нет, не дурачок. Просто нищий и больной.

Необычна была только аккуратность, с которой лежали мешки за его спиной. Необычен и зипунишка, старый, но тщательно заплатанный. И уже совсем необычно было лицо — лицо подростка лет под сорок: бледное и изможденное, простое и печальное. Черные глазки глядели со странным спокойствием. Печальные губы среди реденьких усов и бороды полуоткрывались. Прядь длинных волос, по-женски ложившаяся на маленькое восковое ухо под наушником, была суха и мертва. Тело — щуплое, тощее, с болезненно приподнятыми плечами.

— Застыл, старик? — крикнул студент с деланной бодростью.

Нищий приостановился и тяжело перевел дыхание, раскрывая рот, поднимая грудь и плечи.

— Нет, — ответил он неожиданно просто и даже как будто весело. — Застыть не застыл…

И опять собрался с духом и прибавил еще бодрее, таким тоном, точно все обстояло вполне благополучно, кроме того, с чем уж ничего не поделаешь:

— Застыть не застыл. А вот здоровье… Он приподнял грудь:

— А вот здоровье все хужеет! И легонько двинулся вперед.

Студент осмотрел его лапти, онучи: ноги тонки и слабы, онучи тонки и стары, лапти разбиты, велики… И как это он ухитряется ходить по такому морозу?

— Уж очень у тебя, дядя, обужа-одежа плоха! — сказал студент.

— Обужа, верно, плоха, — согласился нищий. — А вот одежа… Нет, одежа ничего. У меня под ней кофта ватная.

— Все-таки студишься небось без валенок-то?

— Студишься… Бока колет… Закашляешься — прямо смерть.

Говорить на ходу было трудно. И студент остановился. Остановился и нищий и поспешил положить дрожавшие руки на костыль.

— Дальний… Из-под Ливен.

— Селитру не жег? Очень помогает.

— Нет. Перец… пил. Студент покачал головою.

— Глупо, — сказал он. — Я вот на доктора учусь, доктором, значит, буду… Понимаешь?

— Дело хорошее… Как не понимать…

— Ну, так и послушайся меня: перец не пей, а купи селитры. И стоит-то всего две копейки. Разведи, намочи бумагу, высуши и жги. Подышишь — полегчает.

И опять согласился нищий, не придав, видимо, ни малейшего значения селитре:

— Это можно. Деньги не велики.

— А ночевать-то где ноне будешь?

— Ночевать-то? Ночевать везде можно… В Знаменском ночую…

— Как в Знаменском? — сказал студент. — Но ведь ты туда к свету со своей ходьбой придешь!

— Мне спешить некуда, — ответил нищий и так просто, что студент слегка смешался. Помолчал и спросил:

— Побор в мешках-то?

— Ну, побор! Добришко… Рубахи, портки. Порток у меня много… Трое…

За мостом дорога раздваивалась: одна шла круто в гору, к вороновскому поместью, другая, отлогая, наискось к церкви.

— Слушай, — сказал студент, — пойдем к нам. Я бы тебе деньжонок дал…

Солнце закатывалось. Нищий посмотрел на гору, на черную, густую зелень елок в вороновском палисаднике, на мертвеющие сизые крыши усадьбы, на малахитовые снега выгона… И не спеша ответил:

— Беден только бес, на нем креста нет. А мне они почесть без надобности. А коли хочется, дай.

— Ну вот, и пойдем.

— А пойтить… не пойду. Ночую в Знаменском, ежели… дойду…

И, склонив голову, отдуваясь, полегоньку, нищий упорно побрел по дороге к церкви.

Студент забежал домой, захватил кошелек и догнал его на выезде в поле. Оттуда, с севера, дуло острым ветром, клейко схватывавшим усы и ресницы. Темнела и вся двигалась мутно-фиолетовая снежная равнина, отлого поднимавшаяся к высокому ветряку на горизонте. Свет заката еще брезжил на ее крестом простертых крыльях. А темнеющее поле все курилось и курчавилось, бежало быстрой дымящейся зыбью поземки.

— Ну-ка вот тебе полтинничек, — слегка задохнувшись, сказал студент, когда на скрип его шагов нищий обернулся и остановился. — Да скажи, как понимать тебя, — прибавил он шутливо.

— А мне теперь ничего, полегчало, — ответил он бодро, хотя лицо его посинело и сморщилось, а на глазах от ветра выступили слезы.

Сняв большую варежку, он неловко взял ледяными пальцами монету и задумчиво посмотрел на нее. Студент ждал великой радости, но поблагодарил нищий довольно спокойно:

— Вот за это спасибо… А поминать меня, бог даст, не придется… Дойду.

— Серьезно, как звать-то тебя и что ты за чудак такой? — спросил студент.

— Звать-то? Звали Лукой… А уж чем чуден я — не знаю.

— Да ведь замерзнешь!

— И замерзнешь, не откажешься. Смерть, брат, она как солнце, глазами на нее не глянешь. А найдет — везде. Да и помирать-то не десять раз, а всего один.

— В рай, значит, спешишь попасть? — сказал студент, трогая ухо и поворачиваясь от ветра.

— Зачем в рай? Это еще дело темное — не то есть он, рай-то, не то нет. А мне и тут не плохо.

Ветер все сильнее дул в спину, в голову, леденил затылок, делал легкими ноги. Студент с удивлением взглянул в лицо нищего:

— Это тебе-то не плохо?

Нищий гоже взглянул ему в глаза.

— А что ж мне? — спросил он. — Беден только бес, на нем креста нет. А я живу себе.

— Живешь, как птицы небесные?

— А что ж птицы небесные? Птицы-звери всякие, они, брат, о раях не думают, замерзнуть не боятся.

— А ты что? Философ? Атеист?

— Не понимаю я этих слов.

— Знаю, что не понимаешь. Я хотел спросить: в бога-то ты веришь?

— В бога нет того создания, чтоб не верило, — твердо сказал он.

Студент взглянул на него с еще большим удивлением. Но стоять было так холодно, что он поколебался, поколебался и решительно выговорил:

— Стало быть, прощайте, — отозвался нищий и тряхнул своей круглой шапкой. — Спаси Христос…

И, подумав, надел варежку и повернулся. Маленький, сгорбленный, с высоким костылем, он скоро стал еще меньше, по пояс утонул в сумерках и волнистой снежной зыби, густо бежавшей на него от мельницы…

Вечером студент долго ходил из угла в угол по залу. Прислуга спала. На столе горела лампа, в углу, перед иконой — лампадка: когда барыни не было дома, нянька всегда зажигала ее, — чтобы бог дал благополучную дорогу. И теперь студент с тревогой посматривал на часы, — был уже девятый, а матери все не было.

— Дикарь! — говорил он иногда вслух, вспоминая нищего.

Ночью он спал мало. С вечера читал Юнга и часов в десять, в валенках и башлыке, вышел взглянуть на восход Близнецов. И на пороге сеней оторопел: показалось, что свету божьего не видно, — так гулко шумел сад от морозной бури, так бешено несла поземка. Но сад четко чернел над ее непрерывно несущимися вихрями, и звезды огнем горели па черном чистом небе. Утопая в снегу, нагибая голову от жгучей, захватывающей дух пыли, студент одолел гудящую аллею и глянул в поле: темь, смутно волнующееся белесое море — и над ним, как два страшных, то исчезающих, то появляющихся алмазно-голубых глаза, две яркие, широко расставленные звезды…

Второй раз студент добрался до садового вала в двенадцатом часу. Стало еще морознее и страшнее. Все спит мертвым сном, нигде ни огонька, сад ревет властно и дико. Небо еще чище, чернее, звезды еще пламеннее. А над белим морем метели — два других, еще шире раскинутых, кровавых глаза; Арктур и Марс. Остро блещут зерна Волопаса, веером рассыпанные па горизонте за мельницей. Близнецы, сдвинувшись, горят почти над головой…

И всю ночь тревожно и однообразно стучали в темный дом, заносимый снегом, плохо прикрытые ставни. До костей промерзнув на ветру, студент заснул крепко, но потом стал сквозь сон томиться этим стуком. Он очнулся, зажег свечу, оделся… Ставни уже не стучали. И, выйдя на крыльцо, он услыхал отдаленную сонно-певучую перекличку петухов и замер от восхищения. Свежо и остро пахло тем особенным воздухом, что бывает после вьюги с севера. Тихая, звонкая ночь, вся золотистая от полумесяца, низко стоявшего над горой, за долиной, мешалась с тонким светом зари, чуть алевшей на востоке. Треугольником дрожащего расплавленного золота висела там Венера. Марс и Арктур искрились высоко на западе. И все звезды, мелкие и крупные, так отделялись от бездонного неба, так были ярки и чисты, что золотые и хрустальные нити текли от них чуть не до самых снегов, отражавших их блеск. Горели огни по избам на селе, петухи как бы убаюкивали нежно-усталый, склоняющийся полумесяц. И с звонким скрипом, с визгом въезжала в ворота знакомая тройка вся серо-курчавая от инея, с белыми пушистыми ресницами…

Когда студент подбежал к саням, мать и кучер в один голос крикнули ему, что на знаменской дороге лежит в снегу мертвое тело.

Спускаясь к замерзшей реке от своего поместья, студент Воронов видит возле моста незнакомого маленького человечка. Он стоит, положив обе руки на костыль. Студент замечает, что человек крикнул что-то проезжающему мимо обознику и сильно закашлялся.

Когда Воронов сбегает к мосту, человек еще кашляет.

Сперва студенту кажется, что это – обычный дурачок, бродяга, скитающийся по святым местам. Но потом Воронов заглядывает ему в лицо под самодельную шапку с наушниками, и понимает: это не дурачок, а нищий и очень больной человек. Студент замечает,

И уже совсем необычно было лицо – лицо подростка лет под сорок: бледное и изможденное, простое и печальное.

Человек кланяется студенту и направляется к мосту, опираясь на костыль и с трудом переставляя худые ноги в больших, разбитых лаптях и тонких, старых онучах.

Воронов догоняет странника и заводит с ним разговор. Как студент-медик, он понимает, что кашель у него нехороший, и советует человеку вдыхать дым от сожженной селитры. Странник согласно кивает, но, очевидно, не придает совету никакого значения.

Воронов узнает, что странник идет издалека.

Он предлагает ему деньги и ночлег в своем поместье. Деньги странник взять согласен, хотя и относится к ним безразлично, а от ночлега отказывается, несмотря на сильный мороз и надвигающуюся ночь.

Странник твердо решает ночевать в соседнем селе и сворачивает на ведущую к нему дорогу, которая пролегает через открытую всем ветрам степь. Студент бежит в поместье, затем догоняет странника на краю степи и отдает деньги. Продолжая разговор, воронов узнает, что этот странный человек, назвавшийся Лукой, не верит ни в рай, ни в ад.

Верит Лука только в Бога и в свою судьбу и живет “как птицы небесные”.

А что ж птицы небесные? Птицы-звери всякие, они, брат, о раях не думают, замерзнуть не боятся.

Распрощавшись с Лукой, Воронов возвращается в поместье, а странник отправляется в путь через степь “в сумерках и волнистой снежной зыби”.

Вечером студент долго не может уснуть, думает о страннике и волнуется за мать, которой все еще нет дома. Ночью Воронов выходит во двор и обнаруживает, что началась снежная буря.

Два раза за эту ночь Воронов добирается до границы сада, вглядывается во вьюжную степь, слушает властный и дикий рев сада и смотрит на две яркие звезды, – Арктур и Марс – которые сияют “над белым морем метели”.

Под утро Воронова будит стук незакрепленной ставни. Он выходит на крыльцо и видит, как “с звонким скрипом, с визгом” въезжает в ворота знакомая тройка – это приехала мать.

Когда студент подбегает к саням, мать и кучер “в один голос” сообщают ему, что на дороге через степь “лежит в снегу мертвое тело”.

Учитель: Стрелова И.В.

Задача: помочь ученикам понять, в чём загадка души русского человека, какова идея рассказа

1. Побудить учеников вслед за автором осмыслить нравственные ценности жизни.

2. Продолжить работу по развитию критического мышления в работе с текстом.

3. Помочь ученикам понять смысл названия, проследить средства раскрытия характеров, провести сравнительную характеристику главных героев, выявить авторскую позицию.

УМК: программа под ред. Г.И.Беленького, учебник – практикум и хрестоматия по этой программе М.: Мнемозина, 2011

Оборудование: проектор, экран и ноутбук для показа презентации

Раздаточный материал : памятки для написания синквейна и эссе, заготовки кластера на листах

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: развитие критического мышления, ИКТ

Стадия вызова ( слайд 1 )

Учитель: - что является целью нашего урока?

Стадия осмысления содержания .

Накануне урока было дано домашнее задание:

- прочитать рассказ с пометами инсерта, обратить внимание на детали, повторяющиеся слова, смыслонесущие фразы;

Учитель: давайте попробуем разобраться в поступках героев и обстановке сюжета . Слайд 3

В классе 6 человек, делю на три группы, даю задания:

1-ая группа – характеристика нищего странника

- отношение к деньгам

- отношение к предложению о ночлеге

- отношение к Богу, людям, жизни

- отношение к смерти

2-ая группа – характеристика студента

- отношение к деньгам

- отношение к нищему страннику

- отношение к Богу, людям, жизни

3-я группа – что окружает студента и странника

- время года, время суток, погода

Через 5 минут – опрос

Здесь предполагаются эвристическая беседа, дискуссия.

Во время опроса 1группы задаю1-ый вопрос из учебника : что подчёркивает автор в описании нищего странника, в чём необычность его внешнего вида для студента?

После ответа 1 группы по внешности нищего задаю 2 группе 2-ой вопрос из учебника: почему так поразило студента равнодушие нищего странника к деньгам и предложению о ночлеге?

Даю высказаться остальным группам.

Учитель: мы рассмотрели средства раскрытия образов. Сколько частей можно выделить в рассказе?

Учитель: итак, в рассказе есть сопоставление любознательной, отзывчивой молодости и мудрой, мужественной старости, богатства и бедности. Чтобы понять, в чём смысл такого сопоставления, обратимся к 3, 4 и 5 вопросам учебника.

После ответа на 3 вопрос – слайд 5

Учитель: птицы небесные свободны, терпеливы, блаженны в великой борьбе за жизнь.

Учитель: я зачитаю финал рассказа, подумаем вместе, что он нам открывает.

Учитель: читаю текст, потом задаю вопрос: какие чувства вы испытывали, когда слушали это?

Учитель: автор вёл нас к трагическому финалу (описание природы предупреждало нас о беде). Как сказано о смерти? (скупо, просто, а предшествующий пейзаж придаёт ей величие). Так в чём же загадка отношения к жизни нищего? В чём смысл его жизни ? Слайд 9

- он терпеливо, легко и спокойно несёт свой крест, долю нищего странника.

Учитель: что поддерживает его?

- вера, она даёт ему душевное богатство, умение радоваться малому, внутреннее спокойствие и величие. Слайд 10.

(См. приложение №1)

- ученики заполняют 3 колонку таблицы

Учитель: составьте в группах синквейн о нём.

- через 3 минуты зачитывают, смотрим синквейн на слайде 11

(См. приложение № 3)

Даю словесную оценку всем работавшим, собираю тетради с таблицей и синквейнами, прошу в конце страницы нарисовать оценку настроения на уроке в виде смайлика, поставить себе предполагаемую оценку.

Почему нищий не гонится за деньгами и не пошёл ночевать в поместье к Вороновым?

Вера делает его богатым, живёт как птицы небесные

Почему студент плохо спал ночью, 3 раза вставал и выходил в сад?

Необычный странник глубоко поразил его, он переживает за него.

Какова идея рассказа?

Вера даёт человеку душевное богатство, радость жизни спокойствие и величие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: 1.Помочь ученикам понять идею рассказа.

2.Провести сравнительную характеристику главных героев.

3.Проследить средства раскрытия характеров, выявить авторскую позицию.

4.Побудить учеников вслед за автором осмыслить нравственные ценности жизни

5.Продолжить работу по развитию критического мышления в работе с текстом.

2.Учебник-практикум под ред. Г.И.Беленького

4.Заготовки кластера на листах

5.Памятка написания синквейна

6.Записи заданий по группам на доске

7.Проектор и ноутбук для показа презентации

Планируемые результаты:

Личностные: формировать интерес к художественной литературе;

Метапредметные: развивать логическое мышление: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о способах раскрытия художественного образа и проявления авторской позиции; с помощью практических заданий обеспечить понимание идеи художественного текста

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Стадия вызова (слайд 1)

Учитель: что является целью нашего урока?

Стадия осмысления содержания

Накануне урока было дано домашнее задание:

- прочитать рассказ с пометами инсерта, обратить внимание на детали, повторяющиеся слова, смыслонесущие фразы;

Учитель: давайте попробуем разобраться в поступках героев и обстановке сюжета. (Слайд 3)

Учитель делит класс на группы и даёт задания:

Первая группа – характеристика нищего странника (внешность, отношение к деньгам, отношение к предложению о ночлеге, отношение к Богу, людям, жизни и смерти)

Вторая группа - характеристика студента (внешность, отношение к деньгам, отношение к нищему страннику, отношение к Богу, людям, жизни)

Третья группа – что окружает студента и странника (время года, время суток, погода , место, жильё, близкие) Через 5 минут- опрос. (Слайд 4)

Во время опроса 1-ой группы учитель задаёт 1-ый вопрос из учебника: что подчёркивает автор в описании нищего странника, в чём необычность его внешнего вида для студента?

После ответа 1-ой группы задаю 2-ой группе 2 вопрос из учебника: почему так поразило студента равнодушие нищего странника к деньгам и предложению о ночлеге?

Учитель даёт высказаться остальным группам, потом делает обобщение:

- Мы рассмотрели средства раскрытия образов.

- Сколько частей можно выделить в рассказе

- Итак, в рассказе есть сопоставление любознательной, отзывчивой молодости и мудрой, мужественной старости, богатства и бедности. Чтобы понять, в чём смысл такого сопоставления, обратимся к 3,4 и 5 вопросам учебника

После ответа на 3-й вопрос- слайд 5

Учитель: птицы небесные свободны, терпеливы, блажены в великой борьбе за жизнь.

- учитель: я зачитаю финал рассказа, подумаем вместе, что он нам открывает. (слайды 7-8)

Учитель читает текст, потом задаёт вопрос: какие чувства вы испытывали, когда слушали это?

Учитель: автор вёл нас к трагическому финалу (описание природы предупреждало нас о беде). Как сказано о смерти? (скупо, просто, а предшествующий пейзаж придаёт ей величие)

Так в чём же загадка отношения к жизни нищего? В чём его смысл жизни? (слайд 9)

- он терпеливо, легко и спокойно несёт свой крест, долю нищего странника, умеет радоваться каждому дню жизни.

Учитель: что поддерживает его?

- вера, она даёт ему душевное богатство, внутреннее спокойствие и величие, отсюда и деликатность – не пошёл в дом студента, не хочет никого стеснять и обременять, верит, что дойдёт. (Слайд 10)

- ученики заполняют 3 колонку таблицы

Стадия рефлексии

Какой герой вас более всего поразил?

Составьте в группах синквейн о нём.

- через 3 минуты зачитывают, смотрим синквейн на слайде 11,сравниваем, уточняем.

Учитель даёт словесную оценку всем работавшим, собирает тетради с таблицей и синквейном, просит в конце страницы нарисовать оценку настроения на уроке в виде смайлика.

Хочу узнать

Почему нищий не гонится за деньгами и не пошёл ночевать в поместье к Вороновым?

Вера делает его богатым, живёт, как птицы небесные

Почему студент плохо спал ночью, три раза вставал и выходил в сад?

Необычный странник глубоко поразил его, он переживает за него

Какова идея рассказа?

Вера даёт человеку душевное богатство, спокойствие, величие и умение радоваться каждому дню

Читайте также: