Сочинение на тему сюжет

Обновлено: 25.06.2024

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе ” Герой нашего времени ” сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в “разворачивании” шаг за шагом истории “души

Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В. Белинского: “роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи и все в нее возвращается”.

Именно поэтому хронологический ряд событий,

Сначала мы узнаем о Печорине в повести “Бэла”, следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью “Героя нашего времени” наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа “Герой нашего времени”.

Соотношение сюжета и фабулы “Героя нашего времени”
Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: “Бэла” – “Максим Максимович” – Предисловие к “Журналу Печорина” – “Тамань” – Княжна Мэри” – “Фаталист”.

Фабула же требует временного порядка: “Тамань” – “Княжна Мэри” – “Фаталист” – “Бэла” – “Максим Максимович” – Предисловие к “Журналу Печорина”.

Сюжет и фабула романа “Герой нашего времени”, таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души.

Согласимся с А. Н. Толстым: “Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом – раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого … искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь все – не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать”.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Пушкин неоднократно прибегает к лирическим отступлениям. В романе можно выделить две основные линии сюжета, которые заключаются во взаимоотношениях нескольких лиц: Ленского и Онегина, Татьяны Лариной и Онегина.

Композиционно роман состоит из 8 глав. Глава первая – это некая экспозиция. Здесь происходит знакомство читателя с главным героем произведения. Он представлен нам молодым повесой 24 лет. Мы видим, как он привыкает к столичной жизни.

Вторая глава посвящена знакомству Онегина и Ленского. Происходит сюжетная завязка. Эти люди абсолютно разные по своему представлению жизни, по духовным ценностям, но это не мешает им подружиться в жизни. Эта разница придает чтению особый интерес.

В третьей главе происходит знакомство Евгения с семьей Лариных. Пушкин отметил, что Татьяна сразу прониклась к молодому человеку самыми нежными и трепетными чувствами.

Пушкин обращает внимание на то, что, несмотря на светские нравы, на свою благовоспитанность, Татьяна первая признается Онегину в своих чувствах, раскрывает перед ним в письме душу и сердце. Евгений для нее будто сошел со страниц ее любимых романов. Татьяна идеализирует образ любимого. Даже письмо с признанием она пишет на французском языке. Онегин был тронут до глубины души признанием юной особы, но он не хотел вести двойную игру, и признался ей честно, что не создан для семейной жизни, о чем и сообщил при личной встрече в саду. Я считаю, что он поступил, как порядочный и благородный человек. С этими событиями связана кульминация одной из сюжетных линий.

Пятая глава романа посвящена тому, что Татьяне снится странный сон. Он также имеет немаловажное значение для раскрытия задумки автора, для композиции произведения. Если к его трактовке отнестись с должным вниманием, то можно даже предугадать исход романа, смерть Ленского.

Здесь же мы видим и то, что свое развитие получила вторая сюжетная линия. На именинах Татьяны Онегин решил отомстить Ленскому за то, что он привел его сюда, заставив мучиться. В душе Онегина все всколыхнулось. Месть заключалась в том, что Евгений любезничал с Ольгой – невестой своего друга. Ленский не мог простить таких действий и вызвал Онегина на дуэль. Душа Владимира была слишком страстной и возвышенной, чтобы стерпеть обиду и предательство друга.

В шестой главе происходит кульминация всего романа и развязка второй сюжетной линии.
Необычен принцип построения романа. Одна и та же линия прослеживается в нескольких главах. Она строится по схеме: встреча – письмо – объяснение.

Обращает на себя внимание то, что Пушкин предлагает читателям самим домыслить окончание романа, если бы Ленский остался жив. Он пишет двояко: быть может он снискал бы себе славу, как поэт, а может и прожил бы обычную, ничем не примечательную жизнь.

Что касается Онегина, то Пушкин также заканчивает свое повествование необычно. Он предлагает в столь злую для него минуту оставить навсегда своего героя. Каждый из нас также вправе решить, что с ним станет дальше. Я думаю, что в этом заключается уникальность и гениальность романа.

Читайте также: