Сочинение на тему образы святой руси

Обновлено: 20.07.2024

Еще находясь в утробе матери, будущий святой был отмечен Господом. О своем божественном предназначении мальчик заявил криком во время церковной службы. Он трижды прокричал во время молитвы. Это указывало на то, что он будет каким-то образом связан с образом Святой Троицы.

Как только он родился, сразу же стал вести строгий образ жизни. Он не пил грудное молоко, если мать поела мясную пищу, отказывался от еды по средам и пятницам. С младенчества Сергий знал заповеди и строго следовал им. Его путь был чистым и незапятнанным с самого рождения. Конечно, и родители его были людьми богобоязненными и верующими. Чтобы не запятнать чистоту, мальчик не взял грудь кормилицы, чужой женщины, которая могла жить во грехе. При крещении его нарекли Варфоломеем.

Повзрослев, ребенок не мог выучиться грамоте, потому что только от Бога он должен был научиться читать святые книги, а не от смертных людей. Мальчик не играл с ровесниками, старался обходить стороной тех, кто вел пустые разговоры и ругался. Главным занятием его была молитва. Еще он постился и читал.

Невозможно перечислить всех его нравственных качеств. Это смирение, терпение, милосердие, послушание. Он придерживался всех заповедей, почитал отца и мать своих, любил всех людей независимо от их качеств. Юноша знал, что главное его предназначение — служение Господу.

В уже взрослом возрасте проявилась его настойчивость в достижении цели. Он добился того, что стал жить одиноко в пустыне, основал монастырь Святой Троицы, постригся в монахи, получив имя Сергий.

Во время одиночества проявил решительность в борьбе с дьяволом, который искушал молодого монаха. А его доброта привлекала даже диких зверей, например, медведя, с которым Святой делился последним куском хлеба.

Этот человек воодушевил своей идеей многих людей, поэтому за ним шли и мечтали повторить его подвиг. Многие монахи основывали монастыри, которые сейчас являются достоянием России. Его лидерские качества игумена видны в том, что под его руководством обитель преобразилась, стала большой, крепкой и процветающей.

Сергий не боялся ссор и скандалов. Он умело решал или уходил от них. Например, когда Стефан заявил, что именно его должны слушаться все послушники, Преподобный удалился в тихое место и вновь основал монастырь.

С именем Святого связаны многие чудеса, он обладал пророческим даром и многое предвидел. К нему обращались за помощью князья, просили благословения и совета. Сергий Радонежский своими пророческими словами помог одержать победу Дмитрию Донскому.

Добродетельный, благонравный Сергий прожил долгую жизнь, за полгода, предвидя свою смерть, назначил своего преемника, и спокойно отошел в мир иной, оставив нам о себе светлую память.

Сочинение было представлено на конкурс "Россия в произведениях русских писателей". В нем дается краткий обзор биографии И. Шмелева, затем анализируется изображение Руси 19 века в романе "Лето Господне". Приводится высказывание писателя: " Я больше полувека - русский писатель и знаю, каков его долг".

ВложениеРазмер
sochinenie.docx 16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Россия в произведениях великих русских писателей

"Святая Русь" в романе И.С. Шмелева "Лето Господне"

"Моя жизнь - вся открыта, и мною написанное - мой паспорт.

Я больше полувека - русский писатель и знаю, каков его долг".

Шмелев Иван Сергеевич - выдающийся русский писатель и публицист. один из самых известных и популярных писателей России начала века. После того, как в 1920 г. в Крыму большевиками был расстрелян его сын, - русский офицер, - могилу которого Шмелев отчаялся найти, писатель в 1922 г. эмигрировал. Он не мог жить без живого русского слова, без чтения русского. Шмелев постоянно писал о России, о русском человеке, о русской душе, затрагивал вопросы монашества, старчества. Для Шмелева тема России была не только главной, но и единственной. Вот почему Шмелев, быть может, острее чем кто-либо другой из русских писателей зарубежья, так близко к сердцу принимал все, что было связано с Россией. По словам Бальмонта, лишь Шмелев "воистину горит неугасимым огнем жертвенности и воссоздания - в образах, - истинной Руси". Шмелев много сделал для того, чтобы вернуть России память о себе, память о давно забытых обычаях и обрядах, о неисчерпаемых богатствах русского языка, о Святой Руси.

Каждая глава построена как отдельное произведение, связанное идейно и тематически с произведением в целом. Композиция главы повторяет композицию романа. В большинстве случаев повествование построено по единому принципу: сначала описаны события в доме или на дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после этого — рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей Москве. Каждый описанный день — модель бытия.

Читая роман, понимаешь, что в этом произведении показана вся Русь, хотя речь и идёт всего лишь о московском детстве мальчика Вани. Это была беззаветно любимая Шмелевым страна, какой е запомнил мальчик Ваня, а воссоздал пожилой Иван Сергеевич Шмелев. Заветная цель писателя – сотворить в слове Россию, его Россию, её нетленный образ.

священная русь

Что такое Святая Русь

Почему Русь святая — эта тема очень благодатна для изучения, ведь ни одно другое государство в мире не называется святым. Христианство возникло в Ι веке н. э. в Палестине, а к нам пришло только в IX веке, однако только наше, изначально языческое государство стало называться святым.

Святость — это свойство русского народа приносить себя в жертву во имя веры в добро и правосудие. После принятия Крещения русичи объединились в сильное государство и смогли одолеть многочисленных врагов. Примером православной веры и жертвенности служит победа русского народа в Великой Отечественной войне, которая началась в день всех Русских Святых в 1941 году.

Происхождение фразы

Фраза Святая Русь впервые прозвучала в церковном гимне России перед началом Февральской революции. Это случилось при написании текста для службы священномученнику патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Стихира поется на церковно-славянском языке. Слова в ней простые, но мудрые, изложена самая суть: для чего Русская Земля предназначена, что нужно человеку делать в земной жизни, как себя вести, как блюсти. Предположительно сложили эту стихиру сестры одного из Киевских монастырей, где настоятельницей была инокиня Анастасия.

ГИМН СВЯТОЙ РУСИ

Земле Русская,
Граде святый,
Украшай свой дом,
В нем же божественный
Велий сонм святых прослави.

Церковь Русская,
Красуйся, ликуй,
Се бо чада твоя
Престолу Владычню
Во славе предстоят, радующеся.

Соборе Святых Русских,
Полче Божественный,
Молитеся ко Господу
О земном Отечестве Вашем
И о почитающих Вас любовию.

Новый дом Евфрафов,
Уделе избранный,
Русь Святая, храни Веру Православную,
В ней же тебе утверждение.

почему русь святая

Значение понятия

История появления термина

История этого термина зародилась еще в устном народном эпосе. В сказках и былинах, легендах и стихах героев и богатырей величали не иначе как святорусскими, так ка защищали они Святорусскую землю. Земля русская после падения Византии стала преподносится как охранительница истинного христианского вероисповедания.

священная русь

Как Русь стала Святой

К основателям русской святости можно отнести Сергия Радонежского. Он был первооткрывателем киновии (монашеского общежития) с очень строгим уставом. Сурово выполнял свое послушание: говорил мало, неустанно молился, а если вел речь, то только о деле.

Вокруг монастырей создавался ореол уважения и святости. Каждая обитель была церковью и больницей, школой и библиотекой. Именно отец Сергий призывал к единению всех верующих не по национальной принадлежности, а по духовной. Люди начинали верить, что православная Русь будет жить вечно, помогая сама себе, святость ее будет несокрушима.

почему русь святая

Образ Священной Руси

Образ святости земли русской с ее более чем 1000-летней историей состоял из трех основ:

  1. Православие.
  2. Государственность.
  3. Народность.

Православие учит людей вере в добро, любовь, милосердие и терпению к ближнему. Самой важной задачей сегодня является возвращение русскому народу понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства.

  • собор русских святых;
  • чудотворные иконы и иные русские святыни;
  • особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры;
  • служение православным идеалам и сердечное следование Христовым заповедям;
  • идеал и одновременно земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

почему русь святая

В культуре

Историю русской культуры можно начинать с Крещения Руси, ведь до этого момента не было предшественницы — культуры на собственной территории. С появлением христианства возникла религия, приобщившая Русь к высокоразвитой цивилизации, истории европейских стран. Вдруг из языческой страны на краю света появляется новая держава с мировой культурой и религией.

По всей стране начали возводить прекрасные соборы — Софии, которые до сих пор поражают своей красотой и великолепием. При церквях открывались приходские школы, больницы. Служители православной церкви своим примером учили народ трудолюбию, воздержанию, доброте и милосердию. Многие из них были причислены к лику святых и почитаются по сей день.

Начиная с XVII века, понятие святости Руси становится частью народной культуры. С точки зрения народного понимания держава российская объединяется со Вселенной и церковью, получается, что Святая Русь есть везде, где есть православная вера.

священная русь

В искусстве

Древнерусская живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Русские мастера сумели создать собственное национальное искусство на основе византийской школы. Расписывая соборы и храмы, они использовали мозаику и фрески.

Другой яркой страницей в искусстве является иконопись. Образ святой Богоматери был изображен в более чем трехстах иконографических сюжетах. Также было освоено искусство миниатюры рукописных книг. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, которые не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания.

Многие художники нашей современности продолжают рисовать образы святых русских людей, изображать какие-то значимые моменты из истории становления Священной земли нашей. Своим искусством давая понять, что русский народ, живущий в стране с богатой историей, наделен самосознанием, что только через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию Бога.

Многие великие композиторы писали церковную музыку: Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков. Литургии Чайковского и Рахманинова предназначались для богослужений. Православные традиции находили отражение в русской живописи, творчестве величайших художников: Васнецова, Нестерова, Крамского. Обратите внимание на картину"Святая Русь" Михаила Нестерова.

святая русь

В литературе

Образ святости земли русской и тема религиозности всегда прослеживалась в произведениях писателей, поэтов и композиторов даже в послереволюционном период, на протяжении более семидесяти лет. Возможность доступа к ценностям православной духовности обеспечивали произведения Пушкина, Достоевского, Гоголя, Чехова, Лермонтова и многих других авторов той поры.

Произведения русских литераторов XIX века по праву считаются сокровищами мировой литературы. Даже великий Александр Пушкин после периода сомнений и отказа от веры писал прекрасные стихи о христианстве. Религиозная тема священной земли русской всегда занимала важное место в русской литературе и философии.

В этом видео представлено рассуждение профессора филологии Александра Осповата о смысле термина.

3 сочинения на тему: Идеальный образ святого в русской литературе на примере жития Сергия Радонежского

Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития самые обыкновенные люди. Это простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь и идут по нему, стараясь уподобиться Иисусу Христу.

Жития святых создавались на протяжении всей древнерусской литературы. Большинство авторов нам не известны. Житийный канон оказался самым устойчивым из всех жанров древнерусской литературы.

Пример сочинения 2

Прошло уже 7 веков с тех времен, когда жил на Русской земле преподобный Сергий Радонежский, а люди и по сей день не перестают в своих молитвах обращаться за помощью к великому святому. Его труд нашел свое воплощение как в литературе, в живописи и иконописи. О его мудрости говорят многие философы, его почитают и прославляют во всех православных храмах. История жизни преподобного Сергия – это идеал чистой и праведной жизни. Он сыграл огромную роль как в с сплочении русского народа, так и в его духовном становлении. К покровительству Сергия Радонежского с молитвами прибегают все православные люди и он приходит на помощь, к нам показывая правильную жизненную дорогу. Целью моей работы является раскрытие светлого образа Сергия Радонежского в произведениях русской культуры.

"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: "если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!"

Автор подчеркивает "светлость и святость", величие Сергия, описывая его кончину. "Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти. ".

Сергий последовательно тверд и непреклонен в своей кротости, смирении, скромности. Когда монастырская братия вдруг начала роптать, игумен не впал в пастырский гнев, не стал обличать своих “детей” за греховность. Он, уже старый человек, взял посох свой и ушел в дикие места, где основал скит Киржач. И другу своему, митрополиту московскому Алексию, не позволил наложить на себя золотой крест митрополичий: “От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете”.
Таким мировоззрением св. Сергий на Руси завоевывает великий нравственный авторитет, который, как показала история, только и позволяет ему совершить главный подвиг жизни — благословить Дмитрия Московского на битву с поработителями Отечества.

Как в литературе, так и в живописи хорошо отразился образ великого святого.

В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи. Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону.

Главными отличительными особенностями святого Сергия на иконах стала коричневая монашеская мантия с тёмным платком-парамандом и округлая, средней длины борода. События жизни разворачиваются в боковых клеймах. Только одно из этих событий выделилось в отдельную икону — явление Сергию Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Святой беспокоился о дальнейшей судьбе своей обители, и Богоматерь обещала всегда заботиться о монастыре.

Мир жития условен, писатель же пытается проникнуть во внутренний мир героя, объяснить его поступки.

Так же и картины художников отличаются от икон, написанных строго по канонам.

Сергий Радонежский занимал особое место в жизни и творчестве художника Михаила Нестерова (1862–1942). Художник даже считал, что святой спас его от смерти в младенчестве.

"Видение отроку Варфоломею" - самое известное произведение художника М.В. Нестерова. В его основу лег эпизод из Жития преподобного Сергия Радонежского. Мальчик – пастушок Варфоломей (будущий Сергий) потерял жеребят в лесу. Отправившись на поиски, он забрел в пустынное место, и встретил незнакомого старца – священника. Тот дал отроку кусочек просфорыи, вместе с ним, тягу к учению и просветлению. Это полотно открывало так называемый "Сергиевский цикл", в который еще вошли "Юность преподобного Сергия", "Труды Сергия Радонежского", "Преподобный Сергий Радонежский".

Преподобный Сергий, бывший духовником Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю.

Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября по старому стилю 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего "строго хранить чистоту православной веры, а также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний ,воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию".

Преподобный Сергий Радонежский является символом святости на Руси. Он олицетворяет собой тихую святость, которая проявляется не в громких делах, а во всеобщей любви и милосердии.

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: "Кто я такой — грешный и худший из всех человек?" И был непреклонен.

В 2014 году мы празднуем 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Это событие имеет огромное значение не только для основанной им Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада, но и для России в целом.

Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых русских святых. Он – строитель русской духовной культуры, также является идейным вдохновителем победы в Куликовской битве. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Пример сочинения 3

Сочинение "Образ святого Сергия и картина жизни Руси в "Житии Сергия Радонежского"

Житие о Сергии Радонежском учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, трудолюбию, благоговению и вере. Что особенно выделяется в характере Сергия? Его боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность. Он всегда умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем, умеет быть вторым, имея в действительности во всём первое. Житие преподобного Сергия Радонежского показывает, на какую высоту может подняться русский человек, просвещённый Словом Божьим. Преподобный Сергий для русского народа и государства имеет большое значение, ведь именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву с полчищами Мамая. Он вселил веру в русских воинов, отправившихся на защиту своей Земли. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, прежде всего чувство долга. Житие даёт нам полное представление об идеальном человеке с точки зрения христианской морали.

Рассказ о чудесах начинается ещё с событий, произошедших до рождения Сергия, с того времени, когда он был в утробе матери. Епифаний рассказывает поразительную историю.

Житие имело строгий канон, и каждый святой непременно должен был быть рождён благочестивыми родителями, каковыми и были родители Сергия.

Однажды Мария (мать Сергия), будучи беременной будущим святым, приходит в церковь, и во время литургии (в совершенно определённых местах) младенец начал кричать так, что в первый раз все подумали, что кто-то принёс в храм новорождённого ребёнка. Осмотрели весь храм, но никого не нашли. Спросили у Марии, не принесла ли она за пазухой младенца, но она сказала, что у неё никакого младенца нет. Только потом стало понятно, что это в её утробе кричит будущий святой, который ещё до рождения слышит слова божественной литургии и откликается на них тогда, когда это нужно.

Рассказывает Епифаний и о чудесном постижении Сергием грамоты. Дело в том, что, в отличие от старших братьев, не давалось Сергию учение. И однажды он, ища по приказу отца ушедший скот, встретил под деревом какого-то благообразного старца, приносившего молитвы. Сергия тогда ещё звали Варфоломеем. Отрок Варфоломей обратился к этому старцу и предложил ему пройти вместе с ним в дом его родителей, где старец может найти приют. И видя такое отношение к себе со стороны отрока, старец спросил, чего ему больше всего хотелось бы? Сергий посетовал на то, что не даётся ему грамота. Тогда этот старец вынул небольшой хлебец – просфору – и предложил Сергию её съесть. Старец сказал, что теперь грамота будет доступна Сергию. Уже буквально на следующий день во время богослужения Сергий прекрасно читал богослужебную книгу и пел церковные песнопения. Грамота была им постигнута путём божественного откровения.

Более всего рассказывает Епифаний о тех событиях, которые рисуют необыкновенную скромность, аскетизм Сергия, его неприхотливость. Например, приходящий в его монастырь богатый вельможа или какой-то крестьянин не могут поверить, что одетый в очень простую одежду человек, занимающийся самым простым физическим трудом, – прославленный святой. Но это было действительно так.

Рассказывает нам Епифаний о примерах ясновидения Сергия. Когда в нескольких верстах от монастыря проезжал Стефан Пермский (он ехал в Москву), то он решил, что на обратном пути заглянет в монастырь, навестит своего друга Сергия. Стефан остановился, и Сергий, совершавший в это время литургию, почувствовал его присутствие за несколько вёрст и поклонился в ту сторону. И они как бы вместе совершали это богослужение. Присутствующие в храме не поняли, кому отдаёт поклон Сергий.

Читайте также: