Эффект коммуникации достигнут если адресат понял сообщение в соответствии с замыслом сообщения

Обновлено: 02.07.2024

Вложенные файлы: 1 файл

лекции 11.docx

Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуник ация рассматривается как важнейший фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников.

Коммуникация сегодня изучается многими науками. Так, технические дисциплины изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации. Психология и психолингвистика рассматривают причины, барьеры, затрудняющие процесс коммуникации, мотивированность вербального и невербального поведения коммуникантов, пути оптимизации данного процесса. Лингвистика изучает проблемы вербальной коммуникации, выявляет закономерности становления, развития и функционирования естественного языка. Семиотика (наука о знаковых системах) – выявляет закономерности известных знаковых систем, их структурной организации, функционирования и развития. Социология рассматривает коммуникацию как вид информационного обмена (средство информации, передача информации, воздействие информации).

Информационный обмен в обществе возможен только при выполнении ряда условий (законов коммуникации):

ФК – это роль и соответствующее назначение форм общения в жизнедеятельности людей.

Выделяются следующие функции коммуникации:

Коммуникация представляет собой неоднородный процесс, поскольку в нем используются различные коммуникативные средства и способы актуализации их коммуникативной функции. Поэтому классификация коммуникации проводится по разным основаниям.

Выделяются различные типы коммуникации:

    • по степени репрезентативности аудитории – межличностная, внутригрупповая, массовая, публичная;
    • по форме – устная, письменная;
    • по каналу восприятия и передачи информации – аудитивная, визуальная, тактильная и др.;
    • по способу установления и поддержания контакта – прямая (непосредственная) и опосредованная (дистантная) коммуникация;
    • по социальным параметрам – горизонтальная и вертикальная коммуникация (горизонтальная предполагает процесс интерактивных информационных обменов с равноправным соучастием получателя и отправителя информации; передача информации на одном иерархическом уровне (социальном, производственном); вертикальная – передача информации сверху вниз и снизу вверх в иерархических социальных системах; однолинейный процесс информационного обмена от адресанта к адресату с тенденцией к монополизации роли отправителя информации);
    • в зависимости от использования знаковых систем – вербальная (с помощью языка) и невербальная (с опорой на пара- и экстралингвистические компоненты: жесты, мимика, позы, походка, нормирование пространственной и временной организации общения);
    • с точки зрения взаимоотношений участников коммуникации и коммуникативной ситуации – коммуникацию частную, публичную и официальную;
    • с точки зрения личностных оценок при соблюдении/нарушении социального равновесия – кооперативная и конфликтная коммуникация.

    Модель коммуникативного акта

    Согласно общепсихологической теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, в процессе речевого общения коммуниканты, регулируя поведение друг друга, осуществляют совместную деятельность. Действие – целенаправленно, а деятельность (совокупность действий) мотивирована (ради чего говорят).

    Цель коммуникации – мысленное предвосхищение результата коммуникативной деятельности. Разграничивают два типа целей, которые отражают существенные мотивы человеческого поведения: желание реализовать свое намерение (быть эффективным) и необходимость приспособиться к ситуации. Цели могут быть первостепенными, когда говорящий инициирует коммуникативный процесс и управляет речевыми действиями.

    К основным целям К. относят:

    а) обмен и передачу информации; б) формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

    в) формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

    г) обмен деятельностью, инновационными приемами, технологиями;

    д) изменение мотивации поведения;

    е) обмен эмоциями.

    Второстепенные цели могут быть связаны с самооценкой говорящего, с сохранением лица партнера, стремлением говорящего сохранить и приумножить значимые для него ценности, желанием говорящего управлять ситуацией и избежать отрицательных эмоций.

    В современной теории речевого общения модель коммуникативного акта, основные составляющие которой были определены еще Романом Осиповичем Якобсоном, включает:

    В межличностной коммуникации эффективность возможна лишь при достижении полного взаимопонимания между коммуникантами. Важна реакция собеседников друг на друга, действия, которыми они подтвердили адекватность восприятия информации в обратной связи.

    Различают вербальную и невербальную коммуникации.

    Вербальная – общение с помощью слов, невербальная – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения тела, поза, общения с помощью рисунков, предметов (цветы) и т.д.).

    Вербальная коммуникация может быть устной и письменной.

    В зависимости от ряда признаков различаются следующие виды коммуникации:

      1. Условия коммуникации: а) Прямая, или непосредственная коммуникация с активной обратной связью (диалог) или с отсроченной обратной связью (напр., письменной распоряжение); б) Опосредованная (дистантная) коммуникация (напр., выступление на ТВ, в СМИ).
      2. Количество участников: монолог, диалог, полилог.
      3. Цель коммуникации: информировании, убеждение, развлечение.
      4. Характер ситуации: деловая коммуникация (доклад, дискуссия), публичная (СМИ, митинг, собрание), бытовая (светские разговоры, сплетни, чат и т.д.).

    Речевая деятельность представляет собой систему мотивированных речевых действий участников коммуникации в социально значимых ситуациях и включает четыре основных аспекта, которые принять называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Поскольку говорение и письмо требуют творческих усилий при порождении, их классифицируют как активные виды речевой деятельности, и, соответственно, аудирование (слушание) и чтение – как репродуктивные.

    Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме; механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании участник коммуникации оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками. От степени сформированности навыков этих видов речевой деятельности зависит успешность коммуникации. Уровень овладения этими навыками определяет критерии оценки степени владения языком, т.е. коммуникативную компетентность.

    16-17

    Выделяют две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:

    • критерии духовного плана, отражающие изменения в сознании человека (знания, убеждения, направленность ценностей, идеалов, установок и т. д.);

    • критерии практического плана, которые свидетельствуют об изменении поведения, деятельности, образа жизни, активности отдельных людей, социальных групп.

    Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатных изданий показателем эффективности является тираж, для телевидения, радио – число жителей, охватываемых на территории их вещания.

    Для успешной коммуникации важны такие качества, как общительность, контактность.

    Контактность – это специфическое социальное умение, предполагающее формирование доверительных отношений между коммуникантами в ходе взаимодействия, а также управление коммуникативной ситуацией.

    Комплимент – один из факторов эффективности общения, решает стратегическую задачу говорящего: расположить к себе собеседника. Комплимент может быть прямым, когда отмечаются внешние, нравственные, физические данные адресата, либо через положительную оценку вещи.

    Содержание коммуникации представляют знаки как части системы средств выражения, несущие закодированную информацию, расположенные в определенной последовательности согласно определенным (заданным системой) правилам. Коммуникация может осуществляться с помощью различных знаковых систем, например речи, жестов, азбуки Морзе и др. Изучением таких знаковых систем занимается семиотика.

    Классификация знаков предполагает их условное деление на:

    натуральные или естественные (следы зверей, звездное небо), которые имеют естественное происхождение, обозначают реально существующую совокупность вещей или явлений природы;

    образные (живопись, музыка, танцы, мимика, жесты), связанные с понятием символа. Используются упрощенные, но легко узнаваемые изображения;

    конвенциональные (алгоритмические, информационные, специализированные), основанные на договоренности, являются основой для построения естественных и формальных языков, а также систем записи.

    Изучение теории коммуникации основывается на семиотике – науке о знаках и знаковых системах, устроенных определенным образом. Семиотика открывает возможности научного изучения коммуникации. Знаковая система как материальный посредник служит для обмена информацией между двумя материальными системами.

    В семиотике имеются три раздела, в каждом из которых знаковые системы изучаются с различных точек зрения: синтактика, семантика и прагматика.

    Синтактика изучает правила построения знаков, синтаксис знаковой системы, комбинации составления знаков,семантика – смысловое содержание знаков и их комбинаций, прагматика – особенности использования знаков в коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в контексте определенной знаковой ситуации.

    Одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения.

    • особый вид человеческой деятельности;

    • разновидность общения при помощи языка (то, что обычно зывают стилем языка, слогом), которая характеризуется от ром определенных лексических и грамматических средств в висимости от условий и целей коммуникации (деловая официальная речь, поэтическая речь, профессиональная ре и др.);

    • виды синтаксического построения высказывания (косвенная

    прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).

    Нас интересует прежде всего первое значение. Речь - это оа вид деятельности, который существует наряду с другими видами деяности (трудовой, познавательной, мнемической, т.е. деятельност: памяти, и т.д.).

    В языкознании речь изучается внутри оппозиции язык — речь обычно понимается как реализация системы языка. Эта оппозиц;

    От того, каким образом осуществляется этот переход, зависит характер воздействия речи говорящего (пишущего) на собеседника (читателя).

    Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

    1) условия общения:

    • прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. П.);

    • опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

    2) количество участников:

    • монолог (речь одного человека);

    • диалог (речь двух людей);

    • полилог (речь нескольких человек);

    3) цель общения:

    • убеждение (включая побуждение, объяснение и т. П.);

    4) характер ситуации:

    • деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. П.);

    • бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. Д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

    Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

    Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. Д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

    Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

    Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

    Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.

    Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

    Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:

    Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.

    Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.

    Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

    4. Влияние избыточности информации на доступность восприятия.

    5. Факторы эффективности массовой и межличностной коммуникации.

    1. Коммуникация как процесс

    Коммуникация – это процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс носит двусторонний характер и предполагает последовательность этапов формирования, передачи, приема, декодирования и использования информации при ее обмене коммуникантами.

    Процесс обмена информацией начинается с ее формирования. Информация, предназначенная для использования в коммуникативном процессе, должна включать как реальные, так и символические сведения, которые придадут событию реальную ценность, заинтересуют аудиторию. Способ передачи информации определяется целью коммуникации, использованием имеющихся каналов, наличием общей для участников коммуникации знаковой системы.

    2. Понятие доступности информации

    Успешность коммуникативного процесса зависит от ряда факторов. Информация лишь тогда осваивается участниками актов коммуникации, когда она представлена доступно.

    Доступность, согласно французскому ученому А. Молю, отражает способность соотнести настоящее с будущим, слова друг с другом, ожидаемое с прошедшим или связать артикли с существительными, сказуемое с подлежащим, прилагательное с нарицательным существительным, дополнение с глаголом и т. д. Ученый предложил подход, позволяющий производить анализ сложной взаимозависимости компонентов актов общения.

    4. Влияние избыточности информации на доступность восприятия

    5. Факторы эффективности массовой и межличностной коммуникации

    Выделяют две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:

    • критерии духовного плана, отражающие изменения в сознании человека (знания, убеждения, направленность ценностей, идеалов, установок и т. д.);

    • критерии практического плана, которые свидетельствуют об изменении поведения, деятельности, образа жизни, активности отдельных людей, социальных групп.

    Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатных изданий показателем эффективности является тираж, для телевидения, радио – число жителей, охватываемых на территории их вещания.

    Для успешной коммуникации важны такие качества, как общительность, контактность.

    Контактность – это специфическое социальное умение, предполагающее формирование доверительных отношений между коммуникантами в ходе взаимодействия, а также управление коммуникативной ситуацией.

    Комплимент – один из факторов эффективности общения, решает стратегическую задачу говорящего: расположить к себе собеседника. Комплимент может быть прямым, когда отмечаются внешние, нравственные, физические данные адресата, либо через положительную оценку вещи.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Выберите документ из архива для просмотра:

    Выбранный для просмотра документ МУ.docx

    Пояснительная записка

    Методическая разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятия для систематизации и закрепления изученного материала с использованием информационно-коммуникативных технологий, решения ситуационных задач и элементов ролевой игры.

    Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике, а студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.

    Целью занятия является закрепление изученного материала, рассмотрение сущности управленческой деятельности, которая представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации . Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией. Обучающиеся в результате данного занятия смогут дать определение коммуникации в менеджменте, смогут перечислить виды коммуникаций, смогут дать характеристику различным коммуникативным сетям, смогут использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество, смогут излагать свое мнение, работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с друг с другом, руководством.

    Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия. По изучаемой теме студенты могут подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций, слайдов.

    Работа в микрогруппах, за компьютером, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений, использование элементов ролевой игры по определению стиля поведения в конфликтной ситуации дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившую конфликтную ситуацию на предприятии, рекомендации по улучшению работы.

    Цель написания данной методической разработки – формирование мотивации у студентов, развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний студентов.

    Методическая разработка состоит из основных разделов:

    - подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока;

    - структура занятия состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а так же методов обучения и времени, необходимого для изучения темы;

    - методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цели;

    - аключительный этап анализирует результаты работы и подводит итоги проведенного урока.

    4. Влияние избыточности информации на доступность восприятия

    5. Факторы эффективности массовой и межличностной коммуникации

    Выделяют две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:

    • критерии духовного плана, отражающие изменения в сознании человека (знания, убеждения, направленность ценностей, идеалов, установок и т. д.);

    • критерии практического плана, которые свидетельствуют об изменении поведения, деятельности, образа жизни, активности отдельных людей, социальных групп.

    Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатных изданий показателем эффективности является тираж, для телевидения, радио – число жителей, охватываемых на территории их вещания.

    Для успешной коммуникации важны такие качества, как общительность, контактность.

    Контактность – это специфическое социальное умение, предполагающее формирование доверительных отношений между коммуникантами в ходе взаимодействия, а также управление коммуникативной ситуацией.

    Комплимент – один из факторов эффективности общения, решает стратегическую задачу говорящего: расположить к себе собеседника. Комплимент может быть прямым, когда отмечаются внешние, нравственные, физические данные адресата, либо через положительную оценку вещи.

    Лекция 6
    Семиотика языка. Вербальная и
    невербальная коммуникация

    1. Семиотика языка.

    2. Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации.

    3. Невербальные элементы коммуникации. Кинесика. Такесика. Окулесика. Проксемика.

    1. Семиотика языка

    Изучение теории коммуникации основывается на семиотике – науке о знаках и знаковых системах, устроенных определенным образом. Семиотика открывает возможности научного изучения коммуникации. Знаковая система как материальный посредник служит для обмена информацией между двумя материальными системами.

    Классификация знаков предполагает их условное деление на:

    натуральные или естественные (следы зверей, звездное небо), которые имеют естественное происхождение, обозначают реально существующую совокупность вещей или явлений природы;

    образные (живопись, музыка, танцы, мимика, жесты), связанные с понятием символа. Используются упрощенные, но легко узнаваемые изображения;

    конвенциональные (алгоритмические, информационные, специализированные), основанные на договоренности, являются основой для построения естественных и формальных языков, а также систем записи.

    В семиотике имеются три раздела, в каждом из которых знаковые системы изучаются с различных точек зрения: синтактика, семантика и прагматика.

    Синтактика изучает правила построения знаков, синтаксис знаковой системы, комбинации составления знаков, семантика – смысловое содержание знаков и их комбинаций, прагматика – особенности использования знаков в коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в контексте определенной знаковой ситуации.

    Читайте также: