Сочинение брожу ли я вдоль улиц шумных

Обновлено: 28.06.2024

Пушкин с определенного возраста часто размышлял, что живет не так, как желал бы – и стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” стало плодом этих раздумий. Чтобы понять, как сам автор относился к себе, просто прочесть его недостаточно – для этого может использоваться краткий анализ “Брожу ли я вдоль улиц шумных” по плану. Он поможет ученикам 10 класса, изучающим творчество поэта на уроке литературы, лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.
История создания – написано оно было 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия с элементами реализма.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

История создания

Пушкин, хоть и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихе “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”. Существовало две редакции этого стихотворение – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а сразу говорил о том, как неотступно преследую его мысли о смерти.

Анализ стихотворения Брожу ли я вдоль улиц шумных (Пушкин)

В возрасте тридцати лет поэт уже стал достаточно популярным и известным, чьи работы считались явлением многих споров и суждений. Но светская публика воспринимала работы А. С. Пушкина достаточно скептично, поскольку автор был на слуху как повеса и дебошира, ловелас и человек, который лишний раз не промолчит. Но все-таки, поэта можно было считать вполне сложившимся человеком.

Сам автор, считал, что свободная жизнь требует больших средств, которых у поэта и не было вовсе. Данный факт причиняет много дискомфорта и вынуждает регулярно быть на службе, которая так надоела А. С. Пушкину. Задумавшись над тем, что известность в творчестве не считается залогом благополучия, автор ищет выходы для того, чтобы укрепиться и часто думает над тем, что его судьба состоялась вовсе не так, как бы этого мечталось. К тридцати годам Александр Сергеевич Пушкин пишет данное произведение, где еще раз пытается найти ответ, для чего же он здесь, на этом свете?

Но поэт не стал внедряться в философские вопросы и размышлять, а взял то, что было подарено ему судьбой, как само собой полагающееся. Так же автор отмечает, что, чем бы он ни занимался, его мысли далеки от реальной жизни. В своих грезах, А. С. Пушкин видит себя успешным человеком, ловеласом. Но судьба его постоянно возвращает обратно в реальность, где он просто обычный человек. Понимая это, поэт отмечает, что все мы уйдем из жизни, и не важно, богатый ты или бедный. Он вовсе не страшится смерти. Помимо этого, он осознает, что это неизбежно и надеется, что там будет куда спокойнее, чем здесь. Так думая, автор словно дает дорогу молодому поколению, без какой либо зависти или грусти.

А. С. Пушкин не знает, где его смерть и не хочет даже думать, как это может случиться. Но он желает, чтобы его похоронили на родине.

Анализ стихотворения Брожу ли я вдоль улиц шумных по плану

Несмотря на то, что посвящено произведение рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на деле оно достаточно оптимистично. То есть несмотря на то, что смерть человека печальна, это не означает, что тление торжествует. В итоге жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующие поколения.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в тоскливых размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте не оказался лирический герой, все в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления и времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

История создания
Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения — элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать

об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится.

Это образец реалистического стихотворения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырех лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определенное место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей наводит на мысль об их смертности.

Дуб переживет лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям

о времени , месте смерти. Последние две строфы — раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задает риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии — рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна.

Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчеркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырехстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к четкой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений.

Данная элегия — способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрестная, женская и мужская рифмы чередуются.

Тропы и образы

Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека — соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.

Важность эпитетов подчеркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчеркивая эпитеты-определения.

Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел — родина, гробовой вход — могила.

Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдем под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлет судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать.

Но не следует ли читать эти две строки в прямом смысле: лирическому герою хотелось бы, чтобы следующие поколения не забыли его, приходили на его могилу?

Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни.

С точки зрения смертного человека природа вечна.

Это классическая элегия с реалистичными мотивами, которая посвящена печальным раздумьям. Лирический герой, думая о конце жизни, внутренне смиряется с этим.

Написана она четырехстопным ямбом с пиррихием, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Жанр, направление, размер

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли. Это:

  • Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  • Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Все они подчеркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой тематикой. Они подчеркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придет и за ним.

Средства художественной выразительности

Несмотря на то, что возвышенной, сложной лексики практически нет, стихотворение относится к жанру элегии. Следовательно, требует высокого стиля изложения, что и реализуется тут богатством средств художественной выразительности.

Пушкин использовал множество:

Пушкин пытается сказать читателю, что важно не только осознание неизбежности смерти, но и умение смириться и жить с этим пониманием.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.
История создания – написано оно было 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия с элементами реализма.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Творческое наследие А.С. Пушкина велико и многообразно. Оно включает в себя поэтические произведения, посвященные различной тематике: мотивам свободолюбия, назначения поэта и поэзии, любви и дружбы. Огромное место в творчестве Пушкина занимает философская проблематика.
В лирике поэта 20 – 30-ых годов наблюдается борьба двух настроений: грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. У Пушкина оптимистические ноты неизбежно побеждают. Именно на этот период приходится расцвет реалистической лирической поэзии А.С. Пушкина.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Стихотворение построено на связи внутреннего мира героя с его ощущением внутренней отрешенности. Главный вопрос, который занимает главного героя:

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствиях, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

Все произведение проникнуто глубоким пониманием жизни, хотя авторская позиция не всегда бывает ясна:

Младенца ль милого ласкаю

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю.

Мне время тлеть, тебе цвести.

Лирического героя не радует вид младенца, его это настраивает на грустные мысли о смерти. Но в этих строках поэт передает и ощущение вечности жизни, он придает жизни движение, в которой и заключен смысл бытия.

Хочется отметить, что Пушкин почти всегда в своем творчестве писал про себя, про свою жизнь. Это ярко проявилось и в данном стихотворении, которое можно назвать духовным завещанием поэта:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

История создания

Пушкин, хоть и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихе “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”. Существовало две редакции этого стихотворение – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а сразу говорил о том, как неотступно преследую его мысли о смерти.

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Несмотря на то, что посвящено произведение рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на деле оно достаточно оптимистично. То есть несмотря на то, что смерть человека печальна, это не означает, что тление торжествует. В итоге жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующие поколения.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в тоскливых размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Темы и проблемы

  • Философская тематика произведения заставляет читателя задуматься о многом. Мы начинаем иначе осмыслять свою жизнь. Основная тема стихотворения — вопрос о бытие и смерти, который лирическим героем разрешается в пользу первого. Все мы найдем продолжение в своих потомках, ничто и никто не пройдет бесследно.
  • Кроме темы бесконечности жизни, в произведении автор затрагивает и проблему судьбы. Так, лирический герой гадает, где же ему суждено найти смерть. То есть человеческое будущее — потёмки, ты никогда не знаешь, что будет с тобою завтра. Отсюда вытекает тема тайны будущего, которую каждый человек хочет, но не может узнать.
  • Также автор обращается к теме родины. Лирический герой смиряется со смертью, но у него есть одно единственное желание, чтобы вечным сном он заснул в своей стране. Это говорит о том, каким патриотом был сам автор. Несмотря на напряженные отношения с властью, откровенную враждебность царя и неприятие социальной действительности самим поэтом, Александр Пушкин любил отечество и болел за него душой.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте не оказался лирический герой, все в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления и времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

13 февраля 2013

Стихотворение представляет собой два противопоставления, в нём показаны два кладбища – кладбище городское и кладбище деревенское. И первое и второе является символом России, два образа, противостоящих друг другу. Жизнь подлинная и жизнь фальшивая.

Пушкин говорил не просто о каком-то безызвестном городском кладбище, а о кладбище Санкт-Петербурга. Столичное кладбище. Каждый троп затрагивает одну важную тему за другой, это и делает данный образ столь многозначительным и содержательным. Тема смерти и разложения – непростая тема, она раскрывает всю страшную суть столицы империи.

В своём стихотворении, автор очень откровенен. Пушкин не скрывает своего неприятия и презрения к окружающей действительности. Кладбищенская тема о которой, как правило, говорили исключительно в печально-высокой лексике и с некоторым поддельным религиозным умилением, здесь звучит иначе.

Автор показывает печальный и лживый мир столицы, лишённый всякой духовности. Дворяне, купцы и чиновники, все они захоронены тут и даже после своей смерти, они сохранили всю суть своего прошлого пошлого существования.

Смерть там иная, будто смерть-перевоплощение. Кладбище столицы заставлено бездушными мраморными памятниками, холодными могильными плитами, а над кладбищем деревенским – раскинулся могучий дуб, спокойный и величественный. Он будто является продолжением жизни всех погибших здесь людей.

Это классическая элегия с реалистичными мотивами, которая посвящена печальным раздумьям. Лирический герой, думая о конце жизни, внутренне смиряется с этим.

Написана она четырехстопным ямбом с пиррихием, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Художественные образы

В произведении противопоставляется жизнь смерти. Это выражено метафорами и эпитетами.

Когда поэт называет юношей безумными, то он хочет подчеркнуть, что каждый человек должен думать не только о радостях жизни, но и мыслить о неизбежно грядущей смерти. Этим он раскрывает идею элегии: научиться сопоставлять каждый прожитый день с думой о смерти.

Для придания бо́льшей значимости эпитетам автор использует приём инверсии. Каждый эпитет он ставит после существительного, которое хочет особо выделить. Олицетворения и метафоры объединены движением быстротечной жизни к смерти, то есть к вечности. Элегия написана высоким стилем, который является традиционным для этого жанра.

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли. Это:

  • Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  • Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Все они подчеркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой тематикой. Они подчеркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придет и за ним.

Роль метафор и эпитетов

В произведении особая роль отведена эпитетам. Пушкин ставит их после существительного, намекая на их важность. Это относится и к фразам:


Касательно природы, в этом произведении автор показал безразличие к ней. Скорее всего потому, что ей не страшна смерть, ведь с ракурса человека она вечна.

Пафос

Стихотворение проникнуто духом разрушения, неизбежной кончины. В нем чувствуется печаль, какая-то тоска и одновременно смирение перед неизбежным.

Над автором словно навис рок, который он ощущает, но не может понять и постичь. Все это Пушкин гениально изложил в анализируемом стихотворении.

Однако нельзя сказать, что произведение пессимистично. Наоборот, хоть тлен и неизбежен, но через него возрождается природа, и жизнь идет дальше своим чередом.


Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.
История создания – написано оно было в 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном варианте эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Пафос

Стихотворение проникнуто духом разрушения, неизбежной кончины. В нем чувствуется печаль, какая-то тоска и одновременно смирение перед неизбежным.

Над автором словно навис рок, который он ощущает, но не может понять и постичь. Все это Пушкин гениально изложил в анализируемом стихотворении.

Однако нельзя сказать, что произведение пессимистично. Наоборот, хоть тлен и неизбежен, но через него возрождается природа, и жизнь идет дальше своим чередом.

История создания

Пушкин, хотя и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”. Существовало две редакции этого стихотворения – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а прямо говорил о том, как неотступно преследуют его мысли о смерти.

Тематика и проблематика

Рассуждения движутся по вектору от общего к частному: от смертности каждого человека до личных переживаний лирического героя по данному вопросу. Заключают же рассуждение мысли о вечных ценностях : родине, природе, красоте и жизни в целом.

Несмотря на то, что посвящено произведение рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на деле оно достаточно оптимистично. То есть несмотря на то, что смерть человека печальна, это не означает, что тление торжествует. В итоге жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующие поколения.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в грустных размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте ни оказался лирический герой, всё в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления о времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Написано произведение четырехстопным ямбом, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Жанр, направление, размер

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли.

  • Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  • Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Все они подчёркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой темой. Они подчёркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придёт и за ним.

Темы и проблемы

  • Философская тематика произведения заставляет читателя задуматься о многом. Мы начинаем иначе осмыслять свою жизнь. Основная тема стихотворения — вопрос о бытие и смерти, который лирическим героем разрешается в пользу первого. Все мы найдем продолжение в своих потомках, ничто и никто не пройдет бесследно.
  • Кроме темы бесконечности жизни, в произведении автор затрагивает и проблему судьбы. Так, лирический герой гадает, где же ему суждено найти смерть. То есть человеческое будущее — потёмки, ты никогда не знаешь, что будет с тобою завтра. Отсюда вытекает тема тайны будущего, которую каждый человек хочет, но не может узнать.
  • Также автор обращается к теме родины. Лирический герой смиряется со смертью, но у него есть одно единственное желание, чтобы вечным сном он заснул в своей стране. Это говорит о том, каким патриотом был сам автор. Несмотря на напряженные отношения с властью, откровенную враждебность царя и неприятие социальной действительности самим поэтом, Александр Пушкин любил отечество и болел за него душой.

Роль метафор и эпитетов

В произведении особая роль отведена эпитетам. Пушкин ставит их после существительного, намекая на их важность. Это относится и к фразам:

Роль метафор и эпитетов в стихотворении

Касательно природы, в этом произведении автор показал безразличие к ней. Скорее всего потому, что ей не страшна смерть, ведь с ракурса человека она вечна.

Система образов

Автор вводит череду образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:

Жизнь и смерть ходят рука об руку, и в этом заключается оптимистический посыл автора своему читателю. Во всяком конце кроется новое начало – вот в чем смысл этого пушкинского произведения.

December 6, 2015

Основные темы в творчестве А. С. Пушкина

Поэт и писатель отличился от других авторов разносторонностью в сочинительстве. Он затронул многие темы в своих произведениях. Пушкин воспевал свободу, пытался бороться с самодержавием, не обходил стороной актуальные политические вопросы, ратовал и болел за счастье народа. Важное место в его творчестве занимали темы дружбы, любви. Он воспевал родную природу, пейзажи.

В рассматриваемом нами стихотворении поэт рассказывает, что где бы он ни находился, его посещают думы. Они о том, что годы летят, всем предначертана кончина, и чей-то час уже близок. Лирический герой смотрит на дуб и задумывается о том, что тот переживет и его так же, как пережил его предков. Когда он ласкает младенца, думает, что тот будет цвести, а он сам – тлеть. Каждый день поэта посещает мысль о грядущей смерти, о ее возможных причинах. Он отмечает, что, несмотря на то, что мертвому телу все равно где находиться, сам он желает почивать недалеко от родных мест.

Он использует риторические вопросы, в которых задумывается, где и как произойдет его кончина.

Заключение

Для передачи читателям своего видения поэт применил некоторые художественные приемы, которые сделали язык лирического произведения ярче и сумели раскрыть размышления автора.

13 февраля 2013

Стихотворение представляет собой два противопоставления, в нём показаны два кладбища – кладбище городское и кладбище деревенское. И первое и второе является символом России, два образа, противостоящих друг другу. Жизнь подлинная и жизнь фальшивая.

Пушкин говорил не просто о каком-то безызвестном городском кладбище, а о кладбище Санкт-Петербурга. Столичное кладбище. Каждый троп затрагивает одну важную тему за другой, это и делает данный образ столь многозначительным и содержательным. Тема смерти и разложения – непростая тема, она раскрывает всю страшную суть столицы империи.

В своём стихотворении, автор очень откровенен. Пушкин не скрывает своего неприятия и презрения к окружающей действительности. Кладбищенская тема о которой, как правило, говорили исключительно в печально-высокой лексике и с некоторым поддельным религиозным умилением, здесь звучит иначе.

Автор показывает печальный и лживый мир столицы, лишённый всякой духовности. Дворяне, купцы и чиновники, все они захоронены тут и даже после своей смерти, они сохранили всю суть своего прошлого пошлого существования.

Смерть там иная, будто смерть-перевоплощение. Кладбище столицы заставлено бездушными мраморными памятниками, холодными могильными плитами, а над кладбищем деревенским – раскинулся могучий дуб, спокойный и величественный. Он будто является продолжением жизни всех погибших здесь людей.

Художественные образы

В произведении противопоставляется жизнь смерти. Это выражено метафорами и эпитетами.

Когда поэт называет юношей безумными, то он хочет подчеркнуть, что каждый человек должен думать не только о радостях жизни, но и мыслить о неизбежно грядущей смерти. Этим он раскрывает идею элегии: научиться сопоставлять каждый прожитый день с думой о смерти.

Для придания бо́льшей значимости эпитетам автор использует приём инверсии. Каждый эпитет он ставит после существительного, которое хочет особо выделить. Олицетворения и метафоры объединены движением быстротечной жизни к смерти, то есть к вечности. Элегия написана высоким стилем, который является традиционным для этого жанра.

Пушкин с определенного возраста часто размышлял, что живет не так, как желал бы – и стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” стало плодом этих раздумий. Чтобы понять, как сам автор относился к себе, просто прочесть его недостаточно – для этого может использоваться краткий анализ “Брожу ли я вдоль улиц шумных” по плану. Он поможет ученикам 10 класса, изучающим творчество поэта на уроке литературы, лучше понять смысл произведения.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.

История создания – написано оно было в 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном варианте эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.

Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

История создания

Пушкин, хотя и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”.
Существовало две редакции этого стихотворения – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а прямо говорил о том, как неотступно преследуют его мысли о смерти.

Несмотря на то, что посвящено произведение рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на деле оно достаточно оптимистично. То есть несмотря на то, что смерть человека печальна, это не означает, что тление торжествует. В итоге жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующие поколения.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в грустных размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте ни оказался лирический герой, всё в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления о времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Написано произведение четырехстопным ямбом, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Это классическая элегия с реалистичными мотивами, которая представляет собой печальные раздумья о жизни и смерти. Лирический герой, думая о конце жизни, внутренне смиряется с этим.

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли.

    Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.

Все они подчёркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой темой. Они подчёркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придёт и за ним.

Читайте также: