Сочинение братья кирсановы и базаров

Обновлено: 04.07.2024

И если Николай Петрович хотя бы пытается понять взгляды Базарова, то Павел Петрович понимать идеи главного героя отказывается. Павел Петрович негативно относится к идее Базарова о том, что аристократия мешает общественному развитию, поскольку сам Павел Петрович видел в аристократии основную общественную силу. Базаров выступает против патриархальности, которую уважает Павел Петрович.

Автор показывает, что нигилистические воззрения Базарова полностью противоречат привычному образу жизни братьев Кирсановых, их представлениям об окружающем мире, поэтому они не могут принять его взгляды. Базаров отрицает все то, во что верят Кирсановы, все то, что ценно для них. Автор показывает, что братья Кирсановы, которые были дворянами по происхождению, не могут прийти к общему с разночинцем Базаровым, они живут будто бы в разных мирах для того, чтобы прийти к компромиссу. Принять нигилистические идеи Базарова – значит, отказаться от прежней жизни. Но Кирсановы не хотят отказываться от привычного образа жизни, их абсолютно все устраивает. Всю свою жизнь воспитывавшиеся и живущие в одних условиях, Павел Петрович и Николай Петрович не могут изменить свое мировоззрение после беседы с нигилистом, поэтому Николай Петрович понимает идеи Базарова, но не принимает их, а Павел Петрович и вовсе не стремится понять мировоззрение центрального персонажа. И.С. Тургенев показывает, что принять нигилистические идеи Базарова не позволяют другие взгляды Кирсановых на жизнь и окружающую действительность.

Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.

Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Ваш брат, дворянин, дальше благородного

Кипения дойти не может.

В борьбе этих двух мировоззрений — основной конфликт

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественными науками. Развивать и обогащать науку — вот куда направлены интересы будущего врача.

Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине. В России ему делать нечего!

Сравнительная таблица

Сочинение: Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Одна из важнейших черт творчества Ивана Сергеевича Тургенева — желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким произведением, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман “Отцы и дети”. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя волнует другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений — разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова — построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.

Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — “английская свобода” (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По внешности, по убеждениям Павел Петрович — аристократ. Правда, как пишет Писарев, “убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит” и “по привычке” доказывает в спорах необходимость “принсипов”. В чем же заключаются эти “принсипы”? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.’ Павел Петрович не переносит инакомыслия и яростно защищает доктрины, которым “постоянно противоречили его поступки”.

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Следующий вопрос касаегся нигилизма и роли нигилистов в жизни.

Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Таково одно из основных положений этого течения, которое подразумевает независимость человека, как внутреннюю, так и внешнюю.

Базаров, этот “волосатый”, одет небрежно, в “длинный балахон с кистями”, “его полотняное пальто, панталоны запачканы в грязи”. И такой внешний вид не случаен: это прямое отрицание общепринятых норм, моды, противопоставление своей “одежонки” аккуратности и изящности костюма Павла Петровича.

Внутренняя же независимость заключается прежде всего в самостоятельности мышления, а отсюда — уверенность в правоте своих убеждений. И действительно, Базаров категоричен, подчас резок, но всегда уверен в своих суждениях, он не волнуется в споре, как Павел Пегрович, и сохраняет “невыразимое спокойствие”. Нигилисты не признают авторитетов, а значит, для них важна суть проблемы, а не общественное мнение о ней. Все подвергать сомнению является, безусловно, движущей силой развития мысли, прогресса.

Но нельзя не отметить, что нигилизм в своих крайних проявлениях подчас может привести к отрицанию всех общечеловеческих ценностей, принципов, о чем и говорит Павел Петрович. Ведь существуют такие вещи, которые невозможно подвергать сомнению, их надо просто принять на веру. Это понятия о добре и зле, хорошем и плохом. Если же отвергнуть веру в эти моральные основы человеческого существования, невозможно осознать и определить, что же такое нравственность: “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Так говорит Павел Петрович. Он осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут “без принсипов”; считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. На это Базаров отвечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Под отрицанием “всего” Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же является народная польза.

Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. Павел Петрович любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними “морщится и нюхает одеколон”. Кирсанов толкует о России, о “русской идее”, но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении Отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Базаров близок к простому народу своим отношением к труду. Тургеневский герой — разночинец, он изначально по своему социальному положению должен был работать. Его увлекает работа, так как она является непременным условием самоуважения и удовлетворения для Базарова.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Но Базаров отрицает все, у него другая мораль: нравственно то, что полезно. Целесообразность — вот главное мерило ценности поступков и явлений у Базарова. Поэтому и природу он воспринимает только как мастерскую, где человек должен быть хозяином и использовать знания для достижения своих целей: “Природа не храм”. Базаров отказывается от великих достижений культуры: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является дуэль.

На чьей стороне автор?

Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В.Г. Белинскому — человеку 40-х годов, у которого было такое же “страстное, грешное, бунтующее сердце”, как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, — огромная заслуга писателя.

Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывают превосходство новых прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.

Взгляды героев противопоставлены друг другу, они из разных поколений, из-за чего между ними огромная пропасть. Казалось бы, возраст

в романе новое поколение отрицает весь тот фундамент, что строили их предки, они хотят разрушить его. Хотя ничего нового взамен предложить не могут. Самое главное в образе героя то, что он принимает лишь то, что приносит пользу, а аристократы того времени, по его мнению, бесполезны.

Кирсанов-сторонник старого поколения. Он аристократ и твердо уверен, что этот слой общества завоевал свое место делами. Живя в деревне у брата, Павел продолжает держать себя, как настоящий аристократ. Он носит костюм, походка его уверена, речь и внешность: все говорит об интеллекте героя. Павел Кирсанов рьяно доказывает свои идеи Евгению, своему оппоненту молодого поколения. Кирсанов выступает за нравственные принципы, однако стоит заметить, что они никак не сходятся с его жизнью. Герой проводит дни в празднике.

Оба героя очень похожи между собой, их характеры совсем не противоположны: они оба борются за свою идею, хотя при этом практически ничего полезного не приносят обществу. И этому есть свое место в романе. Поколения всегда похожи между собой, они находятся в неразрывной связи, но каждое колено приносит за собой идеи и взгляды, которые могут отличаться. В романе основной план занимает столкновение поколений, так похожих, но отрицающих друг друга.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов

Несмотря на все свои разногласия, оба героя во многом сходны. И Павел, и Евгений — личности волевые, сильные. И, оба они подвержены рассуждениям на отвлеченные темы. В этом и состояла проблема. Базаров, желая глобальных перемен и действий, ведущих к этому, не выходит за рамки рассуждений, так же как и Кирсанов.

Но, в конце концов, Евгений сталкивается с тем, что казалось ему раньше пустым. Как бы Базаров не отрицал любовь, считая ее полнейшей ерундой — он влюбляется. И, умирая, переосмысливает свои взгляды. То, что он отрицал всю свою жизнь, оказывается неотъемлимой частью существования человека.

Но и обстановка, царящая в либеральных обществах, ярким примером которого является семья Кирсановых, не может способствовать его полноценному развитию. Проблема разлада, основанная на этих течениях, и показана Тургеневым в романе со всеми своими принципами и проблемами. А главное, — это то, что односторонность взглядов обоих сторон ведет лишь к бездействию, либо же действиям необдуманным.

Роман Тургенева посвящен проблеме противостояния двух идеологических общественных направлений того времени. На первый взгляд кажется, что это — вечная проблема старшего и младшего поколений, их недопонимание друг друга. Но, оказывается немного иначе. С одной стороны — либералы, ярые защитники установленных укладов жизни, с другой же — нигилисты, отрицающие все эти порядки. На противопоставлении одних взглядов другим и построено это произведение. Показано это на примере двух героев романа — Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Действия, описываемые в романе, происходят в середине 19 века. В это время зарождение новых идеалов и принципов жизни только начало свое развитие. Люди, следовавшие им, не осознавали полностью и до конца значимости этого общественного явления. И, следовали ему, в большинстве своем, потому, что это было модно.

Нигилисты отрицали все то, что было установлено веками: существующий общественный и государственный порядки и многое другое. И, задача их, в то время, состояла в том, чтобы подорвать эти уклады, разрушить. Но, построить что-то новое на развалах старого они не могли. Да, и мало кто задумывался об этом. Это очень четко передает один из разговоров Павла с Базаровым. На слова Кирсанова о том, что надо же кому-то и строить, Евгений ответил, что это уже не их забота

Павел Кирсанов и Евгений Базаров – люди разных эпох и разных мировоззрений. Автор специально сталкивает их в одном месте, чтобы показать насколько не похожи друг на друга эти персонажи. Споры, возникающие между ними, затрагивают разные темы: любовь, дружба, политика, социальные вопросы. Но разница двух героев не только во взглядах, но даже внешне они очень сильно отличаются.

Евгений Базаров – бедный студент-медик, молодой человек, который является нигилистом и отвергает все принятые обществом нормы. Одним из главных качеств героя является ирония, с которой он относится к себе и окружающим. многие боятся его острого языка и его насмешек. В силу своей уверенности Евгений имеет множество последователей. Базаров изображается Тургеневым ярким представителем второй половины XIX века.

Павел Кирсанов – представитель старшего поколения, дворянин. Герой является добрым, дружелюбным человеком, обладающим критическим умом и способным здраво мыслить. Однако, будучи аристократом, он настолько далек от крестьянства, от проблем простых людей, что его советы по поводу общественной жизни кажутся смешными.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова

Базаров Кирсанов
Внешность: бедный, плохо одетый молодой человек, которого мода совершенно не интересовала, выглядел неопрятно, быстрая походка. Внешность: внимательно следил за своей внешностью и своим гардеробом, всегда был опрятен и ухожен. Медленно ходит, будто показывая все свое достоинство.
Происхождение: из бедной семьи, сын военного лекаря. Происхождение: дворянин, сын генерала, никогда не нуждался в деньгах.
Образ жизни: Базаров был очень активным молодым человеком, постоянно занимающимся какой-либо деятельностью. Он рано вставал, много работал, много ел и пил. Образ жизни: вел размеренную и спокойную жизнь
Любовные отношения: циник, который считает, что любви не существует. Когда же это чувство охватывает и его, не знает, как себя вести, теряется. Любовные отношения: романтик, однолюб. Всю жизнь любил одну женщину, несмотря на то, что с ней у него ничего не получилось.
Отношение к крестьянам: презирает их за неграмотность, но по-человечески жалеет их и понимает их проблемы. Отношения к крестьянам: не понимает их проблем, отворачивается от них при встрече, хотя считает себя другом простого люда.

Читайте также: