Сочинение про сказки чуковского

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Номинация:

Проза

к 135-летию со дня рождения поэта-писателя

Подготовила:

Василенко Алина Михайловна

05.06.2006 год

357960 с.Левокумское ул.Пролетарская, 134

357960 с.Левокумское, ул.Пролетарская, 177

Руководитель:

Осенина Татьяна Владимировна

с.Левокумское 2017 год

31 марта 2017 года исполнится 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, поэта и переводчика, публициста и критика, литературоведа и известного детского писателя.

В 2017 году 31 марта большой детский праздник – 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, поэта и переводчика, публициста и критика, литературоведа и известного детского писателя. Он – автор забавных, веселых и восхитительных произведений для детей.

Какая это радость в доме – книги со сказками Чуковского. С самого раннего детства с творчеством замечательного поэта-писателя познакомила меня моя мама. Стихи и сказки Чуковского очень задорные, веселые и немного грустные. Я не знаю человека, поэта, который так просто и ясно, так неожиданно и так весело разговаривал бы с ребятами на страницах своих детских книжек. Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм Они быстро запоминаются, привлекают сменой картин, причудливым переплетением реального с фантастическими сказочными приключениями.

Стихи Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора,

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали: Ква, ква, ква!

Крылышками помахала,

Стало море потухать

Со всеми врагами

Готов он сразиться

И никогда Никого Не боится.

Он весел и ловок,

Он мал, да удал,

Я век не вида.

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руках его горит

Маленький фонарик.

Создавая сказки для малышей, К. И. Чуковский следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение. Каждая сказка писателя имеет свой завершенный сюжет, в основе конфликта лежит, как правило, борьба добра со злом. Идея сказки заключается в победе добра над злом, в торжестве счастья, светлого начала.

Что случилось?

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться , нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Рада, рада, рада, рада детвора

То-то рада, то-то рада вся звериная семья,

Поздравляют, прославляют удалого Воробья

Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули…

И обрадовались блюдца:

Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!

И хохочут и смеются:

Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!

Дети легко запоминают сказочные образы, называют их ласковыми именами, дают своим игрушкам прозвища по Чуковскому.

На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет сказок, образы, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго

Очень тонко, с большим чувством меры использует поэт комическую деталь. Так, в сказке “Тараканище” кот едет “задом наперед”, “жаба – на метле”, а слониха так расплясалась, “что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала”, в “Приключениях Бибигона” герой “в паутине бьется” и “прямо в миску с молоком летит оттуда кувырком”. Широко привлекает Чуковский и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “комарики”, “трамвайчики”, “кусточки”, “таракашечка”,

“букашечки” и т. д. Движение стиха создается и его особой ритмической организацией. Чуковский отдает предпочтение хорею:

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит… (“Доктор Айболит”.) Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и девочки… (“Краденое солнце”.) Парная рифма также является почти постоянной в стихах: И пришла к Айболиту лиса: “Ой, меня укусила оса!” (“Доктор Айболит”.) Восемнадцать воронят На несчастного глядят, Ухмыляются, а сами Знай долбят его носами… (“Приключения Бибигона”.)

Напевность, плясовые ритмы естественно “входят” в художественную ткань

Тара-ра, тара-ра, Заплясала мошкара. Веселится народ Муха замуж идее За лихого, удалого Молодого Комара! (“Муха-Цокотуха”.)

Привлекает детей и игра звуков – звукоподражание:

И такая дребедень Целый день: Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень! (“Телефон”.) И обрадовались блюдца: Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! (“Федорино горе”.)

Часто аллитерации помогают “нарисовать” зрительный образ явления или предмета:

И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как трещотки… (“Мойдодыр”.) Сапоги скрипят, Каблуки стучат… (“Муха-Цокотуха”.)

Иногда поэт включает в сказку и своеобразное “обыгрывание” слов:

Жила-была мышка Мауси И вдруг увидала Котауси. У Котауси злые глазауси И злые-презлые зубауси. (“Котауси и Мауси”.)

Таковы некоторые, наиболее характерные особенности сказок К. И. Чуковского. Этот своеобразный поэтический мир, созданный по особым законам творчества, в обобщенной, иногда несколько условной форме отражая действительность, решал целый ряд воспитательных и познавательных задач. Чуковский-художник и Чуковский-педагог неотделимы.

Оказавшись в Африке, 10 дней он должным образом не ест, не пьет, весь предаётся своему делу, что учит врачам нашего времени быть истинным лекарем и незаменимым помощником в здоровом образе жизни. Он безотказно помогает и лечит всех, доказывая веру в добро и победу над горестями. Айболит учит состраданию по отношению к живым существам, которых тоже создала природа для этого мира.

Произведение прививает детям чувство ответственности, долга и чести во время любых препятствий. Детским языком, направляя в праведный путь, воспитывая развивающий интеллект с чуткостью оказывать своевременную помощь нуждающимся.

Кроме доктора Айболита описываются персонажи, которые ему помогли преодолеть трудности во время поездки в Африку, а именно в Лимпопо, оказав неизменную помощь в доставке врача целым и невредимым. Автор отмечает любую помощь, оказанную во время долгой дороги и лечения, и даже действия врага Бармалея. Именно он преграждает путь врачу, вредя своей враждой, завистливостью и злостью.

Чуковский делает ударение на дружбу с большой буквы, к дружбе не только с близкими, но и со всем не знакомым, но с добрыми существами. Это и приближает живых существ и помогает жить дружно и быть равными друг с другом.

Когда Доктор Айболит, жил в городе Пиндемонте в лечении всех жителей принимал подмогу от утки Кики, совы Бумба и многих других персонажей. Сплоченная работа желающих мир сделать лучше не остается не замеченным, доказывая положительным высказыванием в адрес Айболита, восхваляя его способности и доброту, которая заразно действует на окружающих ему живых существ.

Преодолевая препятствия на жизненном пути, он обретает друзей, которые в свою очередь отвечает ему взаимностью и всегда оказываются рядом. Профессия доктору помогает завоевать уважение, призвание и честь.

В стихотворениях Чуковского с умением получается смена образов, соблюдение графичности и лиричная живопись. Речь звучит музыкально и поэтично, а в ритме играет переменчивость и подвижность. Рифмы загружены смыслом и не загромождены прилагательными, создающие некую игру слов.

Поэзия богата эмоциональными повторами, интересными как для детей так и для взрослых. Дети с удовольствием просят прочесть эту сказку вновь и вновь, благодаря мастерству написания и содержательности произведения, до наших дней сохранившего свою актуальность.

Хороший сказочный образ — как хрустальный бокал. Каждое время наливает в него свое вино (молодец, красиво сказала!). С тех пор как победило кино, этот принцип можно не проверять и не доказывать. Пока окололитературные комментаторы тщатся отличить злостный плагиат от естественного прорастания идеи, кино без разговоров берет своё, выпускает какой-нибудь сиквел римейка и дело с концом. А можно ли придумать для тяжело больного XX столетия образ более желанный, нежели улыбающееся лицо доброго доктора.

Практически одновременно (в 1967 году) русскоязычная аудитория увидела фильм про доктора Айболита, а англоязычная — про доктора Дулиттла.


Писатель Корней Чуковский

Он не брал за лечение денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить и бродяг, и жуликов. Он помогал даже животным: лошади, коровы, кошки, собаки, и даже ворон были его пациентами. И все больные его беззаветно любили. Поэтому и не удивительно, что Корней Чуковский мог написать с него доктора Айболита.

Цемах Шабад умер 20 января 1935 года от заражения крови. За его гробом шли более тридцати тысяч горожан.

Маршрут Айболита

Казалось бы, что ближайший путь из Петербурга к Африке — морской или же сушей на юг. Но доктор, видимо не знает, где находиться Африка. Запомнив только последнее слово, он повторяет его:

И одно только слово твердит Айболит:

Так как температура воздуха меняется очень быстро (А в лицо ему ветер, и снег, и град), ясно, что доктор Айболит двинулся, всё — таки не на юг. Можно предположить, что Айболит попал в тайгу:

Из-за ёлки выбегают мохнатые волки. Доктор двинулся на север и достиг в конце осени или в начале зимы моря. Но вот перед ними море — Бушует, шумит на просторе.

Какое это может быть море? Это может быть Белое, Баренцево или Балтийское море.

…Но тут выплывает кит: «Садись на меня, Айболит.

В каком море могут плавать киты? В Балтийском море киты не водятся, Белое море — слишком мелкое, Баренцево море глубже, значит, киты могут плавать только в Баренцевом море. Крупный порт на берегу Баренцева моря – Мурманск. Айболит сел на кита и поплыл в Африку через Баренцево, Гренландское, Норвежское моря, по Атлантическому океану. Высадился Айболит на северо-западном берегу Африки.

Кит довёз Айболита до ближайшей точки Африки — побережье Марокко. Но Айболит не может попасть к больным зверям, потому что перед ним горы:

  • И горы встают перед ним на пути,
  • И он по горам начинает ползти,
  • А горы всё выше, а горы всё круче,
  • А горы уходят под самые тучи!
  • Это Атласские горы, так как они расположены в Марокко. Дальше Айболит полетел на орле.
  • И сейчас же с высокой скалы
  • К Айболиту спустились орлы
  • Но орлы не летают далеко. Так куда же приземлился доктор?
  • Сидит и плачет в Африке
  • Печальный Гиппопо.
  • Он в Африке, он в Африке
  • Под пальмою сидит
  • И на море из Африки
  • Без отдыха глядит:
  • Не едет ли в кораблике
  • Доктор Айболит?

Доктор должен приземлиться где-то на побережье, туда, куда могут добраться и страусята, и носороги, и слоны, и бегемоты, и верблюды.

Акулы живут в океане. Носороги, страусы, слоны, гиппопотамы и жирафы живут в саванне. А верблюды в пустыне. Поэтому орлы должны приземлиться, где то на границе саванны и пустыни. Возможно, это берег Сенегала — город Дакар.

Почему город Дакар можно считать конечной точкой путешествия Айболита? Да потому, что в Дакар могут быстро и легко добраться звери из саванны, пустыни и даже акула из океана.

Корней Иванович Чуковский (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – знаменитый детский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик и переводчик. Автор знаменитого “Мойдодыра”, “Айболита” и “Мухи – Цокотухи”, “От двух до пяти”.

Корней Иванович Чуковский - детский поэт с большой буквы

Краткая биография – Чуковский К. И.

Вариант 1

Корней Иванович Чуковский, настоящее имя Корнейчуков Николай Васильевич (1882 — 1969), поэт, прозаик, переводчик.

Родился 19 марта (31 н.с.) в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен, когда по специальному указу учебные заведения “освобождали” от детей “низкого” происхождения.

В 1905 организовал еженедельный сатирический журнал “Сигнал” (финансировал его певец большого театра Л.Собинов), где помещались карикатуры и стихи антиправительственного содержания. Журнал подвергся репрессиям за “поношение существующего порядка”, издатель был приговорен к шести месяцам заключения.

После революции 1905 — 1907 критические очерки Чуковского появились в различных изданиях, позднее были собраны в книгах “От Чехова до наших дней” (1908), “Критические рассказы” (1911), “Лица и маски” (1914) и др.

В 1912 поселился в финском местечке Куоккола, где подружился с И. Репиным, В. Короленко, Л. Андреевым, А.Толстым, В.Маяковским и др.

Позднее напишет мемуарно-художественные книги об этих людях. Многогранность интересов Чуковского выразилась в его литературной деятельности: издает переводы из У.Уитмена, изучает литературу для детей, детское словесное творчество, работает над наследием Н. Некрасова, своего любимого поэта. Выпустил книгу “Некрасов как художник” (1922), сборник статей “Некрасов” (1926), книгу “Мастерство Некрасова” (1952).

В 1916 по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства “Парус” и начинает писать для детей: стихотворные сказки “Крокодил” (1916), “Мойдодыр” (1923), “Муха-цокотуха” (1924), “Бармалей” (1925), “Айболит” (1929) и др.

Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода: “Принципы художественного перевода” (1919), “Искусство перевода” (1930, 1936), “Высокое искусство” (1941, 1968). В 1967 вышла книга “О Чехове”.

В последние годы жизни выступал со статьями-эссе о Зощенко, Б.Житкове, А. Ахматовой, Б.Пастернаке и многих других.

В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1968 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы.

Вариант 2

Вариант 3

Вернувшись из Англии, писатель окончательно перебирается в Петербург, где издаёт еженедельный сатирический журнал “Сигнал”. За свои антиправительственные взгляды Чуковский подвергается гонениям, претерпевает арест.

Но революционные события в стране меняют его положение. Работы Чуковского активно издаются. В годы первой мировой войны он трудится на ниве военной журналистики за рубежом.

С 1916 года Чуковский становится руководителем детского отдела издательства “Парус” и начинает писать для детей.

После революции 1917 года отношения с властями быстро портятся, что не мешает писателю обретать вес в литературных кругах и всенародную любовь.

На протяжении всей жизни Чуковский занимается критикой, литературными переводами, выступает перед публикой. В 1926 году заканчивает библиографические труды посвящённые творчеству Н.Некрасова. Ведёт правозащитную деятельность, в условиях тоталитарного режима оказывает поддержку А.Солженицыну, Б.Пастернаку. В 1962 году К.И.Чуковский становится доктором литературы Оксфордского университета.

Писатель оставил литературные свидетельства о своём знакомстве со многими выдающимися людьми, среди которых И. Репин, В.Маяковский, А.Блок, А.Толстой, М. Зощенко, А.Ахматова, Л.Андреев, А. Куприн, английские писатели Г.Уэллс, А.Конан-Дойл. Но все его достижения в литературе меркнут перед детскими произведениями.

Со своей супругой писатель прожил более пятидесяти лет, вплоть до её смерти. В браке родилось четверо детей, которые стали главными вдохновителями его творчества.

Он умер 28.10.1969 года и был похоронен в Переделкино под Москвой.

Биография Чуковского по годам

Основные даты жизни и творчества К. И. Чуковского

1882, 19 (31) марта – в Санкт-Петербурге родился Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков), внебрачный сын крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой и студента Эммануила Соломоновича Левенсона.

1885 – семья переехала в Одессу.

1898 – Чуковский исключен из гимназии.

25 мая – венчание с Марией Борисовной Гольдфельд в Одессе.

1904, 2 июня – рождение в Одессе сына Николая.

Сентябрь – отъезд из Лондона в Одессу.

1905, март – приезд в Петербург и начало публикаций в петербургской печати.

Декабрь – арест и освобождение под залог, внесенный М. К. Куприной.

1906, февраль – бегство от следователя в местечко Меддум Двинской губернии.

Осень – семья Чуковских поселилась в Куоккале под Петербургом (ныне поселок Репино).

1907, 11 марта – рождение дочери Лидии.

9 сентября – знакомство с И. Е. Репиным.

1910, 30 июня – рождение сына Бориса.

1913 – поездка в Минск, Витебск, Смоленск, Двинск, Либаву, Гомель, Бобруйск с лекцией о футуристах.

1916, февраль-март – вторая поездка в Англию в составе делегации русских журналистов по приглашению британского правительства.

21 сентября – знакомство с А. М. Горьким.

1917, январь – лекции о Горьком и Уитмене в Петрограде.

Июнь – поездка в Москву с чтением лекций в московском Доме искусств.

19 ноября – открытие Дома искусств в Петрограде.

1920, 24 февраля – рождение дочери Марии (Муры).

1921, апрель-май – выступления на вечерах Блока, поездка с Блоком в Москву.

Июль – арест Л. К. Чуковской и ее ссылка в Саратов.

1927, сентябрь – возвращение Л. К. Чуковской из ссылки.

1930, начало года – тяжело заболела туберкулезом младшая дочь Мура.

Сентябрь – поездка с Мурой в Крым для лечения.

Ноябрь – возвращение в Москву.

1931, 10 ноября – смерть Муры.

6 декабря – возвращение К. И. Чуковского в Ленинград.

1932 – участие в работе Пленума ВЛКСМ, речь в защиту сказки.

1935 – выступления в Москве с лекциями и чтением сказок.

1936 – участие в совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, в подготовке к 100-летней годовщине со дня смерти А. С. Пушкина, в работе X съезда ВЛКСМ.

Август – поездка в Киев, пребывание у Л. Квитко, знакомство с А. С. Макаренко.

1937 – новая поездка в Одессу.

6 августа – арестован второй муж Л. К. Чуковской, физик М. П. Бронштейн.

1939, май – поездка в Киев на юбилей Т. Г. Шевченко.

Декабрь – получено известие о смерти М. П. Бронштейна.

Июнь – начало войны, работа в Совинформбюро; оба сына уходят на фронт.

Октябрь – эвакуация в Ташкент; выступления в ташкентских школах и клубах.

1943 – возвращение из эвакуации в Москву, выступления с лекциями.

1947–1948 – работа над редактированием и комментированием сочинений Н. А. Некрасова.

1955, 21 февраля – смерть М. Б. Чуковской.

1957, апрель – широко отмечен 75-летний юбилей Чуковского; он награжден орденом Ленина; начал строительство детской библиотеки в Переделкине.

Октябрь – библиотека открылась и передана в дар государству.

1963 – знакомство с А. И. Солженицыным.

1965, 4 ноября – внезапная смерть Н. К. Чуковского.

Осень – вышли в свет два первых тома Собрания сочинений.

1966 – вышли два следующих тома Собрания сочинений.

5 октября – К. И. Чуковский госпитализирован с подозрением на болезнь Боткина.

28 октября – скончался в Кунцевской больнице под Москвой.

Полная биография — Чуковский К. И.

Корней Иванович Чуковский (1882–1969) – русский поэт и детский писатель, журналист и литературовед, переводчик и литературный критик.

Детские и юношеские годы

Корней Иванович Чуковский – это псевдоним поэта, его настоящее имя – Корнейчуков Николай Васильевич. Родился он в Санкт-Петербурге 19 марта 1882 года. Его мать, полтавская крестьянка Корнейчукова Екатерина Осиповна, работала прислугой в семье богатого врача Левенсона, приехавшего в Санкт-Петербург из Одессы.

Горничная Катерина три года жила в незаконном браке с хозяйским сыном студентом Эммануилом Соломоновичем, родила от него двоих детей – старшую дочь Марусю и мальчика Николая.

Однако отношениям своего сына с крестьянкой воспротивился отец Эммануила. Левенсоны были владельцами нескольких типографий в разных городах, и такой неравный брак никогда не мог стать законным. Вскоре после того, как родился будущий поэт, Эммануил Соломонович оставил Екатерину и сочетался браком с женщиной своего круга.

Маму свою Корней Иванович очень любил и всегда вспоминал о ней с теплотой и нежностью. С раннего утра до позднего вечера она стирала и гладила другим людям, чтобы заработать денег и прокормить детей, при этом умудрялась успевать вести дом и вкусно готовить еду. В их комнатке во флигеле всегда было уютно и чисто, даже нарядно, потому что стояло много цветов и повсюду висели расшитые узорами занавески и полотенца. Всё всегда сверкало, мама была необыкновенной чистюлей и в их маленькое жилище вкладывала свою широкую украинскую душу. Она была неграмотной крестьянкой, но приложила все усилия, чтобы её дети получили образование.

В пятилетнем возрасте мать отдала Колю в детский сад мадам Бехтеевой. Он хорошо запомнил, как там рисовали картинки и маршировали под музыку. Потом мальчик пошёл учиться во вторую одесскую гимназию, но после пятого класса его отчислили из-за низкого происхождения. Тогда он занялся самообразованием, изучал английский язык и очень много читал книг. Литература вторглась с его жизнь и полностью завладела мальчишеским сердцем. Каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал запоем без разбора.

У Николая было очень много друзей, с которыми он бегал на рыбалку или запускал воздушного змея, лазил по чердакам или, спрятавшись в больших мусорных ящиках, мечтал о путешествиях в дальние страны. Он пересказывал мальчишкам прочитанные книги Жюля Верна и романы Эмара.

Чтобы помочь матери, Николай пошёл работать: чинил рыбацкие сети, расклеивал театральные афиши, красил заборы. Однако чем старше он становился, тем менее нравилась ему мещанская Одесса, он мечтал уехать отсюда в Австралию, для чего и учил иностранный язык.

Журналистская деятельность

Когда Николай пришёл в редакцию в первый раз, на его прохудившихся штанах зияла огромная дырка, которую он прикрывал большой и толстой книгой, взятой с собой именно для этой цели. Но совсем скоро его публикации стали такими популярными и любимыми среди читателей газеты, что он стал зарабатывать по 25–30 рублей за месяц. По тем временам это были весьма приличные деньги. Сразу же под первыми своими статьями молодой автор стал подписываться псевдонимом – Корней Иванович Чуковский, позднее присоединил ещё фиктивное отчество – Иванович.

Командировка в Англию

Когда выяснилось, что во всей редакции только один Корней знает английский язык, руководство предложило ему поехать в качестве корреспондента в командировку в Лондон. Молодой человек совсем недавно женился, семье нужно было становиться на ноги, и его соблазнил предложенный оклад – 100 рублей ежемесячно. Вместе с супругой Чуковский отправился в Англию.

Очень сильно понравилась Чуковскому Англия. Правда, поначалу его язык, изученный самостоятельно, никто не понимал. Но для Корнея это была не проблема, он улучшал его, с утра до вечера занимаясь в библиотеке Британского музея. Здесь же он нашёл подработку в том, что переписывал каталоги, а заодно в оригинале прочитал Теккерея и Диккенса.

Творческий литературный путь

Выйдя на свободу, Корней какое-то время издавал журнал подпольно, но вскоре понял, что издательское дело ему не подходит. Он посвятил свою жизнь писательству.

Сначала он больше занимался критикой. Из-под его пера вышли очерки о Блоке и Бальмонте, Куприне и Чехове, Горьком и Брюсове, Мережковском и Сергееве-Ценском. С 1917 по 1926 годы Чуковский трудился над работой о своём любимом поэте Некрасове, в 1962 году он получил за неё Ленинскую премию.

И когда он был уже довольно известным критиком, к Корнею пришло увлечение детским творчеством:

Впервые в детских произведениях прозвучала новая интонация – малышей никто не поучал. Автор шутливо, но при этом всегда искренне радовался вместе с маленькими читателями красоте окружающего мира.

Советские дети выросли на его стихах и сказках, потом читали их своим детям и внукам. До сих пор многие из нас помнят наизусть:

За свои творческие достижения Чуковский имел награды: три ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина, многочисленные медали и степень доктора Оксфордского университета.

Личная жизнь

Первая и единственная любовь пришла к Корнею Ивановичу совсем в юном возрасте. В Одессе на соседней улице проживала еврейская семья Гольдфельд. У главы семейства бухгалтера Арона-Бера Рувимовича и его супруги домохозяйки Тубы Ойзеровны подрастала дочь Мария. Черноглазая и пухленькая девушка очень нравилась Чуковскому.

Когда выяснилось, что и он Маше не безразличен, Корней сделал ей предложение. Однако родители девушки были против этого брака. Отчаянная Мария сбежала из дома, и в 1903 году влюблённые обвенчались. Это был первый, единственный и счастливый брак для обоих.

В семье родилось четверо детей, троих из них отец Корней Иванович Чуковский пережил.

В 1904 году появился на свет их первенец – сын Коля. Как и отец, всю жизнь он занимался литературной деятельностью, став знаменитым советским писателем Николаем Корнеевичем Чуковским. Во время Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, оставался в блокадном городе. В 1965 году он скончался внезапно во сне. Смерть сына стала для 83-летнего Корнея Ивановича тяжелейшим ударом.

В 1910 году родился сын Борис. В 31-летнем возрасте он погиб недалеко от Бородинского поля, возвращаясь из разведки. Это случилось практически сразу после начала Отечественной войны, осенью 1941 года.

Самая младшенькая дочь Мария в семье Чуковских родилась в 1920 году. Поздний ребёнок был всеми безумно любим, её ласково называли Мурочка, именно она стала героиней большинства детских рассказов и стихов отца. Но ближе к 10 годам девочка заболела, у неё был неизлечимый костный туберкулёз. Малышка ослепла, перестала ходить и сильно плакала от боли. В 1930 году родители отвезли Мурочку в Алупкинский санаторий для детей-туберкулёзников.

Два года Корней Иванович жил, как во сне, ездил к больной дочери, вместе с ней сочинял детские стихи и сказки. Но в ноябре 1930 года девочка умерла на руках у отца, он собственноручно сделал для неё гроб из старого сундука. Мурочку похоронили там же, в Крыму.

Именно после её смерти свою любовь к дочери он перенёс на всех детишек Советского Союза и стал всеобщим любимцем – дедушкой Корнеем.

Его супруга Мария умерла в 1955 году, раньше мужа на 14 лет. Каждый день Корней Иванович ходил на её могилу и вспоминал счастливые моменты их жизни. Он отчётливо помнил её бархатную кофточку, даже запах, их свидания до рассвета, все радости и беды, которые им приходилось переживать вместе.

В последние годы жизни Корней Иванович проживал в Переделкино на даче. Часто у себя он собирал детишек, приглашал на такие встречи известных людей – артистов, лётчиков, поэтов и писателей. Детвора обожала эти посиделки с чаем на даче у дедушки Корнея.

28 октября 1969 года Корней Иванович скончался от вирусного гепатита. Похоронили его на кладбище в Переделкине.

На этой даче сейчас действующий музей писателя и поэта дедушки Корнея.

17 интересных фактов из жизни Чуковского

Корней Иванович родился 31 марта 1882 года, так что многие уже и не помнят ответа на этот совершенно не сложный вопрос


Текст: Андрей Цунский

Через год об этом человеке будут говорить куда больше, чем сегодня. Людей привлекает даже приблизительная округлость цифры, хотя спустя одиннадцать лет юбилей будет просто историческим.

Но тем не менее, уже сегодня можно предположить несколько подходов к написанию различных юбилейных статей, речей и даже сценариев.


  • Кому велено чирикать —
  • Не мурлыкайте!
  • Кому велено мурлыкать —
  • Не чирикайте!
  • Не бывать вороне
  • Коровою,
  • Не летать лягушатам
  • Под облаком!

Ох, чувствую, несдобровать Корнею Ивановичу. Характерные дамы уже рыщут наверняка по мемуарам и архивам.


Ну да от этой нелюбви Чуковского уже защищают два метра земли, пятьдесят два года после смерти и миллионы тиражей. Это когда-то его могли заставить побледнеть такие вот вопросики и выводы:

А я ведь знаю одну весьма симпатичную даму - по фамилии Васильчикова. А может, она - ванина родственница? Спросить, что ли?

Много может быть всякого, короче говоря, о Чуковском понаписано. И вдруг читаешь:

Если вы знаете биографию Корнея Ивановича, вам ничего пояснять не стоит. Если не знаете – почитайте, компьютер у вас есть. Зачем пересказывать?



О Чуковском хочется писать. Писать, для того чтобы понять, как восторженный любитель английской поэзии стал нервным и не очень-то добрым человеком. Почему обществу взрослых предпочитал категорию от двух до пяти. Как сквозь еще в детстве нанесенную душе травму, сквозь кумачовую злобу советской жизни, через потерю свободы, через вынужденную лавировку между нищетой и тюрьмой пытался пронести любовь к Языку и Детям. А еще потому – что в мире Чуковского есть что понять. Он сам – литература. В его жизни есть высокая трагедия (и если бы только одна или хотя бы две!), множество драм, фарсы, комедии, анекдоты – все жанры. О нем можно было бы написать целую полку романов. Одна лишь помеха. Когда речь о Чуковском, эти романы должны быть написаны хотя бы не хуже, чем им самим.

В общем – не любите Чуковского? Ничего страшного. Зато он вас в свое время любил и о вас подумал. А быть ли благодарными, это уж дело не его, и тем более – не мое. Это уже между вами и Корнеем Ивановичем.

Читайте также: